Научная статья на тему 'МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: НОВЫЕ РЕАЛИИ'

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: НОВЫЕ РЕАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / компетентностный подход / дистанционное обучение / коммуникативная компетенция / навык / стратегии / competence / competence-based approach / distance learning / communicative competence / skill / strategies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Ю. Дигтяр

Данная статья посвящена комплексному исследованию коммуникативной компетентности в дидактике иностранного языка с параметрами, определяющими навыки говорящего в использовании языка, а также учитываются новые реалии, которые были выдвинуты в образовании в последнее время. Выявлена необходимость формирования и совершенствования коммуникативной компетентности в совокупности ее составляющих. На основе изучения современных технологий в обучении иностранному языку установлено, что особое внимание необходимо уделять применению интернет-технологий, позволяющих привлекать к процессу дистанционного обучения преподавателя, являющегося носителем изучаемого языка в процессе формирования и повышения уровня языковой, межкультурной и коммуникативной компетенций обучающихся. Представленный материал позволяет сделать вывод, что внедрение в практику преподавания иностранного языка дистанционных технологий, включающих разнообразные приемы работы, – это не только новая форма обучения, но и новая форма образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER SCHOOL: NEW REALITIES

The article is dedicated to a comprehensive study of communicative competence in the didactics of a foreign language, with parameters that determine the speaker’s skills in using the language, and also takes into account the new realities that have been put forward to education in recent years. The necessity of formation and improvement of communicative competence in the totality of its components is revealed. Based on the study of modern technologies in teaching a foreign language, it has been established that special attention should be paid to the use of Internet technologies that allow involving a teacher who is a native speaker of the language being studied in the process of distance learning in the process of forming and improving the level of language, intercultural and communicative competence of students. The presented material allows to conclude that the introduction of distance technologies into the practice of teaching a foreign language, including a variety of methods of work, is not only a new form of education, but also a new form of education.

Текст научной работы на тему «МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: НОВЫЕ РЕАЛИИ»

- проведение беспристрастной оценки взаимных жалоб как студентов на преподавателей,так и преподавателей на студентов.

Своевременное и адекватное реагирование на возникшие угрозы современного образования с широким привлечением дистанционных форм обучения является актуальнейшей проблемой современного общества. Перечисленные выявленные в данном исследовании угрозы являются вполне преодолимыми, и на их решение должно быть направлены сегодняшние усилия.

Резюмируя представленное исследование, возможно говорить о том, что популярность дистанционного обучения растет Использование интернет-технологий в значительной мере повлияло на образование в целом. В процессе исследования был сделан вывод, что функции преподавателя в виртуальной образовательной среде отличаются от функций преподавателя в традиционной форме образования и включают в себя оказание помощи студентам, стимулирование их к самостоятельным размышлениям, направление и корректировку процесса обучения.

Риски при внедрении дистанционной формы обучения принадлежат к субъективным факторам. Если студент заинтересован в освоении специальности, повышении квалификации или получении второго или третьего высшего образования, то дистанционное обучение является хорошей альтернативой, которая будет способствовать получению знаний в удобное время. Однако если мотивом выступает сам диплом или сертификат, а не получение знаний, то студент будет использовать любые сомнительные способы, чтобы сдать контрольные или зачеты, не применяя полученных знаний. На сегодняшний день самостоятельность выполнения заданий студентами проконтролировать очень трудно.

Библиографический список

Качество и количество дистанционных курсов, программ, уроков в большей степени определяется подготовленностью всей команды, которая разрабатывает дистанционное обучение. То есть все зависит не только от профессионализма преподавателя, его эмоционально и творчески поданного материала, но и от организаторов курса, которые осуществляют техническую подготовку платформ, а также от оборудования, которым пользуются разработчики. Также важным фактором является то, как взаимодействуют преподаватель и разработчики, то есть помощь преподавателям в создании дистанционной программы курса, минимизации технологических рисков, с которыми могут столкнуться все участники процесса.

Из вышеизложенного можно сделать выводы:

- существуют проблемы с техническим обеспечением преподавателей,

- преподавателям и студентам необходимы дополнительные консультации по методическим аспектам проведения дистанционного обучения,

- современные условия реализации полноценного педагогического процесса требует необходимости проверки уровня компьютерной грамотности в освоении методики дистанционных технологий обучения у соискателей на должности профессорского преподавательского состава.

