Федеральный государственный образовательный стандарт
УДК 37
О.В. Смоленцева
Пути формирования эффективной образовательной среды
в школе
Аннотация
В статье представлены пути организации эффективного взаимодействия семьи и школы. Автор выделяет условия, необходимые для организации эффективного взаимодействия с родителями. Установлено, что социализация обучающихся зависит от совокупности различных ресурсов семьи. Культурно-образовательный потенциал родителей обуславливает объем и характер их помощи в учебе. Материальные возможности позволяют создать содержательную образовательную среду. От жилищно-бытовых условий зависит режим и организация учебного труда дома. Отношение между обучающимся и средой характеризуется местом семьи в социальной иерархии.
В этой связи необходим поиск новых подходов к анализу социально-педагогических явлений, происходящих в современном обществе
I Ключевые слова: взаимодействие с родителями, народная педагогика, поликультурное воспитание, развивающая педагогическая среда, социальное партнерство, духовно-нравственное воспитание, образование, традиции и инновации, социальная стратификация.
Abstract
The report presents the organization of effective interaction of family and school. The author identifies the conditions necessary for effective interaction with parents. It is established that the socialization of students depends on a host of different resources for the family. Cultural and educational potential of parents determines the scope and nature of their assistance in their studies. Material capabilities allow you to create a meaningful educational environment. From living conditions depends on the mode and organization of educational work at home. The relationship between the student and the environment is characterized by family within the social hierarchy.
In this regard, the search for new approaches to the analysis of social and pedagogical phenomena in modern society
I Keywords: cooperation with parents, folk pedagogy, multicultural education, pedagogical educational environment, social partnership, a spiritual-moral upbringing, education, traditions and innovations, social stratification.
Сегодня родители являются полноправными членами образовательного сообщества, участвуют в школьном самоуправлении. Но проблема заключается в том, что таких активных родителей, на самом деле включенных в школьную жизнь, по-прежнему мало. Учителя часто жалуются на индифферентность основной массы родителей, формальное участие в школьной жизни и стремление уклониться от участия в воспитательном процессе.
Что необходимо учесть при планировании образовательного процесса, чтобы выстроить успешное, эффективное взаимодействие с родителями?
Во-первых, опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы с привлечением родительской общественности часто зависит от умелого использования народных педагогических средств, в которых обучение и воспитание осуществляются в гармоничном единстве. «Внутрисистемное совершенствование школы, по нашему глубокому убеждению, должно проводиться не в виде ломки сложившихся традиций и слепого копирования чуждого нам образовательного опыта, а основываться на качественном улучшении и обновлении того, что уже существует в отечественном образовании,
26 Инновационнные проекты и программы в образовании № 5, 2015
опираться на выработанные веками основные социально-педагогические принципы: народность, духовность, научность и гуманность» [1,2]. Особое место в народной педагогике занимает труд. Многообразны дела, полезные для семьи, соседей, односельчан, людей вообще, — вот на что делает ставку народная педагогика.
Традиции выполняют роли социальных механизмов передачи опыта старшего поколения. Благодаря преемственности обеспечивается передача и освоение новых традиций, идей, форм и средств культурного развития, которые передаются из поколения в поколение. Развиваясь, обогащаясь и видоизменяясь. Без памяти исторической — нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания — нет духовности, без духовности нет личности, без личности — нет народа [1,4,7].
Во-вторых, необходимо учитывать, что Российская Федерация, согласно Конституции,— многонациональное государство. Сейчас решается сложнейшая задача переосмысления понятия «нация», роли отдельного народа в мировом сообществе, взаимодействия и диалога различных этнических групп не только в рамках одной страны, но и всего мира. На данном этапе развития нашего общества поликультурное воспитание относится к инновационным приоритетам модернизации российского образования. «Феномен поликультурного образования исследован как особый вид образования, которому характерны следующие особенности: он позволяет лучше узнать политические, социальные, экономические отношения, которые личность черпает в различных культурах и с которыми сталкивается человечество; в нем личность развивается в ходе восприятия, оценки и работы в системе обмена ценностями многообразных культур, которые оказывают прямое или косвенное влияние на весь учебный процесс и через него на личность...» [10, с. 7].
