LH
s ^
о
LH
< et
LH
# * *
296
занных тестов, в зависимости от возрастных групп в упомянутых странах не наблюдается,
В России требования, предъявляемые к уровню физической подготовки женщин, поступающих на службу в ОВД изложен в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 275 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации". Тестируют женщин в челночном беге Юх 10 м, а также в сгибании разгибании рук в упоре лежа или наклонах вперед из положения лежа на спине за 1 мин, на выбор. Результаты, показанные в тестах, интерпретируются в оценочные баллы. Женщинам, поступающим на службу в ОВД, необходимо набрать минимальное количество в зависимости от возрастной группы [7].
Таким образом, следует заключить, что система контроля физической подготовленности во многих зарубежных странах не является совершенной. Балльная система оценки физической подготовки, которая используется при интерпретации результатов в России, на наш взгляд, позволяет оценивать физическую подготовку кандидатов на службу различного возраста наиболее объективно. Анализ тестов, которые предпочитают в различных странах, также не является единым. Безусловно, при определении тестов необходимо отталкиваться от уровня развития физических качеств в зависимости от возраста. Так, силовые возможности и выносливость в большей степени поддаются тренировке при регулярных занятиях физической подготовкой, долгое время могут находиться на хорошем уровне, чего не скажешь об уровне развития быстроты. С возрастом уровень быстроты ухудшается, особенно после 30 - 35 лет, поэтому наиболее информативным тестом такой категории женщин будет
являться именно тест на определение выносливости, которая сильно коррелирует с уровнем работоспособности.
Примечания:
1. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 05.05.2018 г. И® 275. - Доступ из справ. правовой системы "Консультант плюс".
2. Ананкин Д.А., Анализ тестов и нормативов физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел России / Д.А. Ананкин, В.А. Овчинников, B.C. Якимович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018 - № 1 -С И -23.
3. Панова О.С., Плешивцев А.Ю. Психолого-педа готические и физиологические особенности физической подготовки женщин - сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / О.С. Панова, А.Ю. Плешивцев //Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта.-2019,- №6{172). -С. 194-198.
4. Рыёалкин Д.А. Особенности физической подготовки сотрудников полиции в США, Европе и России / Д.А., Рыбалкин, Ф.Ф. Халилуллин // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник материалов Всероссийского круглого стола.-2017. - С. 185-190.
5. Овчинников S.A. Профессионально важные физические способности сотрудников органов внутренних дел России / S.A. Овчинников, ß.H. Галкин, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгограде кой академии МВД России. - 2013, - N9 4.-С 172 176.
6. Овчинников В.А, Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудни кое ОВД России / В.А. Овчинников, Р.Г. Логинов, В.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - Iff2 (29). - С 133-136.
7. Якимович B.C. Сравнительный анализ методик физической подготовки претендентов на службу в полиции России и США / B.C. Якимович, В,А. Овчинников // Вестник ВА МВД России. - 2017. - N®3 -С. 133-136.
WAYS AND METHODS OF IMPROVING THE GENERAL PHYSICAL PREPARATION OFTHE EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA WOMEN35-40 YEARS OLD
Pa nova O/ga Setgeevna, PhD of Pedagogical sciences. Senior Lecturer of Department of Physical Training, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Volgograd
Struganov Sergey Mikhaih vich, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor of Physical Training Department Sankov Pavel Anatolevlch, Lecturer of Department of Tactical and Special and Fire Training East Siberian institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk
The work is devoted to the study of effective ways to improve the General physical training of female employees of the internal Affairs bodies of Russia 35-40years old. The authors identified the main ways and methods of organizing General physical training. The authors proved that the training process of women, especially older age groups, can not be identical to men's training, When conducting women's training, it is necessary to strictly take into account their anatomical, physiological and psychological characteristics. Taking into account body types when planning physical training of female police officers 35-40 years old will improve performance, and also contribute to the systematic formation of adaptation of those engaged in stress. The effective organization of physical training of
women employees of older age groups Is Influenced by the size and nature of loads, proper planning ofperiods of employment and rest, means and methods ofdevelopment ofphysical qualities: strength, speed, dexterity, endurance.
