Научная статья на тему 'Пути изучения и возрождения нематериального культурного наследия Саратовской области: фольклорная и богослужебная традиции'

Пути изучения и возрождения нематериального культурного наследия Саратовской области: фольклорная и богослужебная традиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова / научная деятельность / музыкальный фольклор / церковно-певческая традиция / междисциплинарный и практикоориентированный подходы. / Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov / scholarly activity / musical folklore / church singing tradition / interdisciplinary and practice-oriented approaches.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полозова Ирина Викторовна

Статья освещает деятельность Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова в области сохранения и популяризации нематериального культурного наследия. Анализируются актуальные ведущие направления деятельности и проекты, реализуемые преподавателями и студентами в этой сфере. На примере изучения Саратовской региональной фольклорной и богослужебной певческой традиций показана важность междисциплинарного и интегративного подходов к проведению исследовательской, исполнительской и просветительской деятельности, практикоориентированность проектов и непосредственное включение их исполнителей в работу по подготовке и проведению полевых исследований, последующей обработке и изучению собранных материалов, исполнительскую деятельность. В результате этого решаются следующие задачи: комплексное изучение историко-культурного нематериального наследия исследуемого региона; системное погружение в изучаемый материал посредством использования как теоретического, так и эмпирического подходов; фиксация и систематизация нового полевого материала, а также архивных и рукописных певческих памятников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Полозова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to Study and Revive the Intangible Cultural Heritage of the Saratov Region: Folklore and Liturgical Traditions

The article highlights the activities of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov in the field of preservation and promotion of intangible cultural heritage. The topical leading activities and projects implemented by the teachers and students in this sphere are analyzed. On the example of studying Saratov regional folklore and liturgical singing traditions, the importance of interdisciplinary study and integrative approach to conducting research, performing and educational practice, practice-oriented projects and direct involvement of their performers both in preparation and conducting field research, subsequent processing and study of collected materials, and implementation of new material into performing practice are shown. As a result of an interdisciplinary and integrative approach the following objectives are achieved: there is a comprehensive study of the historical and cultural intangible heritage of the region under study; the systematic immersion into the material under study through the use of both theoretical and empirical approaches is assumed; the new field material, as well as archival and singing manuscripts are recorded and systematized.

Текст научной работы на тему «Пути изучения и возрождения нематериального культурного наследия Саратовской области: фольклорная и богослужебная традиции»

Полозова Ирина Викторовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, проректор по научной и международной деятельности Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Polozova Irina Victorovna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Music History Department, Vice Rector for Scientific and International Activities of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: i.v.polozova@mail.ru

ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ФОЛЬКЛОРНАЯ И БОГОСЛУЖЕБНАЯ ТРАДИЦИИ

Статья освещает деятельность Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова в области сохранения и популяризации нематериального культурного наследия. Анализируются актуальные ведущие направления деятельности и проекты, реализуемые преподавателями и студентами в этой сфере. На примере изучения Саратовской региональной фольклорной и богослужебной певческой традиций показана важность междисциплинарного и интегративного подходов к проведению исследовательской, исполнительской и просветительской деятельности, практикоориентированность проектов и непосредственное включение их исполнителей в работу по подготовке и проведению полевых исследований, последующей обработке и изучению собранных материалов, исполнительскую деятельность. В результате этого решаются следующие задачи: комплексное изучение историко-культурного нематериального наследия исследуемого региона; системное погружение в изучаемый материал посредством использования как теоретического, так и эмпирического подходов; фиксация и систематизация нового полевого материала, а также архивных и рукописных певческих памятников.

Ключевые слова: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, научная деятельность, музыкальный фольклор, церковно-певческая традиция, междисциплинарный и практикоориентированный подходы.

WAYS TO STUDY AND REVIVE THE INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE OF THE SARATOV REGION: FOLKLORE AND LITURGICAL TRADITIONS

The article highlights the activities of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov in the field of preservation and promotion of intangible cultural heritage. The topical leading activities and projects implemented by the teachers and students in this sphere are analyzed. On the example of studying Saratov regional folklore and liturgical singing traditions, the importance of interdisciplinary study and integrative approach to conducting research, performing and educational practice, practice-oriented projects and direct involvement of their performers both in preparation and conducting field research, subsequent processing and study of collected materials, and implementation of new material into performing practice are shown. As a result of an interdisciplinary and integrative approach the following objectives are achieved: there is a comprehensive study of the historical and cultural intangible heritage ofthe region under study; the systematic immersion into the material under study through the use of both theoretical and empirical approaches is assumed; the new field material, as well as archival and singing manuscripts are recorded and systematized.

Key words: Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, scholarly activity, musical folklore, church singing tradition, interdisciplinary and practice-oriented approaches.

