Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / СЕТЕВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АГРАРНЫЕ КЛАССЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеченихина Ольга Сергеевна

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования указано, что одним из результатов освоения обучающимися основной образовательной программы является владение навыками проектной деятельности. Эффективной реализации освоения данных навыков способствует взаимодействии школы с высшими учебными заведениями. Цель - реализация проектной деятельности школьников в системе довузовской подготовки Уральского государственного аграрного университета. Проектная деятельность учеников общеобразовательных школ Свердловской области реализуется с помощью сетевой образовательной программы «Индивидуальный проект» и при работе инновационного образовательного проекта «Агрошкола» путем создания аграрных профильных классов (внеурочная деятельность). Данная работа носит практический характер, способствует использованию теоретических знаний в решении современных задач агропромышленного комплекса. При реализации проектной деятельности применяются новейшие образовательные и научные технологии, которые повышают долю усвоенного материала учениками. Проектная деятельность школьников в системе довузовской подготовки Уральского ГАУ позволяет увеличить степень готовности обучающихся к поступлению в Университет для освоения программ высшего и среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF PRE-UNIVERSITY TRAINING URAL STATE AGRARIAN UNIVERSITY

The requirements of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education indicate that one of the results of mastering the basic educational program by students is the possession of project activity skills. The effective implementation of the development of these skills contributes to the interaction of the school with higher educational institutions. The goal is to implement the project activities of schoolchildren in the system of pre-university training of the Ural State Agrarian University. The project activity of students of secondary schools of the Sverdlovsk region is implemented with the help of the network educational program "Individual project" and during the work of the innovative educational project "aGroschool" by creating agricultural specialized classes (extracurricular activities). This work is of a practical nature, promotes the use of theoretical knowledge in solving modern problems of the agro-industrial complex. In the implementation of project activities, the latest educational and scientific technologies are used, which increase the proportion of material learned by students. The project activity of schoolchildren in the system of pre-university training of the Ural State University makes it possible to increase the degree of readiness of students to enter the University for the development of higher and secondary vocational education programs.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 37 (371.3)

О.С. Чеченихина Уральский государственный аграрный университет

(Екатеринбург)

Проектная деятельность школьников в системе довузовской подготовки Уральского государственного аграрного университета

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования указано, что одним из результатов освоения обучающимися основной образовательной программы является владение навыками проектной деятельности. Эффективной реализации освоения данных навыков способствует взаимодействии школы с высшими учебными заведениями. Цель - реализация проектной деятельности школьников в системе довузовской подготовки Уральского государственного аграрного университета. Проектная деятельность учеников общеобразовательных школ Свердловской области реализуется с помощью сетевой образовательной программы «Индивидуальный проект» и при работе инновационного образовательного проекта «Агрошкола» путем создания аграрных профильных классов (внеурочная деятельность). Данная работа носит практический характер, способствует использованию теоретических знаний в решении современных задач агропромышленного комплекса. При реализации проектной деятельности применяются новейшие образовательные и научные технологии, которые повышают долю усвоенного материала учениками. Проектная деятельность школьников в системе довузовской подготовки Уральского ГАУ позволяет увеличить степень готовности обучающихся к поступлению в Университет для освоения программ высшего и среднего профессионального образования.

Ключевые слова: проектная деятельность, довузовская подготовка, сетевая форма взаимодействия, внеурочная деятельность, аграрные классы, дополнительные образовательные программы.

Ольга Сергеевна Чеченихина - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, директор Центра профессионального развития молодежи Уральского ГАУ. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. К.Либкнехта, 42. Email: olgachech@yandex.ru

PROJECT ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF PRE-

UNIVERSITY TRAINING URAL STATE AGRARIAN UNIVERSITY

The requirements of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education indicate that one of the results of mastering the basic educational program by students is the possession of project activity skills. The effective implementation of the development of these skills contributes to the interaction of the school with higher educational institutions. The goal is to implement the project activities of schoolchildren in the system of pre-university training of the Ural State Agrarian University. The project activity of students of secondary schools of the Sverdlovsk region is implemented with the help of the network educational program "Individual project" and during the work of the innovative educational project "aGroschool" by creating agricultural specialized classes (extracurricular activities). This work is of a practical nature, promotes the use of theoretical knowledge in solving modern problems of the agro-industrial complex. In the implementation of project activities, the latest educational and scientific technologies are used, which increase the proportion of material learned by students. The project activity of schoolchildren in the system of pre-university training of the Ural State University makes it possible to increase the degree of readiness of students to enter the University for the development of higher and secondary vocational education programs.