Известно, что существует пять основных этапов сформированности поликультурной позиции личности:
- на когнитивном (познавательном) этапе — освоение образцов и ценностей родной и мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества;
- на ценностном (аксиологическом) этапе — формирование предрасположенности к межкультурной коммуникации и обмену, толерантности по отношению к другим народам, культурам, социальным группам;
- на оценочном (коннотативном) этапе — формирование умения четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;
- на деятельностном (поведенческом) этапе -активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции;
- на социально-психологическом этапе — формирование гармоничной российской идентичности на основе этнокультурного и национально-территориального самосознания [9].
У поликультурного воспитания особая миссия — возрождение гуманистических принципов межкультурного
общения, диалога культур и наций, и участие родителей в этих процессах переоценить трудно.
Третье условие успешности — создание развивающей педагогической среды. Настоящий период в России является кризисным и достаточно спорным как в экономическом контексте, так и в рамках модернизации отечественной системы образования [4]. Данный этап рождает определенные противоречия и предпосылки создания инновационной образовательной среды, учитывающей происходящие социокультурные изменения. Основными проблемами выступают вопросы частного и практического характера, а именно:
- организация образовательного пространства и жизнедеятельности образовательной организации;
- построение управления и дисциплины на основе финансово-хозяйственной деятельности;
- воспитание личности и индивидуальности в контексте поликультурного общества, а также вопросы дифференциации в коллективе;
- определение символики и ритуалов образовательного пространства;
- обоснование необходимости присутствия эмоционального переживания в обучении всех субъектов образовательного процесса;
- вопросы ответственности и наказания и другие вопросы.
Проблемы весьма схожи с проблемами 20-х — 30-х
годов прошлого столетия, когда А. С. Макаренко создал прецедент социально-педагогического проектирования развивающей среды, а также заложил основы практического решения данной проблемы, апробировав на практике схему деятельности по созданию развивающей педагогической среды:
1) педагогический замысел (для организации деятельности в неопределенной ситуации);
2) механизмы его реализации (детско-взрослая общность, система разновозрастной кооперации, демонстрация образцов педагогического взаимодействия в «живой» коммуникации);
3) осмысление опыта деятельности (педагогические труды).
Главными принципами педагогической системы
А.С. Макаренко были оптимизм и принцип социального гуманизма, основу которого составляла глубокая вера в творческие силы человека, в большие его возможности. Новый человек, новая личность рождается не в результате каких-то педагогических воздействий, а в совместном преодолении трудностей, в совместном поиске выхода из сложнейших ситуаций, в сопереживании успехов — словом, в совместном проживании неудач и успехов. И позиция педагога при этом не над ребенком, даже не рядом с ребенком, а вместе с ребенком. Таков один из педагогических постулатов методики коллективного творческого воспитания [6].
Организованная образовательная среда строится, прежде всего, на принципе единства жизни и воспитания, общества и образовательной организации, обучения и производства.
В-четвертых, Учитель и Родители сегодня — социальные партнеры, у них взаимная ответственность за результат — воспитание Ребенка, нового гражданина современной России. Выявление проблемных зон в
Пути формирования эффективной образовательной среды в школе 27
период школьного довузовского образования, профессионального самоопределения учащихся, определение конкретных действий в подготовке конкурентоспособного выпускника, специалиста обеспечит рост качества образования. Следует учесть, что необходимо постоянно взаимодействие с родителями в процессе оптимального выбора учащимися профиля обучения с перспективой на профессиональное образование, опирающегося на запросы рынка труда [7,8].
Организационно-педагогическими условиями обеспечения проф-ориентационно-значимого партнерства являются:
- введение в школах дополнительной функции по организации социального партнерства с целью повышения готовности учащихся к профессиональному выбору;
- использование интерактивных форм и методов;
- создание единой информационной среды;
- обеспечение повышения педагогического мастерства всех субъектов — участников педагогической и информационной поддержки.
