Научная статья на тему 'Роль учета психологических особенностей младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии в условиях реализации нового образовательного стандарта'

Роль учета психологических особенностей младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии в условиях реализации нового образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
720
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ЗАДЕРЖАННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / STUDENTS WITH DISABILITIES / TEACHERS / MENTAL RETARDATION / DELAYED MENTAL DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асламазова Лилия Артуровна, Хакунова Фатима Пшимафовна

В нашей стране предпринимаются разнообразные меры для улучшения положения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе создаются условия для получения ими качественного образования. Незнание педагогами особенностей таких детей и неготовность взаимодействовать с ними способны существенно затруднить включение таких обучающихся в образовательное пространство. Цель статьи актуализация проблемы введения ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, сопряженной с изменением системы требований ко всем участникам образовательного процесса, и к педагогам, прежде всего. В статье рассматриваются особенности детей с проблемами в интеллектуальном развитии, т.к. освоение образовательной программы и необходимых учебных действий напрямую связаны с умственными способностями ученика. Можно выделить наиболее характерные черты младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии: наличие разнообразных нарушений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, затрудняющих усвоение учебного материала и формирование умений и навыков; у детей с задержкой психического развития отмечается относительная обратимость симптоматики, которая уменьшается под воздействием коррекционных мероприятий; у детей с умственной отсталостью нарушения развития присутствуют в течение всей жизни; дети обладают потенциальными возможностями формирования психики в виде «зоны ближайшего развития», при этом значимым источником формирования психических функций является социальное, в том числе и педагогическое, воздействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Асламазова Лилия Артуровна, Хакунова Фатима Пшимафовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF ACCOUNTING PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH PROBLEMS IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT UNDER REALIZATION OF NEW EDUCATIONAL STANDARD

In our country a variety of measures have taken to improve the situation of children with disabilities, including the conditions for their quality education. Ignorance by teachers the features of such children and unavailability to interact with them can significantly hamper the inclusion of students in the educational environment. The purpose of the article is the actualization of the problem of introduction of New Educational Standard for students with disabilities, involving a change in the requirements of the system to all participants of the educational process, and to the teachers, first. The article discusses the features of children with problems in intellectual development, because the mastering of educational programs and necessary skills are directly related to student mental abilities. We can select the most typical features of primary school students with problems in intellectual development: various disorders in cognitive, emotional and personal spheres that hamper the assimilation of educational material and development of skills; there are relative reversibility of symptoms in children with delayed mental development, which decreases under the influence of correction; developmental disorders are present throughout life in children with mental retardation; students have potential capabilities of formation of the psyche as a «zone of proximal development», wherein a significant source of formation of mental functions is the social (including the teacher) impact.

Текст научной работы на тему «Роль учета психологических особенностей младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии в условиях реализации нового образовательного стандарта»

УДК 159.9:371.3 А 90

АСЛАМАЗОВА Лилия Артуровна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

lilyanima@mail.ru

ХАКУНОВА Фатима Пшимафовна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

pedaaaa-psyGhaloaS4@mail.ru

РОЛЬ УЧЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

В нашей стране предпринимаются разнообразные меры для улучшения положения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе создаются условия для получения ими качественного образования. Незнание педагогами особенностей таких детей и неготовность взаимодействовать с ними способны существенно затруднить включение таких обучающихся в образовательное пространство. Цель статьи - актуализация проблемы введения ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, сопряженной с изменением системы требований ко всем участникам образовательного процесса, и к педагогам, прежде всего. В статье рассматриваются особенности детей с проблемами в интеллектуальном развитии, т.к. освоение образовательной программы и необходимых учебных действий напрямую связаны с умственными способностями ученика. Можно выделить наиболее характерные черты младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии: наличие разнообразных нарушений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, затрудняющих усвоение учебного материала и формирование умений и навыков; у детей с задержкой психического развития отмечается относительная обратимость симптоматики, которая уменьшается под воздействием коррекционных мероприятий; у детей с умственной отсталостью нарушения развития присутствуют в течение всей жизни; дети обладают потенциальными возможностями формирования психики в виде «зоны ближайшего развития», при этом значимым источником формирования психических функций является социальное, в том числе и педагогическое, воздействие.

