Научная статья на тему 'ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА / РЕЧЕВАЯ СРЕДА / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридова А.В., Никитина Е.Ю., Подобрий А.В.

Введение. В содержании статьи анализируется возможная актуальность использования форм дистанционного обучения русскому языку в начальной школе; репрезентируются дефиниции «дистанционное обучение», «цифровое образование»; аргументируется реализация определенных форм занятий дистанционного обучения русскому языку; отмечаются условия применения дистанционного обучения для достижения необходимого результата. Цель статьи - представить ряд положений по эффективному осуществлению дистанционного обучения русскому языку в начальной школе. Материалы и методы. Как основные методы исследования выступают анализ педагогической литературы, образовательных нормативов посвященной проблемам дистанционного обучения русскому языку, классификационно-дистрибутивный касательно форм занятий дистанционного обучения, а также знаний, умений и навыков по русскому языку по учебным программам начальной школы. Материалом послужили рабочие программы по русскому языку для начальной школы, книги для учителей авторов данных программ и ими предложенные конспекты уроков. Результаты. Представлены факторы, которые существенно влияют не только на эффективность, но и на возможность применения технологии дистанционного обучения русскому языку в начальных классах, которые касаются практически всех реалий современного школьного образования; этим самым ставится акцент на ряде специфических особенностей применения дистанционной технологии при обучении детей от семи до десяти лет. Дифференцированы понятия «языковая среда» и «речевая среда», рассмотрена проблема создания и развития речевой среды в условиях дистанционного обучения младших школьников. Названы риски, связанные с конкретными ситуациями, в которых может осуществляться эта форма. Обоснованы наиболее эффективные формы занятий по русскому языку в аспекте формирования определенных знаний, умений и навыков, структурирования коммуникативной компетенции в ситуациях дистанционного образования. Обсуждение. Проблема применения дистанционной формы обучения русскому языку в начальной школе входит в ареал активного изучения на уровне Министерства просвещения РФ, в современных направлениях психолого-педагогических дисциплин, в аспекте развития цифровизации образования и доступности качественного учебного контента в информационных ресурсах, в рамках формирования особого рода коммуникации учителя и обучающихся в начальных классах в условиях нетипичных (или экстраординарных) ситуаций. В ближайшей перспективе необходимо провести анализ эффективности использования форм дистанционного обучения русскому языку младших школьников. Заключение. Технология дистанционного обучения в языковом образовательном процессе обучающихся начальной школы должна рассматриваться как дополнительное средство передачи языковых знаний и формирования умений и навыков лингвистического характера, но отнюдь не доминирующее в начальной школе. Она может быть реализована при наличии определенных социальных и педагогических условий. Дистанционное обучение русскому языку основывается на ряде педагогических подходов, без которых достаточный положительный учебно-воспитательный результат не будет достигнут. Дистанционное обучение вызывает интерес как одно из средств углубленного изучения русского языка, подготовки к олимпиадам, создания проектов, осуществления индивидуальной работы. Дистанционное обучение возможно при наличии нескольких групп условий, касающихся унифицированного технического оснащения, состава класса, квалификации педагога, разработанности программ и конспектов занятий по формам дистанционного обучения. Основные положения: - концепция реализации дистанционного обучения русскому языку в начальной школе в целом является инновационной и объективируется как внешними факторами (или жизненными обстоятельствами), так и спецификой материала, который должен быть усвоен, а также иными возможными положительными результатами (например, сформированностью умений самостоятельной работы с источником, выполнением учебных действий по инструкции или плану, письменным и устным коммуницированием с учителями); - внедрение форм дистанционного обучения должно ориентироваться на ряд определенных условий - законодательных, нормативных, материально-технических, квалификационных, психологических, лингводидактических; - применение дистанционного обучения должно соответствовать характеру той учебной программы начального образования, которая актуальна в данном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свиридова А.В., Никитина Е.Ю., Подобрий А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPLEMENT THE DISTANCE FORM OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE FIELD OF PRIMARY EDUCATION

