Научная статья на тему 'ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ СРЕДА / ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЧЕВАЯ СРЕДА / ИСКУССТВЕННАЯ РЕЧЕВАЯ СРЕДА / ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ / ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ЮУРГГПУ / СТУДЕНТ ПЕДВУЗА / ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ УНК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридова А.В., Никитина Е.Ю., Шиганова Г.А.

Введение. В статье выявляется актуальность проблемы формирования речевой среды, которая окружает обучающегося в педагогическом вузе; номинируются факторы, влияющие на ее качество; проводится дифференциация понятий «языковая среда», «речевая среда»; представлена связь между качеством научного содержания, формы занятий прямого и дистанционного обучения и сформированностью речевой среды, которая, в свою очередь, выступит основой профессиональной коммуникации будущего учителя. Цель статьи - представление основных положений организации формирования речевой среды студентов - педагогов начального образования - в процессе разных форм обучения языковой теории и практики с точки зрения повышения качества профессиональной коммуникации. Материалы и методы. Основные методы исследования - это наблюдения за речевым продуктом студентов на занятиях, анализ научных трудов, раскрывающих проблемы содержания понятия «речевая среда», структурирования необходимой речевой среды в онтогенезе речи (от раннего дошкольного возраста до этапа освоения профессии включительно), развития языковой способности, становления профессионально-педагогической речи, а также классификация типов и видов учебных занятий и коммуникативных ситуаций, в процессе развертывания которых формируется та развивающая речевая среда, которая способствует росту качества коммуникативных умений будущего педагога, описание форм заданий по освоению коммуникативных навыков, наблюдение над речевой деятельностью студентов во время занятий и производственной педагогической практики. Материалом для анализа послужили учебные, учебно-методические источники по дисциплинам филологического цикла, перечни форм занятий дистанционного обучения в силу того, что оно становится актуальным с распространением цифровых ресурсов и IT-технологий, сведения из рабочих программ следующих дисциплин лингвистического цикла - «Современный русский язык» (модули - «Фонетика. Фонология. Орфоэпия»; «Лексикология. Лексикография»; «Морфемика. Словообразование»; «Морфология», «Синтаксис»), «Русский язык и культура речи» (модули - «Фонология. Орфоэпия», «Лексикология. Лексикография», «Морфология»; «Синтаксис»; «Орфография. Пунктуация»; «Стилистика»; «Риторика»), «Практикум по русскому языку» («Орфография современного русского языка» и «Пунктуация современного русского языка»), «Актуальные проблемы современной русской орфографии», «Актуальные проблемы современной русской пунктуации», «Педагогическая риторика» (модули - «Риторика. Подготовка публичной речи. Русская риторическая традиция», «Педагогическая коммуникация, ее особенности. Жанры педагогической речи». Функции педагогического общения. «Правила построения и произнесения педагогической речи»), «Деловая риторика» (модули - «Русский язык», «Нормы современного русского языка», «Функциональные стили современного русского языка» и «Деловое красноречие и его жанры»), «Теория литературы и практика читательской деятельности», «История отечественной литературы, «Детская литература», «Психолингвистика», «Теория речевой деятельности» (две последние дисциплины характеризуются конвергентностью, т. е. студенты получают доступ к расширенному ареалу узко специализированной терминологии, междисциплинарной, поэтому достаточно сложной для восприятия и понимания, но необходимой для самостоятельного формирования речевой среды современного профессионального педагога, способного оперировать актуальными понятиями инклюзии, решать проблемные ситуации, возникающие в процессе обучения и воспитания школьников с особыми образовательными потребностями, а также повышать уровень своих знаний и умений в этой области). Процесс преподавания, контроль и усвоение вышеназванных дисциплин средствами различных форм обучения и видов занятий является фактором создания речевой среды обучающихся в вузах. Результаты. Представлены понятия «естественная речевая среда», «искусственная речевая среда», дифференцировано содержание терминов «языковая среда» и «речевая среда», сформулированы условия структурирования речевой среды студентов, приведены пути, способы коммуникации, виды занятий и упражнений, корректирующие речевую среду будущих педагогов, повышающих ее качество. Приведена тематика образовательных модулей лингвистических и сопряженных с ними дисциплин. Формирование речевой среды будущих педагогов рассмотрен как многоаспектный процесс, включающий в себя и собственно языковые компоненты, и экстралингвистические, а также сопредельные - психофизиологические, психологические, социальные, культурные. Речевая среда репрезентируется как продукт национальной культуры, семейных отношений, деятельности государственных и общественных институтов и взаимосвязей их с субъектом речи. Материал позволяет сделать вывод о том, что образ искусственной речевой среды, структурированной преподавателями в обучающем процессе, постепенно может заменить в памяти студентов образ исконной естественной речевой среды (порочной, ущербной, не отвечающей требованиям педагогической и деловой коммуникации, - именно речевая среда, окружающая личность, обусловливает качество умения коммуницировать), затем интериоризироваться, стать доминирующим при профессиональном общении. В условиях развития информационных технологий, увеличения объема операций в обучении, организации и управлении образованием, с расширением возможностей профессионального общения, реализации программ повышения квалификации и дополнительного образования особую актуальность приобретают дистанционные формы и средства создания речевой среды для будущего педагога. Приведены виды дистанционных занятий, обладающие определенным потенциалом в построении речевой среды студентов. Обсуждение. Представляется насущным решение таких проблем, как определение компонентного состава речевой среды, влияния искусственной речевой среды на естественную, выявление инструментария создания речевой среды будущего педагога. Акцентируется внимание на специфике понятий, связанных с типологией разных видов речевой деятельности, заданий, формирующих кластеры или семантические и стилистико-жанровые поля, которые будут структурировать искусственную речевую среду в профессионально-педагогическом аспекте. Ставится проблема трансформации искусственной речевой среды в естественную, или возможного «поглощения» ею порочной естественной речевой среды, а также процесса интериоризации (присвоения личностью) той специфики речи, которая отличает педагога-профессионала. Заключение. Естественная, «родная» речевая среда обучающегося в вузе, как правило, не может характеризоваться как идеальная в силу множества обстоятельств - психофизиологического, психического, социокультурного статуса семьи, взрослых, влияющих на воспитание и развитие ребенка, их материальное положение, количество и качество общения между родственниками: каждый из студентов вуза, будущих педагогов, на разных уровнях и в разных условиях осваивал язык и азы коммуникации; при этом не исключается наличие речевых дефектов, которые обучающиеся преодолевали в раннем детстве, что также повлияло на усвоение языковых категорий и жанров [1]. Следовательно, будущие педагоги должны использовать все преимущества искусственной речевой среды, отвечающей языковым нормам, специфике профессиональной коммуникации, канонам речевого этикета, морально-этическим правилам и принципам деловых отношений, которые естественным образом дают себя знать в речевом продукте личности, (а в настоящее время наука проявляет активный интерес к исследованию закономерностей общения представителей каких-либо социально значимых профессий с общественностью; труд педагога подразумевает установление и поддержание таких связей, особенно, в свете обсуждения законопроекта об участии родителей в образовательной политике школе) [2]. Основным инструментом создания необходимой речевой среды выступает обучающая деятельность профессорско-преподавательского состава, вспомогательным - исследовательская работа обучающихся, производственная, педагогические и преддипломная практики, требующие от студентов реализации языковых образцов, речевых шаблонов для оформления той или иной ситуации общения. Все вышеприведенные средства отвечают концепции деятельностного подхода и способствуют интериоризации искусственной речевой среды будущего профессионала. Для формирования искусственной речевой среды необходимо рационально применять и прямые, «глаза в глаза», формы обучения, и косвенные, т. е. опосредованные информационно-техническими ресурсами, обусловившими внедрение в систему высшего образования дистанционных педагогических технологий. Основные положения: - объект «речевая среда» характеризуется как двусторонний и конвергентный; первое свойство связано с тем, что он создается субъектами общения при объективных условиях и является стимулом, обстоятельством и шаблоном для речевой реакции слушателя-адресата, а второе свойство детерминируется многоаспектной, сложной природой речи, состоящей из психического, генетического, психологического, социального компонентов; речевая среда является одновременно продуктом и фактором культуры, «творения» личности; - понятие «речевая среда» актуально для таких наук, как психолингвистика, теория речевой деятельности, методика обучения родному языку, методика обучения иностранному языку, социолингвистика, этнопсихолингвистика; - специфика структурирования речевой среды студента-педагога заключается в необходимости создания для обучающихся блока знаний о развитии речи младших школьников и правилах формирования для них высококачественной речевой среды; студенты, прошедшие производственную педагогическую практику логично соприкоснуться с проблемой оформления речевой среды в начальных классах, а также смогут экстраполировать свою педагогическую деятельность в школе на процесс саморедактирования и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свиридова А.