Необходимо отметить, что человек - это социальное существо, которому необходим межличностный контакт как в жизни, так и в образовательной деятельности. Поэтому личное общение между преподавателем и студентом, а также между однокурсниками очень важно. Ничто не сможет заменить занятие в аудиториях, где происходит личный контакт с каждым студентом, где преподаватель может ответить непосредственно на любой вопрос, где осуществляется эмоциональный настрой на восприятия изучаемого материала.

1. Вознесенская Е.В. Дистанционное обучение - история развития и современные тенденции в образовательном пространстве. Наука и школа. 2017; № 1.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения. Москва, 2020.

3. Кравченко ГВ. Педагогические особенности организации дистанционного обучения в среде Moodle. Известия АлтГУ. 2015; № 3 (87).

4. Блоховцова ГГ., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения. Новая наука: стратегия и векторы развития. 2016; № 118-3: 89 - 92.

5. Рахимова А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам. Иностранный язык в школе. 2012; № 10: 56 - 59. References

1. Voznesenskaya E.V. Distancionnoe obuchenie - istoriya razvitiya i sovremennye tendencii v obrazovatel'nom prostranstve. Nauka i shkola. 2017; № 1.

2. Vajndorf-Sysoeva M.E. Metodika distancionnogo obucheniya. Moskva, 2020.

3. Kravchenko G.V. Pedagogicheskie osobennosti organizacii distancionnogo obucheniya v srede Moodle. Izvestiya AltGU. 2015; № 3 (87).

4. Blohovcova G.G., Malikova T.L., Simonenko A.A. Perspektivy razvitiya distancionnogo obucheniya. Novaya nauka: strategiya i vektoryrazvitiya. 2016; № 118-3: 89 - 92.

5. Rahimova A.'E. Preimuschestva primeneniya komp'yuternyh tehnologij pri obuchenii inostrannym yazykam. Inostrannyj yazyk v shkole. 2012; № 10: 56 - 59.

Статья поступила в редакцию 25.12.21

УДК 378

Digtyar O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the government of Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: Digtyar@inbox.ru

INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER SCHOOL: NEW REALITIES. The article is dedicated to a comprehensive study of communicative competence in the didactics of a foreign language, with parameters that determine the speaker's skills in using the language, and also takes into account the new realities that have been put forward to education in recent years. The necessity of formation and improvement of communicative competence in the totality of its components is revealed. Based on the study of modern technologies in teaching a foreign language, it has been established that special attention should be paid to the use of Internet technologies that allow involving a teacher who is a native speaker of the language being studied in the process of distance learning in the process of forming and improving the level of language, intercultural and communicative competence of students. The presented material allows to conclude that the introduction of distance technologies into the practice of teaching a foreign language, including a variety of methods of work, is not only a new form of education, but also a new form of education.

Key words: competence, competence-based approach, distance learning, communicative competence, skill, strategies.

О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва,

Е-mail: Digtyar@inbox.ru

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: НОВЫЕ РЕАЛИИ

Данная статья посвящена комплексному исследованию коммуникативной компетентности в дидактике иностранного языка с параметрами, определяющими навыки говорящего в использовании языка, а также учитываются новые реалии, которые были выдвинуты в образовании в последнее время. Выявлена необходимость формирования и совершенствования коммуникативной компетентности в совокупности ее составляющих. На основе изучения современных технологий в обучении иностранному языку установлено, что особое внимание необходимо уделять применению интернет-технологий, позволяющих привлекать к процессу дистанционного обучения преподавателя, являющегося носителем изучаемого языка в процессе формирования и повышения уровня языковой, межкультурной и коммуникативной компетенций обучающихся. Представленный материал позволяет сделать вывод, что внедрение в практику преподавания иностранного языка дистанционных технологий, включающих разнообразные приемы работы, - это не только новая форма обучения, но и новая форма образования.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, дистанционное обучение, коммуникативная компетенция, навык, стратегии.

Целью освоения иностранного языка на современном этапе является формирование у обучающихся навыка использования иностранного языка в межличностной и деловой коммуникации в устной и письменной формах. Владение иностранным языком на высоком уровне является необходимым условием воспитания и формирования конкурентоспособного специалиста для международного рынка труда, для профессиональной реализации личности. При этом концепция коммуникативной компетенции подразумевает не только психолингвистические процессы языковой компетенции: к грамматико-лингвистической компетенции добавляются компетенции, которыми владеет говорящий, позволяют правильно использовать язык в данном контексте. Параметры, определяющие навыки говорящего в использовании языка, возможно представить в форме вопросов:

1) возможно ли коммуникативное действие формально? (И в какой степе-

2) возможна ли осуществимость коммуникативного акта имеющимися средствами? (И в какой степени);

3) соответствует ли коммуникативный акт заданным обстоятельствам? (Языковой и нелингвистический контекст);

4) Делается ли (и в какой степени) что-то на самом деле, и что влечет за собой это действие?

