Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеаудиторное обучение / английский язык / современные технологии / дистанционное обучение / лексическая компетенция / extracurricular training / English language / modern technologies / distance learning / lexical competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Щербанева

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится о том, что изучение иностранного языка в высшем образовательном учебном заведении ставит перед собой цель выработки у обучающихся коммуникативных компетенций. Иноязычная компетенция характеризуется сложной структурой, одна из ее составляющих – языковая или лингвистическая компетенция. Когда студенты учат иностранный язык, они проникают в особенности культуры другой нации. В данном аспекте особое место занимает лингвистическая компетенция. Для того чтобы успешно формировать у обучающихся лексическую компетенцию во время внеаудиторных занятий иностранным (английским) языком, необходимо использовать современные информационные технологии, инновационные приемы, методы и средства обучения. Для формирования лексической компетенции у студентов во время внеаудиторного обучения необходимо, чтобы обучающиеся не только пополняли свой пассивный словарный запас, но и расширяли активный вокабуляр. В связи с этим представляется оправданным и целесообразным использовать для формирования лексических компетенций современные технологи дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF EXTRACURRICULAR STUDIES FOR ENGLISH LANGUAGE LEARNERS, CONSIDERING THE POSSIBILITIES OF MODERN TECHNOLOGY

In accordance with the main provisions of the new Federal State Educational Standard, studying a foreign language at university has several goals, and one of the main goals is to develop students’ communicative competence. Foreign language communicative competence has a complex structure; in particular, it includes linguistic competence. Teaching a foreign language implies getting to grips with the cultural specificities of the language. In this sense, linguistic competence plays a special role. In order to develop lexical competence during extracurricular foreign (English) language classes we should use modern information technologies, innovative methods, techniques and teaching aids. To form lexical competence in students during extracurricular training, it is necessary that students not only replenish their passive vocabulary, but also expand the active vocabulary. In this regard, it seems justified and expedient to use modern technologies of distance learning for the formation of lexical competencies.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

7. Rybaleva I.A. Kriterii i pokazateli urovnya gotovnosti pedagoga k issledovatel'skoj deyatel'nosti. Obrazovanie i samorazvitie. 2010; № 5 (21): 18.

8. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniyu: uchebnoe posobie. Moskva: Os' - 89, 2006.

9. Samodurova T.V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov v usloviyah raznourovnevoj professional'no-pedagogicheskoj podgotovki v vuze. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2011; № 4: 257-259.

10. Sandalova N.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya issledovatel'skih umenij u mladshih shkol'nikov v urochnoj i vneurochnoj deyatel'nosti: special'nost' 13.00.01 Obschaya pedagogika, istoriyapedagogikiiobrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2016.

11. Seredenko P.V. Razvitie issledovatel'skih umenij i navykov mladshih shkol'nikov v usloviyah perehoda k obrazovatel'nym standartam novogo pokoleniya: monografiya. Yuzhno-Sahalinsk: Izdatel'stvo SahGU, 2014.

Статья поступила в редакцию 15.09.22

УДК 378

Shcherbaneva A.V., senior teacher, Department of English and Professional Communication of the Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: avshcherbaneva@fa.ru

SOME ASPECTS OF EXTRACURRICULAR STUDIES FOR ENGLISH LANGUAGE LEARNERS, CONSIDERING THE POSSIBILITIES OF MODERN TECHNOLOGY. In accordance with the main provisions of the new Federal State Educational Standard, studying a foreign language at university has several goals, and one of the main goals is to develop students' communicative competence. Foreign language communicative competence has a complex structure; in particular, it includes linguistic competence. Teaching a foreign language implies getting to grips with the cultural specificities of the language. In this sense, linguistic competence plays a special role. In order to develop lexical competence during extracurricular foreign (English) language classes we should use modern information technologies, innovative methods, techniques and teaching aids. To form lexical competence in students during extracurricular training, it is necessary that students not only replenish their passive vocabulary, but also expand the active vocabulary. In this regard, it seems justified and expedient to use modern technologies of distance learning for the formation of lexical competencies.

Key words: extracurricular training, English language, modern technologies, distance learning, lexical competence.

