ЛИТЕРАТУРА
1. Каримов, А.А. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / А.А. Каримов, А.К. Иванов. - Иркутск : Изд-во Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2014. - 96 с.
2. Овчинников, В.А. Профессионально важные физические способности сотрудников органов внутренних дел России / В.А. Овчинников, В.Н. Галкин, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 4. - С. 172-176.
3. Светличный, Е.Г. Использование контекстного обучения в профессиональной подготовке курсантов и слушателей ведомственных учебных заведений системы МВД / Е.Г. Светличный // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - Выпуск 54 (2). - С. 260-265.
REFERENCES
1. Karimov, A.A. (2014), Personal security of internal affairs officers, East Siberian Institute publishing house of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk.
2. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No 4, pp. 172-176.
3. Svetlichny, E.G. (2017), "The use of contextual training in the professional training of cadets and students of departmental educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs". Problems of Modern Teacher Education, Issue 54 (2), pp. 260-265.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.06.2019
УДК 796.011
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН - СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Алексей Юрьевич Плешивцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России)
Аннотация
Работа посвящена проблемному вопросу совершенствования физической подготовки сотрудников ОВД России женского пола. Авторами охарактеризованы физиологические, психологические и иные особенности женского организма, учет которых будет способствовать эффективному совершенствованию физической подготовки в целом и в частности наиболее эффективному процессу обучения двигательных действий. Авторами доказано, что рациональное применение физических нагрузок во время физической подготовке или спортивной тренировки позволяет повысить функциональные возможности женского организма, направить их на достижение высоких результатов не только служебной деятельности, но и результатов в служебно-прикладных видах спорта МВД России.
Ключевые слова: женщины - сотрудники ОВД России, психолого-педагогические особенности, физиологические особенности, физическая подготовка, принципы, методы, средства.
PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND PHYSIOLOGICAL FEATURES OF THE PHYSICAL TRAINING OF WOMEN - EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Alexey Yuryevich Pleshivtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,
Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs
Annotation
The article is devoted to the problematic issue of improving the physical training of the female employees of the ATS of Russia. The authors described the physiological, psychological and other features of
the female body, the consideration of which will contribute to the effective improvement of physical training in general, and, in particular, the most effective process of learning motor actions. The authors proved that the rational use of physical activity during physical training or sports training allows you to increase the functionality of the female body, to direct them to achieve high results not only in performance activities, but also results in service-applied sports of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: women - employees of the Department of Internal Affairs of Russia, psychological and pedagogical features, physiological features, physical training, principles, methods, means.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим аспектом в организации и планировании физической подготовки женщин, в целом и в частности женщин - сотрудников ОВД России является учет физиологических особенностей женского организма, психологических особенностей женщин и других факторов. Женский организм имеет отличия и особенности в области строения и функционирования различных систем. Эти отличия и особенности определяют уровень умственного, физического, психического развития и работоспособности. Рациональное применение физических нагрузок во время физической подготовки позволяет повысить функциональные возможности женского организма, направить их на достижение высоких результатов не только служебной деятельности, но и результатов в служебно-прикладных видах спорта МВД России. [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Женский организм имеет особенности морфологического и функционального характера, к которым следует отнести особенности телосложения, функциональные возможности, половую систему и психику, которые имеют серьезное влияние на спортивные занятия, спортивный тренировочный процесс, умственную и физическую работоспособность женщины. Характеризуя центральную нервную систему и сенсорные системы женщины, необходимо обратить внимание на то, что речевая информация воспринимается у женщины не только левым, но и правым полушарием мозга. Оба полушария мозга взаимодействуют. Поэтому женщины способны перерабатывать речевую информацию на достаточно высоком уровне. Следовательно, доминирующими методами обучения двигательных действий женщин должны стать рассказ, беседа. Словесно анализируя движения, их элементы, разбирая ошибки, женщина способна ускоренными темпами освоить двигательные навыки. Имея достаточно высокий уровень обучаемости и мотивации, женщина способна быстро и результативно решать стереотипные задачи, добиваясь значительных успехов (мужчины быстрее решают новые задачи). Женщины значительно эмоционально возбудимы, эмоционально неустойчивы и тревожны, поэтому в работе с ними необходимо учитывать такие педагогические воздействия как поощрение и замечание. У женщины хорошо развиты координация движений, четкость, плавность благодаря сенсорным системам - двигательной, вестибулярной, чувствительности кожных рецепторов, а также мышечным чувствам. Обладая глубоким и острым зрением, женщина имеет более широкое поле зрения, чем мужчина, что способствует проявлению более выраженной реакции. Поэтому женщина уверенно ориентируется в движениях и в пространстве. Рассматривая двигательный аппарат и физические качества женщин, отмечаем следующее:
