Научная статья на тему 'Модернизация судостроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса: возможности и пути'

Модернизация судостроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса: возможности и пути Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парамонова Г.П., Потапова Н.С.

Рассмотрены основные проблемы функционирования судостроительных предприятий. Исследовано качество имеющихся ресурсов модернизации, определены ключевые факторы повышения эффективности деятельности предприятий. Предложены пути стратегического развития судостроительного комплекса Дальнего Востока. Отмечено, что предстоящие задачи следует решать комплексно, с государственным участием. Причем ряд задач не требует значительных финансовых ресурсов, как, например, оптимизация структуры управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Парамонова Г.П., Потапова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация судостроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса: возможности и пути»

УДК 336.14

модернизация

судостроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса: возможности и пути

г. п. Парамонова,

кандидат экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: buaa@knastu. ru Н. с. ПОТАПОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: potapovans@yandex. ru Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

Рассмотрены основные проблемы функционирования судостроительных предприятий. Исследовано качество имеющихся ресурсов модернизации, определены ключевые факторы повышения эффективности деятельности предприятий. Предложены пути стратегического развития судостроительного комплекса Дальнего Востока. Отмечено, что предстоящие задачи следует решать комплексно, с государственным участием. Причем ряд задач не требует значительных финансовых ресурсов, как, например, оптимизация структуры управления.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, расходы предприятия, конкурентоспособность продукции, производственный потенциал, ресурсы модернизации, эффективность хозяйственной деятельности, государственный оборонный заказ, трудовые ресурсы, концепция развития судостроения.

Оборонно-промышленный комплекс Дальнего Востока (ОПК ДВ) до 1990-х гг. был составной частью ОПК страны. Однако за прошедшие двадцать лет он был практически разрушен. Каждое третье предприятие ОПК ДВ имеет отрицательные финансовые показатели или находится на грани банкротства, также значительно сокращены объемы государственного заказа, изношены основные фонды, утеряны отдельные технологии,

уникальная стендовая и испытательная база, квалифицированная рабочая сила. В последнее время много говорится о возрождении ОПК на более высоком техническом и технологическом уровне. Очевидно, процесс этот будет достаточно тяжелым и сложным.

Например, на предприятиях ОПК ДВ г. Комсомольска-на-Амуре негативные процессы, связанные с финансовым кризисом в стране и мире, продолжаются с октября 2008 г. до настоящего времени. Как показывают данные статистики, индекс промышленного производства в городе за 2009 г. составил 74,6 % к уровню 2008 г., в том числе: производство транспортных средств и оборудования — 91 %, производство машин и оборудования — 58 %. Рост объемов производства по отношению к 2008 г. был только в ОАО «Комсомольском-на-Амуре авиастроительном производственном предприятии» на 5,4 %, тогда как в ОАО «Амурский судостроительный завод» (далее — ОАО «АСЗ») произошло сокращение количества выпущенной продукции. Объем производства за 2009 г. на этом предприятии ОПК составил 20,2 % к соответствующему периоду 2008 г. Кроме того, более 76 % суммы общегородской задолженности по выплате заработной платы

приходится именно на ОАО «АСЗ». В 2009 г. завод имел непокрытый убыток около 4 млрд руб. и кредитные обязательства — 11,2 млрд руб. [1].

Следует отметить, что в 2010 г. у судостроительной отрасли появилась возможность заключения крупных экспортных контрактов с Индией, Китаем, Республикой Корея, которые могли бы помочь в восстановлении не только ее потенциала, но и отдельных предприятий при следующих условиях:

1) прозрачности финансирования оборонного заказа и контроля за использованием средств. Поскольку в ходе проверок, проведенных Федеральной службой по оборонному заказу, было выявлено нецелевое расходование бюджетных средств на сумму более 3,5 млрд руб., а также их неэффективное использование на сумму около 19 млрд руб.;

2) осуществления выпуска рентабельной продукции. В настоящее время это практически невозможно из-за несоответствия ранее сложившейся структуры производственных мощностей и требований, существующих в мире;

3) снижения себестоимости и сокращения незавершенного производства, ведь длительный цикл и большая трудоемкость постройки судов приводят к росту объемов незавершенного производства;

4) создания современных логистических схем, позволяющих своевременно обеспечивать производство необходимыми материалами.