Introduction. The content of the article analyzes the possible relevance of using forms of distance learning of the Russian language in elementary school; the definitions of “distance learning”, “digital education” are represented; the implementation of certain forms of distance learning classes in the Russian language is argued; the conditions for the use of distance learning to achieve the desired result are noted. The purpose of the article is to present a number of provisions for the implementation of forms of distance learning of the Russian language in elementary school. Materials and methods . The main research methods are the analysis of pedagogical literature, educational standards devoted to the problems of distance learning of the language, classification and distribution regarding the forms of distance learning, as well as knowledge, skills and abilities in the Russian language according to the curriculum of elementary school. The material was working programs on the Russian language for elementary school, books for teachers by the authors of these programs and their proposed lesson notes. Results. Factors are presented that significantly affect not only the effectiveness, but also the possibility of using the technology of distance learning of the Russian language in primary grades, which relate to almost all the realities of modern school education; thus, emphasis is placed on a number of specific features of the use of distance technology in teaching children from seven to ten years old. The concepts of “language environment” and “speech environment” are differentiated, the problem of creating and developing a speech environment in the conditions of distance learning of younger schoolchildren is considered. The risks associated with specific situations in which this form can be implemented are named. The most effective forms of classes in the Russian language are substantiated in terms of the formation of certain knowledge, skills, and structuring of communicative competence in situations of distance education. Discussion . The problem of using a distance form of teaching the Russian language in elementary school is included in the area of active study at the level of the Ministry of Education of the Russian Federation, in modern areas of psychological and pedagogical disciplines, in the aspect of the development of digitalization of education and the availability of high-quality educational content in information resources, as part of the formation of a special kind of teacher communication and students in primary school in atypical (or extraordinary) situations. In the near future, it will be necessary to analyze the effectiveness of using forms of distance learning of the Russian language for younger students. Conclusion. The implementation of distance learning technology in the process of linguistic education is, firstly, an opportunity to obtain specialized knowledge about a particular language system outside the classroom and on the job and, secondly, one of the effective ways to form a competitive teacher in demand, capable of self-education, oriented in the digital information environment. Highlights: The concept of the implementation of distance learning of the Russian language in elementary school as a whole is innovative and is objectified both by external factors (or life circumstances) and the specifics of the material to be learned, as well as other possible positive results (for example, the formation of skills for independent work with a source, performance of educational activities according to instructions or plan, written and oral communication with teachers); The introduction of forms of distance learning should be guided by a number of specific conditions - legislative, regulatory, material and technical, qualification, psychological, linguodidactic; The use of distance learning should be consistent with the nature of the primary education curriculum that is relevant in this institution.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья УДК 481 (07) ББК 74.268.120

DOI 10.25588/CSPU.2022.171.5.009

А. В. Свиридова1, Е. Ю. Никитина2, А. В. Подобрий3

1ORCID № 0000-0002-9421-5170 Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методике обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-m ail: sviridovl 216@gm ail. com

2ORCID № 0000-0001-9550-4700 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: elenaurievna@hk.ru

3ORCID № 0000-0001-6241-3917 g Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка,

^ литературы и методики обучения русскому языку и литературе,

-"О

^ Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

oj университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: podobriiav@cspu.ru

а ж

й ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ

^ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

^ В СФЕРЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ы а"

§ Аннотация

^ Введение. В содержании статьи анализируется возможная

^ актуальность использования форм дистанционного обучения

^ русскому языку в начальной школе; репрезентируются дефиниции

© Свиридова А. В., Никитина Е. Ю., Подобрий А. В., 2022

«дистанционное обучение», «цифровое образование»; аргументируется реализация определенных форм занятий дистанционного обучения русскому языку; отмечаются условия применения дистанционного обучения для достижения необходимого результата. Цель статьи — представить ряд положений по эффективному осуществлению дистанционного обучения русскому языку в начальной школе.

Материалы и методы. Как основные методы исследования выступают анализ педагогической литературы, образовательных нормативов посвященной проблемам дистанционного обучения русскому языку, классификационно-дистрибутивный касательно

8 Р е

л

а -к и и д и о

форм занятий дистанционного обучения, а также знаний, умений к

о

и навыков по русскому языку по учебным программам начальной ж

о

школы. Материалом послужили рабочие программы по русскому ^

р

языку для начальной школы, книги для учителей авторов данных м

программ и ими предложенные конспекты уроков. у

е

Результаты. Представлены факторы, которые существенно и

влияют не только на эффективность, но и на возможность примене- О ния технологии дистанционного обучения русскому языку в начальных классах, которые касаются практически всех реалий современного школьного образования; этим самым ставится акцент на

