способов решения этой задачи. В зависимости от состава исходных данных и условий наблюдения расчет габаритов изображения может быть выполнен по различным методикам с разной степенью точности — от ориентировочного расчета до получения однозначных и надежных результатов. Правильный выбор габаритов изображения позволяет подобрать оптимальный вариант используемой в учебном помещении проекционной аппаратуры.
Список литературы
1. Кулагин, С.В. Проектирование фото- и киноприборов / С.В. Кулагин. — М.: Машиностроение, 1976. — 304 с.
2. Аудио & видео № 2, 2004. Проекционные экраны.
3. http://www.grifon.ru/publications/424.html. Как выбрать проекционный экран.
4. http://www.projecta.ru. Петрик А. Руководство по выбору экранов.
5. http://www.divi.ru. Как выбрать экран для проектора.
6. http://www.intermedia.ru/faq.asp. Выбираем экран.
7. http://www.rentonline.ru. Экран — важный элемент проведения успешной презентации.
8. http://www.screenmedia.ru. Проекционные экраны и аксессуары.
9. http://www.smistar.nnov.ru. Как выбрать экран?
10. http://www.textelecom.ru. Что необходимо знать при выборе экрана для проектора?
11. Зудин, В.Л. Оснащение учебных помещений информационными и вспомогательными техническими средствами / В.Л. Зудин. — Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т. 1990. — 232 с.
12. СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения».
13. Техника систем индикации / Пер. с англ. М.: Мир, 1970. — 520 с.
14. Долин, П.А. Справочник по технике безопасности / П.А. Долин. — М.: Энергоиздат, 1982. — 800 с.
15. Хацевич, Т.Н. Медицинские оптические приборы: Физиологическая оптика: учебное пособие. Ч. 1 / Т.Н. Хацевич. — Новосибирск: СГГА. — 1998. — 98 с.
16. $1егео&\Мео, Август 2004. В ожидании цифрового кино.
17. http://audiogamma.ru. Типы экранов для видеопроекторов.
18. http://www.tricon.nnov.ru. Как выбрать мультимедийный проектор.
19. http://www.4house.ru. Как выбрать проекционный экран для получения качественного изображения с проектора?
20. http://www.bmk.spb.ru. Выбор экрана.
21. http://www.hifi.news.ru. Газимагомедов А. Размер экрана для домашнего кинотеатра.
УДК 378
А.И. Асессоров, аспирант
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ДИЗАЙНЕРА
В педагогике высшей школы значительный вклад в разработку культурологических основ содержания и технологий обучения в вузе внесли А.А. Вербицкий, Ю.М. Громыко, И.Ф. Исаев, Н.Б. Крылова,
B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.
Принципиально новым явлением сегодня становится профессиональная культура дизайнера как личности, формирующей среду обитания Человека. Исследования, осуществляемые в области архитектуры, дизайна (Г.Н. Веслополова, Г.Н. Сини-цина), показали, что основой в формировании профессиональной компетентности, профессиональной культуры дизайнера, как и архитектора, выступает проектная деятельность, поскольку содержанием его труда является создание своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации предметной и предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека.
Анализ теории и практики художественнопромышленного образования (дизайн-образования)
76
показал, что уровень развития профессиональной культуры дизайнера не всегда достаточно высок, что отрицательно сказывается на продуктах профессиональной проектной деятельности, а это, в свою очередь, влияет на развитие общества в целом. Отсутствие комплексного проектного подхода к формированию необходимых профессиональных качеств и личностных свойств студентов — будущих специалистов-дизайнеров, вызвали противоречие между необходимостью последовательного, целенаправленного приобщения их к профессиональному и социокультурному опыту. Овладению высоким уровнем проектной культуры мешает отсутствие результативной образовательной технологии, направленной на формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров и недостаточное для этого учебно-методическое обеспечение.
Вопросы дизайнерского образования студентов рассматриваются в трудах А.С. Близнюка, Ю.Б. Вроблявичуса, В.Н. Гамаюнова, А.Г. Дроз-
децкого, А.И. Ковешникова, Е.Н. Ковешниковой, Г.Б. Минервина и др.
Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах ученых, работающих в профессиональных сферах дизайна (Н.В. Воронов, В.П. Зинченко, В.Ф. Сидоренко, Н.К. Соловьев, С.О. Хан-Магомедов).
