Научная статья на тему 'Технология развития критического мышления как фактор достижения личностных результатов иноязычного образования'

Технология развития критического мышления как фактор достижения личностных результатов иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / FOREIGN LANGUAGES TEACHING / CRITICAL THINKING DEVELOPMENT / UNIVERSAL LEARNING ACTS / PERSONAL EDUCATIONAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Братцев Марк Александрович, Шимичев Алексей Сергеевич

В статье рассматривается вопрос достижения учащимися средней школы личностных результатов обучения с использованием педагогической технологии развития критического мышления при обучении иностранному языку. Определены преимущества данной технологии по сравнению с традиционным обучением. Проанализированы требования нормативных документов применительно к личностным результатам образовательного процесса, обобщенные в три группы: самоопределение, смыслообразование и морально-этическая ориентация. Установлены предпосылки и личностные качества обучающихся, необходимые для развития критического мышления. Представлена трехэтапная модель реализации технологии развития критического мышления в обучении иностранным языкам, включающая стадии вызова, осмысления и рефлексии.The article discusses the issue of achieving secondary school students’ personal learning outcomes using pedagogical technology of critical thinking development in foreign language classes. They are determined the advantages of this technology in comparison with traditional training. Analyze of the requirements of normative documents in relation to the personal results of the educational process, they are summarized in three groups: self-determination, semantic formation and moral and ethical orientation. The prerequisites and personal qualities of students necessary for the development of critical thinking are established. It is presented a three-stage model for the implementation of the critical thinking development technology in teaching foreign languages which includes the stages of challenge, comprehension and reflection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология развития критического мышления как фактор достижения личностных результатов иноязычного образования»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

УДК 373 https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/53

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©Братцев М. А., ORCID: 0000-0001-7382-7293, Гимназия №50, г. Нижний Новгород, Россия, Marik_bratcev@mail.ru ©Шимичев А. С., ORCID: 0000-0001-6526-4080, SPIN-код: 5758-1461, канд. пед. наук, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова,

г. Нижний Новгород, Россия, Alexshim@list.ru

TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT AS A FACTOR OF ACHIEVING PERSONAL RESULTS IN A FOREIGN LANGUAGE TRAINING

©Brattsev M., ORCID: 0000-0001-7382-7293, Gymnasium no. 50, Nizhny Novgorod, Russia, Marik_bratcev@mail.ru ©Shimichev A., ORCID: 0000-0001-6526-4080, SPIN-код: 5758-1461, Ph.D., Nizhny Novgorod State Linguistics University, Russia, Alexshim@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос достижения учащимися средней школы личностных результатов обучения с использованием педагогической технологии развития критического мышления при обучении иностранному языку. Определены преимущества данной технологии по сравнению с традиционным обучением. Проанализированы требования нормативных документов применительно к личностным результатам образовательного процесса, обобщенные в три группы: самоопределение, смыслообразование и морально-этическая ориентация. Установлены предпосылки и личностные качества обучающихся, необходимые для развития критического мышления. Представлена трехэтапная модель реализации технологии развития критического мышления в обучении иностранным языкам, включающая стадии вызова, осмысления и рефлексии.

Abstract. The article discusses the issue of achieving secondary school students' personal learning outcomes using pedagogical technology of critical thinking development in foreign language classes. They are determined the advantages of this technology in comparison with traditional training. Analyze of the requirements of normative documents in relation to the personal results of the educational process, they are summarized in three groups: self-determination, semantic formation and moral and ethical orientation. The prerequisites and personal qualities of students necessary for the development of critical thinking are established. It is presented a three-stage model for the implementation of the critical thinking development technology in teaching foreign languages which includes the stages of challenge, comprehension and reflection.

Ключевые слова: педагогические технологии, обучение иностранным языкам, развитие критического мышления, универсальные учебные действия, личностные результаты образования.

Keywords: pedagogical technologies, foreign languages teaching, critical thinking development, universal learning acts, personal educational results.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) нового поколения выдвигает требования к достижению личностных результатов при освоении основной образовательной программы, но в то же время в данный нормативный документ не включены описания технологических процедур реализации новых целей образования. В этой связи актуализируется проблема действий педагога по развитию личностных универсальных учебных действий обучающихся.

Современного подростка чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в изменяющемся информационно-коммуникативном пространстве. Обучающиеся часто испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Анализ ряда определений понятия «критическое мышление» позволил нам дать следующую дефиницию: критическое мышление - мышление, направленное на оценку поступающей информации посредством взвешенной рефлексии, с целью выработки ориентиров для убеждений и действий. При этом рассматриваемый тип мышления обладает, по мнению Д. Клустера, такими отличительными особенностями, как:

1. самостоятельность;

2. проблемный вопрос, как отправная точка критического мышления;

3. убедительная аргументация;

4. социальная направленность критического мышления [1].

