Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности использования ресурсного потенциала спецлесхозов'

Пути повышения эффективности использования ресурсного потенциала спецлесхозов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
167
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алимусаев Г.М.

Представлены методические подходы в области стандартизации рационального использования отходов лесоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности использования ресурсного потенциала спецлесхозов»

5. О программе развития гостинично-туристского комплекса Москвы: Постановление Правительства Москвы от 28 мая 1996 г. № 449.

6. О концепции комплексного развития туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» и первоочередных мерах по ее реализации: Постановление Правительства Москвы от 26.03.2002 № 208.

7. Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года: Постановление Правительства Москвы от 08.08.2000 № 602.

8. О развитии туризма в России: Стат. бюллетень. № 4 / Госкомстат России. М., 2003.

9. Россия в цифрах. 2003. / Госкомстат России. М., 2003.

10. Социально-экономическое положение России в 2002 г. / Госкомстат России. М., 2003.

11. Статистическое обозрение. 2000, 2001, 2002, 2003.

Канд. экон. наук Г. М. Алимусаев

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦЛЕСХОЗОВ

Представлены методические подходы в области стандартизации рационального использования отходов лесоустройства.

Результативность хозяйственной деятельности, адаптивность любой организации, в том числе лесопарковой, во многом определяются рациональностью управления ее ресурсным потенциалом. Он характеризуется несколькими основными чертами.

Экономический потенциал организации оценивается ее реальными возможностями в избранной сфере деятельности. Возможности же каждой структуры в значительной мере зависят от наличия у нее незадейст-вованных ресурсов и резервов. Иными словами, потенциал характеризуется объемом ресурсов и резервов как вовлеченных, так и не вовлеченных в хозяйственный оборот. Кроме ресурсов и возможностей огромную роль играют деловые качества работников - профессиональные способности менеджеров, их умение организовать хозяйствование, приносящее максимальный доход. Результаты мобилизации потенциала зависят от выбранной стратегии деятельности и соответствующей ей системы управления.

Модель экономического потенциала любой организации, включая субъекты лесопарковой сферы, определяется двумя группами факторов:

- объемом и качеством имеющихся ресурсов (численность занятых и их профессиональные способности; основные производственные и непроизводственные фонды; оборотные фонды; материальные запасы; финансовые и нематериальные ресурсы - лицензии, патенты, технологии, информация);

- инновационными и другими способностями (т. е. способностями к обновлению хозяйствования, смене технологии, структуры управления) и т. п.

Все это образует совокупную хозяйственную способность организации, которая при сравнении с другими аналогичными параметрами (например, другой структуры) отражает уровень ее устойчивости.

В целях скорейшей адаптации спецлесхозов к рынку необходима реализация комплексной стратегии их хозяйственного развития, включающей широкий набор обеспечивающих программ.

В условиях перехода к рынку крайне важной становится мобилизация всех резервов хозяйствования. Ресурсосбережение, на наш взгляд, -это тот весьма крупный резерв, который многими хозяйствующими субъектами используется пока явно недостаточно. Анализ свидетельствует, что механизм нерационального природопользования пока не только не остановлен, но увеличил обороты, поскольку спад в выпуске продукции (оказании услуг) опережает сокращение потребления сырья и материалов.

Прогресс науки и техники расширяет возможности для все более рационального применения материальных ресурсов. Одним из важнейших направлений ресурсосберегающей деятельности на современном этапе является эффективное использование отходов и попутных продуктов.

В ходе реализации лесопарковыми структурами своих лесозащитных, санитарных и благоустроительных функций у них возникают весьма значительные объемы материальных (в основном древесных) ресурсов, относящихся к побочным продуктам хозяйствования и отходам. Это не только усыхающая и загнивающая древесина, лесной мусор, систематически убираемые в целях очистки территории, но и лесные ресурсы, вырубаемые в противопожарных и санитарных целях. Рационально организованные лесоустроительные работы предполагают различные рубки ухода, в частности вырубку деревьев для формирования необходимых противопожарных просек поперек господствующих направлений ветра, своевременную вырубку деревьев, достигших предельно допустимого возраста и др. Заметим, что если сравнительно качественные побочные продукты (древесина от рубок ухода и др.) достаточно часто находят полезное использование (производство товаров народного потребления, из-

готовление малых архитектурных форм и т. д.), то менее качественные категории побочных продуктов и отходы (сухостой и пр.) нередко просто уничтожаются.