Keywords: project activity, pre-university training, network form of interaction, extracurricular activities, agricultural classes, additional educational programs.

Olga Chechenikhina - Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Director of the Center for Professional Development of Youth, Ural state agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Karla Libkhneta str., 42. Email: olgachech@yandex.ru

Для цитирования

Чеченихина О. С. Проектная деятельность школьников в системе довузовской подготовки Уральского государственного аграрного университета // Аграрное образование и наука. 2021. № 3. С. 10.

Введение. Творческий процесс является формирующей средой для самосовершенствования человека в любом возрасте. При этом в период школьного обучения для реализации возможностей ребенка необходимо создавать все условия [Кондрахина, Тазова, макарова 2019; Стрюк 2018].

Основой обучения в школе является образовательный процесс через формирование познавательных, информационных, регулятивных и коммуникативных компетенций. Данные компетенции формируются различными методами и средствами, в том числе с помощью проектной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, среди которых владение навыками проектной деятельности. Погружение ученика в проектную деятельность при наличии творческого потенциала преподавателя дает свои результаты уже в самом начале деятельности [Кудинова 2017; Шурыгина, Фунт 2017; Першина 2018; Алмазова, Ельникова 2021].

По мнению педагогов, проектную деятельность следует относить к инновационной, потому как она «предполагает преобразование реальности,

строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать» [Масленникова 2017]. Проектная деятельность школьников способствует развитию самостоятельности, инициативности, ответственности, развитию навыков принятия нестандартных решений, повышению результатов учебной деятельности.

Успешной организации проектной деятельности в школе способствует содействие высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, так как необходимо привлекать все ресурсы для успешной работы педагогов [Завьялова 2021; Гребнева 2021]. Это позволяет ученикам не только в рамках своей школы инициировать и реализовывать проектную деятельность, но и, расширяя границы возможностей, проводить более глубокие исследования на кафедрах вузов или в лабораториях научно-исследовательских организаций.

Цель - реализация проектной деятельности школьников в системе довузовской подготовки Уральского государственного аграрного университета.

Материал и методы. Проектная деятельность учеников общеобразовательных школ Свердловской области реализуется путем работы в рамках сетевых образовательных программ и внеурочной деятельности при активном взаимодействии с ФГБОУ ВО Уральским государственным аграрным университетом в системе довузовской подготовки.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ, которая «обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Итогом такого сетевого взаимодействия «школа-вуз» является индивидуальный проект, который выполнен школьником самостоятельно при курировании педагогом в учебно-исследовательской деятельности по одному или

нескольким предметам. Работа ведется в течении одного или двух лет в соответствии с учебным планом и представляется в виде завершенного исследовательского проекта [Гималетдинова2017].

Кроме того, довузовская подготовка школьников осуществляется университетом в рамках внеурочной деятельности согласно плану взаимодействия, составленному индивидуально с каждой общеобразовательной организацией из числа партнеров вуза.

Работа со школьниками в рамках сетевого взаимодействия и внеурочной деятельности организуется сотрудниками Центра профессионального развития молодежи ФГБОУ ВО Уральский ГАУ [Чеченихина, Синько 2021; Синько, Чеченихина 2021; Синько, Чеченихина, 2020; Чеченихина, Синько 2020a; Чеченихина, Синько 2020Ь; Чеченихина, Синько, Смирнова 2020; Капицкий В.Н., Кузнецов Л.Ю., Старовойтов В.И., Нартдинова Ю.М., Хомякова М.А. 2020].

Результаты. Примером успешной реализации сетевой образовательной программы «Индивидуальный проект» является совместная работа Уральского ГАУ с двумя школами Чкаловского района города Екатеринбурга (МАО СОШ № 137 и № 142).

Сетевая образовательная программа адресована учащимся 10 - 11 классов, проявляющим интерес к специальностям аграрного профиля, является частью основной общеобразовательной программы среднего общего образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения, профессиональной деятельности и успешной социализации.

Программа предполагает вовлечение детей в предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе Свердловской области, позволяет школьникам познакомиться с лучшим мировым опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования в

рамках производства конкурентоспособных, экологически безопасных технологий и продуктов питания. В рамках курса школьники изучают основы маркетинга и организации предпринимательской деятельности в разных организационно-правовых формах, особенности функционирования малых форм хозяйствования и современных агротехнологий.

