Научная статья на тему 'ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическое моделирование / риски геодинамического характера / строительная подготовка / инженерная геодинамика / пространственно-динамическое моделирование / mathematical modeling / geodynamic risks / construction training / engineering geodynamics / spatial-dynamic modeling

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — К.М. Бондарь, В.С. Дунин, А.В. Кантышева

В статье делается попытка расширить представления об эффективных теоретических, практических, технологических, программных разработках, составляющих новую концепцию математического моделирования пространственно-динамических геологических процессов. Данная концепция призвана осуществить переход к новому уровню понимания глобальных взаимосвязей указанных проявлений и в конечном итоге количественную поддержку актуальных исследований геодинамических рисков. В целом отмеченные достижения ориентированы на значимое совершенствование научно-методического и технолого-практического обеспечения в деле подготовки обучающихся по строительным специальностям, дальнейшего профессионального, концептуально и модельно обеспеченного развития дисциплин, связанных с основами инженерной геодинамики. Частная целевая направленность статьи в большей мере охватывает вопросы пространственно-динамического моделирования геодинамических рисков, обосновывает необходимость и важность рассмотрения данного материала в процессе профессиональной строительной подготовки, совершенствовании теоретико-прикладного инструментария обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — К.М. Бондарь, В.С. Дунин, А.В. Кантышева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF USING SPATIAL-DYNAMIC MODELING OF GEODYNAMIC RISKS FOR THE IMPROVEMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF URBAN DEVELOPMENT

The article attempts to expand the understanding of effective theoretical, practical, technological, software developments that make up the new concept of mathematical modeling of spatial-dynamic geological processes. This concept is intended to make a transition to a new level of understanding of the global interrelationships of these manifestations and, ultimately, quantitative support for current research on geodynamic risks. In general, the noted achievements are focused on significant improvement of scientific, methodological and technological and practical support in the training of students in construction specialties, further professional, conceptually and model-based development of disciplines related to the basics of engineering geodynamics. The particular target orientation of the article to a greater extent covers the issues of spatial-dynamic modeling of geodynamic risks, justifies the necessity and importance of considering this material in the process of professional construction training, improving the theoretical and applied tools of trainees.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

6. Shahmatov I.I., Alekseeva O.V., Bondarchuk Yu.A., Blazhko A.A., Vdovin V.M., Ulitina O.M. Osobennosti prepodavaniya normal'noj fiziologii i provedeniya promezhutochnoj attestacii v usloviyah distancionnogo obucheniya. Biologiya i integrativnaya medicina. 2021; S-specvypusk: 237-247.

7. Tyumenceva E.V., Harlamova N.V., Godenko A.E. Problemy obucheniya inostrannyh studentov v usloviyah pandemii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; T. 30, № 7: 149-158.

8. Chirkova V.M. Vliyanie distancionnoj formy obucheniya na uspevaemost' i poseschaemost' inostrannyh uchaschihsya v period pandemii. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2021; T. 10, № 3 (36): 303-305.

Статья поступила в редакцию 26.09.23

УДК 378.141, 624.131.551.1, 550.34

Bondar K.M., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),

E-mail: bondar_km@mail.ru

Dunin V.S., Cand. of Sciences (Engineering), Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),

E-mail: dvs_82@mail.ru

Kantysheva A.V., Cand. of Sciences (Engineering), Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),

E-mail: bastxxx@mail.ru

WAYS OF USING SPATIAL-DYNAMIC MODELING OF GEODYNAMIC RISKS FOR THE IMPROVEMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF URBAN DEVELOPMENT. The article attempts to expand the understanding of effective theoretical, practical, technological, software developments that make up the new concept of mathematical modeling of spatial-dynamic geological processes. This concept is intended to make a transition to a new level of understanding of the global interrelationships of these manifestations and, ultimately, quantitative support for current research on geodynamic risks. In general, the noted achievements are focused on significant improvement of scientific, methodological and technological and practical support in the training of students in construction specialties, further professional, conceptually and model-based development of disciplines related to the basics of engineering geodynamics. The particular target orientation of the article to a greater extent covers the issues of spatial-dynamic modeling of geodynamic risks, justifies the necessity and importance of considering this material in the process of professional construction training, improving the theoretical and applied tools of trainees.

