Научная статья на тему 'Формирование профессиональной культуры будущего специалиста-дизайнера'

Формирование профессиональной культуры будущего специалиста-дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асессоров А. И.

Рассмотрен переход к новой образовательной концепции, доминирующим фактором которой выступает культура, воспитание «человека культуры», определены ориентиры высшего образования. Изменение стиля профессионального мышления, наличия вариантов личностно-ориентированного подхода, внедрение проектных технологий, гуманитаризация содержания образования и другие процессы определяют ведущие идеи и тенденции развития современного высшего профессионального образования. Его целью становится не узкопрофильная подготовка, а общекультурное, социально и личностно значимое непрерывное развитие творческого потенциала личности, формирование профессиональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing as a means of professional culture development of future specialists-designers

The author considers shifting to a new educational concept the dominating factor of which is the culture, education of "the cultural person". This factor provides guidelines for higher education. The change of professional thinking patterns, implementation of some aspects of the personality-focused approach, introduction of design technologies, humanitarization of the teaching contents other processes determine guiding principles and development trends of modern higher professional education. Its goal is shifted from limited-purpose training to general cultural, socially and personally important continuous development of creative potential of the personality and its professional culture development.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной культуры будущего специалиста-дизайнера»

способов решения этой задачи. В зависимости от состава исходных данных и условий наблюдения расчет габаритов изображения может быть выполнен по различным методикам с разной степенью точности — от ориентировочного расчета до получения однозначных и надежных результатов. Правильный выбор габаритов изображения позволяет подобрать оптимальный вариант используемой в учебном помещении проекционной аппаратуры.

Список литературы

1. Кулагин, С.В. Проектирование фото- и киноприборов / С.В. Кулагин. — М.: Машиностроение, 1976. — 304 с.

2. Аудио & видео № 2, 2004. Проекционные экраны.

3. http://www.grifon.ru/publications/424.html. Как выбрать проекционный экран.

4. http://www.projecta.ru. Петрик А. Руководство по выбору экранов.

5. http://www.divi.ru. Как выбрать экран для проектора.

6. http://www.intermedia.ru/faq.asp. Выбираем экран.

7. http://www.rentonline.ru. Экран — важный элемент проведения успешной презентации.

8. http://www.screenmedia.ru. Проекционные экраны и аксессуары.

9. http://www.smistar.nnov.ru. Как выбрать экран?

10. http://www.textelecom.ru. Что необходимо знать при выборе экрана для проектора?

11. Зудин, В.Л. Оснащение учебных помещений информационными и вспомогательными техническими средствами / В.Л. Зудин. — Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т. 1990. — 232 с.

12. СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения».

13. Техника систем индикации / Пер. с англ. М.: Мир, 1970. — 520 с.

14. Долин, П.А. Справочник по технике безопасности / П.А. Долин. — М.: Энергоиздат, 1982. — 800 с.

15. Хацевич, Т.Н. Медицинские оптические приборы: Физиологическая оптика: учебное пособие. Ч. 1 / Т.Н. Хацевич. — Новосибирск: СГГА. — 1998. — 98 с.

16. $1егео&\Мео, Август 2004. В ожидании цифрового кино.

17. http://audiogamma.ru. Типы экранов для видеопроекторов.

18. http://www.tricon.nnov.ru. Как выбрать мультимедийный проектор.

19. http://www.4house.ru. Как выбрать проекционный экран для получения качественного изображения с проектора?

20. http://www.bmk.spb.ru. Выбор экрана.

21. http://www.hifi.news.ru. Газимагомедов А. Размер экрана для домашнего кинотеатра.

УДК 378

А.И. Асессоров, аспирант

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ДИЗАЙНЕРА

В педагогике высшей школы значительный вклад в разработку культурологических основ содержания и технологий обучения в вузе внесли А.А. Вербицкий, Ю.М. Громыко, И.Ф. Исаев, Н.Б. Крылова,

B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.

Принципиально новым явлением сегодня становится профессиональная культура дизайнера как личности, формирующей среду обитания Человека. Исследования, осуществляемые в области архитектуры, дизайна (Г.Н. Веслополова, Г.Н. Сини-цина), показали, что основой в формировании профессиональной компетентности, профессиональной культуры дизайнера, как и архитектора, выступает проектная деятельность, поскольку содержанием его труда является создание своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации предметной и предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека.

Анализ теории и практики художественнопромышленного образования (дизайн-образования)

76

показал, что уровень развития профессиональной культуры дизайнера не всегда достаточно высок, что отрицательно сказывается на продуктах профессиональной проектной деятельности, а это, в свою очередь, влияет на развитие общества в целом. Отсутствие комплексного проектного подхода к формированию необходимых профессиональных качеств и личностных свойств студентов — будущих специалистов-дизайнеров, вызвали противоречие между необходимостью последовательного, целенаправленного приобщения их к профессиональному и социокультурному опыту. Овладению высоким уровнем проектной культуры мешает отсутствие результативной образовательной технологии, направленной на формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров и недостаточное для этого учебно-методическое обеспечение.