А.В. Щербанееа, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: AVShcherbaneva@fa.ru

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится о том, что изучение иностранного языка в высшем образовательном учебном заведении ставит перед собой цель выработки у обучающихся коммуникативных компетенций. Иноязычная компетенция характеризуется сложной структурой, одна из ее составляющих - языковая или лингвистическая компетенция. Когда студенты учат иностранный язык, они проникают в особенности культуры другой нации. В данном аспекте особое место занимает лингвистическая компетенция. Для того чтобы успешно формировать у обучающихся лексическую компетенцию во время внеаудиторных занятий иностранным (английским) языком, необходимо использовать современные информационные технологии, инновационные приемы, методы и средства обучения. Для формирования лексической компетенции у студентов во время внеаудиторного обучения необходимо, чтобы обучающиеся не только пополняли свой пассивный словарный запас, но и расширяли активный вокабуляр. В связи с этим представляется оправданным и целесообразным использовать для формирования лексических компетенций современные технологи дистанционного обучения.

Ключевые слова: внеаудиторное обучение, английский язык, современные технологии, дистанционное обучение, лексическая компетенция.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что одна из главных целей изучения иностранного языка в вузе - формирование лексической компетенции обучающихся. Она входит в состав коммуникативной компетенции и включает в себя ряд компонентов: знания обучающегося о системе языка, о том, как единицы языка функционируют в речи, а также способность обучающегося использовать эти знания для понимания и интерпретации мыслей других людей. Кроме этого, в состав лексической компетенции входит способность обучающегося устно и письменно выражать свои мысли. В связи с этим лексическая компетенция неразрывно связана с лингвистической, ведь именно лексика отражает своеобразие языка и некоторые особенности культуры. В современных условиях гармонично развитая личность должна знать иностранный язык на высоком уровне, это необходимо для того, чтобы человек мог общаться с носителями иностранного языка в процессе своей профессиональной деятельности и личной жизни.

Цель данной статьи заключается в исследовании организации внеаудиторной работы студентов, изучающих английский язык в качестве иностранного, с использованием современных информационных технологий.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- исследовать возможные формы и методы внеаудиторной работы студентов, изучающих английский язык;

- определить роль современных информационных технологий в формировании у обучающихся лексических компетенций в процессе внеаудиторной работы.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (беседы с преподавателями иностранного языка, анкетирование педагогов).

Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей использования современных информационных технологий в процессе внеаудиторной работы студентов, изучающих английский язык. Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о формах и методах внеаудиторной работы студентов, изучающих английский язык. Практическая зна-

чимость представлена через разработку инновационных форм и методов внеаудиторной работы студентов, изучающих английский язык, с использованием современных информационных технологий.

В соответствии с российским законом об образовании, иностранный язык играет важную роль в формировании у обучающихся адекватной картины мира и в развитии у обучающихся интереса к культуре страны изучаемого языка и к мировой культуре в целом. Те же требования устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт В соответствии с ФГОС высшего образования, в процессе изучения иностранного языка в вузе необходимо формировать у обучающихся коммуникативную и языковую компетенцию, расширять и систематизировать существующие знания обучающихся о языке, также следует расширять лингвистический кругозор и словарный запас обучающихся, знакомить их с общей культурой иноязычной речи [1-7].

Для приобретения обучающимися лексической компетенции требуется овладеть высоким уровнем лексической подготовки. Если обучающийся использует лексику, которая подходит для конкретной ситуации, то его речь на иностранном языке звучит живо и естественно. Высокий уровень владения лексическими компетенциями важен не только в том случае, если обучающийся общается на бытовом уровне, но и в том случае, если он читает художественную или научно-популярную литературу на иностранном языке.

Лингвистическая компетенция обучающихся непосредственно связана с коммуникативной компетенцией. Главное в процессе общения - донести до адресата смысл речи, конкретного высказывания. Если обучающийся имеет высокий уровень лексической компетенции, он обладает следующими способностями:

- к созданию условий для эффективной коммуникации на иностранном языке;

- к четкой формулировке собственных мыслей;

- к развитию когнитивного потенциала;

- к развитию собственной языковой личности [1].

