Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

ДИНАМИКА ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
467
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА / ДОШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ОБЩАЯ МОТОРИКА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ / ЗПР / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильина Светлана Юрьевна, Зарин Алиция, Нефедова Юлия Валентиновна

Проблема физического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью остается по настоящее время малоизученной. Ее исследование является актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. Статья посвящена раскрытию особенностей двигательной сферы детей с задержкой психического развития (ЗПР) и с легкой умственной отсталостью, воспитывающихся в дошкольном учреждении. В ней представлены результаты экспериментального исследования общей моторики дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза и с легкой умственной отсталостью при поступлении в детский сад и после двух лет обучения. Исследование было проведено с помощью специально разработанной методики, связанной с содержанием работы по физическому развитию. Была применена качественно-количественная оценка основных элементов общей моторики. В статье дана характеристика ходьбы, бега, прыжков, координации движений двух возрастных групп детей (4-5 лет и 6-7 лет) с ЗПР и с легкой умственной отсталостью. На основе качественного и количественного анализа определены общие и специфические характеристики движений дошкольников с ЗПР и с легкой умственной отсталостью. Представленные результаты исследования позволили сделать вывод о наличии положительной динамики в развитии общей моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специально организованной коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении. Подчеркнуты важность и необходимость изучения двигательной сферы для реализации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе преодоления ее недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ильина Светлана Юрьевна, Зарин Алиция, Нефедова Юлия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL MOTOR SKILLS DYNAMICS IN PRESCHOOLERS WITH INTELLECTUAL DEVELOPMENT DISORDER

The problem of physical development of preschool children with intellectual disability has been little studied until now. It is urgent both theoretically and practically. The article describes the peculiarities of the motor system of children with disorders of psychological development (DPD) and mild intellectual disability brought up in preschool institutions. It presents the results of an experimental study of general motor skills of preschoolers with DPD of cerebral-organic genesis and children with mild intellectual disability, at the time of entering a kindergarten and after 2 years of staying at it. The research was carried out with the help of specially developed methods, related to the content of the work on physical development. The authors used qualitative and quantitative assessment of basic elements of general motor skills. The article characterizes walking, running, jumping and movement coordination of the kids of two age groups: 4-5 and 6-7 years old with DPD and mild intellectual disability. Based on the qualitative and quantitative assessment, the study reports general and specific features of the movements of preschoolers with DPD and mild intellectual disability. The results presented have allowed the authors to conclude that there are positive dynamics in the development of general motor skills of the kids with DPD and intellectual disability under the conditions of specially organized rehabilitation-educational work at a preschool institution. The article stresses the importance and necessity of investigation of the motor sphere in order to realize the individual and differential approaches in the process of its rehabilitation.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Специальное образование. 2022. № 3 (67). Special Education. 2022. No 3 (67).

УДК 3 76.42-053 "465.00/.07"

ББК Ч455.091 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК5.8.3 (13.00.03)

Светлана Юрьевна Ильинаш Алиция Зарин2н

Юлия Валентиновна Нефедова3^

ДИНАМИКА ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1,2,3 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

1 swetil@yandex.ru

2 a.zarin@mail.ru

3 yuliya-nefedova@yandex.ru

Аннотация. Проблема физического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью остается по настоящее время малоизученной. Ее исследование является актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. Статья посвящена раскрытию особенностей двигательной сферы детей с задержкой психического развития (ЗПР) и с легкой умственной отсталостью, воспитывающихся в дошкольном учреждении. В ней представлены результаты экспериментального исследования общей моторики дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза и с легкой умственной отсталостью при поступлении в детский сад и после двух лет обучения. Исследование было проведено с помощью специально разработанной методики, связанной с содержанием

Svetlana Yu. Il'ma1® Alitsiya Zarin2® Juliya V. Nefedova3®

GENERAL MOTOR SKILLS DYNAMICS IN PRESCHOOLERS WITH INTELLECTUAL DEVELOPMENT DISORDER

1,2,3 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia

1 swetil@yandex.ru

2 a.zarin@mail.ru

3 yuliya-nefedova@yandex.ru

Abstract. The problem of physical development of preschool children with intellectual disability has been little studied until now. It is urgent both theoretically and practically. The article describes the peculiarities of the motor system of children with disorders of psychological development (DPD) and mild intellectual disability brought up in preschool institutions. It presents the results of an experimental study of general motor skills of preschoolers with DPD of cerebral-organic genesis and children with mild intellectual disability, at the time of entering a kindergarten and after 2 years of staying at it. The research was carried out with the help of specially developed methods, related to the content of the work on physical development. The authors used qualitative and quantitative assessment of basic elements of general motor skills. The