Keywords: female employees of the Russian police Department; physical training; physical qualities; physical fitness; tools; methods.
DO! 10.24923/2222-243X.2020-35.62
ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕЙ удк 796.01 ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВАК РФ 13.00.08 ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ ЖЕНСКОГО ПОЛА 35-40ЛЕТ
Работа посвящена изучению эффективных способов совершенствования общей физической подготовки сотрудников органов внутренних дел России женского пола 35-40лет. Авторами выявлены основные пути и способы организации общей физической подготовки, доказано, что тренировочный про цесс женщин, особенно старших возрастных групп, не может быть идентичным мужскому тренингу. При проведении женских тренировок необходимо строго учитывать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Учет типов телосложения при планировании физической подготовки сотрудников ОВД женского пола 35 40 лег позволит повысить результативность, а также способствует планомерному формированию адаптации занимающихся к нагрузкам. На эффективную организацию физической подготовки женщин-сотрудниц старших возрастных групп влияют величина и характер нагрузок, правильное планирование периодов занятий и отдыха, средства и методы развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, ВЫНОСЛИВОСТИ.
Ключевые слова: сотрудники ОВД России женского пола; физическая подготовка; физические качества; физическая подготовленность; средства; методы.
Ежегодно в нашей стране усложняется криминогенная обстановка. Данная ситуация накладывает на органы внутренних дел РФ серьезные требования в плане нормализации положения в обществе. Сотрудники полиции, в том числе и женщины, вступают в противоборство с правонарушителями, применяя, в том числе, и силовое задержание. От умелых или неумелых действий сотрудников ОВД зависит выполнение или невыполнение служебных задач, их безопасность и жизнь. Особенно это касается женщин-полицейских. С позиции профессиональной деятельности роль женщин-полицейс-ких сложно переоценить, число которых с каждым годом в МВД РФ увеличивается. На современном этапе развития, совершенствования системы внутренних дел страны отводится значительная роль мобильному, профессиональному, компетентному сотруднику, способному в кратчайшие сроки обезвредить, задержать, обезоружить, сопроводить правонарушителя, И поэтому в данном контексте ведущая роль в профессиональном становлении сотрудников полиции, в том числе женщин-полицейских, принадлежит их физической подготовке. Высокий уровень физической подготовленности является залогом успешности выполнения поставленных профессиональных задач и личной безопасности. В основе физической подготовленности лежат физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость [5,6],
В условиях изменившихся требований к профессиональному становлению сотрудников полиции физическая подготовка на этапе первоначального становления имеет важное положение. Её значимость заключается в совокупности составляющих, влияющих на физическое, психологическое здоровье, работоспособность, профессионализм сотрудника, его способность эффективного исполнения служебного долга. Физическая подготовка создает условия для эффективного выполнения многообразных задач: формирование про-
? Панова О, С, 2020 > Струганое СМ., 2020 j Сан ков П.А., 2020
О Ш О OJ
м
LD
m
OJ
(А 2
кк
s
297
ПАНОВА Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры Физической подготовки, Волгоградская академия МВД России, Волгоград
СТРУГАНОВ Сергей Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры Физической подготовки
САНКОВ Павел Анатольевич, преподаватель кафедры Тактико-специальной и огневой подготовки
Восточно- Сибирский институт МВД России, Иркутск
фессиональной готовности и профессионального мастерства; формирование здорового образа жизни и укрепления здоровья; формирование стиля поведения в трудовой деятельности и быту; совершенствование физической силы; создание тренировочных условий для практического применения физической силы, формирования и отработки двигательных качеств и навыков, практических навыков личной безопасности; владение стойкими физическими и тактико-психологи-ческими навыками приемов рукопашного боя; формирование готовности к эффективным действиям с использованием табельного оружия, спецсредств, различных приёмов борьбы как проявления физической силы; формирование готовности к эффективному выполнению должностных, служебных обязанностей, в том числе с применением силы по противодействию правонарушителей; формирование и развитие личностных волевых качеств сотрудника; самоорганизация, самодисциплина, самообладание, самоконтроль, смелость, упорство и настойчивость, решительность, гуманность и др.; подготовка сотрудников к действиям в условиях экстремальных психологических и физических перегрузок.
Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел является неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности на всем периоде службы. В связи с внесенными изменениями в ФЗ № 3 "О полиции", касающимися повышения предельного срока поступления на службу в ОВД России, профес-сионально-прикладная физическая подготовка женщин, впервые принимаемых на службу, так и уже работающих сотрудниц является актуальной проблемой для исследования. Сотрудники ОВД должны обладать не только общефизической, но и специальной физической подготовкой, к которой относятся боевые приемы борьбы. Именно на базе общей физической подготовки осуществляется обучение навыкам боевых приемов борьбы. Специалисты по физической подготовке, осуществляющие работу с контингентом слушателей, проходящих первоначальное профессиональное обучение {профессиональную подготовку), часто (чаще чем у мужчин) сталкиваются с проблемой низкого уровня общефизической подготовки сотрудников женского пола, В связи с лимитом времени (4,5 месяца} необходимо применять эффективные формы и способы обучения, которые будут способствовать по-вышениюуровня общей физической подготовки, на базе которой происходит формирова-
ние навыков боевых приемов борьбы. Практика показывает, что женщины старше 30 лет в целом быстрее обучаются боевым приемам борьбы, чем их коллеги младшего возраста, безусловно данное обстоятельство связано с более высокой мотивацией к службе, что способствует тому, что женщины 30 лет и старше, впервые поступающие на службу, уделяют больше времени в часы самостоятельной подготовки и в неслужебное время тренировке навыков боевых приемов борьбы.
Таким образом, на основании изложенного четкое планирование общей физической подготовки женщин-полицейских 35-40 лет имеет важное значение,т.к., естественные процессы старения организма влекут за собой серьезные изменения организма в целом и в частности снижения показателей физической подготовленности, в связи с чем возникают объективные трудности при обучении навыков боевых приемов борьбы.
На уровень снижения физических качеств влияют как внутренние, так и внешние факторы.
С возрастом физическая работоспособность женщин, а,следовательно, и физические качества, снижаются. На уровень выносливости влияет ухудшение кровообращения, снижение двигательной активности. На уровень максимальной силы оказывает серьезное влияние уровень кальция, калия, воды в мышечной ткани, содержание которых приводит к изменению эластичность мышц. Снижающаяся мышечная сила, изменение в энергообеспе-чивающих системах, координационные изменения центральной нервной системы влияют на скорость. Нервные процессы становятся менее подвижны, а, следовательно, снижаются ловкость и координация. Изменения в опор-но-двигательном аппарате влекут процесс ухудшения гибкости [2].
Вместе с тем, следует отметить, что в возрасте 35-40 лет физические изменения в сторону снижения носят обратимый характер. Если женщины-полицейские активно занимаются физической подготовкой, в полном объеме возможно поддерживать физические качества на достаточно хорошем уровне.
Уровень быстроты поддерживается при помощи упражнений силовой направленности в сочетании с беговыми нагрузками, различными игровыми занятиями. На поддержание и сохранение гибкости направлены физические упражнения на растягивание, расслабление мышц, связочного аппарата. Общая физическая подготовка должная соответствовать ряду
требований: проведение ходьбы, разминоч-ных, беговых упражнений в начале занятий должны строиться на медленном темпе, увеличивающимся к концу занятия, в конце вновь медленный темп, все скоростные амплитудные движения должны осуществлять плавно, без резких выпадов и махов.
Успешность выполнения контрольных нормативов женщинами-сотрудницами старших возрастных групп зависит напрямую от регулярности и активности занятий физической подготовкой.
