Научная статья на тему 'Воспитание информационной культуры личности в системе непрерывного образования с использованием ситуационного принципа'

Воспитание информационной культуры личности в системе непрерывного образования с использованием ситуационного принципа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1963
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / СИТУАЦИОННЫЙ ПРИНЦИП / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова Галина Алексеевна

Статья посвящена проблеме воспитания информационной культуры личности. Рассматривается круг вопросов, связанных с воспитанием информационной культуры личности в системе непрерывного образования. Воспитание информационной культуры рассматривается как специфический вид воспитания, направленный на подготовку информационно-технологической деятельности и управление развитием личностных и профессиональных качеств человека. Описывается опыт выделения латентных факторов, имеющих отношение к информационной культуре, в учебном процессе студентов специальности «Компьютерная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание информационной культуры личности в системе непрерывного образования с использованием ситуационного принципа»

УДК 002.001:008:37.03

Жаркова Галина Алексеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий, Улья -новски государственный университет, zharkovaga@inbox.ru, Ульяновск

ВОСПИТАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИТУАЦИОННОГО ПРИНЦИПА

Zharkova Galina Alekseevna

Chair of Information Technologies, Ulyanovsk State University, zharkovaga@inbox.ru, Ulyanovsk

INFORMATIONAL CULTURAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONTINUING EDUCATION SYSTEM WITH APPLYING SITUATIONAL PRINCIPLE

Информационная революция и происходящие в мире процессы глобализации усиливают динамичность мира, оказывают огромное влияние на различные стороны человеческой жизни. Многие социальные структуры, которые определяли поведенческие ориентиры для человека, утратили свое влияние, подверглись изменениям устойчивые ранее типы отношений между родителями и детьми, семьей и обществом, учителем и учеником.

Большая часть человеческой активности переместилась в новые общности людей, такие как социальные сети.

Кроме того, расширилась информационная деятельность людей во всех сферах практической деятельности. Все это способствует свободному доступу к информации, повышению образовательного уровня молодежи, формированию профессионального самоопределения, но требует информационной и правовой культуры, гражданской активности, навыков здорового образа жизни, высоких ценностных ориентиров у молодого поколения. Отсюда возникает проблема воспитания информационной культуры личности, культуры информационного взаимодействия, что является в настоящее время частью социальной политики государства.

Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х годах XX века. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были работы К. М. Войханской, Б. А. Смирновой и Э. Л. Шапиро. Внимание к информационной культуре привлекло множество различных сфер деятельности так или иначе связанных с данным явлением: информационная, образовательная, социально-культурная, библиотечная, библиографическая и др.

Информационная культура определятся различными авторами по-разному.

Информационную культуру можно рассматривать как один из аспектов культуры вообще. По определению одного из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э. П. Семенюка, информационная культура - это информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений [2], то есть понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей.

Многие авторы (В. А. Каймин, С. А. Бешенков, В. Ю. Лыскова и другие) под информационной культурой понимают сформированные навыки получения знания с использованием компьютера, что является более узким пониманием информационной культуры. Другие авторы ставят вопрос о том, как соотносятся понятия «профессиональная культура будущего специалиста» и «компьютерная культура».

Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями - «информация» и «культура», поэтому различные исследователи определяют информационную культуру, исходя из одного или другого понятия.

Н. И. Гендина выделяет «информатический» и «культурологический» подходы к трактовке этого понятия. В рамках первого большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, анализа информации, т. е. того, что включается в информационную деятельность.

К этому подходу можно отнести определение М. Г. Вохрышевой: «Информационная культура - область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» [2].

И. Г. Хангельдиева использует этот же подход и дает определение, говоря, что «информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности» [13].

Б. А. Семеновкер, также используя «информатический» подход, говорит, что «информационная культура - совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации» [11].

Э. П. Семенюк определяет информационную культуру как «степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании» [12].

Е. А. Медведева в рамках этого же подхода определяет информационную культуру как «уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» [10].

При использовании второго, «культурологического», подхода к трактовке понятия информационная культура его содержание расширяется, поскольку вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В этом плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе.

Ко второму подходу можно отнести определение Н. Б. Зиновьевой: «Информационная культура личности - гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации», хотя об этом определении можно сказать, что человеку практически невозможно усвоить весь объем информации, возможно освоение только личностно-значимой информации [8].

А. А. Гречихин с точки зрения этого же подхода определяет информационную культуру как «информационную деятельность аксиологического характера, т. е. обусловленную ценностями культуры». Здесь речь идет о деятельности, обусловленной ценностями культуры, но для освоения огромного множества ценностей уйдет столь же огромное количество времени [3].