Развитие критического мышления дает ученику, как субъекту образовательного процесса, ряд преимуществ по сравнению с традиционным обучением. Такими преимуществами выступают: повышение эффективности восприятия информации; повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; умение ответственно относиться к собственному образованию; умение работать в сотрудничестве с другими; повышение качества образования учащихся; желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни; ориентированность в большей степени на мышление, а не на память.

Д. Халперн [2] выделяет ряд личностных качеств, которыми необходимо обладать с целью развития критического мышления как инструмента познания:

-Готовность к планированию. Мысли часто возникают беспорядочно. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли — признак уверенности.

-Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

-Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

-Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

-Осознание — качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

-Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Рассмотренные нами теоретические положения явились основанием для разработки технологии развития критического мышления, авторство которой принадлежит международной ассоциации чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита.

Обратимся к рассмотрению проблемы достижения личностных результатов. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, существуют требования к результатам освоения основной образовательной программы [3]. Одним из трех важных пунктов здесь наряду с метапредметными и предметными результатами выступают личностные результаты, включающие готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению; значительный уровень мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, наличие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Достижение личностных результатов непосредственно связано с таким понятием как УУД (универсальный учебные действия). В контексте рассматриваемой проблематики необходимо обратить особое внимание на личностные УУД, представляющие собой действия, способствующие ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также определению человека своего положение и функции в социуме и установлению благополучных межличностных отношений [4].

Личностные результаты могут быть обобщенно представлены в виде следующих основных групп:

-самоопределение, включающее внутреннюю позицию и основы гражданской идентичности;

-смыслообразование, раскрывающееся через мотивацию, интересы. самооценку, рефлексию;

-морально-этическая ориентация, предполагающая знание норм и наличие ценностных установок.

Для того, чтобы данные личностные универсальные действия учащихся формировались в полной степени, следует использовать такие методические приемы и виды работ, как:

-Групповые, позволяющие совместно выбирать интересные и актуальные темы для обсуждения, а также распределять роли внутри своих групп. Подобный вид работы отвечают таким критериям оценивания личностных результатов, как самоопределение и морально-этическая ориентация.

-Творческие задания, которые дают учащимся возможность «раскрыть собственный потенциал и определить вектор направленности собственной личности, что способствует установлению внутренней мотивации и как следствие - эмоционально-положительного отношения» [5, с. 423] учащегося к образовательному процессу, смещению акцента на положительную мотивацию.

-Работы с использованием краеведческого и регионального материала - данные виды работ способствуют формированию у учащихся основ гражданской идентичности и внутренней позиции.

Таким образом, мы видим, что для достижения личностных результатов особую актуальность приобретают методы и виды работы, которые будут способствовать развитию креативного мышления, овладению универсальными учебными навыками, помогающими

самостоятельному овладению новыми знаниями, развитию способности учащихся к оценке собственного мыслительного процесса и осознанию своих возможностей в учении, способности делать адекватные и взвешенные суждения, формированию положительной учебной мотивации и овладению морально-этическими нормами современного общества.

Педагогическая технология развития критического мышления является тем средством обучения, которое помогает реализовать выдвигаемые требования к образовательному процессу.

Следует особо отметить творческий потенциал данной педагогической технологии. Учащиеся сами определяют содержание дискуссий, учитель является лишь координатором процесса. Таким образом, учащиеся не стеснены в средствах выражения своих ожиданий и идей по поводу обучения. Им предоставляется возможность использовать творческий подход, например, выполнение иллюстраций при составлении кластера, использование интерактивных материалов на занятиях (презентация, фильмы и т. д.) [6].

Также важно, что данная технология позволяет сместить акцент с обучения предметным знаниям на мыслительный процесс учащихся. Это позволяет учителю решить проблему индивидуального подхода в обучении.

Изучение иностранного языка является особенно значимым в развитии критического мышления подростков, что определяется как спецификой самого учебного предмета, так и особенностями используемой технологии. Основной целью при этом является развитие компетенций для эффективного решения социальных, учебных и практических проблем. Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам.

Модель технологии развития критического мышления составляет базовая трехэтапная основа организации учебного процесса: вызов-осмысление-рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности и, в дальнейшем, на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Рассмотрим каждый из структурных модулей данной педагогической технологии подробно, с целью выявить особенности каждого этапа урока.

На этапе «вызова» учащийся воспроизводит те факты, которые ему известны по изучаемому вопросу, приводит в систему информацию до изучения нового материала, ставит вопросы, на которые хочет получить ответы. Роль учителя — в основном координирующая.

Наиболее распространенным способом представления процесса мышления является графическая презентация материала. Модели, рисунки, схемы и т. п. показывают взаимоотношения между идеями, демонстрируют обучающимся ход мыслей. Процесс мышления становится наглядным, обретает реальное воплощение. Система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.

