Научная статья на тему 'Пути формирования готовности студентов к профессионально-ориентированному общению'

Пути формирования готовности студентов к профессионально-ориентированному общению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ / МОТИВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОЕКТ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / FORMING / READINESS FOR PROFESSIONALLY ORIENTED COMMUNICATION / MOTIVE / PROFESSIONAL INTEREST / PROJECT / INTERNET RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибатова Айгуль Зуфаровна

В статье рассматриваются эффективные пути формирования готовности студентов к профессионально-ориентированному общению, описываются средства осуществления данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of the Students' Readiness for Professionally Oriented Communication Forming

The effective ways of the students' readiness for professionally oriented communication forming are analyzed in the article and the means of realization of the given process are described.

Текст научной работы на тему «Пути формирования готовности студентов к профессионально-ориентированному общению»

УДК 378.147: 316.6 ББК 74.58+88.53

Ибатова Айгуль Зуфаровна

аспирант г. Сургут Ibatova Aygul Zufarovna

Post-graduate

Surgut

Пути формирования готовности студентов к профессионально-ориентированному общению Ways of the Students’ Readiness for Professionally Oriented Communication Forming

В статье рассматриваются эффективные пути формирования готовности студентов к профессионально-ориентированному общению, описываются средства осуществления данного процесса.

The effective ways of the students’ readiness for professionally oriented communication forming are analyzed in the article and the means of realization of the given process are described.

Ключевые слова: формирование, готовность к профессионально-

ориентированному общению, мотив, профессиональный интерес, проект, Интернет-ресурсы.

Key words: forming, readiness for professionally oriented communication, motive, professional interest, project, Internet - resources.

Проблема формирования готовности будущих выпускников университета

к профессионально-ориентированному общению (ПОО) более чем на одном языке приобретает особую актуальность в современном обществе, где иностранный язык является неотъемлемой составляющей общения в профессиональной деятельности любого специалиста.

Разделяя точку зрения Б.Г. Ананьева, Б.Н. Теплова, Г.А. Каменева и других ученых под формированием готовности специалиста к ПОО мы будем понимать процесс приобретения специалистом комплексом знаний, умений, навыков общения, положительных мотивов осуществления профессиональноориентированного общения.

Для эффективного функционирования процесса формирования готовности к ПОО необходимо наметить эффективные пути ее формирования. Так как в структуре готовности к ПОО мы выделили три компонента: личностный, когнитивный и праксиологический, то именно степень сформированности данных

компонентов и определяет готовность студентов к ПОО. Таким образом, мы выделили следующие эффективные пути формирования готовности студентов неязыковых факультетов к ПОО.

Формирование личностного компонента готовности происходит при формировании устойчивой нравственно-психологической готовности студентов к изучению иностранного языка как профессиональной ценности. Мы полагаем, что результативность данной работы обеспечивается с помощью акцентуации значимости иностранного языка в профессиональной деятельности и общении в современном изменяющемся обществе. Данное условие обеспечивается при культурно-связанном соизучении иностранного и родного языков, которое заключается в объяснении неразрывной связи языка и культуры, в понимании природы языка как носителя культуры, сопоставлением с культурными ценностями (Елизарова Г.В., Сафонова В.В.).

Но объяснение значимости иностранного языка в профессиональной деятельности недостаточно для формирования готовности к ПОО. Нашей задачей было исследовать личностный смысл изучения иностранного языка в процессе профессиональной подготовки студентов. Интерес представляет формирование личностного смысла знаний, приобретаемых в процессе профессиональной подготовки.

Известно, что смысл возникает как отношение мотива деятельности к ее цели (Леонтьев, А.Н.), личностный смысл овладения иностранного языка для студентов обусловлен значимой для студентов деятельностью профессионального общения. В субъективно значимой деятельности мотив связан с целью и формируется в качестве функционального элемента смыслового образования, но при этом важно не только осознать цель, но и внутренне принять ее [4] Личностный смысл, мы считаем, является необходимым условием, при котором знания становятся мотивом учебной деятельности, в нашем случае языковые знания должны стать мотивом деятельности профессионального общения.

«Мотив» в переводе с латинского языка означает - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность его активности[2].

