Научная статья на тему 'Развитие предпринимательства как фактор повышения устойчивости лесопарковых организаций'

Развитие предпринимательства как фактор повышения устойчивости лесопарковых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимусаев Г.М.

Сложившееся в последние годы социальноэкономическое положение привело к тому, что многие лесопарковые организации оказались в очень сложной финансовой ситуации. Во многих населенных пунктах, включая крупные города, у местных властей систематически не хватает средств на содержание лесопарков. Соответственно снижается уровень эффективности деятельности региональных властных структур при реализации их полномочий в лесопарковой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I walked out of the forest… The business undertakings as a factor of the forest parks' stability increasing

Many forest parks are experiencing the financial difficulties now and it is a result of the socio-economic condition that has been forming during the last several years. The local authorities of the many inhabited localities (including the metropolises) systematically fail funds to support the forest parks. Correspondingly the effectiveness of the regional power structures' activity when executing their authorities in the forest parks sphere is falling.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательства как фактор повышения устойчивости лесопарковых организаций»

я из лесу вышел...

развитие предпринимательства как фактор повышения устойчивости

лесопарковых организаций

Продолжение. Сложившееся в последние годы социально-

Начало в № 5/2003 экономическое положение привело к тому,

__что многие лесопарковые организации

__оказались в очень сложной финансовой

_ ситуации. Во многих населенных пунктах,

_ включая крупные города, у местных властей

систематически не хватает средств на содержание лесопарков. Соответственно снижается уровень эффективности деятельности региональных властных

_ структур при реализации их полномочий в

лесопарковой сфере.

Анализ современных реалий показывает, что бюджетами всех уровней сегодня осуществляется, в основном, лишь частичное

_ финансирование текущих расходов лесопарков.

_ При этом многие регионы России фактически

уже переживают экологический кризис, близкий к катастрофе, которая может иметь очень _ серьезные социальные последствия. Таким об_ разом, решение проблем, связанных с привлечением внебюджетных источников инвестирования в лесопарковую сферу, не может и не долж-

_ но более откладываться. В самой ближайшей

_ перспективе и бюджеты субъектов РФ, и бюджеты муниципальных образований могут оказать_ ся просто не в силах решать даже задачи по поддержанию лесопарков в надлежащем состоянии. _ На наш взгляд, вполне правомерно сделать вывод о том, что острая необходимость финансо-Алимусаев Г.М. вого укрепления лесопарковых структур с од-директоор спецлесхоза новременным недостатком бюджетной под-"Красногорский" держки и инвестиций в данную область являются теми проблемами, без решения которых

выход лесопаркового решение проблем, связанных с

хозяйства из тяжелого _

положения вряд ли воз- привлечением внебюджетных

можен. _

Очевидно, что переход источников инвестирования в

от административных к

экономическим мето- лесопарковую сферу, не может

дам регулирования и _

поддержки деятельное- и не должно более ти лесопарковых структур путем развития кос- откладываться

венных (трастовых) ры- _

чагов воздействия с сохранением оправданного контроля за результатами хозяйствования может привести к весьма положительным изменениям. С одной стороны, это будет способ- _

ствовать притоку инвестиций и выработке но- _

вых управленческих решений и, соответствен- _

но, повышению качества лесохозяйственных _

работ, росту эффективности их выполнения и _

снижению издержек. С другой стороны, снизит

бюджетную нагрузку и освободит местные вла- _

сти от ряда специфических и трудновыполнимых функций управления финансово-хозяйст- _

венной деятельностью лесопарков.

Исходя из собственного опыта, мы считаем _

возможной и целесообразной передачу в доверительное управление целого ряда объектов и _

направлений лесопаркового хозяйства. К ним _

могут быть отнесены: _

- участки, пригодные для спортивных меро- _

приятий, не ухудшающих экологическую ситу- _

ацию (пейнтбол и т.д.); _

- участки, на которых возможен допустимый _

сбор ягод, грибов, лекарственных растений

(чаги и пр.);

- прудовое хозяйство, используемое для коммерческого рыболовства;

- переработка отходов лесоустройства и т.д. _

Анализ современной системы организации и _

регулирования хозяйствования, в том числе в

лесопарковой сфере, показывает, что развитие механизма доверительного управления имуществом хозяйствующих субъектов сдерживается

рядом факторов. Так, существенной проблемой _

в настоящее время является разработка новой _

законодательной и нормативно-правовой базы, в значительной степени изменяющей сложившиеся подходы к функционированию лесопарковых структур. По нашему мнению, сегодня очень важным является улучшение системы долговременного взаимодействия и оперативного регулирования отношений между субъектами РФ, муниципальными образованиями, лесопарковыми организациями. Совершенствование правового обеспечения этих отношений является важнейшей предпосылкой повышения эффективности управления лесопарковым хозяйством.

