Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ / ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридова А.В., Никитина Е.Ю., Подобрий А.В.

Введение. В статье выявляется актуальность применения дистанционного обучения языкам; проводится дифференциация понятий «дистанционное обучение», «электронное (онлайн) обучение», «цифровое обучение»; представлены формы занятий дистанционного обучения; аргументируется целесообразность ряда форм занятий дистанционного обучения в сфере лингвистического образования. Цель статьи - репрезентация основных положений организации дистанционного обучения в аспекте освоения теории лингвистики и языковой практики. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблемам дистанционного обучения языку, классификация типов дистанционного обучения, описание форм учебных занятий по усвоению лингвистических знаний и формированию связанных с ними умений и навыков. Материалом послужили рабочие программы дисциплин лингвистического цикла факультетов подготовки учителей начальных классов, инклюзивного и коррекционного образования, учебные пособия. Результаты. Проведена дифференциация понятий, вербализированных терминами «дистанционное обучение», «цифровое обучение», «электронное обучение». Представлены модули лингвистических дисциплин, их характеристики, детерминирующие возможную эффективность реализации дистанционного обучения при их изучении, формировании языковых и коммуникативных компетенций в целом, а также аргументировано применение тех или иных форм проведения дистанционных занятий в процессе освоения определенных тем и структурирования умений и навыков, связанных с ними. Репрезентированы ожидаемые учебные результаты по итогам применения дистанционного обучения, которое опирается на практически безграничные современные возможности техники и интернета и не уменьшает объем общения с педагогом, осуществляя наряду с этим индивидуальный подход к обучающимся. Приведены примеры использования тех или иных форм занятий при формировании знаний, умений и навыков по конкретным лингвистическим темам. Обсуждение. Ставится акцент на специфике применения дистанционного обучения в процессе освоения обучающимися высшей школы лингвистических категорий и связанных с ними умений, навыков и коммуникативных компетенций, необходимых в профессиональной деятельности и ведении исследовательской работы. Заключение. Реализация технологии дистанционного обучения в процессе лингвистического образования является, во-первых, возможностью получить специализированные знания об определенной языковой системе вне учебной аудитории и без отрыва от работы и, во-вторых, одним из эффективных способов формирования конкурентноспособного востребованного педагога, способного к самообразованию, ориентирующегося в цифровой информационной среде. Основные положения: - развитие и распространение технологии дистанционного обучения языку определяются объективными причинами - востребованностью грамотных с точки зрения владения языковыми нормами работников любого рода специализации, умеющих продуцировать связный текст в своей профессионально-деловой среде в типовых коммуникативных ситуациях, необходимостью повышения или получения квалификации без отрыва от профессиональных обязанностей и развитием технических возможностей электроники; - разграничение содержания понятий «дистанционное обучение», «цифровое обучение», «электронное обучение» пролегает в областях формы и применения технических средств, а также объема использования информационных технологий; - специфика изучаемого модуля лингвистики, планируемые результаты, уровень самостоятельности и способности к самоорганизации обучающихся определяют объем, виды занятий дистанционного обучения, характер языкового материала и устные или письменные жанры научных текстов, которые должны являться формами ответов студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED APPLICATION OF DISTANCE FORM OF LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE IN HIGHER SCHOOL

