Научная статья на тему 'Пути и условия повышения эффективности воздействия средств воспитательной работы на формирование личности будущего учителя физической культуры'

Пути и условия повышения эффективности воздействия средств воспитательной работы на формирование личности будущего учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION TEACHER / EDUCATIONAL PROCESS / MEANS OF EDUCATION / PERSON / STUDENT / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузенко Ирина Ильинична

Рассмотрена эффективность воздействия средств воспитательной работы в контексте целостности воспитательного процесса и его организации. Исследовано влияние средств воспитательной работы посредством анализа закономерностей формирования личности будущего учителя физической культуры. Проанализированы наиболее эффективные формы и методы проведения воспитательных мероприятий в физкультурном вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways and Conditions of Improving Efficiency Impact of Educational Work on Future Teacher of Physical Education Formation

The impact of efficiency means of educational work in the context of integrity of educational process and its organization is observed. The influence of educational work through the analysis of regularities of a future teacher of physical culture formation is examined. The most effective forms and methods of educational activities in sports university are analyzed

Текст научной работы на тему «Пути и условия повышения эффективности воздействия средств воспитательной работы на формирование личности будущего учителя физической культуры»

УДК 372.8

Гузенко Ирина Ильинична Irina Guzenko

ПУТИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

WAYS AND CONDITIONS OF IMPROVING EFFICIENCY IMPACT OF EDUCATIONAL WORK ON FUTURE TEACHER OF PHYSICAL EDUCATION FORMATION

Рассмотрена эффективность воздействия средств воспитательной работы в контексте целостности воспитательного процесса и его организации. Исследовано влияние средств воспитательной работы посредством анализа закономерностей формирования личности будущего учителя физической культуры. Проанализированы наиболее эффективные формы и методы проведения воспитательных мероприятий в физкультурном вузе

Ключевые слова: учитель физической культуры, воспитательный процесс, средства воспитания, специалист, личность, студент, высшее образование

The impact of efficiency means of educational work in the context of integrity of educational process and its organization is observed. The influence of educational work through the analysis of regularities of a future teacher of physical culture formation is examined. The most effective forms and methods of educational activities in sports university are analyzed

Key words: physical education teacher, educational process, means of education , professional , person, student , higher education

Воспитание как процесс целенаправленного систематического формирования личности обусловлено законами общественного развития, действием объективных и субъективных факторов [8, С. 9-21]. На воспитание существенно влияет семья, учебно-воспитательное заведение, микро- и макросреда, социально-политическая и физическая культура как факторы формирования профессиональных умений.

В. Лозовая и Г. Троцко рассматривают «воспитание» как педагогическую категорию в контексте организации деятельности и формирования отношения к окружаю-

щей среде, к себе, проявления моральных норм и правил поведения [9]. Воспитание не рассматривается как процесс социализации. А. Кузьмин отмечает, что воспитание не столько транслирует социокультурный опыт от старших поколений младшим, сколько активно и творчески его усваивает.

Воспитывать значит создавать системы межличностных отношений, а также отношение к себе, обществу, труду. По мнению А. Кузьмина, категории «воспитание» и «обучение» входят в категорию «образование». В целях высшего образования обеспе-

чивается развитие личности, ее талантов, умственных и физических способностей, нравственных ценностей, способности к общественному выбору, обогащение интеллектуального, культурного, творческого потенциала, повышение образовательного уровня [8].

Воспитание как развитие и обучение — непрерывный процесс внешнего воздействия. По определению И. Пидласого, воспитание подчинено диалектическим закономерностям. Компоненты его структуры действуют не линейно, а диалектически взаимосвязаны. Воспитание происходит в процессе разносторонней деятельности с позиции ее участника и организатора. Эффективное воспитание стимулирует активность в организованной деятельности. Процесс воспитания развивает успех от деятельности и достижения результата.

Студенты развивают навыки поведения во время учебы, в культурно-образовательной, профессиональной и политической деятельности. Содержание воспитания соотносится с требованиями времени, социально-экономическим развитием, общественными отношениями, состоянием науки, технологий, культуры, традициями и уровнем системы образования.

В Законе Украины «Об образовании» отмечено всестороннее развитие «человека как личности и наивысшей ценности общества» [7].

