УДК 3 76.42-053 "465.07/.11"
ББК Ч455.024.0 ГСНТИ14.29.21 Код ВАК 13.00.03
М. А. Чеботова, А. Зарин, M. A. Chebotova, А. Zarin, S. Yu. Il'ina С. Ю. Ильина St. Petersburg, Russia Санкт-Петербург, Россия
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Аннотация. Формирование социальной компетентности школьников является особо значимой проблемой в контексте решения задачи интеграции детей с проблемами в интеллектуальном развитии в общество. Актуальность ее возрастает в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важным является изучение и осмысление разных аспектов социальной компетентности. В статье представлены результаты экспериментального исследования социальной компетентности первоклассников с легкой умственной отсталостью и с задержкой психического развития.
Знание особенностей овладения детьми с проблемами в интеллектуальном развитии, поступающими в школу, навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, приобретения способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем позволит педагогу составить программу учебно-воспитательной работы, четко ориентированную на их возможности и потребности, что обеспечит эффективность работы с первоклассниками.
Исследование социальной компетентности детей проводилось в ходе индивидуального психолого-педагогического эксперимента, изучения доку-
SOCIAL COMPETENCE
OF FIRST-GRADERS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Abstract. Formation of social competence of students is a particularly important issue in the context of solving the problem of integration of children with problems in intellectual development into society. Its urgency is enhanced in connection with the implementation of the Federal State Educational Standards for children with disabilities. In this perspective, the study and understanding of various aspects of social competence becomes especially important. The article presents results of an experimental study of social competence of first-graders with intellectual disability and disorders of psychological development.
Knowledge of specific features of acquisition of communication skills and typical norms of social interaction, and ability to orient in a concrete social environment by children with disorders of psychological development would help the teacher to design a program of academic and pastoral work clearly focused on their capabilities and needs, which may ensure the effectiveness of work with first graders.
The study of social competence of children was carried out in the course of an individual psycho-pedagogical experiment and inspection of documentation and the products of children's activity.
The study revealed a low level of development of cognitions about oneself and the surrounding people in children with
Специальное образование. 2016. № 4
59
ментации, продуктов детской деятельности.
В результате проведенного исследования был выявлен низкий уровень развития представлений о себе и окружающих людях у детей с интеллектуальной недостаточностью. Скорость и качество формирования социальной компетентности у младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития различны, но и те и другие дети требуют особого подхода при организации учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; первоклассники; легкая умственная отсталость; нарушения интеллекта; интеллектуальная недостаточность; олигофренопедагогика; психолого-педагогические эксперименты; умственно отсталые дети; дети с задержкой психического развития; социальный опыт; социальная компетентность.
Сведения об авторе: Чеботова Мария Александровна, учитель.
Место работы: ГБОУ «Школа № 522» Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.
Контактная информация: 190013 пр-т, д. 17/19-34 А.
E-mail: [email protected].
intellectual disability. The progress and quality of formation of social competence in junior schoolchildren with intellectual disability and disorders of psychological development are different; but both groups of children require a special approach in organization of the academic-pastoral process.
Keywords: primary school; junior schoolchildren; first grader; mild intellectual disability; intellectual disorders; intellectual disability; oligophrenopedagogy; psycho-pedagogical experiment; children with intellectual disability; children with disorders of psychological development; social; experience; social competence.
About the author: Chebotova Ma-riya Aleksandrovna, Teacher.
Place of employment: School № 522, Admiralty District, St. Peterburg.
Санкт-Петербург, Малодетскосельский
Сведения об авторе: Зарин Али-ция, кандидат педагогических наук.
Место работы: профессор кафедры олигофренопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Контактная информация: 191086, E-mail: [email protected].
About the author: Zarin Alitsiya, Candidate of Pedagogy.
Place of employment: Professor of Department of Oligophrenopedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48.
Сведения об авторе: Ильина Светлана Юрьевна, доктор педагогических наук.
Место работы: заведующий кафедрой олигофренопедагогики факуль-
About the author: Il'ina Svetlana Yur'evna, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Head of Department of Oligophrenopedagogy, Her-
60
Специальное образование. 2016. № 4
тета коррекционной педагогики Рос- zen State Pedagogical University of Rus-сийского государственного педагогиче- sia, Saint Petersburg. ского университета им. А. И. Герцена.
Контактная информация: 191086, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48. E-mail: [email protected].
Современные образовательные стандарты и адаптированные основные образовательные программы (АООП) для детей с особыми образовательными потребностями в качестве результатов образования предусматривают не только формирование у них системы знаний, опыта деятельности и отношений, но и социальной компетентности, которая составляет необходимое условие интеграции этих школьников в общество.
Вопросы формирования социальной компетентности детей с проблемами интеллектуального развития отражены во многих исследованиях [1; 2; 4; 6; 14; 15].
