Научная статья на тему 'Заочное образование в аграрных вузах: ожидания, реалии, перспективы (по результатам социологических опросов)'

Заочное образование в аграрных вузах: ожидания, реалии, перспективы (по результатам социологических опросов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заочная форма обучения / аграрный вуз / подготовка специалистов. / correspondence courses / agricultural university / training of speciaists.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П. А. Саскевич, Н. Г. Трапянок

В статье дается анализ состояния заочного обучения в системе высшего аграрного образования, основанный на результатах социологических исследований. Отмечаются его преимущества и недостатки, а также обосновывается тезис, что заочная форма получения высшего образования располагает большими возможностями подготовки высококвалифицированных специалистов для села и по-прежнему остается востребованной. Поднимается ряд проблем, имеющих место в процессе заочного обучения и перспектив, касающихся его дальнейшего совершенствования и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correspondence education in agricultural higher education establishments: expectations, reality, prospects (according to results of sociological opinion polls)

The article analyzes the state of distance learning in higher agricultural education, based on the results of sociological research. We have noted its advantages and disadvantages, as well as substantiated the thesis that extramural higher education has great potential for training highly qualified specialists for rural areas and is still in demand. We have discussed a number of problems occurring in the process of distance learning and the prospects related to its further improvement and development.

Текст научной работы на тему «Заочное образование в аграрных вузах: ожидания, реалии, перспективы (по результатам социологических опросов)»

ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

АКАДЕМИИ № 2 2016_

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

УДК 37.018.43:378.095:63

ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ: ОЖИДАНИЯ, РЕАЛИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ) П. А. САСКЕВИЧ, Н. Г. ТРАПЯНОК

УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия», г. Горки, Могилевская область, Беларусь, 213407, e-mail: nickeys87@tut.by

(Поступила в редакцию 15.04.2016)

В статье дается анализ состояния заочного обучения в системе высшего аграрного образования, основанный на результатах социологических исследований. Отмечаются его преимущества и недостатки, а также обосновывается тезис, что заочная форма получения высшего образования располагает большими возможностями подготовки высококвалифицированных специалистов для села и по-прежнему остается востребованной. Поднимается ряд проблем, имеющих место в процессе заочного обучения и перспектив, касающихся его дальнейшего совершенствования и развития.

Ключевые слова: заочная форма обучения, аграрный вуз, подготовка специалистов.

The article analyzes the state of distance learning in higher agricultural education, based on the results of sociological research. We have noted its advantages and disadvantages, as well as substantiated the thesis that extramural higher education has great potential for training highly qualified specialists for rural areas and is still in demand. We have discussed a number ofproblems occurring in the process of distance learning and the prospects related to its further improvement and development.

Keywords: correspondence courses, agricultural university, training of speciaists.

Введение

В настоящее время высшее образование приобретает все более массовый характер, что, помимо положительного эффекта, сопровождается и рядом негативных тенденций, связанных со снижением качества образовательной подготовки выпускников и переизбытком на рынке труда дипломированных специалистов. Поэтому нередко раздаются голоса о сокращении приема абитуриентов и численности студентов, в том числе о прекращении заочного обучения либо о существенном сокращении количества лиц, обучающихся по этой форме. Подобный взгляд на решение проблемы нельзя признать обоснованным уже потому, что заочная форма обучения законодательно закреплена в нашей стране.

В то же время аграрный сектор экономики нашей страны испытывает острый дефицит в кадрах, прежде всего высокой квалификации. В этой связи особое значение приобретают вопросы повышения качества подготовки специалистов для АПК в аграрных вузах республики, поиска путей и способов их привлечения и закрепления на селе.

В Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» определено, что основными формами получения образования являются очная и заочная формы (ст. 17, п. 1). Заочная форма получения образования предполагает «преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации». Далее говорится, что «дистанционная форма получения образования - вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий» (ст. 17, п. 3) [1].