Сетевая образовательная программа «Индивидуальный проект» предусматривает проведение учебно-теоретических занятий,

профориентационных мероприятий, организацию экскурсий, подготовку и защиту исследовательских работ, проектов, бизнес-планов в общем объеме 34 часа в год. При этом учебно-теоретические занятия и консультации проводят преподаватели Уральского ГАУ, учителя школ; экскурсии, мастер-классы успешных предпринимателей организует Уральский ГАУ, Министерство АПК и продовольствия Свердловской области; практические занятия, самостоятельную работу учащихся, подготовку исследовательских работ, проектов, бизнес-планов и др. реализуют учителя школ, педагоги дополнительного образования, преподаватели Уральского ГАУ.

Экскурсии для учащихся в рамках образовательных стандартов организуются в передовые предприятия агропромышленного комплекса Свердловской области, имеющие современное оборудование, прогрессивные технологии для организации проведения практических занятий учащихся, «профессиональных проб».

Основной частью программы является проектно-исследовательская деятельность. Она включает обучение основным методам исследований, работу с литературными источниками, формирует навыки подготовки и публичной защиты проекта.

В число результатов реализации сетевой образовательной программы входит:

• способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

• сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

• способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

• увеличение доли абитуриентов, поступающих в Уральский ГАУ.

Оценка результатов освоения программы проводится путем защиты

выпускниками индивидуальных проектов. Выполнение обучающимися индивидуального итогового проекта обязательно для каждого выпускника 11 класса. Школьники, работающие над проектом аграрной направленности, защищают работу на ежегодной Всероссийской научно-практической конференции для школьников «На пути к познанию». Организаторами данной конференции является Уральский ГАУ. Учащиеся с лучшими работами принимают участие в Международных и Всероссийских мероприятиях, таких как Интеллектуальная игра «Начинающий фермер», конкурс «Моя страна - моя Россия» и др. Примером успешных научно-исследовательских проектов служат разработки школьников Башкирцева А. «Влияние кальция на рост и развитие картофеля» (научный руководитель - куратор проекта «Агрошкола» в МАОУ СОШ № 137 Г.А. Стихина); Кокориной С., Копылова Д., Никишиной Н. «Эко-тропа «Зеленый парк»: ландшафтный дизайн функциональной зоны «Каменный сад»» (научные руководители - учитель информатики МАОУ СОШ № 142 Т.Ю. Агалетдинова, учитель физики, куратор проекта «Агрошкола» в МАОУ СОШ № 142 М.Ю. Чернова, научный консультант - старший преподаватель кафедры овощеводства и плодоводства имени Н.Ф. Коняева ФГБОУ ВО Уральский ГАУ Н.В. Неуймина).

Реализация сетевой программы позволяет обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием; синергетический подход к использованию кадровых, инфраструктурных, материально-технических ресурсов.

Примером успешной реализации проектной деятельности школьников в рамках внеурочной деятельности служит совместная работа ФГБОУ ВО Уральский ГАУ и МАОУ СОШ № 7 городского округа Ревда Свердловской области. На базе школы создан профильный аграрный класс путем успешной реализации инновационного образовательного проекта УрГАУ «Агрошкола». Цель данного проекта - создание эффективной системы профессионального образования детей и молодежи в рамках агропромышленного комплекса [19]. В задачи «Агрошколы» входит формирования у школьников личностных потребностей в трудовой деятельности и социальной активности посредством приобщения их к научно-исследовательской, проектной и общественной деятельности.

При работе аграрных профильных классов педагоги Университета реализовывают для школьников 8-11 классов дополнительные образовательные программы в количестве 72 часа: «Биоинженерия», «Ветеринария», «Сити-фермерство», «Инженерные технологии», «Введение в агробизнес». В программах отводится 44 часа на освоение основ проектной деятельности и консультации специалистов. Занятия организуются во время внеурочной деятельности в очном или дистанционном формате. Все встречи проходят с применением инновационных образовательных форм и методов: интерактивные лекции, практические вебинары, дискуссии, игры, мастер-классы, консультации, экскурсии по университету и на предприятия, квесты.

Программы составлены сотрудниками Уральского ГАУ с целью освоения участниками компетенций, необходимых в современном быстроразвивающемся и меняющемся мире, например, управление проектами, системное мышление, экологическое мышление, креативность и другие.

Итогом обучения в профильном аграрном классе является создание участниками индивидуального или группового научно-исследовательского проекта по тому или иному направлению. Авторы научных разработок принимают активное участие в уже упомянутой выше ежегодной Всероссийской научно-практической конференции для школьников «На пути к познанию». Одним из ярких примеров является разработка школьников Бугакова А. и Катышева Л. «Теплица будущего в соответствии с требованиями агротехнологичного профиля» (научный руководитель - учитель физики МАОУ СОШ № 7, куратор проекта «Агрошкола» в ГО Ревда М.Г. Хохлова, научный консультант - заместитель декана по научной работе факультета инженерных технологий ФГБОУ ВО Уральский ГАУ А.А. Садов).