Под социальной компетентностью, вслед за В. Н. Куницыной, мы понимаем систему знаний о социальной действительности и себе, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных ситуациях, позволяющих действовать наилучшим образом в данных обстоятельствах [11].
Социальная компетентность человека формируется на протяжении всей жизни, однако основные способы взаимодействия и поведения в стандартных ситуациях закладываются именно в детстве [9; 10; 13]. Приходя в школу, ребенок приобретает собственный социальный опыт посредством участия в
разнообразной деятельности, в процессе общения с педагогами и сверстниками, выполнения различных социальных ролей (школьник, первоклассник, одноклассник и пр.), усвоения моделей поведения, социальных установок и ценностей [8; 12; 16]. Соответственно, социальная компетентность школьника является главным личностным результатом освоения АООП.
Л. С. Выготский подчеркивал, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только своеобразием этой среды, но и индивидуальными особенностями ребенка [5]. Слабость речевой функции, незрелость интересов, недоразвитие познавательной деятельности негативно сказывается на качестве общения и взаимодействия с окружающим детей с ОВЗ [3].
Для создания программы работы по формированию у младших школьников с проблемами интеллектуального развития социальной компетентности учителю необходимо выявить особенности и степень ее сформированности у них на момент поступления в школу. С этой целью мы провели экспериментальное исследование социальной компетентности первоклассников с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в школах Санкт-Петербурга. Был обследован 71 ребенок в возрасте 7—8 лет,
© Чеботова М. А., Зарин А., Ильина С. Ю., 2016
Специальное образование. 2016. № 4
61
в том числе 53 ребенка с легкой умственной отсталостью и 18 — с задержкой психического развития.
В рамках данной статьи представлены результаты исследования сферы взаимодействия первоклассника со сверстниками и взрослыми, изучение которой проводилось по следующим параметрам: знания первоклассников о себе и сверстниках; инициативность и избирательность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; наличие конфликтов в совместной деятельности; способы поведения в конфликтных ситуациях. Каждый параметр оценивался по семибалльной шкале (от 0 до 6 баллов), в которой определенному числовому выражению соответствует качественная характеристика его проявления [7].
Представленные в таблице 1 данные свидетельствуют о том, что, поступая в первый класс, все дети с задержкой психического развития имеют четкие представления о себе, знают и самостоятельно называют по отдельности свое имя и свою фамилию (6—5 баллов). Сде-
лать это способны немногим более половины детей с умственной отсталостью (54,5 %). Еще 40,0 % называют свое имя и иногда фамилию (3—4 балла). Однако среди первоклассников с недоразвитием интеллекта нами обнаружено небольшое количество детей (5,5 %), которые не могут представиться из-за отсутствия собственной речи или наличия аутистических черт личности, но реагируют на свое имя либо воспроизводят его вслед за взрослым (1—2 балла).
Запомнить имена всех своих одноклассников для детей с недоразвитием интеллекта сложно. После первого месяца обучения 98 % детей знают имена не более половины сверстников (0—2 балла). Дети с задержкой психического развития в течение месяца обучения в школе запоминают имена всех своих одноклассников, однако лишь 40 % из них всегда самостоятельно пользуются ими при обращении с просьбой о помощи или с целью привлечь к какой-либо совместной деятельности (6 баллов).
Таблица 1. Показатели развития у детей с интеллектуальной недостаточностью знаний о себе, о сверстниках, %
Параметры изучения Учащиеся с умственной отсталостью, п=53 Учащиеся с задержкой психического развития, п=18
Количество баллов
0 1 2 3 4 5 6 0 1 2 3 4 5 6
знания о себе - 3,5 2,0 6,0 34,0 48,5 6,0 20,0 80,0
знания о сверстниках 6,0 75,0 17,0 - 2,0 40,0 20,0 40,0
62
Специальное образование. 2016. № 4
Таблица 2. Показатели развития основных свойств общения детей с интеллектуальной недостаточностью, %
Параметры изучения Учащиеся с умственной отсталостью, п=53 Учащиеся с задержкой психического развития, п=18
Количество баллов
0 1 2 3 4 5 6 0 1 2 3 4 5 6
инициативность в общении со сверстниками 5,5 5,5 28,0 16,0 45,0 28,0 72,0
избирательность в общении с взрослыми - 5,0 12,0 72,0 5,5 - 5,5 - - - - 20,0 40,0 40,0
Таблица 3. Показатели контактности детей с проблемами интеллектуального развития во взаимодействии со сверстниками, %
Параметры изучения Учащиеся с умственной отсталостью, п=53 Учащиеся с задержкой психического развития, п=18
Количество баллов
0 1 2 3 4 5 6 0 1 2 3 4 5 6
наличие конфликтов в совместной игре - 5,5 17,0 38,0 15,0 24,5 - - - - 5,0 25,0 50,0 20,0
способы поведения в конфликтной ситуации - 5,5 17,0 39,5 38,0 5,0 30,0 40,0 25,0
Приведенные в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что все дети с задержкой психического развития очень часто в любых условиях инициируют общение со сверстниками (5—6 баллов). Первоклассники с умственной отсталостью не склонны к проявлению инициативы, однако при необходимости 45 % из них способны побуждать к общению незнакомых (4 балла), а 44 % — хорошо знакомых сверстников (2—3 балла). Среди первоклассников с недоразвитием интеллекта небольшое количество детей (5,5 %) проявляет безразличие к окружающим и не вступает с ними в контакт (0 баллов).