Т. Н. Соснина, П. Н. Гончуков отмечают, что информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека. Она является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей. В последнем подходе -констатация факта, что существует такая культура, которая характеризует общество на данной ступени развития, другая сторона связывается с самим человеком, его сущностью. Подчеркивается также, что информация зафиксирована с помощью материальных носителей с целью передачи ее следующему поколению.

Будучи базовым социально-воспитательным институтом семья формирует духовный мир растущего человека, его трудолюбие, любовь к большой и малой родине. Крепкая семья - основа благополучного государства, его настоящее и будущее. Воспитание в семье является важнейшей формой социализации личности. Вопросами семейного воспитания занимались виднейшие отечественные и зарубежные мыслители, педагоги: Я. А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Д. Локк, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинский и многие др. [1].

В данном контексте нами информационная культура будет пониматься как органичная часть культуры мирового сообщества, коллектива, семьи, личности; основу ее специфики содержания составляет рациональное использование человеком информационной деятельности в качестве фактора информационной подготовки к жизненной практике. Важным является не

только наличие знаний, умений и навыков эффективного поиска и интерпретации информации, но и соблюдение морально-этических и правовых норм и правил использования полученной информации. Воспитание информационной культуры - это специфический вид воспитания, направленный на подготовку информационно-технологической деятельности и воспитательным управлением развития личностных и профессиональных качеств человека [15].

Воспитанием информационной культуры, как и ее формированием, необходимо заниматься системно с раннего возраста и на протяжении всей жизни. Особую роль в этом процессе играет образование. В процессе обучения в школе должны формироваться не только навыки работы с компьютером, информацией, но понимание важности такой деятельности для самого человека, получения им личностно-значимой информации [9]. При этом не следует забывать о воспитательном аспекте, соблюдении правил и этических норм при получении и создании информации [13]. Это имеет особое значение при использовании Интернет, нахождении в социальных сетях. В них имеются специфические ресурсы и формы социальных взаимодействий, что не должно исключать свойств общего социального пространства, а значит, и общепринятых норм и правил поведения.

Информационная культура есть сложный многоуровневый продукт взаимоотношений общества, науки, техники и человека.

В основу концепции информационной культуры мы положим ситуационный подход: возможность человека адекватно реагировать на события, происходящие вокруг него в информационном пространстве. Под реагированием мы понимаем степень вовлеченности индивида в информационные процессы, его желание и возможность получать информацию о них, обрабатывать эту информацию, то есть сравнивать, сопоставлять, выявлять движущие силы, находить прецеденты и многое другое. К этому следует добавить реальную оценку возможности обладать дивергентной способностью (стать центром и источником информационных процессов), оценку умения превращать информационные процессы в процессы других сил и потоков, также окружающих человека.

По-существу, производя подобные оценки, мы оцениваем уровень информационной культуры индивидуума в единстве с состоянием окружающего его информационного пространства. Зададимся вопросом: является ли этот процесс воспитательным с точки зрения повышения информационной культуры, или человек в этом случае выступает как некий элемент большого механизма (по типу шестеренки, электродвигателя или лампового усилителя)?

Рассмотрим такой общеизвестный воспитательный процесс, как учебный процесс в высшем учебном заведении, связанный со специальностями по информационным и компьютерным технологиям.

Очевидно, что учебный план обучения представляет собой последовательность специально сконструированных информационных ситуаций, на которые студент должен адекватно реагировать. Можно разбить эти ситуа-

ции на два различных типа. К первому следует отнести большинство кон -трольных и лабораторных работ для студентов младших курсов. При проектировании этих заданий преподаватель сознательно очищает задание от малейшего намека на реальность, то есть задания становятся рафинированными, отвечающими одной цели: адекватно отразить уровень знаний студента по соответствующей дисциплине.

Оценивая достаточно длинную цепочку выполненных работ, преподаватель принимает решение о наличии (или отсутствии) роста информационной культуры у данного студента с соответствующими выводами на экзамене.

Используя различные методы обработки учебных измерений [4] удается выявить и некоторые другие латентные факторы (кроме уровня знаний), например, способности к логическому или творческому мышлению. Однако эти факторы описывают психологические особенности человека в процессе решения задания, то есть оценивается их отражение в решении данной задачи.

Ко второму типу искусственных информационных ситуаций мы отнесем учебные задания, в которых студент должен отразить большее количество латентных факторов, имеющих отношение к информационной культуре. Мы применяем такие задания на старших курсах специальности «Компьютерная безопасность» (и родственных) при прохождении различных дисциплин, связанных с криптографическими методами защиты информации.