- женщина имеет морфологическую особенность - сдвиг центра масс книзу. Это объясняется значительно хрупким скелетом, чем мужчина, меньшей массой и длиной тела, узкими плечами, широким и низко расположенным тазом, длинным туловищем, короткими конечностями;
- женщина обладает гибкостью и пластичностью. Данная особенность при усиленных нагрузках значительно сказываются на позвоночнике, стопах, приводя к их деформациям;
- женский организм физически развивается раньше, особенно в индивидуальном развитии (онтогенезе), чем мужской;
- женщина имеет меньшую абсолютную мышечную силу из-за утонченных мышечных волокон, но относительная сила может достигать показателя мужчины. Размеры тела также влияют на объем мышечной ткани. У женщин он меньше, чем у мужчин;
- женщина более вынослива в продолжительной цикличной работе, имеющей аэробный характер, т.е. общая выносливость достаточна высока;
- женщина приспосабливается в цикличной работе значительной или умеренной мощности благодаря значительным жировым запасам и возможности их использовать как источник внутренней энергии;
- статические нагрузки менее благоприятно влияют на организм женщины, может привести к значительным изменениям, особенно в сердечно-сосудистой системе в силу отсутствия совершенства моторно-висцеральных рефлексов;
- у женщин уменьшенные сердечные объемы, емкость и глубина легких, как следствие более частые дыхание и пульс, более высокое артериальное давление, меньшее количество кислорода и гемоглобина в крови, а значит аэробные возможности значительно ниже, чем у мужчин. Раскрывая энергетические, аэробные и анаэробные возможности женщины, остановимся на следующем:
- женщина имеет лучшую приспособляемость к изменениям окружающей среды благодаря значительно низкому основному уровню обмена. Что немало важно, продолжительность жизни женщины больше, чем мужчины.
- уровень и характер нагрузок, экономичная техника исполнения физических упражнений, особенности строения тела напрямую влиянию на энергозатраты женщины.
- женщина владеет совершенной терморегуляцией, чем мужчина.
Особое внимание следует обратить на влияние биологического цикла женщины на спортивную работоспособность и тренировочный процесс.
Биологический цикл женского организма - это овариально-менструальный цикл. Процессы метаболизма женщины и результаты процесса физической подготовки тесно связаны с менструальным циклом:
- в период менструальной фазы в период менструального кровотечения резко снижается процесс обмена веществ. Нарушается концентрация внимания. Действие и чувствительность сенсорных систем снижается, возможна эмоциональная неустойчивость и раздражительность. Снижаются частота дыхания и сердцебиение, расширяются сосуды. В этот период силовые нагрузки следует снижать;
- в период фолликулярной фазы женщины в спорте и в тренировочном процессе может достигнуть высоких результатов, т.к. терпимость к боли тесно связана с ростом уровня выносливости и скоростных способностей;
- в период овуляции растет мощность женского организма, которую можно направить на достижение высоких показателей, однако в эту фазу уровень эстрогена, что способствует повышению травматизма;
- в период лютеиновой фазы повышается температура тела, устанавливается высокий уровень напряжения сердечно-сосудистой системы, снижается работоспособность. Женский организм способен меньше времени работать до отказа, возможен набор веса [2].
Для эффективной организации процесса физической подготовки женщин - сотрудников в ОВД важнейшее значение имеют и психолого-педагогические условия, представляющие собой совокупность взаимосвязанных между собой возможностей образовательной и материально-пространственной среды, которые направлены на преобразование конкретных характеристик личности. При организации и планировании процесса физической подготовки указанного контингента следует учитывать и их психологическое особенности. По сравнению с мужчинами психика женщин отлична наибольшей эмоциональной мобильностью, что проявляется в более выраженных сменах настроения, его неустойчивости, на это оказывают влияние самые различные факторы. Женщины в большей степени подвержены тревожности, что приводит к волнению, депрессии, фрустрации, что может
усложнять психологическую адаптацию к условиям работы, переносимости физических нагрузок, которые способствуют наиболее полному использованию их физических и тактических возможностей.
При первых признаках нервно-психической активности тренеру (педагогу, преподавателю физической подготовки) необходимо применять педагогические приемы для устранения (профилактики) таких состояний, в частности: изменить объем, интенсивность и даже характер нагрузки; изменить особенность общения; использование различных технических средств обучения, смена партнера, если упражнения выполняются в парах и др. Работая с женщинами необходимо обращать учитывать эмоциональную составляющую процесса физической подготовки. Хорошим способом повышения эффективности служит применение технических средств обучения, нестандартных упражнений, не только их структуры, но и условий выполнения, примените различного инвентаря и оборудования, применение различных сопряженных методов, используемых в физической подготовке [4].
