Научная статья на тему 'Особенности изучения графических дисциплин студентами заочной формы обучения инженерно-технических вузов'

Особенности изучения графических дисциплин студентами заочной формы обучения инженерно-технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ИНЖЕНЕРНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ENGINEERING COMPUTER GRAPHICS / ИНЖЕНЕРНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ENGINEERING SPECIALIST / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / FORMS AND MEANS OF TRAINING AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пиралова Ольга Федоровна, Ведякин Федор Филиппович

Рассматривается история развития подготовки специалистов на заочных отделениях российских вузов. Показаны проблемы профессиональной подготовки и личностного воспитания студентов заочной формы обучения на примере изучения графических дисциплин.The article presents the history of the development of training at correspondence offices in Russian universities. As well of training and personal education of students of the correspondence form of training for example studying graphic disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пиралова Ольга Федоровна, Ведякин Федор Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения графических дисциплин студентами заочной формы обучения инженерно-технических вузов»

УДК 378.147

О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин,

Омский государственный университет путей сообщения

Особенности изучения графических дисциплин студентами заочной формы обучения инженерно-технических вузов

Панорама Омского государственного университета путей сообщения

Перспективы развития технических и технологических составляющих промышленности, строительства, транспорта и других отраслей экономики прямо зависят от качества подготовки кадрового состава различных служб и подразделений.

Известно, что подготовка специалистов (бакалавров, магистров) может осуществляться разными методами и с использованием различных форм обучения. Заочное обучение, как и очное, имеет свои особенности, традиции, проблемы и разные методы и средства их разрешения.

Исторически сложилось так, что заочное обучение в России возникло еще XIX веке в форме экстерната. При этом «прохождение курса экстерном не предполагало методической помощи со стороны учебного заведения, что делало такое получение образования доступным ограниченному

кругу лиц» [1]. В конце XIX века в России стали появляться первые методические центры для лиц, занимающихся самообразованием. К этим центрам можно отнести Комиссию по организации домашнего чтения, открытую при Обществе распространения технических знаний в 1893 году в Москве, а также Отдел для содействия самообразованию, открытый в 1894 году в Санкт-Петербурге при Комитете педагогического музея военно-учебных заведений. В этих первых методических центрах организовывались лекции, письменные и устные консультации [1].

После революции 1917 года (в начале 1920-х годов) открылись многочисленные заочные курсы при некоторых вузах страны. По мнению А.М. Новикова, «в этот период заочное обучение получило самое широкое распространение наряду с вечерним образованием и экстернатом» [2].

В 1930-х годах были открыты Центральный институт заочного обучения и целый ряд профильных заочных институтов. Заочные отделения/факультеты были организованы практически во всех высших учебных заведениях страны на основании постановления Совета народных комиссаров СССР от 29 августа 1938 года «О высшем заочном образовании». В соответствии с этим документом была организована курсовая система подготовки с обязательной очной промежуточной и итоговой аттестацией по всем дисциплинам. С 1939 года в СССР начал свою работу Институт заочной аспирантуры.

Еще один этап развития заочного обучения - это послевоенный период, когда страна ощущала нехватку специалистов с соответствующим уровнем образования и квалификацией для работы на промышленных, транспортных, строительных, сельскохозяйственных предприятиях, в сферах культуры, медицины, педагогики и др. В этот период заочному обучению придавалось особое значение. Об этом говорят, например, постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1954 года «О мерах по улучшению вечернего и заочного высшего и среднего специального образования», постановление ЦК КПСС и Совета Министров от 3 сентября 1966 года «О порядке подготовки специалистов по вечерней и заочной системе обучения». Однако спустя некоторое время специалисты предприятий стали отмечать, что «уровень подготовки подавляющего большин-

© Пиралова О.Ф., Ведякин Ф.Ф., 2016

ОЛЬГА

ФЕДОРОВНА ПИРАЛОВА

профессор кафедры начертательной геометрии и инженерной графики Омского государственного университета путей сообщения. Сфера научных интересов: проблемы подготовки студентов в инженерно-технических вузах. Автор 195 публикаций

ства выпускников-заочников перестал соответствовать предъявляемым требованиям общественного развития» [3, 4, 5]. Это было отмечено в январе 1987 года коллегией Министерства высшего и среднего специального образования, на которой обсуждался вопрос «О состоянии и мерах по упорядочению подготовки специалистов по заочной форме обучения в вузах».