Одной из актуальных задач современного искусствоведения является сохранение и популяризация богатейшего пласта нематериального наследия отечественной культуры. Представленная в разных академических, конфессиональных, обрядовых и региональных практиках, отечественная культура отражает глубинные основы народной ментальности, вскрывает реперные точки традиции, ее смысловые и эмоциональные доминанты. В эпоху глобализации, когда наблюдается стремительный процесс унификации культуры, нивелирование традиционных и специфических компонентов, нематериальное культурное наследие оказывается важным фундаментом, позволяющим сохранить своеобразие и уникальность нации, сохранить «лица необщим выраженьем».

Саратовская консерватория на протяжении второй половины ХХ — начала XXI века постоянно ведет работу в деле сохранения и популяризации нематериального культурного наследия. Педагогами и студентами кафедры народного пения и этномузыкологии проводятся полевые исследования, записывается, систематизи-

руется и изучается фольклорная традиция Поволжья и других прилегающих регионов; наряду с анализом фольклорного наследия преподавателями и аспирантами кафедры истории музыки рассматривается богослужебная церковно-певческая практика. Собранные материалы полевых исследований, архивных и рукописных источников оказываются базой для диссертационных работ, посвященных как музыкальному фольклору [1; 3], так и богослужебной певческой практике Саратовского Поволжья [6-8]. Более того, полученные в результате экспедиционной работы материалы входят в исполнительский обиход фольклорных коллективов, способствуя сохранению и возрождению живой исполнительской традиции.

Методы и подходы к изучению и сохранению нематериального культурного наследия вполне органично встраиваются в конгломерат современного гуманитарного знания, который представляет собой сложную многоуровневую систему, базирующуюся на нескольких методологических принципах. Ведущим принципом становится междисциплинарность, с помощью которой

интегрируются не только собственно гуманитарные области научного знания, но и происходит нахождение точек соприкосновения с точными науками, науками о природных явлениях, в результате чего образуется транс-дисциплинарность или мета-предметность. Можно согласиться с исследователем О. В. Воробьевой, которая определяет транс-дисциплинарность как форму профессиональной организации ученых через «поиск интегральной парадигмы междисциплинарного синтеза гуманитарного знания с естественнонаучным в самом широком диапазоне» [2]. Междисциплинарность предполагает открытость и многовекторность исследовательских парадигм; интерес к изучению истории повседневности и жизненной стратегии конкретного человека и другие действенные для современной гу-манитаристики методологические подходы. В этой связи встают вопросы выбора актуальных парадигм и в области музыкального образования.

На Международной научной конференции «Музыкальное образование в России: сохранение традиций и развитие новых стратегий», посвященной 110-летию Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, которая состоялась в сентябре 2022 года, обсуждались актуальные образовательные практики, оптимальные пути развития музыкальной педагогики в XXI веке, выдвигались новые стратегии и направления в сфере музыкального образования; обсуждались новые межвузовские научные проекты и издания и др. [4]. В своих выступлениях и публикациях педагоги и исследователи затронули целый ряд актуальных для современного музыкального образования проблем, среди которых следует выделить две:

— необходимость усиления практикоориентиро-ванности исследовательской работы студентов, их нацеленность на последующую исполнительскую, педагогическую, просветительскую деятельность,

— необходимость актуализации современной системы образования при сохранении сложившихся академических традиций, введения новых направлений, специализаций,тематических областей.

В данной публикации хотелось бы поделиться опытом работы Саратовской консерватории в этом направлении. В 2022 году рамках общественно-значимых мероприятий федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» группой педагогов и студентов кафедр истории музыки и народного пения и этномузыкологии был организован и проведен научно-творческий проект «Сохранение и возрождение нематериального культурного наследия: традиционные формы певческой культуры в региональном аспекте».

Это многопрофильный проект, который направлен на решение целого комплекса задач: научных, учебных, методических и просветительских. Для его организаторов было важно интегрировать в работу над проектом педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью в области церковно-певческого искусства и музыкальной фольклористики, студентов-музыковедов, студентов исполнительских специальностей (прежде

всего, кафедры народного пения и этномузыкологии), ассистентов-стажеров и аспирантов, самих носителей традиции, а также представителей администрации городов и районов, где проводились полевые исследования.

В результате экспедиционной работы обследовано 25 городов и сел пяти районов области: Вольского, Петровского, Перелюбского, Пугачевского и Хвалынского. Была предпринята попытка фронтального обследования именно этих районов Саратовской области, поскольку, во-первых, они были исторически наиболее интенсивно заселены старообрядческим населением, а во-вторых, именно в этих локусах сформировались устойчивые фольклорные традиции и исполнительские коллективы.

