Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53
УДК 378.147 https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/55
ПУТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
©Яковлева Е. В., ORCID: 0000-0002-1743-8645, SPIN-код: 6836-4135, д-р пед. наук, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Нижнекамск, Россия, [email protected]
WAYS OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL DEVELOPMENT OF INTRA-EXTRAMURAL FORM OF STUDY
©Yakovleva E., ORCID: 0000-0002-1743-8645, SPIN-code: 6836-4135, Dr. habil, Kazan National Research Technological University, Nizhnekamsk, Russia, [email protected]
Аннотация. В статье приводится динамика доли первокурсников очно-заочной формы обучения в Нижнекамском химико-технологическом институте Казанского национального исследовательского технологического университета за последние пять лет. Рассматриваются преимущества и недостатки обучения бакалавров по очно-заочной форме обучения. Автором указывается на расширение возрастных границ студенчества сложившиеся в последние годы в нашей стране, отмечаются характерные особенности обучения возрастных студентов. Приведены возможные направления организационно-методического совершенствования очно-заочной формы обучения в процессе профессиональной подготовки бакалавров в условиях высшего учебного заведения. Выделяются основные задачи, решаемые лектором. Особое внимание уделяется усовершенствованию методики проведения микросеминаров в ходе лабораторных занятий по физике, способствующей активной самостоятельной познавательной деятельности студентов. Акцентируется внимание на необходимости проведения эффективных индивидуальных консультаций студентов в период промежуточной аттестации знаний.
Abstract. The article traces dynamics of the share of first-year students using intra-extramural form of study at the Nizhnekamsk Chemical Technological Institute of Kazan National Research Technological University. Advantages and disadvantages of bachelor training in an intra-extramural form of study are considered. The author dwells on the extension of students' age brackets which is common for our country in recent years. Defining characteristics of teaching adults are revealed. Possible directions of organizational and methodological improvement of intra-extramural form of study in terms of professional training of bachelors in a higher educational institution are featured. Main aims solved by a lecturer are defined. Special attention is paid to developing the methodology of conducting micro-seminars during laboratory classes in physics which contributes to the active independent cognitive activity of students. Attention is drawn to the need for effective supervision during the midterm assessment.
Ключевые слова: лабораторные занятия по физике, очно-заочная форма обучения, обучение возрастных студентов, микросеминар, индивидуальные консультации.
Keywords: lab classes in physics, intra-extramural form of study, teaching adult students, micro-seminars, individual consultations.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53
Важной задачей высшей школы в условиях становления постиндустриального общества является обучение и воспитание молодых людей новой формации, способных к диалектико-логическому мышлению и активной познавательной деятельности, что позволит сделать их более мобильными и подготовленными к происходящим изменениям в производственной сфере, нежели старшее поколение работников. Вместе с тем ежегодно сокращается число абитуриентов по очной форме обучения, а число поступающих по очно-заочной форме увеличивается. Однако, число студентов по заочной форме практически не изменяется и составляет более 60%. Такая тенденция наблюдается во многих технических вузах, что наглядно можно увидеть в Таблице 1 на примере Нижнекамского химико-технологического института (филиала) Казанского национального исследовательского технологического университета.
Таблица 1.
ДИНАМИКА ДОЛИ АБИТУРИЕНТОВ ПО ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ за 2015-2019 г. В НИЖНЕКАМСКОМ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ
Доля абитуриентов по формам обучения (%) Год приема в вуз
2015 2016 2017 2018 2019
Очная 22,9 23,4 24,6 19,5 15,3
Очно-заочная 6,6 8,4 13,2 20,0 19,3
Заочная 70,5 68,2 62,2 60,5 65,4
Из Таблицы 1 видно, что число абитуриентов очно-заочной формы обучения в последние годы постепенно увеличивается, преимущественно за счет уменьшения абитуриентов очной формы обучения. В то время как еще десять лет назад наблюдалось снижение количества вечерников во всех высших учебных заведениях нашей страны. Так, на общем фоне своей основательностью выделялось исследование причин снижения численности студентов по очно-заочной форме обучения выполненное коллективом авторов в 2006-2012 г. в ВолгГТУ под руководством К. В. Приходькова. На основе анализа поученных данных в качестве одного из способов совершенствования очно-заочной формы обучения было предложено внедрение рейтинговой системы оценок полученных знаний у студентов [1]. Рейтинговая система оценки знаний хорошо себя зарекомендовала практически во всех вузах как в нашей стране, так и за рубежом [2], но проблема совершенствования очно-заочной формы обучения остается актуальной и сегодня.
