Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У БАКАЛАВРОВ ГОТОВНОСТИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ У БАКАЛАВРОВ ГОТОВНОСТИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заяц Юлия Степановна, Свиридова Галина Федоровна

Рассматривается проблема формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию дистанционных образовательных технологий. На основе анализа результатов анкетирования бакалавров (направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование) обосновывается необходимость овладения ими общепрофессиональными компетенциями в области создания и использования цифровых образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения в начальной школе. Выделены цели и ключевые этапы формирования у бакалавров профессиональных знаний и умений, необходимых для успешного применения основных моделей дистанционного образования. Приведены примеры аналитических, проектировочных и конструктивных заданий, которые могут повысить уровень профессиональной компетентности бакалавров. Особое внимание уделено способам подготовки будущих педагогов к осуществлению дистанционного обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заяц Юлия Степановна, Свиридова Галина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BACHELORS’ READINESS TO USE DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN PRIMARY SCHOOL

The problem of formation of readiness of future primary school teachers to use distance learning technologies is considered. Based on the analysis of the results of the survey of bachelors studying in the field of study 44.03.05 Pedagogical Education, the relevance of the formation of students’ professional competencies in the field of creating and using digital educational resources for organizing distance learning in elementary school is substantiated. The goals and key stages of the formation of bachelors’ professional knowledge and skills necessary for the successful application of the main forms of distance education are identified: offline (asynchronous), online (synchronous), online + offline (mixed). The article provides examples of analytical, design and constructive tasks that can improve the level of professional training of bachelors in the use of various platforms for productive interaction, as well as learn how to evaluate the capabilities of various ready-made learning task services in distance education. Particular attention is paid to the ways of preparing future teachers for the implementation of distance learning of junior schoolchildren with disabilities (HIA). The advantages of the synchronous form of distance education in enhancing the mental activity of younger schoolchildren with various health pathologies, as well as the possibility of building an individual trajectory for the development of the personality of a student with disabilities, are highlighted.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У БАКАЛАВРОВ ГОТОВНОСТИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 1 (47). С. 104-111 Pedagogical Review. 2023, vol. 1 (47), pp. 104-111

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Научная статья УДК 378.637+373. 1.013

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2023-1-104-111

Формирование у бакалавров готовности к использованию дистанционных образовательных технологий в начальной школе

Юлия Степановна Заяц1, Галина Федоровна Свиридова2

12 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия

1 julia_zs@mail.ru

2 gfsviridova0404@mail.ru

Аннотация

Рассматривается проблема формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию дистанционных образовательных технологий. На основе анализа результатов анкетирования бакалавров (направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование) обосновывается необходимость овладения ими общепрофессиональными компетенциями в области создания и использования цифровых образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения в начальной школе. Выделены цели и ключевые этапы формирования у бакалавров профессиональных знаний и умений, необходимых для успешного применения основных моделей дистанционного образования. Приведены примеры аналитических, проектировочных и конструктивных заданий, которые могут повысить уровень профессиональной компетентности бакалавров. Особое внимание уделено способам подготовки будущих педагогов к осуществлению дистанционного обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, подготовка бакалавров начального образования

Для цитирования: Заяц Ю. С., Свиридова Г. Ф. Формирование у бакалавров готовности к использованию дистанционных образовательных технологий в начальной школе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 1 (47). С. 104-111. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2023-1-104-111

DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Original article

Formation of bachelors' readiness to use distance educational technologies in primary school