Результаты работы аграрных профильных классов - повышение интереса школьников старших классов к проектной деятельности в рамках научных исследований; увеличение количества выпускников, отдавших предпочтение сдаче Единого государственного экзамена по предметам естественнонаучного профиля; увеличение абитуриентов, поступающих в аграрный Университет; повышение доли квалифицированных кадров с инновационным мышлением и бизнес подходом к сельскохозяйственному производству.

Выводы.

1. Работа в рамках реализации сетевой образовательной программы, а также в рамках внеурочной деятельности имеет четко выраженную практическую направленность, помогает учащимся использовать теоретические знания для понимания современных проблем агропромышленного комплекса, раскрывает их основное содержание в биологическом, экономическом и технологическом аспектах.

2. При проектной деятельности школьников применяются новейшие образовательные и научные технологии, позволяющие сделать процесс обучения более увлекательным, увеличить эффективность освоения учениками материала,

который имеет практическую значимость для их будущей профессиональной деятельности.

3. Проектная деятельность школьников в системе довузовской подготовки Уральского государственного аграрного университета успешно реализуется и способствует целенаправленной подготовке обучающихся к поступлению в Университет для освоения программ высшего и среднего профессионального образования.

Список литературы

Алмазова И.Г., Елъникова О.Е. Специфика когнитивной регуляции процесса обучения школьников посредством проектной деятельности: методологический аспект // Вестник педагогических наук. 2021. № 3. С. 177-184.

Гималетдинова К.Р. Сетевой проект как инструмент реализации проектной деятельности школьников // Научные исследования: от теории к практике. 2017. № 1-1 (11). С. 100-103.

Гребнева Д.М. Управление проектной деятельностью школьников в условиях дистанционного обучения // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 3 (6). С. 22-30.

Завьялова О.С. Формирование навыков проектной деятельности школьников на базе университета по естественнонаучному направлению // Modern Science. 2021. № 5-1. С. 298-301.

Капицкий В.Н., Кузнецов Л.Ю., Старовойтов В.И., Нартдинова Ю.М., Хомякова М.А. Изучение российской истории в непрофильном вузе как один из методов патриотического воспитания // Молодежь и наука. 2020. № 11.

Кондрахина В.Н., Тазова Г.В., Макарова Н.Н. Проектная деятельность как средство саморазвития и самоорганизации деятельности школьников // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2. № 3 (4). С. 126-129.

Кудинова М.А. Проектная деятельность школьников - как новая технология в обучении // Приднепровский научный вестник. 2017. Т. 8. № -1. С. 039-042.

Масленникова В.В. Проектная деятельность школьников // Вестник научных конференций. 2017. № 1-2 (17). С. 72-74.

Першина О.А. Квест-проектная деятельность как фактор развития социокультурных качеств школьников // Мастер-класс. 2018. № 5. С. 34-39.

Синько В.Н., Чеченихина О.С. Некоторые аспекты организации профориентации школьников в Уральском ГАУ // Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием «Приоритетные направления регионального развития». Курган, 2020. С. 929-932.

Синько В.Н., Чеченихина О.С. Профориентационный потенциал музеев Уральского ГАУ // Сборник Международного научно-образовательного форума «Воспитание как стратегический национальный приоритет». Екатеринбург, 2021. С. 434-437.

Стрюк С.О. Роль проектной деятельности в становлении личности школьников и студентов // Проблемы педагогики. 2018. № 1 (33). С. 41-43.

Чеченихина О.С., Синько В.Н. Актуальность психологической поддержки абитуриентов на этапе выбора направления профессиональной подготовки // Аграрное образование и наука. 2020b. № 3. С. 8.

Чеченихина О.С., Синько В.Н. Актуальность психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодежи в условиях образовательной организации // Сборник Международного научно-образовательного форума «Воспитание как стратегический национальный приоритет». Екатеринбург, 2021. С. 304-308.

Чеченихина О.С., Синько В.Н. Развитие профессионального становления молодежи // Аграрное образование и наука. 2020a. № 2. С. 12.

Чеченихина О.С., Синько В.Н., Смирнова Е.С. Инновационный образовательный проект «Агрошкола»: перспективы развития // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «От инерции к развитию: научно-инновационное обеспечение сельского хозяйства», посвященной 80-летию Уральского государственного аграрного университета. Екатеринбург, 2020. С. 472-480.

Шурыгина И.В., Фунт И.П. Проектная деятельность как средство формирования метапредметных компетенций школьников // Вопросы педагогики. 2017. № 8. С. 79-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.