Introduction. The article reveals the relevance of the use of distance learning languages; differentiation of the concepts of “distance learning”, “electronic (online) learning”, “digital learning” is carried out; forms of distance learning classes are presented; the expediency of a number of forms of distance learning in the field of linguistic education is argued. The purpose of the article is to represent the main provisions of the organization of distance learning in terms of mastering the theory of linguistics and language practice. Materials and methods . The main research methods are the analysis of scientific literature on the problems of distance learning of a language, the classification of types of distance learning, the description of the forms of training sessions for the assimilation of linguistic knowledge and the formation of related skills and abilities. The material was the work programs of the disciplines of the linguistic cycle of the faculties of training primary school teachers, inclusive and remedial education, textbooks. Results. The differentiation of concepts verbalized by the terms “distance learning”, “digital learning”, “e-learning” is carried out. The modules of linguistic disciplines are presented, their characteristics that determine the possible effectiveness of the implementation of distance learning in their study, the formation of language and communicative competencies in general, and the use of certain forms of distance learning in the process of mastering certain topics and structuring skills related to them. The expected learning outcomes are presented based on the results of the use of distance learning, which relies on the almost limitless modern possibilities of technology and the Internet and does not reduce the amount of communication with the teacher, while implementing an individual approach to students. Examples of the use of certain forms of classes in the formation of knowledge, skills and abilities on specific linguistic topics are given. Discussion . Emphasis is placed on the specifics of the use of distance learning in the process of mastering linguistic categories by students of higher education and related skills, abilities and communicative competencies necessary in professional activities and research work. Conclusion. The implementation of distance learning technology in the process of linguistic education is, firstly, an opportunity to obtain specialized knowledge about a particular language system outside the classroom and on the job and, secondly, one of the effective ways to form a competitive teacher in demand, capable of self-education, oriented in the digital information environment. Highlights: The development and dissemination of distance language learning technology is determined by objective reasons - the demand for literate workers of any kind of specialization in terms of command of language norms, who are able to produce a coherent text in their professional and business environment in typical communicative situations; Delimitation of the content of the concepts “distance learning”, “digital learning”, “e-learning” lies in the areas of the form and application of technical means, as well as the scope of the use of information technologies; The specifics of the linguistics module being studied, the planned results, the level of independence and ability for self-organization of students determine the volume, types of distance learning classes, the nature of the language material and oral or written genres of scientific texts, which should be forms of students' answers.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Научная статья УДК 482 (07) : 378.9 ББК 81.411.2-9 : 74.480.215 DOI 10.25588/CSPU.2022.170.4.009

А. В. Свиридова1, Е. Ю. Никитина2, А. В. Подобрий

ЮЯСГО № 0000-0002-9421-5170 Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, ^

литературы и методике обучения русскому языку и литературе,

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-m ail: sviridov1216@gm ail. com

н

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический -к

о № а н н о л

2ORCID № 0000-0001-9550-4700 f

е

Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского §

е

языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, е

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический к"

§

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. §

к

E-mail: elenaurievna@bk.ru О

н н о

3ORCID № 0000-0001-6241-3917 «<

о

Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, р

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: podobriiav@cspu.ru

о ^

е

н и

So

к

о к

о

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ^

ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Аннотация

Введение. В статье выявляется актуальность применения дистанционного обучения языкам; проводится дифференциация

© Свиридова А. В., Никитина Е. Ю., Подобрий А. В., 2022

понятий «дистанционное обучение», «электронное (онлайн) обучение», «цифровое обучение»; представлены формы занятий дистанционного обучения; аргументируется целесообразность ряда форм занятий дистанционного обучения в сфере лингвистического образования. Цель статьи — репрезентация основных положений организации дистанционного обучения в аспекте освоения теории лингвистики и языковой практики.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблемам дистанционного обучения языку, классификация типов дистанционного обучения, описание форм учебных занятий по усвоению лингвистических знаний и формированию связанных с ними умений и навыков. Материалом послужили рабочие программы дисциплин лингвистического цикла факультетов подготовки учителей начальных классов, инклюзивного и коррекцион-ного образования, учебные пособия.

Результаты. Проведена дифференциация понятий, верба-« лизированных терминами «дистанционное обучение», «цифровое обучение», «электронное обучение». Представлены модули линг-

i

^ вистических дисциплин, их характеристики, детерминирующие

сц

^ возможную эффективность реализации дистанционного обуче-§ ния при их изучении, формировании языковых и коммуникатив-

а

а ных компетенций в целом, а также аргументировано применение 2> тех или иных форм проведения дистанционных занятий в про-

а

«о

о

-"О

а

б сц

цессе освоения определенных тем и структурирования умений и навыков, связанных с ними. Репрезентированы ожидаемые учебные результаты по итогам применения дистанционного обучения, которое опирается на практически безграничные современные

возможности техники и интернета и не уменьшает объем общения с педагогом, осуществляя наряду с этим индивидуальный подход к обучающимся. Приведены примеры использования тех или иных форм занятий при формировании знаний, умений и навыков по конкретным лингвистическим темам.