Yulia S. Zayats1, Galina F. Sviridova2

12Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation

1 julia_zs@mail.ru

2 gfsviridova0404@mail.ru

© Ю. С. Заяц, Г. Ф. Свиридова, 2023

Abstract

The problem of formation of readiness of future primary school teachers to use distance learning technologies is considered. Based on the analysis of the results of the survey of bachelors studying in the field of study 44.03.05 Pedagogical Education, the relevance of the formation of students' professional competencies in the field of creating and using digital educational resources for organizing distance learning in elementary school is substantiated. The goals and key stages of the formation of bachelors' professional knowledge and skills necessary for the successful application of the main forms of distance education are identified: offline (asynchronous), online (synchronous), online + offline (mixed). The article provides examples of analytical, design and constructive tasks that can improve the level of professional training of bachelors in the use of various platforms for productive interaction, as well as learn how to evaluate the capabilities of various ready-made learning task services in distance education. Particular attention is paid to the ways of preparing future teachers for the implementation of distance learning of junior schoolchildren with disabilities (HIA). The advantages of the synchronous form of distance education in enhancing the mental activity of younger schoolchildren with various health pathologies, as well as the possibility of building an individual trajectory for the development of the personality of a student with disabilities, are highlighted.

Keywords: distance educational technologies, preparation of bachelors ofprimary education

For citation: Zayats Y. S., Sviridova G. F. Formation of bachelors' readiness to use distance educational technologies in primary school [Formirovaniye u bakalavrov gotovnosti k ispolzovaniyu distantsionnykh obrazovatelnykh tekhnologiy v nachal'noy shkole]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2023, vol. 1 (47), pp. 104-111. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-1-104-111

В современном начальном образовании становятся актуальными проблемы поиска новых форм организации обучения, цифровой трансформации образовательного процесса, интеграции контактного обучения и дистанционных образовательных технологий. Это обусловлено несколькими причинами. С одной стороны, государством обозначены общие требования к реализации образовательных программ (статья 13 Закона «Об образовании в Российской Федерации»): «...при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение» [1]. С другой стороны, практика работы российских школ в условиях пандемии показала, что успешнее начальное образование осуществлялось в тех образовательных учреждениях, где педагоги владели технологиями организации учебной деятельности детей в дистанционной форме. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что в структуру информационно-образовательной среды начальной школы включены не только электронные и технические средства (интерактивные доски, ноутбук, программное обеспечение), но и «.. .компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» [2]. О необходимости применения дистанционных образовательных технологий в организации учебного процесса свидетельствует также активное развитие сетевых образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых вариант инклюзивного образования не может быть использован.

Значительный вклад в теорию и практику разработки и использования в образовании информационных, в том числе дистанционных технологий, внесли такие ученые, как И. М. Ибрагимов [3], Е. С. Полат [4], И. В. Роберт [5] и другие [6]. В единстве теоретической и практической готовности рассматривает профессиональную готовность педагога к реализации дистанционного обучения в педагогической деятельности И. В. Роберт [5]. М. В. Лапёнок разработаны основные компоненты и содержание подготовки учителей к разработке и использованию электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного образования [7]. Особенности реализации программы магистерской подготовки в области дистанционного образования младших школьников

представлены в работах А. Ю. Федосова [8]. Однако большинство исследований связаны с совершенствованием информационных умений в применении дистанционных технологий у будущих учителей-предметников основной школы, а успешная реализация дистанционного обучения младших школьников невозможна без подготовки квалифицированных педагогических кадров. Учитель, не владеющий технологиями электронного обучения и навыками использования дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности, не соответствует запросам и вызовам времени и менее конкурентоспособен в профессиональном сообществе. Недостаточная мобильность педагога начальной школы в использовании информационно-образовательной среды снижает познавательный интерес современных учеников и авторитет самого учителя, а также препятствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования.