В., Никитина Е.Ю., Шиганова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMATION OF THE SPEECH ENVIRONMENT OF STUDENTS OF THE FACULTY OF TRAINING PRIMARY SCHOOL TEACHERS OF THE SOUTH-URAL STATE HUMANITIES-PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Introduction. The article reveals the relevance of the problem of the formation of the speech environment that surrounds a student at a pedagogical university; nominates factors affecting its quality; differentiates the concepts of “language environment”, “speech environment”; presents the relationship between the quality of scientific content, the form of direct and distance learning classes and the formation of the speech environment, which, in turn, will serve as the basis of professional communication of the future teacher. The purpose of the article is to present the main provisions of the organization of the formation of the speech environment of students - teachers of primary education - in the process of various forms of teaching language theory and practice from the point of view of improving the quality of professional communication. Materials and Methods . Basic research methods - these are observations of the speech product of students in the classroom, analysis of scientific papers that reveal the problems of the content of the concept of “speech environment”, structuring the necessary speech environment in the ontogenesis of speech (from early preschool age to the stage of mastering the profession inclusive), the development of language ability, the formation of professional and pedagogical speech, as well as classification of types and types of educational classes and communicative situations, during the deployment of which the developing speech environment is formed, which contributes to the growth of the quality of the communicative skills of the future teacher, description of the forms of tasks for the development of communication skills, observation of students' speech activity during classes and industrial pedagogical practice. The material for the analysis was educational, educational and methodological sources on the disciplines of the philological cycle, lists of forms of distance learning classes due to the fact that it becomes relevant with the spread of digital resources and IT technologies, information from the work programs of the following disciplines of the linguistic cycle - “Modern Russian Language” (modules - “Phonetics. Phonology. Orthoepy”; “Lexicology. Lexicography”; “Morphemics. Word formation”; “Morphology”, “Syntax”), “Russian language and speech culture” (modules - “Phonology. Orthoepy”, “Lexicology. Lexicography”, “Morphology”; “Syntax”; “Spelling. Punctuation”; “Stylistics”; “Rhetoric”), “Workshop on the Russian language” (“Spelling of Modern Russian language” and “Punctuation of Modern Russian language”), “Actual problems of Modern Russian Spelling”, “Actual Problems of Modern Russian punctuation”, “Pedagogical Rhetoric” (modules - “Rhetoric. Preparation of a public speech. The Russian rhetorical tradition”, “Pedagogical communication, its features. Genres of pedagogical speech”. Functions of pedagogical communication. “Rules of construction and pronouncing of pedagogical speech”), “Business rhetoric” (modules - “Russian language”. “Norms of the modern Russian language”. “Functional styles of the modern Russian language” and “Business eloquence and its genres”), “Theory of literature and practice of reading activity”, “History of Russian literature”, “Children's literature”, “Psycholinguistics”, “Theory of speech activity” (the latter two disciplines are characterized by convergence, i.e. students get access to an expanded range of highly specialized terminology, interdisciplinary, therefore quite difficult to perceive and understand, but necessary for the independent formation of the speech environment of a modern professional teacher who is able to operate with relevant concepts of inclusion, solve problematic situations arising in the process of teaching and educating schoolchildren with special educational needs, as well as improve their knowledge and skills in this area). The process of teaching, control and assimilation of the above-mentioned disciplines by means of various forms of education and types of classes is a factor in creating a speech environment for students at universities. Results. The concepts of “natural speech environment”, “artificial speech environment” are presented, the content of the terms “language environment” and “speech environment” is differentiated, the conditions for structuring the speech environment of students are formulated, the ways, methods of communication, types of classes and exercises that correct the speech environment of future teachers and improve its quality are given. The topics of educational modules of linguistic and related disciplines are given. The formation of the speech environment of future teachers is considered as a multidimensional process, which includes both linguistic and extralinguistic components, as well as adjacent ones - psychophysiological, psychological, social and cultural. The speech environment is represented as a product of national culture, family relations, the activities of state and public institutions and their interrelationships with the subject of speech. The material allows us to conclude that the image of an artificial speech environment structured by teachers in the learning process can gradually replace in the memory of students the image of the original natural speech environment (vicious, flawed, not meeting the requirements of pedagogical and business communication - it is the speech environment surrounding the personality that determines the quality of the ability to communicate), then internalize, become dominant in professional communication. In the context of the development of information technologies, an increase in the volume of operations in training, organization and management of education, with the expansion of professional communication opportunities, the implementation of advanced training and additional education programs, remote forms and means of creating a speech environment for a future teacher are of particular relevance. The types of distance learning that have a certain potential in building the speech environment of students are given. Discussion . It seems urgent to solve such problems as determining the component composition of the speech environment, the influence of the artificial speech environment on the natural one, identifying the tools for creating the speech environment of the future teacher. Attention is focused on the specifics of concepts related to the typology of different types of speech activity, tasks that form clusters or semantic and stylistic-genre fields that will structure the artificial speech environment in the professional and pedagogical aspect. The problem of transformation of an artificial speech environment into a natural one, or possible “absorption” of a vicious natural speech environment by it, as well as the process of interiorization (appropriation by a person) of the specifics of speech that distinguishes a professional teacher is posed. Conclusion. The natural, “native” speech environment of a student at a university, as a rule, cannot be characterized as ideal due to a variety of circumstances - the psychophysiological, mental, socio-cultural status of the family, adults who influence the upbringing and development of the child, their financial situation, the number and quality of communication between relatives. Therefore, future teachers should use all the advantages of an artificial speech environment that meets language norms, the specifics of professional communication, the canons of speech etiquette, moral and ethical rules and principles of business relations, which naturally make themselves felt in the speech product of the individual. The main tool for creating the necessary speech environment is the teaching activity of the teaching staff, the auxiliary is the research work of students, production, pedagogical and pre-graduate practices that require students to implement language samples, speech templates for the design of a particular communication situation. All of the above tools correspond to the concept of the activity approach and contribute to the internalization of the artificial speech environment of the future professional. To form an artificial speech environment, it is necessary to rationally apply both direct, “eye to eye” forms of education, and indirect, that is mediated by information and technical resources that led to the introduction of distance pedagogical technologies into the higher education system. Highlights: The object “speech environment” is characterized as two-sided and convergent; the first property is due to the fact that it is created by the subjects of communication under objective conditions and is a stimulus, circumstance and template for the speech reaction of the listener-addressee, and the second property is determined by the multidimensional, complex nature of speech, consisting of mental, genetic, psychological, social components; the speech environment is both a product and a factor of culture, the “creation” of the individual; The concept of “speech environment” is relevant for such sciences as psycholinguistics, theory of speech activity, methods of teaching native language, methods of teaching a foreign language, sociolinguistics, ethnopsycholinguistics; The specifics of structuring the speech environment of a student-teacher is the need to create for students a block of knowledge about the development of speech of younger schoolchildren and the rules for the formation of a high-quality speech environment for them; students who have passed the production pedagogical practice logically come into contact with the problem of the design of the speech environment in elementary grades, and will also be able to extrapolate their teaching activities at school to the process of self-editing and self-development.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Научная статья