Воспитательная работа во ЛГУФК имеет разнообразные формы, такие как:

1) информационно-массовые (творческие встречи с известными спортсменами, дискуссии, конференции, круглые столы, вечера, путешествия к источникам родной культуры, истории);

2) деятельностно-практические групповые ( творческие группы, экскурсии, праздники, эстафеты, пробеги, театр-экспромт, народные игры, смотры-конкурсы, олимпиады);

3) интегративные (клубы, КВН, конкурсы, викторины, фестивали, кружки);

4) диалогические (беседы);

5) индивидуальные (поручения, творческие задания, отчеты, индивидуальная работа);

6) наглядные (музеи, галереи, выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды) [11, С. 121-126].

Студент учится быть не исполнителем, а творцом, искателем, открывателем нового, прогрессивного, совершенствует мастерство, исследует педагогическую деятельность. Важной в становлении личности является социальная среда. Мнение студента, по результатам опроса, формируется под влиянием семьи, друзей или группы, и только потом — в учебном процессе, в общении с преподавателями-наставниками и во время занятий научной работой. На самовыражение студентов влияет частое общение. Более 8 % студентов самовыражаются в конкуренции за высокие оценки. В достижении конечной цели студенты часто встречают препятствия — финансовые, правовые и др. Поощряя, мы раскрываем таланты студентов. Внимание преподавателей и общества способно многое изменить в мировоззрении молодежи, дать толчок для самореализации [3]. Помимо методических достижений, в воспитании используют научные знания о личности.

Преподаватели ЛГУФК осуществляют наблюдение за воспитательным процессом. Например, готовясь к литературно-художественному вечеру, посвященному памяти Великого Кобзаря, куратор вместе со студентами составляет сценарий, участники распределяют между собой роли, изучают тексты, систематически проводят репетиции, вместе подбирают музыкальное сопровождение, оформление зала: декорации, бутафорию. Преподаватели гуманитарных кафедр совместно с культурно-художественным отделом и Театром спорта координируют работу участников мероприятия, корректируют ее. Кураторы оценивают работу воспитанников. В организации воспитания воплощаются новейшие достижения эффективности работы, быстрого принятия решения [5].

Средства воспитания

Слово Образ Оснащение и приспособления

«Живое слово» Иллюстрации Дом, мебель, оборудование

Аудиозапись Макеты Компьютерная техника

Печатное слово Видеопродукция Материалы

В системе средств используют общие средства воспитания (газеты, журналы, художественная литература, физическая культура) для достижения цели, специальные — для достижения отдельных задач. Средства материальной культуры (одежда, украшения) развивают практический интеллект, а средства духовной культуры, знаковые за формой (книги, язык, живопись), развивают теоретическое мышление.

Воспитывают моральные и эстетические эмоции — художественная литература, выставки, виды искусства, художественная самодеятельность, кружки и творческие студии, спорт. Средства воспитания волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, последовательности) — это личный пример преподавателя, деятельность на достижение цели, общественное мнение, система знаний.

Преподаватели заинтересовывают студентов использованием аудиовизуальных (графики, таблицы, рисунки, схемы), динамических (видеоматериалы) средств. Это концентрирует внимание, снимает усталость. Создают интерес рекламные материалы, проблемные вопросы, четкая формулировка задач, активное общение, яркие примеры. При этом запоминается повторяющаяся мысль, каждый раз дополненная новой информацией. Воспитание наполняется творческим подходом из элементов общения с коллегами, умения работать с книгой, конспектировать текст, высказывать мнение о прочитанном и вдохновения к работе [2, С. 32]. К воспитанию в вузе применяют системный подход (В. Луговой [10], В. Лозова, Г. Троцко [9]).

Ключевыми для воспитательной деятельности стали понятия «совершенствование» и «развитие». Совершенствование обеспечивается методами руководства и ор-

ганизации воспитания. Развитие деятельности продолжается с использованием проектного и программного подходов [1, С. 44-48].

Результатом воспитания выпускников должно стать умение понимать воспитательные проблемы, формулировать и профессионально решать воспитательные задачи, быть ответственным за правильность решения. Воспитательные задачи являются основной структурной единицей воспитания [6]. Через воспитательную деятельность в вузе студент усваивает социальный опыт и на этой основе развивается.