В ходе реформ системы образования заочная форма подготовки специалистов (бакалавров, магистров, аспирантов) была сохранена из-за востребованности кадров с соответствующим уровнем компетентности, которые могут получать образование в установленные сроки без отрыва от производства. По утверждению Б.Д. Синюхина, «в заочном образовании заинтересовано общество в целом, так как при сравнительно небольших затратах обеспечивается рост общекультурного и профессионального населения» [2]. Кроме того, в современную систему заочного образования прочно вошло понятие «дистанционность». Оно возникло «из-за необходимости обеспечения непрерывности образования, получения специального образования жителями отдаленных

ФЕДОР ФИЛИППОВИЧ ВЕДЯКИН

доцент кафедры начертательной геометрии и инженерной графики Омского государственного университета путей сообщения. Сфера научных интересов: проблемы подготовки студентов в инженерно-технических вузах. Автор 115 публикаций

регионов, инвалидами, молодыми матерями и другими группами населения, не имеющим возможностей обучаться в стандартной форме» [7].

Учитывая, что экономическое и политическое положение любой страны и благосостояние ее граждан напрямую зависят от степени развития ее отраслей промышленности (необходимых технологий, комплексов, механизмов), особой популярностью в настоящее время пользуется профессия «инженер». Поэтому весьма актуальными в образовании являются вопросы, связанные с заочной формой подготовки бакалавров и специалистов инженерных направлений, поскольку специалист соответствующего направления должен готовиться со знанием реального производства/предприятия, его проблем, потребностей, особенностей и др.

Однако следует отметить, что современные абитуриенты факультетов/институтов заочного обучения имеют различный довузовский багаж, и поэтому могут быть разделены на следующие группы:

- абитуриенты, не прошедшие конкурсный отбор на очную

форму обучения. Это достаточно юные молодые люди, окончившие средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи. Большинство абитуриентов имеют поверхностные представления о предприятиях конкретной отрасли, их специфике и перспективах развития;

- абитуриенты, имеющие среднее специальное образование, т.е. люди, окончившие образовательную организацию среднего профессионального образования. Эти поступающие, как правило, знают специфику предприятий (в том случае, если они получили рабочую профессию по тому же профилю/направлению), поскольку большинство из них проходят различные виды практик непосредственно на производстве.

Если же абитуриенты, имеют среднее профессиональное образование другого направления, то они имеют недостаточное представление о предприятиях, на которых в дальнейшем собираются осуществлять свою профессиональную деятельность;

- абитуриенты, работающие на предприятиях конкретной отрасли, имеющие/не имеющие среднего профессионального образования. Этих людей можно называть представителями профессии, поскольку многие из них осознанно хотят получить высшее образование для достижения конкретных целей личностного и профессионального характера, но в силу различных причин не могут себе позволить обучение на дневном отделении и поэтому выбирают заочную форму образования.

Исходя из этого можно заметить, что практически все они имеют разную базовую подготовку по учебным дисциплинам. При этом в дипломах государственного образца нигде не отражается форма обучения, и документы о высшем образовании,полученные выпускниками дневной и заочной форм обучения, будут идентичны (количество часов, содержание изученных дисциплин). Отличие лишь в количестве аудиторных занятий

Рассматривается история развития подготовки специалистов на заочных отделениях российских вузов. Показаны проблемы профессиональной подготовки и личностного воспитания студентов заочной формы обучения на примере изучения графических дисциплин.

Ключевые слова: заочное обучение, инженерная компьютерная графика, инженерный специалист, профессиональный стандарт, формы и средства обучения и воспитания.

The article presents the history of the development of training at corre-spondence offices in Russian universities. As well of training and personal education of students of the correspondence form of training for example studying graphic disciplines.

Key words: distance learning, engineering computer graphics, engineering specialist, professional standard, forms and means of training and education.

(живого/интерактивного общения с преподавателем) и часов, отведенных на самостоятельное изучение дисциплины, выполнение контрольных/курсовых работ/ проектов. Причем контрольные/ курсовые работы, как правило, студенты дневного обучения имеют возможность выполнить под руководством/контролем преподавателя, а заочники же должны их готовить самостоятельно, поскольку не все они имеют возможность задавать вопросы и получать консультации в течение семестра. Это связано с тем, что у них отсутствуют аудиторные консультации и практические занятия в течение семестра.