ряде специфических особенностей применения дистанционной е

е

технологии при обучении детей от семи до десяти лет. Дифференци- а

рованы понятия «языковая среда» и «речевая среда», рассмотрена проблема создания и развития речевой среды в условиях дистанционного обучения младших школьников. Названы риски, связанные 3

о

с конкретными ситуациями, в которых может осуществляться эта §

ж

форма. Обоснованы наиболее эффективные формы занятий по рус-

скому языку в аспекте формирования определенных знаний, умений и навыков, структурирования коммуникативной компетенции в ситуациях дистанционного образования.

Обсуждение. Проблема применения дистанционной формы обучения русскому языку в начальной школе входит в ареал активного изучения на уровне Министерства просвещения РФ, в современных направлениях психолого-педагогических дисциплин, в аспекте развития цифровизации образования и доступности качественного учебного контента в информационных ресурсах, в рамках формирования особого рода коммуникации учителя и обучающихся в начальных классах в условиях нетипичных (или экстраординарных) ситуаций. В ближайшей перспективе необходимо провести анализ эффективности использования форм дистанционного обучения русскому языку младших школьников.

Заключение. Технология дистанционного обучения в языковом образовательном процессе обучающихся начальной школы должна рассматриваться как дополнительное средство передачи »1 языковых знаний и формирования умений и навыков лингвистического характера, но отнюдь не доминирующее в начальной школе. Она может быть реализована при наличии определенных

О?

^ социальных и педагогических условий. Дистанционное обучение

а"

ин русскому языку основывается на ряде педагогических подходов,

§

ки без которых достаточный положительный учебно-воспитательный результат не будет достигнут. Дистанционное обучение вызывает ^ интерес как одно из средств углубленного изучения русского языка, подготовки к олимпиадам, создания проектов, осуществле-

а

50

о д и

^ ния индивидуальной работы. Дистанционное обучение возможно

О

сц при наличии нескольких групп условий, касающихся унифициро-^ ванного технического оснащения, состава класса, квалификации

педагога, разработанности программ и конспектов занятий по формам дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение; цифровиза-ция образования; лингвистические компетенции; коммуникативный подход; общекультурный подход; партисипативный подход; формы дистанционного обучения; языковая среда; речевая среда; языковое образование; начальное образование.

Основные положения:

- концепция реализации дистанционного обучения рус-

1 Введение (Introduction)

Современное состояние российского школьного образова-

к р

е

али а

скому языку в начальной школе в целом является инновационной ^ и объективируется как внешними факторами (или жизненными обстоятельствами), так и спецификой материала, который должен быть усвоен, а также иными возможными положительными результатами (например, сформированностью умений самостоятельной работы с источником, выполнением учебных действий по инструкции или плану, письменным и устным коммуницирова-нием с учителями);

8 д и

О

а н

и

о н

н

0 Й

1

сг

0

ч

Л

е н

|

- внедрение форм дистанционного обучения должно ори- |

О

1

ентироваться на ряд определенных условий - законодательных, нормативных, материально-технических, квалификационных,

психологических, лингводидактических; №

- применение дистанционного обучения должно соответ- е ствовать характеру той учебной программы начального образова ния, которая актуальна в данном учреждении.

р е н а ч

аль

о* н

о г о о р

о

ния стремится к эффективности учебного процесса, повышению ка- н чества результата, и, следовательно, характеризуется стремлением

к внедрению и применению инновационных педагогических технологий, связанных с развитием ГГ-производства, информационных ресурсов и возрастанием возможностей цифровизировать учебный материал с целью его многократного повторения, просмотра обучающимися, их родителями, тьюторами и репетиторами, а также к формированию индивидуальных форм коммуникации обучающегося и педагога. Дистанционное обучение русскому языку в начальной школе опирается на нормативные документы; так, Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в разделе 5 (проблемы образования) постулируются задачи:

- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению

и вовлеченности в образовательный процесс;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«

ри - создание современной и безопасной цифровой образова-

тельной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

- внедрение национальной системы профессионального ти роста педагогических работников, охватывающей не менее 50

^ процентов учителей общеобразовательных организаций; Ю - модернизация профессионального образования, в том

числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентиро-иир ванных и гибких образовательных программ;

- формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобре-

тения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.