Таким образом, на эффективную организацию физической подготовки же н щи н-со труд-ниц старших возрастных групп влияют величина и характер нагрузок, правильное планирование периодов занятий и отдыха, средства и методы развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости. Физическая подготовка должная корректироваться на основе возрастных изменений организма. Ведущим направлением должна стать способность поддерживать физическую подготовленность на достигнутом уровне. Следовательно, важность проблемы совершенствования физической подготовки женщин-сотрудников полиции 35-40 лет и старше очевидна [1].
Безусловно важнейшее значение при планировании процесса общей физической подготовки рекомендуется учитывать отличительные черты различных типов телосложения женской фигуры, классификаций таких достаточно много, в основном они сводятся к следующим типам:
1. Астенический тип - эктоморфы - стройные, худые, узкие фигуры, жилистые, энергичные, не занимающиеся физической подготовкой имеют низкие уровни выносливости, силы, наращивание мускулатуры проходит очень медленно, мучительно.
2. Нормостенический тип - мезоморфы -развитые мышечные ткани, суставы, атлетическая фигура, быстро набирается мышечная масса, растет мускулатура, высокий уровень метаболизма, уровень физической подготовленности нужно постоянно поддерживать,
3. Гиперстенический тип - эндоморфы -пышность, тучность форм, жировой ткани больше, чем мышечной, округлые бедра, суставы, столы, кисти крупные, обменные процессы замедленны, вес уходит под влиянием тренировочного процесса, при расслаблении возвращается вновь очень быстро [4].
Практика показывает, что среди сотрудников ОВД женского пола астенический тип телосложения встречается довольно редко, боль-
ше нормостериков и гиперстеников. Как правило женщины нормостеничекого типа телосложения с большим интересом занимаются физической подготовкой, хорошо адаптируются к тренировочным нагрузкам, предпочитают разнообразные тренировочные средства, в том числе силовые тренировки в тренажерном зале, спортивные игры, групповые занятия фитнесом, различной направленности. Оптимальное количество занятий по общей физической подготовке для женщин нормос-теников 3-4 раза в неделю в зависимости от возраста, оптимальная продолжительность тренировки 1-1,5 часа.
Женщины с гиперстеническим типом телосложения довольно редко занимаются физической подготовкой в неслужебное время, В большинстве своем предпочитают активный отдых, прогулки, оздоровительную ходьбу, упражнения циклического характера (ходьба, плава-; ние} в медленном и среднем темпе. Оптималь-' ное количество занятий в неделю 2 раза по 1,5 часа.
Физиологические особенности женского организма оказывают серьезное влияние на процесс тренировочных занятий. Низкий уровень мышечной ткани и высокий уровень жировой у женщин, чем мужчин, определяет низкий уровень обменных процессов. Источником энергии женского организма являются используемые жирные кислоты. Избыток углеводов способствует отложению жиров в организме женщин. Большое содержание эстрогенов у женщин определяет повышенную чувствительность тканей к инсулину, а у мужчин меньшее содержание тестостерона определяет пониженную чувствительность. Мышечная ткань женщин является хранилищем углеводов, а также накапливает большое количество гликогена, в связи с чем при многоразово повторяющемся тренинге растет мышечная масса. Низкий уровень агрессивности, связанный с отличным от мужского, гормональным фоном, реакциями центральной нервной системы и пр. не позволяет женщине поднять уровень интенсивности физических нагрузок до максимальных [3].
Тренировочный процесс женщин имеет свои особенности. Это касается, прежде всего, организаций тренировок во время менструального цикла. Во время менструации нельзя использовать упражнения, связанные с нату-живанием.Увеличивать нагрузки следует в последующие 2 недели после менструации, а затем 2 недели нагрузки следует снижать [1 ].