Эффективное управление использованием попутных продуктов и отходов может существенно повысить устойчивость лесопарковой организации. Оно должно быть направлено, во-первых, на расширение объемов их вовлечения в оборот и, во-вторых, на повышение результативности их переработки (отдачи). Анализ практики показывает, что сложившийся уровень управления во многих лесопарковых структурах не позволяет в полной мере решать эти задачи. По целому ряду попутных продуктов и отходов невелик уровень выявления и сбора, неоправданные потери вызывают излишне объемы их передачи и уничтожения, низкой эффективностью (отдачей) отличаются многие направления использования.

Совершенствование методов управления даст возможность повысить эффективность ресурсопотребления без дополнительных капитальных вложений и в относительно короткие сроки. Управление рациональным лесопользованием возможно в едином процессе управления лесопарковым хозяйством. Как свидетельствует отечественная и зарубежная практика, целесообразно сформировать в лесопарковых структурах систему управления рациональным использованием лесных ресурсов (условно СУРИЛ). Отдельные элементы предлагаемой системы уже внедрены в практику СЛХ «Красногорский», что позволило одновременно с увеличением объемов лесоустроительных работ повысить экономическую устойчивость спецлесхоза. В условиях функционирования системы улучшается информационное обеспечение хозяйствования и организация документооборота. Составной частью СУРИЛ, очевидно, должна стать комплексная система управления рациональным использованием отходов лесоустройства и попутных продуктов (условно СУРИОЛ).

Ввиду значимости проблемы остановимся на этом детальнее. Для краткости всю номенклатуру отходов лесоустройства и попутных продуктов будем обозначать отходами. Комплексность рассматриваемой системы означает, что в ее рамках должны проводиться мероприятия:

- правового характера (использование директивных указаний и инструкций в работе с отходами, подбор и расстановка кадров, расширение и упорядочение договорных отношений с потребителями, претензи-онно-исковая работа);

- научно-технического направления (использование передовой техники и технологии по сбору и переработке отходов лесоустройства). Так, в СЛХ «Красногорский» в рамках СУРИОЛ была найдена и используется оригинальная и высокорентабельная технология переработки сухостоя в ценные удобрения, что позволяет одновременно решать несколько ключевых и актуальных задач спецлесхоза, включая очистку лесопарко-

вой территории и получение дополнительных доходов, используемых на цели лесоустройства;

- экономического содержания (внутрихозяйственное планирование образования, сбора, использования и реализации отходов, установление цен на них и продукты их переработки, стимулирование их рационального применения, комплексный учет и анализ результатов работы с этими ресурсами);

- экологического назначения (организация использования отходов с учетом различных аспектов защиты окружающей среды).

В условиях СУРИОЛ должен осуществляться комплекс мероприятий, так или иначе влияющих на показатели рационального использования ресурсного потенциала. Управление должно охватывать все основные элементы хозяйствования, связанные с материалопотреблением - средства труда, предметы труда, собственно труд и его организацию. Комплексная система управления рациональным использованием отходов лесоустройства должна носить многоуровневый характер и охватывать все стадии их жизненного цикла: выявление их ресурсов, планирование сбора и использования, сбор и подготовку к потреблению или реализации, собственно полезное применение, реализацию на сторону, профилактику частичного уничтожения.

В организационно-методическом, нормативно-техническом и правовом отношении СУРИОЛ должна базироваться на стандартах предприятия. Стандарты внесут ясность в работу исполнителей, четко разграничивая их права и обязанности, а также устанавливая формы стимулирования. Использование стандартов как действенный инструмент управления хозяйствованием, по нашему мнению, заслуживает пристального внимания. Примером регламентации природоохранного менеджмента могут служить стандарты ИСО 14 000.

