Научная статья на тему 'Доверительное управление имуществом лесопарковых структур как фактор повышения их предпринимательской привлекательности'

Доверительное управление имуществом лесопарковых структур как фактор повышения их предпринимательской привлекательности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимусаев Г.М.

Анализ зарубежной и отечественной хозяйственной практики свидетельствует о реальных и весьма значительных возможностях повышения устойчивости лесопарковых структур и привлечения в них дополнительных инвестиций на основе развития трастовых отношений1 с учетом эффективного использования механизма доверительного управления имуществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доверительное управление имуществом лесопарковых структур как фактор повышения их предпринимательской привлекательности»

хозяин "тайги"

доверительное управление имуществом лесопарковых структур как фактор повышения их предпринимательской привлекательности

Анализ зарубежной и отечественной хозяйственной практики свидетельствует о реальных и весьма значительных возможностях повышения устойчивости лесопарковых структур и привлечения в них дополнительных инвестиций на основе развития трастовых отношений1 с учетом эффективного использования механизма доверительного управления имуществом.

Вследствие сложившегося в последние го- _

ды социально-экономического положе- _

ния, у местных властей систематически _

не хватает средств на содержание лесопарков. _

Соответственно, и у региональной власти воз- _

никают сложности, связанные с эффективной _

реализацией своих полномочий в этой сфере.

Современные реалии показывают, что бюдже- _

тами всех уровней сегодня осуществляется в _

основном лишь частичное финансирование

текущих расходов лесопарков. Вместе с тем, _

многие регионы России фактически уже пере- _

живают экологический кризис, близкий к ката- _

строфе, который может иметь очень серьезные социальные последствия.

Анализ экспертных оценок и реальной практи- _

ки свидетельствует, что существующее положение многих организаций госсектора и невысокая эффективность управления ими связаны, мягко говоря, с недостаточной заинтересованностью собственников в лице органов госуправления. Таким образом, решение проблем Алимусаев Г.М. организации внебюджетного инвестирования директор спецлесхоза в лесопарковую сферу не может и не должно "Красногорский" более откладываться.

ресурсосбк

1 Траст - институт доверительной собственности, связанный с передачей учредителем траста имущества и имущественных прав, принадлежащих ему в силу права собственности, на определенный срок доверительному собственнику

---- _ — ГОС

13НI

.решение проблем организации

внебюджетного инвестирования _в лесопарковую

сферу не может и не должно более _откладываться

Разумеется, существенную роль в повышении рыночной устойчивости лесопарковых организаций может сыграть рациональная диверсификация их работ, в частности, улучшение использования собственного ресурсного потенциала, включая, например, реализацию отходов лесоустройства. Но вряд ли стал бы оправданным отказ от других эффективных организационно-экономических решений, в том числе и от развития трастовых отношений. Мнение о том, что для страны и ее лесов будет лучше, если значительная их часть окажется в руках арендаторов с последующей передачей лесов в доверительное управление под четким государственным контролем, разделяют и вы-окопоставленные отечественные эксперты [1].

а позиция может быть аргументирована сылкой на положение в лесном хозяйстве Финляндии, где в собственности различных компаний и частных лесовладельцев находится около 70 % лесных земель [2]. Безусловно, в ходе развития механизма доверительного управления имуществом лесопарковых структур необходимо помнить предостережение К.Ф. Тюрмера об опасности передачи леса «в руки людей, для которых ... дальнейшее существование (ресурсов, т.е. леса - ГА.) безразлично и главная задача которых - взять временно много денег» [3, с. 23]. Вместе с тем, переход от преимущественно административных к экономическим методам регулирования и поддержки деятельности лесопарковых структур путем развития косвенных (трастовых) рычагов воздействия с сохранением оправданного уровня контроля за результатами хозяйствования будет способствовать:

а) притоку инвестиций;

б) принятию новых управленческих решений;

в) повышению качества лесохозяйственных работ и росту эффективности их выполнения;

г) сокращению издержек.