Говоря о необходимости подготовки высококвалифицированных кадров для нашей экономики в марте 2018 года, министр образования и науки РФ Ольга Васильева отметила, что учиться на вечерне-заочной форме в вузе должны лишь те, кто получил среднее образование. В то время как заочная форма образования должна рассматриваться лишь в качестве повышения квалификации для получения второго высшего образования, когда у абитуриента уже есть одно базовое образование по родственной специальности [3].
Проблема поиска путей совершенствования очно-заочной (вечерней) формы обучения студентов не нова, а многочисленные попытки преодолеть эту ситуацию не всегда приводили к положительному результату. Еще во второй половине ХХ века перед научно-педагогическим сообществом возник вопрос о необходимости улучшения заочного и вечернего образования, которому посвящены труды Б. А. Кузьмина [4], Н. И. Назарова [5],
A. Ф. Шебанова [6]. Поиски эффективных путей усовершенствования безотрывной формы обучения нашли отражение в работах Г. П. Кудумы [7], Б. П. Надеинского [8], А. Я. Найна [9],
B. И. Овсянникова [10] и др.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53
Сегодня в системе обучения в вузе как никогда основополагающим стратегическим направлением, отвечающим требованиям социального заказа и позволяющим удовлетворять возрастающие образовательные потребности работающих граждан, становится обеспечение возможности совмещения обучения в вузе с работой на производстве или организации.
Однако, ознакомление с зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературой убеждает в том, что современных исследований посвященных совершенствованию получения высшего образования по очно-заочной форме обучения относительно немного. Наиболее удачным является опыт университетов Великобритании по внедрению программ обучения, совмещенного с работой Д. Талбот и др. [11]. Процесс объединения получения образования в вузе с одновременным совершенствованием знаний на рабочем месте (Work Based Learning) набирает также популярность в США и Австралии. В исследованиях Дэвида Боуда, Ники Соломона и Рут Хелиера описывается опыт прохождения обучения студентами в основном на рабочем месте, приводятся практические рекомендации для работающих студентов, позволяющие успешно ориентироваться в академической среде [12-13].
Мы считаем, что в нашей стране развитие теории и практики обучения, совмещенного с работой, пока еще тормозится слабым сотрудничеством между предприятиями и вузами, что не позволяет им создать необходимую единую образовательную среду и отладить организацию учебного процесса на всем этапе обучения студентов в вузе. Хотя во многих российских вузах имеется положительный опыт трудоустройства студентов старших курсов дневной формы обучения, на рабочих должностях в соответствии с программой обучения в институте и организации производственного обучения, что позволяет им ближе познакомиться с проблемами и перспективами современного производства [14]. В настоящее время в нашей стране одновременную учебу в вузе с работой, совмещают преимущественно студенты очно-заочной и заочной формы обучения.
Студент очно-заочной формы обучения, соединяющий учебу в вузе с работой, по профилю будущей профессиональной деятельности, переносит на обучение свое личностное отношение к практической деятельности. Студент данной формы обучения, являясь активным субъектом производственной и социально-общественной деятельности, видит себя и в обучении самостоятельным субъектом. При этом важно, что процесс учения приобретает для него характер самоуправляемой познавательной и самообразовательной деятельности, а сильная образовательная мотивация связана с тем, что получаемые знания он расценивает как средство необходимое для решения производственных задач и разрешения различного рода проблем возникающих в обыденной жизни. Следует также отметить, что многие студенты очно-заочной формы обучения имеют достаточно большой перерыв в обучении (более 5 лет). В настоящее время, как в России, так и за рубежом возрастные границы студенчества значительно расширяются, объединяя студенческую молодежь с возрастными студентами. Так, Г. Е. Зборовский и П. А. Амбарова, проанализировав возрастной состав магистрантов заочной формы обучения в уральских вузах за последние годы, сделали вывод о заметном приросте обучающихся старших возрастных групп [15]. В практике работы вузов также встречаются случаи обучения возрастных студентов и по программам бакалавриата. Рассмотрим преимущества и недостатки обучения бакалавров по очно-заочной форме обучения в виде Таблицы 2.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53
Таблица 2.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОЧНО-ЗАОЧНОИ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ
Преимущества очно-заочной формы обучения
Недостатки очно-заочной формы обучения
1. Возможность получения качественного высшего образования работающим гражданам или гражданам сочетающим получение высшего образования с подработкой._
1. Уровень подготовки первокурсников существенно ниже, чем у студентов очной формы.