УДК 378.4+37.022

ББК 74.489+74.409

DOI 10.25588/CSPU.2023.175.3.010

А. В. Свиридова1, Е. Ю. Никитина2, Г. А. Шиганова3

1ORCID № 0000-0002-9421-5170 Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, ^

литературы и методике обучения русскому языку и литературе, §

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический ?

университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: sviridov1216@gmail.com 1

о

2ORCID № 0000-0001-9550-4700 §

§

Профессор,

доктор педагогических наук, профессор кафедры русского ^ §

N ь

§ 1 — ^

» § § С

E-mail: elenaurievna@bk.ru С 1

к д

3ORCID № 0000-0002-7128-6435 00 §

Профессор, доктор филологических наук, С д

профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения § § русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный с о

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. № §

языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: shiganovaga@cspu.ru о <3

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ речевой среды

О 3

у §

а

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Ь

СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПОДГОТОВКИ 1 §

§ д § §

0 о

ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО | 1

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА § 1

г д

I

Л 3 II

Аннотация К ?

§ §

й Ч

Введете. В статье выявляется актуальность проблемы ? |

§ ^

1 §

формирования речевой среды, которая окружает обучающегося в I ^

i

педагогическом вузе; номинируются факторы, влияющие на ее ка- § с

е §

чество; проводится дифференциация понятий «языковая среда», а в

© Свиридова А. В., Никитина Е. Ю., Шиганова Г. А., 2023

«речевая среда»; представлена связь между качеством научного содержания, формы занятий прямого и дистанционного обучения и сформированностью речевой среды, которая, в свою очередь, выступит основой профессиональной коммуникации будущего учителя. Цель статьи — представление основных положений организации формирования речевой среды студентов - педагогов начального образования — в процессе разных форм обучения языковой теории и практики с точки зрения повышения качества профессиональной коммуникации.

Материалы и методы. Основные методы исследования — это наблюдения за речевым продуктом студентов на занятиях, анализ научных трудов, раскрывающих проблемы содержания понятия «речевая среда», структурирования необходимой речевой среды в онтогенезе речи (от раннего дошкольного возраста до этапа освоения профессии включительно), развития языковой способности, становления профессионально-педагогической речи, а также классификация типов и видов учебных занятий и коммуникативных ситуаций, в процессе развертывания которых формируется та развивающая речевая среда, которая способствует росту качества коммуникативных умений будущего педагога, описание форм заданий по освоению коммуникативных навыков, наблюдение над речевой деятельностью студентов во время занятий и производственной педагогической практики. Материалом для анализа послужили ^ учебные, учебно-методические источники по дисциплинам фи-§" лологического цикла, перечни форм занятий дистанционного обу-

о

-"О

§ чения в силу того, что оно становится актуальным с распростра-

^ нением цифровых ресурсов и 1Т-технологий, сведения из рабо-

сц

^ чих программ следующих дисциплин лингвистического цикла

а ж а

«Современный русский язык» (модули — «Фонетика. Фонология. Орфоэпия»; «Лексикология. Лексикография»; «Морфемика. Словообразование»; «Морфология», «Синтаксис»), «Русский язык и культура речи» (модули — «Фонология. Орфоэпия», «Лексикология. Лексикография», «Морфология»; «Синтаксис»; «Орфография. Пунктуация»; «Стилистика»; «Риторика»), «Практикум по русскому языку» («Орфография современного русского языка» и «Пунктуация со-

П

временного русского языка»), «Актуальные проблемы современной о

1

о

§

ж

русской орфографии», «Актуальные проблемы современной русской пунктуации», «Педагогическая риторика» (модули — «Риторика. Подготовка публичной речи. Русская риторическая традиция», «Педагогическая коммуникация, ее особенности. Жанры

N 5

ж 1

У ^ » §

§ й'

педагогической речи». Функции педагогического общения. «Пра- ^ 5

О 1

к

о О*

г ~

о О

о 3

риторика» (модули — «Русский язык», «Нормы современного 3 1

д ж

вила построения и произнесения педагогической речи»), «Деловая

русского языка», «Функциональные стили современного русского О языка» и «Деловое красноречие и его жанры»), «Теория литературы и практика читательской деятельности», «История отечественной литературы, «Детская литература», «Психолингвистика», «Теория

о

I ^

Ж § ® к

о ^

О

3 §

а " ж ж

речевой деятельности» (две последние дисциплины характеризу- 1 О

ются конвергентностью, т. е. студенты получают доступ к расши- о

5 о

о

Ж К

ренному ареалу узко специализированной терминологии, междис- § 3

а

о

циплинарной, поэтому достаточно сложной для восприятия и 1

Ж 1 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

понимания, но необходимой для самостоятельного формирования О ^

о §

речевой среды современного профессионального педагога, способ- 3 §

Ж СУ-1ж

ного оперировать актуальными понятиями инклюзии, решать 1 г

О

проблемные ситуации, возникающие в процессе обучения и воспи- § й

§ О

тания школьников с особыми образовательными потребностями, § I

а также повышать уровень своих знаний и умений в этой области). Процесс преподавания, контроль и усвоение вышеназванных дисциплин средствами различных форм обучения и видов занятий является фактором создания речевой среды обучающихся в вузах.

Результаты. Представлены понятия «естественная речевая среда», «искусственная речевая среда», дифференцировано содержание терминов «языковая среда» и «речевая среда», сформулированы условия структурирования речевой среды студентов, приведены пути, способы коммуникации, виды занятий и упражнений, корректирующие речевую среду будущих педагогов, повышающих ее качество. Приведена тематика образовательных модулей лингвистических и сопряженных с ними дисциплин. Формирование речевой среды будущих педагогов рассмотрен как многоаспектный процесс, включающий в себя и собственно языковые компоненты, и экстралингвистические, а также сопредельные — психофизиологические, психологические, социальные, культурные. Речевая среда репрезентируется как продукт национальной культуры, семейных отношений, деятельности государственных и общественных институтов и взаимосвязей их с субъектом речи. Материал позволяет сделать вывод о том, что образ искусственной речевой среды, структурированной преподавателями в обучающем процессе, постепенно может заменить в памяти студентов образ исконной ^ естественной речевой среды (порочной, ущербной, не отвечающей ^ требованиям педагогической и деловой коммуникации, — именно речевая среда, окружающая личность, обусловливает качество ^ умения коммуницировать), затем интериоризироваться, стать до-

^ минирующим при профессиональном общении. В условиях разви-^ тия информационных технологий, увеличения объема операций

в обучении, организации и управлении образованием, с расширением возможностей профессионального общения, реализации программ повышения квалификации и дополнительного образования особую актуальность приобретают дистанционные формы и средства создания речевой среды для будущего педагога. Приведены виды дистанционных занятий, обладающие определенным потенциалом в построении речевой среды студентов.