Модель профессиональной культуры студен-та-дизайнера представляет собой систему его социально-психологических, учебно-образовательных и производственных характеристик, в которой интегрированы ценностное отношение к профессиональной деятельности дизайнера, профессиональные знания, теоретические и практические умения и социально значимые качества личности.
Критериями и показателями сформирован-ности профессиональной культуры специалиста-дизайнера выступают: ценностное отношение к проектной деятельности, профессиональная компетентность, креативность, рефлексия личностнопрофессионального развития, эмоциональнокоммуникативный критерий.
С позиций культурологического подхода профессиональная культура выступает как универсальная характеристика специалиста. Ее формирование рассматривается в качестве систематизирующего фактора становления будущего специалиста (И.Ф. Исаев). Исследование проблемы формирования профессиональной культуры осуществляется в контексте общефилософских и культурологических традиций, содержащих две взаимосвязанные тенденции — интеграция и дифференциация. С одной стороны, культура есть целостное, системное, интегрированное образование, а с другой — признается необходимость дифференциации целостной культуры на ее составляющие и направления. (Н.И. Лифинцева).
Профессиональная культура в большинстве источников трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, овладение которыми делает специалиста мастером своего дела. Существование деятельности дизайнера, как своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации функционально-эстетичной среды жизнедеятельности человека, определено наличием трех основных, взаимосвязанных функциональных подсистем: проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной.
Проектно-производственная сфера деятельности вырабатывает у студентов необходимый уровень знаний и умений в области визуальноизобразительных средств (графика, чертеж, моделирование и т. д.); логико-сематических средств (символика, стилизация, семиотика); образного и логического моделирования (эвристика, интуиция, ассоциация, анализ, логика и т. д.), а также
воспитывает отношение студентов к нормам ограничения проектных действий и имеющимся у них возможностям (эстетические запросы, материальные ресурсы общества, опыт, эрудиция, эмпирические знания, СНиПы и т. п.); развивает уровни профессиональной компетенции (профессиональные, межпредметные знания и т. д.) и организационноуправленческой деятельности (профессиональная и моральная этика, основы управления, научная организация труда и т. д.).
Социокультурная сфера деятельности дизайнера состоит из характеристик познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности, сконцентрирована на усвоении будущими дизайнерами ценностей материальной и духовной культуры в процессе познавательной деятельности (каноны, объекты, образцы, методология и т. д.); репродуктивной и продуктивной деятельности в рамках преобразовательной деятельности (передача и использование образцов, развитие знания, новые знания, идеи, концепции и т. д.). В процессе реализации данной сферы деятельности закладываются ценностные и культурно-этические нормы (эстетические и нравственные принципы, установки, интересы, эталоны, нормы этики и т. п.), а коммуникативная деятельность развивает неформальные и формальные способы общения (предпочтения, личностная и профессиональная диспозиция, творческие и профессиональные связи и т. п.).
Учебно-образовательная сфера деятельности направлена на развитие художественных способностей, необходимого уровня специальных и профессиональных знаний, формирование внутренних возможностей профессионального роста, целеустремленности, творческого самоопределения, самообразования и самосовершенствования. Таким образом, можно сказать, что профессиональная культура является продуктом и результатом профессиональной деятельности дизайнера, его профессиональной компетенции, а также его творческого потенциала, способности к самосовершенствованию. Профессиональная культура дизайнера — это системное образование, представляющее собой совокупность профессиональных знаний, теоретических и практических умений и социально значимых качеств личности, формирующихся в процессе проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной деятельности.
Формирование профессиональной культуры осуществляется в двух направлениях: развитии профессиональной индивидуальности («субъектива-ция»), т. е. «материализация» в субъекте комплекса специальных знаний, умений и навыков, и формировании личности («профессиональная социализация»), т. е. приобщение будущего дизайнера к со-
77
циокультурному опыту профессии и общества в целом, выработки в нем комплекса качеств, способствующих развитию профессионального самосознания, общественной и творческой активности. Единство «социализации» и «субъективации» означает гармоническое соединение личностного и индивидуального развития дизайнера.
Построение модели специалиста и модели его профессиональной культуры является, с точки зрения автора, итогом проектно-ориентированного исследования, которое предполагает «наложение» психологического, дидактико-методического и профессионально-специфического взглядов на изучаемую специальность и позволяет рассматривать личностные характеристики через структуру профессиональной деятельности.
