Научная статья на тему 'Использование фольклора для совершенствования моторики детей с задержкой психического развития'

Использование фольклора для совершенствования моторики детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТОРИКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ФОЛЬКЛОР / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MOTOR SKILLS / FOLKLORE / OUTDOOR GAMES / PRESCHOOL EDUCATION / MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сироткина Зоя Александровна

Статья посвящена проблеме поиска эффективных путей совершенствования моторики детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. В ней отражена специфика коррекционно-педагогической работы по формированию двигательных навыков детей с задержкой психического развития средствами фольклора в условиях дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сироткина Зоя Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF FOLKLORE FOR IMPROVING MOTOR SKILLS OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article is devoted to the search of effective ways to improve the motor skills of preschool children with mental retardation. It reflects the specific pedagogical correction work on the formation of motor skills of children with mental retardation means of folklore in pre-school educational institutions.

Текст научной работы на тему «Использование фольклора для совершенствования моторики детей с задержкой психического развития»

И^^СПОАЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УДК 376.02:39

3. А. Сироткина

Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена проблеме поиска эффективных путей совершенствования моторики детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. В ней отражена специфика коррекционно-педаго-гической работы по формированию двигательных навыков детей с задержкой психического развития средствами фольклора в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: моторика, двигательные навыки, фольклор, подвижные игры, воспитание дошкольника, задержка психического развития.

Z. A. Sirotkina

Sholokhov Moscow State Humanitarian University Moscow State University of Culture and Arts

THE USE OF FOLKLORE FOR IMPROVING MOTOR SKILLS OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article is devoted to the search of effective ways to improve the motor skills of preschool children with mental retardation. It reflects the specific pedagogical correction work on the formation of motor skills of children with mental retardation means of folklore in pre-school educational institutions.

Keywords: motor skills, motor skills, folklore, outdoor games, preschool education, mental retardation.

Одной из важнейших задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Особенно остро стоит эта проблема в дошкольном возрасте, когда происходит интенсивное формирование всех систем организма ребёнка. Именно в дошкольном детстве ребёнок приобретает те двигательные качества, навыки и умения, которые служат основой его нормального физического и психического развития.

Известно, что у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в психомоторном развитии, имеющие различные

проявления и причины. Многие исследователи установили, что отклонения в психическом развитии чаще всего сочетаются с различными нарушениями физического развития. По мнению многих учёных (Л. С. Выготский [5, с. 122—137], Н. П. Вайзман [4, с. 11—23]), именно развитие психомоторной сферы часто является необходимым условием компенсации интеллектуальных нарушений и выравнивания поведения ребёнка.

Наиболее частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития (ЗПР).

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 133-138

133

В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей с ЗПР и усложнению нарушений у данного контингента детей (В. И. Лубовский [6, с. 7—16], И. ф. Марковская [7, с. 4—17], У. В. Ульенкова [9, с. 14—31]). Современная наука рассматривает задержку психического развития как особое состояние, характеризующееся отставанием в формировании как высших психических функций, так и личности ребёнка в целом.

Недостатки развития моторной сферы детей с ЗПР отмечаются как отечественными, так и зарубежными специалистами (М. Ш. Адилова [2, с. 3—11], Г. А. Бутко [3, с. 44—73], В. Fish [11, р. 13—18]). Такие учёные, как Т. А. Власова, В. И. Лубовский, И. ф. Марковская [5; 7], неоднократно отмечали, что у данного контингента детей проявляются особенности в формировании двигательной сферы: у них не наблюдается тяжёлых двигательных расстройств, но часто выявляются отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, межанализаторного синтеза, недостатки двигательных качеств.

Современный дошкольник живёт в такое время, когда происходит угасание традиционной игровой культуры. А ведь народные игры представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Все навыки и умения, которые были получены когда-то ребёнком в процессе народной подвижной игры, не исчезают, они остаются на всю жизнь. Слабое знание народных игр — причина неудовлетворённости игровых потребностей современных детей. Особенно это касается детей с незначительно выраженными отклонениями в развитии, такими как ЗПР. Их игровая деятельность имеет специфические недостатки, связанные как с особенностями психического развития, так и с условиями воспитания. При этом очевидно, что именно народные игры и развлечения могут оказать неоценимую услугу в коррекции недостатков развития хотя бы потому, что это, по сути, эталонные образцы сочетания

эстетически совершенного музыкального и словесного текста с динамичным действием. Кроме того, при обучении детей с ЗПР народным развлечениям и играм неизбежно встаёт задача знакомства с более широким историко-культурным пластом, которым эти игры и развлечения мотивированы. Все это, несомненно, способствует развитию кругозора детей, более широкой осведомлённости об окружающем мире, пониманию своего места в этом мире, что в конечном счёте ведёт к преодолению негативных тенденций в социальной адаптации детей с ЗПР.

