H.B. СЛЮСАРЕНКО, И.Г. МАТРОСОВА
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье анализируются современные трактовки информационной культуры, рассматривается процесс формирования информационной культуры у студентов гуманитарных специальностей. Предлагается авторская рабочая интерпретация понятия «информационная культура». Намечены пути формирования информационной
культуры у студентов-гуманитариев, такие как создание ресурсной базы научных исследований и учебной деятельности в режиме онлайн, изучение в рамках гуманитарных дисциплин методов междисциплинарного синтеза, освоение средств проектирования педагогического дизайна.
Информационная культура, информационная среда, методы междисциплинарного синтеза, педагогический дизайн.
Процесс формирования информационной культуры у студентов гуманитарных специальностей довольно сложный и противоречивый. Это обусловлено, во-первых, трансформацией социально-культурного контекста в современных условиях глобальной информатизации, теми изменениями в гуманитарной сфере, которые требуют широкого использования информационных ресурсов, а во-вторых, неоднозначностью определения сущности самого понятия «информационная культура».
Информационную культуру Н.Б. Зиновьева определяет как «гармонизацию внутреннего мира личности в ходе освоения всего объёма социально значимой информации» [1, с. 141], A.A. Гречихин - как информационную деятельность аксиологического характера [2, с. 15]. Иногда информационную культуру связывают с определённым уровнем знаний, «позволяющих человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» (Е.А. Медведева) [3, с. 59], с новым типом общения (В.Н. Михайловский) [4, с. 54]. Встречается понимание информационной культуры как характеристики уровня развития общества (Т.Н. Соснина) [5, с. 48]. Такое разнообразие в трактовке информационной культуры позволяет констатировать сложность и многоаспектность этого феномена.
В педагогике используется также понятие «информационная культура личности», которое является одним из важнейших индикаторов качества образования и во многом определяется уровнем овладения компьютерной грамотностью, сформированными навыками использования информационных и компьютерных технологий для решения практических задач.
Формирование информационной культуры у студентов-гуманитариев связывают, прежде всего, с теми знаниями, умениями и навыками, которые они приобретают, осваивая дисциплины информационно-коммуникационного цикла. Однако это очень ограниченное представление, которое имеет далеко идущие последствия негативного характера.
Современный процесс гуманизации технического образования происходит одновременно с технологи-зацией гуманитарного. Но если в первом случае учитывается человеческий фактор при разработке
технических устройств и технологий и в целом характеризуется позитивными тенденциями, то во втором исключение иррациональной, эмоциональной составляющей, характерной для любого творческого процесса, может привести к дегуманизации труда и потребительскому отношению к духовным ценностям. Проблема формирования информационной культуры у студентов гуманитарного профиля заслуживает особого внимания ввиду их особой профессиональной ответственности, обусловленной непосредственным участием в процессе творческого созидания культурных ценностей на фоне хаотичного формирования информационной среды, «приватизирующей» функции образовательной среды - стимулирующую, развивающую, эстетическую, учебную, развлекательную и воспитательную. Следует отметить, что само понятие «информационная среда» является предметом дискуссии научной общественности и на сегодняшний день не имеет однозначного определения в связи с её вариативной проекцией на различные предметные области.
Джон П. Барлоу акцентирует внимание на таком атрибутивном свойстве информации, как ценность, которая, по его мнению, зависит «от отношения между отправителем и получателем и от глубины их взаимодействия» [6]. Он утверждает, что «получение информации зачастую является столь же творческим актом, каки её порождение» [6].
Таким образом, принимая во внимание прежде всего движение информации в информационной среде, которое предполагает наличие того, кто «посылает» сообщение, и того, кто его принимает, можно ограничить рассмотрение информационной среды взаимодействующими социальными субъектами, способными к созданию, распространению, получению и пониманию информации.
Рассматривая с этой точки зрения информационную среду, в ней можно выделить два аспекта: первый - материальный, обеспечивающий сбор, обработку, передачу и хранение информации, а второй -идеальный, предполагающий обмен смыслами, чувствами, идеями, знаками и т.д. Первый аспект информационной среды активно исследуется методами естественно-научных дисциплин, а второй -соответственно, гуманитарных. Поскольку эти два аспекта касаются в той или иной степени одного
объекта исследований - человека как создателя искусственной информационной среды, так и его активного участника, возникает необходимость в привлечении интегративных знаний из области гуманитарных и естественно-научных дисциплин на основе методологии междисциплинарного синтеза.
В последние годы такие тенденции наметились и получили название «цифровой поворот» в гуманитарных исследованиях, о котором упоминает Г.В. Мо-жаева, указывая на то, что «одними из наиболее быстро и динамично развивающихся междисциплинарных направлений становятся цифровые гуманитарные науки (цифровая гуманитаристика, Digital Humanities - далее DH), объединяющие методики и практики гуманитарных, социальных и вычислительных наук с целью изучения возможностей применения и интерпретации новых цифровых и информационно -коммуникационных технологий в гуманитарных науках и образовании» [7, с.10].
