ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКСПРЕСС-МЕТОДА ПО Г. Л. АПАНАСЕНКО
STUDY OF STATE OF HEALTH OF STUDENTS-MEDICANS USING THE EXPRESS-METHOD BY G. L. APANASENKO
Бугаевский Константин Анатольевич кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Физическая реабилитация и здоровье» Классический Приватный Университет, Институт здоровья, спорта и туризма, г. Запорожье, Украина
Bugaevskij Konstantin Anatolievich Ph.D., associate professor of the department «Physical
rehabilitation and health»} Classic Private University, Institute of Health, Sport and Tourism
Zaporozhye, Ukraine
Аннотация. Состояние здоровья студенческой молодёжи в последние годы вызывает тревогу и является объектом пристального внимания и изучения многих специалистов медико-биологической, психологической и социологической направленности. Проведённые исследования позволяют выявить у современных юношей и девушек широкий спектр анатомических, антропометрических, морфологических и иных изменений, зачастую комбинированных. Не являются исключением в данном вопросе и студенты-медики.
Annotation. The status of the health of students in recent years is alarming and is the object of attention and study by many specialists of medical-biological, psychological and sociological orientation. The carried out researches allow to reveal the modern young boys and girls a wide range of anatomical, anthropometric, morphological and other changes, often combined. Are no exception in this matter, and medical students.
Во время изучения дисциплины «Валеология», нами были проведены исследования уровня состояния здоровья у отечественных и иностранных студентов обоих полов I курса фармацевтического факультета Запорожского государственного медицинского университета. За основу проведения исследования был взята экспресс-метод определения уровня соматического здоровья, предложенный профессором Г.Л. Апанасенко. При проведении исследования для каждого студента был приготовлен индивидуальный лист, в который, по мере проведения требуемых измерений, вносились полученные данные [2-6]. После получения результатов исследования, были проведены их изучение и анализ, с применением метода математической статистики. Общая оценка уровня здоровья определялась, как сумма баллов по показателям.
В основу методики количественной экспресс-оценки уровня физического здоровья положено показатели антропометрии (длина тела, массы тела,
А
Fw . 1
v
динамометрия), а также данные о состоянии сердечно-сосудистой системы. После получения каждого показателя определяется общая сумма баллов, которая оценивается уровнем физического здоровья: 3 балла и меньше -низкий, 4-6 - ниже среднего, 7-11 - средний, 12-15 - выше среднего, 16-18 - високий уровень здоровья [2-6]. Всего в проводимом исследовании приняло участие 85 украинских и 77 иностранных студента. Среди украинских студентов юношей было 35 (41,18%), а девушек - 50 (58,82%) человек. Среди иностранных студентов юношей было 54 (70, 13%), девушек - 23 (29,87%). Все студенты были отнесены к юношескому возрасту, их средний возраст составил 18,4±0,6 лет. Для сравнения полученных результатов мы выделили следующие группы - юноши и девушки, отечественные и иностранные студенты. Исследование проводилось в 2015 году на базе кафедры физической реабилитации, спортивной медицины, физического воспитания и здоровья Запорожского государственного медицинского университета. У юношей полученные результаты отраженны в таблице 1:
Таблица 1 ^ V V Сравнительные данные полученных показателей среди юношей
№ Наименование показателя Отечественные студенты (п=35) Иностранные студенты (п=54)
1. Индекс массы тела, (кг/см2) 23,5±0,76 20,4±0,3
2. Жизненный индекс (мл/кг) 54,4±1,7 62,6±3,2
3. Силовой индекс (%) 70,4±1,0 74,4±1,3
Полученные данные указывают на то, что отечественные студенты имеют более высокие показатели индекса массы тела (ИМТ), жизненной ёмкости лёгких и, соответственно, значения жизненного индекса. Но юноши иностранцы, несмотря на чуть меньшие показатели ИМТ и ЖЕЛ, имеют более высокие показатели силы кисти (как правой, так левой) и, соответственно, более высокие показатели силового индекса. Полученные показатели у отечественных и иностранных девушек-студенток, отражены в таблице 2: Таблица 2 Сравнительные данные полученных показателей среди девушек
№ Наименование показателя Отечественные студентки (п=50) Иностранные студентки (п=23)
1. Индекс массы тела, (кг/см2) 18,79±0,72 18,51±0,54
2. Жизненный индекс (мл/кг) 50,4±1,1 48,7±1,3
3. Силовой индекс (%) 45,2±3,2 39,2±1,3
ГЛАВНАЯ АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЕ 116/225
Все данные, полученные после переведения в баллы, для их соотношения уровням здоровья у отечественных студентов, отраженны на рис. 1:
Рис. 1. Показатели уровней здоровья у украинских студентов
Анализируя показатели здоровья всех украинских студентов (п=85), принявших участие в проводимом исследовании следует отметить, что больше половины из общего числа студентов имеют средний (41), выше среднего (6) и высокий (2) уровни здоровья, что составило 49 (57,65%) человек. В то же время, уровень здоровья 36 (42,35%) украинских студентов, которые имеют его уровень ниже среднего (32) и низкий (4) уровни здоровья, вызывает определённую тревогу, так как указанные студенты находятся в состоянии предболезни и /или болезни. Данные уровня здоровья у иностранных студентов (п=77), отраженны на рис. 2:
Рис. 2. Показатели уровня здоровья у иностранных студентов
Здесь имеет место следующая тенденция - общее число студентов (n=48) со средним (34), выше среднего (12) и высоким уровнем здоровья (2), составляет суммарно - 48 (62,34%) студентов, что является более высоким показателем, чем у украинских студентов.
