Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИСКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИСКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИСКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОНЫ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ПРИНЦИПЫ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ / FISCAL / INSTRUMENTS / REGULATION / REGIONS / LOCAL BUDGET / TAX CHARGE / ВОСИТАҳОИ ФИСКАЛӣ / ТАНЗИМИ РУШДИ ИқТИСОДИИ МИНТАқА / БУҷЕТИ МАҳАЛЛӣ / САРБОРИИ АНДОЗ / ПРИНСИПИ ОШКОРИЯТ ВА ШАФФОФИЯТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хошимов Хомиджон Хасанович

Анализируются фискальные инструменты регулирования экономического развития регионов. Изучены мнения ученых о применении инструментов фискальной политики и об их роли в регулировании экономического развития регионов. Сформулированы выводы о дальнейшем совершенствовании инструментов фискальной политики, направленных на увеличение числа рабочих мест, рост уровня жизни населения и устойчивое экономическое развитие. Отмечено, что только правильное использование инструментов фискальной политики ведет к стабильному развитию регионов и что высокий уровень налоговой нагрузки на частное предпринимательство сдерживает развитие бизнеса и это отражается на доходной части бюджета. Необходима организация надлежащего управления социально-экономическими процессами и соблюдение принципов открытости и прозрачности в осуществлении бюджетноналоговой политики. Это обеспечение доступа субъектам экономики к информации о целях фискальной политики, принимаемых мерах для увеличения доходов бюджета и к отчетности по расходам бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE AN EFFICIENCY OF FISCAL INSTRUMENTS FOR ENSURING AN ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

The article analyzes the fiscal instruments for regulating the economic development of the principles of openness and transparency regions. Fiscal instruments for regulating the economic development of the regions have been considered and analyzed. The opinions of scientists on the use of fiscal policy instruments and its role for regulating the economic development of the regions have been studied. It is noted that fiscal policy acts as a regulator of government expenditures and taxes, and only a correct use of fiscal policy instruments leads to stable development of regions. It is concluded that the high level of tax burden on private entrepreneurship hinders business development, which and it is reflected in the revenues of the budget. Therefore, it is necessary to organize proper management of socio-economic processes and observe the principles of openness and transparency in the implementation of fiscal policy. First of all, this is ensuring of access for economic entities to information on the goals of fiscal policy, measures taken to increase budget revenues and reporting on budget expenditures.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИСКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ»

УДК 332.02 ББК 65.04

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ Хошимов Хомиджон Хасанович,

ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИСКАЛЬНЫХ канд.экон.наук, доцент кафедры

ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ товароведения и таможенного

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ дела ИЭТ ТГУК

РЕГИОНОВ (Таджикистан, Худжанд)

РОХХОИБАЛАНДБАРДОШТАНИ Хошимов Хомидцон Хасанович, н.и.и.,

САМАРАНОКИИ ВОСИТАХОИ дотсенти кафедраи молшиноси ва

ФИСКАЛЙ БАРОИ ТАЪМИНИ фаъолияти гумрукии ДИС ДДТТ

РУШДИ ЩТИСОДИИ МИНТАЦАХР

(Тоцикистон, Хуцанд)

WAYS TO INCREASE AN Hoshimov Homidjon Hasanovich, EFFICIENCY OF FISCAL candidate of economical sciences,

INSTRUMENTS FOR Associate Professor of the department of ENSURING AN ECONOMIC merchandising and customs under the IET DEVELOPMENT OF REGIONS TSUC (Tajikistan, Khujand)

E-MAIL: Homid_@mail.ru

Ключевые слова: фискальные инструменты, регулирование экономического развития, регионы, местный бюджет, налоговая нагрузка, принципы открытости и прозрачности

Анализируются фискальные инструменты регулирования экономического развития регионов. Изучены мнения ученых о применении инструментов фискальной политики и об их роли в регулировании экономического развития регионов. Сформулированы выводы о дальнейшем совершенствовании инструментов фискальной политики, направленных на увеличение числа рабочих мест, рост уровня жизни населения и устойчивое экономическое развитие. Отмечено, что только правильное использование инструментов фискальной политики ведет к стабильному развитию регионов и что высокий уровень налоговой нагрузки на частное предпринимательство сдерживает развитие бизнеса и это отражается на доходной части бюджета. Необходима организация надлежащего управления социально-экономическими процессами и соблюдение принципов открытости и прозрачности в осуществлении бюджетно-налоговой политики. Это обеспечение доступа субъектам экономики к информации о целях фискальной политики, принимаемых мерах для увеличения доходов бюджета и к отчетности по расходам бюджета.