Вопросы дизайнерского образования студентов рассматриваются в трудах А.С. Близнюка, Ю.Б. Вроблявичуса, В.Н. Гамаюнова, А.Г. Дроз-

децкого, А.И. Ковешникова, Е.Н. Ковешниковой, Г.Б. Минервина и др.

Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах ученых, работающих в профессиональных сферах дизайна (Н.В. Воронов, В.П. Зинченко, В.Ф. Сидоренко, Н.К. Соловьев, С.О. Хан-Магомедов).

Модель профессиональной культуры студен-та-дизайнера представляет собой систему его социально-психологических, учебно-образовательных и производственных характеристик, в которой интегрированы ценностное отношение к профессиональной деятельности дизайнера, профессиональные знания, теоретические и практические умения и социально значимые качества личности.

Критериями и показателями сформирован-ности профессиональной культуры специалиста-дизайнера выступают: ценностное отношение к проектной деятельности, профессиональная компетентность, креативность, рефлексия личностнопрофессионального развития, эмоциональнокоммуникативный критерий.

С позиций культурологического подхода профессиональная культура выступает как универсальная характеристика специалиста. Ее формирование рассматривается в качестве систематизирующего фактора становления будущего специалиста (И.Ф. Исаев). Исследование проблемы формирования профессиональной культуры осуществляется в контексте общефилософских и культурологических традиций, содержащих две взаимосвязанные тенденции — интеграция и дифференциация. С одной стороны, культура есть целостное, системное, интегрированное образование, а с другой — признается необходимость дифференциации целостной культуры на ее составляющие и направления. (Н.И. Лифинцева).

Профессиональная культура в большинстве источников трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, овладение которыми делает специалиста мастером своего дела. Существование деятельности дизайнера, как своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации функционально-эстетичной среды жизнедеятельности человека, определено наличием трех основных, взаимосвязанных функциональных подсистем: проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной.

Проектно-производственная сфера деятельности вырабатывает у студентов необходимый уровень знаний и умений в области визуальноизобразительных средств (графика, чертеж, моделирование и т. д.); логико-сематических средств (символика, стилизация, семиотика); образного и логического моделирования (эвристика, интуиция, ассоциация, анализ, логика и т. д.), а также

воспитывает отношение студентов к нормам ограничения проектных действий и имеющимся у них возможностям (эстетические запросы, материальные ресурсы общества, опыт, эрудиция, эмпирические знания, СНиПы и т. п.); развивает уровни профессиональной компетенции (профессиональные, межпредметные знания и т. д.) и организационноуправленческой деятельности (профессиональная и моральная этика, основы управления, научная организация труда и т. д.).

Социокультурная сфера деятельности дизайнера состоит из характеристик познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности, сконцентрирована на усвоении будущими дизайнерами ценностей материальной и духовной культуры в процессе познавательной деятельности (каноны, объекты, образцы, методология и т. д.); репродуктивной и продуктивной деятельности в рамках преобразовательной деятельности (передача и использование образцов, развитие знания, новые знания, идеи, концепции и т. д.). В процессе реализации данной сферы деятельности закладываются ценностные и культурно-этические нормы (эстетические и нравственные принципы, установки, интересы, эталоны, нормы этики и т. п.), а коммуникативная деятельность развивает неформальные и формальные способы общения (предпочтения, личностная и профессиональная диспозиция, творческие и профессиональные связи и т. п.).

Учебно-образовательная сфера деятельности направлена на развитие художественных способностей, необходимого уровня специальных и профессиональных знаний, формирование внутренних возможностей профессионального роста, целеустремленности, творческого самоопределения, самообразования и самосовершенствования. Таким образом, можно сказать, что профессиональная культура является продуктом и результатом профессиональной деятельности дизайнера, его профессиональной компетенции, а также его творческого потенциала, способности к самосовершенствованию. Профессиональная культура дизайнера — это системное образование, представляющее собой совокупность профессиональных знаний, теоретических и практических умений и социально значимых качеств личности, формирующихся в процессе проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной деятельности.

Формирование профессиональной культуры осуществляется в двух направлениях: развитии профессиональной индивидуальности («субъектива-ция»), т. е. «материализация» в субъекте комплекса специальных знаний, умений и навыков, и формировании личности («профессиональная социализация»), т. е. приобщение будущего дизайнера к со-

77

циокультурному опыту профессии и общества в целом, выработки в нем комплекса качеств, способствующих развитию профессионального самосознания, общественной и творческой активности. Единство «социализации» и «субъективации» означает гармоническое соединение личностного и индивидуального развития дизайнера.

