Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРНЫЕ ФУНКЦИИ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кижапкина Н.Г.

В данной статье приведены результаты сравнительного исследования сформированности психомоторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кижапкина Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376

Кижапкина Н.Г.

Магистрант кафедры коррекционной педагогики

ФГБОУВО Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П.Астафьева (Россия, г. Красноярск)

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

РЕЧИ III УРОВНЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в данной статье приведены результаты сравнительного исследования сформированности психомоторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития.

Ключевые слова: психомоторные функции, уровневая теория построения движений Н.А.Бернштейна, нейропсихологическая диагностика.

Психомоторное развитие представляет собой сложный процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

Н.А. Бернштейн [1] создал теорию управления движениями, в основу которой положены сведения о развитии структур мозга в филогенезе и данные о психомоторном развитии ребенка. Согласно данной теории, выделяется 5 уровней организации движений:

Уровень А - руброспинальный уровень ЦНС: обеспечивает бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорецепции, статическую выносливость и координацию.

Уровень В - таламопаллидарный: обеспечивает коррекцию, внутреннюю увязку целостного движения, согласование его составных частей, выразительные движения, пантомимику, пластику.

Уровень С - пирамидно-стриарный: обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, движения целевого характера, имеющие начало и конец. Уровень С распадается на два подуровня. С 1-стриарный, принадлежащий к экстрапирамидной системе, нижний подуровень пространственного поля. Он осуществляет оценку направления движения и дозирование силы по ходу движения (шнурование, причесывание, перелистывание, слежение за движущимся пальцем, обведение фигуры на бумаге). С 2-пирамидный, относящийся к группе кортикальных уровней, верхний подуровень пространственного поля, представляющий из себя сложную афферентационную систему зрительно-пространственного поля. Обеспечивает максимальную целевую точность (закатывание шариков в лунки, вдевание нитки в иголку, прыгание до черты, рисование круга).

Уровень D - теменно-премоторный, кортикальный. Ведущей афферентной системой является представление о предмете. Афферентация опирается на смысловую сторону действия с предметом. Пространственное поле приобретает новые топологические качественные характеристики (верх, низ, между, над, прежде, потом). Происходит осознание правой и левой сторон тела.

Уровень Е - высший кортикальный уровень символической координации и психологической организации движений: осуществляет понимание чужой и собственной речи, содержание решаемой задачи, письменное и устное выражение своих мыслей; музыкальное и хореографическое исполнение. Действия этого уровня основываются на образном мышлении.

При проведении сравнительного исследования сформированности психомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития, нами использовался модифицированный вариант нейропсихологической методики Л.С.Цветковой, метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей и подростков от 4

до 16 лет Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича, адаптированные к исследуемой группе детей [2], [3].

Содержание методики составили два блока диагностических заданий.

1 блок - Исследование общей моторики по отдельным компонентам движения.

- Исследование статической координации движений. Исследует функции статического равновесия и выявляет преимущественно участие руброспинального уровня по Н.А. Бернштейну.

- Исследование динамической координации движений рук. Выявляет преимущественную активность уровня синергии (В) и нижнего подуровня пространственного поля.

- Исследование динамической координации движений в целом. Отражает ловкость, двигательную маневренность. Выявляет деятельность уровня синергий В.

- Исследование скорости движений. Отражает динамическую координацию всего тела и позволяет судить о быстроте и ловкости движений. Выявляет преимущественно активность уровней В и С1 по Н.А. Бернштейну.

- Исследование одновременности движений. Характеризует корковый уровень построения движений, выявляет синкинезии.

2 блок - Исследование мелкой моторики

- Исследование кинестетической организации предметных действий - пробы на «праксис позы. Задания направлены на исследование кинестетических ощущений, участвующих в движениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга.

- Исследование динамической организации двигательного акта. Исследуется динамическая организация действий, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое.

- Исследование пространственной и сомато-пространственной организации движения рук. Выявляет сохранность или нарушение пространственной и сомато-пространственной организации предметных действий, выполнение их в пространстве.

- Исследование пространственного гнозиса, восприятия пространства. Направлен на исследование сформированности пространственного восприятия и оптико-пространственных действий.

В процессе анализа результатов проведенного нами исследования общей моторики, мы установили отклонения от нормативов по всем показателям. Особые затруднения у детей с общим недоразвитием речи III уровня вызвали задания на исследование статической координации движений, динамической координации движений рук и движений в целом (бросок мяча в цель, прыжок через веревку). Наибольшую трудность вызвало задание на исследование одновременности движений. У детей с задержкой психического развития все выше перечисленные особенности были выражены значительно больше.

Имеющиеся сложности удержания статической позы, на наш взгляд, могут объясняться несовершенством работы руброспинального уровня регуляции движений, который обеспечивает бессознательную, непроизвольную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорецепции, а в области произвольной моторики -движений, связанных с принятием и удержанием позы.

Повышенная скованность, скупость, потеря содружественных движений при выполнении заданий на исследование динамической организации двигательного акта могут быть следствием недостаточной работы таламо-паллидарного уровня (В), обеспечивающего автоматичность движений.

Трудности согласования двигательного акта с внешним пространством, проявляющиеся в расстройствах точности, координации выполняемых движении, могут свидетельствовать о недостаточной деятельности уровня пространственного поля (С) или пирамидно-стриального поля, обеспечивающего целевой характер движении

Наряду с недостаточностью деятельности уровней (А), (В), (С) у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и с задержкой психического развития отмечается и недостаточность работы низшего кортикального теменно-премоторного уровня организации движении (D). В этих случаях при выполнении заданий наблюдалась диспраксия, которая проявлась в расстройстве четкости и плавности серийной организации движении.

Результаты исследования, направленные на изучение мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня выявили следующие особенности: замедленный темп выполнения заданий; наличие синкенезий; дезавтоматизация движений, истощение; нарушение пространственного и сомато-пространственного гнозиса, зеркальное воспроизведение движений, а у дошкольников с задержкой психического развития - нарушение формулы движений, явления персевераторности; трудности запоминания программы, утрата типологической схемы движения; замедленное переключение с одного движения на другое, поиск позы, нечеткость воспроизведения позы; нарушение координированных движений рук, нарушение плавности движений; нарушение пространственного и сомато -пространственного гнозиса, зеркальное воспроизведение движения.

Выявленные особенности сформированности психомоторных функций у дошкольников данных групп свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы с целью коррекции и развития психомоторных функций.

Список литературы

Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активности /. Под ред. О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1990. - 494 с;

Озерецкий, Н.И. Методика исследования моторики: Психомоторика. - 4.2. - М. - Л.: Гос. мед. изд-во, 1930. - 176 с;

Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М.: «Российское педагогическое агентство» «Когито-центр», 1998. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.