Основная часть

Данное исследование относится к типу разведывательных и предваряет более глубокое изучение состояния и перспектив заочного обучения в аграрных учреждениях высшего образования. Поисковый характер анализа проблем заочной формы получения высшего аграрного образования во многом определил применение подходов, основанных на результатах социологических опросов, позволяющих сфокусировать внимание на том, как данная форма подготовки отражается прежде всего на взглядах и представлениях самих студентов, степени их психологической комфортности и ценностно-смысловых ориентирах.

Эмпирической базой для анализа послужили результаты анкетного опроса студентов-заочников 4-х подведомственных Минсельхозпроду учреждений (n=758, февраль 2016 г.). Для сравнения использовались материалы предшествующего социологического замера (n=916, декабрь, 2010 г.) [2]., а также сопоставимые данные опроса студентов очной формы обучения (n= 652, апрель 2014) [3].

1. Мотивация выбора. Сегодня кардинально меняется роль высшего образования в жизни общества. Если еще несколько десятилетий назад наличие вузовского диплома являлось показателем общего благополучия человека - свидетельством его высокого общественного положения, карьерного роста, материального благосостояния и т.п., а сами специалисты с высшим образованием составляли интеллектуальную элиту общества, то сейчас оно становится некой нормой, выражающей средний, общедоступный и социально необходимый уровень образованности человека нового информационного общества. Это подтверждается и результатами проведенного опроса студентов-заочников аграрных вузов. Так, на вопрос: Что для Вас значит диплом о высшем образовании? - большинство респондентов (61,2 %) ответило, что высшее образование сейчас становится нормой, необходимой для жизни и работы; 16,2 % - дает возможность повысить свой социальный статус, 15,3 % - свидетельствует, что являюсь специалистом высокой квалификации. Только для 7,4 % опрошенных оно означает престижность, признание в обществе и лишь для совсем немногих (3,0 %) придает определенную уверенность, что достаточно лишь диплома, а «с дипломом не пропадешь».

Распространение высшего образования, выражающееся в росте числа студентов и самих вузов, является закономерным глобальным процессом вхождения в современное информационное общество с высокой интеллектуализацией труда, в котором большинство специальностей и профессий потребуют от работника самой высокой квалификации и образовательной подготовки. Заочное обучение соответствует общемировым тенденциям развития высшего образования и призвано обеспечить доступ к нему тем, кто в силу различных причин не может получить его в условиях стационара в соответствии со своими профессиональными интересами и способностями. В то же время оно направлено на создание условий для усиления интеграции образования и науки с практикой через использование факторов, характерных для обучения без отрыва от производства, удовлетворяя тем самым растущие потребности промышленности, сельского хозяйства и социально-духовной сферы в специалистах высокой квалификации и подготовки.

На вопрос: Какие причины Вас побудили поступать на заочную форму обучения?- большинство опрошенных ответило, что не могут учиться на стационаре в связи с возрастом, по семейным, материальным и другим обстоятельствам (49,8 %) и что заочная форма обучения позволяет повышать квалификацию, овладевать профессией без отрыва от производства (40,7 %). Совсем незначительное число респондентов (2,1-3,3 %) руководствовалось соображениями, что на заочную форму легче поступить или легче на ней учиться.

Профессиональная деятельность охватывает значительный этап жизни человека, а профессиональный выбор является одним из важнейших событий на его жизненном пути.

Профессиональное самоопределение студента-заочника имеет такую важную особенность, что носит более зрелый, осознанный характер и может состояться задолго до выбора им учреждения образования. Это подтверждается и данными, полученными в результате проведенного опроса. Так, чуть более половины респондентов (52,1 %) хорошо знали о будущей профессии, поскольку работали по этой специальности (профилю), 39,0 % - были осведомлены о ней в общих чертах и менее 10 % - не имели даже общего представления. Для сравнения приведем результаты исследования годичной давности, проведенного среди студентов дневной формы обучения: почти треть из них (31,8 %) имела весьма смутное представление о специфике работы в АПК и сельском хозяйстве [3]. Надо признать, что за истекшие пять лет этот показатель нисколько не изменился [2]. Неслучайно среди факторов, оказавших решающее влияние на решение респондентов поступать в аграрный вуз, выступали их устремления продолжить и закрепить уже сделанный профессиональный выбор (рисунок).