2. Возможность получения высшего образования студентам, обучающимся параллельно на очном отделении СПО.
2. Срок обучения в вузе может быть увеличен по сравнению с очной формой.
3. Возможность получения студентам очной формы обучения параллельно второго высшего образования по другому направлению.
3. В отличие от заочной формы обучения, отсутствие возможности прохождения обучения вне аудиторий вуза в любое время из любого населенного пункта._
4. Наличие для студентов бюджетных мест.
4. В отличие от дистанционной формы обучения отсутствие выбора индивидуального темпа освоения учебного материала и продолжительности обучения._
5. Срок приемной компании более длительный, чем по очной форме обучения. Это позволяет абитуриентам предварительно попробовать поступить на очную форму обучения._
5. Отсутствие стипендий и льгот, которые доступны студентам, обучающимся по очной форме.
6. При поступлении средний конкурсный балл у абитуриентов ниже, чем на очной форме обучения._
6. Нет отсрочки призыва от воинской службы в армии.
7. Оплата стоимости очно-заочно формы обучения ниже, чем очного обучения.
7. Сочетание в одной академической группе разновозрастных студентов, включающих в себя представителей двух-трех поколений. Гетерогенности студенческой общности серьезно влияет на содержание и формы образовательной деятельности, характер взаимодействия между студентами и преподавателями [16-17]._
8. Возможность контактного общения с преподавателем в вузе на аудиторных и внеаудиторных занятиях._
8. Контакт обучаемого и преподавателя значительно меньше, чем на очной форме обучения._
9. Более успешными оказываются поиски работы по выбранному направлению подготовки в вузе.
9. Большой учебный материал представлен для самостоятельного изучения, в связи со значительно меньшим количеством аудиторных занятий, чем по очной форме._
10. Предоставление работодателем оплачиваемого отпуска в период сессии.
10. Отсутствие возможности получить место в общежитии вуза._
11. Развитие способности к самообразованию.
11. Студенты очно-заочной формы обучения осуществляют управление своими временными ресурсами не всегда эффективно. Недостаточно свободного времени на личную жизнь._
12. Очно-заочная форма обучения для вуза является более экономичной по сравнению с традиционной очной формой обучения._
12. Нередко у студентов очно-заочной формы обучения наблюдается хроническая усталость из-за больших нагрузок._
Специфика очно-заочной формы обучения в техническом вузе обусловлена следующими обстоятельствами:
1. количество часов внеаудиторной самостоятельной работы студентов значительно превосходит над часами аудиторных занятий;
2. основной контингент студентов по очно-заочной форме обучения - это взрослые работающие люди, преимущественно способные решать самостоятельно многие производственные задачи, знающие основные потребности современного производства и имеющие специфическую мотивацию к получению образования в высшей школе;
3. совмещение производственной деятельности с обучением в вузе часто приводит к физическому и умственному напряжению из-за удлиненного рабочего дня и имеющихся социальных обязанностей;
4. не редко наблюдается большой временной отрыв вузовского обучения от школьного или среднего профессионального образования, что создает основные затруднения в усвоении программного учебного материала, что требует специальной переориентации преподавателей вузов для работы с возрастными студентами.
Выделенные обстоятельства должны быть положены в основу при организации обучения по каждой отдельной дисциплине. Трудности обучения возрастных студентов основаны на том, что многие из них уже частично утратили необходимые навыки правильной мыслительной деятельности, и нуждаются в помощи со стороны преподавателя, направленной на формирование стиля учебной познавательной и мыслительной деятельности.
В обучении технической дисциплине важна логика самого предмета. Поэтому метод преподавания должен быть соотнесен с содержанием и особенности науки. На первый план выходит логика самого предмета изложения, принципы и методы доказательства тех или иных научных положений, законов, развитие логического мышления студентов в области этой науки.
Решение задачи улучшения качества знаний на очно-заочной форме обучения в вузе может быть успешным при условии глубокого изучения особенностей процесса обучения студентов-вечерников, возрастного состава аудитории, ее познавательных интересов, ориентации на определенные формы работы и т.п. Задача преподавателя состоит в том, чтобы в процессе обучения полнее использовать личный жизненный опыт студентов, в том числе и опыт работы в своих производственных коллективах [18]. Особая роль здесь принадлежит преподавателям, которым предстоит найти пути совершенствования очно-заочной формы обучения с целью сохранения лучших традиций отечественного высшего образования и учета новых социальных потребностей, ценностных ориентаций, характерных для нынешнего поколения студентов. Как известно, студенты критически относятся к лекции-монологу, отдавая предпочтение лекции-беседе, особо ценят те методические пособия, которые помогают рационально организовать самостоятельную работу, освещают основные вопросы по самоконтролю и самокоррекции усвоения знаний в период между сессиями.