Key words: mathematical modeling, geodynamic risks, construction training, engineering geodynamics, spatial-dynamic modeling

К.М. Бондарь, канд. техн. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: bondar_km@mail.ru

В.С. Дунин, канд. техн. наук, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: dvs_82@mail.ru

А.В. Кантышееа, канд. техн. наук, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: bastxxx@mail.ru

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье делается попытка расширить представления об эффективных теоретических, практических, технологических, программных разработках, составляющих новую концепцию математического моделирования пространственно-динамических геологических процессов. Данная концепция призвана осуществить переход к новому уровню понимания глобальных взаимосвязей указанных проявлений и в конечном итоге количественную поддержку актуальных исследований геодинамических рисков. В целом отмеченные достижения ориентированы на значимое совершенствование научно-методического и технолого-практического обеспечения в деле подготовки обучающихся по строительным специальностям, дальнейшего профессионального, концептуально и модельно обеспеченного развития дисциплин, связанных с основами инженерной геодинамики. Частная целевая направленность статьи в большей мере охватывает вопросы пространственно-динамического моделирования геодинамических рисков, обосновывает необходимость и важность рассмотрения данного материала в процессе профессиональной строительной подготовки, совершенствовании теоретико-прикладного инструментария обучаемых.

Ключевые слова: математическое моделирование, риски геодинамического характера, строительная подготовка, инженерная геодинамика, пространственно-динамическое моделирование

Авторы уже обращались к тематике насущной необходимости совершенствования профессионального образования градостроительных специальностей [1] посредством введения в процесс обучения представлений и знаний по перспективным потенциальным возможностям математического моделирования геодинамических рисков, выраженным в новой методике [2-5]. Ведущее направление при этом было ориентировано на особенности строительного проектирования с обеспечением безопасности в области геологических рисков как одной из составляющих обозначенной методики.

Ранее были рассмотрены самые общие подходы к пониманию современной концепции и содержательной части внедряемого методического обеспечения. Они обращались к освещению базовых положений теоретического осмысления основной совокупности факторов, формирующих значимые опасности и катастрофические явления в геологической среде, а также выражению достигнутых программно-модельных практических наработок.

Актуальность данной статьи состоит в стремлении в этой общей картине акцентировать еще и представления о реальных пространственно-динамических проявлениях сейсмической и вулканической деятельности. Они собраны практически со всей территории земного шара и составляют довольно глобальную совокупность статистических данных, фактически оцениваемую как неизменную тенденцию в течение длительной временной продолжительности. Наличие подобной эмпирической базы создает основы для развертывания многих требуемых модельных исследований, начальная часть которых уже представлена в рамках выполненных методологических изысканий и рекомендуемых для профессионального учета и изучения.

Целью исследования является определение направлений совершенствования в подготовке профессиональных кадров градостроительных специальностей.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- дать статистическую характеристику гипотезы о пространственно-динамическом подходе в модельной оценке характеристик опасного развития геологических процессов эндогенного происхождения;

- представить концепцию пространственно-динамического математического моделирования граничных условий развития геологических процессов эндогенного происхождения.

Научная новизна состоит в изложении основ понимания и учета граничных условий развития геологических процессов эндогенного происхождения, составляющих пространственно-временную фрактальную решетчатую модель сейсмо-генеза.

Практическая значимость заключается в том, что в статье предметно охарактеризованы основные положения моделирования граничных условий в указанной предметной сфере.

Исходным посылом предлагаемых положений статьи является научно-теоретическое и практическое обеспечение актуально обоснованного совершенствования и внесения соответствующих изменений в стандарты профессиональной подготовки градостроительной деятельности [6; 7]. Прежде всего, новеллы касаются содержания рабочих программ дисциплин, обращающихся к предмету «Инженерная геология», где именно тематически рассматриваются обозначенные вопросы геодинамических исследований [8]. Излагаемые в обозначенной методике подходы к компьютерному моделированию как раз и призваны дать новые возможности и предоставить эффективные инструменты для обоснования количественного выбора решений, возникающих в профессиональной строительной деятельности.

Принципиальным моментом для формирования современных представлений, позволяющих выражать гипотезу о пространственно-динамическом подходе

в модельной оценке характеристик опасного развития геологических процессов эндогенного происхождения, является тот многочисленно подтвержденный статистический факт фиксации землетрясений, что по территории земного шара не прослеживается как равномерного, так и случайного проявления их эпицентров. Среди самых значимых районов в количественном и качественном плане (где в основном наблюдаются сильные землетрясения - магнитудой 8,0 и более) выделяют так называемые пояса: Тихоокеанский и Альпийский. Именно в них фиксируются соответственно 75 и 23% всех известных катастроф данного плана. Выделение сейсмической энергии на остальной, принципиально огромной части территории земного шара объединяет всего лишь 2%.