Данные критерии оценки коммуникативной компетентности говорящего могут быть отнесены к разным разделам лингвистики, то есть теории грамматики, психолингвистике, социолингвистике и языковой статистике. Таким образом, коммуникативная компетенция требует межкультурного подхода к коммуникативному действию. Понятие компетентности, как правило, обобщает все способности человека, а именно - когнитивные, аффективные и волевые факторы. Для него компетенция связана с неявным, или интуитивным знанием, а также со способностью использовать его, и четыре перечисленных параметра подразумевают обе области компетенции [1].

В контексте глобальной информатизации общества преподаватели разрабатывают новые методы и подходы к организации образовательного процесса, к методике преподавания иностранного языка и мониторингу обучения. Реализация компетентностного подхода предполагает использование активных и интерактивных форм обучения в образовательном процессе в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общекультурных навыков обучающихся и делает возможным привлечение к процессу дистанционного обучения преподавателя, являющегося носителем изучаемого языка. Осуществление компетентностного подхода в сфере высшего образования ориентировано на подготовку квалифицированного специалиста, повышение конкурентоспособности выпускника высшей школы, разбирающегося в смежных областях производства и готового к реализации на практике своих приобретенных знаний и умений.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что на сегодняшний день из-за отсутствия необходимого количества аудиторных часов и должной мотивации студентам достаточно сложно изучать иностранные языки без дистанционной поддержки. Под влиянием современных реалий и в связи с изменениями требований к иноязычным компетенциям и профориентации студентов выпускников высших учебных заведений на сегодняшний день дистанционная поддержка при обучении различным дисциплинам получила широкое распространение, а в последнее время ведущие университеты мира активно внедряют дистанционную поддержку при обучении иностранному языку. В современном информационном обществе обучение иностранным языкам реализуется посредством технических средств и информационных ресурсов. Под воздействием указанных факторов изменяются требования к иноязычным компетенциям студентов и выпускникам высших учебных заведений. Таким образом, дистанционная поддержка при обучении иностранному языку является не только предпочтительной, но и обязательной в современном мире.

В последние годы в практике и теории профессионально ориентированного обучения студентов особое внимание уделяется вопросам использования языка в качестве инструмента межкультурного общения (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, А. А. Мильруд, С.Г Тер-Минасова). Современные социально-экономические процессы делают актуальной проблему эффективной подготовки студентов иностранному языку и формирования профессионально-языковой компетентности. Более того, по мнению Л.С. Выготского, особенностью иностранного языка как учебной дисциплине является то, что иностранный язык выступает целью и средством обучения. Обучаемые сначала усваивают различные виды речевой деятельности, которые выступают целью обучения, а затем используют их в качестве средств обучения [2].

Цель исследования заключается в выявлении возможностей объективно оценивать иностранное языковое поведение студентов. Для достижения данной цели следует выделить следующие задачи:

1. Определить проблемную область коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку в высшей школе.

2. Выявить возможности применения интернет-технологий.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании применения дистанционного образования для развития коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку в высшей школе.

Практическая значимость содержится в разработке рекомендаций по привлечению преподавателей, являющихся носителями изучаемых языков, при помощи интернет-технологий дистанционного образования.

Научная новизна исследования состоит в разработке рекомендаций по обеспечению применения дистанционного образования для развития коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку в высшей школе.

1. Проблемная область коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку в высшей школе. Коммуникативная компетенция описывает способность участвовать в общении, но не способность обрабатывать контент (техническая компетенция) и формировать правильные предложения (языковая компетенция). Коммуникативная компетентность особенно важна при передаче и применении того, что было изучено, прагматическая дидактика иностранного языка формулирует коммуникативную компетенцию или языковое действие как цели обучения, но этапы передачи или применения редко обсуждаются в специальной литературе и редко предусмотрены в учебниках для уроков английского языка.

