УДК 376
Кижапкина Н.Г.
Магистрант кафедры коррекционной педагогики ФГБОУВО Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П.Астафьева (Россия, г.Красноярск)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: в данной статье проведен сравнительный анализ сформированности психомоторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития. Представлена взаимосвязь развития психомоторных функций на становление познавательной, речевой, эмоциональной сферы.
Ключевые слова: психомоторные функции, двигательная сфера, задержка психического развития, общее недоразвитие речи, двигательные нарушения.
Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников остается актуальной, так как именно дошкольный возраст признан педагогами-психологами этапом интенсивного физического и психического развития ребенка [2], [8].
В настоящее время, авторы, изучавшие психомоторные функции детей отмечают прогрессирующее ухудшение физического и психического здоровья детей [1].
Физиолог Н.А. Бернштейн, считает движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма [1].
На первых этапах жизни ребенка в развитии психомоторики особую роль играет ее двигательный компонент. Любое движение, как бы случайно оно не возникло,
является для ребенка живым опытом. Это свидетельствует о тесной связи между становлением двигательной и познавательной сферы [5], [7].
Э.С. Вильчковский, М.Д. Маханева и др. отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности.
Е.А. Аркин, М.М. Кольцова особо отмечают тесную взаимосвязь двигательной и эмоциональной сферы. Именно положительные эмоции, по мнению, М.М. Кольцовой, возникающие у ребенка при движении, являются стимулом к их повторению, что, в свою очередь, является необходимым условием овладения ими [7].
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. С другой стороны, формирование самой двигательной функциональной системы человека происходит при активном участии речи [6].
Н. И. Озерецкий, один из первых в нашей стране ученых, занимавшийся вопросами двигательного развития детей, указывал, что даже самые незначительные нарушения моторики могут иметь неблагоприятное влияние на развитие ребенка и его успеваемость [13].
Дети с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям
[1], [7].
По данным ряда авторов детям с ОНР, с общей соматической ослабленностью и
замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в
развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией сложных
движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением
скорости и ловкости выполнения. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся
45
сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно -временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Также наблюдается недостаточный самоконтроль при выполнении заданий [7].
Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики -общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). У детей с общим недоразвитием речи отмечаются особенности двигательной памяти: пропуск, замены, перестановки частей двигательных программ. Дети с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень двигательного воображения, от которого во многом зависит успешность реализации еще никогда не выполнявшихся действий
[9].
Трудности в наглядно-действенном мышлении в структуре психомоторных действий приводят к тому, что дети не могут предвосхищать двигательные действия.
Характерным является развитие мимической моторики: страдает точность и полнота выполнения движений, при сохранных непроизвольных движениях наблюдается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом) [9].
Также необходимо отметить недостаточную координацию ручной моторики. У испытуемых обнаруживается застревание на позах, длительный поиск нужного положения пальцев рук, затруднена координация движений при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе [1], [7].
Особенно выражены нарушения речевой моторики, что объясняется сложностью организации и дифференцированностью речевых движений, а также недостаточностью глубокой проприоцептивной чувствительности, сигнализирующей о состоянии костно-мышечно-суставного аппарата [9].
Двигательные нарушения у детей с ЗПР - составная часть ведущего дефекта. Полученные в различных исследованиях сведения о развитии движений у детей с ЗПР дают возможность охарактеризовать основное своеобразие их психофизического развития, отмечаются следующие нарушения:
- своеобразная моторная недостаточность, неловкость ручной моторики;
- несформированность сложных координаторных схем, неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму;
- нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная скоординированность и нечеткость непроизвольных движений;
- трудности переключения и автоматизации, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, координация;
- повышенная двигательная активность из-за недостаточности тормозных механизмов;
- у многих детей наблюдаются гиперкинезы, наблюдаются мышечные подергивания [14], [4], [12].
При задержке созревания ЦНС у детей, задерживается и нарушается формирование интегративной деятельности мозга, что проявляется как в недостаточной сформированности более сложных форм произвольных движений, так и в наличии отдельных проявлений примитивных врожденных двигательных реакций
[4].
Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук.
Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные
трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования,
ручного труда, письма [10].0бнаруживаются неточность и неловкость движений,
трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения
обнаруживаются при выполнении попеременных движений, например попеременного
сгибания в кулак и распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при
47
одновременном распрямлении остальных пальцев той же руки. При выполнении произвольных движений, у детей часто проявляется излишнее напряжение мышц [11], [14].
Список литературы
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.: учебное пособие /Е.Ф. Архипова. - М.,2006; Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активности /. Под ред. О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1990. -494 с;
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Педагогика, 1960.-С. 121-134;
Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, H.A. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с;
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.: Изд - во АПН РСФСР, 1960.-430 с; Ильин, Е.Л. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. СПб., 2003. - 384 с; Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). - М.: Педагогика, 1973. - 144с; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с; Лопатина, Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами// Дефектология. - 2003. - №5. - С. 45 - 51; Марковская, И.Ф., Екжанова, Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1988. - № 4. - С. 12 - 16;
Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. //Дефектология. - 1987. - №3;
Озерецкий, Н.И. Методика исследования моторики: Психомоторика. - 4.2. - М. - Л.: Гос. мед. изд-во, 1930. - 176 с;
Певзнер М.С. Клиническая характеристика психического инфантилизма детей // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982. 81 с.