В процессе изучения иностранного языка студенты всегда знакомятся с культурой страны иностранного языка. Поэтому изучение иностранного языка

в вузе непосредственно связано с формированием лингвокультурологической и лингвострановедческой компетенций. Обучающиеся сравнивают собственную культуру с культурой страны изучаемого языка, определяют сходства и различия. Формирование лингвистической компетенции тесно связано с развитием лингвокультурологической компетенции.

Большое значение в формировании лексических компетенций обучающихся играют современные технологии, а также различные формы и методы внеаудиторной работы с использованием дистанционного и смешанного форматов обучения.

Внеаудиторная работа студентов в вузе должна быть в первую очередь ориентирована на то, чтобы вовлекать обучающихся в совместную с педагогом деятельность, а также на то, чтобы формировать у студента ощущение большой ценности, значимости этих занятий для развития личности.

В связи с этим для внеаудиторной работы студентов характерно отсутствие жестко регламентированных образовательных стандартов. Главная цель такой работы студентов - самореализация, всестороннее развитие личности. При организации внеаудиторной работы следует обращать внимание на то, чтобы был индивидуализирован образовательный и воспитательный процессы. Время, темп и организация образовательного пространства должны соответствовать потребностям и реальным способностям обучающихся [3].

Внеаудиторные занятия по английскому языку должны быть ориентированы на то, чтобы обучающийся мог реализовать свою потребность в самопознании, самореализации, самовыражении. Также взаимоотношения между педагогом и студентами должны строиться на основании диалога. Одна из главных особенностей организации внеаудиторной работы студентов заключается в том, что обучение должно строиться на дифференцированном подходе. При этом в организациях высшего образования могут быть реализованы образовательные программы, имеющие различный уровень сложности. Процесс обучения должен быть максимально индивидуализирован.

Необходимо иметь в виду, что организации внеаудиторного обучения работают по другим принципам, нежели организации аудиторного обучения. Понятие «внеаудиторный» применительно к образованию может иметь два значения. В первую очередь внеаудиторное образование - это образование, которое делает уже имеющиеся у студентов знания и навыки более полными. Также внеаудиторное образование - это такое образование, которое обучающиеся получают сверх аудиторного [2].

Внеаудиторное образование предназначено для того, чтобы дополнить основные знания обучающихся, при этом могут использоваться различные материалы для обучения. При организации внеаудиторного образования необходимо учитывать индивидуальные интересы и потребности обучающихся. Также следует учитывать индивидуальные способности обучающихся.

При организации внеаудиторного обучения иностранному языку необходимо предлагать обучающимся темы, соответствующие их возрасту и интересам для активизации познавательной активности. При этом педагог должен учитывать мнение обучающихся и не демонстрировать авторитарный стиль общения. Обучение студентов в рамках внеаудиторных занятий должно строиться на диалоге.

Как уже говорилось выше, в современном внеаудиторном обучении студентов английскому языку используют инновационные технологии обучении. Прежде всего, к инновационным технологиям обучения в настоящий момент следует отнести цифровые технологии, возникшие и получившие свое развитие в процессе цифровизации общества.

Цифровизация оказала большое влияние на технологии обучения. Существует много разных терминов для этого формата организации образовательного процесса. Однако часто отраслевые эксперты разделяют понятия дистанционного и онлайн-обучения.

ОпНпе1еаггапд (онлайн-обучение) осуществляется в режиме реального времени через Интернет. Дистанционное обучение (далее для его обозначения будет использоваться аббревиатура ДО) представляет собой образовательный процесс, основанный на интерактивном взаимодействии педагога и обучающегося, а также на взаимодействии обучающегося с интерактивным источником информации. Для дистанционного обучения в полной мере характерно наличие всех компонентов образовательного процесса, и реализация этих компонентов происходит в процессе применения существующего потенциала технологий информации и коммуникации [4].

В настоящий момент реализация образовательных программ, в которых используется электронное обучение и дистанционные технологии образования, регулируется некоторыми документами и нормативно-правовыми актами.

Среди многообразия форм дистанционного обучения каждый может выбрать наиболее удобную и подходящую форму обучения.

Вот краткий список и описание наиболее распространенных видов внеаудиторного онлайн-обучения иностранному языку:

- лекции и видеоуроки,

- учебные занятия,

- вебинары,

- онлайн-курсы.