Калидвожа^о: воситауои фискали, танзими рушди ицтисодии минтаца, буцети мауалли, сарбории андоз, принсипи ошкорият ва шаффофият

Воситауои фискалии танзими ицтисодии рушди минтацауо мавриди барраси ва таулил царор дода шудаанд. Афкори олимон циуати татбици сиёсати фискали ва мавцеи ощо дар танзими ицтисодии рушди минтацауо омухта шудаанд. Дар бораи такмили минбаъдаи воситауои сиёсати фискали, ки ба зиёд кардани цойуои кори, беутаршавии сатуи зиндагии ауоли ва рушди устувори ицтисоди равона шудаанд, хулосауо ироа гардидаанд. Зикр гардидааст, ки тануо истифодаи дурусти воситауои сиёсати фискали боиси рушди устувори минтацауо мегардад ва сатуи баланди андозбандии соуибкори хусуси дар рушди тицорат монеауо ба вуцуд меорад, ки он ба

даромади буцет таъсири манфи мерасонад. Зарурати ташкили идоракунии самаранок ва оцилонаи цараёщои ицтимоиву щтисодй ва риояи принсищои шаффофият ва ошкорият дар татбици сиёсати буцету андози таъкид шудааст. Таъмини дастрасии субъектони ицтисоди ба иттилоот оид ба мацсадцои сиёсати фискали ва чорацое, ки бо мацсади зиёд намудани даромади буцет ва уисобот дар бораи хароцоти буцет андешида мешаванд, аз он цумлаанд.

Key words: fiscal, instruments, regulation, regions, local budget, tax charge

The article analyzes the fiscal instruments for regulating the economic development of the principles of openness and transparency regions. Fiscal instruments for regulating the economic development of the regions have been considered and analyzed. The opinions of scientists on the use of fiscal policy instruments and its role for regulating the economic development of the regions have been studied. It is noted that fiscal policy acts as a regulator of government expenditures and taxes, and only a correct use of fiscal policy instruments leads to stable development of regions. It is concluded that the high level of tax burden on private entrepreneurship hinders business development, which and it is reflected in the revenues of the budget. Therefore, it is necessary to organize proper management of socio-economic processes and observe the principles of openness and transparency in the implementation of fiscal policy. First of all, this is ensuring of access for economic entities to information on the goals offiscal policy, measures taken to increase budget revenues and reporting on budget expenditures.

Как известно, фискальная, или бюджетно-налоговая политика как основной инструмент государственного вмешательства в экономику оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие на экономические процессы в стране и регионах. И в том и в другом случае цель воздействия - стабилизация экономики. Применяя инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги, трансферты), правительство регулирует изменения в совокупном спросе и совокупном предложении в сторону их увеличения или снижения. При этом фискальная политика особенно эффективна в период экономического спада: снижаются налоги и увеличиваются государственные закупки и трансферты, тем самым стимулируется увеличение совокупного спроса, в том числе и инвестиционных расходов. В данном контексте широкое и активное применение правительством инструментов фискальной политики приводит к стабильному экономическому росту, увеличению числа рабочих мест, снижению инфляции, росту уровня жизни населения [2].

Применение инструментов-регуляторов фискальной политики обусловлено несостоятельностью рынка в стремлении установить равновесие между спросом и предложением, то есть рыночные механизмы не срабатывают и необходимо государственное регулирование, чтобы ликвидировать негативные явления, порождаемые рыночным механизмом. Такой точки зрения придерживаются не только Дж. Кейнс, но и его современные последователи - Дж. Акерлоф, Д. Иеллен и др.

Финансовый механизм - один из основных механизмов, позволяющих государству осуществлять регулирование экономических и социальных процессов. Следует отметить, что в системе управления государственными финансами важное место отводится государственному бюджету, играющему значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны.

