широко гляжу...
диверсификация хозяйствования
как фактор динамичного развития
предпринимательства
Одной из значимых предпосылок повышения устойчивости предпринимательских структур является диверсификация их деятельности. Диверсификация (от лат. Diversificatio - изменение, разнообразие) - это включение в производственную и торговую программы продуктов (услуг), которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности фирмы.
Во многих случаях в новых областях бизнеса имеет смысл применять опыт и связи, накопленные при работе со старыми продуктами. Желание диверсифицировать свою деятельность может быть вызвано такими мотивами, как необходимость вложения капитала, снижение рисков и издержек на выпускаемую продукцию, стремление более эффективно использовать каналы дистрибью-ции, систему управления и т.д. Предлагая более широкий спектр услуг и товаров, фирма может повысить свою конкурентоспособность. Можно выделить концентрическую (вертикальную), горизонтальную и конгломератную диверсификацию.
Для концентрической (вертикальной) диверсификации (concentrational diversification) характерно пополнение ассортимента товарами, похожими на изделия фирмы. Она предполагает наличие тесной технологической или маркетинговой связи между товарами основного производства и изделиями, вводимыми на вновь созданном (приобретенном) подразделении.
Алимусаев Г.М.
канд. экон. наук, директор спецлесхоза «Красногорский»
стратегический менед.
*жмент
ГВ3\
. _ _ прим
_ . нын>
__craBJ
__лютн
Для горизонтальной диверсификации (horizontal diversification) характерно пополнение товарами, не похожими на изделия предприятия, но интересными для существующей клиентуры. Она не связана технологически с производством новых товаров, но направлена на удовлетворение спроса тех же групп потребителей. Вертикальная и горизонтальная диверсификация относятся к понятию «связанная диверсификация».
Для конгломератной (несвязанной) диверсификации (conglomerational diversification) характерно пополнение ассортимента изделиями, не имеющими отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее ынешним товарам и рынкам. Она представляет собой внедрение компании в абсо-но новую для нее сферу деятельности и является достаточно рискованной стратегией. Данный вид диверсификации оправдан в случаях, когда отсутствует возможность силения позиций на имеющихся рынках, когда есть опасение, что эти рынки или хотя .1 один из них будут подвержены спаду в ближайшем будущем. Представляется правильным, когда этапы развития рынков и видов деятельности предприятия различны. Таким образом, спад в одной отрасли и, соответственно, в одном виде деятельности организации компенсируется стабильным положением на другом рынке. Вместе с тем, в случае общеэкономического спада компании со связанной диверсификацией чувствуют себя более стабильно. Нужно отметить, что диверсификация имеет два пути разви-во многих случаях в новых тия: внутренний рост -
проведение диверсификации работ существующей компании; внешний рост - диверсификация путем сли-накопленные при работе яний и поглощений.
Практика показывает, что чем крупнее
Ж
уксоиг
ког бы
областях бизнеса имеет смысл применять опыт и связи,
со старыми продуктами
1ское предпринимательство, 2008, № 5 (2)
фирма, тем чаще она предлагая более широкий
развивается за счет вне-
шнего роста. Таким обра- спектр услуг и товаров,
зом, диверсификация
позволяет предприни- фирма может повысить
мательским структурам _
снижать свои хозяйс- свою конкурентоспособность
твенные риски, прони- _
кая в другие сферы бизнеса, что в конечном _
итоге обеспечивает динамичное развитие _
фирмы. _
Каждому хозяйствующему субъекту, в том _
числе и организациям лесной сферы, необ- _
ходимо находить и мобилизовывать внут- _
ренние резервы своей финансовой устой- _
чивости, оптимизировать систему межфир- _
менного бизнес-партнерства. Рациональная _
диверсификация оказываемых услуг и _
направлений деятельности может сущест- _
венно содействовать повышению устой- _
чивости лесохозяйственных звеньев и их _
адаптации к рынку. _
Например, в спецлесхозе (СЛХ) «Красно- _
горский» в рамках диверсификации биз- _
неса и в целях повышения его финансо- _
вой устойчивости развивается прудовое _
хозяйство, используемое для коммерчес- _
кого рыболовства. Внедрение высокорен- _
табельной технологии переработки усы- _
хающей древесины в удобрения позволяет _
одновременно решать две важнейшие для _
спецлесхоза задачи: очистку лесопарковой _
территории; получение дополнительных _
доходов, направляемых опять-таки на при- _
родоохранные цели. _
В качестве диверсификационных источни- _
ков укрепления экономической базы спец- _
лесхозов также может рассматриваться: _
— развитие коммерческого экскурсионного _
обслуживания по типу зарубежных (напри- _
мер, американских) лесопарковых зон, _
маршрутов здоровья; _
— изготовление малых архитектурных _
форм и товаров народного потребления _
из вырубаемой в санитарных целях древе- _
сины; _
стратегический менеджмент
диверсификация позволяет - сбор чаги (в том числе, по
зарубежным заказам);
предпринимательским - установка рекламных
щитов на территории СЛХ;
структурам снижать свои - выделение на коммерческих условиях площадей для
хозяйственные риски пейнтбола и другие разумные направления диверси-
__фикации хозяйствования.
_ Перспективным и экономически целесо-
_ образным, очевидно, может быть развитие
_ бизнес-партнерства лесопарковых струк-
_ тур с хозяйствующими субъектами, обес-
_ печивающими мобильную связь. Взаимный
_ интерес, в частности, может представлять
рациональное использование устанавлива-
_ емых на территории лесопарков вышек для
сотовой связи с одновременным оборудованием их датчиками по предупреждению лесных пожаров (тепловыми датчиками).
_ С учетом рациональных отечественных и
зарубежных подходов, в решении бизнес-задач могут быть предприняты достаточно разнообразные усилия по диверсификации _ хозяйствования для повышения устойчивости и качества работы различных организаций в транзитивной экономике.
Литература
1. Предпринимательство: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
2. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - 12-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
_российское предпринимательство, 2008, № 5 (2)