В процессе реализации этапа вызова необходимо:

1. позволять обучающимся выражать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без страха сделать ошибку и быть исправленным учителем;

2. записывать все высказывания: каждое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на этом этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний;

3. сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая — услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.

Обмен мнениями может способствовать выработке идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов которые будут стимулировать к изучению нового материала.

Вторая стадия «осмысление» направлена на получение новой информации и корректировку поставленных целей.

Основная задача заключается в том, чтобы учащиеся остались не потеряли интереса к теме при работе с новым материалом, осуществляя пошаговый переход от старого знания к новому. Учащийся воспринимает текст, применяя предоставленные педагогом активные способы чтения, записывает заметки на полях или конспектирует в ходе осмысления новой информации, применяя методики активного чтения.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

1. осуществляют контакт с новой информацией;

2. сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

3. акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения;

4. обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

5. стремятся отследить сам процесс знакомства с повой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему;

6. готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Важно оставить достаточное количество времени для выполнения этой стадии, необходимо выделить время для повторного прочтения. Очень важно снова обратиться к тексту на новом этапе его понимания, чтобы сделать яснее некоторые его элементы.

Третья стадия работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо — стадия рефлексии (reflection) необходима не только для того, чтобы педагог проверил память своих учеников, но и для того, чтобы учащиеся самостоятельно могли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

На стадии рефликации происходит систематизация новой информации по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Характерные для этого этапа виды заданий, это: заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов и различных видов дискуссий; написание творческих работ; мини-исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

Резюмируя, скажем, что использование данной технологии способствует росту результативности и эффективность восприятия информации, формированию умений критически мыслить, ответственно относиться к собственному образованию, развитию умений работать в сотрудничестве с другими, повышению интереса к изучаемому материалу и процессу обучения в целом.

Оценка личностных результатов представляет собой измерение достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока: самоопределение, смыслообразование и нравственно - этическая ориентация

Оценка сформированности отдельных личностных результатов направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

1. характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

2. определение приоритетных задач и направлений личностного развития;

3. систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач основного общего образования.

Список литературы:

1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001. №4. С. 36-40.

2. Халпер Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. https://clck.ru/MysVj.

4. Нургалиева Э. Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий // Современный взгляд на будущее науки. 2015. С. 219-221.

5. Шимичев А. С. Развитие творческих способностей обучающихся с использованием игровых технологий в иноязычном образовании // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: материалы V Междунар. науч.-практ. конференции. Омск, 2019. С. 421-425.

6. Шимичев А. С. Творческие умения учителя иностранного языка как фактор развития творческих умений обучающихся // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. статей по материалам Междунар. науч. -практ. конференции. Н. Новгород, 2019. С. 296-300.

References:

1. Kluster, D. (2001) Chto takoye kriticheskoye myshleniye? Peremena: Mezhdunarodnyy zhurnal o razvitii myshleniya cherez chteniye ipis 'mo, (4), 36-40. (in Russian).

2. Khalper, D. (2000) Psikhologiya kriticheskogo myshleniya. St. Petersburg. (in Russian).

3. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. https://clck.ru/MysVj

4. Nurgaliyeva, E. G. (2015) Formirovaniye kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy. Sovremennyy vzglyad na budushcheye nauki, 219-221. (in Russian).

5. Shimichev, A. S. (2019) Razvitiye tvorcheskikh sposobnostey obuchayushchikhsya s ispol'zovaniyem igrovykh tekhnologiy v inoyazychnom obrazovanii. In Problemy modernizatsii sovremennogo vysshego obrazovaniya: lingvisticheskiye aspekty. Lingvometodicheskiye problemy i

tendentsii prepodavaniya inostrannykh yazykov v neyazykovom vuze: materialy VMezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii, Omsk, 421-425. (in Russian).

6. Shimichev, A. S. (2019) Tvorcheskiye umeniya uchitelya inostrannogo yazyka kak faktor razvitiya tvorcheskikh umeniy obuchayushchikhsya. In Nauchnaya diskussiya: voprosy filologii i metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov: sb. statey po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii. N. Novgorod, Mininskiy universitet, 296-300. (in Russian).

Работа поступила в редакцию 08.03.2020 г.

Принята к публикации 11.03.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Братцев М. А., Шимичев А. С. Технология развития критического мышления как фактор достижения личностных результатов иноязычного образования // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 453-459. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/53

Cite as (APA):

Brattsev, M., & Shimichev, A. (2020). Technology of Critical Thinking Development as a Factor of Achieving Personal Results in a Foreign Language Training. Bulletin of Science and Practice, 6(4), 453-459. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/53 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.