Если говорить о задачах дистанционного обучения, то дистанционное образование помогает улучшить профессиональные навыки сотрудников, получить

полноценное высшее образование и освоить новую профессию. Дистанционное обучение даже позволяет получить научное звание, вплоть до докторской степени. А в реалиях последних нескольких лет, когда студенты не могли посещать учебные заведения, дистанционное обучение стало временной альтернативой очному образованию.

При организации внеаудиторной работы с применением технологий дистанционного образования большое значение имеет проведение вебинаров и конференций с использованием Zoom-технологий. В данный момент обучающимся предлагается широкий спектр форматов онлайн-образования. Ниже представлен ряд наиболее перспективных методов онлайн-обучения, которые могут использоваться во время организации внеаудиторных занятий в вузе.

Существуют различные технологии дистанционного обучения, например, обучающие игры, диалоговые тренажеры, скрайбинг чат-боты, виртуальные курсы.

1. Обучающие игры

При помощи современных виртуальных средств можно легко использовать обучающие игры в образовательном процессе. Они могут быть рассчитаны как на индивидуальную работу, так и на большое количество пользователей. При этом в процессе игры обучающиеся не только развлекаются, но и приобретают важные языковые компетенции [6].

2. Диалоговый тренажер

Диалоговый тренажер является важным помощником при формировании лингвистической компетенции и одной из ее составляющих - лексической компетенции. В процессе работы с текстовыми кейсами можно приобрести навыки общения, развить диалогическую и монологическую речь, сформировать у обучающихся коммуникативные компетенции, необходимые для общения с носителями языка.

3. Скрайбинг

Скрайбинг заключается в том, что человек, усваивая текстовую информацию, подкрепляет ее собственноручно созданными визуальными образами. У большинства людей мозг гораздо лучше запоминает увиденное, нежели услышанное. Репрезентация информации в графической и динамической формах воспринимается и запоминается намного лучше. Усваивая большие объемы теории, обучающиеся сразу же могут использовать полученные знания в процессе реальной коммуникации.

4. Чат-бот

Чат-ботом называется специальная программа, которая используется в социальных сетях и мессенджерах. Она задает вопросы и дает ответы на вопросы пользователя, ищет информацию, принимает заказы пользователя и выполняет автоматически несложные задачи. Для современных чат-ботов, обладающих искусственным интеллектом, характерна эффективная имитация живой коммуникации. Данная образовательная технология хороша тем, что способствует реализации индивидуального подхода и делает процесс обучения максимально интересным.

5. Виртуальная реальность

Технология виртуальной реальности - это технология, на которой основано большинство компьютерных игр. Однако в настоящий момент эту технологию уже активно применяют в образовании. Технологии виртуальной реальности повышают вовлеченность обучающегося в образовательный процесс.

6. Электронные курсы

Что касается онлайн-курсов, то в них могут одновременно объединяться сразу несколько методик, а также несколько знакомых обучающимся типов и форматов контента, например, видеоконтент, тексты, подкасты, вебинары, ученые чаты, практические упражнения. Организуя тренинги, педагоги могут быстро и эффективно проверять знания обучающихся [7].

Проведение внеаудиторных занятий предполагает использование нетрадиционных средств обучения. В частности, представляется оправданным и целесообразным использовать во время внеаудиторных занятий специальное оборудование, например, интерактивную доску. Интерактивная доска - это подключенный к ноутбуку или компьютеру сенсорный экран. Изображение с этого экрана выводится на доску посредством проектора. Сенсорная доска на уроках иностранного языка способствует эффективной реализации принципа наглядности - одного из наиболее важных принципов изучения иностранного языка.

Использование интерактивной доски на занятиях по английскому языку осуществляется совместно с применением компьютера, ноутбука, видеопроекторов. Педагог и обучающиеся могут работать с интерактивной доской точно так же, как они работают с ноутбуком или с компьютером. При помощи интерактивной доски можно комбинировать проекционные технологии с сенсорным устройством. На доске изображается все то, что педагог или обучающиеся выполняют на компьютере. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать обучающимся новый учебный материал, выполнять его редактирование и корректировку, выделять цветом наиболее важные фрагменты материала, а также добавлять свои комментарии и сохранять учебные материалы, чтобы потом обучающиеся могли еще раз ознакомиться с ними самостоятельно или использовать их для выполнения домашних заданий.