Необходимость формирования готовности будущих учителей начальных классов к применению различных информационно-коммуникационных технологий для успешной организации дистанционного образования младших школьников подтверждается результатами анкетирования, проведенного в Алтайском государственном педагогическом университете (АлтГПУ). В нем приняли участие бакалавры 3-го курса (направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями)) - всего 58 респондентов. Для сбора данных использовался сервис GoogleForms, предназначенный для создания и обработки опросов. Результаты анкетирования показали, что будущие учителя начальных классов осознают значимость и необходимость успешного внедрения в образовательный процесс дистанционных технологий (84 % опрошенных). Студенты отметили, что использование дистанционных технологий повышает мотивацию и познавательный интерес младших школьников (64 %), дает возможность ученикам получить дополнительные знания по учебным предметам (71 %) и позволяет индивидуализировать образовательный процесс (78 %). Бакалавры знают способы проектирования электронных образовательных ресурсов (79 %), платформы для организации дистанционного обучения (89 %), владеют навыками работы в различных электронных сервисах (в том числе web2.0) и готовы совершенствовать свои представления и практические умения в области организации дистанционного обучения младших школьников, но при этом студенты испытывают трудности в отборе электронных образовательных ресурсов для различных форм дистанционного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО и рабочих программ учебных предметов (82 %), не имеют практического опыта проведения онлайн-уроков в начальной школе (90 %) и разработки электронных курсов в системе дистанционного обучения (92 %). Наибольшие трудности у студентов вызывает организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (95 %). Таким образом, возникает проблема разработки целей, содержания и способов организации образовательной деятельности будущих учителей начальных классов в рамках программ бакалавриата, включающих изучение дистанционных образовательных технологий и формирование необходимых практических навыков в реализации дистанционного обучения в условиях цифровизации начального образования.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)), у выпускника должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции (ОПК):

«ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)» [9];

«ОПК-9: способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности» [9].

Уточним данные компетенции и представим цели формирования готовности бакалавров начального образования к применению дистанционных образовательных технологий на примере про-

граммы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (Начальное образование и Информатика):

- сформировать представление о дистанционном образовании, его характеристиках и принципах реализации, правовом обеспечении, а также о возможных моделях и формах организации;

- сформировать умения анализировать и использовать разрешенные российским законодательством платформы и онлайн-сервисы для организации дистанционного начального образования и дистанционного сопровождения очного обучения, осуществлять выбор педагогически обоснованной модели дистанционного обучения в зависимости от конкретных условий;

- научить проектировать и организовывать уроки в дистанционной форме с использованием информационно-коммуникационных технологий и обязательным соблюдением санитарно-гигиенических требований;

- сформировать представления об особенностях организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

Достижению указанных целей будет способствовать поэтапная подготовка бакалавров. Рассмотрим содержание каждого этапа и способы организации деятельности студентов.

Первый этап: изучение теоретических основ организации дистанционного образования.

Этот этап реализуется в АлтГПУ при изучении дисциплин «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе», «Цифровые образовательные ресурсы», в рамках которых бакалавры рассматривают понятие «дистанционное образование», его основные характеристики (гибкость, модульность и др.), принципы функционирования и модели дистанционного образования.

На данном этапе бакалавры повышают уровень теоретической готовности к освоению дистанционных технологий, овладевают понятийным аппаратом (дистанционное обучение, электронное обучение, электронный образовательный ресурс и др.), изучают нормативную документацию и государственные требования к организации дистанционного образования [10]. С этой целью используются различные аналитические задания, например:

Пример 1. Найдите в учебном пособии И. М. Ибрагимова [3] определение понятия «дистанционное образование». Конкретизируйте основные характеристики дистанционного образования, представленные в этом определении, на примере начального образования.

Второй этап: практическая подготовка бакалавров к овладению различными формами организации дистанционного обучения младших школьников.

В современном начальном образовании используется три основных формы: offline (асинхронная), online (синхронная), online + offline (смешанная). Бакалавры для каждой формы рассматривают соответствующие платформы и программное обеспечение, а также требования к ее организации. В асинхронном дистанционном образовании может быть использована виртуальная обучающая среда Moodle, которая позволяет организовать самостоятельную работу для опосредованного изучения отдельных учебных предметов, а также осуществлять контроль результатов учебной деятельности, вести электронный журнал. Эта же среда может применяться и для смешанной формы. Для организации дистанционного обучения в онлайн-форме студенты знакомятся с программным обеспечением и платформами Microsoft Teams, Яндекс.Телемост, которые позволяют включить одного ученика и весь класс в продуктивное общение и взаимодействие. Для повышения качества обучения может быть организован обмен файлами, работа с электронной доской и демонстрация экрана, использование чата и другие возможности в активизации учебной деятельности младших школьников. В качестве примера приведем проектировочное задание.