Ключевые слова: младшие школьники, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, педагоги, умственная отсталость, задержанное психическое развитие, психологические особенности

Liliya A. ASLAMAZOVA, Adyghe State University, Maykop, Russia

lilyanima@mail.ru

Fatimet P. KHAKUNOVA,

Adyghe State University, Maykop, Russia

pedaqoq-psycholoq84@mail.ru

ROLE OF ACCOUNTING PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH PROBLEMS IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT UNDER REALIZATION OF NEW EDUCATIONAL

STANDARD

In our country a variety of measures have taken to improve the situation of children with disabilities, including the conditions for their quality education. Ignorance by teachers the features of such children and unavailability to interact with them can significantly hamper the inclusion of students in the educational environment. The purpose of the article is the actualization of the problem of introduction of New Educational Standard for students with disabilities, involving a change in the requirements of the system to all participants of the educational process, and to the teachers, first. The article discusses the features of children with problems in intellectual development, because the mastering of educational programs and necessary skills are directly related to student mental abilities. We can select the most typical features of primary school students with problems in intellectual development: various disorders in cognitive, emotional and personal spheres that hamper the assimilation of educational material and development of skills; there are relative reversibility of symptoms in children with delayed mental development, which decreases under the influence of correction; developmental disorders are present throughout life in children with mental retardation; students have potential capabilities of formation of the psyche as a «zone of proximal development», wherein a significant source of formation of mental functions is the social (including the teacher) impact.

Keywords: primary school students, students with disabilities, teachers, mental retardation, delayed mental development, psychological features

Проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в последние годы в России звучит все отчетливее. Предпринимаются различные меры по улучшению положения таких детей в нашей стране. Апробируются инновационные технологии обучения, развивается система психолого-педагогического сопровождения, вводится новый образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ в первого сентября 2016 года.

Все вышесказанное обуславливает изменение требований к участникам образовательного процесса и, прежде всего, педагогам, которые должны не только знать и понимать специфику развития детей с ОВЗ, но и учитывать ее в процессе обучения и взаимодействия с ними. При этом подавляющее большинство педагогов общеобразовательных учреждений не имеют опыта работы с детьми с особенностями в развитии. Неподготовленность учителей к встрече с обучающимися с ОВЗ, незнание их специфических черт и методов работы с ними затруднят не только внедрение нового образовательного стандарта, но и сделают включение таких детей в пространство обучения малоэффективным, а их социальную адаптацию проблематичной.

Повышение компетентности педагогов общеобразовательных учреждений в вопросах работы с детьми с ОВЗ должно начинаться с изучения их психологических особенностей. У учителей необходимо сформировать представление о том, что существуют группы психологических синдромов, которые объединяют различные состояния детей с особенностями в развитии, каждое их которых имеет свою выраженную специфику и требует особого подхода. Настоящая статья рассматривает особенности детей с проблемами в интеллектуальном развитии, т.к. освоение ребенком образовательной программы и необходимых учебных действий напрямую связаны с его умственными способностями.

Среди детей с проблемами в интеллектуальном развитии выделяют детей с задержанным психическим развитием (ЗПР) и детей с тотальным недоразвитием, или умственной отсталостью. В классификации Н.Я. Семаго и М.М. Семаго эти два варианта психического дизонто-генеза относятся к группе недостаточного развития, общим для которых является недостаточность по отношению к средней норме всех или отдельных психических функций [12].

Дети с проблемами в интеллектуальном развитии имеют как общие, так и специфичные черты. В.И. Лубовский к общим чертам относит множественные нарушения во всех сферах психической деятельности. У таких детей значительно снижена умственная работоспособность, нарушены прием и переработка информации, наблюдаются недостатки мелкой моторики, трудности во взаимодействии с окружающим миром, обусловленные проблемами в вербальной коммуникации в связи с различными речевыми нарушениями, затруднено познание окружающего мира, обеднен социальный опыт, осложнена социальная адаптация [9].

Работы большого числа исследователей посвящены психологическим особенностям детей с ЗПР и умственной отсталостью. Данной проблемой занимались такие ученые, как Т.И. Власова, Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и многие другие. Авторы выделяют особенности познавательной сферы, своеобразное развитие личности этих детей, особенности их поведения и взаимодействия с окружающими.