Количество иностранных студентов (n=29) с уровнем здоровья ниже среднего (25) и низким (4) составило 37,66%, что также ниже, чем показатель у украинских студентов-медиков. В то же время, общее количество студентов из обеих групп (n=65) или 40,12%, с низким и ниже среднего уровнем здоровья, из общего числа студентов (n=162), является достаточно высоким и требует пристального внимания со стороны врачей студенческой поликлиники и профильных специалистов. Анализируя приведённые данные, можно сделать следующие выводы: Вызывает тревогу количество студентов с низким и ниже среднего уровнем здоровья, как отечественных - 36 (42,35%), так и иностранных 29 (37,66%).
Список литературы
1. Апанасенко Г Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова.
- Ростов н/Д:: Феникс, 2000. - 243 с.
2. Ефремова Т. Г. Оценка состояния здоровья по Г Л. Апанасенко как метод экспресс-диагностики в процессе физического воспитания / Т. Г. Ефремова, Е. А. Волкова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 мая 2015 г.). -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 326-328.
3. Король С. А. Оцнка стану соматичного здоров'я та ф/'зичноУ пщготовленосл студентв I курсу техн/'чних спец/'альностей / С.А. Король // Педагога, психолопя та медико-б1олоп'чн1 проблеми ф/'зичного виховання i спорту. -2014. - № 11. - С. 23-29.
4. Мартынюк О. В. Оценка уровня здоровья студенческой молодежи по показателям адаптационного потенциала, биологического возраста и по резервам биоэнергетики организма / О. В. Мартынюк, В. Н. Вилянский // Физическое воспитание студентов. - 2015. - № 3 - C. 20-28.
5. Михайлюк О. Оценка уровня физического здоровья учащихся / О. Михайлюк, С. Савчук // Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе: сборник научных трудов. - №. 2. - 2009.
- С. 72-75.
6. Сазанова М. Л. Экспресс-диагностика здоровья первокурсников с разным уровнем двигательной активности / М. Л. Сазанова, Н. Л. Демина, Г. А. Попова, А. В. Сазанов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2015. - № 11-3. - С. 74-77.
References
1. Apanasenko G. L, Popova L. A. Meditsinskaya valeologiya [Medical Valeology ]. Rostov-on-Don, Feniks Publ, 2000. 243 p.
2. Efremova T. G, Volkova E. A. [Assessment of the state of health by
G. L. Apanasenko as a method of express diagnostics in the process of physical education]. Vospitanie i obuchenie: teoriya, metodika i praktika : materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 8 maya 2015 g.) [Education and teaching: theory, methodology and practice: materials III Intern. Scientific-practical. Conf (Cheboksary, May 8, 2015)]. Cheboksary, Interactive plus Publ., 2015. Pp. 326-328. (In Russ.).
3. Korol' S. A. Otsinka stanu somatichnogo zdorov'ya ta fizichnoi pidgotovlenosti studentiv I kursu tekhnichnikh spetsial'nostey [Assessment of physical health and physical fitness of students I rate technical skills]. Pedagogika, psikhologiya ta mediko-biologichni problemi fizichnogo vikhovannya i sportu - Assessment of physical health and physical fitness of students I rate technical skills. 2014. no. 11. Pp. 23-29.
4. Martynyuk O. V., Vilyanskiy V. N. Otsenka urovnya zdorov'ya studencheskoy molodezhi po pokazatelyam adaptatsionnogo potentsiala, biologicheskogo vozrasta i po rezervam bioenergetiki organizma [Evaluation of the health status of student youth on indicators of adaptive potential, biological age and on reserves of bioenergetics of the organism]. Fizicheskoe vospitanie studentov -Physical education of students. 2015. no. 3. C. 20-28.
5. Mikhaylyuk O., Savchuk S. Otsenka urovnya fizicheskogo zdorov'ya uchashchikhsya [Assessment of the level of physical health of students]. Fizicheskoe vospitanie, sport i kul'tura zdorov'ya v sovremennom obshchestve: sbornik nauchnykh trudov - Physical education, sport and culture of health in modern society: a collection of scientific papers. no. 2. 2009. Pp. 72-75.
6. Sazanova M. L., Demina N. L., Popova G. A., Sazanov A. V. Ekspress-diagnostika zdorov'ya pervokursnikov s raznym urovnem dvigatel'noy aktivnosti [Express diagnosis of the health of first-year students with different levels of motor activity ]. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya v sovremennom mire - Fundamental and applied research in the modern world. 2015. no. 11-3. Pp. 74-77.