Региональные органы управления, формируя сеть своих структур, в том числе лесопарковых, регулируют деятельность различных субъектов хозяйственно-финансовых и социально-правовых отношений. С учетом отмеченного выше недостатка средств для остро необходимых лесоустроительных работ, оптимизировать ситу_ ацию региональные органы власти могут лишь,

привлекая в лесопарковую сферу внебюджетные ресурсы. Причем для этого имеются серь_ езные предпосылки, поскольку лесопарковые

объекты представляют немалый интерес для

_ инвесторов. Однако слабости юридической

проработки договоров в области управления государственным имуществом затрудняют четкое разграничение прав, обязанностей и ответ_ ственности всех участников процесса управле-

_ ния объектами лесопарковой сферы. В результате сегодняшний собственник лесопарков не может эффективно контролировать состояние принадлежащих ему объектов этой сферы. По нашему мнению, для обеспечения интересов существующих собственников лесопарковых объектов и их воз-необходимо скорейшее можных инвесторов, а

соответственно, для по-

совершенствование вышения устойчивости

и скорейшей адаптации

нормативно-правовой базы лесопарковых структур

в новой социально-эко-

доверительного управления номической среде необходимо скорейшее со-

имуществом лесопарков вершенствование нор-

мативно-правовой базы передавая свое имущество,

доверительного управ-

ления имуществом ле- собственник вовсе не передает

сопарков и усиление

стимулов для потенци- управляющему правомочия по

альных партнеров-ин-

весторов. Уточнение владению, а лишь наделяет его

системы договорных

отношений при управ- правом осуществлять эти

лении имуществом ле-

сопарков, четко и раци- полномочия от своего имени

онально разграничива- _

ющих права, обязанности и ответственность сторон, должно основываться на оптимизации механизма распределения доходов от использования лесопарковых объектов. В случае принятия рациональных решений в выигрыше окажется вся система эколого-экономического обеспечения населенных пунктов и прилегающих территорий.

С учетом собственного опыта и анализа сущест- _

вующей практики, мы считаем, что в условиях новой социально-экономической среды лесопарковые структуры должны обладать более вы- _

сокой степенью хозяйственной самостоятельности. Предпринимательская свобода и возможность маневра, необходимые для эффективного решения лесохозяйственных задач, мо- _

гут быть обеспечены разумными организационно-правовыми методами, а также видом и содержанием договоров, заключаемых лесопарковыми структурами и их инвесторами (дове- _

рительными управляющими их объектов) с ор- _

ганами власти. Заметим, что такая возможность _

уже предоставляется рядом принятых нормативно-правовых актов, включая Гражданский _

кодекс РФ, глава 53 (ст. 1012-1026) которого _

регламентирует договорные отношения в сфере доверительного управления имуществом.

Оптимизация затрат на лесопарковые нужды _

позволяет значительно сократить расходную часть любого бюджета, что должно подталкивать региональных руководителей к активному _

поиску новых, альтернативных форм привлечения ресурсов в лесопарковую сферу. К числу _

этих сравнительно новых для нашей страны

Alimusaev G.M.

Director,

"Krasnogorsky" forestry.

Ending. Starting from

#5/2003

I walked out of the forest™

The business undertakings as a factor of the forest parks' stability increasing

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Many forest parks are experiencing the financial difficulties now and it is a result of the socio-economic condition that has been forming during the last several years. The local authorities of the many inhabited localities (including the metropolises) systematically fail funds to support the forest parks. Correspondingly the effectiveness of the regional power structures' activity when executing their authorities in the forest parks sphere is falling.

форм относится и передача лесопарковых объектов в доверительное управление (траст) с привлечением заемных средств сторонних частных инвесторов.

В наших условиях при изучении преимуществ и возможностей расширения практики доверительного управления имуществом лесопарковых структур необходимо, прежде всего, четко решить вопрос о разделении ролей между региональными (муниципальными) органами управления и фирмами, занимающимися, согласно договору доверительного управления, использованием лесопарковых объектов. Органы государственной (муниципальной) власти постепенно переходят от систематического вмешательства во все сферы деятельности подведомственных им хозяйствующих субъектов к экономическим методам управления и рыночным принципам регулирования хозяйственных функций. Этим подходам и отвечает институт доверительного управления муниципальным имуществом.

Передавая свое имущество, собственник вовсе не передает управляющему правомочия по владению, пользованию, распоряжению этим имуществом, а лишь наделяет его правом осуществлять эти полномочия от своего имени. Одновременно сам собственник, пока действует договор, не может осуществлять свои правомочия. В связи с этим, доверительный управляющий во исполнение договора вправе совершать любые юридические и фактические действия, осуществлять предпринимательскую деятельность от своего имени, но в интересах учредителя управления. Он обязан обеспечить возврат имущества учредителю управления и прекратить все свои правомочия по истечении срока договора. Срочность отношений сторон в договоре доверительного управления закреплена законом, что исключает возможность фактической передачи государственного (муниципального) имущества в собственность путем заключения фиктивной сделки.

Окончание следует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.