Построение модели специалиста и модели его профессиональной культуры является, с точки зрения автора, итогом проектно-ориентированного исследования, которое предполагает «наложение» психологического, дидактико-методического и профессионально-специфического взглядов на изучаемую специальность и позволяет рассматривать личностные характеристики через структуру профессиональной деятельности.

Проектная деятельность студентов рассматривается как предмет научной рефлексии, которая позволяет осмысливать студенту свой личностный образовательный опыт. Применение проектного обучения связано с тем, что в процессе проектирования принципиально и качественно меняется образовательная деятельность, происходит развитие творческих способностей студентов.

Гуманитарная направленность современного образования в вузе, в рамках которой происходит процесс формирования профессиональной культуры будущего специалиста-дизайнера, предполагает использование личностно-ориентировочных педагогических технологий. Одной из таких технологий является проектное обучение.

Проектирование, проектная деятельность и способность ее организовывать, управлять ее развитием становятся особенно значимыми в структуре профессиональной подготовки будущих специалистов. Необходимость изучения процесса проектирования в инновационной образовательной сфере, каким является проектное обучение, обосновывается автором в связи с тем, что в процессе проектирования принципиально и качественно меняется образовательная деятельность, происходит вовлечение преподавателей и студентов в процесс творчества, порождение различных нестандартных ситуаций, замыслов, инициатив, а также осуществление их в образовательной практике. Вовлеченность в проектирование побуждает студентов к научно-исследовательской деятельности, осуществлению собственных проектов, что приводит к качественному изменению содержания образования и формированию профессиональной культуры.

Проектное обучение автор рассматривает как тип личностно-ориентированного, развивающего обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплекса учебных заданий с целью усвоения базы теоретических и практических знаний, умений и навыков. Оно представляет собой

78

целостную дидактическую систему, основанную на творческом усвоении знаний в процессе работы над заданной темой, позволяет упрочить междисциплинарные связи, способствует естественной интеграции учебных предметов. Проектная деятельность создает условия взаимодействия, взаимодополнения всех дисциплин и обеспечивает возможность наиболее грамотного выполнения проектов по профилирующей дисциплине — проектированию на высоком профессиональном уровне, и в конечном итоге приводит к формированию профессиональной культуры у будущих дизайнеров.

Теоретический анализ проблемы формирования общей и профессиональной культуры, а также тенденций совершенствования высшего образования позволил сделать вывод о том, что профессиональная культура зависит от содержания и организации образовательного процесса в вузе. Педагогическими условиями формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров в процессе проектной деятельности являются: организация целостного педагогического процесса и его ориентация на развитие структурных компонентов профессиональной культуры специалистов-дизайнеров; структурирование содержания блоков профессиональной подготовки на основе сквозного проектирования в неразрывной связи с освоением общепрофессиональных, специальных и гуманитарных дисциплин; организация образовательного процесса на основе продуктивного творческого обучения, совместной проектной деятельности студентов и преподавателей, инициировании рефлексии личностно-профессионального развития; формирование профессиональных качеств дизайнера на основе сочетания общих, гуманитарных, технических, экономических, художественнокомпозиционных сфер образования через усиление межпредметных связей; ориентация образовательного процесса высшей школы на общую, профессиональную и художественную культуру. Начальный этап — это фундаментальное широкое специальное образование, которое способствует дальнейшему развитию у студентов качеств учебно-образовательной подсистемы: проектной культуры, навыков научно-исследовательской деятельности, профессиональных знаний и умений. Студенты к этому периоду в основном умеют использовать в своей проектной деятельности междисциплинарные знания, у них вырабатывается художественный вкус, профессиональная этика, достигают определенного уровня развития художественные способности, фантазия, объемнопространственное мышление; формируются личностные качества: коммуникабельность, ответственность за последствия своей деятельности, творческая активность, взаимопомощь, уверен-

ность в себе. Именно в этот период наступает стабилизация. А это значит, что большинство студентов уже овладели профессиональными навыками, проектной культурой, у них преобладает устойчивая мотивация в учебно-проектной деятельности и стремление к самосовершенствованию.

Заключительный этап формирования профессиональной культуры — этап специализации, где студент помимо общей профессиональной подготовки выбирает и осваивает ту или иную специализацию, получает более углубленные знания в выбранном направлении. Дизайн как профессия уникален по своему характеру, ибо в нем представлены неразрывно связанные между собой все основные

виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентационная, эстетическая, коммуникативная, которые по мере развития выделялись в относительно самостоятельные сферы профессионального труда дизайнера. Повышенное требование предъявляется к выражению индивидуального профессионального почерка выпускника и его соответствия высоким культурнопрофессиональным требованиям профессии дизайнера. Ее можно рассматривать как стержневую базу раскрытия комплекса профессиональных характеристик, социальных механизмов, условий, средств формирования и развития профессиональной культуры дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.