Обсуждение. Ставится акцент на специфике применения дистанционного обучения в процессе освоения обучающимися ^

высшей школы лингвистических категорий и связанных с ними е

ре

умений, навыков и коммуникативных компетенций, необходимых ж

и

р о в

ан

работы. но

в профессиональной деятельности и ведении исследовательской

Заключение. Реализация технологии дистанционного обу- и

к

чения в процессе лингвистического образования является, во- ене первых, возможностью получить специализированные знания об определенной языковой системе вне учебной аудитории и без отрыва от работы и, во-вторых, одним из эффективных способов и

он

формирования конкурентноспособного востребованного педа- о

Й

гога, способного к самообразованию, ориентирующегося в циф- о

р

ровой информационной среде.

о

Ключевые слова: лингвистическое образование; дистан- ч

ен

ционное обучение; цифровое обучение; электронное обучение; §

рус

лингвистические компетенции; коммуникативная компетенция; сск

дистанционные образовательные технологии; устные и письмен- му

з

ные жанры научного стиля; текст. к

Основные положения:

- развитие и распространение технологии дистанционного обучения языку определяются объективными причинами — востребованностью грамотных с точки зрения владения языковыми

нормами работников любого рода специализации, умеющих продуцировать связный текст в своей профессионально-деловой среде в типовых коммуникативных ситуациях, необходимостью повышения или получения квалификации без отрыва от профессиональных обязанностей и развитием технических возможностей электроники;

- разграничение содержания понятий «дистанционное обучение», «цифровое обучение», «электронное обучение» пролегает в областях формы и применения технических средств, а также объема использования информационных технологий;

- специфика изучаемого модуля лингвистики, планируемые результаты, уровень самостоятельности и способности к самоорганизации обучающихся определяют объем, виды занятий дистанционного обучения, характер языкового материала и устные или письменные жанры научных текстов, которые должны являться формами ответов студентов.

1 Введение (Introduction)

§ Современное российское общество в качестве одной из ге-

неральных целей ставит достижение максимальной эффективно-^ сти использования возможностей дистанционного обучения в со-^ временном образовании, В частности, лингвистическом.

<3

| Лингвистическое образование подразделяется на специали-

о

д

о

и

зированное, профессиональное, цель которого есть освоение разделов и постулатов языкознания, и вспомогательное, дисциплину, относящуюся к общекультурному блоку, формирующее ряд навы-

50

^ ков профессионального общения при получении любого нелингви-^ стического образования. Такая дифференциация целей и характе-^ ров лингвистической компетенции несомненно определяют степень

и формы обращения к дистанционному обучению.

Специализированное лингвистическое образование подразумевает формирование глубоких профессиональных знаний по разделам языкознания, которые являются модулями таких дисциплин, как «Современный русский язык» (модули — «Фонетика. Фонология. Орфоэпия»; «Лексикология. Лексикография»; «Мор-

фемика. Словообразование»; «Морфология», «Синтаксис»), «Рус- ^

и

ский язык и культура речи» (модули — «Фонология. Орфоэпия», 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

е

«Лексикология. Лексикография», «Морфология»; «Синтаксис»; н

»К и

о

№ а

«Орфография. Пунктуация»; «Стилистика»; «Риторика»), «Практикум по русскому языку» («Орфография современного русского но языка» и «Пунктуация современного русского языка»), «Актуаль- и ные проблемы современной русской орфографии», «Актуальные проблемы современной русской пунктуации», «Деловая риторика» (модули — «Русский язык». «Нормы современного русского языка».

ческая коммуникация, ее жанры. Требования к текстам деловой коммуникации»). Несомненно, что такой объем и дифференциация тематики при постулировании дистанционного обучения предполагают использование широкого спектра его форм с учетом особенностей той аудитории, которая является объектом и субъектом формирования лингвистической и коммуникативной компетенций.