Выполнение указанных условий возможно за счет оперативного формирования стратегии развития оборонно-промышленного комплекса и изменения его организационной структуры.

Формирование новой технологической и организационной структуры в судостроении приносит определенные положительные результаты. Так, Совет директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) утвердил концепцию развития судостроения на Дальнем Востоке. Согласно концепции под началом Дальневосточного центра судостроения и судоремонта будут созданы четыре судостроительные зоны.

Амурская зона будет действовать на базе Амурского судостроительного завода. ОАО «АСЗ», сохранив свой профиль. Он будет производить гражданские и военные суда, включая подводные лодки, используя свой производственный потенциал, который в значительной степени не задействован. Известно, что российские судовладельцы ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство морских судов на сумму около 1 млрд долл. Доля же российских судостроительных заводов в объеме их заказов составила за последние 10 лет только 6 %. Однако по техническим возможностям она может

быть более 30 %, ведь речной флот в настоящее время насчитывает свыше 9 тыс. судов, средний возраст которых более 28 лет. В ближайшие 5—10 лет около 90 % судов должны быть списаны по техническому состоянию. Рыбопромысловый флот России имеет в своем составе около 2,5 тыс. судов различного назначения. Возраст более половины из них превышает 20 лет, а около 60 % судов эксплуатируются сверх нормативного срока службы.

В 2010 г. ОАО «АСЗ» выполняет четыре госконтракта на общую сумму 400 млн долл.: строительство сторожевого корабля «Совершенный», опытно-конструкторская работа «Морской транспорт вооружения» (ОКР МТВ), контракты на ремонт атомных и дизельных подводных лодок. На стапелях завода в различной степени готовности находятся два танкера-химовоза.

Уникальность всех заказов, построенных ОАО «АСЗ», а это — сухогрузы класса «река — море», лесовозы-пакетовозы, плавучий завод по переработке жидких радиоактивных отходов, опорное основание и модули для нефтедобывающей платформы, буксир-кантовщик, транспортно-буксирное судно и судно сейсморазведки, состоит в том, что они выполнены по индивидуальному заказу, что приводит к значительному удорожанию продукции из-за дополнительных затрат на отработку технологий и конструкций. Как показывает анализ затрат на производство за 2008—2009 гг., в значительной степени выросли косвенные расходы: общепроизводственные (ОПР) и общехозяйственные (ОХР) (рис. 1).

Как видно из диаграммы, значительный удельный вес приходится на косвенные расходы (ОПР и ОХР) — более 45 % в 2008 г. и около 63 % в 2009 г. На долю материальных затрат приходится около 49 % в 2008 г. и 30 % в 2009 г. Заметим, что выполнение обо-

ОХР

Топливо и энергия

ОПР

Зарплата основных производственных -2009 г. рабочих

Рис. 1. Динамика структуры затрат ОАО «АСЗ» за 2008— 2009 гг.

- 63

2008 г

ронных заказов отличается значительно большей сложностью, более высокой технологичностью, чем коммерческое судостроение.

Необходимость выпуска конкурентоспособной продукции требует разработки и внедрения в производство новых технологий строительства кораблей и судов, т. е. модернизации производства. И хотя за 2003—2008 гг. на модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение производства уже было израсходовано 1,13 млрд руб., собственных средств предприятия для этого оказалось недостаточно.

