Научная статья на тему 'Сущность и структура понятия «готовность студентов университета к профессионально-ориентированному общению» и педагогические условия ее формировани'

Сущность и структура понятия «готовность студентов университета к профессионально-ориентированному общению» и педагогические условия ее формировани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-ориентированное общение / готовность к профессиональной деятельности / готовность к профессионально-ориентированному общению / структура готовности к профессионально-ориентированному общению / professionally-oriented communication / preparedness to professional activities / preparedness for professionally-oriented communication / structure of preparedness for professionally-oriented communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибатова Айгуль Зуфаровна

В статье на основе анализа понятий «общение», «профессионально-ориентированное общение», «готовность к профессиональной деятельности» уточняется понятие «готовность к профессионально-ориентированному общению», раскрывается его содержание и структура, а также педагогические условия ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибатова Айгуль Зуфаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and Structure of the Notion «Preparedness of the University Students for Professionally-Oriented Communication» and its Pedagogical Environmental Complex

The article analyses such definitions as «communication», «professionally-oriented communication», kinds of preparedness for professional activity, definition of «preparedness for professional activity», «preparedness for professionally-oriented communication» that is defined as a part of the general training, structure of preparedness of students for professional-oriented communication and pedagogical environmental Complex

Текст научной работы на тему «Сущность и структура понятия «готовность студентов университета к профессионально-ориентированному общению» и педагогические условия ее формировани»

УДК 378.147:316.6

ББК 74.58+88.53

Ибатова Айгуль Зуфаровна аспирант г. Сургут Ibatova Aygul Zufarovna

Post-graduate Surgut

Сущность и структура понятия «готовность студентов университета к профессионально-ориентированному общению»

и педагогические условия ее формирования Essence and Structure of the Notion «Preparedness of the University Students for Professionally-Oriented Communication» and its Pedagogical Environmental Complex

В статье на основе анализа понятий «общение», «профессионально-ориентированное общение», «готовность к профессиональной деятельности» уточняется понятие «готовность к профессионально-ориентированному общению», раскрывается его содержание и структура, а также педагогические условия ее формирования.

The article analyses such definitions as «communication», «professionally-oriented communication», kinds of preparedness for professional activity, definition of «preparedness for professional activity», «preparedness for professionally-oriented communication» that is defined as a part of the general training, structure of preparedness of students for professional-oriented communication and pedagogical environmental Complex.

Ключевые слова: профессионально-ориентированное общение, готовность к профессиональной деятельности, готовность к профессионально-ориентированному общению, структура готовности к профессионально-ориентированному общению.

Key words: professionally-oriented communication, preparedness to professional activities, preparedness for professionally-oriented communication, structure of preparedness for professionally-oriented communication.

Вхождение в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество является важным обстоятельством, свидетельствующим в пользу востребованности иностранных языков в современной России. Изменившееся социально-экономическое состояние общества сделало нашу страну открытой для иноязычного общения. Это обусловило существенный рост специалистов в сфере международного бизнеса. Изменился и сам характер профессионально-ориентированного общения. Так же, как и в других областях профессиональной деятельности, специалисты этой сферы получили большую, чем в прежние времена, свободу в проектировании и осуществлении своих функций. Рост активности и инициативности привел к расширению круга вопросов, решаемых специалистами самостоятельно. Соответственно, предъявляются новые требования к уровню их профессиональной подготовки, заметное место в которой занимает такая комплексная характеристика, как готовность к профессионально-ориентированному общению.

Анализ целей современного образования показывает, что в системе ключевых компетенций выпускника университета важную роль играют коммуникативные компетенции: способность вхождения в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество, умение вести диалог, достижение современного общекультурного уровня [3]. Таким образом, социальный заказ и потребности практики профессиональной деятельности обусловливают необходимость формирования готовности будущих специалистов к общению в профессиональной сфере, в том числе и на иностранном языке.

Исследованию различных аспектов проблемы профессионально-ориентированного общения посвящены работы многих современных ученых: В. И. Андреева, Т. Н. Астафуровой, А. В. Карпова, Е. И. Пассова и др. Ключевое понятие «профессиональное общение» трактуется как интеграция специфических коммуникативных процессов (а также связанных с ними явлений и свойств личности): эмпатии, аффиляции, фасцинации и коммуникативной рефлексии [5]. При этом подчеркивается, что все эти процессы синтезируют три основных компонента профессиональной компетентности: коммуникативные процессы,

коммуникативные способности и коммуникативные явления (а также коммуникативную компетентность как обобщенную личностную характеристику).