Основными функциями стандартов в области управления рациональным использованием отходов лесоустройства могут быть:

- упорядочение внутренних и внешних связей хозяйственных систем в целях широкого вовлечения в оборот отходов, а также повышения эффективности их использования;

- нормирование требований к экономному, рациональному применению отходов и элементам хозяйства, обеспечивающим выполнение этих требований;

- обеспечение внедрения в практику достижений научно-технического прогресса и передового опыта (например, технологии полезного использования отходов);

- организация трудовых процессов на основе прогрессивной технологии и совершенствования производственных отношений;

- контроль за уровнем рациональности использования отходов на всех стадиях их жизненного цикла;

- организация общего управления рациональным использованием отходов лесоустройства.

Для успешного функционирования системы следует определить и четко сформулировать ее цели и задачи. Необходима организационно-техническая увязка основных подсистем: функционального контура, выполняющего основные функции управления рациональным использованием отходов, связанные с принятием решения, организацией его исполнения, регулированием и контролем; параметрического контура, деятельность которого направлена на повышение научно-технического уровня стандартов, нормирующих и оценивающих показатели рационального использования отходов; организационно-трудового контура, регламентирующего отношения в трудовом процессе.

Структурный контур системы будет определяться составом органов управления, процессов ресурсосбережения и средств управления (сюда должна войти система нормативно-технической документации (НТД), регламентирующая нормирование, оценку и контроль показателей рационального использования лесных ресурсов, функции управления и организацию трудовых процессов), а также их взаимосвязями.

В состав средств управления НТД, т. е. документов функционального назначения, регламентирующих порядок реализации специализированных функций, очевидно, должны войти следующие подсистемы:

а) прогнозирования потребности в различных видах отходов (попутных продуктов лесоустройства) и объемов их образования. Предусматривается изучение отечественного и зарубежного опыта применения различных видов ресурсов, динамики их потребления и целевого использования;

б) выявления ресурсов отходов и освоения новых сфер их применения (новых видов выпускаемых из них изделий и производимых с их использованием работ и т. д.);

в) внутрихозяйственного планирования оптимизации сбора и переработки отходов (установление величины сбора, рациональных направлений использования и реализации, а также методов и процедур планирования). Планирование должно быть направлено на расширение применения отходов в наиболее целесообразных направлениях;

г) сбора, транспортировки, складирования отходов лесоустройства, их сортировки и подготовки к производственному потреблению (сбор в полном объеме отходов, исключение их загрязнения и смешивания; создание оборудованных мест хранения, гарантирующих сохранность качества и возможность накопления отходов; механизация погрузочно-разгрузочных работ, контейнеризация и пакетизация перевозок);

д) технологической подготовки переработки отходов (применение типовых технологических процессов, стандартной технологической оснастки и оборудования, средств механизации и автоматизации технологических процессов, инженерно-технических и управленческих работ и установление единых правил оформления и обращения технологических документов);

е) организации эффективного потребления отходов (применение наиболее целесообразных средств и методов, точное выполнение необходимых требований);

ж) реализации отходов лесоустройства (передача их другим юридическим или физическим лицам);

з) профилактики уничтожения отходов. Во-первых, недопустимость уничтожения отходов, полное применение которых (в своем хозяйстве или на стороне) возможно при современном уровне развития техники и технологии. Это требование должно выполняться путем стандартизации жесткого порядка проверки отходов на возможность какого-либо полезного применения. Во-вторых, содействие расширению границ полезного использования отходов и сужению номенклатуры отходов лесоустройства, полезное применение которых пока невозможно или не найдено. В этом плане функции подсистемы (з) перекликаются с функциями подсистемы (б);

и) подбора, расстановки и обучения персонала;

к) контроля, учета, анализа и правового обеспечения рационального использования отходов. Деятельность должна быть направлена на проверку соответствия процесса функционирования объекта управления принятым решениям (законам, стандартам, планам и т. д.); учет и анализ достигнутых результатов, а также на устранение препятствий в реализации планов улучшения использования отходов лесоустройства;

л) стимулирования рационального использования отходов (управление экономическими и социальными процессами, развитие инициативы в области улучшения использования отходов у отдельных работников и производственных коллективов).