При правильной организации бюджет может выступать в качестве основного инструмента государственного регулирования производственных, экономических и социальных процессов. Ведь бюджет связан со всеми экономическими субъектами посредством формирования доходной части через систему налогообложения и

использования расходной части для финансирования инвестиций. Такая взаимосвязь оказывает влияние на сохранение темпов экономического роста и обеспечение заданных пропорций развития общественного производства.

Большинство исследователей проблем макрорегулирования склонны к тому, чтобы превратить бюджетный механизм в активный инструмент реализации экономической политики путем выработки системы мероприятий по линии стабилизации бюджетных доходов и расходов, а также через уменьшение бюджетного дефицита [1].

Осуществляемые в Республике Таджикистан коренные социально- экономические реформы институтов управления привели к количественным и качественным изменениям в национальной экономике, и в том числе в формировании и использовании госбюджета. Необходимо подчеркнуть, что поступления в бюджет (доходы) являются базой для накопления финансово-денежных средств страны, а использование бюджета (расходы) - средство для достижения цели - удовлетворения общегосударственных потребностей.

В теоретическом плане доходные поступления в бюджет представляют собой часть общественного продукта, созданного в процессе воспроизводства, но направленного не в ВВП, а на расходы государства. Процесс формирования государственного бюджета состоит из трех этапов: сбор и аккумулирование -распределение - использование денежных средств. Что касается регионов, то процессы государственного регулирования их социально-экономического развития сводятся в основном ко второму этапу - к распределению денежных средств, используемых регионами в процессе воспроизводства.

Местные бюджеты исполнительных органов государственной власти финансируют социальный сектор, расположенный на подчиненной им территории. Одним из главных факторов, влияющих на уровень регулирования экономики регионов, является используемый принцип распределения налоговых платежей между бюджетами центра и регионов (таблица 1). Доля общих доходов местных бюджетов с 2014 по 2018 год составляет от 41,9% до 38,7 % от общих доходов и грантов государственного бюджета. Доходы местных бюджетов имеют положительную динамику, и абсолютная величина их увеличилась в 1,3 раза за 2014-2018 годы.

Таблица 1 - Формирование доходов местных бюджетов Республики Таджикистан за 2014-2018 годы

Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 Изменения

млн. сом. % млн. сом. % млн. сом. % млн. сом. % млн. сом. % млн. сом. Во сколько раз

Общие доходы и гранты государственного бюджета 11470,3 100 12515,8 100 12636,4 100 14694,9 100 16684,8 100 5214,5 1,4

Общие доходы и гранты местных бюджетов 4768,3 41,6 4906,8 39,2 5293,8 41,9 5902,7 40,2 6454,2 38,7 1685,9 1,3

из них: -подоходный налог и налог на прибыль 1517,5 79,8 1813,1 78,6 1747,8 73,3 2127,4 69,3 1962,6 57,1 445,1 1,3

-налог на имущество и налог на землю 181,4 100 206,9 100 242,0 100 300,0 99,8 355,7 99,5 174,3 2,0

-налог с продаж, НДС и с оборота - - 1349,5 24,3 1343,6 25,1 1478,0 33,0 1226,2 20,6 1226,2 -

-акцизы 19,0 5,2 24,8 7,6 27,3 25,1 37,1 9,5 48,3 11,4 29,3 2,5

-прочие внешние налоги на торговлю и операции - - - - - - 0,3 - - - - -

-прочие внутренние налоги на товары и услуги 115,8 28,0 115,2 26,3 213,5 99,0 305,2 98,9 317,5 98,9 201,7 2,7

-административные сборы и взносы 0,7 1,5 - - 0,6 0,6 од од 1Д 0,6 0,4 1,6

-пени, штрафы и санкции - - - - - - 0,3 од 0,2 - 0,2 -

3 I

= 5

2 §

гъ 5

а: л

5 * *

§ X

а;

¡1

3 ? ~

о Ой

г

а к с 5

I -

с ^

О

а: а

о ~

Рассчитано автором. Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан, по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2019. - С. 430-445

Душанбе: Агентство

Однако если рассматривать структуру формирования местных бюджетов, то вырисовывается тенденция к спаду доли доходов местных бюджетов в общих доходах государственного бюджета. За период 2014-2018 годов снижение доли местных бюджетов произошло почти на 3 процентных пункта. Поэтому рост доходов местных бюджетов в абсолютном выражении не отражает реального роста доходной части бюджетов регионов, так как не учтена инфляция.

