Научная статья на тему 'Модульная подготовка магистров к индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования'

Модульная подготовка магистров к индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / INCLUSION / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / INDIVIDUATION / DIFFERRENTIATION / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вечканова Ирина Геннадьевна, Волкова Ирина Павловна, Вялых Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются практические подходы к решению одной из наиболее актуальных социо-гуманитарных проблем в системе образования подготовке будущих педагогов в ситуации реальных задач инклюзивного обучения. Успешно апробирован в перспективе принятого профессионального стандарта модуль в обучении 100 студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», посвященный освоению технологий индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modular Training of Masters for Individualization and Differentiation in Teaching and Working with Disabled Pupils

This article contains practical approaches as the solution of the most important problem of the social-humanitarian educational system trainings for the future teachers in situations of inclusion. Module in the training of 100 students was completed with a success. It was focused on the “Special (defectological) education” according to professional standards. The module is related to a longterm training of technologies designed for individuation and differentiation in teaching and working with pupils with disabilities.

Текст научной работы на тему «Модульная подготовка магистров к индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования»

20/7/2

И. Г. Вечканова, И. П. Волкова, О. А. Вялых

УДК: 376.37

МОДУЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Переход системы образования на Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) дошкольного и основного общего образования, ФГОС для детей с ОВЗ, разработка стандарта профессиональной деятельности педагога задают новые требования к практической подготовке будущего педагога и профессиональной деятельности. Возникает необходимость наличия у современных педагогов сформированных компетенций к профессиональной деятельности в любых образовательных организациях с учетом разнообразных специальных образовательных потребностей разных групп учащихся с ограниченными возможностями здоровья и решения новых профессиональных задач.

Цель статьи - предложить системное объединение дисциплин и образовательных стратегий, используемых в модуле, при начальной углубленной профессионально ориентированной практической подготовке студентов магистратуры к решению задач современного общего образования по инклюзии детей с ОВЗ.

Задачи: познакомить с успешным опытом апробации ресурсов вузовской подготовки для того, чтобы обеспечить наличие у современных педагогов сформированных компетенций к профессиональной деятельности с

учетом разнообразных специальных образовательных потребностей учащихся и решения новых профессиональных задач; обосновать необходимость применения при разработке и проведении дисциплин модуля различных стратегий (контекстно-компетентностной, коммуникативной, конструирования образовательно-профессиональных сред) для того, чтобы активизировать различные ресурсы образовательно-профессиональной коммуникации студентов по реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в любом учреждении.

Изменение современной нормативно-правовой базы системы общего образования определяет изменение современной социальной ситуации в стране, так как появилось в образовательных учреждениях значительное количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащихся с трудностями в социальной адаптации. Внедрение ФГОС для детей с ОВЗ, безусловно, направлено на решение этих проблем, с другой стороны, обостряет их в связи с недостаточной подготовкой специалистов, способных создавать адаптированные образовательные программы и консультировать других педагогов по их реализации.

В 2015-2016 гг. на кафедре основ кор-рекционной педагогики была реализована в соответствии с ФГОС ВПО возможность построения ООП магистратуры на основе модульного принципа, что обеспечивает вариативность ООП, которая рассматривается как целостная система, состоящая из совокупности инвариантных и вариативных образовательных модулей [2, с. 40].

Модуль «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в организациях общего образования и с особенностями образовательной деятельности» разрабатывался для включения в магистерскую программу «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья». Построение модуля позволяет изменить направленность его содержания и включить в другие образовательные программы, которые готовят педагогов для работы с детьми с проблемами в разви-

тии (с задержкой психического развития, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и др.), а также в магистерские программы по другим направлениям, которые обеспечивают подготовку педагогов для сферы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Предусмотрено 60 кредитов (зачетных единиц) на теоретическое обучение и 57 - на практику и научно-исследовательскую работу.

Реализация задач практической подготовки студента по модулю предусматривает сетевое взаимодействие с организациями, осуществляющими образование детей с ОВЗ, участие педагогов-супервизоров на базе стажиро-вочной площадки.