© Ильина С. Ю., Зарин А., Нефедова Ю. В., 2022

работы по физическому развитию. Была применена качественно-количественная оценка основных элементов общей моторики. В статье дана характеристика ходьбы, бега, прыжков, координации движений двух возрастных групп детей (4-5 лет и 67 лет) с ЗПР и с легкой умственной отсталостью. На основе качественного и количественного анализа определены общие и специфические характеристики движений дошкольников с ЗПР и с легкой умственной отсталостью. Представленные результаты исследования позволили сделать вывод о наличии положительной динамики в развитии общей моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специально организованной коррекционно-разви-вающей работы в дошкольном учреждении. Подчеркнуты важность и необходимость изучения двигательной сферы для реализации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе преодоления ее недостатков.

Ключевые слова: дошкольная олигофренопедагогика, дошкольники, нарушения интеллекта, дети с нарушениями интеллекта, интеллектуальные нарушения, интеллектуальная недостаточность, интеллектуальное развитие, двигательная сфера, общая моторика, умственная отсталость, умственно отсталые дети, ЗПР, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития.

Информация об авторах: Ильина Светлана Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой олигофренопедагогики, ФГБОУ ВО «РГПУ им. А. И. Герцена»; адрес: 197046, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26.

article characterizes walking, running, jumping and movement coordination of the kids of two age groups: 4-5 and 67 years old with DPD and mild intellectual disability. Based on the qualitative and quantitative assessment, the study reports general and specific features of the movements of preschoolers with DPD and mild intellectual disability. The results presented have allowed the authors to conclude that there are positive dynamics in the development of general motor skills of the kids with DPD and intellectual disability under the conditions of specially organized rehabilitation-educational work at a preschool institution. The article stresses the importance and necessity of investigation of the motor sphere in order to realize the individual and differential approaches in the process of its rehabilitation.

Keywords: preschool olygophreno-pedagogy, preschoolers, intellectual disorders, children with intellectual disorders, intellectual problems, intellectual disability, intellectual development, motor sphere, general motor skills, intellectual disability, children with intellectual disability, DPD, disorders of psychological development, children with disorders of psychological development.

Author's information: Il'ina Svet-lana Yur'evna, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Oligophrenopedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.

Зарин Алиция, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, кафедра олигофренопедагогики, ФГБОУ ВО «РГПУ им. А. И. Герцена»; адрес: 197046, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26.

Нефедова Юлия Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра олигофренопедагогики, ФГБОУ ВО «РГПУ им. А. И. Герцена»; адрес: 197046, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26. Для цитирования: Ильина, С. Ю. Динамика общей моторики дошкольников с проблемами интеллектуального развития / С. Ю. Ильина, А. Зарин, Ю. В. Нефедова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 3 (67). — С. 16-26.

Введение

Полноценное развитие двигательной сферы дошкольника начиная с раннего возраста является непременным условием и источником познания им окружающего мира. При этом моторное и психическое развитие ребенка находятся в сложных взаимосвязях и взаимозависимостях, оказывая существенное влияние друг на друга (Е. А. Аркин, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, Е. М. Мастюкова и др.). Органическое поражение центральной нервной системы выступает в качестве основного биологического фактора, оказывающего существенное негативное влияние на становление всей психомоторики в целом. Анализ современных исследований [3; 5; 6; 7; 8; 10; 11; 12; 13; 15 и др.] позво-

Zarin Alitsiya, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Oligophrenopedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.

Nefedova Juliya Valentinovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Oligophrenopedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.

For citation: Il'ina, S. Yu., Zarin, A., Nefedova, J. V. (2022). General Motor Skills Dynamics in Preschoolers with Intellectual Development Disorder. Special Education, 3(67), pp. 16-26. (In Russ.).