Их отличительные особенности: студент ставится с ситуацию, в основном подобной реальной, ему необходимо реализовать и выполнить некоторый протокол (как правило, сразу за несколько сторон), в ходе которого он должен предусмотреть и возможные атаки, и реализовать средства их отражения, попутно исследовав криптостойкость использованных алгоритмов. Приведем названия некоторых работ: «Электронное голосование», «Документооборот с цифровой подписью», «Цифровая наличность». За выполнение работы студент получает три оценки: за реализацию криптографических алгоритмов, за использование сетевых возможностей, за исследование криптостойкости и отражение возможных атак. Эти оценки выставляются по 10-тибальной шкале и в комплексе представляют собой достаточно богатый информационный набор данных для проведения углубленного факторного и кластерного анализа достижений студентов.

В результате нестатистического факторного анализа [5] выявляются следующие латентные факторы, составляющие понятие информационной культуры человека:

- уровень знаний, в том числе уровень коммуникативных компетенций, то есть знаний информационных потоков в информационном пространстве, в которое погружено учебное задание;

- уровень рефлексии, то есть способность логически анализировать свои действия и действия других участников протокола;

- прогностический уровень, то есть способность предвидеть действия других участников.

Логические ^^^ способности

Рисунок 1 — Кластеризация студентов по трем латентным факторам — составляющим информационной культуры

Рассматривая результаты студентов одновременно по двум или трем латентным переменным, можно отметить наличие кластеров, состоящих из участников, близких друг другу по некоторым наборам переменных. На рис. 1 в качестве примера приведено расположение студентов 4-го курса в пространстве трех важнейших факторов - составляющих понятие информационной культуры. Первый фактор (уровень знаний и компетенций) - основной, его значения всегда неотрицательны. Остальные факторы в ходе вычислений могут оказаться и отрицательными, так как некоторые задания не требуют, скажем, прогностических способностей.

Эти кластеры устойчивы в течение длительного времени, хотя каждый из участников следует по своей индивидуальной учебной траектории. Наблюдение преподавателя за поведением этой траектории предоставляет гораздо более подробный материал как для оценки достижений студента, так для формирования импульсов учебного воздействия.

Информационная культура (как и любой другой тип культуры) оказывается не врожденным свойством человека, а является порождением социально-гуманитарной среды развития общества. Следовательно, необходимым инструментом достижения нового уровня информационной культуры является образование. Образование, пронизывающее всю человеческую жизнь, предоставляет ему и широкий спектр информационных технологий, и возможности современной информационной техники, но, что гораздо

важнее, приводит к единству все разнообразие воспитательно-культурных воздействий на человека.

Ситуационный подход к изучению воспитания информационной культуры позволяет объяснить успешность многолетнего опыта работы систем непрерывного образования, сложившихся вокруг многих университетов Российской Федерации, в частности, Ульяновского государственного университета.

Непрерывное образование рассматривается как междисциплинарное понятие, выражающее идею поступательного развития образовательных потребностей личности. Для достижения непрерывности образования необходимо развитие взаимодействия различных звеньев системы образования. Возможны три модели интеграции и взаимодействия учебных заведений и других структур, которые могут быть реализованы или как три независимых линии, или во взаимном проникновении.

Во-первых, создание университетских округов, университетских комплексов с развитой структурой, в которой органически объединены подразделения, реализующие образовательные программы разных уровней (лицеи, колледжи, институты, учреждения дополнительного образования), как это сделано, например, в Ульяновском государственном университете.

Во-вторых, непрерывность образования связана с методами и средствами обучения на разных уровнях. Этот аспект недостаточно проработан теоретически. Перенос методов и форм из одних образовательных структур в другие должен согласовываться с возрастными особенностями, возможностями обучающихся, задачами данного этапа обучения, особенностями образовательного учреждения.

Например, профильные физико-математические классы лицея физики, математики, информатики при Ульяновском государственном университете - одна из ступеней непрерывного образования школа - вуз, в этих классах практикуется использование вузовских форм учебной работы. Это, в первую очередь, лекционные и семинарские занятия, система зачетов. Такой перенос форм работы высоко эффективен и имеет своей целью подготовить учащегося к учебе в вузе.

На протяжении нескольких лет на базе физико-математических классов функционирует научное общество учащихся, созданное с целью выявления, развития и воспитания будущей интеллектуальной элиты региона и страны. Наряду с основными традиционными формами организации работы научного общества учащихся в профильных физико-математических классах применяются и дополнительные, нетрадиционные формы организации работы научного общества учащихся.

