Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/66
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФАСИЛИТАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
©Саиджалалова С. М., ORCID: 0000-0002-7268-6481, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Узбекистан, sayka_1971@mail
INNOVATIVE EDUCATION: FACILITATION AS AN EFFECTIVE METHOD OF EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION
©Saidjalalova S., ORCID: 0000-0002-7268-6481, Tashkent State Pedagogical University,
Tashkent, Uzbekistan, sayka_1971 @ mail
Аннотация. Раскрыто явление фасилитации в процессе обучения студентов русскому языку и литературе. Даны определения социальной и педагогической фасилитации, описано их использование в образовательном процессе. Также приведена характеристика фасилитирующей атмосферы, определена роль преподавателя, его основные задачи. Установлено, что использование феномена фасилитации позволяет значительно активизировать учебную работу студентов при обучении русскому языку и литературе.
Abstract. The article treats the phenomenon of facilitation in teaching Russian language and Literature. Having defined social and pedagogical facilitation, the authors describe their use in educational process, provide the characteristics of facilitating atmosphere, determine the teacher's role and his main tasks. It is found that the use of facilitation can significantly intensify students' training activities when learning Russian language and Literature.
Ключевые слова: фасилитация, продуктивность, профессиональное образование, активизация, роль преподавателя.
Keywords: facilitation, productivity, professional education, intensification, teacher's role.
В наш век, век глобализации, возникает потребность в специалистах нового поколения, мыслящих творчески и неординарно. Вследствие этого основным фундаментом образовательного процесса сегодня должен стать не сам урок и не предмет, изучаемый на нем, а сама личность студента, его потенциал (http://www.thinkbuzan.com).
Ключевой задачей системы высшего профессионального образования является не только выпуск специалистов, но и привлечение студентов в процесс разработки принципиально новых технологий, в их апробацию в образовательной и профессиональной среде. При этом важно в процессе обучения, развивать у студентов такие способности, как: креативное мышление, творческая активность, умение принимать решение в сложных ситуациях, быть гибким и быстро адаптироваться к реалиям жизни. Только при наличии таких способностей, будущий специалист будет конкурентоспособным на рынке труда. Возникает вопрос, какие способы и технологии смогут обеспечить подготовку такого специалиста в рамках современного вуза [1].
Во-первых, требуется пересмотр и обновление содержания и методики обучения будущих специалистов. Вопрос о внедрении инновационного образования в высшей школе все более активно исследуется ведущими как зарубежными, так и отечественными учеными,
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
такими как Дж. Мартин, М. Скаткин, В. Беспалько, В. Сластенин, О. Пехота, С. Сысоева, Л. Свенсон, И. Лернер и многие другие, о чем свидетельствуют разнообразные научные открытия в данной сфере [1].
Как нам известно, из современной научной литературы, особое внимание ученых всего мира сосредоточено на разработке инновационных подходов к обучению студентов. По их словам, учебный процесс должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов [2-5].
Во-вторых, также необходимо пересмотреть систему переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов, для того чтобы дополнить их базовые знания новыми инновационными методами и технологиями.
В-третьих, целесообразно рассмотрение особенностей и отличительных черт инновационных методов обучения студентов, а также выявление преимуществ и перспектив использования различных инновационных форм обучения в учебном процессе.
Таким образом, основу инновационных образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе современного вуза, должны составлять профессиональные интересы будущих специалистов, с учетом их личностных и творческих качеств. Поэтому при подготовке специалистов в высшей школе применение инновационных форм и методов должны гармонично сочетаться с ясным пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров.
В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы являются компонентами многих технологий обучения, которые направленны на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества. Именно благодаря этим методам создаются условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию их профессиональных качеств [6].
Использование преподавателями вузов инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению традиционных барьеров в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.
В настоящее время ведется интенсивный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов. В связи с этим, современный преподаватель должен поставить перед собой решение следующих задач, таких как:
-проведение обучения в интерактивном режиме;
-повышение интереса студентов к изучаемой дисциплине;
-приближение учебного процесса к практике повседневной жизни;
-формирование навыков коммуникации, адаптация к быстроменяющимся условиям жизни;
-повышение психологической устойчивости, обучение навыкам урегулирования конфликтов [7].
Таким образом, ключевой задачей качественно новой образовательной системы сводится к достижению устойчивого интереса студентов к изучаемому предмету, к самообразованию еще с начальных курсов обучения, а также привлечение к научным поискам. Для этого, важно изначально настраивать психологическое мышление студентов на получение знаний и осваивать будущую профессию. Студент, как будущий специалист, должен понимать, каким образом, получив социальные и профессиональные навыки, он сможет применить их в практической деятельности. Именно инновационные методы и
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
технологии в преподавании смогут помочь преподавателю в решении поставленных задач [2].