Неспециализированное, общекультурное лингвистическое образование на факультетах, не связанных с подготовкой педагогов-

«Функциональные стили современного русского языка» и «Дело- и

он

вое красноречие и его жанры»), «Речевая культура дефектолога» но

Й

(модули - «Язык и речь». «Русский литературный язык», «Нормы о

3

современного русского языка», «Система функциональных стилей

о

современного русского языка», «Типы коммуникации. Педагоги- Ч

е

н и

з

3ус

О с

§

§ з

о*

у

лингвистов, например, профессионального обучения по отраслям, ГГ-технологии, физико-математического, естественно-технологического и т.п. предполагает ориентацию на формирование коммуникативной компетенции с целью выполнения профессиональных обязанностей в процессе преподавания такой дисциплины, как «Русский язык и культура речи» (модули - «Современный русский язык. Типы языковых норм» и «Функциональные стили русского языка. Деловое общение»). При применении дистанционного обучения в этом варианте образовательной ситуации необходимы учет уровня грамотности обучающихся на первом курсе — вчерашних школьников; параллельное определение сформированности функциональной грамотности и универсальных учебных действий; ориентирование на гендерный состав той или иной студенческой группы и различение степени развитости лингвистической компетенции у обучающихся [1; 2]; совершенствование информационного и технического оснащения высших учебных учреждений [3]. « Нужно отметить, что проблема использования технологии

дистанционного обучения находится не только в сфере специфики

^ лингвистического образования и ареала изучаемых дисциплин, но

сц

^ и в сфере организации образовательной среды вуза. Так, например,

а

§ во-первых, дистанционное обучение требует должного уровня

а

а информационно-технического обеспечения, унифицированности 2> платформ для проведения занятий и единства требований к условиям реализации той или иной формы; во-вторых, далеко не все работодатели готовы оплачивать преподавателям высшей школы ведение индивидуальной и самостоятельной работы, в то время как именно эти формы в рамках технологии дистанционного обучения

а

«о

о

-"О

а

б сц

плин, контрольно-измерительных материалов, дистрибутивный

отличаются эффективностью в процессе подготовки будущих специалистов к исследовательской деятельности, профессиональной педагогической коммуникации, позволяют осуществлять личностный подход к каждому студенту.

2 Материалы и методы (Materials and methods) Ведущие методы данного исследования являются наблюдение над учебной деятельностью студентов во время дистанци- ^ онных занятий, описание форм занятий, анализ тематики модулей е

е

некоторых лингвистических разделов, рабочих программ дисци- ж

о

№ а

анализ форм дистанционных занятий. о

л

Материалом исследования послужило содержательное й

|

наполнение учебных и учебно-методических пособий, лекций, а

е и

терминологических тезаурусов, тестов, вопросов для проверки I

Й

знаний, а также результаты работ обучающихся, выполненных |

а

как в письменной, так и в устной форме. и

а

3 Результаты (Results) о

Й

Представлены рабочие определения понятий «дистанцион- о ное обучение», «цифровое обучение», «электронное/онлайн обу-

о

чение»: ч

а

- дистанционное обучение — форма получения образова- g

ния, предусматривающая взаимодействие педагогов и учащихся 3

|

на расстоянии посредством применения технических средств и у

So

информационно-цифровых ресурсов, использующая технологии К

. . I

синхронного (on-line) и асинхронного (off-line) обучения;

- цифровое обучение — образовательная технология, реализуемая через информационные цифровые платформы посред-

g

ством технического инструментария, включающего в основном л

аудиальныи и визуальным каналы восприятия;

- электронное обучение — это обучение, организованное на основе информационных технологии и электронных ресурсов, реализующееся информационно-телекоммуникационными сетями, которые обеспечивают образовательную деятельность педагогов и обучающихся;

- понятия «цифровое обучение» и «электронное обучение» возможно квалифицировать как синонимичные и взаимозаменяемые в научно-исследовательском и педагогическом дискурсах, касающиеся инструментария, средств образования, в то время как понятие «дистанционное обучение» связано с формоИ образовательного процесса;

- при формировании специализированных лингвистических компетенции, подразумевающих структурирование теоретических знании, аналитических умении и навыков необходимо применять как синхронныи метод дистанционного образования (обучающиеся и педагог общаются в онлаИн-режиме «здесь и сей-