По данным таблицы 1 видно, что доходы местных бюджетов Республики Таджикистан формируются в основном за счет подоходного налога и налога на прибыль, которые увеличились в абсолютном выражении в 1,3 раза, при этом доля поступлений в местные бюджеты от этих видов налогов сократилась с 78,9% до 57,1%. Постоянное изменение доли поступлений в местные бюджеты подоходного налога и налога на прибыль приводит к неопределенности, что является сдерживающим фактором в долгосрочном планировании развития территорий. Поэтому считаем необходимым заимствование опыта других стран: использовать дифференцированный подход к нормированию отчислений в бюджеты низшего уровня, который выражается в трех формах: единые нормативы отчислений, дифференцированные нормативы отчислений, совмещение единых и дифференцированных нормативов отчислений.

Современная фискальная политика Республики Таджикистан в отношении местных бюджетов базируется на прямых налогах, и тем самым усиливается налоговое давление на работающих физических лиц и частное предпринимательство. В республике применяются две ставки подходного налога, или «нижний предел - верхний предел» на уровне 8% - 13% для резидентов страны. Внимания заслуживают не столько налоговые ставки подоходного налога, сколько применение налоговых ставок к налогооблагаемой базе, то есть к части заработной платы, к которой применяется 8%, или 140 сомони, и выше 140 сомони - 13%. По нашему мнению, пропорциональная система налогообложения создает социальную напряженность. По официальным данным по Согдийской области, в 2018 году работники сельского хозяйства получали в среднем 544,43 сомони, а работники финансовой сферы - 2 666,01 сомони [6]. Поэтому считаем, что нижний предел ставки (8%) должен применяться к минимальному размеру заработной оплаты, которая в течение последних трех лет составляет 400 сомони. К заработной плате свыше 400 сомони можно применять прогрессивную систему налогообложения. Тем самым снизится налоговое давление на физических лиц, получающих невысокую заработную плату. Помимо этого, увеличатся налоговые поступления в бюджет за счет увеличения налоговых ставок на высокую заработную плату.

Реформа налоговой системы Республики Таджикистан способствовала снижению ставки налога на прибыль для юридических лиц, деятельность которых связана с производством товаров, с 15% в 2013 г. до 13% в 2017 г. Для других видов деятельности за это время ставки снизились с 25% на два процентных пунктах и составляют 23% [4]. Однако для предпринимателей из непроизводственной сферы такая ставка налога на прибыль утяжеляет совокупное налоговое бремя.

По ежегодным расчетам Всемирного банка, отраженным в докладе «Ведение бизнеса - 2019», Республика Таджикистан по индикатору «Налогообложение» занимает 136-ю позицию из 190 стран и находится в числе стран с высокой налоговой нагрузкой. Такого же мнения придерживается д-р экон. наук Х.

Умаров: «В настоящее время у предприятий около 80% прибыли идет на налоги. Это означает, что многие налогоплательщики переходят в нелегальную сферу либо уходят из страны, чтобы продолжить бизнес в более комфортных условиях» [3]. Все это приводит к сокращению налоговых поступлений в доходную часть государственного бюджета. Следовательно, необходима «Концепция по совершенствованию налоговой политики», направленная на снижение уровня налоговой нагрузки на экономику и на оптимизацию количества налогов.

По нашему мнению, в целях перехода налоговой системы Республики Таджикистан на новый уровень необходимо:

- разработать меры поэтапного изменения ставки налога на прибыль юридических лиц, осуществляющих деятельность в социальной и экономической сфере;

- на законодательной основе реформировать межбюджетные отношения центра и регионов посредством делегирования и оптимального разграничения полномочий, что отразится на формировании местного бюджета;

- снизить ставку поимущественного налога до оптимальной величины,

достаточной для активизации предпринимательской деятельности, что

обеспечит в регионе новые рабочие места, дальнейшее развитие производства товаров и услуг, следовательно, увеличит спрос населения и повысит его покупательные возможности.