Исследованию проблеме формирования мотивов учебной деятельности занимаются многие ученые (П.Б. Гурвич, Е.И. Пассов, И.А. Тагунова и др.).

Мы придерживаемся классификации Е.И. Пассова, который, все виды мотивации разделил на внешние (социальная мотивация; мотивация, связанная с перспективным развитием личности и внутренние (коммуникативная мотивация; мотивация, порождаемая, преимущественно самой учебной деятельно-стью)[5].

Мотивационная готовность является важным фактором при осуществлении ПОО. С этой целью, мы провели исследование по определению преобладания вида мотивации студентов в изучении иностранного языка и связывают ли студенты свою профессиональную деятельность с иностранным языком.

Анализ мотивов изучения иностранного языка показал, что в общей классификации мотивов внешняя мотивация преобладает над внутренней. В частности, коммуникативная мотивация (42%), которая выражает отношение к овладению языком как средством коммуникации; возможности раскрыть свои коммуникативные способности и сформировать готовность к иноязычному общению, занимает не первое место, в то время как широкая социальная мотивация (58%), включающее в себя общественные потребности студентов, а также потребности, связанные с перспективным развитием личности занимают ведущее место, как, замечает Е.И. Пассов «личные, индивидуалистические, эгоистические побуждения»[там же]. Мы полностью согласны с ученым в том, что в первую очередь необходимо повышать внутреннюю мотивацию, способствовать формированию языковой, коммуникативной личности. Только сформировав языковую коммуникативную готовность студентов к иноязычному общению, можно говорить о ПОО.

При этом важно отметить, что существует существенная разница между факультетами. Например, у студентов экономических и юридических специальностей внутренняя и внешняя мотивация находятся примерно на одном уровне, тогда как у факультета исторического, социально-технологического ярко выражена внешняя мотивация. Мы связываем данное явление с тем, что сту-

денты поступают в университет с разной подготовкой. Многие студенты экономических специальностей (45%) закончили курсы, школы иностранных языков, занимались с репетиторами. Тогда как студенты других специальностей не имели такой возможности, мы должны учитывать также тот факт, что на данные специальности многие студенты поступают в университет по «остаточному принципу».

Необходимо отметить, что у студентов старших курсов (3-4 курсы) произошло изменение параметров измерения мотивации изучения иностранного языка по факторам. Личностная значимость изучения иностранного языка оказалась связанной по смыслу с обучающей деятельностью, интересом к иностранному языку, стремление к самообразованию, расширению кругозора, интересом к методике обучения иностранному языку

Важным показателем положительного отношения человека к деятельности является интерес. Относительно проблемы готовности студентов к ПОО нас интересует профессиональный интерес студентов к иностранному языку. «Профессиональный интерес - сложное личностное образование, возникшее в процессе профессионального самоопределения и представляющее собой мотивированное субъективное отношение к конкретной профессиональной деятельности, осознаваемое и переживаемое личностью»[1].

Формирование личностного компонента готовности к ПОО предполагает воспитание таких мотивов, которые были бы осознанными действенными, отражали личностный смысл учения; мотивов, включающих коммуникативные и социальные мотивы, интереса к будущей профессии.

Не последнюю роль в формировании мотивации учения играет его содержание. Поэтому формирование личностного компонента готовности к ПОО реализуется через взаимосвязь процесса обучения с содержанием профессиональной деятельности с использованием иностранного языка как средства ПОО. При отборе содержания учебного материала мы используем принципы модульного подхода: - принцип модульности. Преимущества данного принципа заключается в цельности, завершенности, полноты и логичности построения

единиц учебного материала в виде блоков модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из соответствующих блоков как из элементов конструируется учебный курс по предметам Т.е. обучение иностранному языку строится по отдельным функциональным блокам - модулям, предназначенным для достижения дидактических целей. Элементы внутри блока - модуля подвижны и взаимозаменяемы [4].

Основным средством модульного обучения является модульный блок в который входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей [4].

