Научная статья на тему 'Пути формирования готовностидефектологов к мониторингу коррекционного компонента адаптированных основных образовательных программ'

Пути формирования готовностидефектологов к мониторингу коррекционного компонента адаптированных основных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TRAINING OF DEFECTOLOGIST / COMPETENCE / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина А.А.

В статье рассматривается проблема подготовки студентов и формирование у них компетентности в области мониторинга адаптированных образовательных программ инклюзивного образования. Раскрывается сущность педагогической модели, которая направлена на совершенствование профессиональной подготовки в области коррекционной педагогики и инклюзивного образования, повышения эффективности и результативности реабилитационных процессов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAY OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS STUDYING FOR THE MONITORING REMEDIAL COMPONENT ADAPTED BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS

The article deals with the problem of training students and the formation of their competence in thefield of monitoring the adapted educational programs of inclusive education. The article reveals the essence of the pedagogical model, which is aimed at improving vocational training in the field of correctional pedagogics and inclusive education, improving the efficiency and effectiveness of rehabilitation processes of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Пути формирования готовностидефектологов к мониторингу коррекционного компонента адаптированных основных образовательных программ»

УДК 378.147 КАЛИНИНА А. А.

старший преподаватель, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-maiI:kaIinina3004@maiI.ru

UDC 378.147 KALININA A.A.

Senior lecturer, technology psycho-pedagogical and special education, Orel state University E-mail:kalinina3004@mail.ru

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИДЕФЕКТОЛОГОВ К МОНИТОРИНГУ КОРРЕКЦИОННОГО КОМПОНЕНТА АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

THE WAY OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS STUDYING FOR THE MONITORING REMEDIAL COMPONENT ADAPTED BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS

В статье рассматривается проблема подготовки студентов и формирование у них компетентности в области мониторинга адаптированных образовательных программ инклюзивного образования. Раскрывается сущность педагогической модели, которая направлена на совершенствование профессиональной подготовки в области коррекционной педагогики и инклюзивного образования, повышения эффективности и результативности реабилитационных процессов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: подготовка дефектологов, компетентность, инклюзивное образование.

The article deals with the problem of training students and the formation of their competence in thefield of monitoring the adapted educational programs of inclusive education. The article reveals the essence of the pedagogical model, which is aimed at improving vocational training in the field of correctional pedagogics and inclusive education, improving the efficiency and effectiveness of rehabilitation processes of students with disabilities.

Keywords: training of defectologist, competence, inclusive education.

При реализации гуманистического подхода в образовании значительно возрастает интерес к проблеме оказания помощи детям, имеющим отклонения в эмоционально-волевой сфере, поведении в сочетании с интеллектуальными, речевыми и сенсорными дефектами, а также, создания таких условий их педагогического сопровождения, в наибольшей степени способствующие коррекции имеющихся отклонений и учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка. Компетентность педагога [1; 2; 8] в вопросах организации благоприятной и безопасной коррекционно-развивающей среды и учете всех особенностей и проблем ребенка с ограниченными возможностями, готовность мониторировать состояние собственной образовательной деятельности, решать возникающие при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзии проблемы, делают проблему данного исследования особенно актуальной.

Вопросы подготовки кадров длякоррекционно-образовательных организаций поднимались в исследованиях В.Д. Бородина, Е.Д. Волкова, О.Б. Дудко, Л.В. Заверткина, Т.Д. Калистратова, Т.Ю. Корнийченко, Л.А. Лисуренко, Н.А. Мишина, Е.Г. Самарцевой и др. В условиях модернизации системы образования и пристального внимания к повышению уровня компетентности специалистов для инклюзивного обучения подготовка дефектологических кадров рассма-

тривается в русле компетентностного (М.И. Алдошина, В.Н. Введенский, И. А. Зимняяя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, и др.) и контекстного (А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова) подходов. «На первое место выдвигается не профессиональная информированность студентов, а умение самостоятельно решать задачи и проблемы, возникающие при освоении новых знаний и технологий, в ситуациях самоорганизации, нравственного выбора и самооценки. Содержательной и целевой характеристикой современного специалиста выступает культура его профессиональной деятельности как показатель его соответствия эталону профессиональной компетентности, представляющая собой сложный синтез когнитивно-личностного и предметно-практического опыта профессиональной деятельности» [1. с. 20].

Рассматривая подготовку будущих педагогов в области владения технологией мониторинга качества коррекционной программы,как компонента адаптированной основной образовательной программы (АООП), необходимо обосновать интегративную методологическую основу как комплекс взаимосвязанных, взаимодополняющих компонентов мониторинговой деятельности качества учебно-методической документации педагога-дефектолога.

В процессе образования студент, обучающийся в университете по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, овладева-

© Калинина А.А. © Kalinina A.A.