К компьютеру и, соответственно, к интерактивной доске можно подключать микроскоп, документ-камеру, видеокамеру или цифровой аппарат. С материалами, отображенными на интерактивной доске, педагог может эффективно рабо-

тать в течение урока, используя их для формирования лексических компетенций обучающихся. Рекомендуется использовать интерактивную доску в сочетании с аудиосредствами, что способствует реализации принципов системности, наглядности и доступности в процессе развития иноязычных компетенций обучающихся.

В отличие от мультимедийной презентации, обучающимся доступен не только режим просмотра материалов. Используя специальный маркер, обучающиеся могут выполнять разнообразные интерактивные задания, направленные на развитие и формирование лексических компетенций.

Следует отметить, что если педагог работает с интерактивной доской, у него не прерывается контакт с обучающимися, он все время повернут к студентам лицом и смотрит на них, а при работе с обычной доской педагог как правило, повернут спиной к обучающимся, и контакт теряется. Также интерактивная доска помогает сэкономить время при объяснении нового материала, потому что педагог может хранить все материалы на компьютере и не распечатывать их перед каждым занятием [5].

При помощи интерактивной доски можно сочетать традиционные формы и методы преподавания иностранных языков с инновационными формами и методами работы, поэтому можно говорить о том, что интерактивная доска обладает большим дидактическим потенциалом в плане формирования лексических компетенций обучающихся.

Можно выделить ряд преимуществ использования интерактивной доски на уроках английского языка в вузе в процессе внеаудиторных занятий. В первую очередь интерактивная доска совместима с любыми учебно-методическими комплексами и любыми образовательными программами. Также благодаря эффективному использованию интерактивной доски педагог может применять в образовательном процессе разнообразные ресурсы Интернета.

В процессе использования интерактивно доски можно создать обучающимся условия для активного взаимодействия друг с другом и для дискуссии. При этом использование интерактивной доски способствует повышению познавательной активности обучающихся, делает занятия увлекательными и интересными, вносит разнообразие в учебный процесс, способствует формированию у обучающихся внутренних учебных мотивов.

Для преподавателей использование интерактивной доски тоже связано с рядом важных преимуществ: в первую очередь с использованием интерактивной доски процесс объяснения нового материала заметно упрощается. Педагог может делать рисунки и записи, добавляя их к материалу, скачанному из Интернета. При этом любой материал можно сохранить на доске и позднее распечатать, что значительно сокращает время на усвоение и проверку учебного материала. С интерактивной доской занятия становятся значительно интереснее, обучающиеся могут не записывать учебный материал.

При помощи интерактивной доски обучающиеся могут делиться друг с другом материалами. Ее удобно использовать, если занятия проходят в большой аудитории. Также применение интерактивной доски способствует формированию информационных компетенций преподавателя, мотивирует его к его профессиональному росту. Подача материала с использованием интерактивной доски отличается высоким уровнем ясности, динамичности и эффективности.

При работе с интерактивной доской педагог может использовать различные способы обучения, применять разные ресурсы и корректировать образовательный процесс в зависимости от актуальных образовательных потребностей обучающихся. Работа с интерактивной доской способствует активизации творческих способностей обучающихся [6].

Для того чтобы педагог мог максимально эффективно использовать дидактический потенциал интерактивной доски во время дистанционных занятий в вузе, необходимо соблюдение следующих условий:

- обеспечить педагогам постоянный доступ к интерактивной доске, чтобы они могли попрактиковаться и потренироваться в ее использовании;

- свободный доступ к доске должен быть не только у педагога, но и у студентов;

- наличие достаточного времени у педагога для подготовки к занятию и подбора необходимых интернет-ресурсов;

- преподаватель должен активно обмениваться опытом и ресурсами с обучающимися;

- обеспечить высокий уровень технической поддержки для того, чтобы не возникло трудностей при использовании доски.

Внеаудиторная работа с использованием современных информационных технологий хороша тем, что предоставляет обучающимся возможности усваивать материал в индивидуальном темпе, помогает сформировать индивидуальные маршруты обучения для каждого студента, способствует созданию комфортных условий для формирования у обучающихся критического мышления и творческих способностей.