Таким образом, одним из эффективных средств, с помощью которых стало бы возможным использовать активные методы кор-рекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития, является музыкальный фольклор, особенно народные подвижные игры.

В рамках диссертационного исследования по теме «Использование русского фольклора в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития» нами была предпринята попытка изучения особенностей моторики детей с ЗПР старшего дошкольного возраста с целью определения возможностей использования фольклорных подвижных игр для формирования моторной сферы детей. Данная задача решалась в ходе констатирующего эксперимента, который проходил на базе ГБОУ Центра развития ребёнка — детского сада № 1645 и ГБОУ детского сада компенсирующего вида № 908 города Москвы в 2011—2013 годах. В нем участвовало 60 детей с ЗПР старшего дошкольного возраста и 60 нормально развивающихся детей того лее возраста. На основе полученных данных разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование двигательной, познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР средствами музыкального фольклора, определены педагогические условия приобщения детей с ЗПР дошкольного возраста к традициям народной культуры.

Задачи нашего исследования потребовали разработки такого диагностического ком-

плекса, который дал бы возможность всестороннего изучения психомоторного развития детей с ЗПР и позволил бы оценить его в сравнении с нормой развития.

Таким образом, целью данной части исследования явилось изучение специфических особенностей психомоторного развития старших дошкольников с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

Для определения специфики психомоторного развития у испытуемых разных групп необходимо было изучить как особенности психомоторного развития в целом, так и отдельные его показатели. При построении диагностической программы мы пользовались рекомендациями Н. В. Шутовой [10, с. 78—81], которая выделяет следующие показатели: двигательные умения детей; мимические умения детей; особенности пантомимики детей.

Важно было не только исследовать каждый из вышеназванных показателей, определив специфику и уровень их развития, но и

проследить степень субъектной активности детей и её влияние на уровень выполняемой деятельности. С этой целью в ходе анализа мы выделили следующие основные критерии изучения и оценки: объем выполнения задания, качество выполнения задания, темп выполнения задания, интерес к заданию, эмоциональное отношение к деятельности, восприимчивость ребёнка к помощи, степень самостоятельности при выполнении задания. Данные критерии легли в основу балльной оценки выполнения заданий.

Наша диагностическая программа по изучению психомоторного развития детей с ЗПР состояла из трёх частей: изучение двигательных умений детей, изучение особенностей мимических движений, изучение особенностей пантомимики.

В таблице 1 представлены результаты выполнения диагностических заданий для изучения двигательных умений детьми с ЗПР и их нормально развивающимися сверстниками.

Таблица 1

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР И ИХ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СВЕРСТНИКОВ

Возрастная ступень Количество набранных баллов Выполнение задание на статическую координацию движений, в % Выполнение задания на динамическую координацию движений рук, в % Выполнение задания на динамическую координацию движений в целом, в % Выполнение задания на скорость движения в % Выполнение задания на одновременность движений, в % Выполнение задания на отчетливость выполнения движений, в %

ЗПР N ЗПР N ЗПР N ЗПР N ЗПР N ЗПР N

5 лет 1 15 — 15 — 10 5 10 — 20 5 10 —

2 20 5 15 10 20 15 15 5 10 5 20 —

3 40 20 55 40 55 35 45 25 60 45 35 20

4 15 45 15 30 10 25 20 40 10 30 20 20

5 10 30 — 20 5 20 10 30 — 15 15 60

Средний балл 2,85 4,00 2,70 3,60 2,80 3,40 3,00 3,95 2,60 3,45 3,10 4,40

6 лет 1 10 — 15 — 5 — 5 — 15 — 5 —

2 20 — 10 5 20 5 10 — 10 5 10 —

3 35 5 50 30 45 35 40 20 55 35 30 5

4 25 45 15 35 20 35 25 40 15 40 25 35

5 10 50 10 30 10 25 20 40 5 20 20 60

Средний балл 3,00 4,45 2,95 3,90 3,10 3,80 3,45 4,20 2,85 3,75 3,20 4,55

Возрастная ступень Количество набранных баллов Выполнение задание на статическую координацию движений, в % Выполнение задания на динамическую координацию движений рук, в % Выполнение задания на динамическую координацию движений в целом, в % Выполнение задания на скорость движения в % Выполнение задания на одновременность движений, в % Выполнение задания на отчетливость выполнения движений, в %