Представленные задачи должны быть решены в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» на период 2019-2024 г. г. В свою очередь, он должен воплотиться в ткани девяти Федеральных проектов, среди которых релевантным является проект «Цифровая образовательная среда», акцентирующий цель — создать к 2024 году условия для формирования современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей возможность саморазвития, самообразования обучающихся посредством формирования и обновления федеральной

условий до эпидемических вспышек. Необходимыми условиями эффективности функционирования дистанционного обучения русскому языку являются следующие:

8

Ъ

е

§

а

к и

и д и

с

цифровой платформы. Таким образом, применение формы ди- к

ио

станционного обучения русскому языку имеет законодательное нн

о

основание и возможности расширения и совершенствования. ^

В качестве социальных предпосылок необходимости осу- 1 ществления дистанционного обучения выступают экстраорди- |

че

нарные ситуации, возникающие в обществе - от невозможности ни обучающихся добраться до учебных заведений в силу погодных 0

0 с

1

№ с

- наличие унифицированной материально-технической е

е

базы и платформы, посредством которых должны применяться на

дистанционные формы обучения; при этом для пользователей этот процесс планируется как наиболее комфортный и быстрый;

- наличие психолого-педагогической обоюдной (педагога а и обучающихся) готовности к дистанционной образовательной деятельности [1; 2; 3];

сц «

Ж S

hq

- наличие готовности к вышеуказанной деятельности у родителей;

- унифицированность состава класса в аспекте отсутствия инклюзии и обучающихся, воспитывающихся или воспитывавшихся в нерусской языковой среде; обучающиеся не должны иметь речевых нарушений и отставания, но должны воспитываться в русской языковой среде и свободно общаться в русской речевой среде;

- соблюдение медико-психологических рекомендаций для подготовки дистанционных занятий по русскому языку и учебных материалов;

- разработка конспектов дистанционных уроков по русскому языку, а также учебных пособий, рабочих тетрадей, тестовых заданий виртуального формата для обучающихся и рекомендаций для родителей; необходима дидактическая база для самостоятельной, индивидуальной и углубленной (возможно, олимпиадной и проектной) деятельности; актуально создание таких материалов по всем допущенным учебным программам

«

^ начального образования [4; 5].

Вышеприведенные условия детерминируют обсуждение таких факторов влияния, как ареал педагогических подходов, необходимых для дистанционного обучения, наличие у обучающихся

s элементарных навыков пользователя компьютером, а также неко-

I

торых теоретических лингвистических вопросов.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Основными методами данной исследовательской работы

а

«о

о

-"О S

Е^ являются ознакомление и анализ нормативных документов по наб и;

чальному образованию, анализ учебных программ и учебных пособий по русскому языку, наблюдение над учебной деятельностью

обучающихся в начальной школе, описание форм дистанционных занятий, тематики модулей некоторых рабочих программ по русскому языку, анализ контрольно-измерительных материалов, классификация форм дистанционных занятий.

В качестве материалов работы явились содержание учебников по русскому языку, поурочные конспекты и методические книги для учителей начальной школы, задания для контроля и дополнительных и углубленных занятий и терминологические словари.

3 Результаты (Results)

Репрезентированы дефиниции понятий «дистанционное обучение», «цифровизированное обучение», «языковая среда»,

- цифровизированное обучение — это технология, осуществляемая посредством ГГ-платформ, системы настроенных гаджетов, обеспечивающих аудиальный и визуальный контакты учителей и

к

№ §

а -к к к д и с

«речевая среда»: к

к

- дистанционное обучение — форма организации образо- |

о

вательного процесса, которая основана на совместной деятельно- ^ сти педагогов начальной школы и обучающихся без непосред- Is

ственного контакта с помощью технических средств и цифровых у

ресурсов, применяющая разновидности синхронного (on-line) и к асинхронного (off-line) обучения; С

о с

у

3

№ с

обучающихся; ^

- понятие «цифровизация» подразумевает смысловое напол- g

нение «орудийность», «инструментальность»; цифровые ресурсы для обучения русскому языку в начальной школе должны представлять собой системы или комплексы, быстро доступные педагогам, Ц родителям и обучающимся; в обязательном порядке необходимы ресурсы, содержащие объяснения педагогов теоретических знаний