Необходимо отметить следующие недостатки онлайн-образования:

1. Отсутствует социализация.

2. Пропадает интерес обучающегося.

3. Проблемы со здоровьем. Это один, на наш взгляд, из важнейших недостатков. Многие ученые прогнозируют изменение образа человека в ближайшем будущем и далеко не в самую лучшую сторону.

4. Отсутствие креатива в обучении. К сожалению, обучающийся вынужден придерживаться определенных стандартов, выполняя то или иное задание.

5. Отсутствие практических умений и навыков.

Дистанционное образование в контексте изучения иностранного языка в вузе во время внеаудиторных занятий способствует реализации следующих направлений в образовательном процессе:

1. Модернизация профессионального образования.

2. Создание современной образовательной среды.

3. Развитие университетов как центров инноваций.

4. Формирование цифровой образовательной среды.

Можно выделить следующие преимущества дистанционного обучения во время внеаудиторных занятий:

1. Наличие технической возможности обучаться, не выходя из дома. В современном мире почти у каждого есть возможность использовать гаджеты, в которых люди проводят огромное количество времени.

2. Удобство для самих педагогов. Данная профессия и так одна из самых тяжелых, ведь далеко не каждый человек сможет найти подход к каждому студенту А в современных реалиях педагог призван лишь направить обучающегося в нужное русло и помочь с темпом развития.

3. Возможность получать образование удаленно, хотя данное преимущество достаточно противоречиво.

4. Отсутствие бюрократии. Данная тенденция наблюдается уже не первый год и, конечно же, является плюсом цифрового образования [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы дистанционного образования в России и за рубежом развивались постепенно. ДО ведет свое начало с единичного случая, когда один человек решил организовать образовательный процесс не напрямую с учеником, а на расстоянии. «Пионером» дистанционного обучения стал американец К. Филипс. В 1728 году он дал в газету Бостона объявление о своих услугах; в нем говорилось, что Филипс готов обучить любого желающего стенографии по переписке, вне зависимости от того, в каком районе США проживает ученик.

Основным инструментом дистанционного образования с того момента стала почта. В связи с тем, что средства связи в то время не отличались совершенством, основное внимание акцентировалось на системе образования. Вскоре, как утверждает Т. И. Скрипникова, была разработана методика трансляции информации от педагога к ученику на расстоянии. Эта методика состояла из следующих этапов: материал передается ученику, ученик его изучает, выполняет задание, а потом получает замечания и другие комментарии от педагога; методы у всех педагогов были одни, варьировались только темы и способы контроля усвоенных знаний.

Начало ХХ века - принципиально новый период в развитии дистанционного обучения. В этот период продолжают активно развиваться средства связи. Педагоги начали разрабатывать курсы лекций, которые обучающиеся прослушивали в домашних условиях по радио. На телевидении и радио стали создаваться каналы и образовательные программы; впоследствии они стали прообразом видеолекций, которые пользуются большой популярностью в настоящий момент.

В 1960-е годы дистанционное образование было признано качественным методом обучения, стало пользоваться большой популярностью на международном уровне и получило международное признание.

Тем не менее настоящая революция в дистанционном образовании произошла с появлением Интернета. Благодаря ему ДО стало более удобным и доступным для всех слоев населения. В 1980-е годы ведущие университеты специально разрабатывали образовательные программы, доступные пользователям компьютера. Первый образовательный курс, который можно было полностью пройти с использованием Интернета, появился в 1994 году. 1997 год - год, когда была разработана первая LMS-система - платформа, на которой пользователи размещали учебные курсы и обучались сами. Её разработала компания Blackboard.

В России дистанционное образование стало официально применяться с мая 1997 года, когда был издан приказ № 1050 Министерства образования России о проведении эксперимента в сфере дистанционного образования.

Фактически технология дистанционного образования с течением времени осталась неизменной: менялись только каналы коммуникации, а технологии реализации усложнялись.

Технологии дистанционного обучения постоянно развиваются. Регулярно появляются различные технические новшества. В связи с этим постепенно расширяются возможности общения обучающихся с представителями профессорско-преподавательского состава.