Как следствие, проблемной областью можно считать оценку высказываний студентов, поскольку существует тенденция в прагматической дидактической теории оценивать лингвистическую правильность как вторичную по отношению к важности коммуникативных намерений в языковой деятельности. Однако коммуникативное намерение неоднозначно, когда высказывание содержит лингвистическое несоответствие. В случае неверных утверждений получатель должен интерпретировать коммуникативное намерение, и могут возникнуть недопонимания. Коммуникативное намерение может быть передано более уверенно, чем лингвистически уместные высказывания. Поскольку не всегда можно точно знать, можно ли передать коммуникативное намерение, возможно говорить о коммуникативном успехе или коммуникативном эффекте вместо того, чтобы передавать коммуникативное намерение.

У преподавателя могут возникнуть трудности при оценке работ студентов на иностранном языке, так как, помимо его коммуникативной компетенции на иностранном языке, у преподавателя нет конкретных руководящих принципов или каталогов критериев, которые могли бы позволить ему объективно оценивать иностранное языковое поведение студентов. Поскольку сам преподаватель обычно не является носителем изучаемого языка, поэтому он может понять коммуникативное намерение студентов в случае неправильности из-за их знания структур исходного языка [3].

Таким образом, коммуникативная компетенция описывает базовую систему знаний и навыков, которые необходимы для общения (например, словарный запас знаний или навыки для использования социолингвистических соглашений в конкретной ситуации). Это подразумевает, что активируются энциклопедические знания и субъективные свойства, такие как мотивация; реальное общение, с другой стороны, означает реализацию этих знаний и навыков в общении. Концепция реального общения принимает во внимание психологические и зависящие от ситуации обстоятельства, такие как усталость, нервозность, нарушения памяти или шум, которые могут влиять на процесс лингвистического производства. Коммуникативная компетентность, таким образом, является фундаментальной частью реального общения, последнее деструктивные факторы, которые могут возникать в процессе общения, косвенно и неточно отражают реальную коммуникативную компетентность человека.

2. Возможности применения интернет-технологий. Для формирования профессионально ориентированной иноязычной компетенции у студентов необходимо создать систему обучения иностранным языкам с опорой на современные новейшие технологии обучения, реализованные посредством средств дистанционной поддержки.

В связи с широким распространением и внедрением средств дистанционной поддержки для обучения дисциплине «Иностранный язык» особое внимание во всем мире уделяют информационной подготовке студентов. Поэтому для реализации обучения иностранным языкам необходимы навыки работы с современными новейшими технологиями обучения, в том числе с технологиями, реализованными посредством средств дистанционной поддержки.

Необходимо отметить, что на современном этапе развития Интернета значительно ускоряется и улучшается качество освоения иностранного языка, появляется возможность привлечения к процессу дистанционного обучения преподавателя, являющегося носителем изучаемого языка. Очевидно, что интернет-технологии несут в себе огромный потенциал в обучении дисциплине «Иностранный язык» [4].

Поэтому каждый студент в течение полного периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным доступом к электронной информационно-образовательной среде. Электронная информационно-образовательная среда высшего учебного заведения должна обеспечивать взаимодействие участников образовательного процесса, в том числе взаимодействие посредством сети Интернет. Под электронной информационно-образовательной средой понимается комплекс компьютерно-телекоммуникационных технологий и информационных образовательных ресурсов.

Существовавшая ранее система учебного процесса «преподаватель - студент - преподаватель», в которой преподаватель был основным источником знаний, в настоящее время заменяется системой учебного процесса «студент -

информационно-образовательная среда - преподаватель», в которой функция преподавателя уже не сводится только к передаче знаний. Поэтому важнейшей задачей преподавателя в образовательной системе становится организация познавательной деятельности обучающихся, которая учитывает индивидуальные способности и возможности студентов. На сегодняшний день в образовательном процессе все больше внимания уделяется самостоятельной деятельности обучающихся. Реализация самостоятельной деятельности студентов во многом осуществляется посредством современных информационно-коммуникационных технологий.

Для реализации дистанционной поддержки студентов при обучении дисциплине «Иностранный язык» необходимо:

- наличие необходимой материальной базы и программного обеспечения (компьютеры, сеть Интернет, программное обеспечение);

- соответствующая поддержка (сопровождение программного обеспечения, техническая поддержка);

- сопровождение студентов преподавателем, являющимся носителем изучаемого языка.

