Научная статья на тему 'Пути формирования культуры педагогической коммуникации'

Пути формирования культуры педагогической коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ / СПРОС / ОБРАЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиров Нурбек Исламович, Раджапова Лола Тулкиновна

В данной статье рассматривается проблема формирования культуры педагогической коммуникативности исходя из потребностей и требований общества, этнопсихологических качеств, способностей преподавательской профессии, способов достижения мастерства, взглядов на высоком духовном уровне, сильных и устойчивых убеждений, формирования чувства патриотизма, самоотверженности к национальной идее и идеологии независимости в образовательном процессе, формирования чувства общечеловеческой активности, социально-политической активности личности, которая в совершенстве отражает чувство общечеловеческой солидарности, а также были обсуждены вопросы межличностного обращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амиров Нурбек Исламович, Раджапова Лола Тулкиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути формирования культуры педагогической коммуникации»

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Амиров Н.И.1, Раджапова Л.Т.2

'Амиров Нурбек Исламович — старший преподаватель;

2Раджапова Лола Тулкиновна — преподаватель, кафедра профессионального образования, инженерно-технический факультет, специализированная образовательная школа-интернат Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования культуры педагогической коммуникативности исходя из потребностей и требований общества, этнопсихологических качеств, способностей преподавательской профессии, способов достижения мастерства, взглядов на высоком духовном уровне, сильных и устойчивых убеждений, формирования чувства патриотизма, самоотверженности к национальной идее и идеологии независимости в образовательном процессе, формирования чувства общечеловеческой активности, социально-политической активности личности, которая в совершенстве отражает чувство общечеловеческой солидарности, а также были обсуждены вопросы межличностного обращения.

Ключевые слова: студент, образование, коммуникативность, ответственность, потребность, спрос, обращение, культура, образование.

УДК:38;038; (078)

Проблема формирования личности учителя решается исходя из потребностей и требований общества любого человека. В обществе, где сегодня стремительно развивается наука, широко внедряются современные информационно коммуникационные средства, ставится задача по быстрому обновлению знаний во всех областях науки, а также быстро и качественно овладению ими обучающимися, овладению регулярными и независимыми знаниями [1, с. 1820]. В республике в разные периоды были проведены несколько научных исследований по различным этнопсихологическим качествам, качествам, способностям преподавательской профессии, способам работы, способам достижения мастерства, межличностному обращению.

Творчество педагога имеет свои возможности, природные и социальные возможности в направлении профессиональной деятельности к качественной, продуктивной организации. Творчество педагогов, работающих в системе высшего образования, помогает им создавать новые идеи, отличные от традиционного подхода к организации образовательного и преподавательского процессов, чтобы избежать недопонимания, самооценки, инициативы и неопределенности [2, с. 177-79]. Основу коммуникативных навыков, присущих педагогу, составляет культура педагогического общения, которая проявляется в процессе его взаимодействия с обучающимися и их группами, родителями, коллегами и руководством [3, с. 28-31]. Следует отметить, что реализация воспитательных возможностей обращения во многом определяется личными качествами учителя. Правильно подобранный, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога метод педагогического обращения поможет решить комплекс задач:

во-первых, педагогическое воздействие остается тем же, что и педагогическая личность, сам процесс обращения с аудиторией упрощается, становится приятным, неразрывным для самого педагога;

во-вторых, процесс налаживания взаимодействия со студентами значительно облегчается;

в-третьих, повышается эффективность всех важнейших функций педагогического оборота, при этом все это происходит на положительной основе эмоционального спокойствия педагога на всех этапах его обращения.

Методика формирования индивидуального стиля обращения у студентов включает следующие этапы:

1. Изучение реальных личностных особенностей индивидуального стиля обращения студентов и их понимание учащимися. Осуществляется на основе самостоятельного анализа учащихся, взаимных всесторонних описаний, наблюдений преподавателей. С этой целью студенты спрашивают: "Как я отношусь к другим людям?". Они пишут эссе на тему, готовят описания друг к другу в подобном содержании и так далее.

2. Работа по выявлению недостатков в личном обращении и их устранению: преодоление застенчивости, застенчивость, негативных состояний в манере обращения.

96

3. Задания по разработке эмоционально благоприятного для педагога метода обращения и сопоставления их с данными самоконтроля.

4. Работа в сфере овладения (на специальных занятиях) педагогическими составляющими на основе собственного индивидуального метода обращения.

5. Работа по изучению целостного явления, состоящего из педагогического обращения в соответствии со своим методом обращения, и уточнение метода обращения (на специальных занятиях).

Реальная педагогическая деятельность заключается в укреплении этого метода обращения со студентами на основе индивидуального метода (в процессе педагогической практики и стажировки).

Учитель, который сейчас начинает работу, должен регулярно работать над формированием индивидуального метода обращения.

Педагог непосредственно из межличностного обращения дает своим воспитанникам как целенаправленную информацию, так и информацию, которая проникает в него в форме обращения к студентам [4, ^ 28-31]. Учебная деятельность связана со знанием и восприятием. Если эти процессы не участвуют, образовательная деятельность не может проявляться [6, с. 21-24]. Важную роль в организации воспитательного процесса играют аспекты педагогического оборота, связанные с непосредственным взаимодействием педагога с учащимися. В этом месте выделяют несколько этапов.