Рис. Мотивы поступления респондентов в аграрный вуз: 1) продолжить образование, получить более высокую квалификацию (33,8 %); 2) только этот вуз обеспечивает качественную подготовку специалистов избранного мной профиля (17,8 %); 3) престижность данного вуза (17,4 %); 4) привлекательность избранной специальности (13,9 %); 5) главное получить высшее образование, работать буду там, где устроюсь (12,9 %); 6) получаемая специальность обеспечит хороший/надежный материальный достаток (4,0 %); 7) желание работать в сфере агропромышленного комплекса (12,0 %); 8) невысокий конкурс при поступлении по сравнению с другими вузами (9,4 %); 9) стремление заняться фермерством, собственным делом (6,6 %); 10) всегда можно трудоустроиться по избранной специальности (12,5 %); 11) продолжить семейную традицию (3, 0%); 12) другое (2,0%)

Преобладание профессиональных мотивов у % опрошенных является весомой предпосылкой их успешного обучения. Однако необходимо учитывать и тот факт, что более % заочников при поступлении в вуз руководствовались иными соображениями: почти для каждого десятого (9,4 %) - был важен такой сугубо прагматический мотив, как невысокий конкурс в аграрные вузы по сравнению с другими, еще 12,5 % респондентов было безразлично куда поступать, главное получить диплом о высшем образовании. Получение высшего образования скорее выполняет у них в роль «социального лифта», который позволит в будущем «сделать карьеру и уехать из села». Из-за отсутствия профессиональной мотивации процесс обучения осложняется, а профессиональное самоопределение затягивается. Заочное обучение, по мнению подавляющего большинства опрошенных, дает возможность учиться, не прерывая своей основной деятельности и закладывая тем самым основы профессионального роста (74,1 %). Одним из преимуществ совмещения работы с учебой является то, что студент получает возможность постоянно соотносить теорию с практикой, дополняя одно другим (36,8%). Разумеется, оно предоставляет определенную «фору» тем, кто, желая повысить уровень своей образовательной подготовки, имеет большой перерыв после окончания школы или колледжа (20,3 %). В то же время обстоятельство, что заочное обучение обходится дешевле очного и обеспечивает доступ к высшему образованию тем, кто испытывает определенные материальные затруднения, не является столь уж весомым фактором - менее 10 % опрошенных сослались на него. Однако при выборе конкретного вуза для поступления оно играло едва ли не решающую роль для каждого третьего опрошенного (33,9 %), которого привлек вуз тем, что учеба в нем потребует меньших материальных затрат, в нем более низкая плата за обучение по сравнению с другими. Таким образом, полученные данные опровергают весьма расхожие представления о том, что на заочную форму обучения поступают недостаточно подготовленные и менее мотивированные абитуриенты, которые избирают сельскохозяйственные специальности с тем, чтобы получить неважно какое, но высшее образование, хотя последнее обстоятельство тоже имеет место.

2. Формирование профессиональных компетенций. Немаловажным фактором успешного вхождения индивида в профессиональную жизнь является усвоение им необходимых профессиональных знаний, навыков и умений. В этой связи опрошенным предлагалось в анкете оценить получаемые ими в учреждениях высшего образования профессиональные качества и компетенции. Ниже в табл. 1 приведены средние балльные значения оценки удовлетворенности. Для сравнения там же содержатся результаты оценки этих качеств и компетенций студентами очной формы обучения [2, с. 10, 13].