П

Обсуждение. Представляется насущным решение таких §

1

проблем, как определение компонентного состава речевой среды, 3

§

влияния искусственной речевой среды на естественную, выявле- Н

Й I

N з

н ее

у ^ » § § й<

пологией разных видов речевой деятельности, заданий, формиру- § Сз

с е §

ющих кластеры или семантические и стилистико-жанровые поля, § с

- § У

которые будут структурировать искусственную речевую среду в У е

д Н

ние инструментария создания речевой среды будущего педагога. Акцентируется внимание на специфике понятий, связанных с ти-

профессионально-педагогическом аспекте. Ставится проблема С трансформации искусственной речевой среды в естественную,

о

§ ^

н § ® к

§ л

или возможного «поглощения» ею порочной естественной речевой § §

у I

среды, а также процесса интериоризации (присвоения личностью)

§

той специфики речи, которая отличает педагога-профессионала. 1 §

§ §

Заключение. Естественная, «родная» речевая среда обуча- § 0

у §

а к

ющегося в вузе, как правило, не может характеризоваться как иде- д У

а ч

г и §

§ 3 е

ч л ее

с ^

§ а

г ч

н §

и н

2?

3 №

ск

ил

I С 1 §

уровнях и в разных условиях осваивал язык и азы коммуникации; § §

альная в силу множества обстоятельств — психофизиологического, психического, социокультурного статуса семьи, взрослых, влияющих на воспитание и развитие ребенка, их материальное положение, количество и качество общения между родственниками: каждый из студентов вуза, будущих педагогов, на разных

при этом не исключается наличие речевых дефектов, которые обучающиеся преодолевали в раннем детстве, что также повлияло на усвоение языковых категорий и жанров [1]. Следовательно, будущие педагоги должны использовать все преимущества искусственной речевой среды, отвечающей языковым нормам, специфике профессиональной коммуникации, канонам речевого этикета, морально-этическим правилам и принципам деловых отношений, которые естественным образом дают себя знать в речевом продукте личности, (а в настоящее время наука проявляет активный интерес к исследованию закономерностей общения представителей каких-либо социально значимых профессий с общественностью; труд педагога подразумевает установление и поддержание таких связей, особенно, в свете обсуждения законопроекта об участии родителей в образовательной политике школе) [2]. Основным инструментом создания необходимой речевой среды выступает обучающая деятельность профессорско-преподавательского состава, вспомогательным — исследовательская работа обучающихся, производственная, педагогические и преддипломная практики, требующие от студентов реализации языковых образцов, речевых шаблонов для оформления той или иной ситуации общения. Все вышеприведенные средства отвечают концепции деятельностного подхода и способствуют интериоризации искусственной речевой среды будущего профессионала. Для формирования искусственной речевой ^ среды необходимо рационально применять и прямые, «глаза в глаза», формы обучения, и косвенные, т. е. опосредованные информаци-дир онно-техническими ресурсами, обусловившими внедрение в си-

^ стему высшего образования дистанционных педагогических тех-

сц

^ нологий.

Ключевые слова: речевая среда; естественная речевая среда; искусственная речевая среда; языковые нормы; лингвистическое образование; формы дистанционного обучения; цифровые ресурсы; электронное обучение; педагогические компетенции; коммуникативная компетенция; устные и письменные жанры профессионально-педагогического общения; ЮУрГГПУ; студент

педвуза; факультет подготовки УНК.

к

Основные положения: §

3

- объект «речевая среда» характеризуется как двусторон-

ется субъектами общения при объективных условиях и является стимулом, обстоятельством и шаблоном для речевой реакции слу-

вилах формирования для них высококачественной речевой среды; студенты, прошедшие производственную педагогическую практику логично соприкоснуться с проблемой оформления речевой

П

3 §

ний и конвергентный; первое свойство связано с тем, что он созда- §

Й I з

§ 1 У ^

а с

шателя-адресата, а второе свойство детерминируется многоаспект- § 3

О 1 § ^

ной, сложной природой речи, состоящей из психического, генети- § с

§ I

ческого, психологического, социального компонентов; речевая среда I

д §

является одновременно продуктом и фактором культуры, «творе- О

о

ния» личности; 1 а

§ *

§ и

понятие «речевая среда» актуально для таких наук, как § §

I I

ж а

психолингвистика, теория речевой деятельности, методика обучения родному языку, методика обучения иностранному языку, со- | §

3 §

циолингвистика, этнопсихолингвистика; § §

- специфика структурирования речевой среды студента-педагога заключается в необходимости создания для обучаю-

а * 1|

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а §

§ 1

§ I 1

1 1

щихся блока знаний о развитии речи младших школьников и пра- О Й

§ а

§ §

§ §

I §

2?

3 8

0 *

1 ц

I О

1 §

среды в начальных классах, а также смогут экстраполировать свою § §

педагогическую деятельность в школе на процесс саморедактирования и саморазвития.

1 Введение (Introduction)

Изучению речевой среды, формированию понятий с ним связанных, определению методик их структурирования посвящены работы Л. П. Федоренко, написанные во второй половине XX века. Проблемы анализа и создания речевой среды занимают достаточное научное пространство лингвистики, психологии, педагогики, теории речевой деятельности, культурологии, социолингвистики: в данном тематическом поле находятся исследования Л. В. Щербы, А. М. Пешковского, В. А. Добромыслова, Н. М. Шанского (в этом отношении значимы его концепция филологического образования и разработка курса «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения в старших классах), Л. А. Тростенцовой, Т. М. Пахновой, Б. Г. Бобылева, Т. В. Ахутиной (формирование и развитие речевой деятельности, онтогенез речи), В. А. Петровского, О. С. Ушаковой.

Родной язык, родная речь усваиваются детьми по аналогии первоначально в бессознательном подражании говорящим людям. Слышимая, читаемая, обращенная к ребенку речь — это речевая

^ среда, в которой растет и развивается ребенок. Такая среда является естественной — спонтанное общение взрослых между собой и бе-

седы с ребенком, обращенные к нему реплики во время игр, чтения, й; совместных действий. Естественная речевая среда может иметь развивающий потенциал, быть благоприятной и для освоения язы-

§" ковых норм, в частности, усвоения традиции сочетания языковых

д§

^ единиц в различных видах дискурса и текстах разных функцио-

§и

^ нальных стилей и жанров (структурирование «языкового чутья»),

сц

^ и для воспитания эстетического чувства языка посредством чтения

качественной литературы, просмотра произведении аудиального, визуального и аудиально-визуального восприятия с текстовой основой. Искусственная речевая среда создается целенаправленно в процессе системного обучения языку, системного усвоения филологических знаний, репрезентированных с позиций определенной образовательной концепции, с помощью педагогических технологий и различных форм, и инструментария обучения и специально ото-