ляет констатировать, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и с умственной отсталостью недоразвитие психомоторики проявляется с первых дней жизни, но отличается значительным разнообразием. Следует подчеркнуть, что к настоящему времени проблема изучения моторной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности общей моторики, остается недостаточно исследованной. Вместе с тем наличие достоверной информации об овладении дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью различными видами сложно координированных движений (ходьба, бег, прыжки) позволит определить, во-первых, специфику двигательной сферы детей этой категории, а во-вторых, содержание и организацию коррек-

ционно-образовательного процесса, направленного на ее развитие. Такая информация может быть получена в ходе проведения длительного и систематического мониторинга во время всего пребывания ребенка с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении.

Соответственно, вопросы активизации психического и моторного развития детей с учетом типологических и индивидуальных особенностей и возможностей выступают на первый план при отборе содержания и организации коррекционно-образова-тельного процесса в дошкольном учреждении. Решение этих вопросов требует хорошего знания особенностей моторного развития каждого дошкольника, что достигается за счет проведения педагогами в начале каждого учебного года тщательного обследования.

Результаты исследования

В этом русле нами было проведено многолетнее экспериментальное исследование общей моторики 139 дошкольников, воспитывающихся в условиях дошкольного образовательного учреждения, в том числе 54 детей с легкой умственной отсталостью и 85 — с ЗПР церебрально-органического генеза. Исследование имело лонгитюдный характер: дошкольники были об-

следованы при поступлении в детский сад (возраст составлял 4-5 лет) и после двух лет их обучения (соответственно — 67 лет).

Изучение общей моторики детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью осуществлялось на основе специально разработанной программы, обеспечивающей изучение овладения ими такими движениями, как ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, бросание, ползание [4; 12]. Для качественной и количественной оценки была использована специально разработанная шкала в баллах от 0 до 6 [4; 12; 13], которая позволяет оценить не только результат, но и процессуальную сторону выполнения ребенком каждого задания. При этом 0 баллов характеризует невозможность выполнения ребенком определенных движений, а 6 баллов соответствует низким показателям нормативного развития детей старшего дошкольного возраста. В рамках данной статьи представим результаты изучения таких показателей развития общей моторики, как ходьба, бег, прыжки, а также координация движений.

Анализ полученных результатов исследования показал, что для общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характерно запаздывание сроков овладения ими ос-

новными видами движений (ходьба, бег, прыжки). Однако у детей с легкой умственной отсталостью это проявлялось более выражен-но по сравнению с их сверстниками с ЗПР, у которых становление основных видов движений либо соответствовало нижней границе нормативного развития, либо демонстрировало незначительное отставание в сроках овладения. Кроме того, в движениях дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отмечались неловкость, замедленный темп, выраженные нарушения координации движений рук и ног, отсутствие гибкости и плавности, недостаточность мышечной силы и ритма произвольных движений. Все это позволяет констатировать, что у дошкольников, как с ЗПР, так и с легкой умственной отсталостью, при поступлении в дошкольное учреждение наблюдается не только несоответствие общей моторики нормативному развитию, но и ее качественное своеобразие.

Так, ходьбу детей 4-5 лет с проблемами интеллектуального развития (с легкой умственной отсталостью и с ЗПР) характеризовали мелкий, семенящий шаг; поза с опущенной головой и плечами; шарканье; часто наличие мышечного напряжения в ногах, руках, туловище; неравномерность шагов; отсутствие согласованности в движениях рук и ног;

неуверенность. При ходьбе многие дети смотрели не вперед, прямо перед собой, а под ноги, что приводило к столкновениям друг с другом и с окружающими предметами, а также существенно влияло на свободу перемещения в пространстве.

Часть дошкольников (29 %) при поступлении в детский сад испытывала значительные трудности при ходьбе по лестнице. Некоторые из них поднимались и спускались приставным шагом, а не попеременным, что в большей степени характерно для детей раннего, а не дошкольного возраста [7; 8]. Отдельные дети (17 %) нуждались в помощи взрослого в виде удерживания за руку, поскольку при самостоятельном спуске и подъеме по лестнице, держась за перила, испытывали страх и не могли сделать ни одного шага. У детей с сохранным интеллектуальным развитием подобных специфических особенностей ходьбы в этом возрасте, как правило, не наблюдается [1; 14].

