Научная статья на тему 'Пути оптимизации физического здоровья и подготовленности студентов первокурсников с использованием средств физкультурно-оздоровительных технологий'

Пути оптимизации физического здоровья и подготовленности студентов первокурсников с использованием средств физкультурно-оздоровительных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигательная подготовленность / двигательная активность / студенты / физкультурно-оздоровительные технологии

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозова Марина Алексеевна, Постников Николай Константинович, Морозов Иван Викторович

В данной статье рассматривается проблема снижения двигательной подготовленности, которая негативным образом отражается на состоянии здоровья студентов, приводит к потере качества обучения, психологическому дискомфорту обучающихся, проблемам профессионализации. Что бы улучшить данное состояние представлен обзор методик развития основных двигательных качеств и нейромышечной координации с использованием средств оздоровительной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозова Марина Алексеевна, Постников Николай Константинович, Морозов Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации физического здоровья и подготовленности студентов первокурсников с использованием средств физкультурно-оздоровительных технологий»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-284-287

Пути оптимизации физического здоровья и подготовленности студентов первокурсников с использованием средств физкультурно-оздоровительных технологий

Морозова Марина Алексеевна, кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г Киров

Постников Николай Константинович,

аспирант

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г Киров

Морозов Иван Викторович,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г Киров

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема снижения двигательной подготовленности, которая негативным образом отражается на состоянии здоровья студентов, приводит к потере качества обучения, психологическому дискомфорту обучающихся, проблемам профессионализации. Что бы улучшить данное состояние представлен обзор методик развития основных двигательных качеств и нейромышечной координации с использованием средств оздоровительной физической культуры.

Ключевые слова: двигательная подготовленность, двигательная активность, студенты, физкультурно-оздоровительные технологии.

Многочисленные исследования в России и за рубежом свидетельствуют о том, что за последние сорок лет снизился уровень здоровья выпускников школ. Процент студентов-первокурсников с низкими показателями физической подготовленности достигает 70-75%, избыточную массу тела имеют около 20% обучающихся в вузе, а количество студентов, отнесенных к специальной медицинской группе по разным данным достигает 10-25% от их общего числа. Авторы связывают это с изменениями в образе жизни, обострением социальных проблем, психоэмоциональным напряжением, распространенностью вредных привычек

[1, 5]._

Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~284~

Показано, что у студентов первого и второго курса, обучающихся в ВятГУ, значительно снижен уровень двигательной активности, мотивации и двигательной подготовленности [7]. В свою очередь гиподинамия и снижение двигательной подготовленности негативным образом отражается на состоянии здоровья студентов, приводит к потере качества процесса обучения. В этом плане приоритетным для успешности адаптации на первом курсе и успешной социализации и профессионализации на последующих курсах является контроль за состоянием физического здоровья и подготовленности студентов на всем протяжении обучения в вузе [5].

В настоящее время анализ результатов физической подготовленности студентов свидетельствуют о том, что в показателях уровня развития двигательных способностей студенческой молодежи отсутствует какая-либо положительная тенденция. На наш взгляд, одной из причин такогоположения является недостаточный режим двигательной активностистудентов, который, как правило, ограничивается 2-4 часами в неделю [2].

В период обучения в вузе необходимо сформировать у студентов представления о субъективных и объективных критериях ЗОЖ, стимулировать потребность и развивать мотивацию к повседневной двигательной активности, ориентировать молодежь на сознательное укрепление здоровья, в том числе и на основе повседневных занятий физическими упражнениями. Таким образом в период обучения в вузе уже с первого курса должно стать приоритетным не только физическое развитие студента, но и формирование физической культуры личности [5].

Результаты исследований студенческой молодежи в России и за рубежом свидетельствуют о недостаточном развитии у них ценностных ориентаций и потребности в физическом самосовершенствовании. При этом, не смотря на наличие дисциплины «Физическая культура и спорт» в образовательных программах вузов, положительных тенденций состояния физического здоровья и подготовленности студентов по мере обучения не наблюдается [4].