ет гуманистическими идеями, осознает и принимает положения концепции инклюзивного обучения, приобретает компетенции, знания и умения (которые, в зависимости от степени употребления в реальной деятельности оцениваются им по степени личностной полезности), которые выступают значимыми для общества, педагогической системы или личности в качестве профессионально-педагогических ценностей. В противном случае, он убеждается в ненужности предлагаемого в образовательной деятельности набора учебной информации в рамках реализуемой им практической деятельности.

Подготовка бакалавра, обучающегося по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», в области мониторинга адаптированных образовательных программ инклюзивного образования на основе разработанной нами модели преобразует образовательный процесс, повышая его результативность и эффективность. Механизмом реализации этой идеи выступает разработанная нами технология мониторинга качества коррекционного компонента АООП, которая позволит повысить уровень подготовленности компетентного-специалиста. В основе технологии лежат следующие положения:

- технология функционирует через модули (этапы), имеющие четкие задачи.

- образовательная технология в университете реализуется как часть общепрофессиональной подготовки будущего дефектолога.

Разработка технологии мониторинга качества коррекционного компонента АООП направлена на совершенствование профессиональной подготовки в области коррекционной педагогики и инклюзивного образования, повышения эффективности и результативности реабилитационных процессов обучающихся с ОВЗ.

В качестве основных составляющих технологии выступают:

- рефлексия студентом сущности инклюзивных ценностей и их влияния на социокультурные процессы, субъектная поддержка инклюзивной политики;

- оценка имеющегося образовательного потенциала субъектов инклюзивного процесса;

- выявление возможных проблем и противоречий, сопровождающих инклюзивный процесс в образовательной организации;

- проектирование программы мониторинговых исследований коррекционного компонента АООП в образовательной организации;

- экспликация проблем развития инклюзивной практики в рамках мониторинговой процедуры;

- построение оптимальных отношений и подбор эффективных методик для преодоления проблем и противоречий, моделирование проблемных ситуаций.

На основе представленной технологии мониторинга качества коррекционного компонента АООП необходимым стало выделение критериев и показателей по которым диагностировалась и оценивалась готовность к мониторингу качества АООП у студентов.В рамках деятельностного компонента формирования готовности

к мониторингу качества коррекционного компонента АООПу студентов рассматривали уровень сформиро-ванности профессиональных инклюзивных компетенций, общих знаний, умений и навыков для реализации технологии мониторинга коррекционного компонента АООП программ при реализации инклюзивного подхода в общем образовании. При рассмотрении личностно-творческого компонента основным объектом диагностики стало наличие ценностно-мотивационного отношения к оценке и деятельности субъектов при реализации инклюзии и оценке инклюзивной политики. Выявление уровня психолого-педагогической культуры и профессиональной компетентности у бакалавров для работы в инклюзивной среде, принятие общекультурных ценностей инклюзии, способность к дифференцированной оценке достижений детей на уровне их потенциальных возможностей стало основой оценки сформированности и уровня качества аксиологического компонента. В рамках представленных компонентов была предложена и шкала оценки уровня готовности к мониторингу коррекционно-развивающих программ по рассматриваемым показателям, где:

- недостаточный уровень - сформированность компонентов определяющих готовность к мониторингу коррекционной программы в рамках АООП находится на минимальном уровне (или отсутствует) теоретической осведомленности об инклюзивном процессе;

- достаточный уровень - имеется значительный объем знаний, но отсутствует готовность применять полученные знания умения и навыки (знания, умения и навыки частично сформированы) в условиях инклюзивного образования;

- оптимальный уровень - наивысшая степень готовности применять полученные знания умения, навыки (знания, умения и навыки полностью сформированы) в условиях инклюзивного образования и навыки осуществления мониторинга коррекционно-развивающей области.

В рамках дефектологического образования компетентность в области мониторинга включает анализ и отбор знаний, составляющих основу инклюзивной деятельности дефектолога. Знание должно стать не только компонентом общей компетентности, но и формировать собственные представления об оценочных критериях инклюзивной политики, практики и культуры.

Выделяя пути формирования готовности будущих дефектологов к мониторингу качества коррекционно-развивающих программ, нами были проанализированы соответствующие ФГОС ВО по направлению подготовки 44.0303, рабочие учебные планы различных университетов, реализующих образовательные программы по данному направлению подготовки дефектологов, пакеты рабочих программ дисциплин (модулей) соответствующей направленности. В ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» учебными дисциплинами, в рамках которых формируется данная компетенция, являются: «Коррекционная педагогика», «Специальная психология», «Инклюзивное

образование», «Методы коррекционно-развивающей работы» и т.п. Без базового уровня компетенции очень затруднительно выработать необходимые навыки и представления об инклюзии, перспективах, особенностях и трудностях ее реализации на практике, основных ориентирах ее развития.