Освоение методологии междисциплинарного синтеза, использование методов гуманитарных исследо -ваний при изучении информационных технологий и ресурсов, освоение новых форм коммуникации в информационной среде, а также средств проектирования информационных продуктов, способных оказывать влияние на социокультурную ситуацию, будет способствовать, по нашему мнению, формированию информационной культуры студентов гуманитарного профиля.
Информационная культура, по сути, является системным целостным образованием общей культуры, которую можно рассматривать по отношению к информационной культуре как метасистему.
Е.В. Грунт обращает внимание на то, что проблема информационной культуры возникает в контексте отношения человека к информации, её оценки, отбора для практического использования, организации совместной информационной деятельности. Автор утверждает, что «стержнем, объединяющим общую и информационную культуру, являются общечеловеческие нормы и ценности ... реальным же носителем норм и ценностей информационной культуры является личность» [8, с. 119-121].
Е.В. Олешко понимает информационную культуру как актуализированное социальной практикой «пространство», включающее различные значения, культурные коды, способы и новейшие технологии их производства и воспроизводства, передачи и хранения, а также тексты и иные формы материализации информации, как правило, непосредственно связанные с массмедиа [9, с. 15]. Онотмечает, что усвоение современной информационной культуры предполагает овладение аудиторией новыми технологиями получения и видоизменения в собственных интересах различного рода информационных продуктов, сложную знаковую систему, функционирующую в информационном пространстве и включающую в себя элементы общей культуры: как общепринятые -артефакты, исторические традиции, эстетические ценности, художественные нормы и правила, текстовую выразительность и др., так и присущие только ей - профессионализм субъектов творческой деятельности, выражающийся в их мировоззрении и реализо-
ванных на практике в инструментальных компонентах, а также в установках прагматической направленности, художественном вкусе, соответствующих ресурсах общефилологического и психофизического характера ит. п. [9, с. 9].
Ценными для нашего исследования являются положения М.С. Кагана о пяти основных видах деятельности: познавательной, ценностно-ориентацион-ной, преобразовательной, коммуникативной и эстетической. Познавательную деятельность он интерпретирует как получение субъектом информации об объекте; ценностно-ориентационную - как осознание субъектом значения для него объекта; преобразовательную - как изменение субъектом объекта. Рассматривая коммуникативную деятельность, М. С. Каган делает акцент на межсубъектном взаимодействии - общении как достижении единства действующих лиц при сохранении субъектной уникальности каждого. По мнению учёного, все четыре предыдущих вида слиты воедино в эстетической деятельности, выраженной в художественном освоении мира [10, с. 77]. Все эти виды деятельности в информационной среде и её результаты, представляющие собой информационные продукты, являются составляющими информационной культуры.
Нами информационная культура понимается как подсистема метакультуры, характеризующаяся со во -купностью принципов, норм, символов, стилей поведения, принятых человеком и обществом по отношению к основным видам деятельности, таким как познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, коммуникативная и эстетическая в информационной среде, а также к результатам этих видов деятельности (информационным продуктам).
Синтетический характер современной информационной культуры порождает новые виды коммуникаций. Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах вызывает крупномасштабные изменения во всех сферах деятельности человека.
Герберт Маршал Маклюэн, автор коммуникационной теории культуры, создатель трехступенчатой модели всемирной истории, полагал, что все фундаментальные культурные сдвиги обусловлены, прежде всего, сменой господствующих видов коммуникаций. Согласно его теории, первая ступень развития общества, эпоха племенного индивида - так называемого «человека слушающего», характеризуется преобладанием устной речи в качестве средства коммуникации и выражается в мифологических стереотипах сознания. Отправной точкой следующей эпохи является изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Это эпоха типографского или индустриального индивида - «человека смотрящего», отличающегося визуальным мировосприятием. Характерным для второй ступени является утверждение рационалистического, опосредованного видения мира, интенсивное развитие промышленности, конфронтация с окружающей средой. Именно третья ступень, благодаря средствам электронной коммуни-
кации, по мнению учёного, должна стать эпохой синтеза «человека слушающего» и «человека смотрящего», которая приведёт к слиянию мифологического и рационалистического способов видения мира, к соединению специального и природного начал в культуре, городского и крестьянского образа жизни в рамках всемирной цивилизации «глобальной деревни» [11].
Роберт А. Теобальд в своей книге «За гранью отчаяния...» предупреждает, что проблема выживания мира в современных условиях зависит от человеческой способности слушать друг друга и учиться на опыте других. Автор утверждает, что непонимание специфики стремительно наступающего будущего, попытки сохранить в неизменности эталоны действия и формы организации, которые способствовали успеху ещё в недалёком прошлом, сегодня могут привести человечество к краху. Высокая технология требует, соответственно, высокой подготовленности индивида, высокой ответственности. Опережающее развитие технологии по отношению к нравственно -идеологическим ресурсам общества, как свидетельствует негативный опыт индустриальной цивилизации, является одной из важных причин таких явлений, как дегуманизация различных аспектов жизни, угроза термоядерного или экологического кризиса [12].