(понятий, правил), алгоритмы умений производить грамматические разборы единиц различных языковых уровней (фонетический разбор, анализ орфограмм, разбор слова по составу, построение словообразовательной цепочки, морфологический анализ, анализ словосочетания и синтаксический разбор); данные ресурсы должны быть разработаны в соответствии с тем рядом учебных программ, которые допущены государством в образовательный процесс;

- понятие «дистанционное обучение» связано со способом и формами образовательного процесса; необходимо проанализировать эффективность каждого вида дистанционного занятия и его медико-психологические последствия для взаимодействующих субъектов и влияние на здоровье обучающихся; немаловажным фактором является то, что ни педагог, ни ученик не в состоянии полностью воспринимать весь класс, а также не могут использовать весь необходимый арсенал паралингвистических средств коммуникации, которые чутко и быстро воспринимаются и понимаются, действуют параллельно с вербальными средствами (учитель «

^ может обращаться с речью ко всему классу, а паралингвистически выразить отношение к поведению одного-двух обучающихся), помогают осуществлять обратную связь, увеличивают скорость общения (к таким средствам относятся интонационные акценты, па-

сц

^

а ж а

I узы, взгляд, указующие, поощряющие, запретительные, побужда-

I

2>

53

«О

О

-"О

а а а

б

сц

ющие, осуждающие, активизирующие внимание жесты и мимика, улыбка, покачивание головой, приемы активного слушания);

- при структурировании учебно-методических комплексов ^ для дистанционного обучения необходимо рассчитать объем материала, который будет осваиваться обучающимися синхронным методом (через прямой контакт с учителем) и те задания и инфор-

мация, которые будут объектом деятельности асинхронно (методом непрямого контакта — с использованием электронной почты, просмотром таблиц, алгоритмов, занятий в записи, заранее отправленным в группу инструктированием).

4 Обсуждение (Discussion)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе реализации дистанционной формы обучения русскому языку в начальной школе необходимо применять такие педагогические подходы, как коммуникативный, общекультурный, партисипативный, модульный, функциональный.

1. Коммуникативный подход (по нашему мнению, основополагающий, определяющий результаты учебного процесса, его

к

№ §

а -к s s д и с

эффективность) подразумевает три аспекта: к

- личностный, учитывающий особенности характера, здо- ж

о

ровья, интересы обучающегося; ^

- собственно коммуникативный, позволяющий строить 1| диалогическую форму общения с достижением информацион- у ных, предметных и фатических целей; |

- деятельностный, обеспечивающий достижение совмест- ^ ной цели, решение обучающимся собственных задач, организацию последовательных операций, управление поведением как коллектива, так и отдельных его членов.

2. Общекультурный подход связан с формированием зна- е

ний о нормах, традициях и идеалах речевого поведения в какой-либо национальной общности и социальной группы.

3. Партисипативный подход предполагает взаимодействие педагога и обучающихся для разрешения учебной задачи, связан- Ц ной с формированием той или иной компетенции.

4. Модульный подход (на наш взгляд, не является основным, скорее, дополнительным в процессе дистанционного обучения русскому языку в начальной школе) состоит в относительно самостоятельной работе по освоению учебной информации, состоящей из отдельных модулей (самостоятельные кванты знаний, объединенных целью, методическим обеспечением, руководством и контрольными мероприятиями). Данный подход применим при осуществлении проектной деятельности по русскому языку в начальной школе.

5. Функциональный подход заключается в ориентировании учебного процесса на актуальный для состояния общества и современного состояния педагогической науки результат — сфор-мированность функциональной грамотности по русскому языку. Функциональная грамотность предполагает уверенное владение лингвистическими знаниями, т. е. их быстрое и правильное применение в практической деятельности (не только выполнение упражнений по структурированию навыка применения того или иного

«

ир правила, но грамотное написание собственного текста, построение диалогической письменной коммуникации). Для обучающихся начальной школы важной составляющей функциональной

В

,на грамотности является читательская грамотность — чтение источ-

ни

ти ника с оптимальной скоростью, понимание содержание, умение

ки

^ дифференцировать сущностные смыслы текста от неглавных или §

^ дополнительных, а также анализировать прочитанное. Формиро-

вание функциональной грамотности, безусловно, будет поддер-ири живать применение модульного подхода в процессе обучения в среднем и старшем звене, в которых происходит расширение объема самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Помимо применяемых подходов педагогу необходимо взаимодействовать с родителями; такое взаимодействие должно быть унифицировано и регламентировано в специальной методической литературе, которая бы оказывала помощь родителям для контроля и консультирования своих детей в период дистанционного обучения.