Программа проекта включала несколько этапов:

— изучение истории края, его церковно-певческих и фольклорных традиций;

— составление актуальной карты полевых исследований на территории Саратовской области;

— организация и проведение экспедиционной работы, в ходе которой, наряду с фиксацией певческого материала и интервьюированием носителей традиции, изучался архивный и исторический материал, осуществлялось описание певческих рукописей в местных музейных и архивных собраниях;

— знакомство студентов с историей, культурой и национальными традициями районов;

— послеэкспедиционная обработка материала, его описание, систематизация, архивирование;

— проведение расшифровок записанных от исполнителей музыкальных образцов и отдельных рукописных песнопений;

— подготовка концертных программ на основе записанного в ходе полевых исследований материала;

— вторичные поездки в обследованные районы с концертными программами студенческих коллективов: Ансамбля древнерусского певческого искусства (художественный руководитель — кандидат искусствоведения, доцент А. Г. Хачаянц) и фольклорного ансамбля «Хвалынь» (художественный руководитель — кандидат искусствоведения, доцент М. В. Бондаренко);

— оказание учебно-методической помощи музыкальным школам и фольклорным коллективам районов (проведение преподавателями консерватории мастер-классов);

— включение собранного материала в научную работу студентов, ассистентов и аспирантов: подготовка текстов выпускных квалификационных работ и диссертационных исследований; участие в научно-творческом конкурсе «Консерваторская наука» Российской академии музыки имени Гнесиных; апробирование исследовательских материалов во время выступления на научных конференциях [5], публикация результатов исследования в научных журналах и т. д.

Таким образом, в процессе реализации данного проекта были решены следующие задачи.

1. Охвачены разные области гуманитарного знания: история России (поскольку исследовательская работа связана с изучением церковно-певческой практики

старообрядцев и историей заселения края); история отечественной музыки (традиции знаменного пения, народно-певческое искусство); знакомство студентов с методами источниковедения, архивной обработки материалов, методами проведения полевых исследований и расшифровки собранных материалов; область специальных дисциплин (музыкально-теоретических и исполнительских) и др. Таким образом, в проекте был широко использован междисциплинарный подход.

2. На всех этапах реализации проекта активно были задействованы студенты и аспиранты: от составления карты полевых исследований до подготовки итоговых видеороликов, научных статей, участия в концертных программах, что решает задачу практической ориентированности работы обучающихся. По их отзывам, опыт работы в данном проекте был важен и помог им лучше и глубже понять богатство культурной жизни региона. Кроме того, исключительно важной оказалась практика непосредственного общения молодых исполнителей и исследователей с носителями традиции, поскольку тематика интервьюирования часто выходила за рамки собственно певческой проблематики, переходя в личностный формат общения.

3. Решена актуальная задача фиксации современного состояния старообрядческой церковно-певческой прак-

тики и фольклорной традиции, что позволяет не только сделать ее культурным достоянием нашего времени, но и дать богатый материал для научно-исследовательской и исполнительской деятельности. Кроме того, отметим, что коллективом Саратовской консерватории такого рода полевые исследования на территории региона проводились не в первый раз, а потому есть возможность проследить процессы, динамику развития певческой культуры в диахронии. Так, компаративный анализ практики богослужебного пения саратовских старообрядцев начала 2000-х годов и современного ее состояния показывает, что на исследуемой территории певческая традиция находится в достаточно сложной ситуации, поскольку в настоящее время в разных общинах наблюдаются разнонаправленные процессы, с одной стороны, ведущие к угасанию традиции, прерыванию той прочной нити от средневековья к современности, которая тянулась с середины XVII столетия, а с другой стороны — к ее стабильному существованию и развитию. Неоднозначные и во многом родственные процессы происходят и в области фольклорной практики. Изучению этих тенденций и будет посвящена дальнейшая исследовательская работа преподавателей, аспирантов и студентов Саратовской консерватории.

Литература

1. Бондаренко М. В. Свадебная музыкально-этнографическая традиция северных районов саратовского Поволжья. Дис. ... канд. иск. Саратов, 2014. 419 с.

2. Воробьева О. В. О современном состоянии и перспективах развития гуманитарного знания: взгляд историка // Преподаватель XXI век. 2016. № 4. С. 162-173. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/o-sovremennom-sostoyami-iperspektivah-razvitiyagumanitarnogo-znaniya-vz (дата обращения: 25.11.2022).

3. Михайлова А. А. Музыкальный феномен в социокультурном пространстве полиэтнического региона: саратовская гармоника в Поволжье. Автореф. дис. ... док. иск. Саратов, 2014. 50 с.

