Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи'

Пути повышения эффективности коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
644
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / COMPLEX CORRECTION / THE FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL CONCEPTS / CORRECTIONAL TASKS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / COGNITIVE PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуева Т. И.

Рассматривается одно из направлений комплексной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников формирование элементарных математических представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дуева Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS TO IMPROVE CORRECTIONAL WORK TO OVERCOME THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN

The article deals with one of the directions of complex correctional work to overcome the general underdevelopment of speech in preschool children the formation of elementary mathematical concepts.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.......................... ^^ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Т.И. ДУЕВА,

аспирант кафедры специальной психологии и специальной педагогики Московской открытой социальной академии, учитель-логопед ГОУ начальной школы — детского сада № 1883 компенсирующего вида

13.00.03 — коррекционная педагогика mironova3@mail.ru

Аннотация. Рассматривается одно из направлений комплексной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников — формирование элементарных математических представлений.

Ключевые слова: комплексная коррекция, формирование элементарных математических представлений, коррекционные задачи, педагогические условия, когнитивные процессы.

THE WAYS TO IMPROVE CORRECTIONAL WORK TO OVERCOME THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN

T.I. DUEVA,

post-graduate student of the department of the special psychology and special pedagogy of Moscow Open Social Academy, the teacher and the logopedist in the state educational institution — elementary school — a kindergarten № 1883

The summary. The article deals with one of the directions of complex correctional work to overcome the general underdevelopment of speech in preschool children — the formation of elementary mathematical concepts.

Key words: complex correction, the formation of elementary mathematical concepts, correctional tasks, pedagogical conditions, cognitive processes.

Изучению детей с нарушениями речи посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований (И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Н. Ефименкова, И.М. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фи-личева, Г.В. Чиркина и др.), однако на современном этапе в связи с возрастанием требований к уровню образованности детей существует проблема разработки эффективных направлений и технологий преодоления общего недоразвития речи.

Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены не только недостаточным уровнем развития речи, но и своеобразием их психического развития, специфическими чертами общей эмоциональной незрелости, слабой регуляцией произвольной деятельности, двигательной неполноценностью. Общее недоразвитие речи является системным нарушением, сочетающим в себе разную речевую и неречевую симптоматику. Преодоление общего недоразвития речи возможно только при реализации таких педагогических технологий, которые учитывают комплексный и дифференцированный подход к изучению и коррекции нарушений. Это требует согла-

сованной координации деятельности специалистов разных профилей.

Одним из немаловажных направлений в комплексной работе с детьми с общим недоразвитием речи является формирование элементарных математических представлений, которые служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных способностей. Исследования П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и др. показывают, что без целенаправленного развития математического мышления, являющегося одним из важнейших компонентов познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении, систематизации знаний, умений и навыков.

Для овладения математическими представлениями в дошкольном возрасте наибольшее значение имеют предметно-практическая, игровая, познавательная и элементарная учебная деятельности. Во многих исследованиях отмечается и обратная связь: математическая деятельность, обладающая пластичностью, способствует формированию разных видов деятельности. Это положение и делает занятия по формиро-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ__^ -

ванию элементарных математических представлений значимыми для комплексной, всесторонней коррекции общего недоразвития речи.

Особенности речевого развития детей и нарушения познавательной деятельности обусловливают специфику работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников с общим недоразвитием речи. Эта специфика заключается в коррекции речевого развития и познавательной деятельности в процессе обучения математике.

Дети с нарушениями речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и их нормально развивающиеся сверстники, поэтому у них необходимо сформировать представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду. Но в то же время нужно осуществлять мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей, прежде всего их речевой деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение пассивного и активного словаря, формирование лексико-граммати-ческих структур, связной речи, словесно-логического мышления.

Основные коррекционные задачи на занятиях по формированию математических представлений: ® стимулирование экспрессивной речи ребенка, актуализация потенциальных речевых возможностей, формирование положительной мотивации речевого общения, желания вербализировать свои наблюдения и впечатления;

® расширение и уточнение словарного запаса, необходимого для формирования математических знаний, умений и навыков, математических понятий; ® развитие представлений об антонимии и синонимии; ® дифференциация речевых обозначений временных, пространственных отношений с помощью предлогов и наречий места, времени, количества (там, здесь, потом, раньше, вчера, много, мало, больше и др.);

коррекция нарушений понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций и сложноподчиненных предложений; ® развитие связной речи.