Образование из рутинного скучного процесса должен трансформироваться в увлекающийся процесс, способствующий личностному и профессионально росту обучаемого, а не быть формальной процедурой для получения аттестата. Как показывает опыт, традиционные образовательные методы обучения привели к несоответствию между тем, что преподается студентам в вузе и тем, что нужно для развития их профессиональных навыков по конкретной специальности. В связи с этим, многие организации переходят к проблемно-ориентированному обучению, которое основывается на решении задач на основе реальных ситуаций [8].
Основные инновации в образовательном процессе в основном происходит с применением интерактивных форм и методов обучения. Внедрение таких форм обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством их активного вовлечения в учебный процесс [3].
Цель интерактивных методов в преподавании состоит в формировании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою интеллектуальную состоятельность и успешность, что делает эффективным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение — это, в первую очередь, диалоговое обучение, в процессе которого происходит как взаимодействие между студентом и преподавателем, так и между самими студентами.
Задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения:
-пробуждение интереса у студентов к дисциплине и самообразованию;
-формирование у студентов собственного мнения и умения отстаивать свои позиции;
-формирование социальных и профессиональных навыков;
-эффективное усвоение преподаваемого материала;
-самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной задачи, также аргументирование принятого решения;
-установление активного взаимодействия между студентами, умение работать в команде;
-формирование уровня осознанной компетентности студента.
Для решения этих поставленных задач эффективно использовать такой метод проведения занятия как фасилитация. Для начала, разберем, что такое фасилитация и как данный метод можно использовать в образовательных целях. Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация. Многими экспертами этот метод рассматривается как групповая работа, как понятие, которое возникло в среде корпоративной работы, обучения и развития во второй половине двадцатого века. Фасилитацией называется выявление и использование различных процессов, которые помогают работающим в группе людям вести общую мыслительную деятельность, приходить к общим решениям, создавать и совершенствовать свои идеи [4].
Как известно, определение фасилитации обозначает «облегчить процесс». Фасилитатор должен планировать, направлять и управлять групповым мероприятием, чтобы обеспечить эффективное достижение целей группы с четким поставленным планом, полным участием со стороны всех участников. Чтобы эффективно содействовать учебному процессу фасилитатор должен быть объективными. Это означает, что для достижения целей этого группового процесса он должен занимать нейтральную позицию. Главная обязанность фасилитатора
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
быть посредником — создать этот групповой процесс и благоприятную среду, в которой студенты смогут успешно работать.
Грамотно организованный процесс фасилитации способствует повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Основными компонентами современной фасилитации являются: -использование наглядных методов выстраивания ветвей группового обсуждения; -работа с визуальными образами, которые эффективно откладываются в человеческой памяти.
Ключевая задача современного преподавателя — быть фасилитатором, то есть направлять студентов в процессе обсуждения, стимулировать и направлять студентов на поиск и анализ необходимой информации во время групповой работы. Фасилитатор ответственен за процесс группового обсуждения, он технологически поддерживает обсуждение, а группа отвечает за содержание и выдает результаты. Фасилитатор использует определенные навыки в процессе взаимодействия с людьми, которые позволяют конкретным людям или группе принимать решения, определять цели. От фасилитатора зависит выбор подходящего плана работы и технического сопровождения групповой работы, которые позволяют в конкретной ситуации достичь запланированных целей. Фасилитатор:
-организовывает эффективную дискуссию, где каждый участник может высказаться и поделиться опытом;
-не позволяет участникам уйти в сторону от темы встречи; -планирует все этапы обсуждения, согласования и принятия решения; -создает творческую, свободную, ненапряженную атмосферу.
Успех фасилитации достигается путем грамотной предварительной подготовки, планированием и конструктивным подходом во время проведения обсуждения. Этап подготовки начинается с постановки целей и формы итогового результата, а заканчивается выбором технологий и методов фасилитации и их эффективность использования для обеспечения процесса групповой работы и достижения результатов.
Цель применения «фасилитации» в образовательном процессе может сводиться к решению кейсов, конкретных ситуаций, где требуется найти решения, проанализировать проблемы, собрать идеи, уточнить задачи, спланировать действия. Простые и практичные инструменты фасилитации, разработанные с учетом современных представлений о человеческом восприятии и работе мозга, помогают преодолеть все возможные проблемы групповых обсуждений и принять лучшие решения, на которые только способны сотрудники — участники встречи.
Существуют различные методики фасилитации, отличающиеся функционалом и своими методами пробуждения креативности участников, такие как технология "Open Space", технология «интернациональное кафе», динамическая фасилитация, классический мозговой штурм, метод Дельфи, стратегия Уолта Диснея, негативный мозговой штурм, фасилитированная дискуссия, технология «идея-лог», «скампер», Pinpoint, работа с модерационными картами, World Cafe. В рамках этих методик используются эффективные способы генерации решений — mind-mapping, силовое поле, рейтингование, классический мозговой штурм (www.iaf-world.or).