В исследованиях Е.С. Иванова (1971), Т.А. Власовой, М.С. Певзнер (1973), Т.В. Егоровой (1973), Н.Г. Поддубной (1976), В.В. Лебединского (1985), З. Тржесоглава (1986), Л.Ф. Чупрова (1987), У.В. Ульенковой (1990), И.Ф. Марковской (1993), С.Г. Шевченко (2001), Н.Л. Белополь-ской (2009) раскрываются особенности детей с задержкой психического развития, такие как замедленный темп формирования познавательных процессов, эмоциональной и мотивационно-волевой сфер. В когнитивной сфере детей с ЗПР наблюдаются нарушения внимания в виде неустойчивости, повышенной отвлекаемости, сниженного объема, недостаточной избирательности и распределения, нарушений произвольного внимания; сниженная работоспособность; недостаточная сформированность мнестических процессов, в первую очередь, произвольной памяти; сниженная познавательная активность, замедленное и ограниченное получение информации из окружающего мира, затруднения в ее переработке, недостаточная сформирован-ность мыслительных операций; низкая продуктивность деятельности, импульсивность, неорганизованность и др. В отличие от детей с умственной отсталостью дети с ЗПР принимают и используют помощь в процессе коррекционного обучения, что позволяет достичь положительных результатов.

И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский отмечают, что при задержке психического развития преобладают нарушения не столько познавательной сферы, сколько эмоционально-волевой [7; 8; 9].

В эмоциональной сфере у детей с ЗПР проявляются признаки эмоциональной неустойчивости в виде эмоциональной лабильности, легкой пресыщаемости, поверхностности переживаний, повышенной непосредственности, преобладания игровой мотивации, трудностей самоконтроля и произвольной регуляции деятельности. По данным Т.З. Стерниной, дети с ЗПР хуже считывают эмоциональное состояние по мимике лица, но легче распознают его в контексте ситуации, сложные эмоции узнают значительно труднее, чем базовые [13]. О.К. Агавелян отмечает, что такие дети эмпатию в большей степени проявляют к сверстникам, чем ко взрослым и животным [1].

Взаимосвязь эмоциональных и когнитивных компонентов проявляется в том, что проблемы познавательного характера, наблюдающиеся у детей с ЗПР, приводят не просто к трудностям обучения, а к значительному эмоциональному напряжению, которое нередко становится причиной поведенческих нарушений. В целом, поведение детей с ЗПР отличается непоследовательностью, конфликтностью, непредсказуемостью, что обусловлено их психической неустойчивостью.

Вышеперечисленные особенности приводят к нарушению средств общения и способов коммуникации, обеднению социального опыта и, как следствие, затруднению социальной адаптации детей с ЗПР (О.В. Алмазова, А.В. Закрепина, И.Г. Корнилова и др.).

Л.Н. Блинова, Е.Н. Васильева, Е.Г. Дзугкоева, Е.Е. Дмитриева, О.В. Защиринская в сфере межличностного взаимодействия детей с ЗПР выделяют такие особенности, как: низкая потребность в общении, неразвитые коммуникативные способности, неадекватная самооценка, нарушение уровня притязаний, наличие личностной позиции «неуспевающего», нарушение критичности и саморегуляции, использование дезадаптивных форм взаимодействия, неустойчивость и эмоциональная поверхностность контактов, слабое сочувствие, эмоциональная незрелость, импульсивное поведение и неадекватные способы выхода из конфликтов, склонность к зависимости и подчиненности более зрелым, активным и волевым членам коллектива, несамостоятельность, недоразвитие навыков конструктивного взаимодействия, недоверие к новым людям, тревожность, враждебность, неуравновешенность [2; 4; 5].

Умственная отсталость представляет собой стойкое недоразвитие психической, в первую очередь, интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом. Умственная отсталость имеет различные формы, однако наиболее распространенной является легкая степень, представляющая собой наименьшую степень психического недоразвития. В целом, психическое развитие детей с умственной отсталостью отличается общим отставанием, проявляющимся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального нарушения. Основными признаками психического недоразвития являются его тотальность и непрогредиентность интеллектуальной недостаточности.

И.В. Белякова, Х.С. Замский, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др. отмечают специфику нарушений познавательной сферы детей с умственной отсталостью легкой степени в виде нарушений внимания (рассеянность, низкая концентрация и устойчивость, трудности переключения с одного вида деятельности на другой, сниженная способность к его распределению), памяти (замедленный темп усвоения информации, непрочность ее сохранения и неточность воспроизведения, трудности произвольного запоминания), особенностей мышления (инертность, лабильность, нарушения его операциональной стороны, некритичность, разноплановость, поверхностность, непоследовательность, стереотипность), слабости регулирующей роли в поведении, ограниченности непосредственным опытом и необходимости обеспечения сиюминутных потребностей и др. [6; 11].