Студенческое самоуправление привлекает студентов к активным формам деятельности. Новые подходы к студенческому самоуправлению обеспечивают переориентацию образовательно-воспитательного процесса на развитие творческих способностей, социальной активности и формирование профессиональной компетентности [4, С. 177-182].

Актуальным в воспитании является привлечение к здоровому образу жизни, освоения ценностей физической культуры, постоянное совершенствование профессионализма. Поощрение как метод воспитания стимулирует общественно полезную деятельность и поведение студентов. Цели в работе со студентами можно достичь через:

— воспитание авторитетных, высокообразованных специалистов, которые являются носителями высокой общей, мировоззренческой, политической, профессиональной, правовой, интеллектуальной, социально-психологической, эмоциональной, эстетической, физической и экологической культуры;

— создание условий для развития личности студента, его мышления и культуры,

через привлечение к творческой деятельности (научно-исследовательской, технической, культурно-просветительской);

— обогащение эстетического опыта студентов через участие в возрождении и создании национально-культурных традиций региона, города, вуза, формирование «Я-концепции» человека-творца на основании самообразования, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, нравственного совершенства; пропаганда здорового образа жизни.

Литература_

1. Амель Аль Шаар. Принципи вдосконален-ня оргатзаци управлтня у сферi фiзичноi' куль-тури i спорту // Молода спортивна наука Укра! -ни: Матерiали другой Всеукратсько! наук. конфе-ренци астран™. Льв1в, 1998. Ч. 1. (Амель Аль Шаар. Принципы усовершенствования организации управления в сфере физической культуры и спорта // Молодая спортивная наука Украины: матер. второй Всеукраинской научн. конф. аспирантов. Львов, 1998. Ч. 1. — на укр. яз.)

2. Амонашвили Ш. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

3. Андрущенко В., Михальченко М. Сучасна соцiальна фiлософiя / Вид. друге, випр. й доповн. К.: Вид-во «Генеза», 1996. 368 с. (Андрущенко В., Михальченко М. Современная социальная философия. Изд. 2-е, испр. и доп. К.: Генеза, 1996. 368 с. — на укр. яз.)

4. Главацька О. Формування професшно! ком-петентност керiвника через дiяльнiсть в органах сту-дентського самоврядування // Професшш компе-тенци та компетентност вчителя (Матерiали регю-нального науково-практичного семiнару). Тернопшь: Вид-во ТНПУ iм. В. Гнатюка, 2006. 188 с. (Главац-кая О. Формирование професссиональной компетентности руководителя через деятельность в студенческом самоуправлении // Профессиональные компетенции и компетентности учителя: матер. регион. науч.-практ. семинара. Тернополь: Изд-во ТНПУ им. В. Гнатюка, 2006. 188 с. — на укр. яз.)

5. Голованова Н. Общая педагогика. СПб.,

2005.

6. Дубасенюк О., Семенюк Т., Антонова О. Професшна пвдготовка майбутнього вчителя до пе-дагопчно! дiяльностi: монографiя. Житомир: Житомир. держ. пед. ун-т, 2003. — 193 с. (Дубасенюк О., Семенюк Т., Антонова О. Профессиональная подготовка будущего учителя к педагогической деятельности: монография. Житомир: Житомир. го-суд. пед. ун-т, 2003. 193 с. — на укр. яз.)

Таким образом, в воспитательной деятельности существуют недостатки. Выпускники вуза часто владеют слабыми навыками для профессиональной деятельности. И это потому, что не имели такого опыта во время обучения. Воспитательным процессом должны заниматься квалифицированные преподаватели, которые изучают потребности студентов. Студент усваивает воспитательный опыт, который нужен ему для реализации в профессиональной деятельности.

_References

1. Amel Al Shaar. Molodaya sportivnaya nauka Ukrainy: mater. vtoroy Vseukrainskoy nauchn. konf. aspirantov. (Young sports science of Ukraine: mater.of the second all-Ukrainian scientific. conf. of postgraduates). Livov, 1998. Ch. 1.

