Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-87-91
Особенности морфологического статуса студентов разных профессиональных групп
Морозова Марина Алексеевна, кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г Киров
Рябова Анна Николаевна,
студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г Киров
Аннотация: в данной статье проведено сравнение морфологических особенностей студентов-первокурсников Вятского государственного университета, будущая профессиональная деятельность которых предполагает разный уровень двигательной активности. Полученные результаты помогли выявить корреляцию между физическим развитием и профессионализацией человека. В работе использовались методы антропометрических стандартов и индексов. Результаты следует учитывать при дозировании нагрузок, составлении рекомендаций по развитию резервов здоровья, в том числе в процессе профессионализации. Ключевые слова: студенты, особенности телосложения, антропометрические показатели, двигательная активность, профессионализация.
Введение. Физическое развитие студентов имеет непосредственную связь с их будущей профессией и уровнем двигательной активности. В современном мире, где большую часть времени проводят за компьютером или в сидячем положении, важно осознавать влияние физической активности на наше здоровье и успешность в профессиональной сфере [6]. Отсутствие достаточной двигательной активности приводит к ухудшению физического здоровья и снижению морфологических показателей в процессе обучения студентов [1].
При сравнении двигательной активности различных специализаций, наиболее высокая недельная, месячная и семестровая двигательная активность у студентов технических специальностей [2]. Похожую зависимость провели со студентами физкультурного профиля, где преобладали лица с высоким и выше среднего уровнем физического развития [3]. Неоднородность морфологических показателей студентов исходят из их специализации.
Морфологические показатели студентов играют важную роль в определении соматического здоровья молодежи в период адаптации к учебно-профессиональной деятельности. В данном исследовании были использованы методы антропометрии и индексов. Данные методы позволили измерить и оценить различные параметры, такие как рост, вес, окружность талии и бедер [5], а далее сравнить различные параметры физического развития студентов с нормативными значениями. Результаты помогли определить состояние морфологического развития организма студентов и выявить отклонения, которые могут быть связаны с дефицитом или избытком физической активности, плохим питанием или другими факторами, влияющими на здоровье молодежи.
Цель исследования: выявить особенности физического развития студентов, обучающихся по профилям обучения, относящимся к разным профессиональным группам.
Организация и методы исследования. Исследование было организовано на базе ФГБОУ ВО «Вятского государственного университета», при помощи кафедры медико-биологических дисциплин и кафедры физического воспитания. В оценке морфологического статуса приняли участие студенты 1 курса ВятГУ, по направлениям подготовки: Информатика и высшая техника, Электроэнергетика и электротехника. Были выбраны обучающиеся, у которых в профессиональной деятельности, предположительно, разный уровень двигательной активности. Методом случайной выборки, с исключением крайних форм телосложения, были отобраны 15 юношей каждого направления обучения.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Все обследования проводились в первой половине дня, на добровольной основе, в соответствие с основными правилами, при помощи стандартизированного набора антропометрических инструментов (ростомер, весы, сантиметровая лента, толстотный циркуль). Полученные результаты рассчитали с помощью плеяды из 9 индексов [4] и оценили гармоничность физического развития. Мате-матико-статистическая обработка результатов исследования проведена в Microsoft Excel. Статистический анализ проводили на основе расчета средних арифметических (М) и их ошибок (m). На основании количественных характеристик составлена визуальная 3D модель типичного «студента-айтишника» и «студента-электротехника» (рис. 1) с использованием Body Visualizer [7].
Рисунок 1. Визуализация телосложения студентов, обучающихся на направлениях подготовки: Информатика и высшая техника (1), Электроэнергетика и электротехника (2).
Результаты исследования и их обсуждение. Оценен морфологический статус студентов 1 курса, дальнейшая профессиональная деятельность которых сопряжена с разным уровень двигательной активности. Полученные результаты могут быть использованы при организации занятий физической культурой и спортом студентов. На основании качественных характеристик составлено описание особенностей телосложения студентов (табл. 1, 2).
Таблица 1
Характеристики морфологического статуса студентов, обучающихся по направлению Информатика и высшая техника
№ Индексы M±m Интерпретация
1 WHtR 0,41±0,002 Норма
2 ИМТ Кетле 21,85±0,17 Нормальный вес
3 Индекс скелии 88,83±0,51 Средняя длина ног
4 Индекс грудной клетки 47,05±0,17 Долихоморфность
5 Индекс ширины плеч 22,49±0,05 Средняя ширина плеч
6 Индекс ширины таза 18,06±0,08 Широкий таз
7 Индекс Пинье 29,01±0,83 Нормостенический тип
8 Индекс Вервека 0,82±0,05 Умеренная брахиморфия
9 Индекс Ливи 47,05±0,19 Узкосложенность
Таблица 2
Характеристики морфологического статуса студентов, обучающихся по направлению Электроэнергетика и электротехника
№ Индексы M±m Интерпретация
1 WHtR 0,48±0,004 Норма (верхняя граница)
2 ИМТ Кетле 26,07±0,33 Упитанность выше среднего
3 Индекс скелии 90,01±0,22 Длинноногость
4 Индекс грудной клетки 52,69±0,39 Грудная клетка средняя
5 Индекс ширины плеч 22,98±0,05 Средняя ширина плеч
6 Индекс ширины таза 18,75±0,07 Широкий таз
7 Индекс Пинье 3,88±1,7 Гиперстенический тип
8 Индекс Вервека 0,70±0,007 Брахиморфия
9 Индекс Ливи 52,69±0,22 Среднесложенность
Заключение. Студенты 1 курса разных направлений, отличаются по длине конечностей, габаритным показателям, ширине грудной клетки, риску развития метаболического синдрома. У студентов, занимающихся ГГ, эти характеристики ниже. Таким образом, взаимосвязь между физическим развитием студентов, их двигательной активностью и будущей профессией становится все более очевидной. Необходимо учитывать специфические требования и особенности профессии, которые могут потребовать определенного уровня физической подготовки. Стимулирование физической активности студентов должно стать приоритетом для образовательных и профессиональных учреждений, ведь это поможет формировать культуру здорового образа жизни и успешно воплощать свои профессиональные навыки в будущем.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Библиографический список
1. Аношкина О.Б., Вагапова Г.В., Мартынова В.А. Интересы студентов вуза в сфере физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2019. № 5.
2. Грачёв А.С., Гавришова Е.В. Изучение двигательной активности студентов различных специальностей // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 5.
3. Каташинская Л.И. Особенности адаптации и физического развития студентов различных профилей обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2015. № 4.
4. Мальцев В.П., Белоусова Н.А. Оценка уровня соматического здоровья студенток первого курса педагогического вуза // Новые исследования. 2017. №1 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-somaticheskogo-zdo-rovya-studentok-pervogo-kursa-pedagogicheskogo-vuza.
5. Carlos J. Padilla, Fernando A. Ferreyro, W. David Arnold. Anthropometry as a readily accessible health assessment of older adults. // Experimental Gerontology. -2021. - Volume 153.
6. Masoud Mirzaei, Maryam Askari, Nasim Namiranian, Hassan ali Mahmoudi Kohani. Relationship between sitting time and anthropometric indices: Findings of Yazd health study (YaHS). // Diabetes & Metabolic Syndrome: Clinical Research & Reviews. - 2019. - Volume 13, Issue 3. Pages 2220-2225.
7. https://bodyvisualizer.com/