« час»), так и асинхронный метод (оффлайн)

4 Обсуждение (Discussion) ^ Асинхронный метод — метод непрямого контакта с педа-

^ гогом, с использованием электронной почты, подразумевающий

а

s загрузку лекций, презентаций и фильмов, с которыми студент мо-s жет ознакомиться в любое удобное для него время и не по одному g> разу для формирования оптимального понимания темы какого-либо модуля, ресурсы электронных библиотек, необходимых для ведения исследовательской деятельности и оформления итоговых работ — курсовых, квалификационных, магистерских). Синхронный метод предполагает представление материалов учащимся во

hq

а

«о

о

-"О s

время их нахождения в сети (online), что возможно на web- или видеоконференциях; живое общение осуществляет быструю обратную связь, возможность корректировать учебное поведение студентов, провести контрольные мероприятия самого широкого спектра — фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа, прослушивание и обсуждение докладов, тестирование по времени, диктант, лингвистический анализ текста, анализ граммати- ^

ческих сочинений, составление текстов в рамках определенных е

§

дискурсов с целью формирования компетенции профессиональ- ж

ной коммуникации. Увеличению эффективности лингвистиче- о

а

ского обучения, без сомнения, способствует комбинирование ж

л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеих разновидностей дистанционной формы обучения. й

I

Среди преимуществ дистанционного обучения выступают § относительная доступность (при условии достойной технической оснащенности вуза), включая временную доступность, когда обучающийся в любой удобный для себя час может прослушать, про- й

о

читать, просмотреть учебный материал; гибкость, экономичность ж

Й

и социальное равноправие; мобильность, расширяющая возмож- ж ности получения и восприятия информации. Недостатки связаны

0

с необходимостью психологической адаптации и различиями в ее ч

1

0 и

So ^

О О

1

з о*

сформированности у обучающихся в группе; частично самостоятельный характер образования, особенно, формы off-line, к которой не приспособлено сознание студентов первых курсов, нуждающихся в консультировании, четком планировании усвоения того или иного материала и обязательном контроле этого процесса.

Необходимо с учетом возраста обучающихся, их опыта пользования техническими средствами, объема лекционного курса

3

g

и практики, а также характера модулей дисциплины проводить §

разработку занятий дистанционного обучения. Так, например, шесть часов лекций по дисциплине общекультурного блока «Русский язык и культура речи» для студентов первого курса надо проводить в режиме «здесь и сейчас» с целью установления обратной связи и контроля за процессом восприятия и понимания теоретического материала; двадцать часов практических занятий также предполагают форму on-line для проведения разных форм опроса и быстрого исправления ошибок и анализа ответов, установления причин совершения ошибок (рефлексия). Для формирования коммуникативной компетенции, умения структурировать педагогическое общение необходимо осуществлять форму занятий «здесь и сейчас» для создания соответствующей речевой среды, для погружения в нее обучающихся. Уровень сформированности профессионально-педагогической компетенции, грамотной речи зависит от речевой среды, т. е. слышимой (или читаемой), звучащей речи на занятии, реализуемой в рамках научно-учебной разновидности академической риторики и профессионально-делового общения. « Именно ей выполняются учебная и развивающая функции в аспекте структурирования языковой личности педагога нефилоло-^ гических дисциплин. Восемь часов лабораторных занятий реко-

^ мендуется проводить в режиме самостоятельной работы в

а

s удобное для студента время; затем они должны быть высланы

s

s преподавателю и им прокомментированы. g> Лингвистическое образование предполагает акцент на про-

ведении видеоконференций с доминирующим лекционным компонентом, сопровождающимся аналитической, эвристической беседами или опросами для поддержания обратной связи, отслеживания уровня восприятия и понимания обучающимися

hq

а

«о

о

-"О S

б И5

теоретического материала. Будущие педагоги-языковеды учатся строить научные тексты на высоком теоретическом уровне, участвовать в обсуждении или дискуссии профессионального характера, вести лингвистическое рассуждение. Естественно, что в процессе получения специализированного лингвистического образования одну из ключевых позиций занимает самостоятельная работа студента, заключающаяся в реферировании научных статей и моно- и