Эффективность механизма государственного регулирования процессов социально-экономического развития регионов во многом зависит от обоснованного распределения средств государственного бюджета. Вместе с тем переход многих стран на путь инновационного развития предопределил необходимость развития человеческого капитала, что связано с развитием социальной сферы. В связи с чем, в социально ориентированных экономиках развитие образования и здравоохранения финансируется из бюджета в объеме четвертой части ВВП.

Следуя этому приоритету, Республика Таджикистан в процессе осуществления политики регионального развития реализует меры по увеличению ВВП и, следовательно, бюджетных доходов и по оптимизации государственных расходов (таблица 2).

Таблица 2

Динамика расходов местных бюджетов Республики Таджикистан за 2014-2018 годы [5]

Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 Темпы роста

млн % от млн % от млн. % от млн. % от млн. %от млн. во сколько раз

смн. гос. смн. гос смн. гос. смн. гос. смн. гос. смн.

Расходы госбюджета, всего 13190,4 100 16277.4 100 18294.3 100 22264.1 100 24187.4 100 10997.0 1.8

из них на расходы местных бюджетов 4799,4 36,4 4991.1 30.6 5416.4 29.6 5962.5 26.8 6495.4 26.8 1696.0 1.3

в том числе - сектор государственной власти и 219,3 20,2 206.6 13.6 215.9 13.9 231.1 26.0 238.5 14.5 19.2 1.1

управления

Образование 1849,3 78,6 1912.0 75.3 2135.7 69.0 2563.7 71.8 2779.9 75.1 930.6 1.5

Здравоохранение 826,6 84,8 847.3 81.7 951.4 82.1 1127.9 81.4 1248.8 81.2 422.2 1.5

Социальное страхование и социальная защита 37,6 1.5 41.8 1.6 39.2 1.4 40.1 1.3 44.1 1.2 6.5 1.2

Жилищно-коммунальное хозяйство 1121,5 84,2 926.4 78.3 1022.6 79.5 692.2 75.0 895.4 77.5 - -

Культурно-массовые,

оздоровительные и религиозные 141,1 29,6 208.5 36.3 261.3 44.2 443.3 58.8 479.0 64.3 337.9 3.4

мероприятия

Сельское хозяйство.

лесное хозяйство. 35,7 13,0 58.4 16.5 80.1 17.8 87.0 12.6 44.5 7.8 8.8 1.2

рыболовство и охота

Добыча и переработка

полезных ископаемых.

горнодобывающая 0,8 0,6 60.2 14.0 93.2 42.8 9.7 6.2 12.6 8.9 11.8 15.7

промышленность,

строительство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

транспорт и коммуникации 68,5 9.1 73.9 7.5 69.9 7.3 76.5 7.1 89.9 7.0 21.4 1.3

Рассчитано автором. Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2019. - С. 418-446.

По данным таблицы 2 видно, что основная часть расходов местных бюджетов направлена в секторы жизнеобеспечения населения: образование, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство. Значительно увеличились расходы местных бюджетов на добычу и переработку полезных ископаемых, горнодобывающую промышленность, строительство. Высокие темпы роста расходов местных бюджетов на добывающую отрасль (почти в 16 раз) говорят о её развитии. За период 2014-2018 годов более чем в три раза выросли расходы на культурно-массовые, оздоровительные и религиозные мероприятия. При этом поступления из государственного бюджета в местные бюджеты на социальное страхование и социальную защиту в денежном выражении увеличились на 15,8 млн сомони, или в 1,2 раза, а их доля сократилась с 1,5%, в 2014 году до 1,2% в 2018 году. По нашему мнению, сокращение доли расходов на социальное страхование и защиту населения при росте доходов госбюджета в два раза приводит к неполному удовлетворению потребностей защищаемых слоев населения. В связи с чем считаем, что расходование средств бюджета на социальное страхование и защиту населения должно носить адресный характер, чтобы обеспечить защиту конкретных граждан республики.

Возросли расходы, направленные на поддержку и развитие экономики регионов. На сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охоту расходы из местного бюджета увеличились в 1,5 раза, на транспорт и коммуникации - в 1,3 раза.