Для того чтобы проиллюстрировать эту ситуацию, рассмотрим обучение студентов-заочников инженерно-графическим дисциплинам. К инженерно-графическим дисциплинам относят начертательную геометрию, инженерную компьютерную графику и др. Эти дисциплины относятся к естественнонаучному циклу обязательных дисциплин, так как они являются основой профессиональной грамотности и профессионально-конструкторского мышления будущего работника с дипломом высшего инженерного образования. Без этих дисциплин у обучаемых невозможно развить пространственное, образное мышление, необходимое для создания нового и модернизации имеющегося оборудования предприятий соответствующих отраслей промышленности, транспорта, строительства. Кроме того, эти дисциплины позволяют студентам научиться читать, выполнять и контролировать конструкторскую, проектную и нормативную документацию согласно требованиям стандартов, действующих на территории Российской Федерации.

Проблема изучения проектно-графических дисциплин состоит в том, что большинство студентов, пришедших на первый курс, практически не обладают (или обладают в недостаточной степени) начальными знаниями, умениями и

навыками по таким дисциплинам, как геометрия и черчение. Кроме того, многие студенты достаточно сложно воспринимают информацию, изложенную в учебной, справочной и учебно-методической литературе, поскольку не научились в полной мере пользоваться необходимыми информационными источниками. Даже при наличии примеров, которые приведены как в классическом бумажном варианте, так и при помощи современных средств передачи учебной информации (электронных учебников/пособий, электронно-методических комплексов, в которые нередко включаются анимации, видео- и аудио-файлы), многие обучающиеся не могут охватить предлагаемый курс. Возникают трудности и с выполнением графических контрольных работ, поскольку приведенные примеры не являются точными копиями предлагаемых вариантов. Исходя из этого многие обучающиеся обращаются в существующие специализированные фирмы, деятельность которых основывается на выполнении контрольных работ и курсовых проектов. Люди, решающие задачи за студентов, не поясняют (или поясняют не на должном уровне), как и при помощи каких теоретических положений, требований стандартов принимается конкретное графическое решение, составляется графический документ и др. В таких случаях, конечно, обучающиеся заочно, используя чужие знания, пытаются сэкономить свое время и силы, наивно полагая, что преподаватель не заметит подлога.

Однако задачей преподавателя является не формальное принятие контрольных работ, а возможность выяснить, как глубоко студент изучил эту дисциплину. В ходе личного общения на предэкзаменационных консультациях и во время аттестации не трудно определить, что студент не сам выполнил контрольные работы и практически не освоил курс. Несмотря на большие временные и трудовые затраты, эту наболевшую проблему

преподаватели различных инженерно-технических вузов пытаются решить по-своему. Например, каждый год преподаватели обновляют варианты контрольных работ, тестовых и экзаменационных заданий. Студентам предлагают защищать контрольные работы не только устно, но и практически. Для теоретической и практической подготовки студентам предлагают различные электронные учебно-методические комплексы для освоения всей дисциплины, или отдельных тем, или конкретного типа задач и др. Несмотря на все усилия преподавателей процент действительно изучивших и освоивших дисциплины на должном уровне остается минимальным.

Существуют преподаватели, которые предпочитают снижать уровень сложности заданий для студентов-заочников в связи с различной подготовкой обучающихся, их производственной занятостью, возрастом и другими причинами. Однако этого в условиях высшей школы допускать нельзя. Уровень заданий должен соответствовать статусу заданий учреждения высшей школы, поскольку это учреждение выпускает специалистов с дипломами о высшем образовании.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что, несмотря на одинаковое количество часов в учебном плане у студентов очной (дневной) и заочной форм обучения, на одинаковое содержание изучаемых дисциплин, реальное общение с преподавателями для овладения конкретной наукой у студентов заочной формы обучения сокращено до минимума. Кроме того, этот минимум не может быть восполнен на 100% за счет дистанционных форм общения (консультирования).

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что в результате обучения у будущего специалиста (работника) соответствующей отрасли должны формироваться не только необходимые знания, умения и навыки, но и компетен-

ции [8]. В данном случае это означает, что обучающиеся должны обладать опытом применения сформированных знаний, умений и навыков в конкретных производственных и жизненных условиях. Следовательно, выпускники вуза (независимо от формы обучения) должны обладать соответствующим уровнем знаний, умений и навыков, а также уметь их применять на производстве. Исходя из этого процесс и качество оценивания должны быть идентичны.