графий, написании грамматических сочинений, подготовке докла- §

§

дов для семинаров по элективным курсам. В этой части важными ж

о № а ж

к

являются индивидуальная работа преподавателя с конкретным студентом посредством переписки по электронной почте и заня- о

л

тия в чате, когда электронная система общения поддерживает об- 5 мен мнениями двух и более собеседников в режиме реального § времени. Такие виды занятий предполагают речевую активность обучающихся; так, например, занятия в чате будут эффективны при освоении таких узко специализированных тем, как «Мета- 5

ж

фора. Типы и виды метафоры», «Фразеология. Понятие «фразео- О логическая единица», «Классификации фразеологических единиц О в отечественном языкознании», «Фразеологические единицы как выразительные средства языка»: они предполагают представление развернутых сообщений или докладов, обилие оригинальных примеров, широкое использование справочных источников.

При изучении Орфографии, Пунктуации и Морфологии не лишены эффективности веб-практические с использованием форумов, на которых обучающиеся имеют возможность писать, т. е. в письменном виде представлять свои ответы и задавать вопросы. Письменной речевой активностью студентов руководит преподаватель, отправляя задания и вопросы на форум в письменной

о

4

Л

§

ж

5 §

0 §

1

о*

форме и комментируя ответы устно.

Инновационным направлением в русской лингвистике являются исследования по семантике синтаксиса, смыслов предложения, взаимодействия словаря и грамматики [4; 5], следовательно, необходимыми для ознакомления на лингвистических факультетах. При знакомстве с коммуникативно-дискурсным функционированием языковой системы, средствами выражения субъективных значений говорящим в каких-либо ситуациях единственно возможной формой дистанционного обучения будет режим реального времени видеоконференции, в условиях которой педагог для объяснения коммуникативных значений и ролей должен использовать паралингвистические средства общения — интонацию, паузы и жестикуляцию: «Момент произнесения высказывания говорящим совпадает с моментом его восприятия слушающим. ... Говорящий и слушающий находятся в одном и том же месте. ... Например, фраза Твоя книга стоит вот тут обретает смысл только в контексте канонической коммуникативной ситуации, когда слу-« шающий видит указующий жест говорящего» [6]. Отдельные web-семинары актуально посвятить вопросам коммуникативного

^ синтаксиса и его грамматике [7; 8]. Темы, посвященные усвоению

и;

^ лингвистических и паралингвистических средств коммуникации

а

s и уместности их применения, требуют и аудиальной, и визуаль-s ной связи между педагогами и обучающимися. S> 5 Заключение (Conclusion)

Внедрение дистанционной формы обучения является объективным явлением в образовательном процессе. Оно необходимо с целью расширения подготовки профессионалов того или иного профиля, создания мотивации к переподготовке и повышению

hq

а

«о

о

-"О s

квалификации, а также создания эффективного образовательного пространства вуза. Уровень реализации технологий дистанционного обучения зависит от следующих факторов:

- наличие технического обеспечения для интерактивного взаимодействия преподавателей и обучающихся, информационно-образовательного пространства и возможности у педагога

вести индивидуальную работу и проверять самостоятельно вы- ^

1?

полненные студентами задания; ^

- осуществление дифференцированного подхода при при- §

менении форм дистанционного обучения в процессе подготовки к

№ а

специалистов-филологов и профессионалов иных направлений, §

которые должны осуществлять правильную, эффективную педа- ^

S

гогическую коммуникацию.

6 Благодарности (Acknowledgments) Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовс-кий государ-

ж № ж к

№ д

и с

т

а

ственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева в рам- Л

к

ках научного проекта «Лингводидактические условия осу- §

0

ществле-ния дистанционного обучения младших школьников ^ русскому языку», договор № МК-04-2022/17 от 28.04.2022». Ав торы выражают благодарность за финансовую поддержку иссле- |

л

й

а §

О §

1

з з о*

I

дования.