Проблема поддержания и оптимизации физической кондиции студентов становится все более актуальной, так как в процессе обучения, в быту и в профессиональной сфере все больше применяется средств и технологий, которые облегчают выполнение физических действий и трудовых операций, приводя к прогрессивному проявлению гипокинезии и гиподинамии - факторам, снижающим здоровье человека. При этом физическое состояние и здоровье характери-

зуют три базовых критерия: заболеваемость, адаптированность к различным сре-довым факторам и уровень физической работоспособности. Последний фактор этой триады является ведущим [8].

С этой точки зрения значительный вклад в оптимизацию состояния здоровья студентов может внести использование средств оздоровительной физической культуры (ОФК), которая успешно выполняет свои образовательную, рекреативную, оздоровительную, гигиеническую и воспитательную функции.

Основным компонентом ОФК являются физкультурно-оздоровительные технологии. Следует отметить, что в процессе обучения возникает необходимость применять их не только на учебных занятиях и элективных курсах по физической культуре и спорту, но и обучать им для самостоятельного применения как дома, так и по месту работы и организации активного отдыха ими в будущем.

В ходе исследования нами были выявлены оптимальные по своему воздействию на морфофункциональное состояние обучающихся средства и методы физкультурно-оздоровительных технологий. К ним следует отнести различные сочетания элементов западной и восточных видов гимнастики [6], различные виды аэробики, стретчинга и упражнений системы пилатес, которые можно использовать для проведения утренней гигиенической и производственной гимнастики, самостоятельных тренировочных занятий во внеучебной деятельности [3]. Эти же средства могут быть использованы в подготовительной и заключительной частях учебных занятий для развития силы и нервно-мышечной координации.

Для развития выносливости целесообразно использовать упражнения, которые вовлекают в работу большинство звеньев опорно-двигательного аппарата, имеют преимущественно аэробное энергообеспечение, могут выполняться достаточно длительное время (от нескольких до десятков минут) с умеренной интенсивностью или с применением интервального метода. К таким средствам следует отнести подвижные и спортивные игры, ааквагимнастику и аквафитнес, бег, упражнения на тренажерах, включая уличные тренажеры, скандинавскую ходьбу.

Следует учитывать, что каждое из названных средств имеет узкую оздоровительную направленность, поэтому рекомендуется использовать их в сочетании друг с другом и с систематическими занятиями физической культурой в рамках учебной дисциплины.

Библиографический список

1. Алексеев В.В., Дмитриева Т.В., Агафонов А.В. Специфика адаптации студентов к условиям обучения в вузе в зависимости от разных состояний здоровья и двигательной активности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2021, (3 (20)). С. 9-13.

2. Беличева Т.В., Постников Н.К. «Состояние физической подготовленности студентов первого курса» сборник: Общество. Наука. Инновации (НПК-2023). Сборник материалов XXIII Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, приуроченной к 60-летию ВятГУ. В 2-х томах. Киров, 2023. С. 400-403. Гонтарь О. П. Определение уровня сформированности физической культуры личности студентов технического вуза. Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009, (10). С. 134-138.

3. Болхудере Е.И., Андреенко Т.А. Инновационные физкультурно-оздоровительные технологии как неотъемлемый компонент современной физической культуры студентов вузов. Наука-2020, 2021, (4 (49)). С. 13-17.

4. Гонтарь О.П. Современные подходы к формированию физической культуры личности студентов технического ВУЗА. Журнал наука о здоровье. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports -Харьков 2008. С. 175-176.

5. Журавская Н. В., Асмолов И. Ю. Двигательная активность студентов: современное состояние и потенциал совершенствования. Царскосельские чтения, 2011, II (ХУ).С. 296-300.

6. Зубкова А.Ю. Оздоровительная физическая культура для лиц различных возрастных групп на основе сочетания восточных и западных гимнастических систем : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Москва, 2006. - 223 с.

7. Колодкин А.С., Постников Н.К. «Влияние организованных форм занятий по физической культуре на уровень двигательной активности студентов при offline обучении» Мир педагогики и психологии. 2021. № 11 (64). С. 109-114.

8. Liliana-Elisabeta Radu, Simona-Pia Fâgâraç, Gynetta Vanvu. Physical Activity Index of Female University Students // Procedia - Social and Behavioral Sciences -2015. - Volume 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.