Научная статья на тему 'Оценка соматического здоровья студенток выпускного курса университета'

Оценка соматического здоровья студенток выпускного курса университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
252
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ОЦЕНКА СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / PHYSICAL ACTIVITY / HEALTH / STUDENTS / ASSESSMENT OF SOMATIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Галина Александровна, Демина Наталия Леонидовна, Сазанов Александр Викторович, Сазанова Мария Леонидовна

Сравнительный анализ уровня соматического здоровья студенток IV курса Вятcкого государственного университета с разным уровнем двигательной активности выявил достоверные различия между значениями большинства абсолютных и относительных морфофункциональных показателей, ухудшение уровня соматического здоровья за время обучения в вузе, а также ряд региональных особенностей состояния здоровья девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова Галина Александровна, Демина Наталия Леонидовна, Сазанов Александр Викторович, Сазанова Мария Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Somatic Health of Female Students of the Final Year of University

The comparative analysis of level of somatic health of the final-year girls, studied in Vyatka state University, with the different levels of a physical activity revealed reliable distinctions between values of the majority absolute and the relative morfofunctional indexes, deterioration in level of somatic health during tutoring in high school, and also a number of regional features of the girls' health status. Express-diagnostics of the somatic health level allows to estimate current state of health, to control dynamics of serviceability, to solve problems of optimization of students' physical activity, motivations of a health-protection.

Текст научной работы на тему «Оценка соматического здоровья студенток выпускного курса университета»

УДК 613.956 ББК Р11(0)08

ОЦЕНКА СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК ВЫПУСКНОГО КУРСА УНИВЕРСИТЕТА

Г. А. Попова, Н. Л. Демина, А. В. Сазанов, М. Л. Сазанова

Вятский государственный университет, Киров, Россия

Сравнительный анализ уровня соматического здоровья студенток IV курса Вятского государственного университета с разным уровнем двигательной активности выявил достоверные различия между значениями большинства абсолютных и относительных морфофункциональных показателей, ухудшение уровня соматического здоровья за время обучения в вузе, а также ряд региональных особенностей состояния здоровья девушек.

Ключевые слова: двигательная активность, здоровье, студенты, оценка соматического здоровья.

Общеизвестно, что двигательная активность является важнейшим компонентом здорового стиля жизни и одним из способов формирования, сохранения и укрепления здоровья. Физическая активность оказывает стимулирующее действие практически на все системы жизнеобеспечения: нервную, эндокринную, кардиореспираторную и др. Физические упражнения укрепляют дыхательные мышцы, способствуют умеренной гипертрофии и увеличению капилляризации миокарда. Таким образом, в результате регулярных физических нагрузок повышается экономичность и расширяются рабочие возможности, резервы и надёжность систем кровообращения и внешнего дыхания.

В настоящее время в нашей стране отмечается тенденция снижения мотивации к занятиям физической культурой, что приводит к уменьшению двигательной активности, физической и функциональной подготовленности молодёжи [2. С. 19]. Многие студенты недооценивают значимость двигательной активности для здоровьесбережения и успешности профессиональной деятельности. С другой стороны, V. I Qeland и соавторы утверждают, что высокая физическая активность способствует улучшению социально-экономического положения за счёт повышения уровня физического или эмоционального здоровья [10]. В связи с этим ряд авторов предлагают увеличивать в вузах количество аудиторных и самостоятельных занятий физкультурой с применением здоровьесберегаю-щих технологий физического воспитания [7. С. 43].

Поскольку двигательная активность является действенным методом профилактики сердечно-сосудистой патологии, нарушений обмена веществ, заболеваний костно-мышечной системы, встаёт вопрос о необходимости мониторинга состояния здоровья и резервных возможностей организма.

В последние годы были опубликованы результаты обследований состояния здоровья и физических возможностей первокурсников различных вузов России [2-6; 8; 9]. Однако работ, посвящённых оценке здоровья выпускников вузов, а следовательно, изменению состояния здоровья за годы обучения, недостаточно [3; 8].

