Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности научного обеспечения деятельности ФСИН России'

Пути повышения эффективности научного обеспечения деятельности ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕНЫЙ СОВЕТ / КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ / НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталов Юрий Николаевич

Статья посвящена вопросам организации, функционирования и координации научно-исследовательской деятельности во ФСИН России, рассматриваются существующие в этой сфере проблемы и предлагаются пути их решения. В том числе обсуждаются вопросы перспективного планирования и ресурсного обеспечения научно-исследовательской деятельности во ФСИН России, совершенствования системы внедрения научной продукции в практическую деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, усиления координирующей роли ФСИН России и НИИ ФСИН России в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаталов Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности научного обеспечения деятельности ФСИН России»

ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ

Пути повышения эффективности научного обеспечения деятельности ФСИН России

Ю.Н. ШАТАЛОВ - начальник отдела координации, организации и планирования НИИ ФСИН России

Статья посвящена вопросам организации, функционирования и координации научно-исследовательской деятельности во ФСИН России, рассматриваются существующие в этой сфере проблемы и предлагаются пути их решения. В том числе обсуждаются вопросы перспективного планирования и ресурсного обеспечения научно-исследовательской деятельности во ФСИН России, совершенствования системы внедрения научной продукции в практическую деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, усиления координирующей роли ФСИН России и НИИ ФСИН России в данной сфере.

Ключевые слова: ученый совет; координационный совет; научное обеспечение; научно-исследовательская деятельность.

Ways to improve the effectiveness of scientific support of the Federal Penitentiary Service of Russia

Y.N. SHATALOV - head of department of coordination, organization and planning of the Scientific-Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Article is devoted to questions of the organization, functioning and coordination of research activity in Federal service of execution of punish-ments of Russia, problems existing in this sphere are considered and ways of their decision are offered. Including questions of advance planning and resource ensuring research activity in activity of Federal service of execution of punishments of Russia, improvement of system of introduction of scientific production in practical activities of bodies and establishments of criminal and executive system, strengthening of a coordinating role of activity of Federal service of execution of punishments of Russia and Research institute of Federal service of execution of punishments of Russia in this sphere are discussed.

Key words: the Scientific Council; coordinating council; scientific support; research activities.

Меры, определенные Федеральным законом от 23.06.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной технической политике», Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., приказом от 17.11.2005 г. № 868 «Об организации научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности ФСИН России», приказом от 25.07.2006 г. № 509 «О координации научных исследований и внедрения научной и научно-техни-

ческой продукции в Федеральной службе исполнения наказаний» позволили создать стройную систему научного обеспечения, организовать ее функционирование и координацию научно-исследовательской деятельности в рамках Федеральной службы исполнения наказаний.

К сожалению, ряд важных решений, определенных указанными нормативноправовыми актами, так и не был реализован.

Щ Приглашаем к дискуссии

85

Прежде всего это касается создания единой системы управления и координации научно-методического обеспечения в масштабах ФСИН России.

Недостатки в организации научного обеспечения в значительной степени обусловлены отсутствием в ведомстве практики организации заседаний коллективного органа управления координацией научных исследований и экспериментальных разработок -координационно-методического совета.

Как следствие, не сложилась единая унифицированная система научно-исследовательских учреждений.

Определение головных научно-исследовательских и образовательных учреждений с закреплением приоритетных направлений научных исследований не принесло должного эффекта, так как не реализуется функция координации научных исследований с учетом научного потенциала и реальных потребностей практики.

В сфере научно-исследовательской деятельности не осуществляется перспективное планирование (на 3-5 лет).

Система внедрения научной продукции в полной мере не работает, так как не имеется четкого механизма и установленных сроков реализации соответствующих этапов, не определена ответственность руководителей учреждений УИС, что сводит весь процесс, как правило, к простому доведению научных разработок до практических работников. При этом значительная часть научной продукции остается неизвестной сотрудникам территориальных органов.

Ресурсное (кадровое, материально-техническое, финансовое) обеспечение научно-исследовательской деятельности в системе ФСИН России осуществляется по остаточному принципу. Мер, в том числе социальной направленности, по поддержке и развитию научных школ и ведущих научных коллективов практически не принимается.

В целях повышения эффективности организации научно-исследовательской деятельности считаем необходимым создание повсеместно во ФСИН России самостоятельных научно-методических подразделений, которые будут непосредственно осуществлять в рамках предоставленных полномочий функции по реализации научно-методического обеспечения по направлениям деятельности.