Планом дальнейшего технического перевооружения предприятия предусматривается также замена машин тепловой резки в корпусообраба-тывающем цехе, замена сварочного оборудования, модернизация корпуса эллинга «А», расширение наливного бассейна и реконструкция выводного шлюза с целью увеличения габаритов шлюзовых ворот, что потребует значительных ресурсов. Так, на финансовое оздоровление ОАО «АСЗ» в 2009 г. уже было выделено 1,6 млрд руб. В 2010 г. Правительством РФ было запланировано еще 17 млрд руб. путем перечисления ежегодных траншей в течение 5 лет.

Кроме того, в мае 2009 г. в рамках реструктуризации долга пакет акций предприятия — 59,12 % был передан основному кредитору предприятия — Сбербанку России, а оставшаяся часть — государству. В настоящее время большая часть акций

предприятия сосредоточена в Объединенной судостроительной корпорации.

Отметим, что в федеральном бюджете на 2010 г. на гособоронзаказ было выделено 626 млрд руб., это на 46 млрд руб., или 8 %, больше по сравнению с 2009 г. Выделенные средства должны быть направлены на закупку вооружений и модернизацию предприятий ОПК. Из них около 15 млрд руб. — это субсидии предприятиям ОПК на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам.

В целях повышения конкурентоспособности продукции на российском и международных рынках, судостроительным предприятиям представляются определенные преференции, а именно: государственные гарантии, «длинные» кредиты, освобождение от ввозных пошлин на импортное судовое оборудование, которое не производится в России.

Реализация концепции невозможна без повышения конкурентоспособности продукции предприятий ОПК. При этом рост конкурентоспособности и инновационной активности в судостроении может быть достигнут только в процессе модернизации.

Для оценки потенциала модернизации предприятий используются различные методики. Их анализ показал, что наиболее приемлемой для предприятий ОПК судостроительной отрасли является методика И. В. Макаровой [2, с. 41]. Используя указанную методику, проанализируем состояние ресурсов модернизации у ОАО «АСЗ» (табл. 1).

Таблица 1

Изменение состояния ресурсов модернизации ОАО «АСЗ» за 2005—2009 гг.

Ресурсы

Качество ресурсов

Параметры

Степень вовлеченности в производс твенный процесс

Эффективность использования ресурсов

Производственный капитал

Высокий физический износ (>75 %) и низкий уровень соотношения коэффициентов обновления и выбытия основных фондов (<0,5). Низкий удельный вес прогрессивных видов оборудования в общем парке (требует замены около 8 тыс. ед. или около 65 % оборудования)

Недозагрузка производственных мощностей (>50 %) и как следствие высокие накладные расходы

Величина фондоотдачи (<1) свидетельствует о низкой эффективности использования основных фондов. Значительное падение объемов товарной продукции (в 2007—2008 гг. более чем в 2 раза)

Человеческие ресурсы

Доля высококвалифицированных специалистов в структуре занятых составляет 25 %, при ежегодной потребности в квалифицированных кадрах — не менее 10 % занятых. Отсутствие притока высококвалифицированного персонала и его высокий уровень старения (средний возраст составляет 50—55 лет) отрицательно влияет на формирование нового технологического облика предприятия. Показатель динамики численности и оплаты труда составляет >1, что говорит о росте числа неквалифицированных низкооплачиваемых работников

Соотношение коэффициента оборота по приему и коэффициента оборота по выбытию работников составляет менее 0,5. Для предприятия характерны сокращение численности, постоянная текучесть кадров, отсутствие преемственности поколений

Международный критерий эффективного использования трудовых ресурсов — выработка на одного работающего более 450 тыс. руб. В ОАО «АСЗ» выработка менее 450 тыс. руб., что свидетельствует о неэффективном использовании трудовых ресурсов

Окончание табл. 1

Ресурсы Параметры

Качество ресурсов Степень вовлеченности в производственный процесс Эффективность использования ресурсов

