Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности деятельности предприятий судостроения'

Пути повышения эффективности деятельности предприятий судостроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
879
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Родион Викторович, Протченко Петр Семенович

На основании анализа данных отчетности промышленного предприятия за пять лет предложен комплекс мероприятий, направленный на повышение экономической эффективности предприятий, который можно рекомендовать как типовой в судостроении в современный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of improving efficiency of ship-building enterprises activity

Having analyzed the 5-year accounts data of the enterprise, the authors offer a number of measures (being standard in modern ship-building) aimed at intensifying economic efficiency of enterprises.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности деятельности предприятий судостроения»

Пути повышения эффективности деятельности предприятий судостроения

Р.В. Павлов П.С. Протченко

На основании анализа данных отчетности промышленного предприятия за пять лет предложен комплекс мероприятий, направленный на повышение экономической эффективности предприятий, который можно рекомендовать как типовой в судостроении в современный период.

Having analyzed the 5-year accounts data of the enterprise, the authors offer a number of measures (being standard in modem ship-building) aimed at intensifying economic efficiency of enterprises.

Р.В. Павлов П.С. Протченко

Чтобы сделать выводы о финансовом состоянии предприятия, следует проанализировать его финансово-экономические показатели, как правило, за пять лет. В течение пяти периодов (с 2001 по 2005 гг.) финансово-экономическое состояние и производственная ситуация в ОАО «АСЗ» (г. Комсомольск - на - Амуре) ухудшалась,

хотя наметились и положительные тенденции. В качестве ограничений, затрудняющих этому предприятию проникновение на рынок, отметим следующие факторы:

1) необходимость уплаты предприятиями изготовителями налога на добавленную стоимость (НДС) с авансовых платежей;

2) НДС и таможенные пошлины за ввоз

Павлов Родион Викторович - преподаватель кафедры экономики и финансов ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» (г. Комсомольск-на-Амуре)

Протченко Петр Семенович - канд. экон. наук, профессор кафедры экономики и финансов ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» (г. Комсомольск-на-Амуре)

импортируемого технологического и судового комплектующего оборудования, необходимого для строительства новых судов, аналоги которого в России не всегда производятся, что увеличивает цену строительства судов (абсурдная ситуация - строительство судна под российским флагом обходится дороже строительства аналогичного судна на экспорт);

3) налог на имущество в части стоимости незавершенного производства при цикле изготовления судна более 6 месяцев;

4) обязательное получение лицензии на виды деятельности, без которых невозможно строительство судов, а также необходимость их дальнейшего продления либо переоформления (например, лицензий, дающих право на производство кораблей, судов, малых судов, понтонов и плавучих доков; на эксплуатацию металлургических производств и объектов, и др.).

В сложившихся условиях основной проблемой исследования является выработка комплекса предложений, направленных на улучшение финансового состояния анализируемого предприятия (ОАО «АСЗ»), значительная часть которого стала бы типовой и для других судостроительных предприятий современного периода.

Для стабилизации финансового состояния предприятия за счет внешних факторов государство должно принять решение об отсрочке уплаты предприятием-изготовителем до окончания строительства:

• налога на добавленную стоимость (НДС) с авансовых платежей;

• таможенных пошлин за ввоз импортируемого технологического и судового комплектующего оборудования;

• налога на имущество в части стоимости незавершенного производства при длительности цикла изготовления судна более 6 месяцев.

Серьезной проблемой в работе судоремонтных и судостроительных предприятий является дебиторская задолженность судовладельцев. Среди причин дебиторской задолженности - невыполнение финансовых обязательств государственными структурами перед судовладельцами, в результате которых судовладельцы, в свою очередь, не могут рассчитаться с судоремонтными организациями.

На стадии заключения контрактов на строительство судов необходима формулировка содержания договоров с поэтапной оплатой стоимости судна, но не по завер-

шению строительства.

При выполнении государственных заказов финансирование происходит по определенному графику, то есть частями, и на завершающем этапе при сдаче судна заказчику (государству) остается заплатить совсем небольшую часть стоимости судна. К сожалению, государственных заказов на предприятии мало и завод выполняет гражданские заказы. Гражданские компании не всегда согласны платить вперед, им выгоднее оплатить строительство заказа после его сдачи. В результате, предприятие из-за отсутствия собственных оборотных средств на закладку и постройку судна берет для этого кредит в коммерческих банках, то есть на протяжении строительства судна завод использует излишние заемные средства, и цена корабля подскакивает до такого уровня, что он становится неконкурентоспособным и неликвидным товаром на рынке.