Период снижения массы тела у женщины предполагает от 8до 10 подходов при подхо-
О си о си
-0 X
2
со^ си
кдчг Г
Ё
299
LU
s ^
о
LU
< ct
LU
# * *
300
де, ЧСС -115-130 ударов в минуту. Жиросжига-ние осуществляется в период активной непрерывной аэробной нагрузки, а у мужчин этот процесс происходит в период интервального тренинга.
Таким образом, тренировочный процесс женщин, особенно старших возрастных групп, не может быть идентичным мужскому тренингу. При проведении женских тренировок необходимо строго учитывать иханатомо-физиоло-гические и психологические особенности. Учет типов телосложения при планировании физической подготовки сотрудников ОВД женского пола 35-40 лет позволит повысить результативность, а также способствует планомерному формированию адаптации занимающихся к нагрузкам. На эффективную организацию физической подготовки женщин-сотрудниц старших возрастных групп влияют величина и характер нагрузок, правильное планирование периодов занятий и отдыха, средства и методы развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости.
Литература:
1. Вал не в А.Н., Ахметов Ш.Р формы, методы и сред
ства обучения боевым приемам борьбы а про-
цессе физической Подготовки курсантов вузов МВД России / А.Н. Вал пев, Ш.Р. Ахметое // Современные проблемы науки и образования. - 2015, -№1.-С. 939.
2. Еремин Р. В. Особенности организации занятий по физической подготовке с сотрудниками старших возрастных групп II Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени 8. В. Лукьянова. - 2015. - № 2 (63). С. 141-143.
3. Кодзоков А.Х Некоторые вопросы адаптации женщин-полицейских к профессиональной деятельности / А.Х. Кодзоков // Наука и спорт; современные тенденции. - 2018 - Т. 19- №2-С 74-78.
4. Малыгина 0.6. Иидивидуалыю-психологичес-кие особенности женщин-курсанток ОВД и гражданских лиц е период профессионального станов ■ ления / О.В. Малыгина II Вестник Интегративной психологии. - Ярославль-Москва. - 2008. - С. 114-115.
5. Овчинников В.А. Профессионально важные фи зические способности сотрудников органов внутренних дел России / В.А. Овчинников, В.Н. Галкин,
A.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России,- 2013. - № 4. - С 172-176.
6. Овчинников В.А, Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудни ков ОВД России / В.А. Овчинников, Р.Г. Логинов,
B.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - N0 2 (29). - С 133-136.
THE ESSENCE AND FUNCTIONS OT CREA TD/ESELE-EXPRESSION IN PROFESSIONAL A CTIVfTYTl IE TEA CHER-MUSICIAN Mush kin Vladimir Georgievich, Associate Professor, Department of Piano
Strazhnikova Tatyana tvanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Professor of Department of Musicology, Composition and Methods of Music Education Krasnodar state institute of culture, Krasnodar
Polushkina Katharine Vladlmlrovna, Teacher, Department of Piano, interschool Esthetic Center, Krasnodar
The authors consider the Important problem of creative expression of a musician-teacher for modem musical pedagogy. Based on the analysis of research literature, the content and functions of creative expression in musical and performing activities are revealed. It is characterized by the aesthetic nature of creative self-expression, internal harmony of will, emotional and intellectual intents of self-expression.
Keywords; creative expression; musical and performing activity; musican-teacher.
DOI 10.24923/2222-243X.;
УДК 378:071,2 ВАК РФ 13,00,02
? Полюшкин ВТ., 2020 > Сгражнжова Т.И., 2020 5 Полюшкина КВ., 2020
•35.63
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Авторы рассматривает важную для современной музыкальной педагогики проблему творческого самовыражения музыканта-педагога. На основе анализа научно-исследовательской литературы раскрываются содержание и функции творческого самовыражения в музыкально-исполнительской деятельности, Характеризуется эстетическая природа творческого самовыражения, внутренняя гармония волевых, эмоциональных и интеллектуальных интенций самовыражения.
Ключевые слова: творческое самовыражение; музыкально-исполнительская деятельность; музыкант-педагог.
В настоящее время в различных областях научного и художественного знания утверждается мысль о том, что способность человека к