УДК 37 Войчишина Д.Р., Журавлева Е.Ю.
Войчишина Д.Р.
студент 5 курса бакалавриата Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)
Журавлева Е.Ю.
кандидат психологических наук, доцент Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)
ПУТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МОТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖАННЫМ РАЗВИТИЕМ
Аннотация: движение играет важную роль в жизни каждого, но если мы говорим про физическое развитие, то оно является важным элементом нормального роста и развития каждого ребенка. Поэтому внимание нужно обращать не только психическому и интеллектуальному, но также и физическому развитию. У детей с задержкой психического развития, помимо ограниченных знаний о мире, проблем с речевым развитием, незрелости эмоционально-волевой сферы и недостаточного уровня познавательной деятельности, наблюдаются различные виды нарушений моторных функций.
Ключевые слова: задержка психического развития, моторные возможности, психомоторика, дошкольный возраст, двигательная активность.
Актуальность. Дошкольным возрастом считается психическое развитие ребенка от 3х до 7 лет. Большая часть двигательных качеств формируется в дошкольном возрасте, в дальнейшей жизни, правильно расширяемая двигательная активность ляжет в основу полноценного физического и психического развития.
Согласно мнению Н.А. Бернштейна: «формирование психики происходит в движении». В связи с эти не стоит недооценивать, то, какую роль движение оказывает в жизни каждого человека. Любое движение, влияет на функции и структуры центральной нервной системы, активно участвует в функционировании и играет ключевую роль в развитии мозговых функций.
Сенсомоторные возможности в большой степени обуславливают развитие, формируя основу психического развития ребенка и обеспечивая процесс формирования высших психических функций.
Задержку психического развития (ЗПР) в дошкольном возрасте рассматривают как состояние, при котором ребенок отстает от своих сверстников по уровню интеллектуального и эмоционального развития. Одной из важных составляющих комплексной работы с такими детьми является развитие моторных функций, которые играют ключевую роль в формировании когнитивных способностей и социальной адаптации [1, 2].
Проблемы с развитием двигательных навыков у детей с задержанным психическим развитием не остались незамеченными не только среди российских исследователей, но и зарубежных.
Известные ученые Н.А. Бернштейн, Н.П. Вайзман, Е.М. Мастюкова и И.А. Коровина, в своих исследованиях неоднократно указывали на специфические особенности моторики у детей с задержкой психического развития.
Хотя у таких детей не всегда наблюдаются серьёзные двигательные нарушения, при внимательном наблюдении за их поведением в повседневной жизни можно заметить трудности в управлении произвольными движениями. Также можно увидеть нехватку определённых моторных умений и навыков, проблемы с развитием двигательной активности и мелкой моторики [5].
Психомоторное развитие опирается на возможности слухового и зрительного восприятия, включает в себя широкий спектр моторных функций: начиная с оценки мышечного тонуса и способности держать голову вертикально у новорождённых до целенаправленных движений рук и ног и
развития мелкой моторики, которая содействует формированию навыков письма. У детей с задержкой психического развития уровень моторных функций, как правило, ниже, чем у их сверстников с нормальным развитием.
У таких детей наблюдаются заметные проблемы в общей моторике, такие как слабая переключаемость движений, отсутствие самоконтроля, недостаточная координация, как в статических, так и в динамических движениях. Также появляются трудности с удержанием баланса, запоминанием и повторением рядов действий, с сохранением определенной позиции тела и темпа. В общей картине, их действия кажутся разрозненными, непредсказуемыми и грубыми.
Самые очевидные трудности проявляются в моторной неловкости и расторможенности. Детям трудно воссоздавать различные позиции рук и пальцев, особенно если требуется выполнение ряда операций, например, поочередное сжатие ладони и выпрямление пальцев. появляются трудности при применении столовых приборов во время приема пищи, а также они испытывают сложности с правильным захватом ручки, карандаша или кисточки [6].
Особенности наблюдаются при удержании статической позы в артикуляционной моторике, а также часто - в повышенном или пониженном мышечном тонусе языка, нарушениях дыхания. Эти моторные отклонения затрудняют учебную деятельность, особенно в освоении навыков письма, рисования и ручного труда.
Дефициты психомоторного развития у дошкольников с ЗПР могут проявляться как: гипо- или гипертонус, диссинергии (отсутствует согласованность работы мышц), апраксия (нарушение смысловых цепей действий), дистаксия (нарушение координации в пространстве), сложности в произвольных движениях.
К сожалению, в современном мире, большая часть исследований посвящена именно познавательной деятельности, хотя двигательный компонент, являясь не менее значимым, почему-то остается вне поля внимания
исследователей, в связи с этим мы считаем, что необходимо уделять большее внимание изучению двигательной сферы у дошкольников с задержкой психического развития, поскольку это позволит осуществлять более качественно коррекцию и развитие детей.
Целью данной статьи является актуализация проблемы развития моторных функций, двигательной активности у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Основное содержание. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдаются сложности при выполнении движений по устным инструкциям. Это подчеркивает необходимость учитывать, что на первых этапах физкультурных занятий детям лучше демонстрировать движения. Затем следует переходить к выполнению упражнений по словесным указаниям в сочетании с показом, а на финальном этапе - полностью полагаться на устные инструкции. Также возможно применение схем и моделей вместо словесных инструкций, что помогает развивать у дошкольников внимание, мышление и пространственную ориентацию.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) могут испытывать сложности в обучении, особенно при выполнении заданий, связанных с рисованием, письмом и ручным трудом. Эти трудности часто связаны с проблемами в координации движений, низкой способностью контролировать их и быстрой утомляемостью у детей.