Не случайный, а вполне закономерный, повторяемый характер с выделением разнообразных природных особенностей проявляется по многих параметрам, исследованным в большом количестве изысканий. Речь идет, допустим, о таких нюансах фиксируемых землетрясений, как расположение глубинных эпицентров; закономерности статистического распределения глубины происходящих событий; сосредоточение основного количества катастроф на границе океан - суша; вариации активности (например, возникающие по некой системе длинного, определенного периода); редкость глубинных катастроф, относимых в статистическом оценивании к категории «крайне редко»); повторяемость в одних и тех же местах событий сейсмического вида; неподверженность или очень редко происходящая сейсмическая активность в высоких широтах; совпадение эпицентров по месту нахождения подводных горных хребтов и т. д.

Отмеченные тенденции в основном своем проявлении визуально сосредоточены на мировой карте, где зафиксированы и отображены в глобальном формате энергетические характеристики выделившейся энергии, которая соответствует фактам земных сейсмических и вулканических процессов (рис. 1). На рис. 1 представлена объединенная, территориально распределенная сово-купностьстатистическихданныхосостоявшихся сейсмическихи вулканических событиях за все время наблюдений за данными процессами на земном шаре. Кчлихествннныидахные о вхтвоХодтвшемся прс дгом эсенгии поедстапнныв формате 1д Е, значение Е указано в диапазоне 1013-1023 Дж.

Красный прямоугольник указывает территорию, которая была выбрана дся последующее груосы иссееооыаниТгепдиномическиикатнссрсф[П]' Имондо она послужила для тестового модельного полигона, легшего в базисный уровень пыедмтаыюндй и опрваениишего се пхдоод создан ля мптхдоооиис модехиео-вания пространственно-динамических характеристик в задачах исследования геологических процессов эндогенного происхождения, создающих опасные или кчтадтрофачнсыив снсиояиид.

На его основе как раз и была развернута авторская попытка исследования по поиску рушеоий вылар итьыенддндиоел я системно го

изучения миграции в области сейсмической энергии и построения их траекторий. При этом в содержательном плане создания структуры решения такой задачи

предусматривалось обоснование мнений по изначальному формированию ответов на различные, взаимообусловленные группы теоретических и практических вопросов.

Среди них, например: как выражаются параметры и векторы миграционных траекторий распространения деформационных волн по различным территориальным регионам нашей планеты; каковы скорости распространения указанных деформационных волн; каков алгоритм и методика, которая сможет рассчитать и сориентировать построения траекторий в области миграций сейсмической энергии; можно ли говорить о существовании логической и атрибутивной связи в понимании такого явления, как миграция сейсмической энергии, и энергетическими проявлениями вулканической активности; если выражение подобной связи может быть от гипотетических представлений обосновано до уровня объективных закономерностей, то, как данная связь должна быть теоретически и практически изложена. Приведенная характеристика постановки задачи в явном виде указывает на объемность, сложность, пока что неясность системного преодоления имеющихся незнаний, но и требуемую перспективность общего вектора обозначенных проблем. Ниже приведем положения данного подхода к моделированию.

Наиболее значимыми аргументами в указанном выборе территориальной части земной поверхности были факторы, связанные с сосредоточением здесь мест высвобождения основной, практически всей значительной части мировой энергии данного вида, нахождением в Тихоокеанском поясе (самом влиятельном в отношении проявлений сейсмической и вулканической энергии). В этом смысле выражается базовый параметр, поддерживаемый и мнением авторов о том, что именно энергетическая составляющая, показывающая значение уровня сейсмической и вулканической реализации событий-катастроф, будет определять единообразную оценку интенсивности этих проявленийземнойкоры.

В работе Уломова В.И., Шумилиной Л.С. [9] в определенном смысле был выражен классический, или базовый подход к созданию последующих модельных комплексов рассматриваемой предметной сферы. В указанном изыскании, в частности, доведена обобщенная пространственно-временная фрактальная решетчатая модель(ФРМ)сейсмогенеза.

Она действительно легла в основу ряда дальнейших разработок, в том числе и группы исследований авторского коллектива, например, изложенных в работе [5]. Обратимся к краткой формулировке идей, составляющих ФРМ.