При освоении дисциплины «Нормативно-правовые основы психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» происходит содействие развитию общепрофессиональной и профессиональной компетентности выпускника в области специального (дефектологического) образования через формирование системных знаний о психолого-педагогическом сопровождении лиц с ОВЗ (нарушениями слуха, зрения, речи, движений, интеллектуальной сферы и др.) как особой культуре поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, социализации [3].

Целью освоения дисциплины «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в образовательном учреждении» является содействие развитию профессиональной компетентности выпускника в области специального (дефектологического) образования через формирование целостного представления о современных проблемах кор-рекционно-развивающей работы, их осмысления на основе понимания структуры и сущности коррекционно-развивающего процесса, умения его проектировать и осуществлять при решении профессиональных задач.

В рамках подготовки по обобщенной трудовой функции 3.1. («Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» в части 3.1.3. Трудовая функция. Разви-

вающая деятельность), а также по обобщенной трудовой функции 3.2. («Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ») 100 студентов тренировались разрабатывать программу коррекционно-развиваю-щей работы на основе требований ФГОС и с учетом примерной АООП и образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Студенты магистратуры практиковались в разработке плана реализации рабочей программы кор-рекционно-развивающей работы.

Особое внимание в рамках контектност-но-компетентностной стратегии уделялось разработке рекомендации родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности обучающихся к переходу на следующий уровень образования, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Студентам удалось сначала в деловых играх, а потом на практике применить инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; выявлять особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, подготовка к профессиональной компетенции «Готов к проектированию и осуществлению образовательно-кор-рекционной работы с использованием инновационных психолого-педагогических технологий» (ПК-1) строилась на включении в программу технологий коррекционно-разви-вающей работы с детьми с различными нарушениями, но обязательно с акцентом на современную ситуацию в реабилитации и образовании: например, с обучающимися с нарушением слуха, в том числе кохлеарно-имплан-тированных детей, в условиях инклюзивного обучения (вариант 1, 2).

Студентам предоставлялась возможность изучения нового социального статуса лиц с нарушениями речи в условиях инклюзивного и специального образования (вариант 1, 2), а соответственно, проектирования новых технологий оценки и прогнозирования потребности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи. При стажировке студенты применяли технологии социально-ком-

20/7/2

муникативной направленности коррекцион-но-развивающей работы с детьми с нарушениями речи.

Чтобы проверить способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ (ПК-2), проводилась проверочная работа «Программа и результаты мониторинга эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в разных институциональных условиях (в том числе и в процессе инклюзивного обучения)».

Информационно-коммуникативные технологии были востребованы у студентов при создании презентаций для родителей по проблемам взаимодействия с педагогами в организации коррекционно-образовательной работы.

Способность к проектированию коррекцион-но-образовательного пространства и разработке методического обеспечения с использованием информационных технологий (ПК-3) эффективно проявлялась при создании пакета дидактических материалов для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ (описание игр и упражнений, наглядный материал по альтернативным средствам коммуникации (предметы, изображения, видеоматериалы, слайды, презентации).

Целью освоения третьей в модуле дисциплины - «Технологии психолого-педагогической диагностики образовательных потребностей детей с ОВЗ» - являлось содействие формированию профессиональной компетентности выпускника в области специального (дефектологического) образования через формирование целостного представления о диагно-стическо-консультативной и профилактической деятельности специалиста, направленной на выявление особых образовательных потребностей у лиц с ОВЗ.

Изученные современные подходы к дифференциальной диагностике различных вариантов нарушения развития [1, 4] позволяют реализовать принцип единства диагностики и коррекции, целенаправленно использовать результаты диагностического исследования в планировании и реализации индивидуального под-

хода, а также в ролевых играх отработать навыки профессионально убеждать в процессе консультирования родителей принять рекомендации по наиболее адекватному образовательному маршруту ребенка с особыми образовательными потребностями [6].

Целью освоения четвертой в модуле дисциплины «Проектирование индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ» является содействие развитию профессиональной компетентности выпускника в области специального (дефектологического) образования через формирование целостного представления о современных проблемах педагогической реальности с акцентом на индивидуализацию коррекцион-но-развивающих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с их потребностями и возможностями.