У.В. Ульенкова отмечала, что дети с ЗПР имеют не только нарушения в эмоциональной, волевой и познавательной сферах, но и отставание в физическом развитии, которое влияет на общее развитие ребёнка. Помимо недостатков в общей моторике, она указывала на проблемы с мелкой моторикой, которые также усложняют процесс обучения [3, 4].
В 1960 г. N. Kephart, изучавший особенности таких детей, обнаружил, что им трудно учиться из-за проблем с восприятием и моторикой. Он объяснял это тем, что детям сложно осваивать новые движения из-за недостаточного развития моторных функций.
Исследование В.В. Лебединского показало, что у детей с конституциональной формой ЗПР инфантильный тип телосложения проявляется в мимике и моторике, а при соматогенной ЗПР, вызванной длительными или хроническими заболеваниями, физическая астения играет ключевую роль в моторной сфере. Тогда как при психогенной ЗПР особенности эмоционально-волевой сферы влияют на физическое развитие, что сказывается на контроле и целенаправленности движений. У детей с церебрально-органической ЗПР наблюдаются неловкость в произвольных движениях, бедность моторики, замедление динамики моторного развития, нарушение ритма и автоматизации движений [7].
Моторные навыки являются основой для многих аспектов детского развития. Они влияют на способность ребенка выполнять повседневные задачи, участвовать в играх и учиться новому. У детей с ЗПР нередко наблюдаются трудности в координации движений, что может стать препятствием для успешного освоения учебной программы и взаимодействия со сверстниками.
Развитие моторики способствует улучшению внимания, памяти и мышления. Кроме того, физическая активность стимулирует выработку эндорфинов, что положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Современные методы развития моторных функций включают разные направления работы от разнообразных игр на развитие крупной моторики, помогающих улучшить координацию и баланс, до коррекционно-педагогических мероприятий по развитию мелкой моторики в процессе развития речи, становления письма. Кроем того сегодня набирают популярность средства сенсорной интеграции, направленные на улучшение взаимодействия различных сенсорных систем организма, а также - музыкально-ритмические занятия, танцы и музыкальные игры, способствующие развитию чувства ритма и координации движений.
В качестве особого фактора успеха отметим - участие родителей в построении системы поддержки своих детей с ЗПР. Современному родителю важно не только регулярно заниматься развитием моторики дома, но и
создавать благоприятную атмосферу для обучения через игру, поощрять ребенка к самостоятельности, хвалить за успехи и предоставлять возможности пробовать новое. Сотрудничество родителей с педагогами и специалистами позволяют создать индивидуальный план занятий для ребенка.
Заключение. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития отстают в моторных навыках от своих нормально развивающихся сверстников, поэтому для них необходимо проводить специально организованные коррекционно-развивающие занятия.
Развитие моторных функций у таких детей следует начинать с первых дней их пребывания в детском саду, проводя занятия последовательно и целенаправленно. Это должно осуществляться как на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях, так и в процессе всей воспитательной и учебной деятельности [1, 8].
Это связано с тем, что правильное развитие моторных функций существенно влияет на различные психические процессы у детей, такие как речь, мышление, восприятие и другие. Это также позитивно сказывается на их обучении и подготовке к школе, что способствует улучшению навыков письма и чтения.
Коррекционно-педагогическое воздействие должно учитывать возрастные и индивидуально-психологические характеристики детей с задержкой психического развития, особенности их психической активности, работоспособность и включать речь как средство регуляции. Коррекционная работа должна строиться с учетом системного и комплексного характера нарушений моторных функций, которые затрагивают все аспекты жизни дошкольника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования. М. : Юрайт, 2020. 195 с.;
2. Андреева А.А. Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития / А.А. Андреева, А.А. Лирнык. // Молодой ученый. - 2013. - №5;
3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. - М.: Международная педагогическая академия, 2014. - 216 с.;
4. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2;
5. Дудьев В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие - Барнаул : АлтГПУ, 2020 - 360с.;
6. Коровина И.А. Двигательные нарушения в структуре развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Адаптивная физическая культура - пути и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. - Волгоград: ВГАФК, 2009;
7. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст./ Под ред. А.Г. Москвиной. - М.: Классике Стиль, 2003;
8. Семенова А.С. К вопросу о становлении моторной функции у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Профессиональный рост педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации современного образования. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. - С. 153-157
Voychishina D.R., Zhuravleva E. Yu.
Voychishina D.R.
Kuban State University (Krasnodar, Russia)
Zhuravleva E.Yu.
Kuban State University (Krasnodar, Russia)
WAYS AND MEANS OF DEVELOPING MOTOR SKILLS OPPORTUNITIES FOR PRESCHOOLERS WITH DELAYED DEVELOPMENT
Abstract: movement plays an important role in everyone's life, but if we are talking about physical development, then it is an important element of the normal growth and development of every child. Therefore, attention should be paid not only to mental and intellectual, but also to physical development. In children with mental retardation, in addition to limited knowledge of the world, problems with speech development, immaturity of the emotional and volitional sphere and an insufficient level of cognitive activity, various types of motor function disorders are observed.
Keywords: mental retardation, motor capabilities, psychomotor skills, preschool age, motor activity.