В процессе работы по формированию элементарных математических представлений у детей необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

целенаправленную совместную деятельность всего педагогического коллектива детского сада и родителей. Об успешности процесса коррекции общего недоразвития речи можно утверждать только при условии, что получаемые на специально организованных занятиях знания имеют подкрепление на других занятиях, в свободной игровой деятельности детей, а также в домашних условиях;

создание ситуаций, обеспечивающих активность детей на занятиях. Для того чтобы дети проявляли

* и^СИХОЛОГИЧЕСКИЕ.НАУКИ

заинтересованность в изучаемом материале, были активны на занятиях, педагог, продумывая содержание каждого занятия, выстраивал его с максимальным использованием личного опыта детей, чередованием разных видов деятельности, создавал условия, наиболее приближенные к реальным;

# формирование положительного отношения детей к организуемой на занятиях работе. Успешность проводимой работы во многом зависела от мотивации, побуждающей дошкольников к этой деятельности;

закрепление усвоенных речевых навыков в естественных ситуациях речевого общения, которые создаются в ходе бесед, математических ролевых игр, когда ребенок имеет возможность активно пользоваться отработанными моделями в речи, а логопед контролирует правильность их употребления;

использование стимулирующих активность детей игровых методов и приемов, что создает положительный эмоциональный настрой у детей, позволяли в более доступной и занимательной форме реализовы-вать цель и задачи занятия.

На занятиях по математике необходимо уделять большое внимание обучению детей согласовывать имена существительные с числительными (один карандаш, три карандаша, пять карандашей), в том числе порядковыми (первый гриб, второе яблоко, третья книга), обучению понимать значение пространственных предлогов и наречий (кукла стоит между зайцами). Немаловажно обучение детей ориентировке на плоскости, что стимулирует, в свою очередь, связную речь (в правом верхнем углу я нарисовал цветок, а слева от него мяч).

Планирование работы по развитию математических представлений включает в себя разделы, направленные на закрепление основных лексико-грамматических категорий, над которыми работает учитель-логопед на занятиях по развитию речи. Для этого в план включены специальные дидактические игры и упражнения. Так, параллельно с изучением лексической темы «Фрукты» на занятии по математике можно провести дидактическую игру «Магазин без продавца», цель которой — тренировка детей в счете, умение согласовывать имена числительные с именами существительными в роде и числе, закрепление лексики по теме («Я купил одну грушу, два яблока и три сливы»). Таким способом закрепляются не только количественный счет, но и грамматические категории, предусмотренные программой коррекции общего недоразвития речи.

Немаловажное место на занятиях должно отводиться дидактическим играм и упражнениям, направленным на развитие когнитивных процессов, тематика которых также совпадает с изучаемой лексической темой. Так, при изучении лексической темы «Деревья» проводится дидактическая игра «Найди отличие», где дети учатся сравнивать предметы по вели-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

чине, высоте и ширине, упражняются в образовании сравнительной степени имен прилагательных (тоньше — толще, выше — ниже, шире — уже). В рамках изучения темы «Игрушки» используется дидактическая игра «Чего не стало», способствующая развитию у дошкольников произвольной зрительной памяти, упражнению в счете и образованию родительного падежа имен существительных (нет куклы, собаки, паровоза). По теме «Овощи» проводится игра «Разрезные картинки», которая развивает у детей внимание, логическое мышление, закрепляет количественный счет и учит подбирать имена прилагательные к именам существительным («Я сложил помидор из четырех частей. Помидор круглый и красный»).

Речь должна сопровождать деятельность дошкольников и являться средством отчета о выполняемых действиях на протяжении всех этапов коррекцион-ной работы.

Решение коррекционных задач наравне с общераз-вивающими отличает методику формирования эле-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ментарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи от методики обучения детей в массовых дошкольных учреждениях.

Литература

1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений дошкольников (с проблемами в развитии) : учеб.-метод. пособие. СПб., 2002.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 390.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи) // Книга для логопедов ; 2-е изд., перераб. М., 1985.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.

6. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. 1996. № 4.

ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ОБОСНОВАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ

О.Г. ЖИВЕЙНОВА,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры основ естествознания, директор заочных курсов Московской государственной академии тонкой химической технологии

им. М.В. Ломоносова (МИТХТ) 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

feliceolga@ yandex.ru

Аннотация. Рассматривается единство непрерывного образования и воспитания с точки зрения системно-исторического подхода. Уделяется внимание идеям великих философов античного периода, Византии, ученым эпохи Возрождения, когда человек был провозглашен главной ценностью на Земле. В классической педагогике Нового времени осознана самоценность и неповторимость человеческой личности. В настоящее время человечество подошло к идее создания единого образовательного и научно-педагогического пространства.

Ключевые слова: непрерывное образование, самопознание, педагогические традиции, особенности, идеи в разные эпохи, гуманистическая концепция образования, нравственное воспитание, гармоничное развитие.

THE DIALOGUE BETWEEN CIVILIZATIONS IN THE SUBSTANTIATION OF LIFELONG EDUCATION

O.G. ZHIVEYNOVA,

candidate of pedagogical sciences, Moscow State Academy of Fine Chemical Technology named after M. V. Lomonosov (MITHT)

The summary. The article regards the unity of continuing education and upbringing from the point of view of systemic-historical approach. Special attention is paid to the ideas of great philosophers of antiquity, Byzantium, scientists of the Renaissance, who proclaimed the man to be the main value on earth. Classical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.