- коммуникативно-дискурсивный, представляющий образ-

тическая беседа, классный час, разговор о важном, педагогический совет, методический семинар, доклад, родительское собрание, опрос, статья, технологическая карта урока, рабочая программа дисци-

П

бранного дидактического материала. Она обусловливает качество § речи, которая «... предоставляет окружающим значительную ин- 3

о

§

N з

§ 1

У ^ » §

§ Й

быть создана образцовая искусственная речевая среда, которая впо- § -3

О 1

к

0 О*

1 №

° 3

циалиста и послужит шаблоном формированию развивающей ре- ® 1

д §

формацию о говорящем, его социальном статусе, уровне образования, психологическом типе ...» [3, 147]. В образовательном пространстве педагогического вуза для будущего учителя должна

следствии будет интериоризирована, присвоена личностью спе-

чевой среды для младших школьников. Речевая среда для студента- О педагога должна представлять собой систему следующих компо-

о

§ ^ § § ® *

о Й

нентов: 1 §

№ 3

V §

ж ж

цовую модель общения в рамках образовательного учреждения с |

§ §

точки зрения профессиональной специфики — использования § средств функциональных стилей, устных и письменных жанров (лекция, семинар, объяснение нового материала, ведение спора,

§ §

I 0>

Ж *

1 ж

§§ ч § ж

1

1 1

дискуссии, воспитательная беседа, эвристическая беседа, терапев- О Й

§ §

I § § §

ж §

2?

3 №

о *

ж Ц

§ О § §

плины, аннотация, отзыв, рецензия, характеристика, представление, § §

резюме, рекомендательное письмо, ходатайство, текущая деловая документация), квалификация деловых ситуаций, адресатов речи, соблюдения этических норм, применения этикетных формул, реализация приемов академического красноречия, приемов аргументирования и убеждения [4];

- лингвистический компонент, подразумевающий исполнение языковых норм устной и письменной речи, систему которых студенты осваивают на занятиях по таким дисциплинам, как «Русский язык», «Русский язык и культура речи»;

- метаязыкововой компонент, связанный со знанием и владением терминологической системой всех тех дисциплин, которые изучаются на том или ином педагогическом профиле; терминологи-зированность речи преподавателя и его требования относительно квалифицированного обращения терминов в речи студентов формируют научно-профессиональный сегмент речевой среды;

- просодический компонент, на который нужно обращать преподавателям особое внимание в процессе устного общения в силу того, что интонация способна передавать смысл высказывания и, следовательно, должна с ним соотноситься, совпадать;

^ - культурологический компонент, содержащий связь языко-

^ вых явлений и фактов национальной духовности, цивилизации,

истории;

^ - эстетический компонент, заключающийся в отборе каче-

^ ственных текстов для занятий, в филологическом подходе к тексто-§" вому дидактическому материалу с включением этнокультуровед-

о

-"О

| ческих элементов анализа;

«о

^ - креативный компонент, который предполагает структури-

сц

^ рование для студентов заданий, стимулирующих умение и навык

создания оригинальных текстов на заданную тему определенного стиля и жанра.

2 Материалы и методы (Materials and Methods)

Основными методами для данного исследования являются наблюдение над результатами речевой деятельности студентов во время занятий, по итогам самостоятельной работы, анализ компонентов обязательной развивающей речевой среды вуза, описание

лощения орфоэпических норм. Наряду с деятельностью В. А. Доб-

П

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

форм занятий и заданий. §

1

Необходимо отметить, что метод наблюдения применялся 3

§

в нашем исследовании с относительной полнотой, так как в идеале §

Й I

N 3

§ 1

У ^ » §

§ й<

довательно, не может быть идеально использован. Впервые в совет- ^ 3

О 1 *

о О*

о О

он имеет социолингвистическую основу, должен быть поддержан статистическим методом, что выходит за рамки данной работы, сле-

ской методической науке метод наблюдения на социолингвистиче

ской основе был реализован лингвистом и методистом В. А. Доб- ^ 1

§ §

ромысловым; одним из научных результатов этого явилась работа О «К вопросу о языке рабочего подростка» (1932), в которой подверглись описанию и анализу речь, речевая среда фабрично-завод ского ученичества и вечерних рабочих школ с точки зрения употреб-

о

§ ^

Н а s к

О ^

о *э

г О* № §

у §

ж §

ления грамматических форм слов, синтаксических конструкций, | ^

3 0

стилистических и выразительных средств лексики и синтаксиса, воп- § §

Г №

а *

1 8 ^

ромыслова проводили изучение реальной речи различных слоев 8 1

1 1

русскоговорящего населения такие видные языковеды, как А. М. Се- О

§ §

^ а

лищев и Б. А. Ларин. Считаем, что исследование речевой среды сту- О §

а су-

дентов-педагогов в перспективе необходимо проводить по модели 3 |

В. А. Добромыслова с учетом специализированных социолингви- 1 й

1 Й |

стических методов и статистических приемов. Так, например, для § §

§ и

анализа студенческой речевой среды актуально знание о гендерном составе обучающихся, о месте проживания, о социальном статусе их семей, об уровне профессиональных притязаний и т. д., то есть тех факторов, которые создавали речевую среду исконно окружавшую того или иного обучающегося вуза. Ученый проводил сравнительно-сопоставительный анализ употребления рабочими подростками каких-либо языковых единиц и употребления последних в художественных произведениях того времени, тем самым выясняя влияние литературно-художественных материалов на создание речевой среды учащейся рабочей молодежи. Этот аспект актуален для проведения социолингвистических и психолингвистических исследований в настоящее время с целью изучения значимости влияния чтения на процесс структурирования речевой среды и ее развивающей роли.

Материалом для исследования, как было указано выше, послужило содержательное наполнение рабочих программ дисциплин, учебников, учебно-методических пособий, лекций, терминологических словарей, тестов, вопросов для проверки знаний, а также содержание и речевое выражение устных и письменных работ для промежуточной аттестации обучающихся и их ответов во время фронтальных опросов и бесед в чате при проведении дистанционных занятий и консультаций.

ки

^ 3 Результаты (К^и^)

^ Сформулированы определения понятий «языковая среда»,

«речевая среда», «развивающие факторы речевой среды», «языко-

§ §

д

| вая личность»:

б сц

- под понятием «языковая среда» подразумеваются воспринимаемые ребенком различные социальные варианты речи, созда-

ваемые субъектами речи средствами системы какого-либо языка (или языков), естественно, постоянно воспроизводимые, объединенные в той или иной степени его нормами, которые ребенок усваивает без усилий, закрепляет имитационно;

- понятие «речевая среда» понимается как совокупность вербальных текстов, которую человек воспринимает, формируясь под влиянием этой среды как языковая личность;

как речевая; студент выступает в учебном процессе как языковая

П

У

в качестве содержательных компонентов понятия «разви- §

и

р

о а

н

вающие факторы речевой среды» выступают следующие: исполнение языковых норм, активность речевого общения, интериоризация образцовой речи книжных стилей (регулярное чтение качественной художественной, научно-популярной и публицистической ли-

Й *

дентных цитат и выразительных средств), беседы о прочитанном

N р

он 1ч1 -

у о Р Й § О

тературы, заучивание стихотворений, включение в речь преце- § р

с1 к

о

г

ос

1 о У

и просмотренном контенте, использование этикетных формул; У 1

а н

- понятие «языковая личность» с точки зрения теории ком- О §

3 №

муникации трактуется как одна из разновидностей коммуникатив- 1 §

нк

о И

ной личности, деятельность которой для названной теории важна г §

У §

ж ж

личность, сформированная сложной, составной речевой средой и г звательного процесса.