В связи с вышеизложенным, целью исследования явился сравнительный анализ соматического здоровья студенток с разным уровнем двигательной активности, обучающихся на IV курсе факультетов физической культуры и спорта (ФФКиС) и компьютерных и физико-математических наук (ФКиФМН) в Вятском государственном университете (ВятГУ).

Объекты и методы исследования. Исходя из цели было проведено обследование девушек-студенток IV курса факультетов физической культуры и спорта (21,39±0,18 лет; п = 27; группа 1) и факультета компьютерных и физико-математических наук (21,50±0,15 лет; п = 36; группа 2). Физическое развитие оценивалось путём измерений антропометрических (длина и масса тела) и функциональных показателей (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила кисти ведущей руки, систолическое (САД, мм рт. ст.) и диастолическое (ДАД, мм рт. ст.) артериальное давление, частота сердечных сокращений (ЧСС, уд./мин), время восстановления ЧСС после дозированной физической нагрузки (ДФН, с). Экспресс-оценка уровня физического здоровья проводилась методом Г. Л. Апанасенко [1] с расчётом индексов весо-ростового (г/см), жизненного (ЖИ, мл/кг), силового (СИ, %), Робинсона (ИР, усл. ед.). Все вышеперечисленные показатели ранжированы, и каждому рангу присвоен определённый балл. Общая оценка соматического здоровья определяется суммой баллов, которая соответствует

определённому уровню аэробного энергопотенциала. Статистическая обработка результатов исследования проведена по общепринятым формулам с использованием пакета программ Microsoft Excel с расчётом критерия достоверности Стьюдента (t); различия считали достоверными при р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследований показали, что 59,26 % девушек группы 1 имеют уровень здоровья выше среднего (безопасный — по Г. Л. Апанасенко), средний уровень здоровья отмечается у 40,74 % студенток группы 1 и 50 % девушек группы 2; 50 % выпускниц группы 2 имеют уровень здоровья ниже среднего. Студентки с высоким и низким уровнем здоровья среди обследованных не выявлены. В целом уровень здоровья в группе 1 оценивается как средний (13,33±0,54 балла), в группе 2 — ниже среднего (7,75±1,74 балла); оба показателя характеризуют небезопасный (по Г. Л. Апанасенко) уровень здоровья.

Среднегрупповые значения показателей находились в пределах физиологической нормы (таблица). Подобные результаты можно объяснить завершением в юношеском возрасте созревания основных функциональных систем.

Сравнительный анализ между группами студенток разных факультетов (с разным уровнем двигательной активности) выявил достоверные различия между значениями большинства мор-фофункциональных показателей, которые в группе 2 ниже, чем в группе 1. В частности, девушки ФКиФМН по результатам антропометрии ниже

ростом и имеют большую массу тела, в связи с чем имеют достоверно более высокие значения ВРИ (371,23±4,88 г/см в группе 2 против 348,09±6,83 г/см в группе 1; p < 0,01).

Установленные достоверные ^ < 0,001) различия в значениях силового индекса (38,53±2,51 % группы 2 против 50,2±1,89 % группы 1) свидетельствуют о низком развитии мышечной силы у студенток ФКиФМН.

Значения ЧСС и артериального давления в покое в группе 1 достоверно (а < 0,01) ниже, что характеризует экономичность работы сердечно-сосудистой системы при регулярных занятиях физкультурой и спортом. Установлено, что студентки ФФКиС имеют показатели ИР выше среднего, а девушки ФКиФМН — ниже среднего; показатели ИР в группах достоверно различаются ^ < 0,001). Также время восстановления после ДФН в группе 2 выше, чем в группе 1 (соответственно 77,5±3,55 с против 70,13±4,62 с), что, вкупе с повышенным ИР, свидетельствует о снижении резервных возможностей сердечно-сосудистой системы в группе 2.

Показано, что значения ЖИ, характеризующие функцию внешнего дыхания и аэробные возможности организма, оцениваются как выше среднего в обеих группах; достоверных различий между группами не отмечено.