Таблица 1. Оценка респондентами качеств и компетенций, получаемых в учреждении высшего образования (в баллах от 1 до 5)

Качества и компетенции Студенты-заочники Студенты стационара +/-

Теоретическая подготовка 4,06 4,15 -0,09

Практическая подготовка 3,79 3,76 +0,03

Владение инновационными производственными технологиями 3,73 3,43 +0,30

Осведомленность в смежных областях 3,72 3,56 +0,16

Владение организаторско-управленческими навыками 3,84 3,58 +0,26

Психолого-педагогические знания и навыки для работы в трудовом коллективе 3,85 3,72 +0,13

Социально-гуманитарная подготовка 3,90 3,86 +0,04

Естественнонаучная подготовка 3,89 3,71 +0,18

Эрудированность, кругозор и общая культура 3,93 3,67 +0,26

Владение компьютерной техникой и современными информационными технологиями 3,84 3,81 +0,03

Знание иностранного языка 3,48 3,46 +0,02

Способность работать самостоятельно 4,01 3,83 +0,18

Средняя оценка качеств и компетенций студентами 3,84 3,71 +0,13

Как видно из полученных данных, респонденты достаточно высоко оценивают получаемые ими в вузе профессиональные качества и компетенции (показатели оценочного уровня удовлетворенности: до 3-х баллов - низкий, 3,0-3,5 балла - ниже среднего, 3,5-4,0 балла - средний, 4,0-5,0 балла - высокий). Самую высокую оценку студенты-заочники выставляют получаемым ими в вузе теоретическим знаниям - 4,06 балла и своей способности работать самостоятельно - 4,01. Следующими в ранжире стоят такие качества, как эрудированность, кругозор и общая культура - 4,09; социально-гуманитарная (3,90) и естественнонаучная подготовка (3,89).

В целом неплохую оценку респонденты дают и своим психоло-педагогическим познаниям для работы в трудовом коллективе (3,85), владению организаторско-управленческими навыками (3,84), компьютерной техникой и современными информационными технологиями (3,84). Далее в некотором отрыве от них в ранжире стоят практическая подготовка по специальности (3,79), владение инновационными производственными технологиями (3,73) и компетенции в смежных со своей специальностью областях (3,72). Недостаточным студенты-заочники признали уровень своей подготовки по иностранному языку (3,48). Средняя оценка по всему блоку составила 3,84 балла, что говорит об уверенности респондентов в качественном освоении ими содержания получаемого образования.

Следует также отметить, что студенты заочной формы получения образования превосходят студентов дневной формы обучения практически по всем оцениваемым показателям профессиональной подготовки (уступая лишь теоретической - 4,06 против 4,15 балла соответственно). Однако это нисколько не свидетельствует о том, что качество образования у них выше. Удовлетворенность - это состояние внутренней комфортности индивида от восприятия и оценки им как существующих реалий, так и своих возможностей. Опрос показал, что студенты, обучающиеся по заочной форме, чувствуют себя намного увереннее и психологически комфортнее студентов очной формы обучения в образовательной среде, что значительно облегчает процесс их обучения, адаптации и профессионального становления.

3. Организация образовательной деятельности. В современной модели образования, базирующейся на развитии у обучающегося способностей, навыков и умений, дающих возможность самостоятельно добывать информацию, творчески перерабатывать ее, создавать новое, внедрять его в практику, меняется роль и место преподавателя в учебном процессе. Главной задачей его становится не передача готовых знаний, а организация и стимулирование познавательной активности студентов. Это предполагает смещение акцентов с обучения по принципу «готового знания» к обучению, основывающемуся на самостоятельности и ответственности обучающихся, переход с предметно-ориентированного к проблемно-ориентированному образованию.

Организация учебного процесса по заочной форме обучения в отличие от очной имеет ряд особенностей. Основным содержанием педагогической деятельности здесь является подготовка учебно-методических материалов, проведение лабораторно-экзаменационных сессий и аудиторных занятий в более сжатом формате (количество аудиторных часов по отношению к дневной форме составляет порядка 20-25 %), в то же время студент должен полностью освоить учебную программу по всем дисциплинам, предусмотренным учебным планом.