Для использования информационных технологий как средств обучения необходимы следующие мероприятия:

- выбор соответствующего учебного материала и способа его представления с использованием информационных технологий;

- реализация учебного процесса с применением информационных технологий;

- переработка учебного курса с учетом его компьютеризации.

Для разработки и проектирования дистанционных средств обучения необходимы стандартные процедуры:

- разработка и настройка программ для достижения запланированных результатов процесса обучения;

- включение средств дистанционной поддержки в общую программу самоподготовки;

- оценка эффективности образовательного процесса на основе применения дистанционных средств обучения.

Также для разработки и проектирования дистанционных средств обучения выделяют следующие принципы:

- принцип целостности (обучение должно представлять систему, целей, методов, средств, форм);

- принцип адаптации (учебный процесс должен отвечать познавательным потребностям студентов);

- принцип потенциальной избыточности информации (разработка технологии процесса передачи обучаемым информации для создания оптимальных условий усвоения представляемых знаний) [4].

Таким образом, в настоящее время проблемы, связанные с формированием системы профессиональной языковой подготовки студентов могут быть решены применением дистанционного образования для развития коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку высшей школы.

Подготовка студентов высшей школы заключается в формировании коммуникативных умений, позволяющих осуществлять профессиональные контакты на изучаемом иностранном языке в различных областях и ситуациях. Иностранный язык, в особенности для студентов нелингвистических специальностей, является средством повышения профессиональной компетентности обучающихся, что является необходимым и важным условием успешной профессиональной деятельности выпускника высшего учебного заведения, способного осуществлять и поддерживать деловые контакты с иноязычными коллегами и партнерами.

С учетом вышесказанного общение на иностранном языке является существенным фактором в профессиональной деятельности выпускников, поэтому профессионально ориентированное обучение иностранному языку в настоящее время является приоритетным направлением образования. Профессионально ориентированное обучение должно основываться на учете потребностей студентов, особенно нелингвистических направлений, в изучении иностранного языка, что определяется спецификой будущей профессии, специальности. Это возможно организовать при помощи современных средств дистанционной поддержки студентов, привлекая преподавателя, являющегося носителем изучаемого иностранного языка [5].

В России использование средств дистанционной поддержки в обучении началось с 90-х годов с разработки первых программных и технических средств, реализующих взаимодействие преподавателей со студентами на расстоянии. В настоящее время информационно-коммуникационные технологии, включая средства дистанционной поддержки, используются повсеместно. К примеру,

Библиографический список

Таблица 1

Преимущества и недостатки системы обучения посредством дистанционной поддержки обучающихся

Преимущества Недостатки

Личностный подход (преподаватель может находиться в постоянном и регулярном интерактивном контакте с обучающимися (фиксировать посещаемость, проверять задания, тесты и контрольные работы, обсуждать на форумах, вебинарах, чатах различные проблемы, индивидуально объяснять обучающимся наиболее сложные темы, отвечать на вопросы студентов) Электронное обучение неинтересно; данное обучение является пассивным; обучающиеся могут хуже учиться, без контроля над своей работой преподавателем; обучающиеся лишены возможности группового взаимодействия; не заслуживающая доверия технология дистанционного обучения

Параллельность (возможность для студентов обучаться без отрыва от производства) Некоторые специальности нельзя или сложно освоить дистанционно (к примеру, обучение медицинским специальностям)

Гибкость (студенты могут обучаться в оптимальном темпе и удобное для себя время при наличии конкретного учебного плана) Отсутствие реального общения между преподавателями и учениками

Рентабельность (для обучающихся снижение затрат времени на дорогу к месту учебы) Ограниченность возможностей проведения практических занятий

Дальнодействие (возможность обучаться независимо от расстояния до университета) Качество дистанционных курсов (обучающие электронные курсы и программы не всегда должным образом разработаны)

в США уже более 90% высших учебных заведений и школ, а также компаний успешно используют информационно-коммуникационные технологии для обучения и подготовки. Универсальный доступ и уменьшение цены делают системы дистанционной поддержки перспективными средствами обучения [11]. Преимущества и недостатки системы обучения посредством дистанционной поддержки обучающихся представлены в табл. 1.

Большинство приведенных недостатков системы обучения посредством дистанционной поддержки обучающихся носят субъективный характер. Однако если рассматривать использование средств дистанционной поддержки не взамен традиционному обучению, а в дополнение, то недостатков в данном обучении практически не будет.