Предложены средства формирования речевой среды сту-

р го§

образовательного процесса. но

У §

Жк 1и §§ §

го и

дентов во время осуществления педагогического процесса, кото- г 1

1 1

рые дифференцируются на два типа: О ж<

§ §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г ч

к первому типу относится инструментарий, предлагаемый ® §

ж су-

преподавателем и образовательной средой (лекции, конструкты для 1 §

р х

семинаров и лабораторных занятий, научные публикации для кон- и§

1§ сс

спектирования и обсуждения, учебники, словари, образовательный § §

Пeдагогичeскиe н§уки 183

контент цифровых ресурсов, справочные материалы, формы дистанционного образования, которые обладают специальными коммуникативными возможностями: так, например, видеоконференции характеризуются наличием визуального контакта в режиме реального времени, единством среды участников, высокой степенью вовлеченности и широким ареалом коммуникантов; несомненно, что такая форма опирается на средства научного стиля и его разновидностей, на метаязыки изучаемых дисциплин и жанры образовательного дискурса; актуальными являются веб-уроки и занятия в чате, когда используются форумы, на которых пишут или применяют электронные системы общения для обмена мнениями, построения диалога на заданную тему в режиме реального времени (заметим, что эти диалоги в чате являются письменной речью, следовательно, обучающиеся должны соблюдать ее нормы, единство стиля и жанра, пользоваться этикетными формулами, оперировать необходимой терминологией) телеконференции, видеолекции и подобные формы, позволяющие прослушивать и просматривать учебный материал по несколько раз, что способствует комфортному восприятию и его закреплению в памяти); живое общение с педагогами, их образцовая речь рассматриваются как факторы создания искусственной качественной речевой среды именно для будущих учителей;

- второй тип представляется как учебная и творческая деятельность студентов посредством формулирования высказываний ^ и трансформации и создания текстов, которые складываются в мак-

53

«О

О

§ комментарии преподавателей, обсуждаются обучающимися (пред-

<0

^ почтение отдается связным ответам, текстам на заданную тему, ^ грамматическим сочинениям, проектам, копирайтерской практике).

ротекст в период изучения той или иной дисциплины, получают

4 Обсуждение (Discussion)

Поступающие в вузы воспитываются в разных речевых средах и в «подражательный» период своего развития запоминают и воспроизводят качественные и количественные свойства речи взрослых, друзей и авторитетных для них лиц. Не является редкостью тот факт, что в семье не приучили ребенка к чтению (чтение является одним из решающих факторов формирования

П

У

развивающей речевой среды); отсутствовало настоящее семейное § чтение, которое «... подразумевает не только ознакомление с со- 3

о

§

N з

§ 1

У ^ » §

§ й'

гики» [5, 243] — все это является основой построения собствен- § 3

о 1 *

о О*

8 о

о о

8 ""

держанием произведения, но и обсуждение, анализ прочитанного, формирование собственного мнения, расширения кругозора об окружающем мире, развитие памяти, мышления, воображения, ло-

ного, оригинального нарратива в будущем, особенно научно-учеб

ного. Немаловажным фактором, снижающим качество речевой ^ 1

§ §

среды, считаем неэффективное, безграмотное использование ин- О струментария и достижений глобальной информатизации, которое обусловливает «... — негативное влияние на духовную сферу человека; - изменение качества общения — увеличение замкнуто-

о

§ ^

S » s к

S ^

о ta г О*

№ s

У s

ж о

сти, отчуждения ...» [6; 93]. Следовательно, перед профессорско- | 8

3 §

преподавательским коллективом стоит в качестве одной из задач § §

Г №

Ж *

1 Ж

§§ §

§ Ж

| I 1

1 1

дентов умение правильно коммуницировать на своем рабочем ме- О

§ §

8 §

§ §

Ж §

2?

3 о

0 * ж Ц

1 О 1 Й I § а №

«погружение» обучающихся в качественную профессионально-педагогическую речевую среду, которая будет формировать у сту-

сте, — это основная результирующая образцовой искусственной речевой среды, впоследствии интериоризированной, встроенной в личность и неотделимой от нее.

Если говорить о культуре речи, о реализации языковых норм, то в целом речь студента педагогического направления не является шаблоном для подражания обучающихся в школах и колледжах: так, например, нередко студентами допускаются акцентологические ошибки, интонационная невыразительность при произнесении речи, нарушения дикции, неверные образование грамматических форм и использование предлогов, недочеты при склонении имен числительных, отклонения в согласовании подлежащего и сказуемого в формах числа, рода и падежа, определяемого слова и определения, незнание лексических значений слов, неразличение паронимов, употребление жаргонизмов (редко диалектизмов), ошибки построения предложений с причастными и деепричастными оборотами. При создании собственных текстов студенты не достигают единства жанра и стиля, не понимают синонимики синтаксических конструкций (сложноподчиненных, сложносочиненных, бессоюзных предложений), не умеют трансформировать предложения и тексты при работе с первоисточниками. Обучающиеся не обладают навыками применения лексических средств выразительности, «чувством» языка при определении

^ уместности или неуместности использования выразительных ^ средств в формируемом тексте. Нередко студенты испытывают

затруднение в процессе прочтения, понимания и анализа художественных текстов, изобилующих сложными предложениями с раз-^ ными видами связи, тропами, характеризующихся особой автор-

ской манерой письма.

а

в о

§ Вышеприведенные недостатки речевого продукта студентов

^ педагогического вуза объясняются, в основном, «порочной» есте-^ ственной речевой средой, в которой они воспитывались. Создаваемая

в образовательном учреждении искусственная речевая среда призвана корректировать сформированную речь студентов и структурировать профессионально-педагогическую речь, которая, в свою очередь, станет искусственной речевой средой для обучающихся в начальной школе.

Для формирования искусственной речевой среды студента,

главное, для ее интериоризации, необходимы следующие инстру-

к

менты: ^

- конспектирование студентами лекций преподавателя, бе-

П

о

седа по содержанию лекций на семинарах; |

- конспектирование студентами научных трудов, демон- ы 3

1 3

страция умения трансформировать научные тексты, ведение бе- ^ §

^ Й! а с

седы по прочитанному; § 3

о 3 *

о О*

г к

к 2

г ""

- работа по содержанию ключевых понятий дисциплины,

структурированию дефиниций, анализ строения словарной статьи; у

а 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение терминологических диктантов, формулирова- с ние рабочих дефиниций терминов, заучивание дефиниций наизусть;

- подготовка пересказа текстов разных стилей (пересказ образцовых текстов является эффективным средством запомина-

о

к

0 ^

| а а *

о а

о

г о*

к 3

у §

ж а

ния и освоения разнообразных синтаксических конструкций, лек- | г сического богатства и их «встраивания» в речь будущего профессионала); особенно эффективным является, на наш взгляд,

3 о

сического богатства и их «встраивания» в речь будущего профес- о о

I о

а *

§ |

а §

о |

заучивание и пересказ научных текстов с целью полного «погру- г

жения» студентов в искусственный научный дискурс, который «врастет» в естественный профессионально-педагогический во время работы или учебы в магистратуре и аспирантуре;

- написание грамматических сочинений-рассуждений, предусматривающих владение различными способами построения

к 3

Л 3 33

2 к

§ а | §

I |

2?