В сравнении с данными, полученными при обследовании этих же групп испытуемых, когда они обучались на I курсе [9], можно констатировать ухудшение состояния соматического здоровья. В частности, отмечается достоверное повышение

Результаты оценки уровня соматического здоровья девушек

Показатель Группа 1, n = 27 Группа 2, n = 36 Достоверность различий

Рост, см 166,06±1,72 164,0±0,63 t = 1,054; p > 0,1

Масса, кг 57,88±1,40 61,03±2,28 t = 1,177; p > 0,1

ВРИ, г/см 348,09±6,83 371,23±4,88 t = 2,757; p < 0,01

ЧСС, уд/мин 69,88±2,31 83,25±1,53 t = 4,825; p < 0,001

САД, мм рт. ст. 106,75±3,15 121,25±3,75 t = 2,961; p < 0,01

ДАД, мм рт. ст. 65,81±2,45 78,75±1,25 t = 4,705; p < 0,001

ЖИ, мл/кг 55,61±2,03 53,12±3,21 t = 0,656; p > 0,1

СИ, % 50,20±1,89 38,53±2,51 t = 3,714; p < 0,001

ИР, усл. ед. 74,60±3,21 101,15±3,48 t = 5,608; p < 0,001

ДФН, с 70,13±4,62 77,5±3,55 t = 0,981; p > 0,1

Средний балл 13,33±0,54 7,75±1,74 t = 3,063; p < 0,01

времени восстановления после ДФН у девушек ФФКиС, а также снижение СИ и общего балла, повышение ИР у девушек ФКиФМН.

В сравнении с данными, полученными в других регионах, можно констатировать, что для девушек Кирова характерны:

1) средние показатели роста и веса; однако обследованные нами девушки в среднем крупнее, чем в некоторых других регионах России [3. С. 158; 5. С. 102; 8. С. 315];

2) более низкие функциональные возможности дыхательного аппарата у девушек ФФКиС [3. С. 158], но более высокие — у девушек ФКиФМН [3. С. 158; 5. С. 102];

3) более высокая скорость восстановления после ДФН [4. С. 132];

4) СИ у девушек ФФКиС — выше [5. С. 102]; СИ у студенток ФКиФМН выше в сравнении с сибирячками [5. С. 102; 8. С. 315];

5) ИР студенток неспортивных специальностей выше [5. С. 102].

Выводы. Результаты исследований подтверждают данные других авторов о более высоких адаптивных возможностях девушек с высоким уровнем двигательной активности [6]. Физические упражнения способствуют укреплению физического здоровья, а следовательно, расширяют адаптационные возможности организма и функциональные резервы.

За время обучения в вузе происходит ухудшение соматического здоровья как у девушек, имеющих достаточный объём двигательных нагрузок, так и у девушек, у которых двигательная активность снижена. Полученные данные свидетельствуют об отсутствии мотивированности сохранения и укрепления здоровья, поддержания здорового стиля жизни.

Результаты проведённых исследований указывают на региональные особенности состояния здоровья девушек с разным уровнем двигательной активности.

Таким образом, использование антропофизио-метрического подхода в исследованиях состояния здоровья молодёжи, в том числе мониторинге соматического здоровья, является актуальным. Это необходимо для научного обоснования разработки оздоровительных программ и методических подходов к организации физического воспитания. Экспресс-диагностика уровня соматического здоровья позволяет оценить текущее состояние здоровья, контролировать динамику

работоспособности, решать задачи по оптимизации двигательной активности студентов, мотивированности здоровьесбережения. Применение различных методов профилактической работы, организация непрерывного взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями, а также внедрение в обучение здоровьесбере-гающих технологий, позволят повысить устойчивость обучающихся к воздействию факторов внешней среды [7].

Список литературы

1. Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика / Г. Л. Апанасенко // Валеоло-гия. — 2006. — № 1. — С. 5-13.

2. Горобий, А. Ю. Двигательная активность в жизни студентов гуманитарного вуза / А. Ю. Горобий, В. Л. Кондаков, А. А. Третьяков // Культура физическая и здоровье. — 2013. — № 2 (44). — С. 18-20.