В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции роль и место дистанционных технологий в системе внеаудиторных занятий по английскому языку в вузе значительно увеличились. Предыдущий опыт дистанционного образования способствовал оперативной разработке новой модели устройства образовательного процесса. Тем не менее следует отметить, что на данный момент цифровые технологии развиты недостаточно для того, чтобы дистанционное обучение стало полноценной заменой очному обучению, и это особенно заметно в сфере формирования профессиональных практических компетенций.

Главной целью современного внеаудиторного занятия по английскому языку с использованием дистанционных технологий является формирование безопасной для обучающихся среды, в которой осуществляется образовательный процесс, а также обеспечение необходимых условий для личностно ориентированного обучения, обеспечение доступности качественного образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вы-

сокомотивированных и одаренных обучающихся. Сегодня в мире существует огромное разнообразие инструментов для использования в дистанционном обучении [6].

Проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Внеаудиторное изучение английского языка с использованием современных технологий позволяет развить профессиональные навыки, получить полноценное высшее образование и освоить новую профессию, даже получить научное звание, вплоть до докторской степени.

2. Система образования имеет доступ к огромному многообразию общепользовательских сервисов, цифровых образовательных ресурсов и т. д.

3. Основными задачами дистанционных образовательных технологий являются доступность и открытость обучения независимо от географии, социального положения и состояния здоровья. Особенно актуально использование дистанционных технологий обучения для социальных групп, которые лишены возможности получать образование по классической модели.

4. Подготовка кадров, владеющих методиками дистанционного обучения, повышение квалификации преподавателей для использования этих инструментов, обеспечение методической поддержки преподавателей, работающих в системе ДО, является первоочередной задачей современного образования.

5. В данный момент существующих интерактивных образовательных ресурсов недостаточно для того, чтобы активно распространять дистанционное обучение и использовать его во время внеаудиторных занятий по английскому языку. В первую очередь это касается тренажеров, представляющих собой комплексы интерактивных заданий с возможностью аналитики и обратной связи. Большинство ресурсов такого типа являются платными.

6. Ресурсная составляющая не всегда соответствует требованиям дистанционного обучения, так как необходимо дорогостоящее оборудование, наличие качественного соединения и т. д. Поэтому формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения является основной задачей в современных условиях.

7. Дистанционное образование в рамках внеаудиторного изучения английского языка предполагает самообразование и консультирование, что довольно сложно для обучающихся.

8. С начала 2020 года, когда студенты не могли посещать учебные заведения, дистанционное обучение стало временной альтернативой очному образованию.

Описывая особенности взаимодействия обучающегося с электронными ресурсами во время внеаудиторных занятий по английскому языку, необходимо отметить следующее:

- современный студент, в отличие от учащихся предыдущих поколений, не читает издание обстоятельно «от корки до корки», а визуально «сканиру-

Библиографический список

ет» текст, то есть бегло просматривает ее содержание, выделяя только то, что представляется ему наиболее интересным и актуальным. Такое поведение современного обучающегося связано с тем, что объем информации, с которым человек сталкивается ежедневно, резко возрос, поэтому изменились скорость и темп чтения;

- современный студент плохо воспринимает информацию без наглядности, без яркого иллюстративного ряда. Причина - та же, что указана выше;

- современный студент, в отличие от студентов предыдущих поколений, не считает печатное слово безоговорочной истиной; любую информацию он привык проверять в Интернете.

Можно выделить несколько условий успешного и эффективного внеаудиторного изучения английского языка студентами с использованием современных информационных технологий в формате дистанционного и смешанного обучения.

В первую очередь это наличие у педагогов и обучающихся достаточного уровня информационной грамотности и базовых информационно-технических компетенций, необходимых для успешного использования современных средств коммуникации, так как именно на этих средствах коммуникации основан сам процесс дистанционного образования. Для того чтобы научить студентов использовать электронные ресурсы в дистанционном образовательном процессе, педагог должен сам владеть соответствующими умениями и навыками. Для этого необходимо постоянно повышать квалификацию педагогов, формируя у них информационную культуру, информационную грамотность, практические навыки использования современных средств коммуникации.