Что касается такого психологического явления как агрессия, то для проявления этого качества у женщин и мужчин возникают различные установки. Чувство виды и тревоги мужчины испытывают гораздо реже чем женщины. Женщины в первую очередь обеспокоены о последствиях агрессии для них самих. В исследованиях Р. Бэрона и Д. Ричардсона [1] отмечается, что женщины рассматривают агрессивное поведение как экспрессию - как способ снятия стресса, выражения гнева, высвобождения агрессивной энергии, а мужчины видят в агрессии модель поведения для получения различного материального и социального вознаграждения. Сотрудники органов внутренних дел, сталкиваясь в различных ситуациях с агрессией со стороны правонарушителей мужчин и женщин, должны безусловно учитывать характер проявления агрессии у тех и других.
Таким образом, следует выявить следующие особенности обучения физическим упражнениям женщин: 1) наличие целостной программы овладения двигательными действиями; 2) технически правильное, тактически эффективное применение женщинами технического приёма в жестко соревновательном периоде в условиях стресса; 3) техническая подготовка женщин в различных видах спорта должна решать поставленные соревновательные цели при выполнении упражнений; 4) у женщин - сотрудников ОВД России должна быть сформирована на высоком уровне не только личностная, но и командная мотивация; 5) в ходе овладения двигательными действиями женщина - сотрудник ОВД подвергается не только значительным физическим, но и психологическим нагрузкам; 6) на двигательные действия женщин оказывает серьезное влияние психомоторика [2]. Процесс обучения двигательным действиям имеет ряд общепедагогических особенностей: ведущая роль в освоении учебного материала отводится активной двигательной деятельности; процесс формирования множества систем двигательных навыков; формирование и эффективное развитие комплекса двигательных качеств; весь процесс направлен на создание условий для формирования положительной мотивации. Следует выделить принципы, характеризующие особенности процесса обучения двигательным действиям: сознательности и активности; наглядности; систематичности; постепенности; последовательности; индивидуализации. Различают три группы методов обучения: словесные, наглядные, практические. Особое значение играют практические методы. Словесные и наглядные группы методов способствуют формированию предпосылок к исполнению двигательных действий различными способами. Наличие мотивационных установок к успешному применению технических и тактических приемов, осознанность правильности выбора приёма, уверенность в получении положительного результата, настойчивость, способность преодолеть страх, смелость характеризуют психологическую готовность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональная подготовленность женщин - сотрудников ОВД России обеспечивается совокупностью различных факторов, особое место среди которых занимает
физическая подготовка как одна из важнейших дисциплин профессиональной служебной подготовки. Сотрудник - женщина должна уметь выполнять задачи профессиональной деятельности не хуже мужчины, среди которых: задержание правонарушителя, освобождение от захватов и обхватов; защита от ударов вооруженного и невооруженного противника, от угрозы оружием, попытки завладеть оружием и др. Перечисленные обстоятельства требуют от сотрудника - женщины хорошо развитых физических способностей: силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, формирование и совершенствование которых осуществляется на занятиях по физической подготовке. Следует заключить что при организации физической подготовки женщин - сотрудников ОВД России необходимо учитывать физиологические, психологические особенности, необходимо следовать педагогическим принципам физической подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 1999. - 352 с.
2. Зайцев, А.А. Педагогические и социальные аспекты профессионально-прикладной физической подготовки женщин / А.А. Зайцев, П.П. Литасов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 4 (50). - С. 120-121.
3. Овчинников, В.А. Профессионально важные физические способности сотрудников органов внутренних дел России / В.А. Овчинников, В.Н. Галкин, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 4. - С. 172-176.
4. Уэйдерберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэйдерберг, Д. Гоулд. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 336 с.
REFERENCES
1. Baron, R. and Richardson, D. (1999), Aggression, Peter, St. Petersburg.
2. Zaitsev, A.A. and Litasov, P.P. (2017), "Pedagogical and social aspects of professional-applied physical training of women", Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No 4 (50), pp. 120-121.
3. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 4, pp. 172-176.
4. Widerberg, R.S. and Gould, D. (2001), Fundamentals of the psychology of sport and physical culture, Olympic literature, Kiev.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.06.2019
УДК 796.011.1
МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ И ОТНОШЕНИЕ К СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Вячеслав Георгиевич Жалбэ, магистрант, Нижневартовский государственный университет (НВГУ)
Аннотация
В статье представлены результаты изучения мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой и спортом и отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности у подростков 13-14 лет, занимающихся футболом и их сверстников, не занимающихся спортом. Проявления мотивов, характеризующих состязательность - стремление к лидерству, соперничеству, игровой деятельности, существенно не отличаются в обеих группах. Корреляционный анализ выявил наличие взаимосвязи между показателем интенсивности отношения к состязательной деятельности подростков и стремлением к соперничеству, доминированию, самосовершенствованию и получению положительных эмоций.