3 к

0 *

1 а

§ 2 3 о

а о

доказательств и изложения материала; создание сочинении на методическую тематику с целью воспитания критического и аналитического, а также творческого подхода к образовательному продукту, внедряемому в общеобразовательную школу;

- участие и выступление на научных конференциях, комментирование, аннотирование и рецензирование докладов и ста-теи, что поможет студентам сформировать умение самостоятельно анализировать и корректировать собственные тексты, написанные в рамках научно-учебноИ разновидности научного стиля;

- произнесение или декламация текстов, реализация правил красноречия или произнесения публичнои речи с соблюдением просодического рисунка, соответствующего содержанию текста.

5 Заключение (Conclusion)

Формирование качественной искусственной речевоИ среды для обучающихся в вузах квалифицируется как необходимый процесс, объективный структурный компонент образовательной деятельности, детерминирующий качественную, эффективную подготовку профессионального педагога. Речевая среда, создаваемая в стенах высшего учебного заведения, должна носить корректирую-

^ щий и развивающий характер и репрезентировать оптимальную мо-^ дель той речевой среды, которую должен сформировать будущий

молодой педагог для обучающихся в школе.

При формировании искусственной речевой среды для сту-^ дентов педагогического направления необходимо наличие таких условий, как возможность исследования речи обучающихся и дифференцированного подхода к ним, максимальное количество

^ учебных часов включая консультирование, индивидуальную работу,

сц

^ контрольные и проверку самостоятельной деятельности студентов

по усвоению дисциплины. Заметим, что тестовые задания не имеют значения для формирования речевой среды, этот процесс связан только с разными видами работ над текстами высокого качества и составлением оригинальных текстов разных стилей и жанров. 6 Благодарности (Acknowledgments) Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им.

П

У

от 04.05.2023 г, «Лингводидактическая навигация развития языкового образования обучающихся» (руководитель Е. Ю. Никитина). Авторы выражают благодарность за финансовую поддержку ис-

М. Е. Евсевьева», регистрационный номер заявки N° МК-87-2023/2 О

1

о

§

N 5 § 1

следования. у §

5 к,

§ о

Библиографический список § ^

о £

1. Шереметьева Е. В. От рождения до первой фразы: тернистый путь о о к общению : монография. Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. - 282 с. о ^

2. Горохов В. М., Гринберг В. М., Шилина М. Г. Связи с обществен-

ен ж

С § №

ностью в системе коммуникаций : монография. М. : Факультет журналистики МГУ, 2019. - 78 с. § §

3. Юздова Л. П. Речевое социальное взаимодействие преподавателя и О "Ц студента // Социально- и психолингвистические исследования. 2018. N 6. С. 145-148. | §

4. Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации § ж

ж о

: монография. М. : Проспект, 2023. - 472 с. § ^

5 о

§ О

0 §

ж §

1 ж

мотность: новые дидактические решения и методические императивы : мате- § ^ риалы международной научно-практической конференции / под научной ре- 0 ж

5. Авдина А. И. Семейное чтение как один из наиболее продуктивных способов формирования читательской грамотности // Функциональная гра-

дакцией И. Ю. Тархановой, 1-2 ноября 2022 года. Ярославль : РИО Ярославского государственного педагогического университета, 2023. С. 243248. (Новая дидактика).

6. Курмакаева О. Н., Милютина А. А. Пути формирования навыков ин- § формационной безопасности обучающихся // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. N 4. С. 91-108.

ж го

ж §

го го

§ S

Я §

№ ж 2?

Я

з я ж §

го 3 S § а №

A. V. Sviridova1, Ye. Yu. Nikitina2, G. A. Shiganova3

a >

0

R

1

^

a .g

£

£

£

1ORCID No. 0000-0002-9421-5170 Docent, Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: sviridovl216@gmail.com

2ORCID No. 0000-0001-9550-4700 Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: elenaurievna@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3ORCID No. 0000-0002-7128-6435 Professor (Full), Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: shiganovaga@cspu.ru

WAYS OF FORMATION OF THE SPEECH ENVIRONMENT OF STUDENTS OF THE FACULTY OF TRAINING PRIMARY SCHOOL TEACHERS OF THE SOUTH-URAL STATE

HUMANITIES-PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Abstract

Introduction. The article reveals the relevance of the problem of the formation of the speech environment that surrounds a student at a pedagogical university; nominates factors affecting its quality; differentiates the concepts of "language environment", "speech environment"; presents the relationship between the quality of scientific content, the form of direct and distance learning classes and the formation of the speech environment, which, in turn, will serve as the basis of professional communication of the future teacher. The purpose of the article

is to present the main provisions of the organization of the formation of the speech environment of students — teachers of primary education — in the process of various forms of teaching language theory and practice from the point of view of improving the quality of professional communication. | Materials and Methods. Basic research methods — these § are observations of the speech product of students in the classroom, analysis of scientific papers that reveal the problems of the content of the concept of "speech environment", structuring the necessary speech environment in the ontogenesis of speech § (from early preschool age to the stage of mastering the profession inclusive), the development of language ability, the formation of professional and pedagogical speech, as well as classification of types and types of educational classes and communicative situ-

h

ta ^

to ft

h

£

ations, during the deployment of which the developing speech ft

environment is formed, which contributes to the growth of the quality of the communicative skills of the future teacher, description of the forms of tasks for the development of commu- § nication skills, observation of students' speech activity during classes and industrial pedagogical practice. The material for the analysis was educational, educational and methodological sources on the disciplines of the philological cycle, lists of forms of distance learning classes due to the fact that it becomes c relevant with the spread of digital resources and IT technologies, information from the work programs of the following disciplines of the linguistic cycle — "Modern Russian Language" °

£ a.

s ^ & §

ft ... ^ ft ft

P. o

a

h ft

ft s

a

(modules — "Phonetics. Phonology. Orthoepy"; "Lexicology. Lexicography"; "Morphemics. Word formation"; "Morphol- | ogy", "Syntax"), "Russian language and speech culture" (mod ules — "Phonology. Orthoepy", "Lexicology. Lexicography", ^ "Morphology"; "Syntax"; "Spelling. Punctuation"; "Stylistics"; "Rhetoric"), "Workshop on the Russian language" ("Spelling of Modern Russian language" and "Punctuation of Modern Russian S C language"), "Actual problems of Modern Russian Spelling "Actual Problems of Modern Russian punctuation", "Pedagogical ^

? h ft

<1 &

ft s ö h

----

Pftdagogical Scift§cfts 191

Rhetoric" (modules — "Rhetoric. Preparation of a public speech. The Russian rhetorical tradition", "Pedagogical communication, its features. Genres of pedagogical speech". Functions of pedagogical communication. "Rules of construction and pronouncing of pedagogical speech"), "Business rhetoric" (modules — "Russian language". "Norms of the modern Russian language". "Functional styles of the modern Russian language" and "Business eloquence and its genres"), "Theory of literature and practice of reading activity", "History of Russian literature", "Children's literature", "Psycholinguistics", "Theory of speech activity" (the latter two disciplines are characterized by convergence, i.e. students get access to an expanded range of highly specialized terminology, interdisciplinary, therefore quite difficult to perceive and understand, but necessary for the independent formation of the speech environment of a modern professional teacher who is able to operate with relevant concepts of inclusion, solve problematic situations arising in the process of teaching and educating schoolchildren with special educational needs, as well as improve their knowledge and skills in this area). The process of teaching, control and assimilation of the above-mentioned disciplines by means of various forms of education and types of classes is a factor in creating a speech environment for students at universities.