Главными задачами применения модульного подхода к конструированию учебного материала является отбор содержания языковой подготовки студентов и определение наиболее эффективного способ подачи материала. Решение данных задач мы связываем с подбором профессионально-ориентированного материала, выполнение данной задачи осуществляется с помощью обеспечения междисциплинарной интеграции с учетом профилирующих дисциплин на всех этапах формирования готовности к ПОО - второй путь формирования готовности студентов к ПОО. Так как в нашем исследовании мы определили компонентный состав профессионально-ориентированного общения: культура речи, специальный языка, то интегрированные области будут разными. Например, для формирования компонента культура речи интегрированными дисциплинами будут являться такие дисциплины как «Культура речи», «Риторика», «Педагогика» и «Иностранный язык», тогда как для формирования специального языка - «История», «Иностранный язык». Данные дисциплины тесно взаимосвязаны между собой на уровне интеграции знаний.

Наиболее эффективной классификацией видов междисциплинарной интеграции является классификация, выделенная по способу развертывания содержания во времени (В. Т. Фоменко). «Вертикальная» междисциплинарная интеграция - логические и временные отношения не совпадают. Необходимо отметить, что данный вид интеграции характерен для факультетов, где иностранный язык изучается два года: экономический, юридический и другие факультеты.

Для студентов-историков ярко выражена «Горизонтальная» интеграция - блоки выбранных дисциплин изучаются одновременно, параллельно, но с различной степенью взаимопроникновения. [7].

Именно такая интегрированная область (взаимосвязь между содержанием специальных дисциплин) способствует формированию когнитивного компонента формирования готовности студентов к ПОО, расширяет и углубляет знания по вопросам профессионально-ориентированного общения, обогащает мировоззрение, способствует лучшему осознанию ценностей жизни, развивает творческую активность, мыслительную самостоятельность, что вносит свой вклад в формирование готовности студентов к ПОО на иностранном, а так же в свою очередь, на русском языках.

Третий путь формирования готовности студентов к профессиональ-ориентированному общению является формирование праксиологического компонента готовности студентов к ПОО и осуществляется с помощью интегративно-деятельностного подхода. Для нашего исследования наибольший интерес представляет определение интегративно-деятельностного подхода, данное Ипполитовой Н.В., которое рассматривает процесс подготовки студентов как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов (методологической, теоретической, методической, нравственно-психологической подготовки), что обусловлено интеграцией данных видов деятельности [3]. Именно данный подход способствует осуществлению взаимосвязи и логической последовательности этапов формирования готовности студентов к ПОО при использовании инновационных педагогических технологий. Специфическими принципами интегративнодеятельностного подхода являются: а) обеспечение интеграции различных компонентов системы подготовки студентов на всех ее уровнях б) обеспечение единства усвоения теоретических знаний и формирования практических умений и навыков студентами на основе включения их в разнообразную по видам и содержанию деятельность; в) алгоритмизация процесса подготовки студентов.

В контексте нашего исследования реализуется принцип вариативности -принцип постоянного развития, совершенствования реализуется с помощью

использования инновационных педагогических технологий, мы используем элементы проектной методики и элементы информационных и компьютерных технологий. Потенциальными сферами применения навыков и знаний профессионально-ориентированного общения является участие будущих выпускников в научно-исследовательской работе, зарубежных конференциях, семинарах, совместных проектах и подготовке грантов. Поэтому использование компьютерных технологий, а именно Интернет-ресурсов позволяет наилучшим образом реализовать данный принцип интегративно-деятельностного подхода при формировании праксиологического компонента готовности к ПОО. Использование ресурсов сети Интернет способствует достижению основных целей обучения, развитию познавательной деятельности студентов, информационно-поисковых умений, аналитических и других навыков. При работе со студентами- историками мы используем следующие виды Интернет-ресурсов. В учебных пособиях для студентов-историков широко представлены списки Интернет сайтов по темам - «хотлист» “Hotlist”[8] Ссылки не только на текстовые сайты, но и на графическую информацию содержит «мультимедийный черновик» - “Multimedia Scrapbook”. Обсуждение социальных дискуссионных тем возможно при использовании «сабджект сэмпла» - “Subject Sample”, который содержит ссылки на текстовые и мультимедийные метериалы, а также вопросы после изучения каждого аспекта. Студентам необходимо ознакомиться с материалом, ответить на вопросы, аргументировать свое мнение. И наиболее сложный тип учебных Интернет-ресурсов, который требует навыков проектирования является «Интернет-проект» - “Webquest”. Проектирование - процесс создания проекта -прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [6]. Работа по созданию проекта ведется по нескольким этапам: ознакомление с темой исследования; подбор Интернет-ресурсов; обсуждение проблемы, прогнозирование дальнейшей деятельности. Конечным результатом проекта является выступление на семинарах, студенческих конференциях, которые проходят в стенах университета ежегодно. Подобные коммуникативно-информационные технологии и нетрадиционные формы обучения способствуют развитию творческого потенциала студентов и повышению качества подготовки специалиста.