3. Жомин, К. М. Морфофункциональные особенности девушек в зависимости от уровня двигательной активности в процессе обучения в вузе / К. М. Жомин, В. Б. Рубанович // Вестн. Новосиб. гос. пед. ун-та. — 2014. — № 1 (17). — С. 155-165.

4. Лебедев, А. В. Морфофункциональные особенности студентов первого курса педагогического вуза / А. В. Лебедев, В. Б. Рубанович, Н. И. Айзман, Р. И. Айзман // Вестн. Новосиб. гос. пед. ун-та. — 2014. — № 1(17). — С. 128-141.

5. Ондар, А. О. Скрининговая оценка уровня здоровья студентов-первокурсников Тувинского государственного университета / А. О. Ондар, Р. И. Айз-ман, Л. К. Будук-оол, У В. Шыырапай // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер. : Педагогика. Психология. Социал. работа. Ювенология. Социокинетика. — 2013. — Т. 19, № 1. — С. 101-105.

6. Пожарова, Г. В. Адаптационные возможности студентов вуза в зависимости от уровня двигательной активности / Г. В. Пожарова, И. В. Брюханова, Г. В. Однорал // Медико-социальные аспекты формирования здорового образа жизни: новые взгляды и решения : материалы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. с междунар. участием. — Саранск, 2012.

7. Рощина, Г. О. Технологии здоровьесбережения на уроке физической культуры в аспекте гуманистического подхода в образовании / Г. О. Рощина, О. В. Иерусалимцева, Е. И. Чешуина // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 2. — С. 42-45.

8. Рыбина, Л. Д. Анализ физического развития студенток технического вуза первой функциональной группы здоровья в течение учебного года / Л. Д. Рыбина, Е. А. Койпышева, В. Ю. Лебединский // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. — 2014. — № 2 (85). — С. 312-316.

9. Сазанов, А. В. Оценка уровня физического здоровья и адаптивных возможностей первокурсников гуманитарного университета / А. В. Сазанов, М. Л. Сазанова, Н. Л. Демина, Г. А. Попова // Соврем. проблемы науки и образования. — 2015. — № 5.

Поступила в редакцию 19 мая 2017 г.

10. Cleland, V. J. Socioeconomic position and the tracking of physical activity and cardiorespiratory fitness from childhood to adulthood / V. J. Cleland, K. Ball, C. Magnussen, T. Dwyer, A. Venn // Am. J. Epidemiol. — 2009. — Vol. 170, №№ 9. — P. 10691077.

Для цитирования: Попова Г. А. Оценка соматического здоровья студенток выпускного курса университета / Г. А. Попова, Н. Л. Демина, А. В. Сазанов, М. Л. Сазанова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 74-78.

Сведения об авторах

Попова Галина Александровна — кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет. Киров, Россия. usr11479@vyatsu.ru

Демина Наталия Леонидовна — кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет. Киров, Россия. usr11322@vyatsu.ru

Сазанов Александр Викторович — кандидат биологических наук, доцент, руководитель департамента науки и инноваций, Вятский государственный университет. Киров, Россия. usr11759@vyatsu.ru

Сазанова Мария Леонидовна — кандидат биологическех наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет. Киров, Россия. usr11839@vyatsu.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2017, vol. 2, no. 3, pp. 74-78.

Assessment of Somatic Health of Female Students of the Final Year of University

G. A. Popova, N. L. Dyomina, A. V. Sazanov, M. L. Sazanova

Vyatka State University, Kirov, Russia. usr11759@vyatsu.ru

The comparative analysis of level of somatic health of the final-year girls, studied in Vyatka state University, with the different levels of a physical activity revealed reliable distinctions between values of the majority absolute and the relative morfofunctional indexes, deterioration in level of somatic health during tutoring in high school, and also a number of regional features of the girls' health status. Express-diagnostics of the somatic health level allows to estimate current state of health, to control dynamics of serviceability, to solve problems of optimization of students' physical activity, motivations of a health-protection.

Keywords: physical activity, health, students, assessment of somatic health.