В качестве примера рассмотрим подробнее технику Pinpoint. Технология фасилитации Pinpoint — логический алгоритм сочетания ряда методов, позволяющий создавать действительно такой процесс групповой работы, который облегчает и помогает людям в совместной дискуссии и в выработке решений, создает самоорганизующийся процесс
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
совместной работы. Главные ценности процесса Pinpoint — быстро, тщательно, эффективно, креативно. Pinpoint побуждает фасилитатора пересмотреть свой подход к групповой работе. Потому что главная задача фасилитатора сделать так, чтобы результаты занятия принадлежали группе. Он должны управлять дискуссией, модерировать конфликты и удерживать фокус внимания. Он не должен навязывать приоритеты и давать рекомендации (www.iaf-methods.ru).
Базовыми этапами процесса Pinpoint являются: -подготовка к занятию; -организация начала занятия; -сломать барьеры;
-вовлечение всех участников учебного процесса;
-сбор идей и мнений;
-фокусировка на ключевых моментах;
-голосование и оценка;
-групповое решение проблем;
-мотивация участников.
К преимуществам фасилитации относятся:
-скорость; можно сделать больше - и за меньшее время;
-фокусирование на ключевых вопросах;
-снятие барьеров понимания;
-быстрое продвижение даже по сложным темам с полным участием всех; -продуктивная рабочая среда.
Креативность. Фасилитация позволяет освободиться от формальностей, выйти за рамки рутины и расширить горизонты мышления: -стимулируя творчество участников;
-настойчиво, шаг за шагом продвигаясь по проблемам и вариантам решений, попутно преодолевая все возможные трудности обсуждения;
-генерируя выдающиеся идеи и практические решения.
Эффективность. Более эффективно организован процесс обсуждения и повышается качество результатов:
-все умы включаются в работу и вносят свой вклад в итоговый результат; -участники осознают, что результаты проделанной работы принадлежат им; -интерактивный рабочий процесс позволяет добиться максимума с любой группой и в любой ситуации;
-создаются действенные планы работы.
Кроме того, для достижения успеха в процессе применения метода фасилитации важно, чтобы фасилитатор мог грамотно и эффективно использовать различные техники и креативно их адаптировать под заданную ситуацию. Итак, задача фасилитатора — установить в начале курс, маршрут по которому пойдет группа обучаемых и избегать отходов от него. По ходу всего обсуждения напоминать:
-о цели и обозначать, как данная техника приближает участников к достижению результата;
-проводить промежуточные итоги;
-четко давать инструкции, каким способом группа будет обсуждать, работать и контролировать время и выполнение заданий.
При отклонении группы от заданной темы важно возвращать ее обратно к цели, а возникающие побочные вопросы перенаправлять и фиксировать для отдельного обсуждения.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
Необходимо создать такой процесс и условия, чтобы обучаемые друг друга услышали, осознали, что стоит за разными мнениями и позициями, поняли аргументы друг друга, проанализировали альтернативы и другие возможные решения. Фасилитатор контролирует процесс достижения консенсуса, и если в ходе обсуждения возникает спор, обсуждение становится эмоциональным, слишком много времени теряется, то нужно использовать техники вмешательства и помогать группе (www.uni-hamburg.de/fachbereiche-einrichtungen/fb16/absozpsy/HA).
Чтобы помочь студентам достичь консенсуса фасилитатор должен: -выявлять моменты согласия;
-переформулировать высказывания, чтобы подчеркнуть общность идей; -исследовать цели отдельных участников; -подталкивать людей исходить от идей других; -проверять истинность консенсуса;
-проверять соответствует ли консенсус поставленной задаче.
Существует множество различных методов и техник, которые можно использовать для организации правильного процесса выработки решений и получения качественных результатов. Эти методы нужно знать и подбирать в соответствии с целью. На сегодняшний день существует более пятисот различных методов фасилитации. При этом в практике организации групповой работы и повышения эффективности групповых решений наиболее популярными являются следующие методы и техники для сбора информации: -сбор мнений и идей с помощью модерационных карт; -ментальные карты; -ранжирование с помощью меток; -«в это же время в следующем году»; -двумерная матричная диаграмма; -«важное и желаемое»; -анализ поля сил Курта Левина; -мировое кафе.
В образовательных целях наиболее эффективен метод сбора мнений или идей с помощью Mind-map. Этот метод хорошо подходит для проведения сбора мнений, мозгового штурма, анализа проблемы или поиска решения. Автором метода Mind-map является Тони Бьюзен. Фасилитатор фиксирует идеи на доске или это делают участники на картах, а затем их размещают на доске, при этом важно найти сначала главные подтемы, основные линии, исходящие от главной темы. Это способствует вовлечению участников к исследованию проблем и выработке решений, и является неотъемлемой предпосылкой к созданию инновационной среды.