Большинство детей обеих групп проявляет избирательность в контактах. 72 % первоклассников с умственной отсталостью часто отказываются от контактов с малозна-
комыми людьми (3 балла). При этом устойчивые личностные предпочтения сформированы лишь у небольшой части (5,5 %) первоклассников с умственной отсталостью (4 балла) и примерно такое же количество детей (5,0 %) в любой ситуации не отказывается от контактов даже с незнакомым человеком (1 балл). Школьники с задержкой психического развития гораздо чаще (40 %) проявляют сдержанность в общении и устойчивые личностные предпочтения (6 баллов).
Как показывают представленные в таблице 3 данные, большинство детей с интеллектуальной недостаточностью готовы принимать участие в совместной деятельности и играх без конфликтов или редко конфликтуя по поводу обладания игрушками или распределения ролей. Лишь 22,5 % первоклассников
Специальное образование. 2016. № 4
63
с недоразвитием интеллекта часто конфликтует со сверстниками по различным поводам (1—2 балла).
Большинство детей обеих групп (соответственно 77,5 % и 95 %) стараются не провоцировать конфликты (4—6 баллов), а 65 % первоклассников с задержкой психического развития в возникших конфликтных ситуациях уступают и даже проявляют стремление успокоить конфликтующих (5—6 баллов).
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Знания и жизненный опыт детей с умственной отсталостью и с задержкой психического развития, поступающих в первые классы коррекционных школ, недостаточны для осуществления эффективного социального взаимодействия. У большинства детей весьма ограничен опыт поведения в типичных ситуациях.
У первоклассников с умственной отсталостью и с задержкой психического развития обнаруживаются индивидуальные различия в развитии социальной компетентности, что необходимо учитывать особенно в самом начале обучения при конкретизации задач и создании программы коррекционной работы с классом.
Дети с интеллектуальной недостаточностью с разной степенью успешности усваивают знания о своем окружении, осваивают различные способы взаимодействия с людьми. Первоклассники способны проявлять осторожность, избирательность и устойчивые личностные предпочтения в общении.
Конфликтные ситуации в процессе совместной деятельности возникают редко.
Развитие социального опыта у школьников с задержкой психического развития происходит интенсивнее, чем у детей с умственной отсталостью. В течение одного месяца обучения дети с задержкой психического развития способны запомнить информацию об одноклассниках и учителях, они проявляют заинтересованность в общении с педагогами и сверстниками, большинство из них в конфликтных ситуациях стремится успокоить конфликтующих. Все это способствует эффективному взаимодействию с окружающими.
Таким образом, у большинства детей с легкой умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития при поступлении в школу имеются предпосылки, которые могут составить основу успешного формирования у них социальной компетентности при участии в работе всех специалистов, работающих с классом, а также родителей.
Литература
1. Бгажнокова, И. М. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта / И. М. Бгажнокова, А. Н. Гамаюнова // Дефектология. — 1997. — № 1.
2. Белопольская, Н. Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом / Н. Л. Белополь-ская // Вопросы психологии. — 1992. — № 1—2.
3. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуника-
64
Специальное образование. 2016. № 4
тивная дифференциация личности / Д. И. Бойков. — СПб. : КАРО, 2005.
4. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав. — М. : Педагогика, 1990.
5. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М. : Смысл : Эксмо, 2005.
6. Гаурилюс, А. И. Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью / А. И. Гаури-люс // Дефектология. — 2009. — № 4.
7. Зарин, А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии : учеб. -метод. пособие / А. Зарин. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.
8. Зарин, А. К проблеме подготовки к школе детей с интеллектуальной недостаточностью / А. Зарин // Теоретические и прикладные проблемы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
9. Зарин, А. Динамика общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью со взрослыми / А. Зарин, Ю. В. Нефедова // Территория детства ребенка с особыми образовательными потребностями : материалы 22-й Меж-дунар. конф. «Ребенок в современно мире. Территория детства». — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015.
10. Зарин, А. Особенности знаний дошкольников с нарушением интеллекта о социальном окружении / А. Зарин // Вопросы социально-трудовой адаптации умственно отсталых детей и школьников. — СПб. : Образование, 1992.
11. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Каза-ринова, В. М. Погольша. — СПб. : Питер, 2001.
12. Махова, В. М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интел-
лектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе / В. М. Махо-ва // Дефектология. — 2000. — № 6.
13. Мачихина, В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате / В. Ф. Мачихина. — М. : Просвещение, 1983.
14. Стернина, Т. З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития / Т. З. Стернина // Дефектология. — 1988. — № 3.
15. Унковская, Е. С. Особенности владения средствами коммуникативной деятельности учащимися младших классов школы VIII вида / Е. С. Унковская // Дефектология. — 2009. — № 4.
16. Шевченко, С. Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассников с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко // Дефектология. — 1974. — № 1.
References
1. Bgazhnokova, I. M. Problemy sot-sial'noy adaptatsii detey-sirot s narusheni-yami intellekta / I. M. Bgazhnokova, A. N. Gamayunova // Defektologiya. — 1997. — № 1.
2. Belopol'skaya, N. L. Korrektsiya emo-tsional'nykh reaktsiy na neuspekh u detey so snizhennym intellektom / N. L. Belo-pol'skaya // Voprosy psikhologii. — 1992. — № 1—2.
3. Boykov, D. I. Obshchenie detey s problemami v razvitii: kommunikativnaya differentsiatsiya lichnosti / D. I. Boykov. — SPb. : KARO, 2005.
4. Breslav, G. M. Emotsional'nye oso-bennosti formirovaniya lichnosti v det-stve: norma i otkloneniya / G. M. Bre-slav. — M. : Pedagogika, 1990.
5. Vygotskiy, L. S. Psikhologiya razvi-tiya cheloveka / L. S. Vygotskiy. — M. : Smysl : Eksmo, 2005.
6. Gaurilyus, A. I. Osobennosti krizisa detey 7 let s intellektual'noy nedostato-
Специальное образование. 2016. № 4
65
chnost'yu / A. I. Gaurilyus // Defekto-logiya. — 2009. — № 4.
7. Zarin, A. Kompleksnoe psikhologo-pedagogicheskoe obsledovanie rebenka s problemami v razvitii : ucheb.-metod. posobie / A. Zarin. — SPb. : TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 2015.
8. Zarin, A. K probleme podgotovki k shkole detey s intellektual'noy nedostato-chnost'yu / A. Zarin // Teoreticheskie i prikladnye problemy obrazovaniya lits s intellektual'noy nedostatochnost'yu. — SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2000.
9. Zarin, A. Dinamika obshcheniya doshkol'nikov s intellektual'noy nedosta-tochnost'yu so vzroslymi / A. Zarin, Yu. V. Nefedova // Territoriya detstva rebenka s osobymi obrazovatel'nymi po-trebnostyami : materialy 22-y Mezhdunar. konf. «Rebenok v sovremenno mire. Territoriya detstva». — SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2015.
10. Zarin, A. Osobennosti znaniy do-shkol'nikov s narusheniem intellekta o sotsial'nom okruzhenii / A. Zarin // Vop-rosy sotsial'no-trudovoy adaptatsii umst-venno otstalykh detey i shkol'nikov. — SPb. : Obrazovanie, 1992.
11. Kunitsyna, V. N. Mezhlichnostnoe obshchenie / V. N. Kunitsyna, N. V. Ka-zarinova, V. M. Pogol'sha. — SPb. : Piter, 2001.
12. Makhova, V. M. Izuchenie lichnost-nykh svoystv i osobennostey emotsional'-nogo reagirovaniya detey s intellektual'-noy nedostatochnost'yu v period ikh adaptatsii k shkole / V. M. Makhova // Defektologiya. — 2000. — № 6.
13. Machikhina, V. F. Vneklassnaya vospitatel'naya rabota vo vspomogatel'noy shkole-internate / V. F. Machikhina. — M. : Prosveshchenie, 1983.
14. Sternina, T. Z. Ponimanie emotsio-nal'nykh sostoyaniy drugogo cheloveka det'mi s narusheniem umstvennogo razvi-tiya / T. Z. Sternina // Defektologiya. — 1988. — № 3.
15. Unkovskaya, E. S. Osobennosti vla-deniya sredstvami kommunikativnoy deyatel'nosti uchashchimisya mladshikh klassov shkoly VIII vida / E. S. Unkov-skaya // Defektologiya. — 2009. — № 4.
16. Shevchenko, S. G. Osobennosti znaniy i predstavleniy o blizhayshem okruzhenii u pervoklassnikov s zaderzhkoy psikhi-cheskogo razvitiya / S. G. Shevchenko // Defektologiya. — 1974. — № 1.
66
Спецнаflbное 06pa30BaHne. 2016. № 4