Для реализации данного смешанного обучения дисциплине «Иностранный язык» необходимо использовать различные возможности новейших интернет-технологий, реализуемых в следующих сервисах:

- электронные библиотеки и словари;

- порталы, базы данных;

- образовательные и информационные сайты.

Резюмируя представленное исследование возможно прийти к выводу, что внедрение средств дистанционной поддержки в обучение дисциплине «Иностранный язык» является крайне эффективным и позволяет решить множество проблем, обеспечив межкультурное взаимодействие, в котором на первый план выходит аспект понятности. Если взаимодействующие стороны являются членами одного и того же языкового сообщества, они могут реконструировать стратегии, используемые в рамках промежуточного языка, и легче извлекать содержание и коммуникативные намерения на основе своей коммуникативной компетенции. Это значит, что на основе общеязыковой нормы, с другой стороны, взаимодействующие носители являются носителями иностранного языка, изучаемого студентами, или иностранными носителями из другого языкового сообщества. Они прибегают к своей коммуникативной компетенции или промежуточному языку, если овладели иностранным языком или иностранным языком взаимодействующего лица, чтобы иметь дело с аспектом содержания и взаимоотношений, возможность записывать взаимодействие со стороной, взаимодействующей на иностранном языке. Ситуации межкультурного общения более вероятны при организации дистанционного обучения.

1. Мартынова М.А. Сущность и структура готовности студентов медицинского вуза к межкультурному взаимодействию в профессиональной сфере. Современные проблемы науки и образования. 2017; № 5.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений: в 6 т. Москва, 1982; Т. 2.

3. Рокитянская К.А. Формирование профессиональной иноязычной компетенции при обучении иностранному языку у студентов неязыкового вуза. Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, 2018: 531 - 533.

4. Рахимова А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе. 2012; № 10: 56 - 59.

5. Майдисарова Д.С., Тюлюбаев Д.Е. Интерактивность в современном образовании. Academy. 2019; № 2 (41): 10 - 11.

References

1. Martynova M.A. Suschnost' i struktura gotovnosti studentov medicinskogo vuza k mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu v professional'noj sfere. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; № 5.

2. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1982; T. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Rokityanskaya K.A. Formirovanie professional'noj inoyazychnoj kompetencii pri obuchenii inostrannomu yazyku u studentov neyazykovogo vuza. Agrarnaya nauka v XXI veke: problemy i perspektivy sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov: Saratovskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet im. N.I. Vavilova, 2018: 531 - 533.

4. Rahimova A.'E. Preimuschestva primeneniya komp'yuternyh tehnologij pri obuchenii inostrannym yazykam. Inostrannye yazyki v shkole. 2012; № 10: 56 - 59.

5. Majdisarova D.S., Tyulyubaev D.E. Interaktivnost' v sovremennom obrazovanii. Academy. 2019; № 2 (41): 10 - 11.

Статья поступила в редакцию 25.12.21

УДК 378

Dotsenko N.S., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ndotsenko78@mail.ru

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES THROUGH AR-TOOLS. Modern educational technologies, among which Augmented Reality (AR) stands out, have led to a significant breakthrough in education, opening up new opportunities in teaching and learning a foreign language. Integration of the innovative augmented reality technology into the language learning process enables effective mastering of both receptive and productive types of foreign language speech activities as part of improving foreign language communicative competence. The paper aims to define the learners' attitude towards augmented reality tools which allow them to improve their foreign language speaking skills and increase their motivation. The author, examining the international experience, analyzes the advantages of this technology in foreign language teaching, as well as highlights some of the limitations arising in the course of implementation of AR-tools, as it is a new technology and the experience of its application is not well studied.

Key words: educational technology, augmented reality, mobile learning, motivation.

Н.С. Доценко, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ndotsenko78@mail.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПОСРЕДСТВОМ AR-ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Современные образовательные технологии, среди которых особо выделяется технология дополненной реальности, привели к значительному прорыву в образовании, открывая новые возможности в преподавании и изучении иностранного языка. Интеграция инновационной технологии дополненной реальности в процесс изучения языков позволяет эффективно осваивать как рецептивные, так и продуктивные виды иноязычной речевой деятельности в рамках совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции. Цель работы сводится к тому, чтобы определить отношение обучающихся к инструментам дополненной реальности, которые позволяет им совершенствовать навыки иноязычной речи и повышать мотивацию. Автор, исследуя международный опыт, анализирует преимущества данной технологии при обучении иностранному языку, а также выделяет некоторые ограничения, возникающие в процессе реализации AR-инструментария, так как это новая технология, и опыт ее применения недостаточно изучен.