References

1. Apanasenko G.L. Individual'noye zdorov'ye: teo-riya i praktika [Individual Health: the Theory and Practice]. Valeologiya [Valeology], 2006, no. 1, pp. 5-13. (In Russ.).

2. Gorobiy A.Yu., Kondakov V.L., Tret'yakov A.A. Dvigatel'naya aktivnost' v zhizni studentov gumanitar-nogo vuza [Physical Activity in the Life of the Students of the Humanitarian University]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'ye [Physical Culture and Health], 2013, no. 2 (44), pp. 18-20. (In Russ.).

3. Zhomin K.M., Rubanovich V.B. Morfofunktsio-

nal'nye osobennosti devushek v zavisimosti ot urovnya dvigatel'noy aktivnosti v protsesse obucheniya v vuze [Morphofunctional Features of Girls Depending on the Level of Physical Activity during University Education]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University], 2014, no. 1 (17), pp. 155165. (In Russ.).

4. Lebedev A.V., Rubanovich V.B., Ayzman N.I., Ayzman R.I. Morfofunktsional'nyye osobennosti stu-dentov pervogo kursa pedagogicheskogo vuza [Morpho-functional Features of First-year Students of Pedagogical University]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo

pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University], 2014, no. 1 (17), pp. 128-141. (In Russ.).

5. Ondar A.O., Ayzman R.I., Buduk-ool L.K., Shyy-rapay U.V. Skriningovaya otsenka urovnya zdorov'ya studentov-pervokursnikov Tuvinskogo gosudarstvenno-go universiteta [Screening Assessment of the Health of First-year Students of the Tuvan State University]. Vest-nik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika [Vestnik of Nekra-sov Kostroma State University. Pedagogy. Psychology. Social Work. Juvenology. Sociokinetics], 2013, vol. 19, no. 1, pp. 101-105. (In Russ.).

6. Pozharova G.V., Bryukhanova I.V., Odnoral G.V. Adaptatsionnyye vozmozhnosti studentov vuza v zavisi-mosti ot urovnya dvigatel'noy aktivnosti [Adaptation Op -portunities of Students of Higher Education Institution Depending on the Level of Physical Activity]. Mediko-sotsial'nyye aspekty formirovaniya zdorovogo obraza zhizni: novyye vzglyady i resheniya [Medico-social Aspects of Formation of the Healthy Lifestyle: New Views and Decisions]. Saransk, 2012. (In Russ.).

7. Roshchina G.O., Iyerusalimtseva O.V., Cheshui-na Ye.I. Tekhnologii zdorov'yesberezheniya na uroke fizicheskoy kul'tury v aspekte gumanisticheskogo pod-khoda v obrazovanii [Technology of Health Preservation at Physical Training Classes in the Aspect of Humanistic

Approach in Education]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2016, vol. 1, no. 2, pp. 42-45. (In Russ.).

8. Rybina L.D., Koypysheva Ye.A., Lebedin-skiy V.Yu. Analiz fizicheskogo razvitiya studentok tekhnicheskogo vuza pervoy funktsional'noy gruppy zdorov'ya v techeniye uchebnogo goda [Analysis of Physical Fitness of Female Students of the First Functional Health Group in a Technical University during the Academic Year]. Vestnik Ircutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Irkutsk State Technical University], 2014, no. 2 (85), pp. 312-316. (In Russ.).

9. Sazanov A.V., Sazanova M.L., Dyomina N.L., Popova G.A. Otsenka urovnya fizicheskogo zdorov'ya i adaptivnykh vozmozhnostey pervokursnikov gumani-tarnogo universiteta [Assess of Physical Health Level and Adaptive Capacities of Humanitarian University Freshmen]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovani-ya [Modern Problems of Science and Education], 2015, no. 5. (In Russ.).

10. Cleland V.J., Ball K., Magnussen C., Dwyer T., Venn A. Socioeconomic position and the tracking of physical activity and cardiorespiratory fitness from childhood to adulthood. Am. J. Epidemiol., 2009, vol. 170, no. 9, pp. 1069-1077.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.