4. Музыкальное образование в России: сохранение традиций и развитие новых стратегий: сборник статей по материалам международной научной конференции (29-30сентября 2022). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2022. 442 с.

5. Полозова И. В. Современное состояние современной церковно-певческой традиции на примере общин Саратовской области // Проблемы художественного творчества:

сборник статей по материалам международных научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому: «Эпоха Петра I и преобразования в отечественной культуре и искусстве» (23-25 ноября 2022). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2022. С. 238-248.

6. Полозова И. В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте. Дис. ... докт. иск. Саратов, 2009. 519 с.

7. Певческая служба древнерусской традиции Казанской иконе Божией Матери. Исследование и расшифровка но-тированного списка службы последней четверти XVII века из собрания Зональной научной библиотеки имени В.А.Ар-тисевич Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского / авторы-составители А. Г. Хачаянц, К. В. Иванова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2022. 136 с.

8. Хачаянц А. Г. Типология рукописной церковно-певче-ской книжности XVII-XIX веков: На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Дис. . канд. иск. М., 2001. 228 с.

References

1. Bondarenko M. V.Svadebnaya muzykal'no-etnografich-eskaya traditsiya severnyh rajonov saratovskogo Povolzh'ya [Wedding musical and ethnographic tradition of the northern regions of the Saratov Volga region]. Dis. ... kand. isk. Saratov, 2014. 419 p.

2. Vorob'eva O. V. O sovremennom sostoyanii i perspektivah razvitiya gumanitarnogo znaniya: vzglyad istorika [On the cur-

rent state and prospects for the development of humanitarian knowledge: a historian's view] // Prepodavatel' XXI vek [Teacher of the XXI century]. 2016. № 4. P. 162-173. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennom-sostoyanii-iper-spektivah-razvitiyagumanitarnogo-znaniya-vz (access date: 25.11.2022).

3. Mihajlova A. A. Muzykal'nyj fenomen v sotsiokul'turnom

prostranstve polietnicheskogo regiona: saratovskaya garmonika v Povolzh'e [A musical phenomenon in the socio-cultural space of a multiethnic region: Saratov concertina in the Volga region]. Avtoref. dis. ... dokt. isk. Saratov, 2014. 50 p.

4. Muzykal'noe obrazovanie v Rossii: sohranenie traditsij i razvitie novyh strategij [Music education in Russia: preserving traditions and developing new strategies]: sbornik statej po ma-terialam mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (29-30 senty-abrya 2022) [Collection of articles of the International Scientific Conference, 29-30 September 2022]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2022. 442 p.

5. Polozova I. V. Sovremennoe sostoyanie sovremennoj tserkovno-pevcheskoj traditsii na primere obshchin Saratovskoj oblasti [The current state of the modern church-singing tradition on the example of the communities of the Saratov region] // Problemy hudozhestvennogo tvorchestva [Problems of artistic creativity]: sbornik statej po materialam mezhdunarodnyh nauchnyh chtenij, posvyashchennyh B. L. Yavorskomu: «Epoha Petra I i preobrazovaniya v otechestvennoj kul'ture i iskusstve» (23-25 noyabrya 2022). Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2022. P. 238-248.

6. Polozova I. V. Tserkovno-pevcheskaya kul'tura saratovskih

Информация об авторе

Ирина Викторовна Полозова E-mail: i.v.polozova@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1

staroobryadtsev v istoricheskom aspekte [The Church-singing culture of the Saratov Old Believers in the historical aspect]. Dis.... dokt. isk. Saratov, 2009. 519 p.

7. Pevcheskaya sluzhba drevnerusskoj traditsii Kazanskoj ikone Bozhiej Materi. Issledovanie i rasshifrovka notirovannogo spiska sluzhby poslednej chetverti XVII veka iz sobraniya Zon-al'noj nauchnoj biblioteki imeni V. A. Artisevich Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. G. Chernyshevskogo [Old Russian tradition singing service to the Kazan Icon of Our Lady. Research and decoding of the notated records of the service of the last quarter of the XVII century from the collection ofthe V. A. Artisevich Zonal Scientific Library of the Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky] / compiled by A. G. Hachayants, K. V. Ivanova. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2022. 136 p.

8. Hachayants A. G. Tipologiya rukopisnoj tserkovno-pe-vcheskoj knizhnosti XVII-XIX vekov: Na materiale sobraniya Zonal'noj nauchnoj biblioteki Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo [Typology of handwritten Church-singing books of the XVII-XIX centuries: On the material of the collection of the Zonal Scientific Library of the Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky]. Dis. ... kand. isk. M., 2001. 228 p.

Information about the author

Irina Victorovna Polozova E-mail: i.v.polozova@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.