Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аграрное образование / сетевые формы взаимодействия / внеурочная деятельность / профориентация / agricultural education / network forms of interaction / extracurricular activities / career guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Н. Емельянов, Е.П. Якимович

В данной статье рассматривается проблема профориентационной работы в области аграрного образования, которое в настоящее время является основой для обеспечения продовольственной безопасности страны. Авторы дают оценку ключевым подходам к профориентации: информационному, диагностико-консультационному, развивающему и активизирующему, а также предлагают пути повышения эффективности работы организаций высшего и среднего профессионального аграрного образования, направленной на привлечение абитуриентов к обучению по профессиям и специальностям, способным качественно изменить ситуацию в агропромышленном комплексе. В качестве таковых можно выделить повышение имиджа организаций высшего и среднего профессионального аграрного образования, создание образа успешности представителей сельскохозяйственных профессий, использование технологий умной рекламы, обращающей внимание потенциальных абитуриентов на образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для агропромышленного комплекса, поддержка школьных исследовательских проектов в области сельского хозяйства, организация профессионально ориентированной довузовской подготовки учащихся из сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Н. Емельянов, Е.П. Якимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF CAREER GUIDANCE IN THE FIELD OF AGRICULTURAL EDUCATION

Тhe article examines a problem of career guidance in the field of agricultural education, which is currently the basis for ensuring the country’s food security. The authors evaluate key approaches to career guidance: informational, diagnostic and consulting, developing and activating, and also suggest ways to improve the efficiency of organizations of higher and secondary vocational agricultural education aimed at attracting applicants to training in professions and specialties that can qualitatively change the situation in the agro-industrial complex. The work highlights: improving the image of organizations of higher and secondary professional agricultural education, creating an image of the success of representatives of agricultural professions, using smart advertising technologies that draw the attention of potential applicants to educational institutions engaged in training personnel for the agro-industrial complex, supporting school research projects in the field of agriculture, organizing professionally oriented pre-university training of students from rural areas the terrain.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.062

Emelyanov A.N., Cand. of Sciences (Agriculture), Director, FSCs of Agrobiotechnologies of the Far East n.a. A.K. aiaiki (Ussuriysk, Russia),

E-mail: emelyanov.prim@yandex.ru

Yakimovich E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Primorsky State Agrarian and Technological University (Ussuriysk, Russia), E-mail: 11021977ay@mail.ru

WAYS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF CAREER GUIDANCE IN THE FIELD OF AGRICULTURAL EDUCATION. The article examines a problem of career guidance in the field of agricultural education, which is currently the basis for ensuring the country's food security. The authors evaluate key approaches to career guidance: informational, diagnostic and consulting, developing and activating, and also suggest ways to improve the efficiency of organizations of higher and secondary vocational agricultural education aimed at attracting applicants to training in professions and specialties that can qualitatively change the situation in the agro-industrial complex. The work highlights: improving the image of organizations of higher and secondary professional agricultural education, creating an image of the success of representatives of agricultural professions, using smart advertising technologies that draw the attention of potential applicants to educational institutions engaged in training personnel for the agro-industrial complex, supporting school research projects in the field of agriculture, organizing professionally oriented pre-university training of students from rural areas the terrain.

Key words: agricultural education, network forms of interaction, extracurricular activities, career guidance

А.Н. Емельянов, канд. с.-х. наук, директор ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока имени А.К. Чайки», г. Уссурийск,

E-mail: emelyanov.prim@yandex.ru

Е.П. Якимович, канд. пед. наук, доц., Приморский государственный аграрно-технологический университет, г. Уссурийск, E-mail: 11021977ay@mail.ru

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается проблема профориентационной работы в области аграрного образования, которое в настоящее время является основой для обеспечения продовольственной безопасности страны. Авторы дают оценку ключевым подходам к профориентации: информационному, ди-агностико-консультационному, развивающему и активизирующему, а также предлагают пути повышения эффективности работы организаций высшего и среднего профессионального аграрного образования, направленной на привлечение абитуриентов к обучению по профессиям и специальностям, способным качественно изменить ситуацию в агропромышленном комплексе. В качестве таковых можно выделить повышение имиджа организаций высшего и среднего профессионального аграрного образования, создание образа успешности представителей сельскохозяйственных профессий, использование технологий умной рекламы, обращающей внимание потенциальных абитуриентов на образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для агропромышленного комплекса, поддержка школьных исследовательских проектов в области сельского хозяйства, организация профессионально ориентированной довузовской подготовки учащихся из сельской местности.