Также в значительной степени влияет на успешность внеаудиторного обучения такой фактор, как наличие у обучающихся мотивации и познавательного интереса. Не вызывает сомнения тот факт, что при внеаудиторном обучении степень самостоятельности обучающегося гораздо выше, чем при обучении в традиционном формате. С одной стороны, это хорошо, так как обучающиеся привыкают ответственно подходить к своему обучению и его результатам. Однако, с другой стороны, далеко не все обучающиеся мотивированы к самостоятельному приобретению знаний; особенно сложно организовать внеаудиторное обучение студентов-первокурсников, так как на первом курсе у многих студентов присутствует только внешняя мотивация к обучению.

При соблюдении указанных выше условий внеаудиторное изучение английского языка с применением современных информационных технологий может быть эффективной и качественной формой образования. При этом необходимо помнить о том, что дистанционное образование ни в коем случае не является полноценной заменой традиционному образованию, когда педагог и ученик взаимодействуют лично. Внеаудиторное обучение может лишь дополнять традиционный образовательный процесс.

1. Bennet N., Dunne E. How Children Learn, Implications for Practice. Teaching and Learning in the Secondary School. 1994: 50-56.

2. Brog S., Al-Busaidi S. Learner Autonomy: English Language Teachers' Beliefs and Practices. British Council, 2012.

3. Charlemagne Fanou C. Learner Autonomy and Learner Assessment of Teaching. An Appraisal of Learners' Supposed Capacity of Assessing Their Teacher's Teaching: Case of the Teaching. International Journal of Business and Social Science. 2015.

4. Kasper L.F. New Technologies, New Literacies: Focus Discipline Research And ESL Learning Communities. Language Learning & Technology. 2000; Vol. 4, № 2: 105-128.

5. Kim A.J. Community building on the web: Secret strategies for successful online communities. Addison-Wesley Longman Publishing Co., Inc., 2000.

6. Pappas C. How Gamfication Reshapes Learning. Available at: https://elearningindustry.com/how-gamification-reshapes-learning#introduction

7. Melton J. The LMS Moodle: a usability evaluation. Prefectural University of Kumamoto, 2006.

References

1. Bennet N., Dunne E. How Children Learn, Implications for Practice. Teaching and Learning in the Secondary School. 1994: 50-56.

2. Brog S., Al-Busaidi S. Learner Autonomy: English Language Teachers' Beliefs and Practices. British Council, 2012.

3. Charlemagne Fanou C. Learner Autonomy and Learner Assessment of Teaching. An Appraisal of Learners' Supposed Capacity of Assessing Their Teacher's Teaching: Case of the Teaching. International Journal of Business and Social Science. 2015.

4. Kasper L.F. New Technologies, New Literacies: Focus Discipline Research And ESL Learning Communities. Language Learning & Technology. 2000; Vol. 4, № 2: 105-128.

5. Kim A.J. Community building on the web: Secret strategies for successful online communities. Addison-Wesley Longman Publishing Co., Inc., 2000.

6. Pappas C. How Gamfication Reshapes Learning. Available at: https://elearningindustry.com/how-gamification-reshapes-learning#introduction

7. Melton J. The LMS Moodle: a usability evaluation. Prefectural University of Kumamoto, 2006.

Статья поступила в редакцию 05.10.22

УДК 738

Shcherbaneva A.V., senior teacher, Department of English and Professional Communication of the Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: avshcherbaneva@fa.ru

NEUROTECHNOLOGY IN THE TEACHING OF ENGLISH AT THE UNIVERSITY. The article explores the main features of neurotechnology in the teaching of English. The author considers the variants of neurotechnology application and its influence on the formation of students' language competence. The article is also devoted to the study of the advantages of neurotechnologies application in the linguistic higher education institutions. Neurolinguistic programming is a universal technique for establishing the most successful communication between the teacher and students, based on the possession by the subject of the educational process of certain knowledge in psychology (physiological aspect) and the use of special vocabulary (linguistic aspect). The article concludes that "The most successful communication" by means of neurolinguistic programming is such conditions of the educational process that will allow the student to master the educational material in a form focused on his type of modality, as well as conditions that motivate the need to obtain this material, which ensures its best perception and assimilation.

Key words: Neurotechnology, English language, teaching, higher education, learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.