Научная статья на тему 'Диверсификация хозяйствования как фактор динамичного развития предпринимательства'

Диверсификация хозяйствования как фактор динамичного развития предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимусаев Г.М.

Одной из значимых предпосылок повышения устойчивости предпринимательских структур является диверсификация их деятельности. Диверсификация (от лат. Diversificatio изменение, разнообразие) это включение в производственную и торговую программы продуктов (услуг), которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности фирмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация хозяйствования как фактор динамичного развития предпринимательства»

широко гляжу...

диверсификация хозяйствования

как фактор динамичного развития

предпринимательства

Одной из значимых предпосылок повышения устойчивости предпринимательских структур является диверсификация их деятельности. Диверсификация (от лат. Diversificatio - изменение, разнообразие) - это включение в производственную и торговую программы продуктов (услуг), которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности фирмы.

Во многих случаях в новых областях бизнеса имеет смысл применять опыт и связи, накопленные при работе со старыми продуктами. Желание диверсифицировать свою деятельность может быть вызвано такими мотивами, как необходимость вложения капитала, снижение рисков и издержек на выпускаемую продукцию, стремление более эффективно использовать каналы дистрибью-ции, систему управления и т.д. Предлагая более широкий спектр услуг и товаров, фирма может повысить свою конкурентоспособность. Можно выделить концентрическую (вертикальную), горизонтальную и конгломератную диверсификацию.

Для концентрической (вертикальной) диверсификации (concentrational diversification) характерно пополнение ассортимента товарами, похожими на изделия фирмы. Она предполагает наличие тесной технологической или маркетинговой связи между товарами основного производства и изделиями, вводимыми на вновь созданном (приобретенном) подразделении.

Алимусаев Г.М.

канд. экон. наук, директор спецлесхоза «Красногорский»

стратегический менед.

*жмент

ГВ3\

. _ _ прим

_ . нын>

__craBJ

__лютн

Для горизонтальной диверсификации (horizontal diversification) характерно пополнение товарами, не похожими на изделия предприятия, но интересными для существующей клиентуры. Она не связана технологически с производством новых товаров, но направлена на удовлетворение спроса тех же групп потребителей. Вертикальная и горизонтальная диверсификация относятся к понятию «связанная диверсификация».

Для конгломератной (несвязанной) диверсификации (conglomerational diversification) характерно пополнение ассортимента изделиями, не имеющими отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее ынешним товарам и рынкам. Она представляет собой внедрение компании в абсо-но новую для нее сферу деятельности и является достаточно рискованной стратегией. Данный вид диверсификации оправдан в случаях, когда отсутствует возможность силения позиций на имеющихся рынках, когда есть опасение, что эти рынки или хотя .1 один из них будут подвержены спаду в ближайшем будущем. Представляется правильным, когда этапы развития рынков и видов деятельности предприятия различны. Таким образом, спад в одной отрасли и, соответственно, в одном виде деятельности организации компенсируется стабильным положением на другом рынке. Вместе с тем, в случае общеэкономического спада компании со связанной диверсификацией чувствуют себя более стабильно. Нужно отметить, что диверсификация имеет два пути разви-во многих случаях в новых тия: внутренний рост -

проведение диверсификации работ существующей компании; внешний рост - диверсификация путем сли-накопленные при работе яний и поглощений.

Практика показывает, что чем крупнее

Ж

уксоиг

ког бы

областях бизнеса имеет смысл применять опыт и связи,

со старыми продуктами

1ское предпринимательство, 2008, № 5 (2)

фирма, тем чаще она предлагая более широкий

развивается за счет вне-

шнего роста. Таким обра- спектр услуг и товаров,

зом, диверсификация

позволяет предприни- фирма может повысить

мательским структурам _

снижать свои хозяйс- свою конкурентоспособность

твенные риски, прони- _

кая в другие сферы бизнеса, что в конечном _

итоге обеспечивает динамичное развитие _

фирмы. _

Каждому хозяйствующему субъекту, в том _

числе и организациям лесной сферы, необ- _

ходимо находить и мобилизовывать внут- _

ренние резервы своей финансовой устой- _

чивости, оптимизировать систему межфир- _

менного бизнес-партнерства. Рациональная _

диверсификация оказываемых услуг и _

направлений деятельности может сущест- _

венно содействовать повышению устой- _

чивости лесохозяйственных звеньев и их _

адаптации к рынку. _

Например, в спецлесхозе (СЛХ) «Красно- _

горский» в рамках диверсификации биз- _

неса и в целях повышения его финансо- _

вой устойчивости развивается прудовое _

хозяйство, используемое для коммерчес- _

кого рыболовства. Внедрение высокорен- _

табельной технологии переработки усы- _

хающей древесины в удобрения позволяет _

одновременно решать две важнейшие для _

спецлесхоза задачи: очистку лесопарковой _

территории; получение дополнительных _

доходов, направляемых опять-таки на при- _

родоохранные цели. _

В качестве диверсификационных источни- _

ков укрепления экономической базы спец- _

лесхозов также может рассматриваться: _

— развитие коммерческого экскурсионного _

обслуживания по типу зарубежных (напри- _

мер, американских) лесопарковых зон, _

маршрутов здоровья; _

— изготовление малых архитектурных _

форм и товаров народного потребления _

из вырубаемой в санитарных целях древе- _

сины; _

стратегический менеджмент

диверсификация позволяет - сбор чаги (в том числе, по

зарубежным заказам);

предпринимательским - установка рекламных

щитов на территории СЛХ;

структурам снижать свои - выделение на коммерческих условиях площадей для

хозяйственные риски пейнтбола и другие разумные направления диверси-

__фикации хозяйствования.

_ Перспективным и экономически целесо-

_ образным, очевидно, может быть развитие

_ бизнес-партнерства лесопарковых струк-

_ тур с хозяйствующими субъектами, обес-

_ печивающими мобильную связь. Взаимный

_ интерес, в частности, может представлять

рациональное использование устанавлива-

_ емых на территории лесопарков вышек для

сотовой связи с одновременным оборудованием их датчиками по предупреждению лесных пожаров (тепловыми датчиками).

_ С учетом рациональных отечественных и

зарубежных подходов, в решении бизнес-задач могут быть предприняты достаточно разнообразные усилия по диверсификации _ хозяйствования для повышения устойчивости и качества работы различных организаций в транзитивной экономике.

Литература

1. Предпринимательство: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - 12-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

_российское предпринимательство, 2008, № 5 (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.