Ключевые слова: аграрное образование, сетевые формы взаимодействия, внеурочная деятельность, профориентация

Проблема продовольственной безопасности становится все более актуальной в условиях внешнеполитического кризиса, с которым столкнулось наше государство. Решить эту проблему возможно только при условии развития агропромышленного комплекса, который нуждается в человеческом капитале новой формации, способном модернизировать данную отрасль экономики.

К сожалению, в настоящее время направления профессионального обучения, связанные с подготовкой специалистов для агропромышленного комплекса, не являются востребованными у абитуриентов, и необходимо проводить колоссальную работу по повышению их привлекательности, что отмечено в «Стратегии развития аграрного образования» [1, с. 72]. В связи с чем следует вести поиск эффективных путей повышения имиджа не только аграрных вузов, но и профессий, связанных с агропромышленным сектором в целом [2]. Поэтому необходимо изменить подходы к профориентационной деятельности, которой должны заниматься не только профильные вузы, но и потенциальные работодатели, что делает данное исследование актуальным.

Целью работы является выявление способов повышения профориентаци-онных мероприятий, направленных на привлечение абитуриентов к обучению на тех направлениях подготовки, которые призваны решить проблему кадрового голода в аграрной сфере. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: определить ключевые подходы к организации профориентационной работы, а также оценить их эффективность и наметить возможные пути совершенствования относительно направлений подготовки, связанных с сельским хозяйством.

Научная новизна исследования состоит в поиске путей повышения результативности работы по привлечению абитуриентов тех образовательных организаций, которые реализуют программы подготовки кадров для сельского хозяйства.

Теоретическая значимость состоит в комплексном анализе различных подходов к организации профориентационной работы учреждениями профессионального обучения.

Профориентационная работа, с нашей точки зрения, представляет собой гибкую систему мероприятий, направленную не только на выявление и сопровождение абитуриентов, способных реализовать свой потенциал в конкретной профессиональной деятельности, но и информирующую их о возможностях и преимуществах обучения в конкретных организациях профессионального образования, а также о способах построения карьеры в рамках будущей профессии.

В настоящее время исследователи выделяют четыре подхода к организации профориентационной деятельности [3], которые также могут быть эффективны в различных комбинациях относительно аграрного образования:

1. Информационный, сущность которого заключается в знакомстве потенциальных абитуриентов с направлениями подготовки, которые реализует образовательное учреждение, и возможностями дальнейшего профессионального развития в профессии.

Такая форма профориентационной работы проводится всеми образовательными организациями, однако необходимо внедрять технологии умной рекламы для повышения ее успешности.

Данный подход целесообразно делать ведущим при организации профориентации в том случае, если у образовательного учреждения не разработан эффективный собственный бренд или если речь идет о новых направлениях подготовки, которые имеют стратегическое значение для развития экономики региона и страны в целом, но не пользуются спросом у абитуриентов [4, с. 53]. Например, в аграрном образовании это могут быть такие направления, как сити-фермер, агроинформатик, сельскохозяйственный эколог. В остальных случаях информационный подход должен быть обязательным, но не ведущим.

В рамках решения задачи по повышению эффективности профориентаци-онной работы в области аграрного образования стоит использовать следующие виды рекламы:

- прямую, размещенную как в печатных, так и в электронных изданиях, Indoor-рекламу в общеобразовательных школах, содержащую оффер с преимуществами конкретного образовательного учреждения, ведущего подготовку будущих аграриев, однако навязчивость такого вида рекламы может оттолкнуть потенциальных абитуриентов;

- нативную, которая воздействует на аудиторию ненавязчиво, через интервью с успешными выпускниками аграрных вузов, посты в социальных сетях, включающие профориентирующую инфографику, экспертные статьи, раскрывающие преимущества профессий, связанных с сельским хозяйством;

- таргетированная онлайн-реклама, настроенная на аудиторию, изучающую в глобальной сети Internet особенности образовательных учреждений для получения профессионального образования.

2. Диагностико-консультационный - связан с выявлением соответствия индивидуальных качеств абитуриента направлениям подготовки, реализуемым аграрным вузом, определением недостающих компетенций, необходимых для освоения соответствующих программ, и формированием пакета рекомендаций по их нивелированию. Такой подход будет действенным только относительно тех абитуриентов, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением.