Посещаемость занятий заочниками во время сессии является своеобразным индикатором качества их образовательной подготовки. Как показал опрос, 87,3 % респондентов отметили в анкете, что посещают аудиторные занятия практически всегда, в основном посещают - 11,7 % и только 1,0 % опрошенных дали другие ответы. Нерегулярность своих посещений респонденты в основном аргументируют отзывами на место работы в связи с производственной необходимостью - 37,0 %; семейными обстоятельствами - 36,0 %; на пропуски занятий из-за болезни сослалась 1/3 от количества ответивших. Такие мотивы, как неудовлетворенность качеством занятий, отсутствие интереса к учебе составили 1,5 % от их общего числа.

В целом студенты-заочники удовлетворены качеством своей аудиторной подготовки, т. е. установочных и текущих лекций, лабораторно-практических и семинарских занятий (табл. 2).

Таблица 2. Удовлетворенность студентов-заочников аграрных вузов качеством проведения аудиторных занятий (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов Установочные лекции Текущие лекции Лабораторно- практические занятия Семинарские занятия

Полностью удовлетворены 79,6 80,1 78,2 77,4

Не совсем удовлетворены 15,6 14,6 15,3 15,6

Совершенно не удовлетворены 1,2 1,5 2,8 2,5

Нет ответа 3,6 3,8 3,7 4,5

Заочная форма обучения отличается от дневной не столько объемом аудиторной нагрузки, сколько степенью самостоятельности обучаемых. Самостоятельная работа студента-заочника представляет собой одну из основных форм его обучения, целью которой является как изучение нового материала, так и закрепление, расширение и углубление полученных знаний, формирование навыков решения теоретических и прикладных практических задач, социально значимых личностных качеств и базовых компетенций. Однако вызывает обеспокоенность тот факт, что немногие студенты занимаются самостоятельной подготовкой во время сессии, а испытывают в этой связи значительные трудности, связанные с отсутствием необходимых условий для подготовки, чрезмерной продолжительностью учебной нагрузки, составляющей в день по 8 часов и более, 6 дней в неделю и др.

Конечно, оптимальными условиями для самостоятельной работы являются библиотека, учебно-методические кабинеты, лаборатории при кафедрах, интернет-классы, где имеется необходимая учебная и методическая литература, создана материально-техническая база (компьютерная, копировально-множительная техника, другое оборудование). Однако данные опросов студентов свидетельствуют, что в основном она протекает «на съемной квартире», «дома», «в комнате общежития» [5]. Только 83,6 % опрошенных указали, что в месте своего проживания у них имеются необходимые условия для самостоятельной подготовки. В своих замечаниях и предложениях по улучшению качества заочного обучения студенты практически всех аграрных вузов указывают на необходимость предоставления им мест в общежитии и улучшение санитарного состояния предоставляемых жилых и бытовых помещений.

Поселяются в общежитии по направлению деканата только 9,7 % заочников, 40,8 % - снимают жилье совместно с другими заочниками, 23,8 % - проживают отдельно, снимая жилье, 19,5 % - проживают по месту учебы с родителями, в своей квартире, собственном доме.

Опрос показал, что более :/3 студентов сталкиваются в самостоятельной работе с такими трудностями, как недостаток учебников и учебных пособий, 18,3 % - недостаточное количество методических рекомендаций по изучаемым дисциплинам, 12,7 % - отсутствие заданий с планами, методическими советами, рекомендуемой литературой, 11,1 % - в день заочника трудно найти преподавателя для консультаций, сдачи задолженности. Обращает на себя внимание и тот факт, что 13,9 % респондентов не владеют в достаточной степени компьютерной техникой и сетью Интернет.

Доля студентов, ответивших, что выполняют курсовые и контрольные работы самостоятельно, за анализируемый период практически не изменилась (табл. 3). Резко снизилось число ответивших, что переписывают работы у других студентов (с 20,4 % до 4 %), зато увеличилось количество тех, кто прибегает к услугам сети Интернет за поиском соответствующего материала (с 13 % до 23,1 %). Следует также отметить возросшее число студентов, указавших, что приобретает готовые работы за определенную плату (с 2,1 % до 12,7 %).