Пример 2. Изучите основные возможности платформы Microsoft Teams для организации дистанционного онлайн-обучения младших школьников: организация собрания (онлайн-урока) в режиме видеоконференции, демонстрация и редактирование документов (в приложениях Office 365:

Word, Excel и PowerPoint), совместная работа на цифровой доске, чат-сессия и др. Спланируйте последовательность ваших действий для подготовки онлайн-урока в начальной школе с применением не менее трех функций данной платформы.

Третий этап: получение опыта практического применения бакалаврами дистанционных технологий при обучении различным учебным предметам.

Задачи третьего этапа реализуются как при изучении уже названных дисциплин, так и в рамках методических курсов. Студенты овладевают умениями конструировать фрагменты уроков по предметам с использованием различных форм организации дистанционного обучения младших школьников. Например, используя среду LearningApps.org, которая включает небольшие общедоступные интерактивные модули (упражнения), бакалавры анализируют готовые интерактивные задания и разрабатывают собственные. На сайте существует несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.), они должны быть интегрированы во фрагмент обучения на уроке по конкретной теме. Возможность использовать отдельные технологии появляется у студентов в ходе педагогической практики в школе (например, для организации дистанционного обучения детей в случае карантина). Кроме этого, бакалавры оценивают для организации дистанционного образования по различным учебным предметам в начальной школе возможности различных готовых сервисов учебных заданий (Российская электронная школа, Инфоурок, Учи.ру и др.).

Пример 3. Выполните в группе сравнительный анализ различных цифровых платформ для организации дистанционного обучения младших школьников и заполните таблицу (таблица). Выберите вариант сервиса для организации асинхронной модели дистанционного обучения по русскому языку для учеников 3-го класса, соответствующий требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Сравнительная характеристика цифровых платформ для организации дистанционного обучения

в начальной школе

Критерий сравнения Цифровые платформы

Российская электронная школа Инфоурок Яндекс Класс Учи.т

Возможность регистрации

Соответствие ФГОС НОО и рабочей программе

Классы

Типы заданий и видеоуроки (только просмотр или интерактивное выполнение)

Автопроверка

Пример 4. Найдите в сети Интернет сайт информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» (РЭШ). Опишите назначение пяти модулей (мотивационный, объясняющий, тренировочный, контрольный, дополнительный) для дистанционного урока, пользуясь методическими рекомендациями по использованию РЭШ в общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения [11]. Выполните тренировочные задания для урока математики во 2-м классе в роли ученика (тема - на выбор). Для какой модели дистанционного обучения можно предложить ученику эти задания?

Четвертый этап: изучение особенностей применения дистанционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Дисциплина «Дистанционные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» призвана готовить будущих учителей начальных классов к активной интеграции информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, осуществляемый педагогами ди-

станционно с детьми, имеющими разные патологии здоровья (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.) и по этим причинам требующими особого отношения к ним, прежде всего милосердия и профессиональных навыков. Изучение информационно-коммуникационных технологий на предыдущих курсах убеждает студентов в преимуществе инновационной (дистанционной) формы обучения детей с ОВЗ, например с помощью программы Skype: интерактивность и оперативность связи ученика и педагога; доступность различных источников информации в сети Интернет; быстрота передачи информации разного объема и вида на любые расстояния (например, ученикам Центра дистанционного образования детей-инвалидов, проживающих на всей территории Алтайского края); сохранность информации в памяти компьютера, возможность ее редактирования, распечатки и т. д. Кроме того, бакалавры приобретают опыт организации обучения детей с ОВЗ предметам начальной школы, наблюдая за работой учителя в Skype (такую возможность студентам предоставляет Центр дистанционного образования детей-инвалидов с разрешения родителей ребенка). Студенты видят, что полноценная совместная учебная деятельность на уроке позволяет ученику с ОВЗ преодолевать замкнутость, боязнь или нежелание общения с другими взрослыми и детьми. Современные цифровые образовательные технологии способствуют успешному построению учеником знаний предмета, активизируют его деятельность, в ходе которой младший школьник с ОВЗ открывает новые понятия и способы действия, участвует в дискуссиях и общается со взрослыми (педагогами, психологами, тьюторами) и сверстниками.