Особенности и преимущества социального партнерства для школы:
- обеспечение вариативности содержания образовательного процесса, предоставление широкого спектра образовательных услуг. Ориентированных на потребности учащихся и запросы рынка труда;
- создание новой информационно-образовательной среды, эффективное использование имеющихся ресурсов городской системы образования, оптимизация управления, то есть это новый управленческий механизм;
- повышение интеллектуального потенциала, служащего основой для накопления наиболее ценного педагогического и управленческого опыта, то есть формирование в прямом взаимодействии с родительской общественностью педагога новой формации;
- процесс интеграции с вузом наиболее востребованных образовательных программ, как на базе школы, так и на базе вуза с привлечением школьных и вузовских преподавателей, в идеале для школьников является благоприятной нишей успешного освоения основ базовых дисциплин, что обеспечивает качественную довузовскую подготовку, подготовку к ЕГЭ, осознанный выбор профессии [3,5].
Сетевой проект социального партнерства можно рассматривать как экономический, социальный результат [9]. Для региональной системы управления образования он актуализирует проблемы профильного обучения в образовательных организациях, для школ сетевого проекта — это средство развития собственного содержания, повышение их инвестиционной привлекательности.
Следующее условие связано с тем фактом, что в организации взаимодействия необходимо учитывать явление социальной стратификации. Становление капиталистического уклада и сопровождавшее его резкое социальное расслоение населения кардинально изменили социальную ситуацию развития обучающихся и обусловили необходимость учета позиции их семей в системе социальной стратификации. Социальная стратификация выступает как неотъемлемое свойство (атрибут) образовательного пространства, поскольку все обучающи-
еся независимо от пола, возраста, состояния здоровья, индивидуально-типологических особенностей являются носителями социального статуса родителей.
Согласно официальным данным, разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян в 1 квартале 2010 г. составила 15 раз (Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики), в то время как приемлемым считается в 5-7 раз (Тихонова Н.Е. Страшно богатые).
Принадлежность родителей к определенному социальному слою обуславливает характер восприятия ими социальной действительности и специфику вырабатываемого к ней отношения, которое ретранслируется детям благодаря естественности усвоения социального опыта в семье, особой значимости родительского авторитета. Появляющиеся еще в подростковом возрасте способность к рефлексии и новый уровень самосознания формируют способность обучающихся к социальной самоидентификации, обуславливают присвоение социальных представлений родителей. Таким образом, будучи представителями тех или иных социальных слоев, обучающиеся присваивают, впитывают социальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и эмоциональные явления (потребности, отношения, интересы, настроения) своего социального строя.
Одним из следствий резкого социального расслоения является широкое распространение аутсайдерских настроений среди родителей, социальная апатия, неспособность передать детям конструктивные стратегии адаптации и автономизации (обособления) в обществе, не говоря уже о стратегиях самоактуализации и самореализации. Памятуя о диалектической связи психологии и педагогики, нельзя допустить появления педагогики бедности и педагогики богатства в системе российского образования.
Социализация обучающихся зависит от совокупности различных ресурсов семьи. Культурно-образовательный потенциал родителей обуславливает объем и характер их помощи в учебе. Материальные возможности позволяют создать содержательную образовательную среду. От жилищно-бытовых условий зависит режим и организация учебного труда дома. Отношение между обучающимся и средой характеризуется местом семьи в социальной иерархии.