Ключевые слова: образовательные технологии, дополненная реальность, мобильное обучение, мотивация.

Современный мир меняется очень быстро, технологический прогресс и цифровизация затрагивают все сферы деятельности человека, включая образование. Одной из важнейших компетенций на сегодняшний день становится умение адаптироваться к непрерывным преобразованиям, происходящим в экономической, общественной и профессиональной областях. Так, благодаря потенциалу передовых цифровых технологий и разработок для всех участников образовательного процесса открываются новые перспективы работы с информацией и ее усвоением. Одной из главных целей в обучении иностранному языку в условиях интенсификации образовательного процесса является создание естественной и динамичной образовательной среды. Дополненная реальность достаточно широко применяется в образовании для реализации этой задачи. AR имеет большой потенциал в области языкового обучения, поскольку обладает такими преимуществами, как визуализация информации и интерактивность обучения. Таким образом, эксперты включают дополненную реальность в ключевые тренды развития образования, что, скорее всего, коренным образом изменит подходы к организации учебного процесса.

Актуальность настоящего исследования заключается в нарастающей необходимости включения AR-инструментария в практику обучения иностранным языкам.

Цель статьи - проанализировать существующий международный опыт использования технологий дополненной реальности в обучении иностранным языкам.

Научная новизна работы заключаются в доказательстве положительного влияния AR-технологий на процесс обучения, включая улучшение успеваемости, повышение мотивации и вовлеченности, а также развитие сотрудничества среди обучающихся.

Теоретическая значимость научной работы заключается в возможности использования результатов исследования для решения задач по внедрению AR в образовательный процесс с целью создания эффективной среды обучения.

В эпоху глобализации и повсеместного внедрения новых технологий во всех сферах жизни все острее чувствуется необходимость в соответствующем профессиональном образовании, которое способно адаптироваться к этим переменам. Соответственно, появление передовых технологий привело к значительному прорыву в образовании в информационном обществе. В контексте современного образования, которое является студентоцентрированным и ориентировано на использование активных методов обучения, именно цифровые

технологии благоприятствуют этому, располагая большим количеством преимуществ по сравнению с традиционными методами. Однако стоит помнить и о некоторых вызовах, которые могут препятствовать внедрению инновационных технологий в обучение, главными из которых являются применение опыта аутентичного обучения и необходимость повышения цифровой грамотности. Эти две проблемы могут быть решены с помощью особой технологии дополненной реальности

AR - трехмерная ВД технология, которая способна визуализировать реальный мир с помощью графического изображения предметов и технологии распознавания объектов. AR оказывает положительное влияние на процесс обучения, улучшая производительность, повышая мотивацию и вовлеченность, а также развивая сотрудничество среди обучающихся. Что касается языкового образования, AR имеет большой потенциал, так как эта технология обладает такими свойствами, как визуализация (т.е. представление виртуальной информации в многообразном контексте) и интерактивность обучения (т.е. взаимодействие обучающихся с виртуальным контентом).

В 1992 году Томас Престон Коделл, инженер исследовательской лаборатории корпорации "Воетд", ввел в понятие термин «дополненная реальность»

Технология дополненной реальности - цифровой инструмент, объединяющий реальный мир и виртуальную среду, обеспечивая их синхронное взаимодействие. Это интерактивный инструмент, который удовлетворяет современным требованиям организации электронного образования 3.0. AR позволяет накладывать виртуальные объекты (то, что называется «дополненные элементы») на реальный мир. Объединяя реальный и виртуальный миры, создается расширенная реальность, в которой объем получения информации увеличивается за счет стимуляции органов чувств, усиливая восприятие. Накладываемым цифровым контентом может быть компьютерная графика, текстовая информация, электронные ссылки, видео и 3D-объекты. В целом AR следует понимать как «технологию добавления, внедрения элементов виртуальной информации в реальную жизнь человека. Она позволяет стереть грань между окружающим и искусственно созданным миром» [1, с. 129]. Программное обеспечение AR интегрирует виртуальную информацию в физическое окружение пользователя так, что он воспринимает эту информацию как уже существующую в окружающей среде. Данная технология способствует интуитивному взаимодействию, эффективной визуальной коммуникации и предоставлению высококачественного учебного контента, созданного педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.