Наиболее сложными и ответственными задачами, решаемые лектором, являются:
-выбор наиболее удачной структуры лекции;
-органичное соединение наглядности с излагаемым материалом;
-соответствие темпа демонстрации с темпом устного изложения материала.
На лекциях по физико-математическим и общетехническим дисциплинам мы считаем целесообразным, показывая практическую значимость отдельных теоретических знаний, сокращать громоздкие и сложные преобразования. Лекционный материал для студентов очно-заочной формы обучения при большой информационной насыщенности должен носить
лишь обзорный характер. На лекциях студенты должны получить ориентир, обеспечивающий логические связи с другими формами обучения (лабораторными, практическими занятиями, контрольными работами) и помогающий им в активной самостоятельной работе.
С целью формирования логического мышления студентов и умения применять учебный материал на практике, мы используем разработанные алгоритмы решения задач и составленные структурно-логические схемы по изучаемому материалу. После каждого практического или лабораторного занятия студенты в течение недели должны отчитаться по соответствующим контрольным вопросам к лабораторной работе и выполненными ими заданиями. Наш опыт показывает эффективность индивидуальных консультации студентов очно-заочной формы обучения, проводимых регулярно по графику как преподавателем ведущим дисциплину, так и хорошо подготовленными студентами дневной формы обучения.
Целенаправленное и хорошо спланированное изучение дисциплины позволяет с одной стороны активизировать познавательную деятельность обучающихся и вызвать заинтересованность в освоении учебного курса, а с другой стороны способствует развитию навыков самообразования и повышению информационной культуры.
Система планирования самостоятельной работы студентов регулярно претерпевает корректировки, возникающие вследствие изменения учебных планов и количества часов, отведенных на изучение дисциплины, а также в соответствии с изменением содержания отдельных тем и уровнем готовности обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности.
Важнейшей составной частью в курсе общей физики является лабораторный практикум. С целью активизации самостоятельной мыслительной деятельности на лабораторных занятиях по физике мы проводим микросеминар во время опроса — допуска к лабораторной работе нескольких студентов (4-5 человек) по одной и той же теме. Вопросы для контроля известны заранее, за две недели и готовит их вся группа, выполняющая данную лабораторную работу. На вопрос преподавателя отвечает один из студентов, выбранный преподавателем, остальные слушают, по мере необходимости его дополняют, обсуждают. На следующий теоретический вопрос отвечает другой студент. Коллективное обсуждение контрольных вопросов не исключает традиционного как устного, так и письменного опроса и обычно применяется в сочетании с ним. Микросеминар обычно длится 10-15 минут, в ходе которого преподаватель определяет степень теоретической подготовленности каждого студента к выполнению работы и освоение методики ее выполнения. После опроса студенты, показавшие хорошее знание теории и методики выполнения лабораторной работы, допускаются к ее выполнению под руководством лаборанта и самостоятельной обработке полученных экспериментальных данных с последующей их защитой. Если студент в ходе опроса по контрольным вопросам показал слабое владение учебным материалом, то к выполнению работы он не допускается, ему рекомендуется повторить учебный материал и повторно пройти допуск. Лабораторные занятия в такой форме проходят более осознанно, оживленно, с ярко выраженной заинтересованностью и вызывают у студентов стремление не только к самостоятельной познавательной деятельности, но и желание поделиться своими знаниями с другими студентами из своей подгруппы. Учитывая психофизиологическое состояние обучающихся в вечернее время, преподаватели на этих занятиях отмечали повышенный эмоциональный комфорт и меньшую утомляемость студентов при лучшей результативности занятий.
Данная методика обучения студентов очно-заочной формы обучения была нами апробирована в 2018-2019 учебном году на базе Нижнекамского химико-технологического института на одном потоке на протяжении всего периода освоения дисциплины физики.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53
Студенты этого потока своевременно и успешно выполняли контрольные работы, сдавали лабораторные работы, а многие досрочно сдавали экзамен на отличные и хорошие оценки.
Проверка успеваемости в первый месяц обучения показала одинаковые результаты, а в конце изучения дисциплины выявила существенные различия.