Таблица 3. Сравнение результатов опросов студентов-заочников относительно способов выполнения курсовых и контрольных работ (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов 2016 г. 2010 г. +/-

Всегда выполняю самостоятельно 62,1 63,3 -1,2

Выполняют друзья, знакомые 8,6 11,7 -3,1

Переписываю у других студентов 4,0 20,4 -16,4

Получаю готовые за определенную плату 12,7 2,1 +10,6

По своим каналам достаю на кафедрах 1,6 1,5 +0,1

Нахожу соответствующий материал в Интернете 23,1 13,0 +10,1

Разрешить данное противоречие возможно только на основе качественного учебно-методического обеспечения и хорошо продуманного педагогического сопровождения. Однако, как показывают опросы, методическая помощь, руководство и управление самостоятельной работой студентов часто сводится к раздаче преподавателями лекционного материала (68 %) и выдаче заданий для подготовки (47%), реже осуществляется действенный контроль над их выполнением (37 %) и крайне редко студентов знакомят с основами и правилами научной организации такой деятельности (9 %).

Главные недостатки заочной формы обучения респондентам видятся в том, что требуются определенные навыки и больше времени для самостоятельной подготовки (38,5 %); работодатели неохотно предоставляют учебные отпуска, ограничивают их сроки и даже отказывают в предоставлении (30,7 %). К негативным факторам относится и то, что в период между сессиями ограничена возможность получения оперативной информации от вуза для решения учебных задач (17,2 %), а также отсутствует необходимая практическая составляющая в обучении у тех, кто не работает по профилю избранной специальности (13,2 %).

Отсутствие специальной учебной литературы, адаптированной к процессу обучения студентов-заочников и способной заменить преподавателя, как на недостаток заочного обучения, хотя и сослался на него в среднем каждый десятый опрошенный, все же не является столь существенным для них. Меньшая степень контроля процесса обучения как недостаток, который отметили 3,8 % опрошенных, для многих является преимуществом - заочное обучение протекает в более комфортном для студента режиме и темпе по сравнению с очным.

Студент самостоятельно осуществляет познание. Но для этого преподаватель должен обеспечить мотивацию каждого учебного задания (для чего, чему способствует), а студента четкой постановкой познавательных задач, алгоритмом или методом выполнения работы, определением форм отчетности, объема работы, сроков ее представления, консультационной помощью (консультации установочные, тематические, проблемные), критериями оценки, отчетности и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т. д.).

Оптимизация всех видов самостоятельной работы, внедрение в учебный процесс дистанционных форм, активное использование интерактивных технологий, позволяющих студентам-заочникам в удобное для них время осваивать учебный материал, а преподавателю осуществлять текущий контроль над ними, могли бы значительно оптимизировать процесс самостоятельной подготовки студентов и обеспечить постоянный канал прямой и обратной связи «преподаватель-студент». К сожалению, этого не происходит, поскольку новые информационные технологии и каналы связи внедряются крайне медленно. Только 8 % респондентов указали, что теле- и интернет-коммуникации используются преподавателями при их обучении.

Между тем в США больше половины студентов занимаются по разным дистанционным программам. В Европе ставится задача увеличить число студентов, получающих образование дистанционно, хотя в отдельных странах этот уровень достигает и более 60 %. В России дистанционное обучение охватывает только около 5 %. В Республике Беларусь пока менее одного процента студентов обучаются по программам дистанционного обучения.

4. Проективные установки и жизненные планы. Проблема планирования будущей жизнедеятельности имеет для личности весьма важное, если не решающее значение.

Согласно результатам опроса, только 27,2 % студентов-заочников после окончания вуза предполагают жить и работать на селе, 44,9 % - не собираются этого делать и 27,4 % - не определились с вы-

бором. Студентов, выразивших твердое намерение дальнейшего продолжения работы в АПК, сельская жизнь «притягивает» прежде всего чистой экологией и непосредственным общением с природой (30,7 %), наличием благоустроенного жилья (28,1 %), привязанностью к родным местам (16,3 %) и привлекательностью сельскохозяйственного труда (16,3 %). Немаловажным фактором для 17,5 % респондентов является стоимость жизни, которая ниже, чем в городе.