Основная гипотеза в отображении совокупности факторов, определяющих наличие ведущих воздействий и их взаимодействие в ФРМ, изображена на рис. 2. Самая обобщенная характеристика визуализации приводимой гипотезы говорит о том, что в классическом представлении физического пространства ФРМ может быть описана как иерархически упорядоченная трёхмерная геофизическая среда.

Рис. 1. Пространственное глобальное распределение сейсмической и вулканической энергии, выделившейся на земном шаре за весь период статистических наблюдений и оценок мощности событий

Рис. 2. Основные факторы сейсмоге неза - обобщенная энерго-пространственно-временная модель. В верхней части рисуока кружками диаметром Ьмпоказаны очаги

с магнКтудами Мта1, МрайК и Мтса_ь В средней части рисунка - очаги с магникудами от Мтай до Мтай_2. В те ксте приведены остальные пояснения для ФРМ

Нижний фрагмент рисунка геофизической среды разделён тетрагональной решёткой на энергоёмкие блоки. Решётка имитирует линеаментыразломовили иных сдвиговых тектонических структур.

Центр рис. 2 демонстрирует элементарную ячейку (ЭЯ) ФРМ, являющуюся аналогом своеобразного домена или областью динамического влияния одного (NMmax= 1) «очага» максим ального пи магнитуде землетрясении (Mmaz), расположенного в её центре. В соответствующих узлах ФРМ на межэпицентральных расстояниях SM друг от друга расположены очаги землетрясений, показанную в виде сфер размером LM и квантованные по 0,5 единицы магнитуды.

Эта решётка очагов как бы в ынута из иерархически построенного геоблока , изображённого на рисунке ниже её. Фокусы очагов землетрясений (узлы ФРМ) и оси соответствующих им разлемол (связи ФРМ) условно разме щены иа глубиеах hM, равных LM/2. Структура ФРМ целиком основана на полученных ранее количественных соотношениях: всюдр кратность шага масштаб ного подобия равна 2 при шаге 0,5 единица! сагн итуды.

Во времени возникновению землетрясений соответствует иерархический временном шаг решётви % (верхняя часть рас. 2), который, в свою очередь, ибу-словлен повторяемостью сейсмических событий с M < Mmax в пределах ЭЯ максимального землетря сения за п ериод одного его цикла тMmat. Как пространственные (5M), так и временные (%) периоды ФРМ убывают по мере уменьшения M.

Малый шаг решётки соответствует слабым, а болешой - крупным землетрясениям. Бесконечно малый шаг - сейсмический «шум», а максимальный соответствует максимальному возеожномо зевлетрясению с M = MmaH.

Элементарные ячейки ФРМ (как и в природных условиях), в зависимости от заполнения всех или части их узлов очагами, могут быть «полными» и «неполными», что соответствует «сроботавшимыы лли поке «не сработавшим» очагам землетрясений (чёрные точки в узлах решётки).

Путём аЛфинных преобра зова ний, которые не влияют на физическую суть модели, всю приведенную конструкцию можно деформировать, превращая сферы, например, в трёхосные эллипсоиды, еводя в ФРМ ту или иную анизотропию и, тем самым, приближая её к реальным природным условиям. Вероятностный характер ФРМ отражают фуыкции случайного распределенея событиа во времени и пространстве, показанные в виде кривых 1 и 2 в верхней части рис. 2.

Исходя из приведенных общих представлений модели, видна ее определенная абстрактности. Несмотри на это, ФРМ способна выяветь и обосновать ряд важных закономерностей в структуре, а также в развитии сейсмодинамиче-ских процлссов, о которых подробнее можно узнать, рзнакомив шихся с содержанием [9]. Обратимся и к некоторым особенностям пространственно-динамического матрматического моделироиания, во сути, предолжающим и развивающим отмеченные положения. Опуская предварительные замечания о данном классе моделей, которые изложены в [5], представим для получения общего понимания концепции только ее граничные условия в виде системы уравнений (1):

^(X У,h) + P(x, У,h) • g • uz(x, y,h) = _ crz(x,y,0) + S^p^g^uz{x,y,0) = p(x,y,0)• Ag(x,y)• H(x,y), (1)

yxz(x-.y,h) = 0

УхЛх,У,0) = 0,

где Гг - отражает напряжения по вертикальной нормали; Тхг - напряжения

вертикального сдвига; и - смещения геологической среды по вертикали; 8р - характеризует параметр (скачок плотности) границы Мохо (земная кора -

литосферная мантия); р - для точки (х, у) параметр величины плотности, проявляющийся на коэкретной глубине; Ag - для точки (х, у) величина аномалии гравитационного поля; н(х,уН - граница Мохо (глубина); g - значение ускорения свободно го падения (в модели для любой точки пространства (о, у, гН она принята постоянной); к - значение величины, измеряющей толщину пространства, охватываемого моделью.