Таблица 3.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Оценки Контрольная группа, % Экспериментальная группа, %
отлично 4 18
хорошо 32 52
удовлетворительно 60 30
неудовлетворительно 4 —
Дальнейшее продолжение эксперимента является актуальной задачей усовершенствования очно-заочной формы обучения. В коротком материале были затронуты лишь отдельные аспекты, решение которых невозможно без активизации общих усилий педагогической общественности. Мы считаем, что на первый план сейчас выходит необходимость проведения фундаментальных исследований по целому ряду положений, определяющих пути развития познавательной деятельности и самостоятельности студентов очно-заочной формы обучения:
-прохождение учебного материала в индивидуальном темпе;
-использование преимущественно электронных источников получения учебных знаний по изучаемой дисциплине;
-привлечение хорошо подготовленных студентов очной формы обучения в качестве консультантов;
-создание по ходу лекции на учебном материале проблемных ситуаций и их разрешение с целью мотивации познавательной активности студентов;
-приобретение новых знаний и их практическое закрепление при выполнении лабораторных экспериментов, решении расчетных и практических задач.
Список литературы:
1. Приходьков К. В., Приходькова И. В., Савкин А. Н., Авдеюк О., Крохалев А. Тенденции и проблемы развития очно-заочной (вечерней) формы обучения на примере Волгоградского государственного технического университета // Современные проблемы науки и образования. 2013. №1. С. 260-260.
2. Ялалов Ф. Г., Яковлева Е. В. Рейтинговая система оценки знаний как эффективное средство повышения качества образования // Болонский процесс: качество образовательных программ в современном вузе: материалы междунар. конференции: Австрия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Республика Молдова, Россия. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. С.130-137.
3. Минобрнауки предложило изменить форму обучения по некоторым специальностям // Взгляд. Деловая газета. 2018. 6 марта. https://clck.ru/MytkB
4. Кузьмин Б. А., Котария А. А. О некоторых возможностях улучшения заочного и вечернего технического образования // Вестник высшей школы. 1957. №1. С. 54-56.
5. Назаров Н. И. О некоторых возможностях улучшения заочного и вечернего технического образования // Вестник высшей школы. 1956. №5. С.18-22.
6. Шебанов А. Ф. Назревшие вопросы заочного и вечернего образования // Вестник высшей школы. 1956. №12. С. 29-34.
7. Кудума Г. П. Факторы успешности учебной деятельности студентов в системе вечернего образования: дисс. ... канд. пед. наук. Л., 1984. 161 с.
8. Надеинский Б. П. Методические советы студентам, обучающимся в высших учебных заведениях без отрыва от производства. М.: Высшая школа, 1977. 96 с.
9. Найн А. Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых рабочих. М.: Высшая школа, 1987. 110 с.
10. Овсянников В. И. Образование без отрыва от работы: опыт организации // Педагогика. 1995. №2. С. 68-71.
11. Талбот Д., Костли К., Дремина М. А., Копнов В. А. Обзор практики применения программ обучения, совмещенного с работой (WBL), в высшем образовании Великобритании // Образование и наука. 2017. №1. С. 119-141. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-119-141
12. Boud D., Solomon N. Work-based learning: a new higher education? McGraw-Hill Education (UK), 2001.
13. Helyer R. The work-based learning student handbook. Macmillan International Higher Education, 2015.
14. Амирова С. С., Закиров М. А., Одинабекова Р. М., Миннуллина Г. М. О реализации программы «Федеральная экспериментальная площадка» в Нижнекамском химико-технологическом институте // Научные исследования в образовании. 2006. №2. С. 55-60.
15. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. «Взросление» студенчества как феномен меняющегося высшего образования // Высшее образование в России. 2017. №4 (211). С. 3849.
16. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Темпоральные характеристики и противоречия студенческой молодежи как возрастной общности // Высшее образование в России. 2016. №4 (200). С. 72-80.
17. Dauenhauer J., Steitz D. W., Cochran L. J. Fostering a new model of multigenerational learning: Older adult perspectives, community partners, and higher education // Educational Gerontology. 2016. V. 42. №7. P. 483-496. https://doi.org/10.1080/03601277.2016.1157419
18. Хафизова Л. Ю. Использование образовательного опыта взрослого обучающегося в процессе освоения иностранного языка // Управление устойчивым развитием. 2018. №1 (14). С. 111-115.