По данным опроса только 1/3 заочников проживают в сельской местности, 6,5 % - в поселках городского типа, /3 - в малых и средних городах и 27,4 % - в областных центрах и столице. Как показал анализ, желающих жить и работать на селе в первой группе (коренных сельских жителей) гораздо больше, чем в остальных (60,0 % против 22,2 %, 12,2 % и 7,5 % соответственно). Относительно жизненных планов респондентов можно представить следующую «картину»: планирует жить и работать на селе на ближайшую перспективу до 5 лет только 16,2 % заочников, на среднесрочную 5-10 лет -лишь 5,5 % и 16,9 % - на долгосрочную перспективу более 10 лет. Видимо, эта группа сделала окончательный выбор в пользу села и занятия сельскохозяйственным трудом. В то же время не планируют и не собираются жить и работать на селе большинство - 56,1 % опрошенных.

Об устойчивости профессиональных намерений студентов-заочников также свидетельствует их желание повторного выбора соответствующего вуза и своей специальности. Половина опрошенных (50,1 %) в случае, если такой выбор снова представился, повторила бы его, 15,6 % - выбрали бы иную специальность, но тот же вуз, 3,0 % - ту же специальность, но в другом учреждении высшего образования, 11,9 % - иную специальность и другое учебное заведение и 19,4 % респондентов не определились с выбором. Показатель полного совпадения повторного выбора у заочников в 1,5 раза выше, чем студентов очной формы обучения (50,1 % и 37,7 % соответственно).

Таким образом, многие молодые люди, поступая в аграрные вузы, посредством заочного обучения пытаются реализовать возможность получить высшее образование и востребованную специальность. Для % из них заочная форма позволяет учиться, не прерывая своей основной деятельности, экономя массу времени, денежных средств и сил, предоставляя гибкий режим, не привязанный к жесткому расписанию занятий и экзаменов. В жизненные планы абсолютного большинства из них не входит работа в АПК и проживание в сельской местности. Преимущества заочного обучения в аграрном учреждении высшего образования служат у них достижению иных целей.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что заочная форма обучения в аграрных вузах располагает большими возможностями как для подготовки специалиста, так и формирования высококультурной личности. Данная форма обучения становится все более востребованной, так как она позволяет получить высшее образование всем желающим независимо от времени, их занятости, места жительства, семейных обстоятельств и жизненных планов.

Сравнительный анализ результатов проведенных исследований позволяет сделать вывод, что студенты, обучающиеся по заочной форме практически по всем параметрам самооценки своей профессиональной подготовки (кроме теоретической) превосходят студентов очной формы обучения. Они чувствуют себя более подготовленными и уверенными в завтрашнем дне, намного комфортнее в образовательной и профессиональной среде, нежели студенты, обучающиеся по очной форме.

5. Перспективы развития заочного образования. Если опираться на опыт других стран, то пути оптимизации заочного обучения видятся в максимальном сближении традиционной его формы с дистанционной, что вовсе не должно означать их слияния или поглощения одного другим.

При внедрении дистанционного обучения в конкретном вузе необходимо учитывать его специфику, количество обучающихся и преподавателей, сложившиеся в нем традиции, стиль управления, а также наличие в данном регионе специализированных организаций, оказывающих услуги по внедрению и эксплуатации соответствующих технологий.

Изучив опыт других стран, прежде всего российский, в 2012 г. в Белорусской сельскохозяйственной академии начато внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс по заочной форме обучения. В системе заочного образования сейчас можно выделить два этапа использования современных информационных технологий. Первый представлен информационной поддержкой процесса обучения. На этом уровне на серверах Интернет размещены дополнительные информационные учебные ресурсы. Следующий шаг - создание дистанционных технологий, что требует более сложной системы их поддержки и ресурсообеспечения. Главным условием их внедрения в академии является наличие соответствующей аппаратной базы на кафедрах и высококвалифицированных специалистов как в своей профессиональной сфере (педагогические работники), так и в области компьютерных технологий, мультимедиа и т. п.