ЗПР N ЗПР N ЗПР N ЗПР N ЗПР N ЗПР N

7 лет 1 — — 5 — 5 — — — 10 — — —

2 10 — 10 5 15 — 10 — 10 5 10 —

3 60 25 45 20 40 20 45 10 50 25 25 —

4 25 45 25 40 20 40 25 40 15 30 40 40

5 10 330 15 35 20 40 20 50 15 40 25 60

Средний балл 3,50 4,05 3,35 4,05 3,35 4,20 3,55 4,40 3,15 4,35 3,80 4,60

Изучение двигательного развития дошкольников с ЗПР показало неблагополучное состояние их психомоторики. Двигательные умения основной части (около 70%) детей с ЗПР не соответствуют возрастным нормам: наиболее снижены скоростно-силовые характеристики движений, показатели ловкости и координационных способностей. Основной массе детей с ЗПР свойственны искажения темпа, ритма и амплитуды движений, дети испытывают трудности в запоминании последовательности двигательных операций. Динамическая и статическая координация движений ниже, чем у сверстников, посещающих массовые группы дошкольных учреждений. Дети не способны выполнить движение в соответствии с пространственными, временными и динамическими характеристиками.

Таким образом, не подлежит сомнению необходимость целенаправленной коррек-ционной работы по преодолению недостатков моторики и психомоторики этих детей, которая должна органично влиться в целостный воспитательно-образовательный процесс детского сада, особенно в музыкальное воспитание средствами народного искусства.

Народные подвижные игры являются эффективным средством формирования и развития двигательных навыков детей. Фольклорные игры дают широкие возможности

для развития многих двигательных качеств ребёнка: статическая и динамическая координация, ловкость, скорость, одновременность, последовательность движений. Все эти характеристики движений формируются и совершенствуются в народных подвижных играх. В народных играх много подражательных движений, а это требует развития двигательного воображения. Хороводные игры развивают пространственные характеристики движений. Соревновательные игры развивают силу и ловкость. Игры с преследованием развивают скорость движений, игры с поиском позволяют развивать ориентировку в пространстве, игры с мелкими предметами развивают ручную умелость и моторику пальцев рук.

Все это очень важно для детей с ЗПР, так как проблема двигательного развития этих детей состоит в недостаточной способности управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей, планировать двигательные действия, достигать цели. Дети с ЗПР не умеют продуктивно взаимодействовать со сверстниками, выполнять правила игры.

Использование русских народных подвижных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР позволит улучшить двигательные возможности детей, укрепить их физические силы, расширить их кругозор, развить память, мышление, волевые ка-

чества. Подвилсные игры мотивируют ребёнка к общению, развивают речь как средство общения, что также немаловажно для детей с ЗПР.

В своём исследовании мы разработали основные направления коррекционно-педа-гогической работы по ознакомлению детей с ЗПР с русским фольклором. В нашу программу мы включили и народные подвилсные игры по двум основным признакам: подвилсные игры во время календарных праздников и подвилсные игры на каждый день.

Первый тип игр связан с традиционным празднично-обрядовым комплексом. Эти подвилсные игры имеют ярко окрашенный календарно-событийный оттенок. В нашей программе дети сначала знакомятся с тем или иным праздником и связанными с ним верованиями и обрядами, а затем проходят игровой практикум, то есть непосредственно играют в народные игры.

Второй тип игр не имеет строго определённого назначения. В них можно играть, когда захочешь. Здесь главное правило — сначала научить детей играть в народные подвилсные игры, а затем создать такие условия, чтобы дети начали играть самостоятельно.

Разные авторы предлагают разную классификацию фольклорных игр на каждый день. Н. С. Агамова, И. А. Морозов, И. С. Слепцова [1, с. 77—84] предлагают использовать в досуговой практике следующие разновидности игр: сюжетные подвижные игры, подражательные игры, хороводные игры, игры с преследованием, игры с поиском, игры с предметами, словесные игры.