Все вышеперечисленные факторы обусловливают необходимость не просто повышения уровня образования, но формирования иного типа интеллекта, мышления, отношения к быстроменяющимся производственно-техническим, социокультурным, информационным реалиям. Особое значение в современных условиях приобретает проблема развития эмоционального интеллекта. По утверждению Джона Майера и Петера Саловея, эмоциональный интеллект - это такой тип социального интеллекта, который использует способность мониторинга своих собственных эмоций и эмоций других людей, позволяет различать их и использовать информацию для управления собственным мышлением и действиями [13].
Рассматривая проблему формирования информационной культуры у студентов гуманитарного профиля, можно выделить три основных направления. Первое направление - это создание ресурсной базы научных исследований и учебной деятельности в режиме онлайн с участием самих студентов (электронные базы, электронные издания, оцифровка документов, конвертация форматов документов для их дальнейшего использования в электронных базах данных и т.д.).
Другое направление - изучение в рамках гуманитарных дисциплин методов междисциплинарного синтеза, к которым относятся семиотический анализ, дискурсивный анализ, герменевтический анализ, контент-анализ с одновременным освоением систем информационной и компьютерной поддержки проведения всех названных видов анализа.
По нашему мнению, ещё одним средством формирования информационной культуры у студентов гуманитарного профиля является изучение методов педагогического дизайна как средств педагогической коммуникации в инновационной информационной среде. Для нашего исследования интерес представляет работа И. Е. Никитиной, которая, рассматривая дизайн как вид социокультурной деятельности,
особое внимание обращает на его коммуникативную функцию - способ связи и коммуникативного взаимодействия, в которое «потребители» дизайна включены не пассивно, а являются активными участниками социально-художественного конструирования собственного жизненного мира. И далее исследователь отмечает, что «проектирование становится организацией специфического субъективного контекста, определяемого особенностями знакообмена и дискурсивными практиками» [14, с. 19]. Другой теоретик дизайна В.Ф. Сидоренко наиболее широко трактует дизайн-образование как глобальную со -циально-культурную и опережающую педагогическую систему, охватывающую все уровни и формы воспитания с целью формирования проектно мыслящей личности XXI века.
Как способ деятельности, педагогический дизайн использует методы моделирования информационной среды, свойственные дизайн-проектированию. Технология дизайна рождается посредством синтеза художественного и технического проектирования, соединения различных элементов социального, культурного и педагогического проектирования. С другой стороны, педагогический дизайн позволяет освоить полилог «как способ смыслообразующего взаимодействия, который развивается с непредсказуемым ито -гом и выражает особую логику интерсубъективного события, связанного с различными видами профессиональной деятельности будущего специалиста гуманитарного профиля» в процессе освоения культуры [15, с. 119].
Освоение навыков проектирования педагогического дизайна, участие в создании ресурсной базы научных исследований и учебной деятельности в режиме онлайн, а также овладение методами междисциплинарного синтеза будущими специалистами гуманитарного профиля позволит им овладеть новыми культурными практиками, соответствующими современному уровню развития информационного общества, способствовать формированию информационной культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зиновьев Н.Б. Информационная культура личности: введение в курс. Краснодар, 1996.
2. Гречихин А.А. Информационная культура: опыт типологического определения // Проблемы информационнойкультуры. М., 1994. С. 15.
3. Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. №11.
4. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. СПб., 1994.
5. Соснина Т.Н., Гончуков П.Н. Словарь трактовки понятия «Информация». М., 1997.
6. Джон П. Барлоу Продажа вина без бутылок: экономика сознания в глобальной сети [Электронный ресурс]. URL: http://old.russ.ru/netcult/99-03-26/barlow.htm.
7. Можаева Г.В. Digital Humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках // Гуманитарная информатика. 2015. Вып. 9.
8. Грунт Е.В. Социологический анализ информационной культуры личности в современных условиях // Известия Уральского федерального
университета. Серия 3: Общественные науки. 2010. № 1(73). С. 117-125.
9. Олешко Е.В. Газетно-журнальный шрифт как компонент информационной культуры современного общества: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2010.
10.Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории. СПб., 2003. С. 77 - 89.
11. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2005.
12. Theobald R.A. Beyond Despair. Washington: New Republic Book Co., 1976.
13.Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Cherkasskiy L. Emotional Intelligence. In R.J. Sternberg & S.B. Kaufman, The Cambridge Handbook of Intelligence. P. 528-549. New York, NY US: Cambridge University Press.
14.Никитина И.Е. Специфика дизайна как современного средства проектирования социокультурного пространства: дис. канд. ... филос. наук. Ростов н/Д, 2007.
15.Борковская С.П. Аспекты полилога и полилогичности в освоении русской духовно-музыкальной культуры будущими педагогами-музыкантами // Социосфера. 2011. Вып. №16.