Надо сказать, что при внедрении дистанционных технологий в учебный процесс еще в самом начале в силу ряда причин академии пришлось отказаться от идеи ГГ-аутсорсинга (передача сторонней организации на договорной основе функций, связанных с адаптацией и техническим обслуживанием информационных систем) и развиваться на собственной основе. Для обучения студентов используется образовательная платформа Moodle на основе интернет-технологий. Создан сайт http://study.baa.by/, где размещаются учебно-методические и другие материалы

В настоящее время функции ГГ-сопровождения дистанционного обучения на заочном отделении осуществляет его специалист, который регистрирует и ведет базы данных, внедряет электронные учебно-методические материалы и другие документы, поддерживает коммуникацию между педагогическими работниками и студентами; контролирует обновление информации на сайте и сервере. По мере расширения информационного поля и дальнейшего развития дистанционных образовательных программ возникает потребность создания центра дистанционных технологий в академии. В последующем дистанционные технологии будут ориентированы в полном объеме и на образовательный процесс студентов очной формы получения образования, а также слушателей института повышения квалификации и переподготовки кадров УО БГСХА [6].

Таким образом, сочетание различных видов заочного обучения позволит решить проблему непосредственного (интерактивного) общения при взаимодействии преподавателя и обучающихся, наладить постоянный контроль за степенью усвоения ими учебного материала, одновременно привив им навыки самостоятельной работы. Широкое использование в заочном обучении телекоммуникаций и дистанционных образовательных технологий даст возможность обеспечивать студентов всеми необходимыми учебными материалами и информацией, хранящимися на различных серверах и в базах данных сетей, обучив их мастерству интернет-серфинга и «информационной навигации» в электронных изданиях, ресурсах и библиотеках. Вариативность заочного образования позволит осуществлять более гибкое обучение студентов, предоставляя им возможность индивидуального построения курса с помощью смоделированного материала при этом самим определять режим и график своей самостоятельной подготовки. Это в конечном счете поможет без особых осложнений интегрировать отечественную систему образования в мировую.

Заключение

Не взирая на предубежденность большинства людей, что заочное образование не может дать полноценных знаний, жизнь доказывает обратное. Система заочного обучения располагает большими возможностями подготовки высококвалифицированных специалистов для села и с каждым годом становится все более востребованной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. Одобр. Советом Респ.: 22 дек.2010 г.: с изм. и доп. Текст Кодекса по состоянию на 4 янв. 2014 г. // Консультант Плюс - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2016.

2. Щур, В. С. Подготовка студентов-заочников в аграрных вузах: состояние и проблемы; информационное издание / В. С. Щур, В. В. Ивчик // Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. - Горки, 2010. - 42 с.

3. Дубежинский, Е. В. Практико-ориентированная подготовка специалистов для АПК (взгляд студентов) / Е. В. Дубежинский, Н. Г. Трапянок // Белорусская государственная сельскохозяйственная академии. - Горки, 2014. - 54 с.

4. Трапянок, Н. Г. Мотивация абитуриентов БГСХА в профессиональном выборе / Н. Г. Трапянок, В. И. Караба //Вестник БГСХА. - 2011. - № 2. - С. 176-179.

5. Саскевич, П. А. Практико-ориентированное обучение в учреждениях высшего аграрного образования (взгляд преподавателей) / П. А. Саскевич, Е. В. Дубежинский, Н. Г. Трапянок // Вестник БГСХА. - 2015. - № 2. - С. 174-178.

6. Колеснева, Е. П. О внедрении дистанционных образовательных технологий в учебный процесс / Е. П. Клеснева // Вестник БГСХА. - 2015. - № 2. - С. 170-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.