При всем многообразии определений, профессиональное общение рассматривается как общение в процессе трудовой деятельности людей (деятельность может рассматриваться как трудовая, учебная, профессиональная и т. д.), объединенных единой профессией и имеющих соответственную подготовку и нацеленное, прежде всего, на решение профессиональных задач. Но все определения имеют черты общего определения «общения», а именно - любое профессиональное общение рассматривается с позиции межличностного взаимодействия, связи, взаимопонимания, которое ведет к нахождению психологического контакта, микроклимата и т. п. в процессе решения профессиональных задач. А также следует отметить, что понятие «общение» рассматривается с позиции коммуникативного процесса (М. И. Лисина, Н. В. Карпов). Для нашего исследования общение представляется как коммуникативный процесс, в котором осуществляется интерпретация информации между коммуникантами и происходит взаимодействие, взаимосвязь, направленная на нахождение психологического контакта между партнерами. Поэтому под профессионально-ориентированным общением мы понимаем коммуникативный процесс, в котором осуществляется психологическое взаимодействие, взаимосвязь, ориентированная на решение профессиональных задач.

Такое понимание родового понятия «профессиональное общение» составляет основу анализа видового понятия «готовность к профессионально-ориентированному общению» как целостного феномена. Среди ученых, занимающихся проблемой готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности, единой точки зрения на сущность данного понятия нет. Так, Б. Г. Ананьев, Л. В. Ботякова, С. Н. Чистякова и др. отождествляют это понятие с отдельными качествами личности, другие (Н. П. Бурнатова, С. В. Гертнер и др.) рассматривают «готовность» как профессиональное свойство, внутреннее свойство личности [1; 2].

Применительно к педагогической деятельности понятие «готовность» ана-

лизируется с опорой на работы психологов. Так, В. А. Сластенин определяет профессиональную готовность к педагогической деятельности как «личностное образование, которое включает в себя: систему достаточно устойчивых, статических компонентов, психических образований - знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, смыслов и ценностей личности, ее отношений, предпочтений и т. п., в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности» [6]. Н. В. Ипполитова рассматривает «готовность» как сложное интегративное личностное образование, активно-действенное субъективное состояние личности, характеризующее мобилизованность сил для выполнения поставленной профессионально-педагогической задачи [4]. Данные определения мы используем как базовые в своем исследовании. Нами готовность к профессиональной деятельности понимается как психологический настрой личности и установка на активные действия при выполнении профессиональных задач.

В современной научной литературе выделяют различные виды готовности к профессиональной деятельности: психологическую готовность, которая включает в себя интеллектуально-познавательную, мотивационную, операци-онально-деятельностную готовность; готовность к творчеству, к безопасности жизнедеятельности; готовность к профессиональному и личностному самоутверждению; психофизиологическую, научно-теоретическую, практическую готовность, коммуникативную готовность и др. [6].

Коммуникативная готовность предполагает наличие у профессионала достаточного уровня развития умений и навыков конструктивного и эффективного контактного взаимодействия с людьми, с профессиональной средой, профессионального общения с сотрудниками и руководителями, готовности идти на деловое и личностное взаимодействие с коллегами по работе и способности устанавливать, поддерживать и развивать такое взаимодействие [6]. Т. е. коммуникативная готовность есть часть общей профессиональной готовности специалистов.

В этой связи необходимо также отметить, что в наше время коммуникация

на одном языке не является достаточной. Одной из основных компетенций современных выпускников является компетенция, относящаяся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке [3]. Т. е. в состав коммуникативной готовности правомерно включить также и готовность к профессионально-ориентированному иноязычному общению, которая является частью готовности к профессионально-ориентированному общению в общей системе профессиональной готовности.

Анализ психолого-педагогических исследований по вопросу структуры готовности к профессиональной деятельности (М. В. Дементьева, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Р. А. Коновалова, В. А. Сластенин) позволил нам выделить три основных компонента готовности к профессионально-ориентированному общению: личностный; когнитивный; праксиологический.