Предлагаемая нами технология формирования готовности студентов к мониторингу качества АООП опирается на совокупность общедидактических принципов, а именно:

- Принцип равновесия между содержанием и методом при подготовке бакалавра, учитывающий уровень подготовленности студентов и темы занятия.

- Принцип моделирования, ориентирующий на отражение цели, задачи, средства, процедуры и конечного результата формирования искомой готовности студента в описании процесса формирования компетентности мониторинга качества коррекционного компонента АООП.

- Принцип входного контроля предусматривает уточнение имеющихся у студентов знаний, установления наличия, или при необходимости, повышения уровня искомой компетенции, подбор необходимых методов обучения, определение объема и характера подготовительной работы.

- Принцип соответствия содержания и методов целям обучения, который реализуется в подборе таких видов учебной деятельности бакалавров, которые наиболее полно отвечают заявленной тематике или поставленной образовательной задаче.

- Принцип проблемности предполагает, через решение задач, преодоление сложных искусственно созданных ситуаций в течение занятия, актуализирующих поисковую мыслительную деятельность, но и стимулирующих приобретение новых знаний и умений.

- Применение принципа использования «негативного опыта» организует обучение таким образом, что толкает студентов к принятию неправильного решения в образовательном процессе вследствие отсутствия у них необходимого опыта, а в дальнейшем, нахождения ошибок при анализе и оценке представленных коррекционных программ и ситуаций мониторинга. В процессе решения и разбора предлагаемых заданий обнаруживаются и анализируются ошибки, разрабатывается тактика их преодоления, побуждая студента к более углубленному изучению проблемы.

- Принцип «от простого к сложному» заключается в концентрическом, с нарастающей сложностью, построении учебного материала и подбору необходимых для обучения методов.

- Принцип непрерывного обновления, привнесения новизны при изучении учебного материала, стимулирует познавательную активность студентов, стимулирует овладение новыми способами и приемами профессиональной деятельности.

- Принцип организации коллективной деятельности помогает стимулировать командную деятельность, прислушиваться к мнению других, находить рациональ-

ные решения при мозговых атаках, деловых играх в процессе которых вырабатываются навыки совместной деятельности анализа, решения задач, разработки проектов в процессе сотрудничества.

- Принцип экономии учебного времени в условиях ограниченных учебных часов при акцентировании внимания на активных методах помогает преодолеть этот дефицит.

- Принцип выходного контроля реализуется по итогам предлагаемого обучения в различных формах контроля при использовании активных методов обучения (контрольных практических заданий, кейс-задач, анализа проблемных ситуаций), предъявляемых как индивидуально, так и групповым способом.

Вместе с тем можно рассмотреть основные тенденции развития образовательного процесса университета, способствующие формированию компетентности в области мониторинга качества коррекционного компонента АООП:

- фрагмент содержания образования имеет ценностный компонент, который раскрывает значимость овладения процедурой проведения мониторинга на современном этапе развития образования;

- в процессе усвоения учебного материала формируются необходимые компетенции и рефлексивное отношение к своей будущей профессиональной деятельности; экспертная оценка своей деятельности и уровня реализации общей инклюзивной практики образовательной организации;

- способом предоставления учебного материала является погружение бакалавра в различные ситуации, задачи, решение и поиск выхода из которых способствует появлению новых смысловых отношений, учета индивидуальных факторов при научной и теоретической поддержке и, в итоге, нахождению правильного решения.

- увеличение теоретической наполняемости проектов, моделей в процессе учебной деятельности, основанных на моделировании различных профессиональных ситуаций, усвоении учебного опыта в процессе деловых игр, тренингов.

В основе формирования компетентности в области мониторинга качества коррекционного компонента АООП будущего дефектолога лежит проектирование высокоэффективной деятельности бакалавров и организация управленческой преподавательской деятельности. Структуру технологии данного процесса проектирования можно представить следующими компонентами:

1. Выявление и описание измеряемых характеристик в выделенных критериях и параметрах ожидаемого от формирования результата (степень сформированности понятий, представлений, структуры деятельности и т.п.)

2. Определение основы, совокупности проявления тех психологических процессов (логических, ориентировочных, интеллектуальных, эмоциональных и др.), которые будут задействованы в процессе формирования компетенции.

3. Обоснование содержания и наполняемости той

учебной дисциплины (модуля), на основе которого могут быть актуализированы необходимые знания и умения, которые будут способствовать формированию необходимой компетентности и развитию профессионализма.