Программное обеспечение (Macintosh) позволяет индивидуализировать обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологии: адаптировать уровень сложности учебного материала и способы его изучения; организовать щадящий формат обучения (расписание, учитывающее физическое и психическое состояние ребенка); использовать современные приемы актуализации знаний; создавать условия для индивидуальной траектории развития личности ученика с ОВЗ. Чтобы овладеть технологиями электронного обучения, студенты на занятиях знакомятся с различными универсальными компьютерными программами, которые могут быть использованы в обучении детей с ОВЗ.

Пример 5. Выполните сравнительный анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения отбора их для организации обучения детей с ОВЗ (в зависимости от нозологии, представьте описание модулей для дистанционного урока (класс и предмет на выбор). Для выполнения задания воспользуйтесь сайтом: https://catalog.vbudushee.ru/.

Пример 6. Найдите в сети Интернет статьи, посвященные особенностям организации дистанционного обучения и воспитания детей с ОВЗ в начальной школе. Подготовьте аннотации двух статей и тезисные планы трех статей.

Пример 7. Разработайте конспект урока в дистанционной форме с использованием информационно-коммуникационных технологий, соблюдая санитарно-гигиенические требования к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (класс и предмет на выбор). Для создания конспекта воспользуйтесь сайтом информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/).

Опыт реализации представленных направлений образовательной деятельности будущих учителей начальных классов по подготовке к применению дистанционных образовательных технологий показывает, что бакалавры способны успешно использовать дистанционное обучение для сопровождения учебного процесса в начальной школе в ходе педагогической практики. Работа с онлайн-сервисами и платформами электронного обучения повышает не только уровень информационной компетентности будущих учителей, но их информационную культуру. Важным результатом являются необходимые знания и умения бакалавров в области дистанционного образования для дальнейшей профессиональной деятельности, а также осознание ими того факта, что дистанционные технологии не заменяют очного обучения, а могут успешно дополнять его и использоваться в тех

случаях, когда непосредственное начальное образование в школе невозможно по каким-либо причинам.

Список источников

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 10.09.2022).

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 10.09.2022).

3. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А. Н. Ковшова. М.: Академия, 2008. 331 с.

4. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. М.: Юрайт, 2020. 392 с.

5. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 400 с.

6. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Подготовка будущих педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 2. С. 21-29.

7. Лапёнок М. В. Подготовка педагогов для дистанционного образования // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 191-197.

8. Федосов А. Ю. Подготовка педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности в рамках магистерской программы «Информатизация начального образования» // Герценовские чтения. Начальное образование. 2020. Т. 11, № 2. С. 162-169.

9. Приказ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 10.09.2022).

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрирован в Минюсте России 18.09.2017 № 48226). URL: https://docs.cntd.ru/document/436767209 (дата обращения: 10.07.2022).

11. Методические рекомендации по использованию информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» в общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/05f90dd8bdb927dec610bc68d93fe194 (дата обращения: 10.07.2022).

References

1. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 02.07.2021) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (s izmeneniyami i dopolneniyami, vstupil v silu s 01.09.2021) [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on July 2, 2021) "On Education in the Russian Federation" (as amended and supplemented, effective from September 1, 2021)] (in Russian). URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (accessed 10 September 2022).

2. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 31.05.2021 № 286 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya" (Zaregistrirovan 05.07.2021 № 64100) [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 286 "On Approval of the Federal State Educational Standard for Primary General Education" (Registered on July 5, 2021 No. 64100)] (in Russian). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (accessed 10 September 2022).

3. Ibragimov I. M. Informatsionnyye tekhnologii i sredstva distantsionnogo obucheniya: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov [Information technology and means of distance learning: textbook. allowance for university students]. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 331 p. (in Russian).

4. Pedagogicheskiye tekhnologii distantsionnogo obucheniya: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Pedagogical technologies of distance learning: textbook for universities]. Moscow, Yurayt Publ., 2020. 392 p. (in Russian).

5. Robert I. V. Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (psikhologo-pedagogicheskiy i tekhnologicheskiy aspekty) [Theory and methodology of informatization of education (psychological-pedagogical and technological aspects)]. Moscow, BINOM, Laboratoriya znaniy Publ., 2014. 400 p. (in Russian).

6. Boronenko T. A., Fedotova V. S. Podgotovka budushchikh pedagogov k ispol'zovaniyu distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v professional'noy deyatel'nosti [Preparation of future teachers for the use of distance learning technologies in professional activities]. Innovatsopnnye proyekty i programmy v obrazovanii -Innovative projects and programs in education, 2016, no. 2, pp. 21-29 (in Russian).

7. Lapënok M. V. Podgotovka pedagogov dlya distantsionnogo obrazovaniya [Training of teachers for distance education]. Pedagogical education in Russia, 2011, no. 1, pp. 191-197 (in Russian).

8. Fedosov A. Yu. Podgotovka pedagogov k ispol'zovaniyu distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v professional'noy deyatel'nosti v ramkakh magisterskoy programmy «Informatizatsiya nachal'nogo obrazovaniya» [Preparation of teachers for the use of distance learning technologies in their professional activities within the framework of the master's program "Informatization of primary education"]. Herzen Readings. Elementary education, 2020, vol. 11, no. 2, pp. 162-169 (in Russian).

9. Prikaz ot 22 fevralya 2018 goda № 125 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoye obrazovaniye (s dvumyaprofilyamipodgotovki)» [On approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of study 03.44.05 Pedagogical education (with two training profiles): Order No. 125 dated February 22, 2018] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Bak/440305_B_3_16032018.pdf (accessed 10 September 2022).

10. PrikazMinisterstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 23.08.2017№ 816 «Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizatsiyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy pri realizatsii obrazovatel'nykh program» (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 18.09.2017 N 48226) [On approval of the Procedure for the use by organizations engaged in educational activities, e-learning, distance learning technologies in the implementation of educational programs (registered with the Ministry of Justice of Russia on September 18, 2017 N 48226)] (in Russian). URL: https:// docs.cntd.ru/document/436767209 (accessed 10July 2022).

11. Metodicheskiye rekomendatsii po ispol'zovaniyu informatsionno-obrazovatel'noy sredy «Rossiyskaya elektronnaya shkola» v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Guidelines for the use of the information and educational environment "Russian e-school" in educational institutions in the context of distance learning] (in Russian). URL: https://docs.edugov.ru/document/05f90dd8bdb927dec610bc68d93fe194 (accessed 10 July 2022).

Информация об авторах

Заяц Ю. С., кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: julia_zs@mail.ru

Свиридова Г. Ф., кандидат филологических наук, доцент, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: gfsviridova0404@mail.ru

Information about the authors

Zayats Yu. S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Altai State Pedagogical University (ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Russian Federation, 656031). E-mail: julia_zs@mail.ru

Sviridova G. F., Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Altai State Pedagogical University (ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Russian Federation, 656031). E-mail: gfsviridova0404@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.08.2022; принята к публикации 09.01.2023

The article was submitted 05.08.2022; accepted for publication 09.01.2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.