Личностный компонент характеризует степень нравственно-психологической готовности студента к профессионально-ориентированному общению. Он отражает степень сформированности ценностных ориентаций, которые образуют содержательную сторону направленности личности и выражают внутреннюю сторону ее отношений к действительности; интерес к данному виду профессиональной деятельности, выраженный в положительно-эмоциональном отношении к профессии и стремлении к овладению знаниями и умениями; уровень развития мотивации как стимулирующую функцию готовности студента к профессиональному общению. Мы выделяем доминирующие мотивы, связанные с профессиональной деятельностью: коммуникативный, познавательный и инструменальный. Также данный компонент отражает степень сформирован-ности потребности в достижениях, целевых ориентаций, проявления воли и настойчивости, способности к языку (грамматические, дискурсивные, социолингвистические, стратегические), качеств личности: профессиональных, деловых, коммуникативных, креативности, толерантности и т. д.

Когнитивный компонент отражает степень теоретической готовности к профессионально-ориентированному общению на русском и иностранном языке. Подготовка охватывает два направления: профессионально-коммуникатив-

ное направление (овладение и развитие языковых знаний, репрезентирующих соответствующую сферу профессиональной деятельности посредством интеграции дисциплины «иностранный язык» в общий курс профессиональной подготовки), и профессиональное межкультурное направление (знание национальных особенностей родной и иноязычной культуры, речеповеденческих норм социума в процессе профессионального взаимодействия). Таким образом, данный компонент включает комплекс лингвистических, социолингвистических, дискурсивных, стратегических, социокультурных знаний; а также комплекс профессиональных знаний: делового этикета, правил поведения и т. д., которые и определяют теоретическую готовность к профессионально-ориентированному общению.

Праксиологический компонент характеризует практическую готовность студентов к профессионально-ориентированному общению. Выделение этого компонента обусловлено тем, что усвоение знаний неразрывно связано с применением их на практике и формированием умений и навыков иноязычного общения, что составляет основу практической подготовки студентов к общению в своей профессиональной сфере. В структуру данного компонента мы включаем комплекс иноязычных умений: коммуникативных, направленных на овладение определенными способами и приемами для установления контакта и взаимоотношений в процессе профессионального общения; лингвистических, направленных на умение использовать язык в целях профессиональной коммуникации; информационно-аналитических - на умение работать с профессионально-ориентированной информацией; креативных - умение эффективно и продуктивно выстраивать свою профессиональную стратегию; рефлексивных, направленных на адекватную и аналитическую оценку взаимодействия партнеров в ситуациях профессионально-ориентированного общения.

Вышеизложенное позволяет рассматривать готовность студентов к профессионально-ориентированному общению как интегративной характеристики личности, которая может рассматриваться как взаимодействие и взаимопроникновение личностного, когнитивного и праксиологического компонентов, интег-

рация и степень сформированности которых определяет успешность и продуктивность профессионально-ориентированного общения.

Под педагогическими условиями мы понимаем комплекс взаимосвязанных мер педагогического процесса, обеспечивающих эффективность формирования готовности к профессионально-ориентированному общению.

Первое условие - формирование устойчивой нравственно-психологической готовности студентов к изучению иностранного языка как профессиональной ценности. Данное условие способствует формированию мотивационной, эмоционально-волевой готовности, формированию ценностных ориентаций, качеств личности, потребностей и т. д. и реализуется через взаимосвязь процесса обучения с содержанием профессиональной деятельности с использованием иностранного языка как средства профессионально-ориентированного общения. Именно сочетание различных стимулов, побуждающих обучаемых к активной учебно-познавательной деятельности; разнообразных форм проведения занятий; создание положительной эмоциональной атмосферы в процессе подготовки и создание ситуаций профессионального иноязычного общения способствует формированию личностного компонента готовности к профессионально-ориентированному общению.

Второе условие - обеспечение междисциплинарной интеграции с учетом профилирующих дисциплина на всех этапах формирования готовности к профессионально-ориентированному общению. Данное условие обеспечивает формирование когнитивного компонента готовности к профессионально-ориентированному общению и достигается путем перераспределения тем в учебных программах во взаимосвязи с профилирующими дисциплинами, учитывая цель и место дисциплины в учебном плане и его связи с предшествующими и последующими дисциплинами, максимально сохраняя целостность общего курса. Такая интеграция методов, форм проведения занятий обеспечивает актуализацию профессиональных знаний, навыков, умений студентов.