3. Развивающий подход - направлен на формирование навыков у потенциальных абитуриентов, которые важны для становления в профессиональной деятельности.

Такой подход рационально применять там, где налажено сетевое взаимодействие между общеобразовательными организациями и организациями профессионального образования, и в ходе такого взаимодействия абитуриент не только знакомится с возможной будущей профессией, но и пробует себя в деятельности, связанной с ней. Неоспоримым плюсом здесь является возможность избежать ошибочного выбора профессии еще до поступления на соответ-

ствующие программы подготовки, когда содержание предполагаемой профессиональной деятельности не совпадает с ожиданиями обучающихся. Относительно аграрного образования стоит учитывать тот факт, что основная доля потенциальных абитуриентов - это ребята из сельской местности, которые имеют представление о сущности сельского хозяйства, однако уровень подготовки по школьным предметам, позволяющим успешно сдать единый государственный экзамен, значительно ниже, чем у городских школьников, поэтому организация эффективной комплексной довузовской подготовки аграрными университетами для данной категории лиц является первоочередной задачей.

4. Активизирующий - обеспечивает стимулирование абитуриентов к устойчивому профессиональному самоопределению. Целесообразен там, где молодые люди рассматривают как вариант поступление в образовательные организации аграрной направленности и имеют необходимые в этой области знания и навыки, но не имеют четкого представления о том, как в дальнейшем выстраивать свою траекторию развития и эффективен при участии отраслевых государственных структур и агробизнеса.

В качестве инструментов, уже используемых повсеместно в профориен-тационной работе в рамках данного подхода, можно рассматривать такие мероприятия, как конкурсы сельскохозяйственной направленности для школьников, в том числе и АгроНТРИ, тематические мастер-классы, профильное обучение в рамках агроклассов в общеобразовательных школах, проектные школы и научно-исследовательские кружки для школьников при агроколледжах и агровузах. Кроме того, следует внедрять систему поддержки и сопровождения школьных исследовательских проектов в области сельского хозяйства, тем самым создавая ситуации личного успеха потенциальных абитуриентов в данном направлении [5; 6].

Интерес представляет основанная на активизирующем подходе современная модель профориентации школьников США в области аграрного образования, уже доказавшая свою эффективность и включающая в себя следующие компоненты:

Библиографический список

- включение в курс углубленного изучения некоторых предметов дополнительных лабораторных работ, способствующих выработке у учащихся теоретических навыков решения возможных типичных проблем в рамках сельского хозяйства;

- «Сельскохозяйственный опыт под наблюдением» - двухуровневая практическая программа обучения, позволяющая в реальности воплотить теоретические решения обучающихся в области сельского хозяйства либо на реальных сельскохозяйственных предприятиях, либо на школьных опытных станциях и получить представление о возможностях карьерного роста в агропромышленном комплексе;

- участие в общественных организациях, которые специализируются на сопровождении заинтересованных лиц к построению карьеры в области сельского хозяйства, формированию у них лидерских качеств, необходимых для развития агропромышленного комплекса [7].

Ориентирование на профессиональное развитие в аграрной сфере не должно заканчиваться на вовлечении абитуриентов в процесс профессионального обучения, поскольку часть из них, будучи студентами, по ряду причин могут разочароваться в профессии и утратить желание реализовывать себя в ней. Поэтому необходимо обеспечить дальнейшее профориентационное сопровождение получающих образование в области сельского хозяйства. Здесь необходимо акцентировать внимание на знакомстве обучающихся с технологиями построения карьеры в отрасли [8].

Таким образом, ни один из рассмотренных подходов по отдельности не в состоянии решить задачу по привлечению абитуриентов к получению аграрного образования. Поэтому повышение эффективности профориентационной работы в данном направлении требует комплексного подхода с использованием различных методов и инструментов, выбор которых должен базироваться на том, какими стартовыми характеристиками обладают потенциальные абитуриенты и образовательная организация, реализующая программы подготовки кадров для сельского хозяйства.

1. Воронин БА, Лорец О.Г., Кружкова Т.И., Рушицкая O.E., Фатеева Н.Б., Рушицкая O.A. Инновационные направления подготовки квалифицированных специалистов для работы в организациях AПК в условиях современных социально-экономических преобразований. АВУ. 2019; № 5 (184i: 71-76.

2. Aхапкина E.H., Крохмаль ЛА К проблеме развития аграрного образования в России. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015; № 2-1 (22i: 129-136.