Таким образом, наиболее стабильными для ОАО «АСЗ» и других предприятий судостроения являются два принципа организации бизнеса: государственные заказы и пошаговое финансирование. При государственных заказах предприятие получает гарантированный спрос на определенный объем своей продукции и, кроме того, получает от государства очень большой авансированный капитал. При пошаговом финансировании также гарантированный покупатель оплачивает определенные стадии постройки судна по заранее оговоренным расценкам. Однако в этом случае судостроительному предприятию приходится просчитывать будущие изменения конъюнктуры рынка, и цена, по которой в итоге уходит судно, оказывается существенно ближе к себестоимости, чем при самостоятельной постройке и продаже.

На предприятии следует провести расчеты по определению оптимального запаса товарно-материальных ценностей, и необоснованную сумму запасов реализовать или использовать без увеличения запасов. Также необходимо ужесточить контроль за использованием оборотных средств.

Серьезные требования предъявляются к учету производственных запасов. Учет должен быть оперативным и точным, а объем информации - достаточным для принятия управленческих решений. Эти основополагающие требования конкретизируются в пяти индивидуальных задачах:

• получение достоверных данных

об остатках производственных запасов, их объеме и структуре, необходимых для управления обеспечением бесперебойной работы;

• контроль за сохранением производственных запасов как в местах хранения, так и в местах потребления;

• выявление и отражение фактической себестоимости приобретения материальных ценностей;

• контроль за использованием производственных запасов в процессе производства и эксплуатации в соответствии с установленными нормами;

• своевременное и правильное начисление фактической себестоимости израсходованных материальных ресурсов и их отнесение на себестоимость продукции.

Важное значение имеет организация системы снабжения предприятия материальными ценностями, наличие хорошего складского хозяйства, оснащение учебных подразделений и мест хранения материалов современной вычислительной техникой, средствами регистрации и передачи информации. Для правильного учета запасов на предприятии надо установить список личной ответственности за приемку/ выдачу материальных ценностей, оформление операций и хранение материалов.

Должен осуществляться контроль за соотношением темпа роста производственных запасов и объемом реализации услуг. В темпах роста не должно быть больших расхождений, так как чрезмерные производственные запасы замедляют оборачиваемость активов, увеличивают налог на имущество и тем самым ухудшают финансовое состояние предприятия.

Динамика движения персонала показывает, что численность поступивших работников превышает численность уволившихся. Это свидетельствует о достаточно стабильном интересе потенциальных работников к заводу. В декабре 2004 г. на предприятии проведен пересмотр тарифной сетки окладов, повышен уровень заработной платы. Структура персонала на протяжении всех рассматриваемых периодов стала стабильной и положительно сформированной, так как основные производственные рабочие составляют большую часть персонала предприятия.

Обеспечение производства основными фондами снижается, так как при росте среднесписочной численности персонала снижается фондовооруженность, при этом

формируется устойчивая тенденция снижения данного показателя, т. е. автоматизация труда - снижается. Вместе с тем, возрос показатель фондоотдачи, в основном из-за большего выпуска товарной продукции и увеличения среднегодовой стоимости основных фондов.

В результате высокой финансовой зависимости предприятия от растущих кредиторских долгов и низкого уровня собственных источников, отрицательного финансового результата от основной деятельности предприятие не является платежеспособным и не имеет достаточно высоколиквидных активов для повышения ликвидности баланса. При экстренном предъявлении части обязательств к оплате предприятию приходится реализовывать имеющиеся у него внеоборотные средства (основные фонды и имущество), а также использовать постоянные финансовые пассивы.

Такие тенденции и влияния негативно отразились на финансовом состоянии предприятия. Финансовая устойчивость его крайне низкая, об этом свидетельствуют низкие показатели коэффициентов финансовой независимости, а также трехфакторная модель финансовой устойчивости, при расчете которой все полученные данные имели отрицательное значение. Для обеспечения производства и поддержания работоспособности предприятие постоянно вынужденно привлекать кредиты и займы, что еще в большей степени снижает его финансовую независимость.

Учитывая тяжелое финансовое состояние ОАО «АСЗ» и высокую вероятность банкротства, установленные в ходе анализа, рекомендуем:

1) с целью сокращения дефицита собственного оборотного капитала предприятие может пополнить его за счет выпуска и размещения новых акций и облигаций (предпочтительнее выпуск конвертируемых облигаций с фиксированным процентом дохода и возможностью их обмена на акции);

2) при росте просроченной дебиторской задолженности воспользоваться факторингом или уступить по договору цессии свое требование к дебиторам, банку в качестве обеспечения возврата кредита;

3) разработать эффективную антикризисную программу развития предприятия со всеми бюджетными документами, для её исполнения воспользоваться долго-

срочным кредитом;

4) уменьшить дефицит собственного капитала за счет ускорения его оборачиваемости и сокращения сроков строительства, производственно-коммерческого цикла, сверхнормативных остатков запасов и незавершенного производства;

5) улучшить работу в рамках маркетинговой деятельности, провести анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и сформировать оптимальный ассортимент и структуру производства продукции;