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью легкой степени проявляются в ее незрелости, ограниченности, недостаточной дифференцированности чувств, при которой их тонкие оттенки оказываются недоступными, недоразвитии духовных потребностей, расстройствах воли, слабости интеллектуальной регуляции поведения.

У детей отмечаются и нарушения воли, которые проявляются в виде недостатка инициативности, безудержности побуждений, внушаемости, упрямства, неумении руководить своими действиями, что нередко может сочетаться с настойчивостью, упорством при появлении стремления получить пищевое удовлетворение или удовлетворение эгоистических интересов.

Как отмечает Л.И. Божович, самооценка детей с умственной отсталостью отличается неустойчивостью и формируется под влиянием оценки окружающих, собственной деятельности и своей оценки ее результатов [3]. У них возникают патологические формы поведения с проявлением обидчивости, упрямства, агрессивности в ответ на столкновение положительной оценки в семье и негативной в учреждении, посещаемом ими. Повышенная самооценка у таких детей обусловлена снижением интеллекта, общей незрелостью личности, а также действием псевдокомпенсаторного механизма в ответ на низкую оценку окружающих.

В работах И.В Беляковой, А.Р. Маллер, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн, Л.М. Шипицыной описывается сфера межличностного взаимодействия детей с умственной отсталостью. В сфере общения они проявляют осторожность и недостаточную общительность, вызванную запаздывающим формированием навыков общения в связи с нарушениями речи и общего развития [10; 11; 14]. Нередко в процессе общения они ведут себя неадекватно, не контролируют свои эмоции, угрожают, проявляют агрессию. Только часть из них способна подержать беседу в присутствии взрослых и посторонних людей, а также легко общаться со сверстниками и более старшими детьми. При этом, как подчеркивает Д.Н. Исаев, дети с умственной отсталостью легкой степени усваивают нормы поведения, они охватывают лишь ограниченное число общественных

функций, плохо ориентируются в новой обстановке, что, в целом, затрудняет их социальную адаптацию и делает их неуверенными [6].

Таким образом, подводя краткий итог вышесказанному, можно выделить наиболее характерные черты младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии, которые необходимо учитывать педагогам в процессе обучения и взаимодействия с ними.

1. Наличие разнообразных нарушений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, что приводит к затруднениям усвоения учебного материала, замедленному формированию новых умений и навыков.

2. У детей с ЗПР отмечается относительная обратимость симптоматики, которая уменьшается под воздействием коррекционных мероприятий; у детей с умственной отсталостью нарушения развития присутствуют в течение всей жизни.

3. Несмотря на наличие проблем в интеллектуальном развитии, у детей имеются потенциальные возможности формирования психики в виде «зоны ближайшего развития», при этом значимым источником формирования высших психических функций является социальное, в том числе и педагогическое, воздействие, что позволяет обучающимся с ОВЗ включаться в образовательное пространство, осваивать те или иные умения и навыки, накапливать знания, адаптироваться к жизни в обществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: автореф. дис. ... доктора психол. наук / АПН СССР, НИИ дефектологии. М., 1989. 34 с.

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

4. Дмитриева Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития // Шестилетние дети: проблемы и исследования / Под ред. У.В. Ульенковой, Н.А. Цыпи-ной, Е.Е. Дмитриевой и др. Н. Новгород: НГПУ, 1993. С. 73-82.

5. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2007. 166 с.

6. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб.: Речь, 2007. 391 с.

7. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. 2006. № 3. С. 15-27.

8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2006. 142 с.

9. Лубовский В.И. (ред.) Специальная психология. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 464 с.

10. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: АРКТИ, 2000. 123 с.

11. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. Учебное пособие. М.: ACADEMIA, 2002. 160 с.

12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.

13. Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с ЗПР: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1988. 16 с.

14. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. 476 с.

REFERENCES

1. Agavelyan O.K. Communication of children with intellectual disabilities [Obschenie detei s narusheniyami umstvennogo razvitiya]: abstract. dis. ... the doctor of psychol. sciences; Academy of Pedagogical Sciences of the USSR, the Research Institute of Defectology. Moscow, 1989. 34 p.

