Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности индикативного планирования развития свиноводства'

Пути повышения эффективности индикативного планирования развития свиноводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юков Д. А.

Целевые программы Курганской области составляют основу индикативного планирования, поскольку предназначены для консолидации ресурсов, координации сроков и исполнителей с целью решения конкретных социальных, эколог и ческих, экономических и других проблем развития Курганской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности индикативного планирования развития свиноводства»

Экономика. Планирование. Курганская область

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СВИНОВОДСТВА

Д.А.ЮКОВ,

аспирант Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т.С. Мальцева, Курган

В сельском хозяйстве в целях преодоления кризисной ситуации, стабилизации отрасли реализуются областные целевые Программы: «Комплексное развитие птицеводства в Курганской области на 2002-2005 гг.», «Повышение плодородия почв Курганской области на 2003-2005 годы», «Комплексное развитие свиноводства в Курганской области на 2003-2005 годы» и др. В течение 2001-2004 гг. на территории Курганской области реализуется 31 областная целевая программа, из них шесть - сельскохозяйственного назначения. Объем финансирования по этим программам составляет 310,3 млн. руб. (или 116,11% к уровню 2003 г.). Финансирование программных мероприятий сельскохозяйственного назначения в 2004 г. составило около 120,5 млн. руб. или 38,83% от общего объема финансирования областных программ.

В настоящее время особой актуальностью и важностью для развития АПК обладает принятая областная целевая программа «Комплексное развитие свиноводства в Курганской области на 2003-2005 годы» [2]. Программа определяет пути преодоления создавшегося кризисного финансового положения на основе совершенствования технологии производства свинины, внедрения системы разведения свиней, модернизации свиноводства в целях сокращения потребления энергоресурсов, финансовой поддержки товаропроизводителей из областного бюджета.

За годы реформ отрасль свиноводства Курганской области, как и все отрасли сельского хозяйства, оказалась в труднейшем положении: поголовье свиней в сельхозпредприятиях снизилось с 467,3 тыс. в 1991 году до 72,4 тыс. в 2004 году, что составляет 15,49 % к уровню 1991 года. Уровень комплексной механизации на свиноводческих фермах снизился на 15-17%, а трудоемкость производства продукции возросла на 42-52%

Рассмотренные негативные тенденции во многом были

Целевые программы Курганской области составляют основу индикативного планирования, поскольку предназначены для консолидации ресурсов,

координации сроков и исполнителей с целью решения конкретных социальных, эколог и ческих, экономических и других проблем развития Курганской области.

Экономика. Планирование. Курганская область

учтены Администрацией (Правительством) Курганской области при разработке программных мероприятий “Комплексное развитие свиноводства в Курганской области на 2003-2005гг.” В целях повышения рентабельности и конкурентоспособности продукции свиноводства определены меры поддержки отрасли за счет субвенций областного бюджета на покупку племенных животных - 35 руб. за 1 кг живого веса, за реализацию молодняка свиней для фермерских хозяйств и населения области - 30 руб. за 1 кг живого веса, за реализованную свинину в пределах области - 3000 руб. за 1 т живого веса.

Однако итоги реализации программы “Комплексное развитие свиноводства в Курганской области на 2003-2005 гг.” несмотря на научно-практическую верность ее базовых положений годы можно оценить как малоуспешные, При отрицательной динамике численности поголовья свиней, производство свинины, практически, остается на одном уровне - в пределах 7-7,4 тыс.т. Выход поросят в расчёте на 100 свиноматок составляет 1160- 1216. Увеличиваются затраты ресурсов на производство 1 ц свинины. В последнее время тенденция сокращения поголовья свиней в области продолжается, т.к. производство свинины стало убыточным. В структуре мясной продукции области доля свинины составляет 17,4%.

Цель и методика исследований

С учетом уже накопленного опыта, в условиях разработки новой индикативной программы по развитию свиноводства Курганской области на период до 2010 г. представляется актуальным предложить новые подходы, позволяющие повысить эф-

фективность индикативного планирования развития свиноводства.

Представленный в [2] вариант программы является базовым вариантом реализации проекта (4500) внутри конкретного сценария, в котором зафиксированы наиболее вероятные тенденции изменений факторов, определяющих условия для реализации рассматриваемого подкомплекса АПК Курганской области: цена и объем сбыта, объем инвестиций, прямые издержки, ставки по кредитам задержки платежей и т.д. Однако особенностью составления индикативного плана должно выступать то, что обсчитывается ряд альтернативных сценариев, каждый из которых предполагает разработку нескольких вариантов. Действительно, строить свои планы на единственном, жестко заданном прогнозе, рискованно, поскольку даже незначительное изменение внешних неконтролируемых параметров (инфляция, ставки налогов, проценты по кредитам и др.) может привести к иным результатам. Все эти величины можно рассматривать как случайные факторы, оказывающие влияние на результат проекта. Цель статистического анализа состоит в определении степени воздействия случайных факторов на показатели эффективности проекта Программы.