Дистанционное обучение русскому языку должно формировать компетенции, указанные во ФГОС, касающихся начального образования. Лингвистические и особенно коммуникативные ком-

к

петенции структурируются в условиях качественных языковой ж

д ж о

среды и речевой среды. В аспекте эффективного обучения, на наш

тивность применения дистанционного обучения русскому языку в начальной школе базируется на единстве языковой среды обучающихся и на создании и поддержании педагогом искусственной качественной речевой среды, которая и является тем общим знаменателем всех тех разных коммуникативно-речевых условий,

к 3

л §

взгляд, необходимо различать понятия «языковая среда» и «речевая к

ж

среда»: первое связано с использованием единиц и воплощением ж

о о

норм данного языка в условиях жизни человека (при этом мы не ^ учитываем качество функционирования языка в речевой практике

членов языковой среды); второе понятие подразумевает особенно- у

л

л

ж и

сти и качество реализации элементов, норм, структуры языка, а

также стереотипов речевого поведения, исполняемые в коммуни- О

К

кативном пространстве, в котором живет человек. 5

При реализации дистанционного обучения русскому языку важно, чтобы обучающиеся воспитывались в одной и той же язы-

3

№ О

ковой среде и не имели речевых нарушений, иначе эффективность е

л

применения такой технологии будет сомнительна. Итак, результа- §

а

л §

о* ж

о

г о

о 3

о

а ж

созданных для ребенка в семье, пока он растет. Речь усваивается ребенком бессознательно, по аналогии; ее качество зависит от качества слышимой, читаемой и обращенной к детям речи; последняя, без сомнения, определяет развивающий потенциал, развивающие возможности в становлении качественных коммуникативных умений и навыков учащихся и языковой функциональной грамотности, которые включают, например, такие компоненты, как умение пользоваться стилистическими средствами, владение основными жанрами общения в ситуациях обучения, знание и применения орфоэпических норм в процессе учебной коммуникации [6; 7; 8].

Формирование развивающей, качественной обучающей речевой среды возможно только посредством применения дистанционных форм в формате аудио- и видеозанятий в синхронном режиме с использованием креолизованных текстов, по которым педагог обязательно должен провести опрос или беседу. Использование письменных чатов допустимо при проведении индивиду-«

ир альной консультативной работы, подготовке проекта, проверке

дополнительного задания у одного-трех обучающихся. 5 Заключение (Conclusion)

Научный и социальный интерес к внедрению и эффектив-! ному применению дистанционного обучения характеризуется как

^ объективное явление в образовательном процессе начальной ^ школы. Его развитие мотивируется разнообразием жизненных си-

туаций, препятствующих проведению уроков в учебных классах ири (погодные, транспортные, эпидемиологические помехи, отдаленность расположения учебного заведения, состояние здоровья обучающихся, специфика их семей и т. п.). Успешность реализации

дистанционного обучения русскому языку детерминирована наличием следующих факторов:

- сформированностью профессиональной готовности учителя к осуществлению дистанционной формы образования с обучающимися начальной школы; психологической готовностью обучающихся активно участвовать в дистанционном учебном взаимодействии; обеспеченностью техническими средствами долж- У

и

ного уровня учителей и обучающихся, владением необходимыми 3

е

§

умениями пользования данными средствами; |

ак

- сформированностью лингводидактических условий, под и которыми подразумеваются унифицированная учебная цифрови- ис

а

зированная база ресурсов непосредственно для обучающихся, для жк

ио

педагогов и родителей, все материалы которой должны носить си- жж

о

стемный характер и представлять соответствующую программу, ^

о3

одобренную государственными органами.