К 6-7 годам жизни после двух лет обучения в детском саду полноценной ходьбой овладели 95 % дошкольников с задержкой психического развития и 67 % с легкой умственной отсталостью. Они ходили уверенно, ровным и ритмичным шагом, согласовывали движения рук и ног, достаточно свободно передвигались в

пространстве, не натыкаясь на окружающие предметы и меняя направление ходьбы (6 баллов).

Почти все дошкольники с нормальным интеллектуальным развитием к 4 годам уже владеют бегом [1; 14]. По нашим данным, бег большинства (67 %) детей с легкой умственной отсталостью и части воспитанников с ЗПР (23 %) скорее напоминает ходьбу мелким, семенящим шагом (1-2 балла). 33 % дошкольников с легкой умственной отсталостью и некоторые (4 %) с ЗПР на момент поступления в детский сад совсем не умели бегать (0 баллов). Однако следует отметить, что дети с ЗПР двигались более свободно, по сравнению с дошкольниками с легкой умственной отсталостью, хотя у 55 % из них также обнаруживались следующие недостатки: бегали на полусогнутых ногах, шлепая ступнями и раскачиваясь из стороны в сторону, часто спотыкались, не согласовывали движения рук и ног, достаточно быстро переходили на ходьбу (3 балла).

К концу обучения количество детей, бег которых был легким, ритмичным, в котором четко прослеживалась фаза «полета», движения рук и ног были согласованы (6 баллов), увеличилось с 45 % до 77 % среди детей с задержкой психического развития и с 6 % до 29 % среди детей с легкой умственной отсталостью.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте 45 лет прыжки являются крайне сложным видом движений, в то время как их сверстники с сохранным интеллектуальным развитием в этом возрасте способны осуществлять разнообразные виды прыжков (в высоту, в длину, в глубину), получая от них удовольствие. Больше половины дошкольников с ЗПР (53 %) и большинство с легкой умственной отсталостью (78 %) затруднялись прыгать на двух ногах (2 балла) и совершенно не умели прыгать на одной ноге (0 баллов). Прыжки некоторых детей напоминали подскоки на месте с несогласованным движением обеих ног, без участия рук и почти без отрыва от поверхности пола (1 балл). При спрыгивании с возвышения и перепрыгивании через предметы дошкольников наблюдались трудности в сохранении равновесия, замедленность движений, остановка перед прыжком, жесткое приземление.

Количество дошкольников, умеющих осуществлять свободные прыжки на двух и на одной ноге, увеличилось к 6-7 годам среди детей с задержкой психического развития с 41 % до 64 %, с легкой умственной отсталостью — с 6 % до 12 %. Необходимо отметить, что к концу обучения дети с интеллектуальной недостаточностью реже испыты-

вали волнение и неуверенность при выполнении различных видов прыжков, меньше нуждались в поддержке взрослого, движения их рук и ног стали более согласованными.

При выполнении основных видов движений у всех дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отмечалось выраженное нарушение координации. Это проявлялось в том, что дети не могли точно осуществить заданные действия, не отклоняясь от заданного направления, например, пройти по узкой дорожке, по веревочке и т. д. (1-2 балла). Нарушения координации имели место и при передвижении в пространстве и проявлялись в неумении удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих предметов, что приводило нередко к столкновениям и частым падениям. В основном это наблюдалось у 1/3 детей с умственной отсталостью. Проявления нарушений координации у дошкольников с ЗПР имели более широкий диапазон: от выраженных (1-2 балла) у 14 % детей до незначительных нарушений (5 баллов) у 41 %.

К 6-7 годам у 82 % обследованных дошкольников с ЗПР и 29 % с легкой умственной отсталостью произошли существенные улучшения качества координации движений. Они стали достаточно точно осуществлять движения, не

отклоняясь от заданного направления, завершали начатое действие, не наталкиваясь на окружающие предметы (5-6 баллов). Изредка проявляющиеся нарушения координации движений (34 балла) отмечались у 18 % дошкольников с ЗПР и у 71 % — с легкой умственной отсталостью. Эти дети испытывали затруднения при перемещении в пространстве, ориентировке в нем, при выполнении тонких, дифференцированных движений, испытывали трудности в ходе осуществления целенаправленных действий. Выраженных нарушений координации (0-2 балла) после двух лет обучения у обследованных дошкольников нами обнаружено не было.