Для внедрения СУРИОЛ необходимо подняться на более высокую ступень организации труда. Только в этом случае в полной мере могут быть реализованы преимущества системного, комплексного подхода к управлению. Стандартизация функций, на наш взгляд, даст возможность повысить рациональность применения отходов лесоустройства и попутных продуктов, прежде всего за счет четкого упорядочения этой деятельности. Стандартизация позволит закрепить целесообразный минимум оптимальных решений в области использования отходов; достичь единообразия материальных факторов производства; многократно использовать

достижения науки и техники; создать необходимые условия для поддержания процессов переработки отходов на высоком техническом уровне.

Эффективность предлагаемой системы управления будет определяться улучшением технико-экономических показателей управляемого объекта. Вместе с тем, следует отметить, что оценка эффективности системы управления связана с рядом трудностей.

Прежде всего, процесс управления является частью хозяйственной деятельности, и его результаты выражаются в общих показателях работы. Кроме того, эта эффективность складывается не только из технико-экономических, но и из социальных, экологических и прочих результатов, которые зачастую вообще не поддаются количественному измерению. Эффект управленческой деятельности воплощается в многократно используемых идеях, что также затрудняет его определение. Но, несмотря на существующие сложности, оценка экономической эффективности управления необходима.

К этому существует несколько подходов. В одном случае критериями оценки служат показатели эффективности функционирования управляемой подсистемы - звеньев лесопарковой структуры, в другом -показатели деятельности управляющей подсистемы - ее аппарата управления. Создание комплексной системы управления рациональным использованием отходов, по нашему мнению, целесообразно с обеих точек зрения. В итоге возрастут качество и оперативность управленческой деятельности, будет налажены рациональные взаимосвязи между подразделениями, участвующими в выявлении, вовлечении, переработке и реализации отходов и попутных продуктов лесоустройства.

Рациональные формы организации ресурсопотребления позволят сократить время документооборота, приведут к экономии трудозатрат и будут способствовать расширению сырьевой базы, экономии дорогостоящих и дефицитных материальных ресурсов, увеличению объемов выпуска продукции и оказания услуг, снижению убытков от уничтожения и неоправданной передачи отходов, сокращению времени нахождения отходов в запасах, а в этой связи и сокращению основных фондов, необходимых для их хранения, уменьшению отрицательного воздействия на окружающую среду, итоговому повышению устойчивости лесопарковых структур и других секторов экономики.

Представленные методические подходы в области стандартизации рационального использования отходов лесоустройства, очевидно, должны рассматриваться в качестве одного из элементов стандартизации общей системы управления ресурсным потенциалом лесопарковой структуры. Подобные рекомендации с учетом некоторой корректировки, на наш взгляд, могут быть применимы и в других сферах организации лесоустроительной деятельности. Думается, что методология четкой регламента-

ции хозяйственной деятельности на базе ее стандартизации может быть положена в основу разработки расширенного внутрифирменного регламента - хозяйственного кодекса лесопарковой структуры, который в свою очередь будет способствовать ее скорейшей адаптации к новой социально-экономической среде.

Список литературы

1. Лукьянчиков Н. Н., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования. М.: Тройка, 2000.

2. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 // Российская газета. 1994. 9 февраля.

3. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 // На пути к устойчивому развитию России: Бюллетень Центра экологической политики России. 1996. № 3.

4. Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления / П. Я. Бакланов, П. Ф. Бровко, Т. Ф. Воробьева и др.; Под ред. П. Я. Бакланова, В. П. Каракина. М.: Логос, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.