В этой связи необходим поиск новых подходов к анализу социально-педагогических явлений. Основа для развития социально-критического направления заложена выдающимися учеными, философами и педагогами Г.П. Щедровицким, Э.В. Ильенковым, В.В. Давыдовым, В.И. Загвязинским и другими, рассматривающими феномен образования в широком социально-культурном контексте, стремящихся переосмыслить его роль и устройство в направлении прогресса всего общества, а не обслуживания интересов элитных социальных групп. Наконец, самое важное — в работе с родителями необходимо использовать в единстве все виды воспитательного воздействия — открытое и незаметное, прямое и опосредованное. Необходима искренняя заинтересованность в каждом ребенке и каждом родителе. Бим-Бад Б.М. утверждал, чтобы человек чего-то добился, им
28
нужно «восторгнуться». Необходимо включение КАЖДОГО родителя в совместную деятельность, которая развивает все три стороны личности: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Таким образом, мы будем формировать научные
Инновационнные проекты и программы в образовании № 5, 2015
знания (повышать педагогическую культуру родителей), мотивацию к сознательному ответственному родитель-ству и осознанному сотрудничеству со школой; организуем успешное взаимодействие с родителями по созданию эффективной образовательной среды.
Литература
1. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование / Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл.ред. В.В. Давыдов. М: Большая российская энциклопедия, 1991. Т. 2. С.123-156.
2. Вербицкий А.А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. 2012. № 6. С.5-17.
3. Давыдова Н.Н., Синякова М.Г., Фоменко С.Л. Развитие взаимодействия образовательных, профессиональных и общественных организаций в условиях сетевой кластерной интеграции // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 5. С.48-51.
4. Загвязинский В.И., Плотников Л.Д., Волосникова Л.М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития. // Образование и наука. 2013. № 4. С.3-18.
5. Игошев Б.М., Давыдова Н.Н., Симонова А. А., Фоменко С.Л. Образовательный кластер как системообразующий компонент региональной модели непрерывного педаго-
#
гического образования. // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С.72-77.
6. Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания. Ч.1. Деловые и личные письма и статьи 1921-1928 гг. Н. Новгород. 2007. 234 с. 7.
7. СиденкоА.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения. // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С. 56-65.
8. Сиденко Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения. //Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14.
9. Фоменко С.Л., Давыдова Н.Н., Синякова М.Г. Тенденции развития социального партнерства в условиях сетевой кластерной интеграции. // Педагогический журнал Башкортостана 2014. № 5(54). С.36-46.
10. Шеболкина Е.П. Этнокультурное образование в Республике Коми: цели и принципы. // Образование в Республике Коми. 2011. № 1. С.40-43.
References
1. Bim-bad B.M., Petrovsky A. V. Education / Russian pedagogical encyclopedia: In 2 volumes/ CH.ed. V.V. Davydov. M: Great Russian encyclopedia, 1991. Vol. 2. S. 123-156.
2. VerbickijA.A. Formation of a new educational paradigm in Russian education // Education and science. 2012. No. 6. C. 5-17.
3. Davydova N. N., Sinyakova M.G., Fomenko S.L. The Development of cooperation between educational, professional and community organizations in a networked cluster integration / Innovation projects and programmes in education. 2014. No. 5. P. 48-51.
4. Zagvyazinsky V.I., Plotnikov L.D., Volosnikova L.M. Pedagogical education in Russia and the strategy of its possible development. // Education and science. 2013. No. 4. S. 3-18.
5. Igoshev B.M., Davydova N.N., Simonova A.A., Fomenko S.L. the Education cluster, as a core component of the regional model of continuous pedagogical education. // Pedagogical education in Russia. 2014. No. 10. P. 72-77.
6. Makarenko A. S. the School of life, work, education. Part 1. Business and personal letters and articles 1921-1928, N. Novgorod. 2007. 234 p.
7. Sidenko A.S. On the model of preparing schools for the implementation of the FSES of the second generation. // Education and science. No. 1 (90). 2012. P. 56-65.
8. Sidenko E.A. Professional development of the teacher in the conditions of introduction of fgos of new generation. //Educa-tion and science. 2012. No. 8. Pp. 5-14.
9. Fomenko S.L., Davydova N.N., Sinyakova M.G. Tendencies of development of social partnership in the conditions of the network cluster integration. // Pedagogical journal of Bashkortostan 2014. No. 5(54). P. 36-46.
10. Shebalkina E. P. ethno-cultural education in the Komi Republic: objectives and principles. // Education in the Republic of Komi. 2011. No. 1. P. 40-43.