Анализ полученных нами данных показал, что у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью произошли существенные изменения в овладении бегом и развитии координации движений. В ходьбе динамика оказалась самой незначительной, что обусловлено изначально относительно более высоким уровнем развития ходьбы по сравнению с другими изучаемыми видами движений. Вместе с тем показатели по данному виду движения после двух лет обучения оказались достаточно высокими (5-6 баллов) у 95 % детей с ЗПР и 65 % дошкольников с легкой умственной отсталостью.

К концу обучения в дошкольном учреждении низкие показатели (1-2 балла) были обнаружены лишь у 6 % дошкольников с легкой умственной отсталостью в развитии бега и прыжков.

Анализ полученных данных позволяет констатировать факт наличия самой заметной динамики в координации движений по сравнению с другими критериями изучения общей моторики. Это связано, вероятно, с тем, что координация движений, хотя и обусловлена в значительной степени биологическими факторами, по мнению Е. М. Мастюковой, является наиболее тренируемым психомоторным свойством [10; 11]. Этот факт учитывается в коррекционно-обра-зовательном процессе в дошкольном учреждении, в котором работе по развитию координации движений уделяется большое внимание в рамках занятий по физическому развитию при формировании всех движений, а также в ходе формирования всех видов деятельности (музыкальная деятельность, игра, конструирование и др.) [5; 6]. Степень координации движений во многом определяется количеством выполненных упражнений, для которых требуются соответствующие социальные воздействия.

Выводы

Представленные результаты проведенного исследования позволяют констатировать следующее.

При наличии существенных различий в интеллектуальном потенциале дошкольников с легкой умственной отсталостью и с ЗПР обнаруживаются следующие общие черты в развитии двигательной сферы:

- запаздывание сроков овладения основными видами движений (ходьбой, бегом и прыжками) по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, которое проявляется весьма разнообразно;

- наличие ярко выраженных индивидуальных различий в развитии основных движений у детей обеих нозологических групп как в младшем, так и старшем дошкольном возрасте (наличие результатов от 1 до 5 баллов);

- относительно более высокая степень сформированности ходьбы как онтогенетически более ранней моторной функции в сравнении с бегом и прыжками (по показателям среднего балла: у детей с ЗПР соответственно: 4,9 балла против 3,9 и 3,1 балла; у детей с умственной отсталостью — 4,1 балла против 3,2 и 3,2 балла);

- низкое качество ходьбы, бега, прыжков, координации движений в младшем и среднем дошкольном возрасте и его сохранение у части детей в старшем дошкольном возрасте, проявляющееся в скованности движений, замедленности их темпа, моторной неловкости, отсутствии гибкости и плавности движений, недоста-

точности мышечной силы и ритма движений;

- повышение качества ходьбы, бега, прыжков и координации движений, появление потребности в двигательной активности под влиянием проводимой кор-рекционно-развивающей работы.

Специфическими чертами развития общей моторики дошкольников с легкой умственной отсталостью являются:

- неуверенность и неустойчивость ходьбы, ее замедленность, шаткость походки у детей 4-5 лет; улучшение ходьбы в старшем дошкольном возрасте, но с сохранением таких специфических черт, как напряженность мышц туловища, рук, ног, несогласованность движений рук и ног при перемещении в пространстве;

- преимущественное отсутствие на момент поступления в детский сад бега и прыжков, выраженные нарушения координации движений при выполнении любых действий.

Для общей моторики детей с задержкой психического развития характерно:

- отсутствие грубых нарушений общей моторики и выраженных нарушений координации;

- положительное влияние с начала обучения демонстрации образца действия на успешность его освоения и качество выполнения конкретных движений.

Наличие положительной динамики в развитии общей мото-

рики у детей с интеллектуальной недостаточностью свидетельствует об эффективности коррек-ционно-воспитательной работы, проводимой в дошкольном учреждении. Она достигается за счет обеспечения индивидуализации и дифференциации в решении задач физического развития на основе тщательного изучения моторной сферы каждого воспитанника дошкольного учреждения.

Литература

1. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активности / Н. А. Бернштейн. — Москва : Наука, 1990. — 494 с. — Текст : непосредственный.

2. Баряева, Л. Б. Диагностика — развитие — коррекция. Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гав-рилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. — Санкт-Петербург : ЦДК проф. Л. Б. Баряе-вой, 2012. — 447 с. — Текст : непосредственный.

3. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педа-гогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : учебное пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребе-лева. — Санкт-Петербург : КАРО,

2021. — 332 с. — URL: https://e.lanbook. com/book/191192 (дата обращения: 04.05. 2022). — Текст : электронный.

4. Зарин, А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии : учеб/ пособие для вузов / А. Зарин. — Москва : Юрайт,

2022. — 320 с. — Текст : непосредственный.

5. Зарин, А. Коррекционная работа по двигательному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / А. Зарин, Ю. В. Нефедова. — Текст : непосредственный // Психологические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта : межвузовский

сборник научных трудов. — Саратов : Изд-во Латанова В. П., 2001. — С. 31-34.

6. Зарин, А. Медико-педагогическая поддержка физического развития и укрепления здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью в детском саду / А. Зарин, Л. С. Петрова, А. Н. Фомина. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2003. — № 5. — С. 64-69.

7. Зарин, А. Исследование двигательной сферы детей раннего возраста с задержкой психического развития / А. Зарин, М. Г. Яковлева — Текст : электронный // Przegl^d badan pedagogicznych. — 2014. — Nr 18 (1). — ISSN 1895-4308. — DOI: http://dx.doi.org/10.12775/PBE.2014.001.

8. Зарин, А. Дети раннего возраста с задержкой психомоторного развития : моногр. / А. Зарин, М. Г. Яковлева. — Санкт-Петербург : Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2021. — 123 с. — Текст : непосредственный.

9. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. — Москва : Педагогика, 1973. — 143 с. — Текст : непосредственный.

10. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. — Москва : Владос, 1997. — 303 с. — Текст : непосредственный.

11. Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст / Е. М. Мастюкова. — Москва : Просвещение, 1991. — 159 с. — Текст : непосредственный.

12. Нефедова, Ю. В. Диагностика психомоторного развития у детей с интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие / Ю. В. Нефедова. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. — 119 с. — Текст : непосредственный.

13. Нефедова, Ю. В. Система работы по развитию психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : 13.00.03 «Коррекционная педагогика» : дис. ... канд. пед. наук / Нефедова Юлия Валентиновна ; Российский педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2005. — 198 с. — Текст : непосредственный.

14. Ноткина, Н. А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста: в помощь педагогу детского сада / Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. — Санкт-Петербург : Акцидент, 2003. — 33 с. — Текст : непосредственный.

15. Приходько, О. Г. Особенности нарушений развития у детей раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна / О. Г. Приходько, Л. С. Граматикополо. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2021. — №> 2. — С. 60-72.

16. Яковлева, М. Г. Психолого-педагогические условия организации помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении : 13.00.03 : дис. ... канд. пед. наук / Яковлева М. Г. — Санкт-Петербург, 2009. — 198 с. — Текст : непосредственный.

References

1. Bernshtejn, N. A. (1990). Fiziologiya dvi-zhenij i aktivnosti [Physiology of movements and activity]. Moscow: Nauka, 494 p. (In Russ.)

2. Baryaeva, L. B., Gavrilushkina, O. P., Zarin, A., & Sokolova, N. D. (2012). Diag-nostika-razvitie-korrekciya. Programma do-shkol'nogo obrazovaniya detej s intellektu-al'noj nedostatochnost'yu [Diagnostics -development - correction. The program of preschool education for children with intellectual disabilities]. St. Petersburg: CzDK prof. L. B. Baryaevoj, 447 p. (hi Russ.)

3. Ekzhanova, E. A., & Strebeleva, E. A. (2021). Korrekcionno-pedagogicheskaya po-moshh' detyam rannego i doshkol'nogo voz-rasta s neyarko vy'razhenny'mi otkloneniyami v razvitii : uchebnoe posobie [Correctional and pedagogical assistance to children of early and preschool age with mild developmental disabilities] [Textbook]. St. Petersburg: KARO, 332 p. Retrieved May 4, 2022, from https://e.lanbook. com/book/191192 (In Russ.)

4. Zarin, A. (2022). Kompleksnoe psixo-logo-pedagogicheskoe obsledovanie rebenka s problemami v razvitii: Uchebnoe posobie dlya vuzov [Comprehensive psychological and pedagogical examination of a child with developmental problems] [Textbook for universities]. Moscow: Yurajt, 320 p. (In Russ.)