Известный фольклорист, этнограф и писатель Г. М. Науменко [8, с. 22—45] различает игры в прятки, жмурки, салки, ловишки; игры в фигуры; игры с хлопками; игры с захватом пальцев; игры с верёвками, прыгалками, резинками; игры с прыжками; игры в мяч; игры с разрыванием цепи; кружилки; различные состязания в ловкости, быстроте, меткости, силе; игры на сообразительность, смекалку и стойкость; игры-массажи; игры с угадыванием и поиском предметов; игры с ролевыми персонажами из сказок; игры

в животных и птиц; игры в деревья и цветы; игры в определённой ситуации (например, купля-продажа); игры в крестьянский труд; игры, связанные с выбором спутника лсиз-ни и пр.

В своей программе мы выделили игры, в которые можно играть на улице и в помещении. Последовательное знакомство с играми происходит во время музыкальных и физкультурных занятий, на физкультминутках — во время любых занятий, во время перерывов между занятиями («игровая перемена»), на прогулке, физкультурной разминке после дневного сна, на специально организованных досугах («посиделки», «вечер игры», «праздник игры»). Нами разработаны сценарии досугов, где дети вместе с родителями знакомятся с игровыми традициями регионов.

Выбранные нами игры рассчитаны на развитие самых разнообразных двигательных качеств и психических функций ребёнка: одни развивают силу, выносливость, ловкость, координацию, другие память, в том числе и двигательную, третьи сообразительность, четвёртые дают представление о нормах поведения. Но, главное, что все эти игры воспитывают в ребёнке целеустремлённость, ориентировку на конечный результат и успех, умение подчиняться правилам, волю, умение действовать сообща. Данная составляющая очень важна для детей с ЗПР.

Дети с ЗПР по-разному приобщаются к игровой культуре, существует разная готовность к усвоению фольклорного материала. Кто-то включается в процесс освоения и присвоения сразу, кому-то необходима большая предварительная работа. Однако далее если ребёнок и не познает глубоко, а лишь прикоснётся к миру народной игры, то своё доброе дело игра все равно сделает. Валено пробудить у него первоначальный интерес, сделать успешный первый шаг. Необходимо привлечь семью к проблеме приобщения ребёнка к традиционным народным играм. И тогда возникнет желание не только играть в народные игры, но и лучше познать историю фольклорных игр и народную культуру в целом.

Примечания

1. Агамова Н. С, Слепцова И. С, Морозов И. А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. Москва : Государственный республиканский центр русского фольклора, 1995. 174 с.

2. Адилова М. Ш. Особенности психомоторики младших школьников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1988. 24 с.

3. Бутко Г. А. физическое воспитание детей с задержкой психического развития. Москва : Книголюб, 2004. 144 с.

4. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. Москва : Аграф, 1997. 128 с.

5. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. Москва : Просвещение, 1995. 527 с.

6. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. Москва : Педагогика, 1984. 256 с.

7. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. Москва, 1995. 198 с.

8. Науменко Г. М. Русские народные детские игры с напевами. Москва : Либерея, 2003. 544 с.

9. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. Москва : Педагогика, 1990. 184 с.

10. Шутова Н. В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия : монография. Москва : МГГУ ; Нижний Новгород : НГПУ, 2008. 225 с.

11. Fish B. The study of motor development in infancy and its relationship to psychological functioning // The American J. of Psychiatry. 1961. Vol. 117.

Совершенствование среды в учреждениях культуры — важнейший фактор воспитания у молодёжи социально значимых психологических установок

удк 379.81

Л. Н. Ку рьянов а

Московский государственный университет культуры и искусств

в статье рассматривается совершенствование среды в учреждениях культуры как важнейший фактор воспитания у молодёжи социально значимых психологических установок. Автор пишет, что в процессе освоения культуры социума происходит определённая социальная ориентация индивида на конкретные условия бытия в имеющейся социально-культурной среде, формирование определённых социальных стереотипов, через призму которых человек воспринимает окружающий мир.

Ключевые слова: совершенствование среды, учреждения культуры, важнейший фактор, воспитание молодёжи, социально значимые, психологические установки.

L. N. Kur'yanova

Moscow State University of Culture and Arts

ENVIRONMENT IMPROVEMENT IN CULTURAL INSTITUTIONS — THE MOST IMPORTANT FACTOR OF EDUCATION AT YOUTH OF SOCIALLY SIGNIFICANT PSYCHOLOGICAL INSTALLATIONS

138

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 138-142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.