Для распределения и качественного анализа научно-исследовательских работ также необходимо упорядочить деятельность координационного совета по научным

исследованиям в части организации научной деятельности научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Здесь необходимо пояснить, что ученые советы являются создаваемыми в научноисследовательских учреждениях и вузах органами, работа которых связана с рассмотрением наиболее важных вопросов научно-исследовательской и образовательной деятельности самой организации. Возлагаемые на ученые советы функции неразрывно связаны именно с той организацией (учреждением), в которой они существуют. Основными же направлениями работы координационных советов являются координация планируемых и проводимых во ФСИН России научных исследований несколькими субъектами научного обеспечения, повышение их теоретического и практического значения.

Кроме того, работа координационных советов не требует дополнительного финансирования и уже дала положительные результаты.

Учитывая, что научно-методическое обеспечение ФСИН России является самостоятельным направлением деятельности, мерами, направленными на преодоление существующих проблем и повышение его эффективности, могут стать:

- во-первых, наличие единого органа координации научно-методического обеспечения деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. В настоящее время уже можно уверенно говорить о реализации этой задачи. Основным координирующим органом является НИИ ФСИН России. Но необходимо на уровне руководства службы делегировать ему ряд полномочий, в частности проводить по поручению руководства ФСИН России проверки территориальных органов и других подразделений ФСИН России по вопросам научно-методического обеспечения, организовывать координационные совещания с субъектами научной деятельности, вносить предложения руководству ФСИН России о заслушивании руководителей подразделений всех уровней, выявлять проблемы в деятельности подчиненных подразделений, которые требуют научной разработки;

- во-вторых, нормативное закрепление принципов, порядка создания и функционирования научных школ во ФСИН России, определения ведущих научных коллективов, а также форм и способов их поддержки, в том числе материального стимулирования труда ученых.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ

Создание в рамках ведомства ядра исследователей проблем оперативно-служебной деятельности, не нашедших разрешения в ходе повседневной работы, требует кропотливых и последовательных действий по выявлению, сохранению и нацеливанию на научный поиск в интересах ФСИН России отдельных сотрудников, склонных к интеллектуальному труду.

Проблема поддержки ведущих научных коллективов ФСИН России в настоящее время может быть преодолена только посредством программно-целевого метода, эффективность которого обусловлена его системным, интегрирующим характером. Это позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях поддержки актуальнейших для сферы исполнения наказаний исследований, вопросах привлечения талантливой молодежи в сферу ведомственной науки, а также закрепления в ней квалифицированных специалистов.

Важнейшей составной частью программы целевой поддержки ведущих научных коллективов ФСИН России должна стать новая, реформированная система денежного довольствия научных сотрудников и работников научной сферы.

В целом же экономические формы поддержки ведущих научных коллективов ФСИН России должны разрабатываться и реализовываться в рамках единой ведомственной бюджетной политики и быть свободными от коммерческих отношений, распространяемых в других инновационно-технологических отраслях отечественного научного знания;

- в-третьих, закрепление статуса заказчика научной продукции за конкретными подразделениями,непосредственно подчиненными ФСИН России.

Необходимость решения этого вопроса обусловлена наличием ряда проблем, но-

сящих системный характер, возникающих в процессе поиска и анализа аспектов, требующих научной разработки, формирования заявок на научные исследования, проведения исследований, приемки и внедрения научной продукции.

Анализ недостатков, выявленных в ходе формирования планов НИР НИИ ФСИН России на 2007-2010 гг., показал, что УФСИН по субъектам Российской Федерации, выступавшими в роли заказчиков научной продукции при подготовке заявок, зачастую не принимались в расчет состояние и динамика исполнения наказаний в регионе. Наличие заказываемых разработок в базах данных НИИ, других научно-исследовательских и образовательных учреждений, как правило, не проверялось, что приводило к дублированию.

Важным обстоятельством, обусловливающим требование главенства подразделений центрального аппарата в решении задач научного обеспечения, является и тот факт, что именно подразделения, непосредственно подчиненные ФСИН России, должны определять стратегию деятельности курируемых подразделений в области борьбы с преступностью в соответствующей сфере. Именно управления, анализируя оперативную ситуацию в масштабах страны, призваны своевременно выявлять в деятельности подчиненных подразделений проблемы, которые требуют научной разработки. А главное, только управления ФСИН России способны организовать и обеспечить системный контроль за внедрением результатов научно-исследовательской деятельности в практику.

Реализация предложенных мер, на наш взгдяд, поможет создать эффективную систему научно-методического обеспечения деятельности органов ФСИН России. ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.