5. Zarin, A., & Nefedova, Yu. V. (2001). Korrekcionnaya rabota po dvigatel'nomu razvitiyu doshkol'nikov s intellektual'noj nedostatochnost'yu [Correctional work on the motor development of preschool children with intellectual disability]. In Psixologiche-skie osnovy' obucheniya i vospitaniya detej s narusheniem intellekta (Interuniversity collection of scientific papers, pp. 31-34). Saratov: Izd-vo Latanova V.P. (In Russ.)

6. Zarin, A., Petrova, L. S., & Fomina, A. N. (2003). Mediko-pedagogicheskaya podder-zhka fizicheskogo razvitiya i ukrepleniya zdorov'ya rebenka s intellektual'noj nedostatochnost'yu v detskom sadu [Medical and pedagogical support for the physical development and health promotion of a child with intellectual disability in kindergarten]. Defek-tologiya, 5, 64-69. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zarin, A., & Yakovleva, M. G. (2014). Issledovanie dvigatel'noj sfery' detej rannego vozrasta s zaderzhkoj psixicheskogo razvitiya [Study of the motor sphere of young children with mental retardation]. Przeglqd badan pedagogicznych, 18(1). ISSN 1895-4308. DOI: http://dx.doi.org/10. 12775/PBE.2014.001 (In Russ.)

8. Zarin, A., & Yakovleva, M. G. (2021). Deti rannego vozrasta s zaderzhkoj psixomo-tornogo razvitiya [Young children with psychomotor retardation] [Monograph]. St. Petersburg: Izdatel'stvo Rossijskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, 123 p. (In Russ.)

9. Kol'czova, M. M. (1973). DvigateVnaya aktivnosf i razvitie funkcij moz-ga rebenka [Motor activity and development of brain functions of a child]. Moscow: Pedagogika, 143 p. (In Russ.)

10. Mastyukova, E. M. (1997). Lechebnaya pedagogika [Therapeutic pedagogy]. Moscow: Vlados, 303 p. (In Russ.)

11. Mastyukova, E. M. (1991). Fizicheskoe vospitanie detej s cerebraVny'm paralichom :

Mladencheskij, rannij i doshkol'ny'j vozrast [Physical education of children with cerebral palsy: infant, early and preschool age]. Moscow: Prosveshhenie, 159 p. (In Russ.)

12. Nefedova, Yu. V. (2010). Diagnostika psixomotornogo razvitiya u detej s intellek-tual'noj nedostatochnost'yu : Uchebnoe po-sobie [Diagnosis of psychomotor development in children with intellectual disability] [Textbook]. St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 119 p. (In Russ.)

13. Nefedova, Yu. V. (2005). Sistema raboty po razvitiyu psixomotoriki do-shkofnikov s intellektual'noj nedostatochnost'yu [The system of work on the development of psycho-motor skills of preschoolers with intellectual disability] [Dissertation of Cand. of Ped. Sciences]. S. Petersburg, 198 p. (In Russ.)

14. Notkina, N. A., Kaz'mina, L. I., & Boj-novich, N. N. (2003). Ocenka fizicheskogo i nervno-psixicheskogo razvitiya detej rannego i doshkol'nogo vozrasta : v pomoshh' peda-gogu detskogo sada [Evaluation of the physical and neuropsychic development of children of early and preschool age: to help the kindergarten teacher]. St. Petersburg: Akci-dent, 33 p. (In Russ.)

15. Prixod'ko, O. G., & Gramatikopolo, L. S. (2021). Osobennosti narushenij razvitiya u detej rannego i doshkol'nogo vozrasta s sin-dromom Dauna [Features of developmental disorders in children of early and preschool age with Down syndrome]. Special Education, 2, 60-72. (In Russ.)

16. Yakovleva, M. G. (2009). Psixologo-pedagogicheskie usloviya organizacii pomo-shhi detyam s zaderzhkoj psixomotornogo razvitiya v obrazovatefnom uchrezhdenii [Psychological and pedagogical conditions for organizing assistance to children with delayed psychomotor development in an educational institution] [Dissetration of Cand. of Ped. Sciences]. St. Petersburg, 198 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.