Произойдет, в частности, снижение бюджетной нагрузки, а местные власти избавятся от ряда специфических и трудновыполнимых функций управления финансово-хозяйственной деятельностью лесопарков.

Исходя из собственного опыта, автор считает возможной и целесообразной передачу в доверительное управление целого ряда объектов и направлений лесопаркового хозяйства. К ним могут быть отнесены:

- участки, пригодные для проведения спортивных мероприятий (пейнтбол и т.д.), не ухудшающих экологическую ситуацию;

- участки, на которых возможен допустимый сбор ягод, грибов, лекарственных растений (чаги и пр.);

- прудовые хозяйства, используемые для коммерческого рыболовства;

- переработка отходов лесоустройства и т.д. На практике развитие механизма доверительного управления имуществом хозяйствующих субъектов сдерживается рядом факторов. Существенной проблемой в настоящее время является разработка новой законодательной и нормативно-правовой базы, реформирующей сложившиеся подходы к функционированию лесопарковых структур. По нашему мнению, сегодня очень важным является улучшение системы долговременного взаимодействия и оперативного регулирования отношений между субъектами РФ, муниципальными образованиями, лесопарковыми организациями. Совершенствование правового обеспечения этих отношений является важнейшей предпосылкой повышения эффективности управления лесопарковым хозяйством. Региональные органы управления, формируя сеть своих структур, в том числе лесопарковых, регулируют деятельность различных субъектов, имеющих вполне определенные хозяйственно-финансовые и социально-правовые отношения. С учетом недостатка государственных средств на проведение остро необходимых лесоустроительных работ, региональные органы власти могут решить эту проблему лишь за счет привлечения в внебюджетных ресурсов. Причем для этого имеются серьезные предпосылки, поскольку лесопарковые объекты представляют немалый интерес для инвесторов. Однако ввиду слабости юридической проработки договоров в области управления государственным имуществом, отсутствия четкого

в собственности различных компаний и частных лесовладельцев Финляндии находится около 70 % лесных земель

ресурсосбережения

в выигрыше

окажется вся

система эколого-_экономического

обеспечения

населенных

пунктов

и прилегающих

территорий

~)ЗН но

_Alim

_The Director of special forestry

_Krasnoyarsk»"

par fac

Alimusaev G.M.

The owner of «taiga»

park structures property as the factor of increase of its enterprise appeal

The analysis of foreign and domestic economic practice serves as evidence of real and significant opportunities of increase of forest park structures

stability and attraction the additional investments on the basis of the trust relationships development in view of an effective usage of the mechanism of asset management of property

разграничения прав, обязанностей и ответственности всех участников процесса управления рассматриваемыми объектами, сегодняшний собственник лесопарков не может эффективно контролировать их состояние. По нашему мнению, для обеспечения интересов как существующих собственников лесопарковых зон, так и возможных инвесторов, для повышения устойчивости и скорейшей адаптации всех структур к новой социально-экономической среде необходимо, прежде всего, совершенствовать нормативно-правовую базу доверитель-ого управления имуществом лесопарков. точнение системы договорных отношений ри управлении имуществом лесопарков, четко и рационально разграничивающих права, обязанности и ответственность сторон, должно базироваться на оптимизации механизма распределения доходов от использования лесопарковых объектов. В случае нахождения рациональных решений в выигрыше окажется вся система эколого-экономического обеспечения населенных пунктов и прилегающих территорий. С учетом собственного опыта и анализа существующей практики автор считает, что в условиях новой социально-экономической среды лесопарковые структуры должны обладать более высокой степенью хозяйственной самостоятельности.

Окончание следует

Литература

1. «Лес - в частную собственность?» Интервью с председателем Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам и природопользованию АС. Беляковым // Природно-ресурсные ведомости, 2002. № 6.

2. Шутов И. Лицом к лесной промышленности, спиной к лесному хозяйству: разрушительная позиция власти // Вопросы экономики, 2002. № 10. - С. 114120.

3. Рубцов МВ. Современное значениелесохозяйствен-ной практики К.Ф. Тюрмера // Лесное хозяйство, 1999- № 4- - С. 21-24-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.