Results. The concepts of "natural speech environment", c| "artificial speech environment" are presented, the content of the ^ terms "language environment" and "speech environment" is dif-^ ferentiated, the conditions for structuring the speech environment of students are formulated, the ways, methods of commu-^ nication, types of classes and exercises that correct the speech environment of future teachers and improve its quality are given. The topics of educational modules of linguistic and related disciplines are given. The formation of the speech environment of future teachers is considered as a multidimensional process, which S . includes both linguistic and extralinguistic components, as well ^ as adjacent ones — psychophysiological, psychological, social

3

I

and cultural. The speech environment is represented as a product of national culture, family relations, the activities of state and public institutions and their interrelationships with the subject of speech. The material allows us to conclude that the image of an artificial speech environment structured by teachers in the learning process can gradually replace in the memory of stu- § dents the image of the original natural speech environment (vi- ^ cious, flawed, not meeting the requirements of pedagogical and ^ business communication — it is the speech environment sur- | rounding the personality that determines the quality of the abil- § ity to communicate), then internalize, become dominant in professional communication. In the context of the development of information technologies, an increase in the volume of operations in training, organization and management of education, SS with the expansion of professional communication opportuni- TO

S

ties, the implementation of advanced training and additional ed- ^ ucation programs, remote forms and means of creating a speech ro environment for a future teacher are of particular relevance. The a types of distance learning that have a certain potential in building the speech environment of students are given.

Discussion. It seems urgent to solve such problems as determining the component composition of the speech environment, the influence of the artificial speech environment on the ^ natural one, identifying the tools for creating the speech environment of the future teacher. Attention is focused on the specifics of concepts related to the typology of different types of ^

S o

speech activity, tasks that form clusters or semantic and stylis- | ^

a to

tic-genre fields that will structure the artificial speech environ- S 5

R>

O R

«I

I

Ci ... ^ № № - S

P. o

ment in the professional and pedagogical aspect. The problem of transformation of an artificial speech environment into a nat- d

I

ural one, or possible "absorption" of a vicious natural speech environment by it, as well as the process of interiorization (appropriation by a person) of the specifics of speech that distin- n 3 guishes a professional teacher is posed.

(K) №

i 0

O R

----

№ I 3 c

Conclusion. The natural, "native" speech environment of a student at a university, as a rule, cannot be characterized as ideal due to a variety of circumstances — the psychophysiological, mental, socio-cultural status of the family, adults who influence the upbringing and development of the child, their financial situation, the number and quality of communication between relatives. Therefore, future teachers should use all the advantages of an artificial speech environment that meets language norms, the specifics of professional communication, the canons of speech etiquette, moral and ethical rules and principles of business relations, which naturally make themselves felt in the speech product of the individual. The main tool for creating the necessary speech environment is the teaching activity of the teaching staff, the auxiliary is the research work of students, production, pedagogical and pre-graduate practices that require students to implement language samples, speech templates for the design of a particular communication situation. All of the above tools correspond to the concept of the activity approach and contribute to the internalization of the artificial speech environment of the future professional. To form an artificial speech environment, it is necessary to rationally apply both direct, "eye to eye" forms of education, and indirect, that is mediated by information and technical resources that led to the intro-| duction of distance pedagogical technologies into the higher

education system. ^ Keywords: Speech environment; Natural speech environ-

ment; Artificial speech environment; Language norms; Linguistic education; Forms of distance learning; Digital resources; E-lear-ning; Pedagogical competencies; Communicative competence; ^ Oral and written genres of professional and pedagogical communication; South-Ural state Humanities-Pedagogical University; Student of a pedagogical university; Faculty of primary

«

£ school teacher training. Highlights:

3

The object "speech environment" is characterized as two-sided and convergent; the first property is due to the fact that it

is created by the subjects of communication under objective conditions and is a stimulus, circumstance and template for the speech reaction of the listener-addressee, and the second property is determined by the multidimensional, complex nature of speech, consisting of mental, genetic, psychological, social components; the speech environment is both a product and a fac- § tor of culture, the "creation" of the individual; 1

The concept of "speech environment" is relevant for such sciences as psycholinguistics, theory of speech activity, methods of teaching native language, methods of teaching a foreign language, sociolinguistics, ethnopsycholinguistics;

The specifics of structuring the speech environment of a §

s

student-teacher is the need to create for students a block of § knowledge about the development of speech of younger school- I children and the rules for the formation of a high-quality speech dd

s

environment for them; students who have passed the production | pedagogical practice logically come into contact with the prob- | lem of the design of the speech environment in elementary grades, and will also be able to extrapolate their teaching activities at school to the process of self-editing and self-development.

References

Moscow, 78 p. (In Russian).

I

f 3

ai

S

s s c h

v i

s

as

c s

-

I

f T

a

1. Sheremet'yeva Ye.V. (2019), Ot rozhdeniya do pervoy frazy: g ternistyy put' k obshcheniyu [From birth to the first phrase: the thorny path to communication], Monografiya, Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosu-darstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, Chelyabinsk, y 282 p. (In Russian).

2. Gorokhov V.M. & Grinberg V.M. & Shilina M.G. (2019), Svyaz's U 2.

obshchestvennost'yu v sisteme [Public relations in the communication sys- a S

§ a

tem]. Fakul'tet zhurnalistiki Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta, i h

e s

- s

to

o

ÎP

3. Yuzdova L.P. (2018), Rechevoye sotsial'noye vzaimodeystviye ^ I prepodavatelya i studenta [Speech social interaction between a teacher and eg I a student], Sotsial'no- i psikholingvisticheskiye issledovaniya, 6, 145-148. O U (In Russian). 1 —

4. Zaretskaya E. N. (2023), Ritorika. Teoriya i praktika rechevoy i Ç

v l

kommunikatsii [Rhetoric. Theory and practice of speech communication], s t

Monografiya, Prospekt, Moscow, 472 p. (In Russian). y H

5. Avdina A.I., Scientific Edr Tarkhanova I. Yu. (2023), Semeynoye chteniye kak odin iz naiboleye produktivnykh sposobov formirovaniya chi-tatel'skoy gramotnosti [Family reading as one of the most productive ways of developing reader literacy], Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii "Funktsional'naya gramotnost': novyye didaktich-eskiye resheniya i metodicheskiye imperativy ", 1-2 noyabrya 2022 goda [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Functional Literacy: New Didactic Solutions and Methodological Imperatives"], Redaktsionno-izdatel'skiy otdel Yaroslavskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, Yaroslavl', November 1-2, 2022, pp. 243 -248. (In Russian).

6. Kurmakayeva O.N. & Milyutina A.A. (2022), Puti formirovaniya navykov informatsionnoy bezopasnosti obuchayushchikhsya gosudarstvennogo [Ways of formation of information security skills of students], Vest-nik Yuzhno-Ural'skogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 4. 91-108. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 24.05.2023; одобрена после рецензирования 29.05.2023; принята к публикации 31.05.2023.

The article was submitted 24.05.2023; approved after reviewing 29.05.2023; accepted for publication 31.05.2023.

a >

0 к

1

^

О

a .g

£ £

a

£

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.