6) информировать потенциальных заказчиков о новых видах продукции и услуг, поддерживать благоприятный образ отрасли, что повысит имидж предприятия и активизирует спрос на выпускаемую продукцию, при условии налаживания обратной связи (это можно достичь рекламными методами: реклама в СМИ; деловые встречи; интервью; участие в семинарах и конференциях; шефство и спонсорство);

7) добиться увеличения прибыльности предприятия и достижения безубыточности работ и услуг путем более полного использования производственного потенциала, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационализации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также сокращения непроизводственных расходов и потерь;

8) провести реинжинеринг бизнес-процессов, пересмотрев производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и заработной платы, подбор и расстановку персонала, систему управления качеством, инвестиционную и ценовую политику.

На предприятиях судостроения сохранились большие производственные мощности машиностроения и уникальный парк станков. Ранее предприятие специализировалось, в основном, на выпуске подводных лодок и других судов для военно-морского флота. На данный момент поступают заказы на строительство судов другого класса, оборудование устарело, так как технологии со временем совершенствуются. В итоге, часть оборудования бездействует, не используется в производственном процессе. Неэффективное использование основных фондов влечет за собой дополнительные издержки в виде налога на имущество и прочих затрат по обслуживанию простаивающего оборудования и неиспользуемых

площадей.

Сокращение объемов военного кораблестроения привело к тому, что производственные мощности предприятий оказались незагруженными. Даже сейчас, в условиях возросшего количества экспортных заказов, они используются не более чем на 40%. Это отрицательно сказывается на возможностях предприятия по совершенствованию производства и улучшению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

В перспективе заводу рекомендуется пересмотреть программу использования производственного оборудования, целью которой будет закупка нового оборудования, которое позволит ускорить процесс производства и повысить качество. Подходящим вариантом для завода в его нынешнем тяжелом финансовом состоянии будет взятие оборудования в лизинг. Значительная часть средств должна поступить от реализации ненужного предприятию оборудования. Тем самым, это в какой-то мере покроет расходы на приобретение нового оборудования, которое позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции путем сокращения сроков производства и экономии сырья и материалов.

Также необходимо провести инвентаризацию состояния имущества с целью выявления активов «низкого» качества (изношенного оборудования, залежалых запасов) и уточнить реальную величину стоимости имущества. Эта мера способствует сокращению оттока денежных средств, направленных на уплату налога на имущество, а также средств, необходимых для хранения труднореализуемых активов, изношенного оборудования.

Необходимо провести техническое перевооружение и реконструкцию предприятия. Целью проводимых мероприятий по техническому перевооружению и реконструкции завода является увеличение пропускной способности основных производств для освоения новых конкурентоспособных видов продукции с максимальным использованием существующих производственных площадей и действующего технологического оборудования при минимальных капитальных затратах, а именно

- увеличение выпуска продукции до 60,0 тыс. т/год металлоконструкций. Представителями данного вида продукции являются основания и модули морских нефтегазодобывающих платформ, гражданские

суда морского плавания, традиционно профильная продукция, а также продукция, выполняемая в настоящий момент по заключенным контрактам.

Процесс модернизации и технического перевооружения предприятия позволит повысить качество, сократить сроки строительства и снизить расходы на производство.

На предприятии следует рассмотреть возможность организации производства полуфабрикатов и вспомогательных изделий, так как их удельный вес значителен в структуре затрат, а собственное производство возможно будет дешевле, что позволит снизить себестоимость. Произведенные полуфабрикаты и комплектующие можно выпускать не только для собственных нужд, но и реализовывать другим машиностроительным и ремонтным предприятиям. За счет серийности выпуска комплектующих на предприятии снизится их себестоимость. Эта тенденция будет выгодна, так как продукция станет конкурентоспособной на данном сегменте рынка.

Специализация судостроительного завода дает предпосылки создания условий для эффективного крупносерийного производства. Специализация отдельных видов вспомогательных производств будет сопровождаться подчинением их основному производству. Это даст возможность повысить роль специализированных цехов завода, внедрить средства механизации и автоматизации, а также усовершенствовать управление производством. Специализированное производство в судостроении и судовом машиностроении по сравнению с универсальным производством имеет повышенную экономическую эффективность, которая определяется:

1) увеличением объема производства при полном использовании оборудования и других мощностей;

2) снижением трудоемкости и повышением производительности труда;

3) уменьшением себестоимости постройки судна;

4) сокращением производственного цикла, что, в свою очередь, снижает затраты на постройку судна и накладные расходы;

5) улучшением качества изделий;

6) возможностью более широкого использования достижения современной науки и техники и передового опыта других предприятий;

7) повышением уровня механизации

производственных процессов, освобождающих рабочих от тяжелого физического труда, и др.

