Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-296-299
Физкультминутки в режиме учебного дня студента
Кадочникова Наталья Ивановна, кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Глазырин Никита Игоревич, магистрант
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Аннотация: одной из основных задач высшего образования заключается в воспитании молодёжи ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как к высшей индивидуальной и социальной ценности. Этому способствует использование различных форм, средств и методов оздоровительной физической культуры в режиме учебного дня обучающегося. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике респираторных показателей, самочувствия, активности и настроения при использовании основного комплекса дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой в качестве физкультминутки на занятиях у студентов.
Ключевые слова: двигательная активность, физкультминутки, студенты, дыхательная гимнастика.
По мнению ряда авторов [5, 6, 7], рост числа студентов с отклонениями в состоянии здоровья за последние десятилетие объясняется высокой интенсивностью и информативностью образовательного процесса, нерациональным образом жизни и недостаточной двигательной активностью. Именно по этой причине, на сегодняшний день одна из основных задач высшего образования заключается в воспитании молодёжи в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как к высшей индивидуальной и социальной
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
ценности. Этому способствует использование различных форм, средств и методов оздоровительной физической культуры в режиме учебного дня обучающегося. Одной из таких малых форм двигательной активности является дыхательная гимнастика, которую можно использовать в качестве физкультминутки на занятиях. Задачами физкультминутки являются предупреждение и снятие усталости, напряжения (как психического, так и физического и эмоционального), повышение двигательной активности, а вследствие и уровня здоровья. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки, состояния здоровья обучающихся и других прочих условий [3].
Целью работы являлось изучение эффективности использования дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой на занятиях.
Организация исследования. В исследовании приняли участие 14 студентов (из них 6 юношей и 8 девушек) II курса ВятГУ педагогического направления подготовки. Исследование проводились в соответствии со статьями 5, 6 и 7 «Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека» только с согласия обучающихся на базе Вятского государственного университета (ВятГУ) г. Киров. Оценку эффективности использования дыхательной гимнастики на занятиях проводили с помощью общепринятых методик - теста «Шкала Борга», теста «Самочувствие. Активность. Настроение (САН)», спирометрии, пульсометрии, антропометрии. Обработка результатов исследования проводилась с использованием прикладных пакетов «STATISTICA 10.0», Microsoft Excel для Windows.
Результаты исследования. На момент начала эксперимента был выявлен, как у юношей, так и у девушек, низкий уровень функциональных показателей респираторной системы. Так, экскурсия грудной клетки у юношей составила 7,17±0,55 см, у девушек - 6,00±0,90 см. Жизненная емкость легких у юношей имела значение 3600,00±131,23 мл, что составило 74,65±1,48% от должных величин; у девушек - 2787,50±87,39 мл и 65,23±2,65% соответственно. Жизненный индекс у юношей был равен 47,26±3,06 мл/кг, у девушек - 39,72±2,43 мл/кг, что существенно ниже возрастных норм данного показателя.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Оценка субъективного уровня нагрузки при выполнении физкультминутки на момент начала эксперимента составляла у юношей 11,33±0,88 балла и у девушек 11,00±0,35 балла, что соответствовало уровню «трудновато».
Средний балл шкалы оценки субъективного самочувствия, активности и настроения на момент начала эксперимента составил у юношей - 2,68±0,11 и у девушек - 2,24±0,09, что соответствовало неблагоприятному состоянию испытуемых в конце занятия.
В качестве физкультминутки на 40-50 минуте занятий в течении одного месяца проводили упражнения основного комплекса дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой [4] - «ладошки», «погончики», «насос», «кошка», «обними за плечи», «большой маятник», «повороты головы», «ушки», «маятник головой», «перекаты», «передний и задний шаг». Для каждого упражнения использовали один подход по 8 движений. Средняя продолжительность выполнения физкультминутки составила 4-6 минут.
На момент завершения эксперимента экскурсия грудной клетки у юношей составила 7,52±0,80 см, у девушек - 6,94±0,53 см. Жизненная емкость легких у юношей имела значение 3740,00±66,93 мл, что составило 74,68±2,93% от должных величин; у девушек - 2820,53±72,28 мл и 65,63±1,68% соответственно. Жизненный индекс у юношей был равен 59,12±2,91 мл/кг, у девушек -50,35±2,15 мл/кг. Таким образом, использование дыхательной гимнастики в качестве физкультминутки на занятиях способствовало повышению показателей респираторной системы. Однако, сравнительный анализ этих показателей в начале и в конце эксперимента не выявил их достоверных различий, кроме показателя - жизненного индекса. Этот показатель, как у юношей, так и у девушек, имел достоверные отличия и достиг нижней границы возрастной нормы.
Оценка субъективного уровня нагрузки при выполнении физкультминутки на момент завершения эксперимента составляла у юношей 8,83±0,28 балла и у девушек 9,13±0,21 балла, что соответствовало «лёгкой» степени нагрузки.
Средний балл шкалы оценки субъективного самочувствия, активности и настроения на момент начала эксперимента составил у юношей - 5,34±0,12 и у девушек - 5,29±0,14, что соответствовало благоприятному состоянию испытуемых в конце занятия.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о положительной динамике респираторных показателей, самочувствия, активности и настроения при использовании основного комплекса дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой в качестве физкультминутки на занятиях у студентов. Полученные нами результаты согласуются с данными литературы [1, 2, 4] о том, что дыхательные упражнения улучшают функциональное состояние организма, его работоспособность и жизнеспособность.
Библиографический список
1. Горелов А.А., Румба О.Г. Опят научного обоснования содержания, методики и направленности дыхательной тренировки в прикладных и оздоровительных целях / А.А. Горелов, О.Г. Румба // Вестник спортивной науки. 2011. № 2. С. 44-49.
2. Зыкун Ж.А. Влияние дыхательной гимнастики Стрельниковой на функциональное состояние студентов при заболеваниях сердечно-сосудистой системы / Ж.А. Зыкун // Молодой ученый. 2017. № 4 (138). С. 403-405. URL: https://moluch.ru/archive/138/38653/ (дата обращения: 15.11.2023).
3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток / В.И. Ковалько. М.: Вако, 2005. С. 32-39.
4. Основной комплекс дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой // URL: https://strelnikova.ru/upragnenija-osnovnoj-komplex (дата обращения 15.11.2023)
5. Полин Р.В. и др. Оздоровительная и адаптивная физическая культура студентов / Р.В. Полин, Г.Н. Токарев, А.П. Чураков, И.А. Коробов // Sciences of Europe. 2019. №35-4 (35). С. 44-45
6. Романов А.Б. и др. Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов / А.Б. Романов, К.Н. Дементьев, А.Г. Сергеева // Научный формат. 2019. №1 (1). С. 28-31. URL: https://cyberleninka.m/article/n/rol-fizicheskoy-kultury-v-ukreplenii-zdorovya-studentov (дата обращения 15.11.2023)
7. Тураев М.М. Оздоровительная физическая культура её основы и инновационные технологии / М.М. Тураев // Science and Education. 2022. №3 (4). С. 1102-1108.