Финансово-экономические ресурсы Рост убытков от производственно-хозяйственной деятельности. Темпы роста убытков от года к году выше темпов роста объемов инвестиций Инвестиции в машиностроение в 3,5 раза ниже данного показателя в металлургии Рентабельность инвестиций имеет отрицательное значение (—20,29 %). Поэтому теряется смысл вкладывать средства в дальнейшее развитие предприятия

Организа-ционно-уп-равленчес-кие ресурсы Качество организационно-управленческих ресурсов (КОУР) недостаточное для осуществления модернизации, интегральный показатель КОУР составил 2,04 ед. при его пороговом значении 3,1 ед. Организационно-управленческих ресурсов достаточно только для осуществления производственно-технологической реструктуризации Степень участия предприятия в организационно-управленческой модернизации высокая, однако по организации внутризаводского экономического механизма — недостаточная Темп роста убытков от внедрения мероприятий по модернизации превышает темп роста инвестиций более чем в 10 раз

Техноло-ги- ческие ресурсы Доля предприятий, позиционирующих себя на рынке как производителей продукции высокого качества по низкой цене составляет менее 20 %: 15 % региональных машиностроительных компаний реализуют продукцию высокого качества по низким ценам на региональном, 17 % — на российском, 14 % — на мировом рынках Доля производств, соответствующих четвертому и пятому технологическим укладам, в их общем количестве составляет 15 %, что соответствует среднеотраслевому значению Доля продукции предприятия в объеме городского экспорта составляет 0,08 %

Как видно, анализ состояния ресурсов модернизации ОАО «АСЗ» показывает их низкий уровень и низкое качество. Полученные результаты полностью подтверждаются оценкой эффективности хозяйственной деятельности предприятия, полученной в результате анкетирования руководителей и специалистов 27 предприятий, входящих в корпорацию.

Респонденты проранжировали факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности предприятия:

1) скорость реакции на запросы заказчиков;

2) скорость проработки условий договоров;

3) цену на продукцию;

4) сроки изготовления продукции;

5) качество продукции;

6) качество общения персонала с потребителями;

7) технологические возможности предприятия;

8) вероятность размещения повторного заказа;

9) надежность предприятия как партнера.

Степень важности фактора определялась рангами от 1 до 10, причем наиболее важному фактору присваивался наименьший ранг. Как видно из рис. 2, эффективность деятельности ОАО «АСЗ» в 2009 г. по сравнению с 2008 г. неодинакова.

Наименьшую сумму рангов (от 5,5 до 6) получил фактор 3 — «Цена продукции»: все респон-

денты поставили его на 1-е место, т. е. в настоящее время именно высокая стоимость продукции является сдерживающим фактором в достижении эффективности деятельности. Далее, на 2-е место (с рейтингом от 6,5 до 7) респонденты поставили фактор 4 — «Сроки изготовления продукции». Как было отмечено выше, длительный цикл и большая трудоемкость производственного процесса приводят к росту объемов незавершенного производства, и, как следствие, увеличению сроков изготовления продукции. Кроме того, из-за низкой скорости проработки условий договоров и реакции на запросы заказчиков очевидным становится снижение вероятности размещения повторного заказа на данном предприятии.

Кроме того, длительное отсутствие оборонного заказа привело к снижению численности квалифицированных специалистов за последние 5 лет более чем в 2 раза. Поэтому предприятие вынуждено привлекать специалистов из западных регионов России, что также сказывается на себестоимости продукции. Данные о качественной структуре работников ОАО «АСЗ» представлены в табл. 2.

Из данных, представленных в табл. 2, видно, что доля производственных рабочих в общей численности персонала предприятия составляет 61 %. Однако их средний возраст — около 55 лет.

12 34567 89

□ - 2008 г. □ — 2009 г.