2. Amonashvili Sh. Lichnostno-gumannaya os-nova pedagogicheskogo protsessa (Personal-humane basis of pedagogical process). Minsk, 1990.

3. Andrushhenko V., Mihalchenko M. Sovre-mennaya sotsialnaya filosofiya (Modern social philosophy. Ed. 2-e, Rev. and supplementary K.: Geneza), 1996.368 р.

4. Glavackaya O. Professionalnye kompetentsii i kompetentnosti uchitelya: mater. region. nauch. -prakt. seminara. (Professional competence and competence of a teacher: mater. region. nauch.-practical seminar). Ternopol: Izd-vo TNPU im. V. Gnatyuka, 2006.188 p.

5. Golovanova N. Obshhaya pedagogika. (General pedagogics). SPb., 2005.

6. Dubasenyuk O., Semenyuk T., Antonova O. Professionalnaya podgotovka budushhego uchitelya k pedagogicheskoy deyatelnosti: monografiya. (Professional training of future teachers to pedagogical activity: monograph. Zhitomir: Zhytomyr. Gosud. Pedagogic University). Zhitomir: Zhitomir. gosud. ped. un-t, 2003.193 p.

7. Закон УкраТни «Про освпу». К., 1996. (Закон Украины «Об образовании». К., 1996. — на укр. яз.)

8. Кузьмин А. Теоретические аспекты профессионального воспитания студентов в вузах физической культуры / / Теоретия и практика физической культуры. 1999. № 10.

9. Лозова В., Троцко Г. Теоретичш основи ви-ховання i навчання: Навч. поабн. Харшв: ОВС, 2002. 400 с. (Лозова В., Троцко Г. Теоретические основы воспитания и обучения. Харьков: ОВС, 2002. 400 с. - на укр. яз.)

10. Луговий В. Тенденци розвитку педагопч-ноТ освiти в УкраТнк дис. ... д-ра пед. наук. Фiзична культура, фiзичне виховання рiзних груп населен-ня. К., 1995. 429 с. (Луговой В. Тенденции развития педагогического образования в Украине: дис. ... д-ра пед. наук. К., 1995. 429 с. — на укр. яз.)

11. Михайлишин Г. Формування професшних умшь майбутшх учтетв у системi виховноТ робо-ти вищих навчальних закладiв фiзичного виховання // Педагоика, психологiя та медико-бюлопчш про-блеми фiзичного виховання i спорту: Зб. наук. пр. — Харшв - Д онецьк: ХДАДМ(ХХШ), 2006. № 10. (Михайлишин Г. Формирование профессиональных умений будущих учителей в системе воспитатель -ной работы высших учебных заведений физического воспитания // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: сб. науч. тр. Харьков-Донецк: ХДАДМ (ХХП1), 2006. № 10. — на укр. яз.).

7. Zakon Ukrainy «Ob obrazovanii». (The law of Ukraine «On education»). K., 1996.

8. Kuzimin A. Teoretiya i praktika fizicheskoy kultury. (Theory and practice of physical culture). 1999. № 10.

9. Lozova V., Trotsko G. Teoreticheskie osnovy vospitaniya i obucheniya. (Theoretical foundations of education and training). Kharikov: OVS, 2002. 400 p.

10. Lugovoy V. Tendentsii razvitiya peda-gogicheskogo obrazovaniya v Ukraine: dis. ... d-ra ped. nauk. (Trends in the development of pedagogical education in Ukraine: dis. ... Dr. ped. sciences). K., 1995. 429 p.

11. Mihaylishin G. Pedagogika, psihologiya i me-diko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta: sb. nauch. tr. (Pedagogy, psychology and medical-biological problems of physical education and sport: collected scientific articles). Kharikov-Donetsk: HDADM(HHPI), 2006. no 10.

Коротко об авторе _

Гузенко И.И., ст. преподаватель, каф. «Гуманитарные дисциплины», Львовский государственный университет физической культуры, г. Львов, Украина

[email protected]

_ Briefly about the author

I. Guzenko, senior teacher, Humanities department, Livov State University of Physical Culture, Livov, Ukraine

Научные интересы: воспитательная работа, культурно-воспитательные мероприятиях

Scientific interests: educational work and cultural-educational events

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.