К таким формам можно отнести: летнюю двухнедельную практику учащихся профильных физико-математических классов на кафедрах и в компьютерных классах УлГУ; апробацию новых программ; организацию выставок научно-технического творчества учащихся и участие в них; участие школьников в конкурсах научных работ разного уровня; совместную с преподавателями публикацию результатов исследований; проведение учащи-

мися творческих уроков; творческое домашнее задание; работу клуба «сумасшедших» идей и интересных встреч.

Для формирования информационной культуры у учащихся профильных классов используются методы обучения, развивающие интеллект, отвечающие требованиям личностно-ориентированного обучения, адаптивности: достижение наибольшего результата при наименьших затратах. Применительно к профильным физико-математическим классам это означает получение высокого уровня образования при снижении перегрузок учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель.

В-третьих, в настоящее время происходит продвижение в практическую сферу идеи «образование через всю жизнь», которое касается образования взрослых. Непрерывное образование человека осуществляется как результат его активности в различных сферах: сфере образования, внеобразова-тельных системах и в сфере самообразования. Создание специальных образовательных программ в рамках этих сфер способно обеспечить управление развитием мышления и деятельности.

Таким образом, изучение феномена информационной культуры не исчерпывается «информатическим» и культурологическим подходами. Особенно в вопросах воспитания информационной культуры мы предлагаем рассматривать ситуационный подход: возможность человека адекватно реагировать на события, происходящие вокруг него в информационном пространстве. Показано, что существующая система образования явно или неявно активно использует этот подход в учебном процессе при формировании высокого уровня информационной культуры у специалистов соответствующего профиля. Более того, этот подход к оценке достижений учащихся позволяет выделять латентные факторы - составляющие информационной культуры, обоснованно проводить кластеризацию студентов по уровням успешности обучения. Отмечается, что наиболее успешно этот подход можно осуществить в непрерывной системе образования.

Библиографический список

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. [Текст] / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. - 603 с.

2. Вохрышева, М. Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалистов [Текст] / М. Г. Вохрышева // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. - М., 1994. - С. 114-123.

3. Гречихин, А. А. Информационная культура: (Опыт определения и типологического моделирования) [Текст] / А. А. Гречихин // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. - М., 1994. - С. 12-38.

4. Жарков, А. В. Нестатистический факторный анализ в задаче оценивания успешности в обучении [Текст] / А. В. Жарков // Обозрение прикладной и промышленной математики. - 2007. - Т. 14. Вып. 1. - С. 110-111.

5. Жаркова, Г. А. Метрическая модель информационной культуры учащихся [Текст] / Г. А. Жаркова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. -С.84-93.

6. Жаркова, Г. А. Модели прогноза успешности обучения в педагогике [Текст] / Г. А. Жаркова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 2. - С. 71-79.

7. Жаркова, Г. А. Опыт применения нестатистического факторного анализа а педагогических исследованиях информационной культуры [Текст] / Г. А. Жаркова // Вестник Екатерининского института. - 2010. - № 4 [12]. - С. 14-19.

8. Зиновьева, Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс [Текст]: Уч. пособ. для вузов культуры и искусства / Н. Б. Зиновьева; Под ред. И.И.Горловой. - Краснодар, 1996. - 135 с.

9. Цветанова-Чурикова, Л. З. Информационные технологии как важный ресурс интеграции дисциплин начальной школы в общую образовательную систему [Текст] / Л. З. Цветанова-Чурикова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. -С.124-131.

10. Медведева, Е. А. Основы информационной культуры [Текст] / Е. А. Медведева // Социс. - 1994. - № 11. - С. 59-65.

11. Семеновкер, Б. А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков [Текст] / Б. А. Семеновкер // Библиография. - 1994. - № 1. -С.10-14.

12. Семенюк, Э. П. Информационная культура общества и прогресс информатики [Текст] / Э. П. Семенюк // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - 1994. - № 1. - С. 2-7.

13. Хангельдиева, И. Г. О понятии информационная [Текст] / И. Г. Хангель-диева // Информационная культура личности: прошлое, настоящее и будущее: Тез. докл. Междунар. науч. конф. - Краснодар, 1996. - С. 7-8.

14. Щелкунов, М. Д. Образование в XXI веке: перед лицом новых вызовов [Текст] / М. Д. Щелкунов, Е. М. Николаева. Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - 156 с.

15. Адольф, В. А. Воспитание информационной культуры учащихся в контексте профессиональной ориентации [Текст] / В. А. Адольф, И. А. Ковалевич // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 8. - С. 73-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.