Рис. 2. Оценка эффективности деятельности ОАО «АСЗ» в 2008 — 2009 гг.:

1 — оценка реакции на запросы заказчика; 2 — скорость проработки условий договоров; 3 — цена продукции; 4 — сроки изготовления продукции; 5 — качество продукции; 6 — качество общения персонала ОАО «АЗС» с потребителями; 7 — технологические возможности ОАО «АЗС»; 8 — вероятность размещения повторного заказа на ОАО «АЗС»; 9 — надежность ОАО «АЗС»

Таблица 2

Характеристика персонала ОАО «АСЗ» в 2009 г.

Показатель Значение показателя

Среднесписочная численность работников, чел. 3 119

В том числе среднесписочная численность, %: рабочих 61

руководителей 11

служащих 2

специалистов 20

непромышленной группы 6

Работники, возраст которых составляет менее 25 лет, % 6,55

Работники, возраст которых составляет от 25 до 35 лет, % 28,33

Работники, возраст которых составляет от 35 до 55 лет, % 8,98

Работники, возраст которых составляет более 55 лет, % 56,14

Работники, имеющие среднее и/или полное общее образование, % 21,63

Работники, имеющие начальное и/или среднее профессиональное образование, % 40,70

Работники, имеющие высшее профессиональное образование, % 37,67

Большая часть рабочих (около 60 %) имеют среднее, начальное профессиональное или среднее профессиональное образование.

В ближайшее время выполнение оборонного и других заказов будет связано с увеличением потребности в производственных рабочих высокой квалификации таких специальностей, как судостроитель-судоремонтник металлических судов, сборщик корпусных металлоконструкций, электрогазосварщик, электромонтажник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

66

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для обеспечения стратегического развития машиностроительного комплекса Хабаровского края [3] авторами предложена программа, в которой должны быть детально проработаны вопросы производства, финансов, трудовых ресурсов и управления. Рассмотрим отдельные позиции.

Производство. Разработка перспективного плана производства и развития на период до 2015 г. План должен предусматривать развитие производственной деятельности по следующим направлениям:

• государственные заказы по строительству, ремонту и модернизации атомных и дизельных подводных лодок;

• строительство рыбодобывающих траулеров;

• сборка крупногабаритных металлоконструкций для нефтедобывающих комплексов, крупнотоннажных судов.

Учитывая накопленный ОАО «АСЗ» опыт в строительстве танкеров и географически выгодное положение в непосредственной близости от многих месторождений углеводородного сырья Дальневосточного региона РФ и Азиатско-Тихоокеанского региона, можно говорить о перспективах дальнейшего освоения этого сектора мирового судостроения.

Другим перспективным направлением для ОАО «АСЗ» является строительство судов, занимающихся обслуживанием нефтепромыслов, прибрежного шельфа. Анализ рынка, проведенный специалистами предприятия, подтверждает тенденцию роста спроса на суда обеспечения буровых комплексов морского базирования.

Кроме того, Правительство РФ в сентябре 2007 г. одобрило программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения. Таким образом, появился спрос на строительство газовозов. В настоящее время в России отсутствуют технологии для строительства судов подобного типа. Однако ОАО «АСЗ» в рамках субподряда имеет опыт в строительстве подобных судов.

Следует отметить, что в непосредственной географической близости от ОАО «АСЗ» расположены угольные терминалы порта Ванино и Восточного порта. Здесь также имеется потребность в сухогрузах для перевозки угля и в обслуживающих судах.

Другим направлением деятельности ОАО «АСЗ» следует считать участие в строительстве мостовых переходов в г. Владивостоке (мостовые переходы через бухту Золотой Рог и на о. Русский). В случае победы в конкурсе на изготовление металлоконструкций объемы их производства могут составить до 70 тыс. т.

В 2010—2013 гг. возникнет потребность в строительстве плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС) для районов Севера и Дальнего Востока, к предпроектным работам, к созданию которых уже приступило ОАО «Концерн Энергоатом».

