Научная статья на тему 'К вопросу о научном обеспечении системы исполнения наказаний'

К вопросу о научном обеспечении системы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC POTENTIAL / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / RESEARCH WORK / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POSTGRADUATE PROFESSIONAL EDUCATION / АДЪЮНКТУРА / GRADUATE MILITARY COURSE / АСПИРАНТУРА / POSTGRADUATE STUDY / ДОКТОРАНТУРА / DOCTORAL STUDIES / ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ / DISSERTATION COUNCIL / СПЕЦИАЛИСТЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION / EXPERTS OF THE TOP SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишканова Инесса Алексеевна

реформа уголовно-исполнительной системы предполагает подготовку профессиональных специалистов высшей квалификации. В связи с этим перед ведомственными образовательными организациями уголовно-исполнительной системы стоит ряд первостепенных задач. В деле подготовки специалистов высшей категории особое место занимают диссертационные советы. Они являются главным звеном государственной аттестации научных и научно-педагогических работников. С 2010 по 2013 год в стране действовало соответственно 3294, 3377, 337, 3386 диссертационных советов, из них: докторских 2814, 2879, 2893, 2981; докторских объединенных 403, 419, 45, 329; кандидатских 61, 62, 61, 59; кандидатских объединенных 16, 17, 17, 17. Следует отметить, что довольно значительная доля диссертационных советов строят свою работу не на должном качественном уровне. В 2013 г. 1511 докторских диссертационных советов не провели ни одной защиты докторской диссертации, 392 докторских и 11 кандидатских диссертационных советов не проводили кандидатских защит. Можно также отметить, что два докторских совета провели в указанном году 46 защит кандидатских диссертаций, 9 диссертационных советов провели 40 и более защит, а один из них 50 защит. В этих условиях повышается требовательность к качеству диссертационных исследований и работе диссертационных советов. Представляется целесообразным создание объединенного совета на базе ведущих вузов уголовно-исполнительной системы. Это явилось бы серьезным шагом к повышению качества научных исследований, концентрации научного потенциала образовательных организаций ФСИН России на разработку более фундаментальных проблем исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF SCIENTIFIC PROVIDING SYSTEMS OF EXECUTION OF PUNISHMENTS

reform of criminal and executive system assumes training of professional experts of the top skills. In this regard the departmental educational organizations of criminal and executive system are faced by a number of paramount tasks. In training of specialists of the highest category the special place is taken by dissertation councils. They are the main link of the state certification of scientific and scientific and pedagogical workers. From 2010 to 2013 in the country respectively 3294, 3377, 337, 3386 dissertation councils, from them worked: the doctor's 2814, 2879, 2893, 2981; the doctor's united 403, 419, 45, 329; the candidate 61, 62, 61, 59; the candidate united 16, 17, 17, 17. It should be noted that quite considerable share of dissertation councils build the work not at the due qualitative level. In 2013 1511 doctor's dissertation councils did not carry out any protection of the doctoral dissertation, 392 doctor's and 11 candidate dissertation councils did not carry out candidate protection... reform of criminal and executive system assumes training of professional experts of the top skills. In this regard the departmental educational organizations of criminal and executive system are faced by a number of paramount tasks. In training of specialists of the highest category the special place is taken by dissertation councils. They are the main link of the state certification of scientific and scientific and pedagogical workers. From 2010 to 2013 in the country respectively 3294, 3377, 337, 3386 dissertation councils, from them worked: the doctor's 2814, 2879, 2893, 2981; the doctor's united 403, 419, 45, 329; the candidate 61, 62, 61, 59; the candidate united 16, 17, 17, 17. It should be noted that quite considerable share of dissertation councils build the work not at the due qualitative level. In 2013 1511 doctor's dissertation councils did not carry out any protection of the doctoral dissertation, 392 doctor's and 11 candidate dissertation councils did not carry out candidate protection. It is also possible to note that two doctor's councils carried out in the specified year of 46 protection of master's theses, 9 dissertation councils carried out 40 and more protection, and one of them 50 protection. In these conditions insistence to quality of dissertation researches and work of dissertation councils increases. Creation of the joint council on the basis of the leading higher education institutions of criminal and executive system is advisable. It would be a serious step to improvement of quality of scientific researches, concentration of scientific capacity of the educational organizations of FSIN of Russia on development of more fundamental problems of execution of punishments. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «К вопросу о научном обеспечении системы исполнения наказаний»

УДК 378.2:343.8 ИНЕССА АЛЕКСЕЕВНА ШИШКАНОВА,

ББК 67.409р4 директор департамента

Ш65 (Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников

Министерства образования и науки Российской Федерации)

Е-тай: editor62@yandex.ru.

К ВОПРОСУ О НАУЧНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Реферат: реформа уголовно-исполнительной системы предполагает подготовку профессиональных специалистов высшей квалификации. В связи с этим перед ведомственными образовательными организациями уголовно-исполнительной системы стоит ряд первостепенных задач. В деле подготовки специалистов высшей категории особое место занимают диссертационные советы. Они являются главным звеном государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.