References:
1. Prikhodkov, K. V., Prikhodkova, I. V., Savkin, A. N., Avdeyuk, O., & Krokhalev, A. (2013). Tendentsii i problemy razvitiya ochno-zaochnoi (vechernei) formy obucheniya na primere Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (1), 260-260.
2. Yalalov, F. G., & Yakovleva, E. V. (2007). Reitingovaya sistema otsenki znanii kak effektivnoe sredstvo povysheniya kachestva obrazovaniya. In Bolonskii protsess: kachestvo obrazovatel'nykh programm v sovremennom vuze: materialy mezhdunar. konferentsii: Avstriya, Armeniya, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Latviya, Respublika Moldova, Rossiya. SPb., Izd-vo RGPUim. A. I. Gertsena, 130-137.
3. Minobrnauki predlozhilo izmenit' formu obucheniya po nekotorym spetsial'nostyam // Vzglyad. Delovaya gazeta. (2018). 6 marta. https://clck.ru/MytkB
4. Kuzmin, B. A., & Kotariya, A. A. (1957). O nekotorykh vozmozhnostyakh uluchsheniya zaochnogo i vechernego tekhnicheskogo obrazovaniya. Vestnik vysshei shkoly, (1), 54-56.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53
5. Nazarov, N. I. (1956). O nekotorykh vozmozhnostyakh uluchsheniya zaochnogo i vechernego tekhnicheskogo obrazovaniya. Vestnik vysshei shkoly, (5), 18-22.
6. Shebanov A. F. (1956). Nazrevshie voprosy zaochnogo i vechernego obrazovaniya. Vestnik vysshei shkoly, (12), 29-34.
7. Kuduma, G. P. (1984). Faktory uspeshnosti uchebnoi deyatel'nosti studentov v sisteme vechernego obrazovaniya: diss. ... kand. ped. nauk. Leningrad.
8. Nadeinskii, B. P. (1977). Metodicheskie sovety studentam, obuchayushchimsya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh bez otryva ot proizvodstva. Moscow.
9. Nain, A. Ya. (1987). Pedagogicheskie osnovy professional'nogo obucheniya molodykh rabochikh. Moscow.
10. Ovsyannikov, V. I. (1995). Obrazovanie bez otryva ot raboty: opyt organizatsii. Pedagogika, (2), 68-71.
11. Talbot, D., Kostli, K., Dremina, M. A., & Kopnov, V. A. (2017). Obzor praktiki primeneniya programm obucheniya, sovmeshchennogo s rabotoi (WBL), v vysshem obrazovanii Velikobritanii. Obrazovanie i nauka, (1), 119-141. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-119-141
12. Boud, D., & Solomon, N. (2001). Work-based learning: a new higher education? McGraw-Hill Education (UK).
13. Helyer, R. (2015). The work-based learning student handbook. Macmillan International Higher Education.
14. Amirova, S. S., Zakirov, M. A., Odinabekova, R. M., & Minnullina, G. M. (2006). O realizatsii programmy "Federal'naya eksperimental'naya ploshchadka" v Nizhnekamskom khimiko-tekhnologicheskom institute. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii, (2), 55-60.
15. Zborovskii, G. E., & Ambarova, P. A. (2017). "Vzroslenie" studenchestva kak fenomen menyayushchegosya vysshego obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii, (4), 38-49.
16. Ambarova, P. A., & Zborovskii, G. E. (2016). Temporal'nye kharakteristiki i protivorechiya studencheskoi molodezhi kak vozrastnoi obshchnosti. Vysshee obrazovanie v Rossii, (4), 72-80.
17. Dauenhauer, J., Steitz, D. W., & Cochran, L. J. (2016). Fostering a new model of multigenerational learning: Older adult perspectives, community partners, and higher education. Educational Gerontology, 42(7), 483-496. https://doi.org/10.1080/03601277.2016.1157419
18. Khafizova, L. Yu. (2018). Ispol'zovanie obrazovatel'nogo opyta vzroslogo obuchayushchegosya v protsesse osvoeniya inostrannogo yazyka. Upravlenie ustoichivym razvitiem, (1), 111-115.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 28.02.2020 г. 02.03.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Яковлева Е. В. Пути организационно-методического совершенствования очно-заочной формы обучения // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 465-473. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/55
Cite as (APA):
Yakovleva, E. (2020). Ways of Organizational and Methodological Development of Intra-Extramural Form of Study. Bulletin of Science and Practice, 6(4), 465-473. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/55 (in Russian).