В соответствии с принципом алгоритмизации осуществляется логическая последовательность этапов формирования готовности студентов к ПОО. Каждый предшествующий этап являлся подготовительным по отношению к следующему, каждый последующий этап включает в себя предыдущие и вносит изменения в умения и навыки профессионально-ориентированному общению.

Для процесса формирования готовности студентов к ПДИО характерна этапность, т.е. динамичность. Мы выделяем следующие этапы: а) элементарный этап - выявление уровня готовности студентов к ПОО, формирование у студентов иноязычных знаний и умений общения в бытовой сфере на материалах общих разговорных и страноведческих тем, формирование положительной мотивации и ценностного отношения к изучению иностранного языка; б) систематизация, расширение и углубление иноязычных знаний на основе адаптированного профессионального материала, развитие и профессиональных качеств и способностей, формирование навыков и умений общения в профессиональной сфере; навыков и умений публичной речи, развитие культуры речи; в) этап формирования готовности к профессионально-ориентированному общению средствами иностранного языка - формирование навыков и умений применения иностранного языка с целью профессиональной коммуникации.

Таким образом, нами были выделены наиболее, на наш взгляд, эффективные пути подготовки студентов к профессионально-ориентированному общению, используя современные педагогические технологии.

Библиографический список

1. Бабушкин, Г. Д. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности / Вопросы психологии. - М., 1987. - 64 с.].

2. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.- М.: «НМЦ СПО», 1999.- 538 с.

3. Ипполитова, Н.В., Колесников, М.А., Соколова Е.А. Система профессиональной подготовки студентов педагогического ВУЗа: личностный аспект: монография / Н.В. Ипполитова, М. А. Колесников, Е.А. Соколова. - Шадринск. Изд. ПО «Исеть», 2006. - 236 с. - ISBN5-7142-0754-8. - 1000 экз.

4. Конышева, А.В. - Современные методы обучения английскому языку. - Минск: «ТетраСистемс», 2005.- 176 с.

5. Пассов, Е.И. Методическое мастерство учителя: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.

6. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Соврем. Слово», 2005. - 720 с.

7. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». -М.: МарТ, 2004. - 336 с.

8. Сысоев, П. В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку. // Иностр. языки в школе. - М., 2008. - №6.

Bibliography

1. Babushkin, G.D. Interrelation of Professional Interest and Vocation for Pedagogical Activity / Questions of Psychology. - 1987. - 64 p.

2. Ippolitova, N.V, Kolesnikov M.A, Sokolova, E.A. The System of Professional Training of Pedagogical University Students: Personal Aspect: Monograph / N.V. Ippolitova, M.A. Kolesnikov, E.A. Sokolova. - Shadrinsk. Publ. ON "Iset", 2006. - 236 p.

3. Konysheva, A.V. - Modern Methods of Teaching English. - Minsk: “TetraSistems”, 2005.- 176 p.

4. Passov, E.I. Teacher’s Methodical Skills: Manual // E.I. Passov, E.S.Kuznetsova. -Voronezh: "Interlingua", 2002. - 40 p.

5. Pedagogics: Large Modern Encyclopedia / E.S.Rapatsevich - Мп.: «Modern Word », 2005. - 720 p.

6. Pedagogical Technologies: Manual for Students of Pedagogical Qualifications / V.S.Kukushina. - Series «Pedagogical Education». - M.: "March", 2004. - 336 p.

7. Sysoev, P.V. Modern Educational Internet - Resources in Foreign Language Teaching // Foreign Languages at School. - 2008. - №6.

8. Vishnyakova, S.M. Professional Training: Dictionary. Key Concepts, Terms, Topical Lexis. - M.: “NMTZ SPО”, 1999. - 538 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.