Библиографический список

1. В. Эффективность использования системы тестирования на уроках русского языка в начальной школе // Современная начальная школа. 2019. №

о

ч

ч

е

ж и

¡о

о

о ск

2. С. 23-27. 5

у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Иванова А. С. Психолингвистические особенности развития речи

ребенка // Современная начальная школа. 2019. № 2. С. 73-74. у

3. Полякова Н. П. Специфика совершенствования профессиональных ^ компетенций учителей в вопросах подготовки обучающихся с ограничен- Л ными возможностями здоровья к итоговому собеседованию по русскому ч языку // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 2. С. 16-21. Б01 10. 30515/0131- Н 6141-2021-82-2. о

4. Алексеева Н. В. Эффективность использования системы тестирова- 3 ния на уроках русского языка в начальной школе // Современная начальная о школа. 2019. № 2. С. 23-27. Н

5. Шутан М. И. О видах анализа художественного текста на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 2. С. 7-15. DOI 10. 30515/0131-6141-2021-82-2.

6. Ассуирова Л. В., Хаймович Л. В. Произносительные нормы в аспекте современных требований к знаниям учащихся // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 2. С.33-37. DOI 10. 30515/0131-6141-2021-82-2.

7. Курцева З. И. Коммуникативные стратегии и тактики учебного спора-диалога // Русский язык в школе. 2020. Т. 81. № 2. С. 21-26. DOI 10. 30515/0131-6141-2020-81-2.

8. Шаталова О. В. Куда приводит семантическая безграмотность и стилистическая толерантность? // Русский язык в школе. 2019. Т.80, № 2. С.31-34. DOI 10. 30515/0131-6141-2019-80-2.

A. V. Sviridova1, E. Yu. Nikitina2, A. V. Podobriy3

1ORCID No. 0000-0002-9421-5170 Docent, Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: sviridovl216@gmail.com

2ORCID No. 0000-0001-9550-4700 ibr Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences,

'S

о

ÜH

Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: elenaurievna@bk.ru

a 3ORCID No. 0000-0001-6241-3917

faq Docent, Doctor of Philological Sciences,

voa Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods

£

of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

^ E-mail: podobriiav@cspu.ru

WAYS TO IMPLEMENT THE DISTANCE FORM OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE FIELD OF PRIMARY EDUCATION

Abstract

Introduction. The content of the article analyzes the possible relevance of using forms of distance learning of the Russian language in elementary school; the definitions of "distance learning", "digital education" are represented; the implementation of certain forms of distance learning classes in the Russian language is argued; the conditions for the use of distance learning to achieve the desired result are noted. The purpose of the article is to present e a number of provisions for the implementation of forms of distance learning of the Russian language in elementary school.

Materials and methods. The main research methods are I the analysis of pedagogical literature, educational standards devoted to the problems of distance learning of the language, classification and distribution regarding the forms of distance learning, as well as knowledge, skills and abilities in the Russian language according to the curriculum of elementary school. The material was working programs on the Russian language for elementary school, books for teachers by the authors of these programs and their proposed lesson notes.

Results. Factors are presented that significantly affect not only the effectiveness, but also the possibility of using the technology of distance learning of the Russian language in primary grades, which relate to almost all the realities of modern school education; thus, emphasis is placed on a number of specific features of the use of distance technology in teaching children from

C6 i

a n

c e

Oo

&

ee a

c

i n

g e

R

u s

si a

n

la n

a

age

e

i

e

d &

a

<3 e

c a

i o

n

seven to ten years old. The concepts of "language environment" and "speech environment" are differentiated, the problem of creating and developing a speech environment in the conditions of distance learning of younger schoolchildren is considered. The risks associated with specific situations in which this form can be implemented are named. The most effective forms of classes in the Russian language are substantiated in terms of the formation of certain knowledge, skills, and structuring of communicative competence in situations of distance education.

Discussion. The problem of using a distance form of teaching the Russian language in elementary school is included in the area of active study at the level of the Ministry of Education of the Russian Federation, in modern areas of psychological and pedagogical disciplines, in the aspect of the development of digitalization of education and the availability of high-quality educational content in information resources, as part of the formation of a special kind of teacher communication and students in primary school in atypical (or extraordinary) situations. In the near future, it will be necessary to analyze the effectiveness of using forms of distance learning of the Russian language for younger students. «s Conclusion. The implementation of distance learning

ikit technology in the process of linguistic education is, firstly, an

.Yu opportunity to obtain specialized knowledge about a particular

faq

a

-Q

O Oh

language system outside the classroom and on the job and, secondly, one of the effective ways to form a competitive teacher in demand, capable of self-education, oriented in the digital in-

3

.A formation environment.

