20/7/2
И. Г. Вечканова, И. П. Волкова, О. А. Вялых
УДК: 376.37
МОДУЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Переход системы образования на Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) дошкольного и основного общего образования, ФГОС для детей с ОВЗ, разработка стандарта профессиональной деятельности педагога задают новые требования к практической подготовке будущего педагога и профессиональной деятельности. Возникает необходимость наличия у современных педагогов сформированных компетенций к профессиональной деятельности в любых образовательных организациях с учетом разнообразных специальных образовательных потребностей разных групп учащихся с ограниченными возможностями здоровья и решения новых профессиональных задач.
Цель статьи - предложить системное объединение дисциплин и образовательных стратегий, используемых в модуле, при начальной углубленной профессионально ориентированной практической подготовке студентов магистратуры к решению задач современного общего образования по инклюзии детей с ОВЗ.
Задачи: познакомить с успешным опытом апробации ресурсов вузовской подготовки для того, чтобы обеспечить наличие у современных педагогов сформированных компетенций к профессиональной деятельности с
учетом разнообразных специальных образовательных потребностей учащихся и решения новых профессиональных задач; обосновать необходимость применения при разработке и проведении дисциплин модуля различных стратегий (контекстно-компетентностной, коммуникативной, конструирования образовательно-профессиональных сред) для того, чтобы активизировать различные ресурсы образовательно-профессиональной коммуникации студентов по реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в любом учреждении.
Изменение современной нормативно-правовой базы системы общего образования определяет изменение современной социальной ситуации в стране, так как появилось в образовательных учреждениях значительное количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащихся с трудностями в социальной адаптации. Внедрение ФГОС для детей с ОВЗ, безусловно, направлено на решение этих проблем, с другой стороны, обостряет их в связи с недостаточной подготовкой специалистов, способных создавать адаптированные образовательные программы и консультировать других педагогов по их реализации.
В 2015-2016 гг. на кафедре основ кор-рекционной педагогики была реализована в соответствии с ФГОС ВПО возможность построения ООП магистратуры на основе модульного принципа, что обеспечивает вариативность ООП, которая рассматривается как целостная система, состоящая из совокупности инвариантных и вариативных образовательных модулей [2, с. 40].
Модуль «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в организациях общего образования и с особенностями образовательной деятельности» разрабатывался для включения в магистерскую программу «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья». Построение модуля позволяет изменить направленность его содержания и включить в другие образовательные программы, которые готовят педагогов для работы с детьми с проблемами в разви-
тии (с задержкой психического развития, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и др.), а также в магистерские программы по другим направлениям, которые обеспечивают подготовку педагогов для сферы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Предусмотрено 60 кредитов (зачетных единиц) на теоретическое обучение и 57 - на практику и научно-исследовательскую работу.
Реализация задач практической подготовки студента по модулю предусматривает сетевое взаимодействие с организациями, осуществляющими образование детей с ОВЗ, участие педагогов-супервизоров на базе стажиро-вочной площадки.
При освоении дисциплины «Нормативно-правовые основы психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» происходит содействие развитию общепрофессиональной и профессиональной компетентности выпускника в области специального (дефектологического) образования через формирование системных знаний о психолого-педагогическом сопровождении лиц с ОВЗ (нарушениями слуха, зрения, речи, движений, интеллектуальной сферы и др.) как особой культуре поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, социализации [3].
Целью освоения дисциплины «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в образовательном учреждении» является содействие развитию профессиональной компетентности выпускника в области специального (дефектологического) образования через формирование целостного представления о современных проблемах кор-рекционно-развивающей работы, их осмысления на основе понимания структуры и сущности коррекционно-развивающего процесса, умения его проектировать и осуществлять при решении профессиональных задач.
В рамках подготовки по обобщенной трудовой функции 3.1. («Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» в части 3.1.3. Трудовая функция. Разви-
вающая деятельность), а также по обобщенной трудовой функции 3.2. («Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ») 100 студентов тренировались разрабатывать программу коррекционно-развиваю-щей работы на основе требований ФГОС и с учетом примерной АООП и образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Студенты магистратуры практиковались в разработке плана реализации рабочей программы кор-рекционно-развивающей работы.
Особое внимание в рамках контектност-но-компетентностной стратегии уделялось разработке рекомендации родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности обучающихся к переходу на следующий уровень образования, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Студентам удалось сначала в деловых играх, а потом на практике применить инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; выявлять особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, подготовка к профессиональной компетенции «Готов к проектированию и осуществлению образовательно-кор-рекционной работы с использованием инновационных психолого-педагогических технологий» (ПК-1) строилась на включении в программу технологий коррекционно-разви-вающей работы с детьми с различными нарушениями, но обязательно с акцентом на современную ситуацию в реабилитации и образовании: например, с обучающимися с нарушением слуха, в том числе кохлеарно-имплан-тированных детей, в условиях инклюзивного обучения (вариант 1, 2).
Студентам предоставлялась возможность изучения нового социального статуса лиц с нарушениями речи в условиях инклюзивного и специального образования (вариант 1, 2), а соответственно, проектирования новых технологий оценки и прогнозирования потребности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи. При стажировке студенты применяли технологии социально-ком-
20/7/2
муникативной направленности коррекцион-но-развивающей работы с детьми с нарушениями речи.
Чтобы проверить способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ (ПК-2), проводилась проверочная работа «Программа и результаты мониторинга эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в разных институциональных условиях (в том числе и в процессе инклюзивного обучения)».
Информационно-коммуникативные технологии были востребованы у студентов при создании презентаций для родителей по проблемам взаимодействия с педагогами в организации коррекционно-образовательной работы.