Кроме того, результаты проведенного анализа показали, что ОАО «АСЗ» необходимо работать над снижением косвенных расходов, а именно:

1) внедрять программу энергосбережения. Такая программа разработана на период с 2010 по

2015 г. Эта программа включает в себя внедрение системы мониторинга энергопотребления предприятия, внедрение компенсаторов реактивной мощности на фидерных подстанциях, внедрение автономного теплоснабжения цехов и т.д. В результате осуществления указанных мероприятий уже через два года ежегодная экономия денежных средств должна быть не менее 163,5 млн руб.;

2) внедрять программу модернизации производства на основе проекта комплексной реконструкции корпусообрабатывающего и сборочно-сва-рочного производства фирмы «IMG» (Германия). При этом положительный экономический эффект будет достигнут при условии, что тарифы на топливо и энергию для производственных целей расти не будут. Предприятие подготовило и направило в Правительство Хабаровского края пакет документов о предоставлении льготного тарифа на электрическую энергию. В случае получения субвенции затраты на производство могут быть снижены на 43,3 млн руб., а высвобождаемая сумма направлена на выполнение мероприятий плана технического развития предприятия.

Трудовые ресурсы. К мероприятиям по оптимизации кадрового состава ОАО «АСЗ» следует отнести:

• сокращение количества подразделений завода с 70 до 40 путем укрупнения и ликвидации подразделений;

• разработку проекта распределения подразделений по подчиненности, в котором все подразделения распределены между генеральным директором, заместителями генерального директора и начальниками управлений;

• составление проектов штатных расписаний подразделений по категориям;

• составление сравнительных таблиц проектной и фактической численности по категориям;

• составление расчета предполагаемого уровня выплаты пособий и компенсаций сокращаемым работникам.

Следует отметить, что предприятию необходимы высококвалифицированные кадры. Для этого следует расширять взаимодействие с образовательными учреждениями, увеличивать затраты на подготовку и переподготовку кадров.

Для реализации этой задачи в приоритетный национальный проект «Образование» было включено направление «Государственная поддержка и подготовка рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств». Стратегическая задача этого проекта — преодоление отставания в структуре, объемах, качестве подготовки квали-

- 67

фицированных рабочих и специалистов. Следует отметить, что судостроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре в рамках проекта получит 45,5 млн руб.

В результате внедрения мероприятий по оптимизации трудовых ресурсов расходы составят 197 832 тыс. руб., при этом экономия заработной платы составит 38,99 млн руб. ежемесячно. Кроме того, частичное финансирование заработной платы работников предприятия за счет средств, выделяемых на основе целевых программ от КГУ «Центр занятости населения», позволит сократить расходы по заработной плате на 5 млн руб. в месяц. Совокупный экономический эффект от внедрения мероприятий составит 43,99 млн руб. в месяц.

Управление. Создание интегрированных структур, в рамках которых обеспечиваются благоприятные условия стимулирования процессов отраслевой и межотраслевой интеграции предприятий, формирование различных видов крупных конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках корпораций с участием государственного и частного капиталов.

Так, к 2015 г. планируется создать около 40 государственных корпораций и крупных интегри-

рованных структур, в которых будет сосредоточено 70 % заказов от общего объема продукции ОПК.

Как следует из вышесказанного, перед ОПК ДВ стоят большие задачи, решать которые следует комплексно. Ряд задач не требует значительных финансовых ресурсов, например оптимизация структуры управления. Другие же невозможно решить без государственного участия. И, чем раньше ОПК ДВ приступит к их решению, тем меньше будут потери материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Список литературы

1. Итоги социально-экономического развития муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» за 2009 г. URL: http://www. kmscity. ru/content/blogsection/2/44.

2. Макарова И. В. Диагностика потенциала и стратегия модернизации машиностроительного комплекса старопромышленного региона. Екатеринбург, 2010.

3. Основные направления экономического и социального развития Хабаровского края на период до 2010 года / Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края. Хабаровск,2005.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.