2. Blinova L.N. Diagnostics and correction in education for children with psychological retardation: a tutorial [Diagnostika i korrektciya v obrazovanii detei s zaderzhkoi psihicheskogo razvitiya: uchebnoe posobie]. Moscow: Publishing House of the NTs ENAS, 2001. 136 p.

3. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood [Lichnost i eyo formirovanie v detskom vozraste]. Sankt-Peterburg: Peter, 2008. 398 p.

4. Dmitrieva E.E. Features of formation of communicative activity at six-years old children with psychological retardation [Osobennosti formirovaniya kommunikativnoi deyatelnosti u shestiletnih detei s zaderzhkoi psihicheskogo razvitiya]. Shestiletnie deti: problem i issledovaniya - Six-year-old children: challenges and research; Ed. U.V. Ulienkova, N.A. Tsypina, E.E. Dmitrieva, etc. N. Novgorod: NSPU, 1993, pp. 73-82 (In Rus.).

5. Zaschirinskaya O.V. Psychology of children with psychological retardation [Psihologiya detei s zaderzhkoi psihicheskogo razvitiya]. Sankt-Peterburg: Rech, 2007. 166 p.

6. Isaev D.N. Mental retardation in children and adolescents. Tutorial [Umstvennaya otstalost u detei i podrostkov. Rukovodstvo].Sankt-Peterburg: Rech, 2007. 391 p.

7. Lebedinskaya K.S. Basic questions of clinic and systematization of psychological retardation [Osnovnie voprosi kliniki i sistematiki zaderzhki psihicheskogo razvitiya]. Defektologiya - Defectology. 2006, no. 3, pp. 15-27 (In Rus.).

8. Lebedinsky V.V. Disorders of psychological development in childhood [Narusheniya psihicheskogo razvitiya v detskom vozraste].Moscow: ACADEMIA, 2006. 142 p.

9. Lubovsky V.I. (Eds.) Special psychology [Spetcialnaya psyhologiya]. Moscow: Publishing center «ACADEMIA», 2005. 464 p.

10. Mailer A.R. Social education and training of children with deviations in development [Socialnoe vospitanie i obuchenie detei s otkloneniyami v razvitii]. Moscow: ARCTI, 2000. 123 p.

11. Petrova V.G., Belyakova I.V. Psychology of the mentally retarded students. Tutorial [Psihologiya umstvenno otstalih shkolnikov. Uchebnoe posobie]. Moscow: ACADEMIA, 2002. 160 p.

12. Semago N.Y., Semago M.M. Problem children: Fundamentals of diagnostic and correctional work of the psychologist [Problemnie deti: Osnovi diagnosticheskoi i korrektcionnoi raboti psihologa]. Moscow: ARCTI, 2000. 208 p.

13. Sternina T.Z. Understanding the emotional states of another man by children with psychological retardation [Ponimanie emotcionalnih sostoyanii drugogo cheloveka detmi s ZPR]: abstract. dis. ... cand. psychol. sciences. Moscow, 1988. 16 p.

14. Shipitsyna L.M. «Unteachable» child in the family and society: social-lization of children with intellectual disabilities [Ne-obuchaemii rebyonok v semie i obschestve: socializatciya detei s narusheniem intellekta].Sankt-Peterburg: Rech, 2005. 476 p.

Информация об авторе

Асламазова Лилия Артуровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогической психологии, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия lilvanima@mail.ru

Хакунова Фатима Пшимафовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогической психологии, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия pedagog-psvcholog84@mail.ru

Получена: 17.05.2016

Для цитирования статьи: Асламазова Л.А., Ха-кунова Ф.П. Роль учета психологических особенностей младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии в условиях реализации нового образовательного стандарта. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 21 - 25

Information about the author

Liliya A. Aslamazova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogic Psychology, Adyghe State University, Maykop, Russia lilyanima@mail.ru

Fatimet P. Khakunova, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Department of Pedagogic Psychology, Adyghe State University, Maykop, Russia

pedagog-psycholog84@mail.ru Received: 17.05.2016

For article citation: Aslamazova L.A., Khakunova F.P. Rol' ucheta psikhologicheskikh osoben-nostey mladshikh shkol'nikov s problemami v intellektual'nom razvitii v usloviyakh realizatsii novogo obrazovatel'nogo standarta. [Role of accounting psychological features of primary school students with problems in intellectual development under realization of new educational standard]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5.. Part 3 p 21-25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.