Библиографический список

1. Шустова Л. П. Гендерные аспекты в работе с одаренными детьми // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. 2009. № 8. С. 52-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Будакова А. В., Мацута В. В. Различия в показателях личностного потенциала у высокоинтеллектуальных студентов // Вестник Новосибирского о государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 17-30. Б01 ^ 10.15293/2226-3365.1606.02. й

£

hq

а" >

С

3. Спирина Е. А., Казимова Д. А., Муликова С. А. Развитие информационной образовательной среды университета как условие совершенствования учебно-методической работы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т.7, № 4 С. 26-39. DOI 10.15293/2226-3365.1704.02.

4. Валова Е. А., Слюсарь Н. А. Исследование синтаксических свойств энклитики же: корпусный и экспериментальный подход // Вопросы языкознания. 2017. № 2. С. 33-48.

5. Рахилина Е. В., Бычкова П. А., Жукова С. Ю. Речевые акты как лтнг-вистическая категория : дискурсивные формулы // Вопросы языкознания. 2021. № 2. С. 7-27.

6. Падучева Е. В. Эгоцентрические единицы языка : монография. М : Издательский Дом «ЯСК», 2018. - 440 с.

7. Шнитке Е. Л. К вопросу о согласовании времен в современном русском языке: корпусное исследование дистрибутивных характеристик временных форм в сентенциальных актантах // Вопросы языкознания. 2020. №3. С. 26-51.

8. Апресян В. Ю., Копотев М. В. Автономные дистрибутивные конструкции с вопросительно-относительными местоимениями в русском языке // Вопросы языкознания. 2022. № 4. С.115-142.

A. V. Sviridova1, E. Yu. Nikitina2, A. V. Podobriy3

1ORCID No. 0000-0002-9421-5170 Docent, Doctor of Philological Sciences,

-o

"8 Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods

£

of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state ^ Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: sviridovl216@gmail.com

2ORCID No. 0000-0001-9550-4700 Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: elenaurievna@bk.ru

3ORCID No. 0000-0001-6241-3917 Docent, Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: podobriiav@cspu.ru

DIFFERENTIATED APPLICATION OF DISTANCE FORM OF LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE IN HIGHER SCHOOL

&

Abstract r

S

Introduction. The article reveals the relevance of the use a

d

of distance learning languages; differentiation of the concepts a

P

l

i—i c'

a —

o'

s &

of "distance learning", "electronic (online) learning", "digital learning" is carried out; forms of distance learning classes are presented; the expediency of a number of forms of distance learning in the field of linguistic education is argued. The purpose of the article is to represent the main provisions of the or- r ganization of distance learning in terms of mastering the theory of linguistics and language practice.

Materials and methods. The main research methods are II g the analysis of scientific literature on the problems of distance learning of a language, the classification of types of distance learning, the description of the forms of training sessions for the assimilation of linguistic knowledge and the formation of related skills and abilities. The material was the work programs of the disciplines of the linguistic cycle of the faculties of training primary school teachers, inclusive and remedial education, textbooks.

-

e a

s

a s

H

a

s

a

S

ft s

— S

e -

Cc ^

o o

Results. The differentiation of concepts verbalized by the terms "distance learning", "digital learning", "e-learning" is carried out. The modules of linguistic disciplines are presented, their characteristics that determine the possible effectiveness of the implementation of distance learning in their study, the formation of language and communicative competencies in general, and the use of certain forms of distance learning in the process of mastering certain topics and structuring skills related to them. The expected learning outcomes are presented based on the results of the use of distance learning, which relies on the almost limitless modern possibilities of technology and the Internet and does not reduce the amount of communication with the teacher, while implementing an individual approach to students. Examples of the use of certain forms of classes in the formation of knowledge, skills and abilities on specific linguistic topics are given.