Интерактивные методы помогают устанавливать эмоциональные контакты между студентами, развивают креативность, возможность нестандартно мыслить и уметь отстаивать свои интересы, формируют навыки работы в команде, обеспечивая высокую мотивацию в саморазвитии и самообучении, активную жизненную позицию, раскрытие творческого потенциала. Как следствие, снимаются психологические барьеры в общении. Возникает заинтересованность во взаимном успехе, сплоченность группы, возрастает степень внимания к партнерам и быстрота реакции на их действия. С увеличением уверенности студентов в собственных силах растет уровень их мотивации.
Как показывает практика, использование интерактивных методов в обучении, позволяет снизить уровень нервной нагрузки обучающихся, дает возможность переключать внимание студентов на ключевые вопросы и темы занятий. Преимущества инновационных методов
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
сложно переоценить, так как они играют значительную роль в формировании личностных качеств будущего специалиста. Инновационные методы помогают студентам обучиться активным способам получения новых знаний, позволяют овладеть более высоким уровнем социальной активности, также стимулируют творческие способности студентов и помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни.
Главной отличительной чертой интерактивных методов от традиционных методов в образовании является то, что обучающиеся проявляют инициативу в учебном процессе, которую стимулирует педагог с позиции партнера-помощника. Процесс и результат получения знаний приобретает личную значимость для каждого студента, что позволяет развить способности самостоятельного решения проблемы.
Таким образом, целью применения интерактивных форм в обучении, в том числе и применение в образовательном процессе метода фасилитации ставят целью активизировать учебно-познавательную деятельность, максимально раскрыть потенциала всех участников педагогического процесса. Наиболее точно суть метода «фассилитации», на наш взгляд сформулировал Лао Цзы в своем гениальном труде «Дао Дэ Цзын», где он называет фасилитатора — «совершенно мудрым», потому что «он никуда не зовет, а все идут куда нужно; он молчит, а все его слушают; он находится позади всех, а все его видят».
В заключении следует отметить, что в современном мире, характеризующемся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениями, совершенно необходимо в процессе обучения перенести акцент с преподавания на учение, организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию, обеспечение и поддержку процессов осмысленного учения. Такое изменение в обучении рассматривают как проявление нового мышления, как подлинную реформу образования, которую нельзя обеспечить ни путем совершенствования навыков и умений, знаний и способностей преподавателя, ни путем разработки и внедрения в процесс обучения новых экспериментальных программ и самых современных технических средств.
Список литературы:
1. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
2. Жуков Г. Н. Основы общей профессиональной педагогики. М.: Гардарики, 2005.
3. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
4. Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. 2010. №6. С. 182-188.
5. Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. №2. С. 201-206.
6. Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке. 2012. №14-2. С. 124-129.
7. Эдмюллер А., Вильгельм Т., Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров. М., 2007.
8. Дудорова Л. Ю. Фасилитация корпоративных мероприятий // Корпоративная культура. 2009. №5 (29). С. 11-17.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
References:
1. Guzeev, V. V. (2000). Planirovanie rezul'tatov obrazovaniya i obrazovatel'naya tekhnologiya. Moscow. (in Russian).
2. Zhukov, G. N. (2005). Osnovy obshchei professional'noi pedagogiki. Moscow, Gardariki. (in Russian).
3. Bulanova-Toporkova, M. V. (2002). Pedagogika i psikhologiya vysshei shkoly. Rostov-on-Donu. (in Russian).
4. Osmolovskaya, I. M. (2010). Innovatsii i pedagogicheskaya praktika. Narodnoe obrazovanie, (6), 182-188. (in Russian).
5. Simonenko, N. N. (2012). Upravlenie obrazovatel'nymi uslugami s primeneniem innovatsionnykh metodov obucheniya. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta, (2), 201-206. (in Russian).
6. Cherkasov, M. N. (2012). Innovatsionnye metody obucheniya studentov. Innovatsii v nauke, (14-2), 124-129. (in Russian).
7. Edmyuller, A., & Vilgelm, T., (2007). Moderatsiya: iskusstvo provedeniya zasedanii, konferentsii, seminarov. Moscow. (in Russian).
8. Dudorova, L. Yu. (2009). Fasilitatsiya korporativnykh meropriyatii. Korporativnaya kul'tura, (5), 11-17. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 08.01.2020 г. 11.01.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Саиджалалова С. М. Инновационное образование: фасилитация как эффективный способ организации учебного процесса // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №5. С. 483-490. https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/66
Cite as (APA):
Saidjalalova, S. (2020). Innovative Education: Facilitation as an Effective Method of Educational Process Organization. Bulletin of Science and Practice, 6(5), 483-490. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/66