Keywords: Distance learning; Digitalization of education; Linguistic competencies; Communicative approach; General Cultural approach; Participatory Approach; Forms of distance learning; Language environment; Speech environment; Language education; Primary education.

Highlights:

The concept of the implementation of distance learning of the Russian language in elementary school as a whole is inno- K vative and is objectified both by external factors (or life circumstances) and the specifics of the material to be learned, as well ^ as other possible positive results (for example, the formation of S skills for independent work with a source, performance of edu- s

K'

cational activities according to instructions or plan, written and § oral communication with teachers);

The introduction of forms of distance learning should be guided by a number of specific conditions - legislative, regulatory, material and technical, qualification, psychological, lin- S guodidactic; ^

The use of distance learning should be consistent with the nature of the primary education curriculum that is relevant in

o №

r

3

№ Ö

0

1 s"

R> s

this institution. g

s'

References h

ft i

1. Alfeyeva G.A. & Goncharova Ye.P. (2019), Professional'nyye kom- l

d

petentsii pedagoga, otrazhayushchiye spetsifiku raboty v nachal'noy shkole f

p

r

R>

[Professional competencies of a teacher, reflecting the specifics of work in elementary school], Sovremennaya nachal'naya shkola, 2, 66-68. (In Russian). y

es

2. Ivanova A.S. (2019), Psikholingvisticheskiye osobennosti ^

a

razvitiya rechi rebenka [Psycholinguistic features of the development of a o

n

child's speech], Sovremennaya nachal'naya shkola, 2, 73-74. (In Russian).

3. Polyakova N.P. (2021), Spetsifika sovershenstvovaniya profes-sional'nykh kompetentsiy uchiteley v voprosakh podgotovki obuchayush-chikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya k itogovomu sobesedovaniyupo russkomu yazyku [The specificity of improving the professional competencies of teachers in preparing students with disabilities for the final interview in the Russian language], Russkiy yazyk v shkole, 2, 16-21. DOI 10. 30515/0131-6141-2021-82-2 (In Russian).

4. Alekseyeva N.V. (2019), Effektivnost' ispol'zovaniya sistemy testirovaniya na urokakh russkogo yazyka v nachal'noy shkole [Efficiency of using the testing system in Russian language lessons in elementary school], Sovremennaya nachal'naya shkola, 2, 23-27. (In Russian).

5. Shutan M.I. (2021), O vidakh analiza khudozhestvennogo teksta na urokakh russkogo yazyka [On the types of analysis of a literary text in the lessons of the Russian language], Russkiy yazyk v shkole, 2, 7-15. DOI 10. 30515/0131-6141-2021-82-2 (In Russian).

6. Assuirova L.V. & Khaymovich L.V. (2021), Proiznositel'nyye normy v aspekte sovremennykh trebovaniy k znaniyam uchashchikhsya [Pronunciation norms in the aspect of modern requirements for knowledge of students], Russkiy yazyk v shkole, 2. 33-37. DOI 10. 30515/0131-61412021-82-2 (In Russian).

7. Kurtseva Z.I. (2020), Kommunikativnyye strategii i taktiki uchebnogo spora-dialoga [Communicative strategies and tactics of educates tional dispute-dialogue], Russkiy yazyk v shkole, 2. 21-26. DOI 10. £ 30515/0131-6141-2020-81-2 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shatalova O.V. (2019), Kuda privodit semanticheskaya a bezgramotnost' i stilisticheskaya tolerantnost'? [Where does semantic illiteracy and stylistic tolerance lead?], Russkiy yazyk v shkole, 2. 31-34. DOI

^ 10.30515/0131-6141-2019-80-2 (In Russian).

faq

a

£

Статья поступила в редакцию 06.10.2022; одобрена после рецензирования 08.10.2022; принята к публикации 12.10.2022.

The article was submitted 06.10.2022; approved after reviewing

^ 08.10.2022; accepted for publication 12.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.