Поэтому для наиболее качественного обучения и оптимального процесса подготовки кадров необходимо, например, осуществлять консультации в режиме телеконференций в специально отведенное время в течение семестра для того, чтобы обучающиеся могли задать уточняющие вопросы, пройти предварительное тестирование по конкретным тестам и др. Преподаватели инженерно-графических дисциплин могут подготовить задания, решение которых может понадобиться при изучении других дисциплин на старших курсах, а также непосредственно на производстве.

Известно, что образование независимо от его вида (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее и др.) всегда

состоит из таких двух основных взаимосвязанных составляющих, как обучение и воспитание. Реально эти две составляющие в той или иной мере реализуются в процессе обучения нынешних студентов дневного отделения. В этом случае применяются известные (классические) способы и инновационные технологии/методы вос-питания(развития) личных качеств будущего специалиста, гражданина и человека. Помимо этого, немаловажным фактом является то, что воспитание - это процесс, который не должен осуществляться в короткий промежуток времени. В нем должны быть задействованы все субъекты, участвующие в образовательном процессе. В том числе должен осуществляться диалог обучающихся не только с преподавателями, но и с представителями предприятий-работодателей.

Что касается вопросов воспитания, то при обучении студентов-заочников - это достаточно сложная и острая проблема, которая в настоящее время решается преподавателями по-разному. В профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» отмечено, что воспитание можно осу-

ществлять в том числе и в рамках изучаемой дисциплины [6]. При воспитании (развитии/коррекции) обучающихся заочно необходимо использовать не только возможности (рамки) своей дисциплины, но и ориентировать их на дальнейшую жизнедеятельность в обществе. При обучении студенты-заочники должны правильно поставить цель своего профессионального роста и поднять на более высокий уровень свое производство не только в материальном, технико-технологическом, но и в социальном, интеллектуальном и духовном смысле.

Таким образом, обучение студентов-заочников не должно сводиться лишь к формальной проверке контрольных\курсовых работ и приему зачета\экзамена с учетом того, что у обучающихся недостаточно консультаций и времени для выполнения заданий для самостоятельной работы. Необходимо еще конструировать учебные планы, рабочие программы и дидактические материалы для них так, чтобы эффективно осуществлять их регулярное обучение и воспитание, чтобы они могли успешно овладеть высшим образованием и смогли распорядиться им во благо выбранной отрасли и своего государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ауезова А.Т. Историко-педагогическое развитие высшего заочного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Туркестан, 2010.

2. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.

3. Постановление СНК СССР «О высшем заочном образовании» от 29 августа 1938 года.

4. Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О мерах по улучшению вечернего и заочного высшего и среднего специального образования» от 30 августа 1954 года.

5. Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О порядке подготовки специалистов по вечерней и заочной системе обучения» от 3 сентября 1966 года.

6. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

7. Путеева С.В. Формирование профессиональной готовности студентов заочной формы обучения к педагогической деятельности (на примере факультета физической культуры): дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. М.; 2016.

LITERATURA

1. Auezova A.T. Istoriko-pedagogicheskoe razvitie vysshego zaochnogo obrazovanija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Turkestan, 2010.

2. Novikov A.M. Rossijskoe obrazovanie v novoj yepohe // Paradoksy nasledija, vektory razvitija. M.: Yegves, 2000. 272 s.

3. Postanovlenie SNK SSSR «O vysshem zaochnom obrazovanii» ot 29 avgusta 1938 goda.

4. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR i CK KPSS «O merah po uluchsheniyu vechernego i zaochnogo vysshego i srednego special'nogo obrazovanija» ot 30 avgusta 1954 goda.

5. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR i CK KPSS «O porjadke podgotovki specialistov po vechernej i zaochnoj sisteme obuchenija» ot 3 sentjabrja 1966 goda.

6. Professional'nyj standart «Pedagog professional'nogo obuchenija, professional'nogo obrazovanija i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija».

7. Puteeva S.V. Formirovanie professional'noj gotovnosti studentov zaochnoj formy obuchenija k pedagogicheskoj dejatel'nosti (na primere fakul'teta fizicheskoi kul'tury): dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2006.

8. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273-FZ ot 29 decabrja 2012 goda. M.; 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.