4. Разработка содержательной и процессуальной сторон предлагаемой педагогической технологии: отбор необходимого теоретического содержания, демонстрация опыта работы в виде последовательности теоретических и практических задач, поиск необходимых дидактических процедур и методик (организация индивидуальной, коллективной, самостоятельной учебной деятельности, имитационных моделей, учебно-деловых игр) для формирования необходимой компетенции.

5. Разработка процедуры контроля, диагностики, измерения качества усвоения и способов активизации учебной деятельности.

Для формирования компетентного мониторинга качества коррекционного компонента АООП у студентов эффективным (как показывает личный опыт автора) является прием «погружения» в такие ситуации, в которых соответствующие мнения и позиции интенсивно развиваются и перерастают в компетентность. Организуя групповую работу студентов, мы придерживались пози-

ции А.М. Матюшкина, который говорил, что «...развитие познавательной активности осуществляется не как обучение приемам решения задач, а как воспитание творческого мышления в условиях дидактически организованного диалога и ситуациях группового мышления» [2].

Реализация технологии формирования готовности будущих дефектологов в мониторингу качества коррек-ционного компонента АООП,направленной на формирование готовности в области мониторинга коррекционных программ сочетает прикладную направленность образовательного процесса университета и его традиционную фундаментальную профессиональную подготовку, способствует созданию таких условий, при которых студент, как объект профессионального образования в университете, становится компетентным в инклюзивной теории и практике субъектом. Содержание представленной технологии и модели согласуется с общим содержанием профессиональных образовательных программ по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и дополняет содержание дисциплин, представленных в учебном плане, согласуясь с требованиями различных видов практик, гарантируя формирование готовности будущих дефектологов в мониторингу качества коррекционного компонента АООП.

Библиографический список

1. Алдошина М.И. Компетентность и профессиональная культура в университетском образовании // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. №4 (59). С. 20-25.

2. Калинина А.А К вопросу о технологии мониторинга инклюзивного процесса образовательной организации. Сборник по материалам XXII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий», Белгород, 2017. С. 57-59

3. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности// Вопросы психологии, 1982, №4. С. 16-20

4. Сергеева Е.В. Мониторинг учебных достижений студентов в системе управления качеством образовательного процесса в педагогическом вузе: дис. ...канд. пед. наук. Волгоград, 2011. 184 с.

5. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2004. №3. С. 3-12.

6. Субетто А.И. Квалитология образования (основания, синтез). М.-СПб.: Изд-во ИЦПКПС, 2000. 223 с.

7. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Вестник института образования человека. 2015. №2. URL: М1р://иоч.рф/]оита1/2015/200Ж1^8-Уе81шк2015-216-КЪи1огекауа-КЬи1огекоу.р(И(дата обращения: 12.05.2018).

8. Aldoshina M Some Notes on Higher Education Professional Training for Inclusive Education Teachers / M.I. Aldoshina, E.G. Samartseva // Current issues of linguistics and didactics: The interdisciplinary approach in humanities (CILDIAH 2017) URL: http:// creativecommons.org/1icenses/by-nc/4.0(датаобращения: 12.05.2018).

References

1. AldoshinaM. I. Competence and professional culture in University education // Pedagogical journal of Bashkortostan. 2015. No. 4 (59). Pp. 20-25.

2. Kalinina A.A. To the question of monitoring technologies of inclusive processes of educational organization. Collection of materials XXII international scientific and practical conference " Modern trends in the development of science and technology" (Belgorod, 31 January 2017). Pp. 57-59.

3. Matyushkin A.M. Psychological structure, dynamics and development of cognitive activity// problems of psychology, 1982, No. 4. Pp. 16-20.

4. Sergeeva E.V. Monitoring of educational achievements of students in the system of quality management of the educational process in pedagogical high school: dis. ... kand. PED. sciences'. Volgograd, 2011. 184 p.

5. Slastenin V.A. quality of education as a social and pedagogical phenomenon // Siberian pedagogical journal. 2004. No. 3. Pp. 3-12.

6. SubettoA.I. Qualitalia education (base, fusion). M.-SPb.: Publishing house of ITPKC, 2000. 223 p.

7. KhutorskoyA.V., FarmsteadLn. Competence as a didactic concept: content, structure, and model construction // Bulletin of the Institute of education of the person. 2015. No. 2. URL: http://иоч.рф/journa1/2015/200/Eidos-Vestnik2015-216-Khutorskaya-Khutorskoy. pdf (circulation date: 12.05.2018).

8. Aldoshina M Some Notes on Higher Education Professional Training for Inclusive Education Teachers / M.I. Aldoshina, E.G Samartseva // Current issues of linguistics and didactics: The interdisciplinary approach in humanities (CILDIAH 2017) URL: http:// creativecommons.org/1icenses/by-nc/4.0(датаобращения: 12.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.