Проектная деятельность студентов рассматривается как предмет научной рефлексии, которая позволяет осмысливать студенту свой личностный образовательный опыт. Применение проектного обучения связано с тем, что в процессе проектирования принципиально и качественно меняется образовательная деятельность, происходит развитие творческих способностей студентов.
Гуманитарная направленность современного образования в вузе, в рамках которой происходит процесс формирования профессиональной культуры будущего специалиста-дизайнера, предполагает использование личностно-ориентировочных педагогических технологий. Одной из таких технологий является проектное обучение.
Проектирование, проектная деятельность и способность ее организовывать, управлять ее развитием становятся особенно значимыми в структуре профессиональной подготовки будущих специалистов. Необходимость изучения процесса проектирования в инновационной образовательной сфере, каким является проектное обучение, обосновывается автором в связи с тем, что в процессе проектирования принципиально и качественно меняется образовательная деятельность, происходит вовлечение преподавателей и студентов в процесс творчества, порождение различных нестандартных ситуаций, замыслов, инициатив, а также осуществление их в образовательной практике. Вовлеченность в проектирование побуждает студентов к научно-исследовательской деятельности, осуществлению собственных проектов, что приводит к качественному изменению содержания образования и формированию профессиональной культуры.
Проектное обучение автор рассматривает как тип личностно-ориентированного, развивающего обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплекса учебных заданий с целью усвоения базы теоретических и практических знаний, умений и навыков. Оно представляет собой
78
целостную дидактическую систему, основанную на творческом усвоении знаний в процессе работы над заданной темой, позволяет упрочить междисциплинарные связи, способствует естественной интеграции учебных предметов. Проектная деятельность создает условия взаимодействия, взаимодополнения всех дисциплин и обеспечивает возможность наиболее грамотного выполнения проектов по профилирующей дисциплине — проектированию на высоком профессиональном уровне, и в конечном итоге приводит к формированию профессиональной культуры у будущих дизайнеров.
Теоретический анализ проблемы формирования общей и профессиональной культуры, а также тенденций совершенствования высшего образования позволил сделать вывод о том, что профессиональная культура зависит от содержания и организации образовательного процесса в вузе. Педагогическими условиями формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров в процессе проектной деятельности являются: организация целостного педагогического процесса и его ориентация на развитие структурных компонентов профессиональной культуры специалистов-дизайнеров; структурирование содержания блоков профессиональной подготовки на основе сквозного проектирования в неразрывной связи с освоением общепрофессиональных, специальных и гуманитарных дисциплин; организация образовательного процесса на основе продуктивного творческого обучения, совместной проектной деятельности студентов и преподавателей, инициировании рефлексии личностно-профессионального развития; формирование профессиональных качеств дизайнера на основе сочетания общих, гуманитарных, технических, экономических, художественнокомпозиционных сфер образования через усиление межпредметных связей; ориентация образовательного процесса высшей школы на общую, профессиональную и художественную культуру. Начальный этап — это фундаментальное широкое специальное образование, которое способствует дальнейшему развитию у студентов качеств учебно-образовательной подсистемы: проектной культуры, навыков научно-исследовательской деятельности, профессиональных знаний и умений. Студенты к этому периоду в основном умеют использовать в своей проектной деятельности междисциплинарные знания, у них вырабатывается художественный вкус, профессиональная этика, достигают определенного уровня развития художественные способности, фантазия, объемнопространственное мышление; формируются личностные качества: коммуникабельность, ответственность за последствия своей деятельности, творческая активность, взаимопомощь, уверен-
ность в себе. Именно в этот период наступает стабилизация. А это значит, что большинство студентов уже овладели профессиональными навыками, проектной культурой, у них преобладает устойчивая мотивация в учебно-проектной деятельности и стремление к самосовершенствованию.
Заключительный этап формирования профессиональной культуры — этап специализации, где студент помимо общей профессиональной подготовки выбирает и осваивает ту или иную специализацию, получает более углубленные знания в выбранном направлении. Дизайн как профессия уникален по своему характеру, ибо в нем представлены неразрывно связанные между собой все основные
виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентационная, эстетическая, коммуникативная, которые по мере развития выделялись в относительно самостоятельные сферы профессионального труда дизайнера. Повышенное требование предъявляется к выражению индивидуального профессионального почерка выпускника и его соответствия высоким культурнопрофессиональным требованиям профессии дизайнера. Ее можно рассматривать как стержневую базу раскрытия комплекса профессиональных характеристик, социальных механизмов, условий, средств формирования и развития профессиональной культуры дизайнера.