Замечания по всему комплексу предлагаемого моделирования, его отдельным составляющим и оцениваемому взаимодействию можно выразить следующим образом. Первое уравнение характеризует, как на дневной поверхности Земли (верхняя граница модели) компенсируются имеющиеся воздействия. Второе отражает состояние по влияниям возмущений, определяемых распределенной нагрузкой на границе Мохо (нижняя модельная граница). Третье и четвертое показывают, что на границах модели (верхней и нижней) отсутствуют сдвиговые напряжения,распределяющиеся повертикальнойнормали.

Подводя итоги общих положений, отметим, что таким образом охарактеризован новый подход к моделированию оценки пространственно-динамических параметров геологических процессов с наличием опасных или катастрофических проявлений на основе трехмерной детерминированной математической модели. Указанное моделирование является обоснованным для создания понимания в решении задачи построения миграции рассматриваемых геологических энергий, составляющей начальный этап для более широкого научно-практического направления - выявления пространственно-временной динамики.

При этом следует подчеркнуть принципиальные особенности рассматриваемого модельного комплекса, учитывающего модельное пространство с переменной толщиной коры; рельеф поверхности Мохо; планетарную кривизну поверхности; пространственную вариативность упруго-вязких и плотностных параметров и характеристик земной коры. Эти особенности в целом позволяют, по сравнению с предшествующими разработками, осуществить большую приближенность к описанию реальных условий протекания геологических процессов в рассматриваемой предметной области.

Таким образом, следует подчеркнуть, что в период бурного развития информационных технологий, активного обращения к инновационным методам, в том числе и в форме математического моделирования, реализованной в открытых, удобных программно-аппаратных интерфейсах, актуальной становится задача принципиальной оценки применимости и внедрения ряда из них в процесс совершенствования системы современного профессионального образования, в том числе и становления нового уровня градостроительной деятельности.

Оцененная в статье методология математического моделирования и исследования состояний геодинамических рисков говорит о потенциальной возможности использования этой завершенной теоретико-прикладной концепции для внедрения в учебный процесс обучающихся в системе отмеченного профессионального образования, где изучаются вопросы углубленного понимания и эффективного практического внедрения достижений инженерной геологии.

Наряду с отражением теоретических основ оценки и прогнозирования геодинамических рисков, частной целевой задачей предлагаемой статьи является обращение к вопросам организации моделирования, а также их последующей реализации в соответствующих научно-практических исследованиях в области

Библиографический список

пространственно-динамического изучения характеристик геологических процессов, проявляющихся в форме опасных эндогенных событий сейсмической и вулканической деятельности. При этом изложенные подходы формирования соответствующих математических моделей ориентированы на снятие энтропии в решении задачи построения траекторий миграции этого спектра геологических энергий.

Успешное же освоение указанного этапа, пока даже на уровне конкретных ландшафтно-территориальных комплексов, послужит и достижению нового уровня в выявлении закономерностей пространственно-временной динамики как более широкого и актуального научно-практического направления.

1. Бондарь К.М., Дунин В.С., Кантышева А.В. Пути развития профессионального образования в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79).

2. Моделирование геодинамических рисков в чрезвычайных ситуациях: монография. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014.

3. Математическое моделирование геодинамических рисков: оценки и перспективы: монография. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2015.

4. Бондарь К.М. и др. Геодинамические риски и строительство. Математические модели: монография. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2017.

5. Минаев В.А., Фаддеев А.О., Кузьменко Н.А. Моделирование и оценка геодинамических рисков: монография. Москва: «РТСофт» - «Космоскоп», 2017.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений: приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 № 483 (ред. от 27.02.2023). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71605260/

7. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по проектированию уникальных зданий и сооружений»: приказ Минтруда России от 19.10.2021 № 730н. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402945152/

8. Осипова М.А., Тейхреб Н.Я. Курс лекций по инженерной геологии для студентов направления «Строительство» и специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений»: учебное пособие. Барнаул: Издательство АлтГТУ 2013.