Если рассматривать соотношение доходной и расходной части государственного бюджета Республики Таджикистан с точки зрения этой методологии, то за последние пять лет оно является положительным. Для представления о реальном положении и эффективности применяемого механизма перераспределения доходов необходимо рассмотреть доходную и расходную часть госбюджета по отношению к ВВП (таблица 3).

Таблица 3 - Удельный вес доходов и расходов государственного бюджета к ВВП Республики Таджикистан за 2013-2018 гг. (в %)

Показатели 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Темпы роста,%

Общий объем государственного бюджета к ВВП 30,3 31,6 34,3 33,8 32,7 34,7 114,5

Удельный вес

доходов государственного бюджета к ВВП 23,2 25,2 25,9 23,2 24,1 24,2 104,3

Удельный вес

расходов государственного бюджета к ВВП 28,6 28,9 33,6 33,6 36,4 35,1 119,1

Рассчитано автором.

Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2019. - С. 423-444.

Как видно из таблицы 3, государственный бюджет по отношению к ВВП увеличился с 30,3% в 2013 г. до 34,7% в 2018 г. Доходы государственного бюджета по отношению к ВВП возросли с 23,2% в 2013 году до 24,2% в 2018 году и, соответственно, расходы - с 28,6% до 35,1%. Оптимальный рост доходов и расходов

государственного бюджета создаёт условия для обеспечения динамических тенденций в экономике и для решения многих экономических и социальных проблем.

Стабильное развитие экономики страны во многом определяется организацией надлежащего управления социально-экономическими процессами и соблюдением принципов открытости и прозрачности в осуществлении бюджетно-налоговой политики. Прежде всего, это обеспечение доступа субъектам экономики к информации о целях фискальной политики, принимаемых мерах для увеличения доходов бюджета и отчетности по расходам бюджета.

По нашему мнению, для реализации принципа прозрачности необходимо:

- четкое разграничение роли и функций государственного и частного сектора региональной экономики, их ответственность за прозрачность информации;

- обязательная публикация органами государственного управления бюджетно-налоговой информации в установленные сроки и ответственность за их полноту и достоверность;

- гармонизация по международным стандартам и соблюдение принципа открытости в процессах подготовки и исполнения бюджета.

Таким образом, реализация предложенных мероприятий будет способствовать повышению эффективности используемых инструментов фискальной политики в целях социально-экономического развития регионов, повысит уровень доверия общества к органам государственной власти и уровень жизни населения.

Список использованной литературы:

1. Бушмин Е. Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов // Вопросы экономики. - 2003. - №5. - С. 42-49.

2. Кейнс Джон М. Общая теория занятости, процента и денег / В книге «Антология экономической классики». Т. 2. - М.: ЭКОНОВ, 1993. - С. 423-432.

3. Кузнецов С. Доход себе во вред: как повлияют на Таджикистан новые налоги. Режим доступа: https://tj.sputniknews.ru/analytics/20191122/1030263064/nalogi-ekonomika-tajikistan.html

4. Налоговый кодекс Республики Таджикистан. - Душанбе, 2020. - С.101.

5. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2019. - С. 418-446.

6. Статистический ежегодник Согдийской области. - Худжанд: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2019. - С.103-104.

Reference Literature:

1. Bushmin E. The Role and Place of Budgetary Procedures in the System of State Finances // Issues of Economics. 2003. No. 5, - pp. 42 - 49.

2. Keynes John M. General Theory of Employment, Interest and Money. In the book "Anthology of Economic Classics". - V. 2, - M.: EKONOV, 1993. - pp. 423 - 432.

3. Kuznetsov S. Self-Harm: How the New Taxes Will Affect Tajikistan - Access mode:https://tj.sputniknews.ru/analytics/20191122/1030263064/nalogi-ekonomika-tajikistan.html

4. Tax Code of the Republic of Tajikistan. Chapter 17, article 109. Dushanbe, 2020. - P.101.

5. Statistical Annual of Tajikistan Republic. - Dushanbe: Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President, 2019. - pp. 418 - 446.

6. Statistical Annual of Sughd region. - Dushanbe: Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President, 2019. - P.103-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.