С 2010 по 2013 год в стране действовало соответственно 3294, 3377, 337, 3386 диссертационных советов, из них: докторских - 2814, 2879, 2893, 2981; докторских объединенных - 403, 419, 45, 329; кандидатских - 61, 62, 61, 59; кандидатских объединенных - 16, 17, 17, 17. Следует отметить, что довольно значительная доля диссертационных советов строят свою работу не на должном качественном уровне. В 2013 г. 1511 докторских диссертационных советов не провели ни одной защиты докторской диссертации, 392 докторских и 11 кандидатских диссертационных советов не проводили кандидатских защит. Можно также отметить, что два докторских совета провели в указанном году 46 защит кандидатских диссертаций, 9 диссертационных советов провели 40 и более защит, а один из них - 50 защит.

В этих условиях повышается требовательность к качеству диссертационных исследований и работе диссертационных советов. Представляется целесообразным создание объединенного совета на базе ведущих вузов уголовно-исполнительной системы. Это явилось бы серьезным шагом к повышению качества научных исследований, концентрации научного потенциала образовательных организаций ФСИН России на разработку более фундаментальных проблем исполнения наказаний.

Ключевые слова: научный потенциал, научно-исследовательская работа, образовательные организации, послевузовское профессиональное образование, адъюнктура, аспирантура, докторантура, диссертационный совет, специалисты высшей квалификации, уголовно-исполнительная система, интеграция науки и образования.

Уголовно-исполнительная политика как составляющая взятого руководством страны курса на преобразование России находится в постоянном развитии. Свидетельством тому стало рассмотрение вопроса о совершенствовании деятельности уголовно-исполнительной системы на оперативном совещании Совета безопасности Российской Федерации при рассмотрении вопроса о мерах по предупреждению рецидивной преступности в Российской Федерации 28 января 2011 г.

В уголовно-исполнительной системе идет процесс преобразований, цель которых - создание достойных условий для содержания лиц, временно находящихся под стражей или отбывающих наказания в местах лишения свободы; обеспечение дифференциации при исполнении наказаний; развитие системы органов, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы; повышение престижа службы в органах уголовно-исполнительной системы.

Реформа уголовно-исполнительной системы предполагает подготовку профессиональных спе-

циалистов высшей квалификации. В связи с этим перед ведомственными образовательными организациями уголовно-исполнительной системы стоят задачи разработки научно обоснованных нормативов штатной численности учреждений и органов УИС; изменения структуры обучения сотрудников УИС в плане расширения возможностей для организации обучения персонала реорганизуемых учреждений по программам дополнительного профессионального образования - профессиональной переподготовки и повышения квалификации; специализации учебных заведений; разработки новой и переработки действующей нормативно-методической и учебно-методической документации по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования ФСИН России; обеспечения повышения социального статуса сотрудников УИС.

Решение указанных вопросов требует внедрения в деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, научных разработок по уголовно-исполнительному праву, пенитенциарной

педагогике и психологии, пенитенциарной криминологии. Интеграция науки и образования включает в себя: постепенное вовлечение курсантов, студентов и слушателей в научно-исследовательскую работу (далее - НИР) под руководством наиболее опытных преподавателей; плановое осуществление НИР профессорско-преподавательским составом по общевузовской и кафедральной тематике, рассчитанное на широкое внедрение ее результатов в деятельность правоохранительных органов, законотворчество и учебный процесс; дифференциацию НИР по формам, видам и уровням обучения (адъюнктура, докторантура и т. д.); издание монографий, учебников, учебных, методических и научно-практических пособий; подготовку, переподготовку и повышение профессионального мастерства преподавателей.

Образовательные организации ФСИН России располагают достаточным жизненным потенциалом. В ведущих вузах работает профессорско-преподавательский состав, более 70 % которого имеют ученые степени.

К научно-исследовательской работе привлекаются ученые из других образовательных и научно-исследовательских учреждений. Активное участие в научной жизни принимают представители органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Регулярно проводятся научные мероприятия с участием ведущих ученых-юристов, практических работников, профессорско-преподавательского состава, докторантов, адъюнктов, соискателей, курсантов и слушателей вузов ФСИН России, где обсуждаются актуальные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы.

Уникальность данных мероприятий заключается в том, что курсанты и слушатели напрямую, как говорится, от первых лиц, могут узнать о новшествах в сфере исполнения наказаний в России и зарубежных странах, обсудить интересующие их вопросы с практическими работниками пенитенциарных служб; научные коллективы, коллективы вузов принимают участие в международных проектах и программах сотрудничества, в рамках которых проходит взаимный обмен сотрудниками и учащимися ведомственных учебных заведений (Финляндия, Норвегия, Беларусь). Благодаря международным проектам курсанты и слушатели смогли познакомиться с особенностями организации исполнения уголовных наказаний в зарубежных странах. Результатом такого сотрудничества является и подготовка специалистов для пенитенциарной системы зарубежных стран, имеющих ученые степени кандидата юридических наук. Такие специалисты подготовлены для республик Вьетнам, Йемен, Казахстан, Беларусь.

Основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования служат адъюнктура и докторантура. Научное руководство адъюнктами и соискателями осуществляют доктора наук, известные своими научными школами.

Подготовка диссертационных исследований докторантами, адъюнктами и соискателями ведется с учетом специфики деятельности уголовно-исполнительной системы. Представляемые к рассмотрению и утверждению на ученом совете темы диссертационных исследований отражают практическую значимость для уголовно-исполнительной системы.

Профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники ФСИН России активно участвуют в законотворческой деятельности по реализации предложений Президента, министра юстиции и директора ФСИН России по реформированию уголовно-исполнительной системы. В частности, созданной в этих целях группой специалистов Минюста России, Академии ФСИН России и НИИ ФСИН России подготовлен ряд предложений по совершенствованию системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и внесению в связи с этим необходимых изменений и предложений в уголовное, уголовно-исполнительное, административное законодательство.

Наличие хорошей базы для проведения научных исследований, широкий выбор современных методов и методик, разнообразный исследовательский инструментарий, большое число исследователей и их помощников на всех формах обучения позволяет своевременно реагировать на новые явления в сфере борьбы с преступностью, исполнения уголовных наказаний, прогнозировать и вносить соответствующие корректировки в тематику научных исследований, содержание и организацию учебного процесса. Вместе с тем достаточно высокий уровень научного потенциала образовательных организаций ФСИН России позволяет поставить перед ними фундаментальные задачи, решение которых будет способствовать развитию уголовно-исполнительной системы на более высоком уровне.

В деле подготовки специалистов высшей категории особое место занимают диссертационные советы. Они являются главным звеном государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.

С 2010 по 2013 год в стране действовало соответственно 3294, 3377, 337, 3386 диссертационных советов, из них: докторских - 2814, 2879, 2893, 2981; докторских объединенных - 403, 419, 45, 329; кандидатских -61, 62, 61, 59; кандидатских объединенных - 16, 17, 17, 17. Следует отметить, что довольно значительная доля диссертационных советов строят свою работу

не на должном качественном уровне. В 2013 г. 1511 докторских диссертационных советов не провели ни одной защиты докторской диссертации, 392 докторских и 11 кандидатских диссертационных советов не проводили кандидатских защит. Можно также отметить, что два докторских совета провели в указанном году 46 защит кандидатских диссертаций, 9 диссертационных советов провели 40 и более защит, а один из них - 50 защит.

В этих условиях повышается требовательность к качеству диссертационных исследова-

ний и работе диссертационных советов. Представляется целесообразным создание объединенного совета на базе ведущих вузов уголовно-исполнительной системы. Это, на наш взгляд, явилось бы серьезным шагом к повышению качества научных исследований, концентрации научного потенциала образовательных организаций ФСИН России на разработку более фундаментальных проблем исполнения наказаний.

INESSA ALEKSEEVNA SHISHKANOVA,

department director

(Department of certification of scientific and scientific and pedagogical employees of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation)

E-mail: editor62@yandex.ru.

TO THE QUESTION OF SCIENTIFIC PROVIDING SYSTEMS OF EXECUTION

OF PUNISHMENTS

Annotation: reform of criminal and executive system assumes training of professional experts of the top skills. In this regard the departmental educational organizations of criminal and executive system are faced by a number of paramount tasks. In training of specialists of the highest category the special place is taken by dissertation councils. They are the main link of the state certification of scientific and scientific and pedagogical workers.

From 2010 to 2013 in the country respectively 3294, 3377, 337, 3386 dissertation councils, from them worked: the doctor's - 2814, 2879, 2893, 2981; the doctor's united - 403, 419, 45, 329; the candidate - 61, 62, 61, 59; the candidate united - 16, 17, 17, 17. It should be noted that quite considerable share of dissertation councils build the work not at the due qualitative level. In 2013 1511 doctor's dissertation councils did not carry out any protection of the doctoral dissertation, 392 doctor's and 11 candidate dissertation councils did not carry out candidate protection. It is also possible to note that two doctor's councils carried out in the specified year of 46 protection of master's theses, 9 dissertation councils carried out 40 and more protection, and one of them - 50 protection.

In these conditions insistence to quality of dissertation researches and work of dissertation councils increases. Creation of the joint council on the basis of the leading higher education institutions of criminal and executive system is advisable. It would be a serious step to improvement of quality of scientific researches, concentration of scientific capacity of the educational organizations of FSIN of Russia on development of more fundamental problems of execution of punishments.

Key words: scientific potential, research work, educational organizations, postgraduate professional education, graduate military course, postgraduate study, doctoral studies, dissertation council, experts of the top skills, criminal and executive system, integration of science and education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.