Discussion. Emphasis is placed on the specifics of the use of distance learning in the process of mastering linguistic categories by students of higher education and related skills, abilities and communicative competencies necessary in professional activities and research work.

o

Conclusion. The implementation of distance learning ^ technology in the process of linguistic education is, firstly, an opportunity to obtain specialized knowledge about a particular language system outside the classroom and on the job and, sec-.E ondly, one of the effective ways to form a competitive teacher in demand, capable of self-education, oriented in the digital in-

a 1

vir formation environment.

so

Keywords: Linguistic education; Distance learning; Digi-

tal learning; E-learning; Linguistic competencies; Communicative competence; Distance educational technologies; Oral and written genres of scientific style; Text. Highlights:

The development and dissemination of distance language learning technology is determined by objective reasons — the demand for literate workers of any kind of specialization in terms of command of language norms, who are able to produce a coherent text in their professional and business environment in typical communicative situations;

Delimitation of the content of the concepts "distance learning", "digital learning", "e-learning" lies in the areas of the form and application of technical means, as well as the scope of the use of information technologies;

The specifics of the linguistics module being studied, the planned results, the level of independence and ability for self- | organization of students determine the volume, types of distance learning classes, the nature of the language material and oral or written genres of scientific texts, which should be forms of students' answers. g

e

References S

si

1. Shustova L.P. (2009), Gendernye aspekty v rabote s odarennymi s

det'mi [Gender aspects in the work with gifted children], Upravlesie sov- s

g

remessoj shkoloj. Zavuch dlja admisistracii shkol, 8, 52-59. (In Russian). a

e s

i

e

S

Novosibirskogo gosudarstvessogo pedagogicheskogo usiversiteta. 6, 17- h

o

o

2. Budakova A.V., Mazut V.V. (2016), Razlichija v pokazateljah lichsostsogo potesciala u vysokoistellektual'syh studestov [Differences in the rates of personal potential from highly intelligent students], Vestsik

r

e

s

d a p p

i c

a

i o

s &

Ci e

o

-e a

s

30. DOI 10.15293/2226-3365.1606.02 (In Russian).

3. Spirina E.A., Kazimova D.A. & Mulikova A.C. (2017), Razvitie in-formacionnoj obrazovatel'noj sredy universiteta kak uslovie sovershenstvo-vanija uchebno-metodicheskoj raboty [The Development of informational educational environment of the University as a condition for improvement of teaching work], VestnikNovosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 4 (7), 26-39. DOI 10.15293/2226-3365.1704.02. (In Russian).

4. Valova E. A., Slyusar N. A. (2017), Issledovaniye sin-taksicheskikh svoystv enklitiki zhe: korpusnyy i eksperimental'nyy podkhod [Investigation of the syntactic properties of the enclitic: a corpus and experimental approach], Voprosy yazykoznaniya, 2, 33-48. DOI 10.31857/S0373658X0000964-9. (In Russian).

5. Rakhilina Ye.V., Bychkova P.A. & Zhukova S.Yu. (2021), Re-chevyye akty kak ltngvisticheskaya kategoriya: diskursivnyye formuly [Speech acts as a linguistic category: discursive formulas], Voprosy yazykoznaniya, 2, 7-27. (In Russian).

6. Paducheva Ye. V., (2018), Egotsentricheskiye yedinitsy yazyka [Egocentric units of language], Izdatel'skiy Dom "YASK", Moscow, 440 p. (In Russian).

7. Shnitke Ye.L. (2020), K voprosu o soglasovanii vremen v sov-remennom russkom yazyke: korpusnoye issledovaniye distributivnykh kha-rak-teristik vremennykh form v sententsial'nykh aktantakh [On the issue of the coordination of tenses in the modern Russian language: a corpus study of the distributive characteristics of tense forms in sentential actants], Vo-

-o

prosy yazykoznaniya, 3, 26-51.

£

8. Apresyan V. Yu. & Kopotev M. V. (2022), Avtonomnyye distrib-

^ utivnyye kon-struktsii s voprositel'no-otnositel'nymi mestoimeniyami v russ-

,a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■g kom yazyke [Autonomous distributive constructions with interrogative-rela-

^ tive pronouns in Russian], Voprosy yazykoznaniya, 4, 115-142. (In Russian). £

,a v

vodi

g The article was submitted 07.08.2022; approved after reviewing

S

24.08.2022; accepted for publication 25.08.2022.

Статья поступила в редакцию 07.08.2022; одобрена после рецензирования 24.08.2022; принята к публикации 25.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.