Первый этап - это осознание воспитателем ситуации воспитательного процесса, включающее в себя восстановление в памяти педагога прежних особенностей обращения с группой, фиксацию состояния обращения, быстрое сопоставление его с предыдущим состоянием взаимодействия, с ранее запланированным понятием этого действия, уточнение его метода обращения. Следует иметь в виду, что этот этап проходит очень быстро, и на этом же этапе необходимо произнести необходимое слово, тон, манеру поведения.

Второй этап: недостаточно знать его условия для эффективного процесса педагогического лечения. Начало взаимодействия со студентами связано с решением еще одной важной задачи по обмену мнениями, привлекающей внимание объекта обращения. Что нужно понимать, когда речь идет о привлечении внимания предмета обращения, то есть ученика? Это означает, что будущие взаимодействия, планируемые методы обучения, организационные формы должны основываться на социально-психологической основе, привлекать внимание студентов, которые будут необходимы для проведения урока. Зачастую молодые педагоги считают, что учащиеся всегда должны уделять внимание преподавателю, а не решать эти важные задачи неукоснительно шаг за шагом в обмене мнениями.

Подготовка педагога к стартапу - это своеобразное проявление творческого настроения на этапе его непосредственного включения в деятельность по обмену мнениями с аудиторией [5, ^ 67]. Указанные прямые этапы лечения относительно независимы от педагогического воздействия, периодически повторяются при каждом его проявлении, при организации воспитательного процесса необходимо предусмотреть их.

В связи с значимостью обращения в организации воспитательного воздействия предъявляются особые требования к педагогическому воспитанию, лингвистике воспитателя, проявляются в нем как профессиональные качества. Воспитатель должен уметь обращаться с людьми в процессе совместной, групповой и индивидуальной работы, уметь организовывать ее со студентами с определенной целью и руководить ими. Отдельно можно выделить следующие критерии профессиональной педагогической компетентности, применяемые молодым учителем: наличие устойчивой потребности в постоянном общении со студентами в различных сферах, проявление эмоционального спокойствия на всех этапах обращения, наличие качеств, навыков и умений для обмена мнениями.

Учитель нашей страны должен быть в значительной степени разделен на следующие стороны:

- формирование взглядов на высокий уровень духовности, соответствующих требованиям и потребностям независимой республики, сильных и устойчивых убеждений, идеалов великого государства, преданности национальной идее и идеологии независимости, чувства патриотизма, самоотверженности, явления общественно-политической активности, прекрасно отражающей чувство коллективизма;

- наличие у детей, учащихся, и даже у всех членов нашего общества навыков, умений, навыков и умений понимать мотивы, манеры поведения и их потребности, интересы и даже искреннюю любовь;

- педагогическая наблюдательность за общественными явлениями, обстоятельствами, природой и реальным явлениями, существованием, межличностными, групповыми, межнациональными отношениями, то есть обладание персептической (чувствительной к восприятию) способностью;

- разумное понимание особенностей поведения, отношений людей в тех или иных сферах жизни и деятельности, их склонность к идентификации, рефлексии;

- способность ориентироваться, ставить цели, составлять планы, осуществлять непосредственный контроль, управлять и проявлять себя в чрезвычайных ситуациях, изменяющихся условиях;

- овладение организаторскими и управленческими способностями в педагогической деятельности, в системе общества, в временных групповых отношениях, в массовых движениях;

- широта сферы общего интереса, утонченность познавательных интересов, академическая компетентность, определенный потенциал, уровень мастерства;

- манера обращения, культура речи, логически компактная, сильная по смыслу, внушительная передача мысли, вооруженная чтением воздействия.

По нашему мнению, профессиональная необходимость в том, чтобы современный учитель мог правильно, факторно передавать информацию своему собеседнику и убеждать собеседника.

В качестве выводов и предложений можно сказать:

1. Реализовать профессиональное самосознание (определить в обращении свои качества, положительные и слабые стороны) и на этой основе разработать программу самообразования путем обмена мнениями. В этом месте целесообразно дать оценку своей личности в следующих направлениях, проанализировать опыт, проанализировать опыт чувств, приобретенных в отношениях с людьми, проанализировать текущий уровень предыдущего оборота в общении с людьми, проанализировать свое идеальное представление о том, как вы оцениваете свои возможности в обращении с другими (студентами, учителями).

2. Работа на основе специализированных упражнений по развитию основных особенностей самореализации.

3. Проводить различные общественные работы со студентами и людьми, создавая при этом опыт взаимодействия (лекции, беседы).

4. Создание системы ситуаций, которые формируют опыт преодоления негативных настроений в обращении и развивают волатильность.

Построение работы, опираясь на предложенную систему, ускоряет формирование дилеммы, являющейся личностным достоинством педагога в профессии.

Список литературы

1. Амиров Н.И., Рузибоев У.Х Необходимые требования к современным электронным образовательным ресурсам Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 18-20.

2. Амиров Н.И., Бахридинова Д.М., Келдиёрова М.Г. Необходимость развития креативно-творческих способностей у педагогов. Advanced science: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 177-179.

3. Амиров Н.И., Раджабова М.З. Коммуникативная культура преподавателя и студентов в учебном процессе. Журнал «Вестник науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2020. № 5 (83). Часть 2. С. 28-31.

4. Амиров Н.И., Раджабова М.З. Коммуникативная культура преподавателя и студентов в учебном процессе. Журнал «Вестник науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2020. № 5 (83). Часть 2. С. 28-31.

5. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 67.

6. Турдиев Ш.Р., Келдиерова М.Г. Организация в процессе обучения учебно-исследовательской работы студентов. Журнал «Вестник науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2020. № 5 (83). Часть 2. С. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.