Третье условие - осуществление взаимосвязи и логической последовательности этапов формирования готовности студентов к профессионально-ори-

ентированному общению при использовании инновационных педагогических технологий в образовательном процессе, обеспечивающих формирование праксиологического компонента, а также общей готовности к профессионально-ориентированному общению. В нашем исследовании мы используем элементы инновационных педагогических технологий, таких, как элементы информационных технологий, элементы проектной методики, элементы модульного обучения, что обеспечивает сочетание различных видов деятельности студентов: учебно-познавательных, учебно-практических и самостоятельной практической деятельности. Формирование данной готовности осуществляется поэтапно, содержание каждого этапа соотносится с предыдущим и обеспечивает последовательное накопление иноязычных знаний, навыков, умений.

Итак, к педагогическим условиям эффективного формирования готовности к профессионально-ориентированному общению студентов университета мы относим условия, выделяемые на основе цели и особенностей данной подготовки: условия, способствующие формированию трех компонентов готовности к профессионально-ориентированному общению - личностного, когнитивного и праксиологического.

Библиографический список

1. Бурнатова, Н. П. Формирование готовности педагогов к профориента-ционному содействию школьникам (в системе повышения квалификации: автореф. дис. кан. пед. наук: 13.00.08 / Бурнатова Наталья Павловна. - Челябинск. - 2004. - 23 с.

2. Гертнер, С. В. Формирование готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях: автореф. дис. Канн.пед. наук: 13.00.08 / Гертнер Светлана Владимировна. - Екатеринбург. - 2005. - 22 с.

3. Игропуло, И. Ф., Ботвинева, Н. Ю. Профессиональная направленность обучения в ВУЗе в контексте компетентностного подхода / Н. Д. Игропуло, Н. Ю. Ботвинева // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки» № 4. - Режим доступа: http://www.ncst.ru.

4. Ипполитова, Н. В., Колесников, М. А., Соколова, Е. А. Система профессиональной подготовки студентов педагогического ВУЗа: личностный аспект: монография / Н. В. Ипполитова, М. А. Колесников, Е. А. Соколова. - Шадринск. Изд. ПО «Исеть», 2006. - 236 с. - ^N5-7142-0754-8. - 1000 экз.

5. Карпов, А. В. Психология труда // Учебник для ВУЗов. - М.: «Владос-пресс», 2003. - 352 с.

6. Каширин, В. А. Сластенин. - М.: Изд-во высшее образование, 2001.

- 473 с.

7. Леонов, Н. И. Психология делового общения. - Воронеж: МДОЭК, 2002. - С. 3.

Bibliography

1. Bumatova, N. P. Formation of Teachers' Preparedness for Students Professional Orientation Assistance: Can. Degree th. Report: 13.00.08 / Burnatova Natalja. - Chelyabinsk. - 2004. - Р. 23.

2. Gertner, S. V. Formation of Teachers Preparedness to Work with Children in Summer Camps: Cand. Degree th. Report: 13.00.08 / Tchelyabinsk. - 2005.

- 22 p.

3. Igropulo, I. F, Botvineva, N. U. Professional Training at University in Context of Competence Approach / N. D. Igropulo, N. Y. Botvineva // Collected Essays SevKavGTU. Series «Humanities» № 4. - The regime of access: http:// www.ncst.ru.

4. Ippolitova, N. V, Kolesnikov, M. A, Sokolova, E. A. The System of University Student's ProfessionalTraining: Personal Aspect: Monograph / N. V. Ippolitova, M. A. Kolesnikov, E. A. Sokolova. - Shadrinsk. Publ. ON «Iset», 2006. - 236 p.

5. Karpov, A. V. Psychology of Labour / Textbook for Universities. - M.: Vladospress, 2003. - 352 p.

6. Kashirin, V. P., Slastenin, V. A. Psychology and Pedagogics / V. P. Kashirin,V. A. Slastenin. - M.: High Education, 2001. - 473 p.

7. Leonov, N. B. Psychology of Business Communication / Voronezh: MDOEK, 2002. - P. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.