9. Уломов В.И., Шумилина Л.С. Долгосрочный прогноз сейсмической опасности на территории Северной Евразии. Катастрофические процессы и их влияние на природную среду. Сейсмичность. Москва: Региональная общественная организация ученых по проблемам прикладной геофизики, 2002; Т. 2: 319-380.

References

1. Bondar' K.M., Dunin V.S., Kantysheva A.V. Puti razvitiya professional'nogo obrazovaniya v oblasti geoinformacionnoj bezopasnosti inzhenerno-tehnicheskogo proektirovaniya dlya gradostroitel'noj deyatel'nosti. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79).

2. Modelirovanie geodinamicheskih riskov v chrezvychajnyh situaciyah: monografiya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2014.

3. Matematicheskoe modelirovanie geodinamicheskih riskov: ocenki i perspektivy: monografiya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2015.

4. Bondar' K.M. i dr. Geodinamicheskieriskiistroitel'stvo. Matematicheskiemodeli: monografiya. Moskva: Akademiya GPS MChS Rossii, 2017.

5. Minaev V.A., Faddeev A.O., Kuz'menko N.A. Modelirovanie i ocenka geodinamicheskih riskov: monografiya. Moskva: «RTSoft» - «Kosmoskop», 2017.

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - specialitet po special'nosti 08.05.01 Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij: prikaz Minobrnauki Rossii ot 31.05.2017 № 483 (red. ot 27.02.2023). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71605260/

7. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist po proektirovaniyu unikal'nyh zdanij i sooruzhenij»: prikaz Mintruda Rossii ot 19.10.2021 № 730n. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402945152/

8. Osipova M.A., Tejhreb N.Ya. Kurs lekcijpo inzhenernoj geologii dlya studentov napravleniya «Stroitel'stvo» i special'nosti «Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij»: uchebnoe posobie. Barnaul: Izdatel'stvo AltGTU, 2013.

9. Ulomov V.l., Shumilina L.S. Dolgosrochnyj prognoz sejsmicheskoj opasnosti na territorii Severnoj Evrazii. Katastroficheskie processy i ih vliyanie na prirodnuyu sredu. Sejsmichnost'. Moskva: Regional'naya obschestvennaya organizaciya uchenyh po problemam prikladnoj geofiziki, 2002; T. 2: 319-380.

Статья поступила в редакцию 29.09.23

УДК 378.4

Digtyar O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English Language and Professional Communication,

Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Digtyar@inbox.ru

TECHNOLOGY OF INTRODUCTION, CONSOLIDATION AND DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE VOCABULARY OF STUDENTS IN CONDITIONS OF MIXED EDUCATION AT A UNIVERSITY. The article is dedicated to the use of blended learning in the introduction, consolidation and development of foreign language vocabulary among university students. The paper discusses interpretations of the concept of "blended learning", and also demonstrates a model of this training. Blended learning is a flexible and adaptive approach that helps to improve the quality of education and ensure more effective learning. The author suggests using the technology of advanced independent work, also known as Flipped Classroom and involving a shift of emphasis from classroom classes to homework. The article highlights the stages of organizing classes according to the technology of advanced independent work. In the course of the work, the positive impact of blended learning on the learning process and all its participants is analyzed.

Key words: mixed learning, foreign language vocabulary, blended learning model, technology of advanced independent work, flipped classroom

О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации,

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: Digtyar@inbox.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ОТРАБОТКИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Статья посвящена вопросу использования смешанного обучения при введении, закреплении и отработки иноязычной лексики у студентов вузов. В работе рассматриваются трактовки понятия «смешанное обучение», а также продемонстрирована модель данного обучения. Смешанное обучение является гибким и адаптивным подходом, который помогает улучшить качество образования и обеспечить более эффективное усвоение знаний. Автор предлагает использование технологии опережающей самостоятельной работы, также известной как «Перевернутый класс» (Flipped classroom) и предполагающей перенос акцента с аудиторных занятий на домашнюю работу. В статье освещены этапы организации занятий согласно технологии опережающей самостоятельной работы. В ходе работы проанализировано положительное влияние смешанного обучения на учебный процесс и всех его участников.

Ключевые слова: смешанное обучение, иноязычная лексика, модель смешанного обучения, технология опережающей самостоятельной работы, «перевернутый класс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.