Для анализа определен набор неопределенных и неконтролируемых параметров определены, а также задан диапазон значений, в пределах которого они могут изменяться случайным образом. Причем для упрощения интерпретации результатов из множества внешних неконтролируемых параметров отобраны лишь три (таблица 1).

Провести расчет индикаторов для всех нео-

Табл. 1

Задание списка неконтролируемых параметров и интервала их случайных колебаний

Наименование неконтролируемого параметра Интервал случайных колебаний, % от базового

« - » « + »

Ставки налогов -10 +10

Процентные ставки по кредитам -7 +7

Уровень инфляции -5 +5

пределенных параметров из таблицы 1 невозможно, тем не менее возможно определить, какое воздействие оказывает их неопределенность исходных данных на поведение модели. Эта задача решается с помощью метода Монте-Карло (“Monte Carlo”) .

Сущность метода Монте-Карло в нашей модели состоит в следующем: требуется найти значение (а) индикатора-критерия. Для этого выбирают такую случайную величину X, математическое ожидание которой равно p: M(X)=a.

Практически же поступаем так: производим n испытаний, в результате которых получают n

возможных значений X; вычисляют их среднее арифметическое

X = ^

п

и принимают х в качестве оценки (приближённого значения) а* искомого значения индикатора (а): * —

а - а = х. (1)

Поскольку метод Монте-Карло требует проведения большого числа испытаний (не менее 7080), его часто называют методом статистических испытаний.

Экономика. Планирование. Курганская область

Неопределенность (или коэффициент вариации) рассчитывается следующим образом:

2 \

(2)

где у - среднеквадратическое отклонение;

X - среднеяя арифметическая

Величину V можно интерпретировать как характеристику рассеяния значений индикатора-кри-

терия (a;): чем меньше V, тем ближе лежат значения а друг к другу, тем точнее средняя величина М характеризует ожидаемое значение а. Неопределенность можно рассматривать также как оценку риска, связанного с тем, что значение а; отклонится от ожидаемой величины М.

Основным инструментом проведения вариантных расчетов также была компьютерная программа MS “Project expert” Edition 6.1 и MS-EXCEL, позволяющие определять показатели эффективности каждого из альтернативных вариантов сценария. Результаты многовариантных расчетов (N=70) сведены в таблице 2.

В целом устойчивость базового варианта про-

Табл. 2

Результаты анализа устойчивости базового варианта Программы (4500) к неконтролируемым колебания внешней среды методом “Monte Carlo” (при N=70)

n

П

Наименование показателя аі Ед. измер. Среднее значение ( x) Рассеивание вокругx (V)

Дисконтированный период окупаемости (ЭРВ) мес. 48 0,04

Период окупаемости (РВ) мес. 45 0,02

Средняя норма рентабельности (АЯЯ) % 59,86 0,05

Чистый приведенный доход, (№РУ) тыс.руб. 255108 0,08

Среднегодовой индекс доходности (РІ) раз 1,94 0,06

Внутренняя норма рентабельности (ГЯЯ) % 58,29 0,08

Модифицированная внутренняя норма рентабельности (МІЯЯ) % 31,82 0,03

Длительность до момента, когда проект начнет давать прибыль (Э) лет 3,80 0,00

екта к колебаниям неконтролируемых факторов внешней среды довольно высока (близка к 100%) и составляет 81,4 0%. Значит, вероятность того, что проект невозможно будет довести до успешного завершения в силу этих колебаний, невелика. Кроме того, полученные средние значения показателей коммерческой эффективности проекта свидетельствуют о том, что большинство расчетов дают приемлемые результаты. Окончательно, учитывая “рассеивание” по коэффициенту вариации V, можно говорить о достижении хорошего среднего в узком диапазоне значений (V. в пределах 20%), и каждый отдельный показатель близок к оптимальному значению. Анализ гистограммы распределения значений индикатора указывает на весьма благоприятную ситуацию, при которой гистограмма имеет один ярко выраженный пик средней величины, а все иные значения группируются вокруг пика.

Аналогичное распределение наблюдается и по иным критериям эффективности DPB, ARR, Р1 и др. В такой ситуации риск недостижения целевых индикаторов развития свиноводческого комплекса, установленных программой ’’Комплексное развитие свиноводства Курганской области на 20052009 гг. ” результате неконтролируемых колебаний факторов внешней среды, весьма низок -менее 18,6%.

Выводы. Анализ

Итак, разработанная модель и система целевых индикаторов-критериев эффективности индикативных региональных программ Курганской области значительно упрощает процедуру их разработки, оценки, отбора и формирования схем производства и финансирования в различных временных интервалах.

Литература

1. Закон Курганской области “О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области” № 356 от 4 декабря 2003 г.

2. Постановление Администрации Курганской области “Об областной целевой программе “Комплексное развитие свиноводства в Курганской области на 2003-2005 годы” .№357 от 10 сентября 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.