3. Миронов A.r., Литке С.Г., Царапкина Ю.М., Aнисимова AÉ. Психолингвистические аспекты оптимизации профориентационной деятельности аграрного вуза. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; № 5.

4. Черкасова И.И., Черкасов В.В., Черкасов AE. Бренд университета как фактор привлечения абитуриентов. Образование и наука. 2023; № 1: 46-79.

5. Чеченихина О.С. Проектная деятельность школьников в системе довузовской подготовки Уральского государственного аграрного университета. АОН. 2021; № 3.

6. Якимович Е.П., Крашевский A.C Вовлечение школьников в инновационную деятельность в аграрной сфере. Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023; № 05 (82i. Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vovlechenie-shkolnikov-v-innovatsionnuyu-deyatelnost-v-agrarnoj-sfere.html

7. Орлова Н.В., Николаева Н.В., Серова Е.В. Aграрноe образование в контексте перехода к AПК 4.0. Aнализ международного опыта. Рекомендации для России: доклад к XXII апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2021.

8. Чубий М.В., Туркулец С.Е., Туркулец AE. Социальная значимость профориентационной работы. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023; № 4: 105-109.

References

1. Voronin B.A., Lorec O.G., Kruzhkova T.I., Rushickaya O.E., Fateeva N.B., Rushickaya O.A. Innovacionnye napravleniya podgotovki kvalificirovannyh specialistov dlya raboty v organizaciyah APK v usloviyah sovremennyh social'no-'ekonomicheskih preobrazovanij. AVU. 2019; № 5 (184i: 71-76.

2. Ahapkina E.N., Krohmal' L.A. K probleme razvitiya agrarnogo obrazovaniya v Rossii. MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). 2015; № 2-1 (22i: 129-136.

3. Mironov A.G., Litke S.G., Carapkina Yu.M., Anisimova A.V. Psiholingvisticheskie aspekty optimizacii proforientacionnoj deyatel'nosti agrarnogo vuza. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; № 5.

4. Cherkasova I.I., Cherkasov V.V., Cherkasov A.V. Brend universiteta kak faktor privlecheniya abiturientov. Obrazovanie inauka. 2023; № 1: 46-79.

5. Chechenihina O.S. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov v sisteme dovuzovskoj podgotovki Ural'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. AON. 2021; № 3.

6. Yakimovich E.P., Krashevskij A.S. Vovlechenie shkol'nikov v innovacionnuyu deyatel'nost' v agrarnoj sfere. Mir pedagogiki i psihologii: mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2023; № 05 (82}. Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vovlechenie-shkolnikov-v-innovatsionnuyu-deyatelnost-v-agrarnoj-sfere.html

7. Orlova N.V., Nikolaeva N.V., Serova E.V. Agrarnoe obrazovanie v kontekste perehoda k APK 4.0. Analiz mezhdunarodnogo opyta. Rekomendacii dlya Rossii: doklad k XXII aprel'skoj Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitiya 'ekonomiki i obschestva. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2021.

8. Chubij M.V., Turkulec S.E., Turkulec A.V. Social'naya znachimost' proforientacionnoj raboty. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2023; № 4: 105-109.

Статья поступила в редакцию 14.12.23

УДК 372.882

Yastremskaya Yu.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: ja22-4@bk.ru

EXTRACURRICULAR WORK IN LITERATURE AS A COMPONENT OF SYSTEMATIC LITERARY EDUCATION. The article considers a problem of systematic literary education. It is difficult to organize the forms of work in the lesson. It is concluded that the practice of using a holistic analysis can be a reflection of a systematic approach to understanding a work in school. Reasons why literary analysis is difficult to implement in the framework of work in the classroom are considered. Advantages of individual conversations and group consultations as a form of extracurricular work are described. Results of the study of approaches to the organization of a book club as an association of schoolchild interested in thoughtful reading are presented. The article considers practice of organizing subject shifts based on the ZOL "Chumlyak" as an option for working with philologically gifted schoolchild. The methodological possibilities of extracurricular forms of work as a way of forming systemic ideas about literature are described. The material of the article can serve as a basis for the correction of forms of extracurricular activities by practicing teachers.

Key words: literary education, extracurricular activities, individual conversations on literature, school book club, philologically gifted schoolchild, subject shifts

Ю.А. Ястремская, канд. филол. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Е-mail: ja22-4@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.