Массовое производство комплектующих изделий в специализированных цехах заводов обеспечивает высокий экономический эффект, позволяя окупать в короткое время капитальные затраты по подготовке оборудования и оснастки. Тем самым, загрузка производственных мощностей позволит получить прибыль от новой деятельности. При этом надо активно использовать маркетинговый отдел на предприятии, который должен проанализировать ситуацию в регионе, в стране и выявить потенциальные рынки сбыта новой продукции предприятия.

При привлечении новых партнеров могут быть использованы две стратегии: поиск постоянных, надежных и проверенных партнеров; поиск партнеров, наиболее благоприятных при данной конъюнктуре рынка. Первая стратегия позволяет экономить на трансакционных издержках по поиску и проверке надежности партнеров, включая юридическую проработку договоров, потери от неисполнения партнерами своих обязательств, издержек по защите интересов в суде. Вторая стратегия позволяет работать с партнером, предлагающим лучшие условия. Негативная сторона стратегии - возможные потери при неисполнении партнерами своих обязательств. Политика привлечения партнеров строится на основе экономического стимулирования работы по их привлечению, экономических прав подразделений и интеграции (способ оформления отношений партнеров). Без достаточного экономического стимулирования работы по привлечению партнеров работники предприятия будут наблюдать за этой проблемой как сторонние наблюдатели. Экономические права подразделений позволят им заняться поиском партнеров, что существенно снижает стоимость упущенных возможностей. Интеграция позволяет закрепить отношения с партнерами, снизив риски понести издержки вследствие некорректного их поведения, а также ухода старых и поиска новых партнеров.

Себестоимость строительства судов может быть уменьшена за счет снижения накладных расходов, снижения стоимости закупаемого оборудования и материалов (за счет ухода от услуг посредников при закупке отечественных комплектующих и материалов), заключения взаимовыгодных

договоров с отечественными производителями материалов и комплектующего оборудования (не уступающего по качеству зарубежным аналогам, а порой и лучшего по некоторым характеристикам). При закупках судостроительного металлопроката необходимо основной упор делать на отечественных производителей (ОАО «Северсталь», ОАО «Амурметалл»).

Основными заказчиками продукции ОАО «АСЗ» могут быть страны, у которых отсутствует или слабое судостроительное производство, такие как Индия, Вьетнам, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Кувейт и др. А на внутреннем Российском рынке основными потребителями могут стать крупные нефтегазовые компании, которые для уменьшения своих транспортных затрат начинают заказывать строительство своего флота. В связи с этим, ОАО «АСЗ» необходимо выходить на рынок с ценовыми предложениями, не превышающими общемировых цен, и предлагать суда с отечественными автоматизированными системами судового управления. Анализ рынка судостроительной отрасли указывает на следующие перспективные направления его развития:

• строительство судов для морских стран, не строящих или строящих в недостаточном количестве морские суда и корабли;

• строительство судов для развитых государств, имеющих высокий собственный потенциал, но не обладающих рядом современных технологий и образцов (например Греция, Китай);

• строительство судов для морских нефтедобывающих предприятий;

• продолжить использование вспомогательных рынков:

1) судового машиностроения (его сегменты - изготовление гребных винтов, гребных валов, якорей и других изделий судового машиностроения);

2) строительство нефтегазодобываю-

щих объектов (сегменты - строительство нефтегазодобывающих платформ, специализированных модулей, выносных причальных устройств, мостовых переходов и др.).

Анализ спроса на различных сегментах судостроительного рынка показывает увеличение количества контрактов на постройку новых танкеров вследствие роста потребления нефти и запрета Европейского Союза на строительство однокорпусных танкеров и их использования для перевозки тяжелых сортов топлива. Поэтому предприятию необходимо ориентироваться, в первую очередь, на танкерный сегмент рынка, в котором ожидается высокий спрос на ближайшие 10-15 лет.

Поскольку предприятие относится к комплексу оборонной промышленности, на котором производится постройка военных судов, большая часть из которых не может быть выставлена на свободный мировой рынок вооружений без санкций государства (отсутствует полная свобода предпринимательства), заводу необходима государственная поддержка и в предоставлении военных государственных заказов. Все это способствует выходу из сложившейся кризисной финансовой ситуации и позволяет эффективнот работать на благо государства, региона и города Комсомольска - на

- Амуре.

Литература и источники:

1. Симоненко, Н. Н. Финансово-экономический анализ в управлении предприятием : монография /Н. Н. Симоненко Iи др.]. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006.

- 166 с.

2. Адаменя, А .И. Реструктуризация судостроения : концептуальные предпосылки / А. И. Адаменя, Р. Г. Леонтьев; под общ. ред. Р. Г. Леонтьева. - Владивосток

- Хабаровск : ДВО РАН; Изд-во ДВГУПС, 2007. -176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.