Студенты принимали участие в этапах реализации индивидуальных программ кор-рекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ (концептуальный, проектный, технологический, заключительный) [5]. На стажиро-вочных площадках студентам легче давалось определение индивидуального маршрута сопровождения обучающегося, т. к. это происходило совместно с психологом и учителями-предметниками, медицинскими работниками в рамках реализации коммуникативных стратегий.

Организация практики предполагает достижение цели содействия профессионально-практической подготовки студентов путем закрепления и углубления теоретической подготовки студента и приобретения им определенного круга практических навыков в области индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися с ОВЗ в процессе инклюзивного образования.

Научно-исследовательская работа, включенная в данный модуль, позволяет обеспечивать становление умения разработки стратегии, структуры и процедуры осуществления опытно-экспериментальной работы, проектирование нового образовательного пространства, в том числе информационного для решения научно-исследовательских задач; содействовать в становлении навыка мониторинга эф-

фективности индивидуально-дифференцированной работы с детьми с ОВЗ [5; 6].

При модульном подходе возникает возможность включить модуль в другие образовательные программы, которые с учетом запросов современного рынка труда готовят педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование в ходе реализации модуля подтвердило наличие зависимости между показателями введения тематических разделов, содержательно ориентированных, в том числе на формирование активной позиции студентов в рамках психолого-педагогического компонента реабилитации детей с ОВЗ в условиях инклюзии, и повышением компетентности будущих педагогов, что позволит оптимизировать инклюзивную образовательную практику. Таким образом, разнообразные междисциплинарные способы взаимодействия на стажировке в коррекционно-развивающей среде будущих педагогов с субъектами образовательных отношений (педагоги, дети, родители) позволяют содержательно и организационно обогатить процесс взаимной интеграции. Использование образовательно-профессиональной среды дало возможность контингенту студентов практически увеличить потенциал деенаправленного взаимодействия знаний в процессе вузовского обучения, проявить трудовые навыки.

Разработанный модуль «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья» может быть использован в качестве вариативного модуля при подготовке магистров, а также в качестве дополнительной профессиональной программы для повышения уровня квалификации работников, имеющих высшее педагогическое образование (бакалавр, специалист или магистр) по направлениям подготовки «Образование и педагогика», образовательных организаций, где реализуются адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются практические подходы к решению одной из наиболее актуальных социо-гуманитарных проблем в системе образования - подготовке будущих

педагогов в ситуации реальных задач инклюзивного обучения. Успешно апробирован в перспективе принятого профессионального стандарта модуль в обучении 100 студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», посвященный освоению технологий индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Ключевые слова: инклюзия, индивидуализация, дифференциация, компетенции будущих педагогов.

SUMMARY

This article contains practical approaches as the solution of the most important problem of the social-humanitarian educational system - trainings for the future teachers in situations of inclusion. Module in the training of 100 students was completed with a success. It was focused on the "Special (defectological) education" according to professional standards. The module is related to a long-term training of technologies designed for individuation and differentiation in teaching and working with pupils with disabilities.

Key words: inclusion, individuation, differ-rentiation, professional competences.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова И. П., Кантор В. З. Общество и инвалиды по зрению: проблемы толерантности: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 145 c.

2. Гогоберидзе А. Г. Гуманитарная технология индивидуального сопровождения студента в многоуровневом педагогическом образовании: учебно-методическое пособие. -СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 192 с.

3. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство: метод. материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций / О. Г. Приходы® [и др.]. -М.: ГБОУ ВПО МГПУ 2014. - 277 с.

4. Инклюзивное образование лиц с нарушениями зрительной, слуховой, интеллектуальной и двигательной сферы: программа

20/7/2

повышения квалификации / авт.-сост.: Д. И. Бойков, О. В. Вольская, Л. Н. Давыдова и др. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. -67 с.

5. Матасов Ю. Т., Богданова А. А., Вялых О. А. Разработка и реализация индивидуализированной образовательной программы обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО. - СПб., 2016. - 127 с.

6. Модульная программа подготовки учи-теля-дефектолога в педагогической магистратуре: проектирование и реализация: учебно-методическое пособие / под общ. ред. В. П. Соломина, С. А. Гончарова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2015. - 133 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.