Способность к проектированию коррекцион-но-образовательного пространства и разработке методического обеспечения с использованием информационных технологий (ПК-3) эффективно проявлялась при создании пакета дидактических материалов для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ (описание игр и упражнений, наглядный материал по альтернативным средствам коммуникации (предметы, изображения, видеоматериалы, слайды, презентации).
Целью освоения третьей в модуле дисциплины - «Технологии психолого-педагогической диагностики образовательных потребностей детей с ОВЗ» - являлось содействие формированию профессиональной компетентности выпускника в области специального (дефектологического) образования через формирование целостного представления о диагно-стическо-консультативной и профилактической деятельности специалиста, направленной на выявление особых образовательных потребностей у лиц с ОВЗ.
Изученные современные подходы к дифференциальной диагностике различных вариантов нарушения развития [1, 4] позволяют реализовать принцип единства диагностики и коррекции, целенаправленно использовать результаты диагностического исследования в планировании и реализации индивидуального под-
хода, а также в ролевых играх отработать навыки профессионально убеждать в процессе консультирования родителей принять рекомендации по наиболее адекватному образовательному маршруту ребенка с особыми образовательными потребностями [6].
Целью освоения четвертой в модуле дисциплины «Проектирование индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ» является содействие развитию профессиональной компетентности выпускника в области специального (дефектологического) образования через формирование целостного представления о современных проблемах педагогической реальности с акцентом на индивидуализацию коррекцион-но-развивающих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с их потребностями и возможностями.
Студенты принимали участие в этапах реализации индивидуальных программ кор-рекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ (концептуальный, проектный, технологический, заключительный) [5]. На стажиро-вочных площадках студентам легче давалось определение индивидуального маршрута сопровождения обучающегося, т. к. это происходило совместно с психологом и учителями-предметниками, медицинскими работниками в рамках реализации коммуникативных стратегий.
Организация практики предполагает достижение цели содействия профессионально-практической подготовки студентов путем закрепления и углубления теоретической подготовки студента и приобретения им определенного круга практических навыков в области индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися с ОВЗ в процессе инклюзивного образования.
Научно-исследовательская работа, включенная в данный модуль, позволяет обеспечивать становление умения разработки стратегии, структуры и процедуры осуществления опытно-экспериментальной работы, проектирование нового образовательного пространства, в том числе информационного для решения научно-исследовательских задач; содействовать в становлении навыка мониторинга эф-
фективности индивидуально-дифференцированной работы с детьми с ОВЗ [5; 6].
При модульном подходе возникает возможность включить модуль в другие образовательные программы, которые с учетом запросов современного рынка труда готовят педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Исследование в ходе реализации модуля подтвердило наличие зависимости между показателями введения тематических разделов, содержательно ориентированных, в том числе на формирование активной позиции студентов в рамках психолого-педагогического компонента реабилитации детей с ОВЗ в условиях инклюзии, и повышением компетентности будущих педагогов, что позволит оптимизировать инклюзивную образовательную практику. Таким образом, разнообразные междисциплинарные способы взаимодействия на стажировке в коррекционно-развивающей среде будущих педагогов с субъектами образовательных отношений (педагоги, дети, родители) позволяют содержательно и организационно обогатить процесс взаимной интеграции. Использование образовательно-профессиональной среды дало возможность контингенту студентов практически увеличить потенциал деенаправленного взаимодействия знаний в процессе вузовского обучения, проявить трудовые навыки.
Разработанный модуль «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья» может быть использован в качестве вариативного модуля при подготовке магистров, а также в качестве дополнительной профессиональной программы для повышения уровня квалификации работников, имеющих высшее педагогическое образование (бакалавр, специалист или магистр) по направлениям подготовки «Образование и педагогика», образовательных организаций, где реализуются адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются практические подходы к решению одной из наиболее актуальных социо-гуманитарных проблем в системе образования - подготовке будущих
педагогов в ситуации реальных задач инклюзивного обучения. Успешно апробирован в перспективе принятого профессионального стандарта модуль в обучении 100 студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», посвященный освоению технологий индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Ключевые слова: инклюзия, индивидуализация, дифференциация, компетенции будущих педагогов.
SUMMARY
This article contains practical approaches as the solution of the most important problem of the social-humanitarian educational system - trainings for the future teachers in situations of inclusion. Module in the training of 100 students was completed with a success. It was focused on the "Special (defectological) education" according to professional standards. The module is related to a long-term training of technologies designed for individuation and differentiation in teaching and working with pupils with disabilities.
Key words: inclusion, individuation, differ-rentiation, professional competences.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова И. П., Кантор В. З. Общество и инвалиды по зрению: проблемы толерантности: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 145 c.
2. Гогоберидзе А. Г. Гуманитарная технология индивидуального сопровождения студента в многоуровневом педагогическом образовании: учебно-методическое пособие. -СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 192 с.
3. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство: метод. материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций / О. Г. Приходы® [и др.]. -М.: ГБОУ ВПО МГПУ 2014. - 277 с.
4. Инклюзивное образование лиц с нарушениями зрительной, слуховой, интеллектуальной и двигательной сферы: программа
20/7/2
повышения квалификации / авт.-сост.: Д. И. Бойков, О. В. Вольская, Л. Н. Давыдова и др. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. -67 с.
5. Матасов Ю. Т., Богданова А. А., Вялых О. А. Разработка и реализация индивидуализированной образовательной программы обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО. - СПб., 2016. - 127 с.
6. Модульная программа подготовки учи-теля-дефектолога в педагогической магистратуре: проектирование и реализация: учебно-методическое пособие / под общ. ред. В. П. Соломина, С. А. Гончарова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2015. - 133 с.